Муниципальное право российской федерации. Правовая основа деятельности администрации Организация работы местной администрации

Введение

Сегодня определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соо??е?с??ии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

В современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию, ориентации на цели и задачи социально- экономического развития муниципального образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям внешней среды, объекта управления, потребностей граждан.

Деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.

Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.

Организация работы местной администрации

Формирование рациональной организационной структуры органов местного самоуправления является необходимым, но недостаточным условием их эффективной работы. Не меньшее значение имеет организация деятельности муниципальной власти, воплощенная в планах, регламентах, инструкциях, организационных процедурах. Любая модель структуры управления должна быть подкреплена системой функциональных связей между структурными звеньями. Изучение практики муниципального управления позволяет сделать вывод не только о несовершенстве организационных структур, но и о нечеткости функциональных связей и взаимодействий.

Наблюдается дублирование функций и неравномерная загруженность работников, причем, чем выше должность, тем больше нагрузка. Имеется отраслевая разобщенность структурных подразделений, слабое горизонтальное взаимодействие между ними. В результате усложняются процессы информационного обмена, затрудняется выполнение совместных поручений. Это, в свою очередь, приводит к некачественному выполнению совместных заданий, перекладыванию структурными подразделениями ответственности друг на друга.

Отсутствуют карты организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой (например, процедура прохождения проекта бюджета, формирования муниципального заказа, принятия решений об операциях с недвижимостью и др.). Положения о подразделениях администрации и должностные инструкции работников не всегда дают четкое представление об объеме выполняемых ими функций, а реально выполняемые функции существенно отличаются от указанных в официальных документах. Устранение перечисленных недостатков требует четкой организации, регламентации и планирования всех сторон деятельности муниципальной власти и ее структурных подразделений.

С целью обеспечения соответствия текущей деятельности местной администрации стоящим перед ней целям и задачам формируется система планирования работы администрации. Система планирования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых местной администрацией и ее структурными подразделениями с целью определения задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в соответствии с целями администрации на основе анализа ситуации, прогнозных оценок ее развития, возможных ресурсов. Планирование обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов, внутреннюю координацию, адаптивность структурно-функциональной организации администрации к внешним требованиям, осознание организационных стратегий руководителями и специалистами. Процесс планирования включает в себя анализ стратегических целей, являющихся отражением текущего состояния и проблем в сфере деятельности местной администрации; прогноз будущего состояния целевых объектов и внешних условий; формирование системы задач; определение оптимальных стратегий деятельности.

Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.

В свою очередь, на основании стратегии развития, целей и задач деятельности органов местного самоуправления формируются среднесрочные программы социально-экономического развития территории и стратегический план (концепция) деятельности местной администрации.

Как правило, существующие системы планирования работы администрации направлены в основном на согласование во времени деятельности руководства местной администрации и ее структурных подразделений. С этой целью в администрациях разрабатывают годовые и квартальные, а иногда и месячные планы работы местной администрации и ее структурных подразделений. На уровне структурных подразделений могут формироваться недельные планы работы.

Система планирования поддерживается и регулируется внутренними правовыми актами, главным из которых является регламент местной администрации.

Годовой план администрации - документ, включающий перечень мероприятий, проводимых администрацией в течение года, с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей и плановых показателей эффективности и результативности деятельности с конкретными значениями. Мероприятия группируются по основным направлениям деятельности администрации.

Ответственным за формирование годового плана администрации является руководитель аппарата администрации, находящийся, как правило, в статусе заместителя главы администрации.

Предложения по формированию годового плана вносятся главой администрации, его заместителями, структурными подразделениями. Руководители структурных подразделений в установленные сроки вносят в аппарат администрации предложения по включению мероприятий в годовой план работы администрации с указанием сроков исполнения, ответственного структурного подразделения и плановых показателей эффективности и результативности деятельности. Руководитель аппарата обобщает поступившие предложения и готовит проект годового плана работы администрации. Проект плана работы направляется на согласование руководителям структурных подразделений и дорабатывается с учетом полученных замечаний.

