Юристы о реформе казахстанской полиции – "за" и "против". Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Министерство внутренних дел проведет работу над ошибками

Очередное реформирование МВД обойдется казне почти в 10 миллиардов рублей. Что же мы получим на выходе за такую кругленькую сумму?

Новая программа преобразований в ведомстве, опубликованная на сайте МВД, фактически констатирует провал предыдущей реформы. Многие проблемы российской милиции в «обновленной» полиции не только не решены, но, по признанию разработчиков программы, даже усугублены. И если в ближайшие шесть лет ситуация в органах не изменится, кризис правоохранительной системы грозит принять патологические формы. Полицейские эксперты говорят о неминуемой утрате доверия к людям в форме, увеличении количества безнаказанных преступлений, снижении уровня безопасности во всех сферах и даже «усилении угрозы срыва проведения крупных международных и массовых спортивных мероприятий».

Невеселая перспектива, не так ли? Впрочем, в МВД призывают не паниковать. И предлагают на общественный суд проект новой госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Рассчитана она до 2020 года, а обойдется казне очередное обновление почти в 10 миллиардов рублей. Что же мы получим на выходе за такую кругленькую сумму?

СЛЕДСТВИЕ

Здесь к исходу второго десятилетия 21 века нам обещают «Укрепление законности в деятельности следователей». То есть посаженных по сфабрикованным делам должно стать меньше, как и уголовных дел, возвращенных прокурорами на дорасследование. Предполагается также «Повышение уровня защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, возмещение потерпевшим причиненного ущерба».

ПРЕСТУПНОСТЬ

Это самый обширный пункт Программы. В первую очередь, эксперты предрекают сокращение нераскрытых преступлений и непойманных преступников. При этом благодаря «стабильному функционированию подразделений» предполагается сократить долю тяжких преступлений от общего количества злодеяний:

Бытовых убийств - до 25,4%
- причинение тяжкого вреда здоровью - 23,7%
- причинение среднего вреда здоровью - 22,1%.

Достичь таких результатов эксперты предлагают в том числе и благодаря жесткому контролю за освободившимися зеками, «учетными» наркоманами и алкоголиками.

КАДРЫ

Уделено внимание и простому общению правоохранителей с гражданами.

«Исключение фактов отказа в приеме и регистрации поступивших в орган внутренних дел заявлений, сообщений о преступлениях и происшествиях, - гласит один из пунктов Программы. - Обеспечение своевременного реагирования на всю поступающую информацию о преступлениях и происшествиях. Вежливое и корректное обращение с гражданами, обратившимися в органы внутренних дел».

Повышаются требования и к собственным кадрам. В МВД признаются, что именно кадровой системе был нанесен наибольший урон в ходе предыдущей реформы. Сократилось количество оперативных подразделений, зато расплодились штабные структуры. Многие сельские районы остались без участковых, в городах не хватает банальных пэпээсников. По Программе, главными критериями при приеме на службу в ближайшие годы станут «высокий образовательный уровень» и «высокое качество специальной профессиональной подготовки». А проследить за работой родной полиции предлагается самим гражданам через механизмы гражданского контроля. Командиры же подразделений смогут всегда знать, чем занимаются их подчиненные через новейшие системы слежения различных электронных гаджетов - от планшетов до смартфонов.

НАЧИСТОТУ

Что забуксовало

Не происходит снижения количества тяжких преступлений.
- Коррупция в органах внутренних дел так и не побеждена.
- Уровень престижности службы на крайне низком уровне.
- Степень доверия граждан по-прежнему минимальна.
- Отмененная палочная система де-факто существует на практике.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Реформа Нургалиева прошла в 2011 году. В начале 2000-х милицию попытались разделить на федеральную и муниципальную, однако эта инициатива растворилась в высоких кабинетах. Последняя же полномасштабная реформа МВД произошла в конце 60-х при министре Николае Щелокове. Он не только перенял тогда все передовые мировые технологии в области криминалистики, но и приблизил милицию к народу, сделав профессию правоохранителя престижной.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции в отставке:

«Нужна новая переаттестация»


- Сейчас можно сколько угодно охаивать предыдущую реформу, но хорошо хоть ее начали. Беда прежних руководителей МВД, а может быть, и их вина в том, что они не смогли доказать нецелесообразность сокращения на 20%. В итоге сегодня у нас 18% личного состава не хватает.

Поэтому в первую очередь надо вернуть участковых и сыщиков в том количестве, в каком они должны быть на территории. На это нужны деньги. Они, конечно, заложены, но возвращать людей надо сегодня.