Вопросы о ходе выполнения мероприятий, включенных в годовой план работы администрации должны, выноситься на постоянно действующее совещание при главе администрации. Мероприятия годового плана работы администрации, годовых планов работы отделов и секторов могут корректироваться в течение года.

Квартальный (месячный) план представляет собой элемент годового плана. Он формируется на уровне администрации, уровне самостоятельных структурных подразделений. Мероприятия годового плана, планируемые на соответствующий месяц, могут корректироваться в соответствии с актуальными проблемами, заданиями и поручениями представительного органа муниципального образования.

Недельный план представляет собой перечень мероприятий, проводимых в течение недели. Недельный план может формироваться на уровне самостоятельных структурных подразделений как элемент месячного плана с учетом дополнительных поручений и заданий и по решению руководителя структурного подразделения.

В соответствии со стратегическим и оперативными планами определяется объем планируемых работ для каждого сотрудника, его вклад или участие в достижении общих целей деятельности, отраженными в индивидуальных планах сотрудника.

Индивидуальные планы являются одним из методов научной организации труда работников местной администрации, способствующим эффективному использованию рабочего времени, определению главных и второстепенных направлений деятельности и препятствующим выполнению излишних функций. Индивидуальные планы составляются на квартал, месяц, неделю, очередной день.

Координационные и совещательные органы (коллегия, постоянно действующее совещание, рабочие группы), образуемые в администрации, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с положениями о них.

Тема 1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций

1. Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

2. Компетенция местной администрации.

Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает наличие в структуре органов местного самоуправления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также определяет его наименование – местная администрация. Достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного органа.

Таким образом, местная администрация – это обладающий правами юридического лица исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Местная администрация обеспечивает на соответствующей территории исполнение законов правовых актов представительного органа и главы муниципального образования. С другой стороны, администрация обладает властными полномочиями.

Местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для данной организации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Основанием для государственной регистрации местной администрации в качестве юридического лица является Устав муниципального образования и решение об учреждении местной администрации с правами юридического лица. В случае отсутствия Устава муниципального образования основанием для государственной регистрации является решение представительного органа об учреждении местной администрации с правами юридического лица. Местная администрация наделяется в установленном порядке на праве оперативного управления необходимым имуществом и финансируется за счет средств местного бюджета. Администрация имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, смету доходов и расходов, печать, штампы, бланки со своим наименованием, а также счета в банковских учреждениях. Местная администрация самостоятельно или через свои органы вправе приобретать или осуществлять имущественные или неимущественные права и обязанности, также выступать в суде.



Местной организацией руководит глава администрации на принципе единоначалия. Принцип единоначалия в деятельности главы администрации предполагает:

1) непосредственное руководство органами и структурными подразделениями местной администрации, а также назначение руководителей данных подразделений;

2) издание распоряжения по вопросам работы организации местной администрации;

3) определение структуры местной администрации.

Администрация ответственна перед населением муниципального образования и законодательным органом за решение социально-экономических и иных вопросов.

Общие принципы деятельности местной администрации:

1. местная администрация не входит в систему органов государственной власти;

2. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3. законность в деятельности местной администрации;

4. гласность;

5. государственная гарантия деятельности местной администрации;

6. самостоятельность в решении местных вопросов;

7. соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям местной администрации.

Основные нормативные источники, регламентирующие деятельность местной администрации:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.

3) Устав муниципального образования;

4) Регламент администрации;

5) различные нормативные правовые акты федерального, регионального и местного значения в сфере местного самоуправления.

Компетенция местной администрации.

Местная администрация наделяется Уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных полномочий государственного значения:

1. Полномочия местной администрации в области управления муниципальной собственностью:

Разработка проектов программы приватизации объектов муниципальной собственности;

Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, решение вопросов их реорганизации и ликвидации;

Управление муниципальными паями, долями, пакетами акций, хозяйственных товариществ и обществ;

Управление муниципальной собственностью города, принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности;

Иные исполнительно-распорядительные полномочия.

2. Полномочия в области использования земли и природных объектов:

Организация и ведение документов о правах физических и юридических лиц на земельные участки;

Планирование использования городских земель;

Осуществление контроля за использованием и охраной земель;

Рассмотрение в пределах компетенции земельных вопросов;

Организация использования и охрана городских лесов;

Организация работ по землеустройству, выдача заключений по плану землеустроительных работ;

Предоставление на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное и срочное пользование земельным участком, предоставление их в собственность и сдача в аренду.

3.Полномочия в строительстве:

Организация подготовки генерального плана города (проекта планировки пригородной зоны);

Осуществление функций заказчика на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры;

Выдача разрешений на строительство объектов производственного и жилищно-гражданского назначения;

Приостановление строительства, которое ведется с нарушением утвержденных правил и планов застройки;

Назначение муниципальных приемочных комиссий, утверждение актов о приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения.

4. Полномочия в экологической сфере:

Учет экологически вредных объектов на территории муниципального образования;

Учет и оценка доходов на объектах, расположенных в пределах муниципального образования;

Обеспечение проведения на территории муниципального образования мероприятий по охране окружающей среды;

Информирование населения об экологической обстановке

Кроме указанных исполнительно-распорядительных полномочий к компетенции местной администрации относятся:

1. организация исполнения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативно- правовых актов;

2. решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий.

Кроме того, решением законодательного органа к компетенции местной администрации могут быть отнесены иные вопросы местного значения, решение которых требует осуществления исполнительно-распорядительных функций.

Администрация муниципального образования - постоянно действующий исполнительный орган местного самоуправления - является юридическим лицом, а поэтому:

  • имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета;
  • может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;
  • может быть истцом и ответчиком в суде;
  • имеет гербовую и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.

Структура администрации утверждается представительным органом местного самоуправления по представлению главы администрации (о функциях, типах, принципах построения, вариантах структур местной администрации см. "главу 15").

Деятельность муниципальной власти воплощается в планах, регламентах, инструкциях, организационных процедурах и в значительной степени зависит от того, насколько рационально организована структура органов местного самоуправления.

Изучение практики муниципального управления позволяет сделать вывод не только о несовершенстве организационных структур, но и о нечеткости функциональных связей и взаимодействий. Наблюдается дублирование функций и неравномерная загруженность работников, причем, чем выше должность, тем больше нагрузка. Имеет место разобщенность структурных подразделений, слабое горизонтальное взаимодействие между ними. В результате усложняются процессы информационного обмена, затрудняется выполнение совместных поручений, что, в свою очередь , приводит к некачественному выполнению совместных заданий, перекладыванию структурными подразделениями ответственности друг на друга. Отсутствуют карты организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой (например, процедура прохождения проекта бюджета, формирования муниципального заказа, принятия решений об операциях с недвижимостью и др.). Положения о подразделениях администрации и должностные инструкции работников не всегда дают четкое представление об объеме выполняемых ими функций, а реально выполняемые функции существенно отличаются от указанных в официальных документах.

Основную роль в организации работы властных структур играет система нормативных актов разного уровня. Внутренним нормативным актом, выстраивающим деятельность местной администрации, является ее регламент , который утверждается главой администрации.

На основе регламента формируются документопотоки, распределяются обязанности, ответственность и права . Регламент местной администрации, как правило, определяет следующие вопросы:

  • порядок планирования работы администрации;
  • порядок проведения совещаний;
  • порядок взаимодействия администрации с представительным органом, общественными организациями и средствами массовой информации;
  • порядок работы с документами;
  • распределение обязанностей между главой администрации, его заместителями и руководителем аппарата;
  • порядок внесения муниципальными служащими предложений по совершенствованию муниципальной службы;
  • порядок работы с письмами, заявлениями, жалобами и устными обращениями граждан;
  • порядок содержания помещения администрации;
  • внутренний распорядок работы и др.

Наряду с регламентом важное значение для организации работы администрации имеют такие документы, как положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников.