Далее - восстановить в полном объеме систему сельских отделов. Не дело, когда на несколько поселений - один участковый. И тот без машины. А жителям, чтобы получить какой-нибудь разрешительный документ - будь то на автомобиль или охотничье ружье, - приходится ездить за 100 километров.

Третье - нормально подготовиться к новой переаттестации. Первая явно не удалась, ее пытались провести как можно быстрее, но такие вещи с наскока не делаются. К тому же на этом процессе многие нагрели руки. В результате профессионалы, не желавшие платить, ушли. Эти кадры тоже надо возвращать.

ВОПРОС ДНЯ

Какая еще реформа нужна МВД?

Юнус-Бек ЕВКУРОВ, глава Ингушетии:

Разными реформами мы ничего не добьемся и доверие к полиции никак не повысим, если сам народ у нас не будет законопослушным. Я имею в виду и чиновников, и простых граждан. И еще надо улучшать правовое воспитание, просвещение - в школах, вузах, по месту жительства.

Роберт БАШИРОВ, подполковник полиции, Волгоград:

Полицию нужно реформировать и количественно - увеличить штат. И функционально - освободить от несвойственной для нас работы. Теми же рынками и бабками-торговками должна заниматься администрация, а мигрантами - УФМС. Иначе для чего это ведомство создавалось?

Главный упор нужно делать на изменение менталитета сотрудников. Чтобы люди гордились своей работой, а не воспринимали ее как средство для получения прибыли. Но это очень сложный, длительный и болезненный процесс. И полиция должна пройти его вместе со всем обществом. Мгновенными реформами решить эту проблему невозможно.

Антон ЦВЕТКОВ, член Общественного совета при ГУ МВД Москвы:

Во-первых, я бы усилил правовую защиту самих сотрудников полиции. Многие боятся даже в очевидных ситуациях принимать те или иные решения. Во-вторых, снизил бы бумажную нагрузку на сотрудников. И упростил бы процедуру принятия заявлений у граждан.

Андрей ДУНАЕВ, экс-глава МВД в правительстве Ельцина и Гайдара, предприниматель:

Реформ больше не надо! А надо выполнять все законы, которые приняты. И не ругать полицию на каждом перекрестке. Последние события показали, что там есть и герои, и профессионалы, которые нормально выполняют свой долг.

Михаил ПАШКИН, председатель неформального профсоюза сотрудников полиции Москвы:

Закон-то о полиции приняли, а как его заставить работать? Там написано, что основным критерием работы правоохранительных органов является мнение граждан. Вот было бы так - если 30% населения района недовольны работой местной полиции, надо уволить ее начальника. А не переводить на другое место.

Алекс ФЕДОРОВ, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

Хватит уже тратить деньги на реформы. Нужен нормальный антикоррупционный контроль, начиная с самых верхов МВД.

Так получилось, что мы живем в затяжную эпоху перемен. Перестройка общества, которая началась в 1985 году прошлого столетия отказом от советского строя в пользу демократических свобод, продолжается до сих пор. Прошло 33 года. Много это или мало для того, чтобы увидеть результаты глобальных изменений? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав реформу полиции.

Мы новый, мы светлый мир построим…

Когда в далекие 80-е Страна советов встала на рельсы демократического развития и понеслась в светлое капиталистическое будущее, никто не мог предположить, что через каких-то 20 лет в России вновь появится полиция. Для поколения людей, выросших в советское время, слово полиция имело негативный посыл, вызывающий гнев и ярость. Это связано и с революционным прошлым, когда царская полиция преследовала революционеров, и с войной 1941 года, когда полицаи, служившие немецким оккупантам, убивали мирных граждан.

Но время идет, выросло новое поколение, которое не было воспитано на славном советском прошлом, и поэтому сейчас слово "полицейский" не режет слух. Почему поменяли вывеску? Кому и зачем понадобилось проводить реформу МВД в 2011 году? Если быть точнее, то подготовка реформы началась в 2009 году с указа президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов РФ». Этот указ стал ответом на те безобразия, что творились в органах правопорядка.

Милицейский беспредел

Одно громкое дело за другим: российские СМИ только и успевали освещать тяжкие преступления, в которых виновниками были сотрудники милиции.

2003 год. Шесть офицеров московского уголовного розыска и генерал-лейтенант МЧС Владимир Ганеев получили по 15-20 лет колонии строгого режима. С начала 90-х годов эти стражи правопорядка, угрожая расправой и тюрьмой, обирали предпринимателей столицы. В их банковских ячейках следствие обнаружило более трех миллионов долларов. С этого дела в обиход вошло устойчивое выражение: оборотни в погонах.