В положениях о структурных подразделениях закрепляется горизонтальное разделение труда в аппарате местной администрации, определяется место каждого подразделения в системе управления, объем его полномочий, прав и ответственности. Указанные документы составляются на основе типовых моделей с учетом специфики конкретной администрации, квалификации и опыта персонала, использования современных технических средств и других факторов, выявленных в ходе анализа целей и задач, которые реализуются подразделениями.

В соответствии с положениями и профилем своей работы структурные подразделения администрации осуществляют работу с гражданами (клиентами), собирают необходимую информацию, подготавливают отчеты и другие справочно-информационные и аналитические материалы, по поручению главы администрации, его заместителя или по собственной инициативе составляют проекты постановлений; проводят экспертизу проектов постановлений главы администрации, визируют указанные проекты, решают другие вопросы в сфере своей компетенции.

Должностные инструкции разрабатываются на основе положений о структурных подразделениях и с учетом технологического и квалификационного разделения труда. Эти документы должны содержать перечень конкретных обязанностей по каждой муниципальной должности в зависимости от ее функциональных особенностей. Должностные инструкции призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами. Одна из целей данного типа документов - обеспечить целесообразную специализацию работников, их четкое взаимодействие и достижение на этой основе намеченных результатов.

Это в частности выразилось в повышение интереса к самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью ст. Под самостоятельностью местного самоуправления понимается невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Правовые и организационные основы местного самоуправления

Многочисленные изменения, происходящие в последние годы в России, существенно коснулись и системы органов государственной власти. Это, в частности выразилось в повышение интереса к самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Под самостоятельностью местного самоуправления понимается невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления. Иначе говоря, властные структуры не вправе давать сверху указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, а последние беспрепятственно реализуют свое функциональное назначение в границах своей территории. При этом самостоятельность местного самоуправления должна прослеживаться во всех сферах его деятельности – политической, социально-культурной и экономической.

Понятно, что местное самоуправление направлено на решение задач местного значения. Причем одним из главных принципов реального функционирования местного самоуправления будет являться его самостоятельность. Для своего полноценного существования местное самоуправление должно обладать рядом признаков самостоятельности - территориального, организационно-правового и экономического характера.

Основы местного самоуправления. Понятие “основы местного самоуправления” впервые было закреплено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления подчеркивают особенность и специфику регулирования общественных отношений на уровне местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации и федеральным законам основы местного самоуправления призваны: во-первых, гарантировать со стороны государства самостоятельность его осуществления населением муниципального образования; во-вторых, создать условия для эффективного решения задач местного значения.

Таким образом, основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции России, федеральных законах и закрепляющих наиболее принципиальные, важные, общие для всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований правовые, организационные, территориальные и экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения.

Правовые основы местного самоуправления. Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами их объединениями в Российской Федерации 1 .

Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации;

Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В развитии правовой основы местного самоуправления в России в конце ХХ в. можно выделить четыре основных периода 2 : Первый период с 1990-1993 г. Второй период с 1993-1995 г. Третий период с сентября 1995 г. по 2003 г. Четвертый период с 6 октября 2003 г. по настоящее время.

Первый период (1990-1993 гг.). Именно в эти годы происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении. Закон СССР от 9.04.1990 г. ”Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”; Закон РСФСР от 6.07.1991 г. “О местном самоуправлении в РСФСР”. Данные законы определяли местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа; устанавливали систему местного самоуправления, в которую входили местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания, сходы граждан. В качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

В рассматриваемый период на федеральном уровне были приняты законы: «О выборах главы администрации» от 24.10.1991 г. и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления» от 15.04.1993 г. Однако эти законы не оказали какого-либо серьезного влияния на становление местного самоуправления.

Второй период. Осенью 1993 г. начался процесс реформирования системы местного самоуправления. Правовой основой послужили указы Президента России.

Указами Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» от 9.10.1993 г. и «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26.10.1993 г. функции местных Советов были переданы соответствующим местным администрациям.

9.10.1993 г. был издан Указ президента РФ «О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления», в котором содержалось поручение Правительству РФ разработать проект Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления.

22.12.1993 г. Президент РФ издал Указ «О гарантиях местного самоуправления». Данный указ предусматривал, что решения органов местного самоуправления могли быть отменены лишь в судебном порядке, что глава местной администрации мог быть членом представительного органа местного самоуправления.

Однако необходимо отметить, что все эти указы были приняты до вступления в силу Конституции РФ от 25.12.1993 г., поэтому ситуация сложилась такими образом, когда формируемая система местного самоуправления не в полной мере соответствовала конституционной модели местного самоуправления. Это положение усугублялось отсутствием нового законодательства о местном самоуправлении.

Третий период. Он начался с 1 сентября 1995 г. – со дня вступления в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. Закон сейчас отменен и не действует. Однако современная система местного самоуправления создавалась именно на основе этого Закона. Он определял роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, территориальные, организационные и экономические основы местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления. Создание эффективной системы местного самоуправления – процесс длительный, поэтому во многом положения данного закона были обращены в будущее, поскольку в соответствии с ними только начинает формироваться система законодательства Российской Федерации и ее субъектов по вопросам местного самоуправления.

Федеральный закон 1995 года установил трехмесячный срок для приведения правовых актов субъектов Федерации в соответствии с ним, он содержал также требование, согласно которому Правительство РФ должно было разработать и представить на рассмотрение Государственной Думы проекты:

Федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства РФ, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

Законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;

Законодательных актов, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.

В это период был принят ряд федеральных законов «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» (1996 г.); «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.), а также Указ Президента РФ «Об утверждении Основных положений Государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» (1999 г.).

В развитие федерального законодательства в субъектах федерации также принимались соответствующие законы: о местном самоуправлении; о муниципальных выборах; о местном референдуме; о государственной регистрации уставов муниципальных образований; о муниципальной службе и многие др.

Определенный вклад в формирование правовой основы местного самоуправления вносили также муниципальные образования, принимая нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления местного самоуправления и население (на местном референдуме, сходе граждан).

Четвертый период развития правовой основы местного самоуправления наступил с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»№ 131-ФЗ. В его переходных положениях (ст.84, 85) отражено осуществление местного самоуправления в переходный период (до полного вступления в силу Закона). Первоначально предполагалось, что Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.; потом переходный период продлили до 1 января 2009 г. В настоящее время вступление в силу некоторых норм (например, в части перепрофилирования муниципального имущества) отодвинули до 2012 г 3 .

Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого федерального плана мероприятий 4 , направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в государстве. В системе этих мер прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унификации всех ее основных элементов, а также централизации в определенных сферах функционирования институтов публичной власти. В основе этой тенденции – стремление добиться не только согласованного функционирования всех органов публичной власти в государстве, но и жестко разграничить полномочия, ресурсы и ответственность каждого территориального уровня власти в государстве.

Таким образом, основополагающим федеральным законом для организации местного самоуправления в Российской Федерации является Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»№ 131-ФЗ.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ.

На 1 ноября 2007 года в 30 субъектах Российской Федерации действуют законы о местном самоуправлении, как правило, аналогичные по структуре и содержанию Федеральному закону № 131-ФЗ. На момент принятия Федерального закона № 131-ФЗ подобные законы действовали практически во всех субъектах Российской Федерации и в ряде субъектов Российской Федерации, например в Ульяновской области, были признаны утратившими силу.

Рисунок 1. Наличие закона субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении (аналогично Федеральному закону № 131), ед.

Всего по данным субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2007 года в части регулирования местного самоуправления действует 6041 закон субъекта Российской Федерации, из них 5518 были приняты после принятия Федерального закона № 131-ФЗ и их содержание направлено на его реализацию.

Рисунок 2. Количество законов субъектов Российской Федерации, действующих на дату 1 ноября 2007 года в части регулирования местного самоуправления, ед.

Рисунок 3. Количество законов субъектов Российской Федерации, принятых после принятия Федерального закона № 131 и направленных на его реализацию, ед.