2004 год. Сержант милиции г. Москвы Сергей Коструба приговорен к девяти годам колонии строгого режима. Гражданину Таджикистана Рустаму Байбекову в последний день июля не повезло: за безбилетный проезд в метро ему пришлось расплатиться жизнью. Ревностный страж порядка, обнаружив «зайца» на подведомственной территории, потребовал документы. К несчастью, у задержанного не оказалось регистрации, и он еще имел наглость отказаться заплатить штраф на месте. Не дожидаясь суда и следствия, сержант вынес нарушителю приговор и тут же привел его в исполнение: убил безбилетника выстрелом в рот.

2008 год. Три сотрудника саратовского ОВД приговорены к 23 годам колонии строгого режима. Будучи сильно пьяными, милиционеры избили гражданина армянской национальности и, облив бензином, заживо его сожгли за отказ несчастного взять на себя вину за кражи.

И последней каплей стало резонансное дело начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова. В 2009 году, находясь под воздействием алкоголя, милицейский босс смертельно ранил таксиста, открыл пальбу по прохожим на Шипиловской улице г. Москвы, но этого показалось ему мало. Ворвавшись в супермаркет «Остров», обезумевший милиционер застрелил кассиршу и отстреливался от сотрудников правоохранительных органов, приехавших на задержание. В результате боевых действий пьяного майора погибли два человека, ранено - семь, и в шоке вся страна. Суд приговорил бывшего милиционера к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Предпосылки реформы

Накал негативных событий, выставляющих органы правопорядка в неприглядном свете, свидетельствовал о процветании коррупции и неспособности существующей системы справляться с современными реалиями. Реформа в России должна была разрешить накопившиеся противоречия:

  1. Закон о милиции, принятый в 90-х годах, не отвечал современным требованиям. Множественные поправки в законопроект, которые вносились на протяжении 20 лет, создали путаницу в полномочиях ОВД. Несогласованность обязанностей различных структур органов правопорядка привела к неэффективной работе, дублированию деятельности и выполнению несвойственных для милиции функций.
  2. Закон о милиции и акты, которые регулировали деятельность правоохранительных органов, часто опровергали друг друга, что повлекло трудности в их правовом применении.
  3. Злоупотребление должностными положениями и репрессивные действия к согражданам окончательно настроили население против сотрудников милиции.
  4. Неконтролируемые противоправные действия стражей правопорядка свидетельствовали об отсутствии четко прописанных их прав и обязанностей, внутренней дисциплины, строгого отбора кандидатов, желающих работать в ОВД.

Законодательная база

Жизнь заставила взглянуть правде в глаза: так продолжаться больше не может. Необходимы не столько, может быть, глобальные, сколько реальные, работающие изменения в функционировании системы правопорядка. Для решения данных задач в 2011 году был принят ФЗ-3 «О полиции», который четко прописывал следующие положения:

  1. Полиция РФ защищает жителей страны, ее гостей и людей без гражданства. На это направлено 12 видов органов: защита, профилактика правонарушений и расследование преступлений, охрана, защита потерпевших, свидетелей и т. д.
  2. Реформа полиции коснулась обязанностей полицейского. Он должен защищать любого человека, попавшего в беду. Он обязан быть внимательным и вежливым в общении с гражданами. Полицейскому запрещено состоять в партии, чтобы сохранить беспристрастность. Поведение в рабочее и свободное время не должно отличаться. Полицейский является примером для граждан и т.д.
  3. Закон ФЗ-3 «О полиции» внес ряд запретов. Категорически запрещено применять к людям пытки, жестокие действия и унижать человеческое достоинство.
  4. Документ особо останавливается на повышении доверия населения к органам правопорядка. Полицейский несет ответственность за свои действия. За нарушение прав граждан полиция должна принести извинения, а сотрудник должен понести наказание вплоть до увольнения без права восстановления.

Интернет редактирует закон

Неслыханным делом стало предложение президента Дмитрия Медведева отдать закон на всеобщее обсуждение в Интернете. В результате в полемике приняло участие более 5 миллионов граждан России.

Народ не верил, что будут кардинальные изменения от простого переименования милиции в полицию России. Когда в комментариях люди высказывали свое мнение, это настроение четко прослеживалось. Но, несмотря на скептический настрой населения, к их мнению прислушались.

Из закона были исключены статьи, которые разрешали полицейским беспрепятственно проникать на территорию, считающуюся частной собственностью. «Презумпция законности полиции» вызывала также много критики. Так, по сути, любое действие полицейского считалось законным, пока не доказано обратное. Хотя прямой формулировки в законе нет, но оппозиция считает, что презумпция законности присутствует в документе в завуалированной форме.