После принятия Федерального закона № 131-ФЗ часть законов субъектов Российской Федерации были признаны утратившими силу, часть была приведена в соответствие с федеральным законодательством. Однако по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 17 субъектах Российской Федерации на 1 ноября 2007 года 81 закон не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Рисунок 4. Количество законов субъектов Российской Федерации, требующих приведения в соответствие с Федеральным законом № 131, ед.

Стоит отметить, что по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 329 решений (законов и иных нормативных правовых актов) субъектов Российской Федерации, связанных с вопросами организации местного самоуправления были оспорены в судах различной юрисдикции, из них 58 в Верховном Суде Российской Федерации, а 4 в Конституционном Суде Российской Федерации. Наибольшее количество подобных решений было оспорено в Республике Саха (Якутия) – 151, и Республике Коми – 68. На основании решений суда были признаны утратившими силу 29 нормативных правовых акта субъектов Российской Федерации, при этом 14 из них в Калининградской области. Так, Уставной Суд Калининградской области признал не соответствующими Уставу области 10 законов о наделении 10 районов области статусом городских округов.

Организационные основы местного самоуправления. Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.

Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы 5 .

Организационные основы местного самоуправления также постоянно изменялись. Их поступательное развитие было обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском наиболее оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.

Первый период (1990-1993 г.). На этом этапе осуществлялся переход от советской организации власти на местах к ее организации на началах самоуправления, получивших закрепление в Законе СССР от 9.04.1990 г. ”Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР” и в Законе РСФСР от 6.07.1991 г. “О местном самоуправлении в РСФСР”. Он носил эволюционный характер т.к. сохранялись многие прежние организационные формы осуществления власти на местах.

Второй период (1993-1995 гг.). Так называемый «президентский этап реформирования местного самоуправления», когда организационные основы местного самоуправления определялись в основном указами Президента РФ, порой противоречащими конституционным нормам о местном самоуправлении.

Третий период (1995-2003 гг.). В этот период происходит постепенное утверждение конституционных принципов формирования и организации деятельности органов местного самоуправления. Этому способствовал ряд факторов: вступление России в 1996 г. в Совет Европы; ратификация в 1998 г. Европейской Хартии местного самоуправления; принятие Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1995 г.) и др.

В Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» впервые было закреплено определение муниципальной службы как профессиональной деятельности на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Позднее, в 1998 г., Закон об основах муниципальной службы уточнил, что эта деятельность осуществляется на муниципальных должностях, не являющихся выборными. Закон в настоящее время отменен и не действует. 2 марта 2007 г. был принят новый Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Одним из важнейших вопросов развития организационных основ местного самоуправления явилось обеспечение реализации конституционного принципа: структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Ч е твертый период (с 2003 г. по настоящее время). Его началу положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гл. 12 которого «Переходные положения» вступила в силу со дня официального опубликования Закона, т. е. с 8 октября 2003 г.

Особенностью этого периода развития организационных основ местного самоуправления является унификация организационной структуры местного самоуправления в субъектах Федерации. Этому способствует новый Закон, который более подробно и детально регулирует многие организационные вопросы местного самоуправления по сравнению с прежним Федеральным законом 1995 г. В соответствии с ним в субъектах Федерации складывается во многом однотипная структура органов местного самоуправления, устанавливаются единые требования к организации работы представительных органов местного самоуправления, порядку замещения должности главы местной администрации, к наименованию, видам и порядку принятия муниципальных правовых актов и т. д.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие общие организационные принципы, определяющие развитие организационных основ местного самоуправления на современном этапе:

  1. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  2. органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования; участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Законом;
  3. структура органов местного самоуправления определяется муниципальными образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в ней представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных Законом;
  4. структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации;
  5. органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями в порядке, установленном Законом;
  6. порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования;
  7. изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений;
  8. осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных соответственно только Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;
  9. подчинение органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается;
  10. представительный орган избирается на муниципальных выборах; представительный орган муниципального района может формироваться иным способом, установленным Законом;
  11. соблюдение требования о минимальной численности депутатов представительного органа;
  12. глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
  13. руководство местной администрацией осуществляется ее главой на принципах единоначалия;
  14. конкурсный порядок замещения должности главы местной администрации, назначаемого на эту должность по контракту;
  15. депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий;
  16. выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Законом и уставом муниципального образования; на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования;
  17. органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом;
  18. финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований 6 .