Реформа шагает по стране

Ну, наконец-то, заживем: закон о реформе полиции принят и отдан на реализацию. Сейчас, как в песне, преступность снизится, а на улицах только вежливые и улыбающиеся полицейские. Но полет фантазии о светлом настоящем так и останется несбывшейся мечтой. Не будем забывать, что мы в России. И особенность национальных реформ заключается в том, что их сочиняют далекие от жизни простых людей чиновники, и также в нежелании государства достойно финансировать те самые реформы.

Денег хватило, только чтобы поменять вывески и а повышение зарплат… «Денег нет, но вы держитесь», - знаменитая фраза Дмитрия Медведева описывает истинное положение с зарплатами. Чтобы отчитаться в успешной реализации реформ, начальник полиции Ришат Нургалиев организует сокращение штатов. 22 % сотрудников были уволены, а освободившиеся деньги перераспределили на оставшихся - волшебное повышение зарплат состоялось. При этом ни одной дополнительной копейки не было потрачено. В который раз россияне убеждаются, что любое улучшение жизни происходит за их счет.

Что происходит? Реформа полиции!

Последствия сокращения штатов незамедлительно отразились на качестве работы. Объем выполняемых задач остался прежним, а ряды сотрудников, которые должны их решать, заметно поредели. Как отметили сами полицейские, времени на улыбки нет, работы много, какие-то вопросы решаются наспех и кое-как. Кроме того, реформа полиции коснулась и образования. Конечно, сама по себе идея, чтобы сотрудники полиции имели высшее юридическое образование, хороша. Но жизнь демонстрирует другое.

Теперь на место начальников в полиции сажают зеленых и неопытных выпускников вузов, а опытные и квалифицированные кадры из-за отсутствия высшего образования остаются на подхвате. Но это полбеды. Многие сотрудники с богатым опытом работы уволились, не желая выносить такую несправедливость. А выпускники юридических вузов, поработав три месяца в невыносимых условиях большого объема задач и вечной нехватки времени, тоже увольняются и предпочитают находить не столь нервную работу.

Картина маслом: несмотря на повышение зарплат, люди не спешат устраиваться на работу в полицию. Нехватка кадров ощутима в тех профессиях, которые работают непосредственно с населением: участковые, следователи, дознаватели и т. д. Но полностью укомплектован штат руководящих работников, пресс-служба, воспитательный, медицинский, юридические отделы. Дальше - больше.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Реформа полиции предусматривала пересмотр кадрового состава правоохранительных органов. Для этого было решено изменить штатное расписание и провести переаттестацию сотрудников. Данные шаги были призваны повысить уровень квалификации и исключить недобросовестных полицейских. Корректировка штатных расписаний должна была сократить руководящие должности и оптимизировать деятельность исполнительных штатных единиц. Но четких критериев оценки сотрудников разработано не было.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. На практике дело обстояло иначе, чем рисовалось идеальной теорией. Закон о полиции вышел в феврале 2011 года, к июлю этого же года необходимо было отчитаться по итогам проведения аттестации и изменений штатных расписаний. До мая министерство внутренних дел разрабатывало типовой штатник, а на местах документ дорабатывали до июля. В результате на аттестацию времени не хватило. Хорошо, ее продлили до середины августа. Но за такой короткий срок, если к делу подойти добросовестно, аттестовать всех сотрудников физически невозможно.

В итоге галопом провели аттестационные мероприятия без понимания, что проверять, и начальство вовремя успело отрапортовать о проделанной работе. Как выяснилось позднее, скоропалительные штатные расписания, которые делались второпях, не только не сократили руководящие должности, но и увеличили их, соответственно, число реально работающих сотрудников сократилось.

Благие намерения

Реформа (от милиции к полиции) предполагала, что работа правоохранительных органов должна была стать лучше, отрицательный имидж - остаться в прошлом, а доверие людей к полицейским возрасти. Однако формальный подход дал формальный результат. Изменения, конечно, есть: когда приходишь за справкой, тебе дают сначала бумажечку для подписи, где нужно оценить деятельность полиции. А как ее оценивать? В кабинете сидит сотрудница и спокойно выдает справки. Конечно, человек оценит работу этой женщины как хорошую. Отсюда и положительные цифры социальных исследований: доверие населения к полиции повысилось в два раза, т. е. с 23 % до 46 %. Опять все формально.

К примеру, в Грузии после реформы полиции доверие людей к сотрудникам правоохранительных органов повысилось с 5 % до 95 %, и это настоящие цифры. Секрет прост. Там реально хотели изменить все к лучшему, поэтому не ставили невыполнимых сроков и не требовали формальных отчетов. Увольняли всех, кто не соответствовал новым требованиям, а вновь поступивших новичков обучали. За взятки сажали на 10 лет. Несколько показательных судов довели до понимания, что все серьезно. Взятки прекратились. Воров в законе посадили всех в одну тюрьму, чтобы могли управлять только сами собой, а остальные покинули страну. В реорганизацию полиции были вложены большие средства: патрульно-постовая служба получила парк новых машин марок "Шкода-Октавия" и "Форд".