Правовое регулирование структуры органов местного самоуправления. Ключевым вопросом формирования организационной основы местного самоуправления является определение структуры органов местного самоуправления. Конституция РФ, признавая и гарантируя организационную самостоятельность местного самоуправления (в пределах его полномочий), наделяет население правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131). Конституция РФ не определяет, какие конкретно органы местного самоуправления могут создавать муниципальные образования, вместе с тем в ст. 131 указывается два вида органов местного самоуправления — выборные и другие органы, через которые население осуществляет местное самоуправление. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционных положениях, относит к органам местного самоуправления, во-первых, органы муниципального образования, избираемые непосредственно населением, и, во-вторых, органы, образуемые представительным органом муниципального образования. Общим признаком органов местного самоуправления является наделение их уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Каждое муниципальное образование имеет свою структуру органов местного самоуправления, под которой понимается конкретный перечень выборных органов, избираемых непосредственно населением, и образуемых представительным органом муниципального образования иных органов местного самоуправления, наделяемых собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также принципы их формирования и взаимодействия 7 .

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционном принципе самостоятельности населения в решении вопроса об определении структуры органов местного самоуправления, уточнил ряд вопросов, связанных с реализацией данного принципа.

Во-первых, он требует обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления:

  1. представительного органа муниципального образования;
  2. главы муниципального образования;
  3. местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

При этом в случаях, предусмотренных Законом, допускаются исключения из этого общего требования (в частности, представительный орган может не образовываться в небольших муниципальных образованиях, в которых его функции осуществляет сход граждан).

Во-вторых, Закон предусматривает возможность включения в структуру органов местного самоуправления также других органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом он прямо называет некоторые из этих органов и должностных лиц, устанавливая порядок их избрания (назначения). К ним относятся:

а) контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.), формируемый непосредственно населением на муниципальных выборах или представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования;

б) глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Решение по данным вопросам с учетом требований Федерального закона принимается муниципальным образованием самостоятельно.

Что же касается избирательной комиссии муниципального образования, то согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение избирательной комиссии муниципального образования «в системе органов местного самоуправления» должно было определяться уставом муниципального образования (ст. 24). Отсюда следовал вывод, что данный Закон относил избирательную комиссию муниципального образования к органам местного самоуправления. Однако новая редакция указанного Закона 2005 г. содержит иную трактовку статуса комиссии: избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования не может рассматриваться в качестве органа местного самоуправления, наделенного собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Она является муниципальным органом, призванным обеспечить подготовку и организацию голосования населения муниципального образования, решающего путем прямого волеизъявления вопросы, отнесенные к ведению муниципального образования. Собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом 2003 г., она не обладает.

Представляется, что устав муниципального образования может предусматривать образование и других муниципальных органов, необходимых для организационного обеспечения принятия населением, органами местного самоуправления решений по вопросам местного значения.

В-третьих, Закон содержит положения, определяющие порядок решения вопроса об определении структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и в случае преобразования существующего муниципального образования. Соответствующее решение принимается: а) населением на местном референдуме (в муниципальных образованиях с численностью населения менее 100 человек — на сходе граждан) или б) представительным органом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования.

Закон устанавливает, что назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. Таким образом, при отсутствии такой инициативы указанная структура определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В соответствии с переходными положениями, установленными Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», субъекты Федерации должны были:

а) до 31 марта 2005 г. установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий, дату выборов и обеспечить проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г;

б) до 30 апреля 2005 г. определить дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан).