Построены красивые и удобные здания отделов милиции по всей Грузии. А здание МВД в столице поражает своими размерами и дизайном. Новая форма и оснащение полицейских по последнему слову техники также повысили их статус. Все за счет государства. Ну и, конечно, высокие зарплаты. Профессия полицейского очень престижна, и просто так на нее не устроишься, необходимо пройти строгий отбор. Благодаря реформе, Грузия признана одной из самых безопасных стран. Водители могут оставить ключи в машине и спокойно уйти. Никто ее не угонит. Забытые вещи будут дожидаться хозяина на том месте, где их оставили.

Будущие реформы

Как здесь не вспомнить крылатую фразу: «Эх, за державу обидно!» Что же мы не можем, что ли, так? Но надежда умирает последней. Правительство России предпринимает еще одну попытку провести глобальную реформу МВД в 2019 году.

Изменения преследуют две цели: сокращение управляющего аппарата и сокращение расходов на силовые структуры:

  1. Глобальной реформа называется потому, что срок ее реализации запланирован на 5 лет. За это время должна вырасти зарплата, улучшиться социальное обеспечение сотрудников.
  2. Слияние ведомств позволит сократить штат управленцев: патрульно-постовая служба соединится с ГИБДД, рассматривается вопрос об объединении прокуратуры и следственных органов.
  3. Реформа полиции сокращает некоторые функции ведомства: теперь выдачей паспортов будет заниматься МФЦ. Также гражданские организации возьмут на себя обязанность выдачи водительских прав.
  4. Вспомогательные профессии потеряют статус военнослужащих. Психологи, бухгалтеры, эксперты-криминалисты, сотрудники отдела кадров приобретут статус гражданских специалистов.
  5. Медицинский персонал перейдет под крыло Минздрава. Медицинское обслуживание сотрудников полиции будет осуществляться по страховым полисам, а результаты медкомиссии о годности к службе будут объективнее.
  6. В целях экономии средств и повышения квалификации сотрудников срок службы увеличивается с 20 до 25 лет.
  7. Федеральная служба исполнения наказаний войдет в состав МВД России.

Последняя реформа в планах правительства должна существенно улучшить работу полицейских. Жизнь показывает, что реформы продолжаются, и идут они с переменным успехом. Было бы здорово, если бы реализация новой реформы проводилась с учетом прошлых ошибок, а осуществлялась не для галочки, а для людей.

Что думают профессиональные юристы о реформе казахстанской полиции.

Министерство внутренних дел Казахстана начало реформу полиции с того, что стало оптимизировать свои структуры и для начала объединило ДВД и МПС в департаменты полиции. Корреспондент поинтересовался у юристов, что они думают о реформе полиции, и услышал критику и поддержку изменений.

Юрист Аскар Каймаков твердо убежден, что нашей полиции помогут только кардинальные изменения. Он очень критично воспринял начинания МВД.

"Лично я считаю, что отечественная правоохранительная система уже давно не способна выполнять свои функции, нужны более кардинальные реформы. Мне кажется, эта реформа ничего не даст. Проблема МВД – в коррумпированных и непрофессиональных сотрудниках и в неэффективном управлении. А не в том, к кому относится местная полицейская служба.

Пора в МВД провести полную люстрацию, всех уволить и нанять новых

Новая переаттестация не поможет. Как раз после прошлой аттестации многих хороших сотрудников и уволили", – считает он.

По его словам, даже повышение заработной платы – не гарантия того, что коррупция исчезнет из полиции.

"Если повышение будет существенным, до 300-400 тысяч тенге для рядовых следователей и оперативников и до миллиона для начальников управлений и выше, то, думаю, тогда будет лучше. Но нынешним некомпетентным и коррумпированным сотрудникам повышать зарплату нет смысла", – уверен наш собеседник.

Аскар Каймаков считает, что не стоило доверять МВД проведение этой реформы. Он привел в пример переход от возбуждения уголовных дел к регистрации всех сообщений о совершенных преступлениях в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) . По его словам, там как укрывали преступления, так и продолжают это делать. Только раньше надо было выносить мотивированное постановление об отказе в возбуждении дела и ознакомить с ним потерпевшего, а теперь заявления просто списывают.

"Предложение смотрится рациональным: и штатную численность сократить, и зарплаты поднять. И в целом нужно что-то менять. Однако мы слишком хорошо знаем, как МВД реализует эти реформы", – сетует он.