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Данное решение находит закрепление в уставе муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Муниципальные образования, определяя структуру органов местного самоуправления и закрепляя ее в своих уставах, регулируют и другие вопросы организационной основы осуществления местного самоуправления. В уставах муниципальных образований с учетом требований федерального законодательства, законов субъектов Федерации определяются также такие организационные вопросы, как:

Порядок формирования, наименование, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

Регламентация муниципальной службы;

виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, и др.

1 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. М.: ТК Велби, 2009. С. 250.

2 В юридической литературе можно встретить и иную периодизацию.

3 Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2010.

4 Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 г.

5 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. М.: ТК Велби, 2009. С. 320.

6 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. М.: ТК Велби, 2009. С. 330.

7 Там же С. 335.

PAGE 20

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

335. Понятие и правовые основы формирования и деятельности местного самоуправления 10.91 KB
Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Правовую основу деятельности местных органов составляют конституции а также акты издаваемые центральными законодательными органами или в федеративных государствах представительными органами субъектов федерации. Важным источником...
600. Правовые, нормативно – технические и организационные основы обеспечения БЖД 9.34 KB
Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды не выделяя ее отдельные объекты охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды а через нее и здоровья человека; предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды улучшение ее качества. Эти задачи реализуются...
17104. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации 32.04 KB
Общая характеристика работы Актуальность темы исследования Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельное решение населением вопросов местного значения посредством прямого волеизъявления населения. Органы и должностные лица местного самоуправления реализуют свои полномочия по решению вопросов местного значения путем принятия правовых актов. В этой связи актуальным представляется установление природы нормативных правовых актов местного самоуправления поскольку именно они оказывают наибольшее регулятивное...
327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...
6883. Конституционные основы местного самоуправления в РФ 7.45 KB
Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения владения пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Принципы организации местного самоуправления: гарантированность Конституцией как выражение власти народа; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами...
20140. Конституционные основы организации местного самоуправления 44.77 KB
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.

ТЕМА 17. Конституционно-правовой статус местных государственных администраций в Кыргызской Республике

Цель лекции: определить место местных государственных администраций в системе органов исполнительной власти, а также правовой статус глав местных государственных администраций.

Основные задачи данной темы:

· определить понятие местных государственных администраций;

· обозначить организационные и правовые основы деятельности местных государственных администраций;

· определить компетенцию местных государственных администраций.

· ознакомиться с правовыми гарантиями деятельности местной государственной администрации.

Правовые основы организации и деятельности местной государственной администрации.

Неотъемлемым элементом исполнительной власти в республике являются местные государственные администрации. Они осуществляют государственную власть на местах.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет местная государственная администрация (ст. 91 К. КР).

Конституция содержит лишь самые общие нормы о местных государственных организациях, в ней имеются лишь две статьи, касающиеся правового положения местной государственной администрации (статьи 91, 92). Данные правовые нормы нашли развитие в Законе Кыргызской Республики «О местной государственной организации от 14 июля 2011 года N 96.

В Советский период власть на местах осуществлялась Советами и их исполнительными комитетами соответствующих уровней.

Согласно Закону «О местном самоуправлении в Республике Кыргызстан», принятому 19 апреля 1991 года, власть на местах была передана местным Советам народных депутатов, которые стали «основным звеном системы местного самоуправления в государстве. Местная государственная администрация - государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий на территории района согласованную деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики, их взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляющий государственный контроль за их деятельностью по делегированным функциям и полномочиям.

Местная государственная администрация в своей деятельности подотчетна Правительству, а также Президенту Кыргызской Республики по вопросам, входящим в его компетенцию.

Структура и штатное расписание местной государственной администрации утверждаются Премьер-министром.

Местные государственные администрации действуют на основе Конституции, законов, нормативных правовых актов Правительства. Деятельность местной государственной администрации руководствуется на принципах единоначалия. Главой государственной администрации района является аким.

Согласно Закону КР Закону Кыргызской Республики «О местной государственной организации от 14 июля 2011 года N 96 местная государственная администрация осуществляет свою деятельность на принципах:

1) законности и социальной справедливости;

2) защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и местных сообществ;

3) сочетания общегосударственных и местных интересов;

4) открытости и гласности в решении вопросов;