Иллюстративное фото

Совсем другая позиция у Чингиза Абылхасанова . Юрист с коллегами изучил все, что пишут о реформе, и считает, что она нужна.

"Изначально, когда еще создавали местную полицейскую службу, я отнесся к этому критически. По моему мнению, это дублирование функций, лишние расходы из бюджета. Поэтому то, что они сейчас снова объединяются – это правильно. Сэкономленные бюджетные средства можно будет направить на другие цели", – считает адвокат.

Абылхасанов полагает, что аттестация сотрудников должна работать, как надо, и некоторая часть полицейских все же должна быть уволена.

"Аттестации в Казахстане, хоть изредка, но проводились. Другое дело, что эти переаттестации не давали результата. Мне хотелось бы, чтобы на этот раз результат был.

По моему субъективному мнению, процентов сорок личного состава полиции не соответствуют своей должности по правовым базовым знаниям либо по физической подготовке

Но у меня есть подозрение, что сейчас будет примерно так же", – отмечает эксперт.

Адвокат также отметил, что сервисное обслуживание в полиции надо вводить осторожно, чтобы не помешать ей выполнять свои основные функции.

"Главное, чтобы это было не во вред эффективности работы полиции. Чтобы полицейские могли свободно и оперативно реагировать на преступления. Все зависит от того, как будет все реализовано. Это покажет только время", – уверен специалист.

Чингиз Абылхасанов считает, что предварительные выводы о новой реформе можно будет сделать примерно через полгода. Уже тогда, говорит он, будет видно, работает программа или нет.

Напомним, летом 2018 года Парламент РК решение о реформе полиции. Первым шагом стало департаментов внутренних дел и местных полицейских служб. Это стало причиной сотрудников в некоторых областных департаментах.

Тем временем депутаты сената паламента дали полицейским по направлению реформы и алгоритму преобразований.

Бывшие полицейские уже дали оценку реформе. Они , что практически ничего не изменится.

Эксперты также , что даст данная реформа простым казахстанцам, особенно уделив внимание тому, что полицию хотят перевести на сервисную модель работы.

Алексей Кудрин, бывший министр финансов и основатель Комитета гражданских инициатив (КГИ) недавно вошел в общественный совет МВД. И сразу же представил концепцию системной реформы правоохранительных органов, подготовленную для КГИ группой экспертов Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурге в сотрудничестве с фондом «Индем». С его слов, изложенные в документе идеи основаны на результатах анализа работы правоохранительных органов, закрытых интервью сотрудников правоохранительных органов и судей, а также соцопросов.

По мнению авторов концепции, в нынешнем виде российская правоохранительная система серьезно тормозит экономический рост, не способствует стабилизации ситуации в стране. В числе ее недостатков названы: избирательность регистрации преступлений, игнорирование сложных дел, отсутствие контроля общества и обратной связи с ним. В результате – у определенной части граждан система вызывает недоверие и страх.

Озвученная Кудриным реформа затрагивает не только МВД, но и Следственный комитет (СКР), и Федеральную службу контроля за оборотом наркотиков (ФСКН). Предполагается, что итогом ее проведения станет ликвидация МВД и ФСКН как отдельных ведомств. Разработчики документа связывают многие проблемы в деятельности этих структур со сверхцентрализацией управления. Для ее преодоления предлагается разделить полицию на три уровня - федеральную (расследование тяжких и особо тяжких преступлений, борьба с межрегиональной и оргпреступностью), региональную (преследование по нетяжким деяниям, охрана зданий органов власти региона и регулирование дорожного движения) и муниципальную (регистрация правонарушений, охрана общественного порядка, профилактика). По замыслу авторов, эти уровни должны быть автономны и независимы друг от друга, при этом региональная и федеральная полиции будут иметь в своей структуре подразделения вплоть до уровня районов. Такое построение МВД позволит разделить уровни подотчетности: муниципальной - перед главой муниципалитета и местным собранием; региональной - перед губернатором и заксобранием; федеральной - перед президентом. Кроме того, предполагается, что это усложнит появление местной «полицейской мафии», будет способствовать предотвращению появления новых кущевок. Одновременно на смену «палочной» системе, провоцирующей фальсификацию отчетности, должна прийти система оценки по показателям, которые устанавливались бы специальной комиссией в ходе публичного обсуждения на базе местного законодательного органа.

В соответствии с предлагаемой реформой патрульная служба, участковые и дежурные части отойдут к муниципалам, следователи МВД и дознаватели министерства и ФСКН, а также ОМОН и подразделения ГИБДД - к регионалам. Что касается федерального уровня, то будет создан орган на базе СКР. Должны быть созданы федеральное агентство криминальной статистики и федеральная служба по расследованию должностных преступлений, в том числе коррупции среди должностных лиц, которая будет подчиняться Госдуме (последняя будет утверждать ее руководителя). Полиция лишится таких непрофильных функций, как содержание внутренних войск, организация работы инспекций по делам несовершеннолетних, вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной деятельности. Предполагается, что эти функции возьмут на себя другие госорганы, а вневедомственная охрана станет рыночной компанией под государственным или частным контролем.

По замыслу разработчиков концепции, произойдет сокращение численности служащих за счет перераспределения функций. В частности, меньше останется «штабистов», занятых анализом информации о состоянии преступности и планированием работы (часть высвобожденных сотрудников может перейти на работу в агентство статистики или работать дознавателями). Как результат – у МВД фактически не останется функций, и его можно будет безболезненно ликвидировать.

Что касается дополнительного финансирования, отмечают авторы концепции, то оно не понадобится, поскольку новые службы будут создаваться на уже существующей материальной базе, а повышение зарплат и материального обеспечения произойдет за счет сокращения расходов и численности управленцев. При этом передача полномочий будет осуществляться только вместе с финансированием.

С одной стороны, озвученная Кудриным концепция реформирования силовых структур выглядит вполне логичной. МВД сегодня действительно является огромным слабоуправляемым монстром, и разбиение его по функционалу может позволить оперативно контролировать и оценивать работоспособность всей правоохранительной системы гораздо эффективнее.

С другой стороны, дробить МВД в условиях участившихся сбоев властной управленческой вертикали чревато: не навредит ли это стабильности страны. Ведь у глав регионов и муниципалитетов появится собственный силовой ресурс. И кто знает, как они захотят воспользоваться этим ресурсом. Если для восстановления управляемости регионами, это хорошо. Ведь сегодня ни одна из правоохранительных структур им не подчиняется. Доходит до того, что эти ведомства в регионах даже не находят нужным отвечать на запросы региональных, а тем более местных, властей. Ну, а если, скажем, они осознают, что теперь у них есть «весомые аргументы» в диалоге с федеральным центром, что тогда? Не станет ли разделение МВД на ряд самостоятельных структур и переподчинение их регионам фактором, усиливающим центробежные тенденции?

Как отмечают эксперты, построенная Владимиром Путиным вертикаль управления фактически представляет собой негласный договор между федеральным центром и регионами, когда местные элиты в обмен на лояльность Кремлю получили право кормления на «своей» территории. Но то, что хорошо в тучные годы, во время кризиса дает сбои, и вертикаль управления стала давать эти сбои, ветшать.

По мнению политического консультанта Анатолия Вассермана, в том, что предлагают авторы концепции, по существу ничего нового нет. Приблизительно так построена полицейская система в США. Но там полиция формировалась преимущественно из эмигрантов и для контроля за эмигрантами, что породило тяжелые последствия. До недавнего времени преступнику достаточно было переехать в другой штат, чтобы оказаться абсолютно безнаказанным. Чтобы закрыть этот пробел в законе и было создано Федеральное бюро расследований, но и по сей день в его подследственность входит лишь очень небольшая часть составов преступлений, совершаемых в США.

Можно еще много говорить о плюсах и минусах предлагаемых реформ, вспомнить, как более десяти лет назад, когда во главе МВД стоял Борис Грызлов, подобные идеи (преобразование ведомства в муниципальную и федеральную полицию с выводом внутренних войск из подчинения МВД) уже выдвигались, и тогда никто иной, как Минфин, возглавляемый Кудриным, выступил категорически против, сославшись на нехватку финансирования. Гарантий того, что в условиях замедления темпов развития экономики Минфин вдруг поддержит эту концепцию, нет никаких. Скорее всего, история повторится, и этим все и ограничится. Здесь хотелось бы поставить восклицательный знак, но как-то рука не поднимается это сделать...

Ясно одно – проводимое при министре Рашиде Нургалиеве реформирование ведомства оказалось провальным. По оценкам экспертов, оно даже негативно сказалось на эффективности деятельности МВД. Ныне действующий глава МВД Владимир Колокольцев заявил о необходимости минимизации неблагоприятных последствий этой реформы, которая, в конечном счете, свелась к переименованию милиции в полицию, формальной переаттестации и 20-ти процентному сокращению численного состава ведомства.

С такой оценкой реформирования согласен политолог Сергей Марков. По его мнению, многие честные сотрудники, профессионально исполнявшие свои обязанности, были вынуждены уволиться из ведомства. Имидж МВД продолжает падать (сегодня его рейтинг является одним из самых низких за последние годы). Плохая работа полиции раз за разом становится причиной учащающихся массовых беспорядков.

Пришедший на смену Нургалиеву Владимир Колокольцев был наделен широкими полномочиями для завершения реформирования МВД. Однако время идет, а реформ как-то не видно. Разве что разработанный расширенной рабочей группой экспертов при главе МВД документ под названием «Дорожная карта». Презентовался сей документ с большой помпезностью, было много написано и сказано в общем-то правильных слов. И про то, что цель «карты» - сделать российскую полицию государственным институтом, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ угрозам и вызовам XXI века. И про то, что главным звеном дальнейшего реформирования системы МВД «является работа с кадрами, закрепление профессионального кадрового ядра полиции, очищенного от коррупционеров, нарушителей дисциплины и людей, случайных для полиции». И про то, что «реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий». И еще про то, что работа полиции будет строиться на основе открытости, опоры на население, эффективном управлении и оптимизации правоохранительной деятельности, обеспечении надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, на разумной экономии ресурсов. И, наконец, про то, что «полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг».

Сразу же возникает закономерный вопрос: почему все же нескончаемое реформирование МВД, несмотря на поддержку власти и общества, выделенные на ее проведение колоссальные финансовые средства, не принесло ожидаемых результатов. Если все упирается в бездарность людей, которые затевали и проводили реформу, то почему никто из них до сих пор не наказан, а некоторые даже повышены в должностях? А, может быть, дело в другом – нашей власти эта реформа не нужна, ее и так все устраивает. Ведь главное для нее – это беспрекословное исполнение правоохранителями ее воли, а все остальное, включая обеспечение общественной безопасности, т.е. нашей с вами безопасности – ее особо не интересует?

Если это так, тогда становится ясным, почему сотрудники органов внутренних дел по-прежнему безнаказанно нарушают законность, а количество коррумпированных лиц среди них не уменьшается. Почему в этой среде продолжается падение профессионализма, не остановлено размывание профессионального ядра. Почему криминальная ситуация в стране ухудшается, не удается справиться с террористами и экстремистами, нарастает социальное напряжение в обществе.

И когда глава МВД говорит о том, что основное внимание будет уделено «отладке и корректировке механизмов функционирования реформированных органов внутренних дел», «внесению корректив в действующее законодательство и ведомственные нормативно-правовые акты, проведению дополнительных организационно-штатных мероприятий», то этого для реорганизации всей правоохранительной системы страны, безусловно, недостаточно.

В общем, предложения, озвученные Кудриным, вроде бы правильны и логичны, но даже сходу вызывают обоснованные серьезные опасения. С другой стороны, нынешнее МВД, реформирование которого (как и многого другого) было начато в период президентства Дмитрия Медведева, необходимо срочно ремонтировать, а то и вообще заново отстраивать.

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной (охватывающей в полной мере и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов.

В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции, предусматривавшие создание единого уездного полицейского управления, возглавляемого исправником из местных дворян и объединявшего городничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становым приставом. В помощь ему несколько позже были введены должности полицейских урядников. В городах управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Значительно возросли штаты полиции, углубилась специализация различных ее подразделений. Функции и права полиции были чрезвычайно широки и точно не определены законом. Они включали: охрану «благочинии, общего спокойствия и порядка»; борьбу с пожарами; наблюдение за трактирами и питейными заведениями; борьбу с нищенством; контроль за соблюдением паспортного режима; «урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами»; надзор в административном порядке за ссыльными и политически неблагонадежными. В ведении полиции находились также уголовный розыск (сыск) и проведение дознания. Она должна была оказывать постоянное содействие политической полиции. Управление полицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел.

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и III отделение. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.

Сосредоточение в руках единого органа руководства общей и политической полицией давало возможность царскому правительству широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительно расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты.

Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции. В ведении последнего находилась Заграничная агентура департамента полиции - специальный орган, действовавший против эмигрантов из России за рубежом.

В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска - отделения по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли при канцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петрограда и градоначальника Варшавы. Позднее, особенно в начале XX в., они получили значительно более широкое распространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам. Действуя от них самостоятельно, они подчинялись департаменту полиции. Создавались они «для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних». В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениями столицы, клубами, обществами; «принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций» и т.п.

Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.

Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и, прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.

Весьма широкие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением были значительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этому Положению любая местность по решению министра внутренних дел, генерал-губернатора (при отсутствии внешней опасности) могла быть объявлена в состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положения устанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществовало вплоть до февраля 1917 г.

Как уже указывалось, введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело к значительному увеличению полномочий местной администрации и полицейских органов. Они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещать деятельность органов печати, запрещать собрания, арестовывать, штрафовать и высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке и т.п.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции.