Закон о приватизации гос и муниципального имущества

В советские времена граждане получали квартиры от государства на правах нанимателя. Но теперь можно приобрести недвижимость за счет приватизации данной жилплощади.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура сопровождается не малым количеством нюансов и документации, что дополнительно затрачивает временные ресурсы.

Что это такое?

Называется процесс, который начался после распада Советского союза. Встретить его можно и сейчас. И если в девяностые года было увеличение спроса, то сейчас можно заметить спад.

Понятие о приватизации вошло давно. Постановление о введении такого процесса в жизнь каждого россиянина было выдвинуто в 1990 году.

Полноценно процесс приватизации влился в жизнь простого гражданина уже в 1992 году.

Это было связано с переходным временем, когда российская экономика еще была на низком уровне. Постоянные кризисы не давали времени гражданам заниматься приватизацией жилья.

Но само понятие приватизации уже тогда рассматривалось с двух сторон. Узкий смысл здесь передача недвижимости на бесплатной основе в собственность гражданина.

Но широкое понятие приватизации говорит о том, что передавать бесплатно государство может и предприятия, нежилые помещения и иное имущество.

Иными словами, приватизация это отчуждение недвижимости из государственной или муниципальной собственности в частную в установленном законодательством порядке.

Аналогичная ситуация происходит и с акциями простых граждан. Стоит понимать, что все сделки, заключаемые частным лицом по приобретении недвижимости в собственность, сопровождаются гражданско–правовыми договорами.

Чаще всего таким документом становится договор купли–продажи. Именно этот документ попадает под общие нормы гражданского права и позволяет всем гражданам приватизировать недвижимость должным образом.

В качестве продавца здесь выступает публичный собственник. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 функцией продажи здесь выступает уполномоченный местный или федеральный орган исполнительной власти.

В том числе осуществлять такую деятельность вправе все специализированные государственные организации в соответствии с пунктом 1 статьей 6 аналогичного правового акта.

В роле приобретателей здесь выступают физические или юридические лица в соответствии с пунктом 1 статьей 5 аналогичного правового акта.

Исключением является юридическое лицо, уставной капитал которого превышает четверть доли публичной собственности.

Правовое регулирование

Регулируется вопрос несколькими правовыми актами:

  • Федеральный закон 21.12.01 года № 178 – оговариваются все понятия и алгоритм действий;
  • Указ Президента от 24.12.93 года №2284 – оговаривает все действующие программы по приватизации предприятий;
  • Постановление России от 12.08.02 № 585 – оговаривает реализацию недвижимости, находящейся в собственности государства;
  • Постановление России от 12.08.02 года № 584 – оговаривает порядок проведения конкурса по продаже недвижимости.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Понятие приватизации имеет немало особенностей, с которыми необходимо ознакомиться каждому человеку перед оформлением сделки.

В частности, нужно знать кто является субъектами данного вопроса и какие способы позволяют приобрести недвижимость в собственность.

Субъекты

ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества говорит о том, что субъектами в 2019 году могут быть:

  • Каждое физическое и юридическое лицо. Исключением здесь становится гражданин, работающий на гос. и муниципальных унитарных организациях. А также гос. и муниципальных учреждениях. Дополнительно стоит отметить, что исключением здесь являются юр. лица, уставной капитал которых свыше 25% уставного капитала.
  • Все собственники гос. и муниципального имущества. От имени собственника функции выполняет правительство или Федеральное агентство по управлению. Существует также возможность привлечения для выполнения функций фонда федеральной собственности, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Способы

Приватизация государственного и муниципального имущества – сложный процесс.

Действующими правовыми актами предусмотрено несколько способов для приватизации имущества (для передачи недвижимости в собственность частному лицу).

К таковым стоит отнести:

  • Акционирование. Процесс подразумевает преобразование государственного производства в акционерное общество, что позволяет передать гос.собственость другому лицу.
  • Преобразование в общество с ограниченной ответственностью без процедуры акционирования.
  • Дополнительная реализация имущества, в том числе и акций, принадлежащих государству. Реализация производится только на аукционе.
  • Конкурсная реализация ценных бумаг.
  • Реализация акций после управления доверенным лицом.
  • Реализация через биржевые торги.
  • Продажа без начальной стоимости.
  • Имущественный депозит, создаваемый в качестве страховки.

Все вышеперечисленные виды приватизации активно реализуются с 2001 года.

Ранее можно было увидеть еще несколько видов приватизации недвижимости, например, ваучеры или ЧИФы. Но такие способы прекратили свое действие в 1998 году.

Порядок оформления

Порядок оформления включает в себя несколько этапов. В частности это:

  • корректное планирование алгоритма действия;
  • подготовка документации – акта для принятия и утверждения требований;
  • оформление процесса.

Самым сложным этапом в этом процессе становится планирование. На том этапе оценивается какое именно имущество может быть передано в частную собственность.

Существует определенная особенность, что если один вид приватизации не подходит, то нужно переходить к следующему. Но это только при условии невозможности выполнения предыдущего. Исполнительный орган вправе выбирать любой вид изначально.

После того, как человек подает заявление установленного образца в муниципальный орган, определяется субъект, которому на данный момент принадлежит собственность и на каких условиях.

Окончательное решение по приватизации всегда принадлежит правительству России. А муниципалитет обязан согласовать свое действие с данным органом.

Стоит понимать, что приватизации подвергается, как правило, имущество со сниженной стоимостью. Поэтому часто практикуется здесь реализация с аукциона. Приватизация квартир осуществляется на уровне муниципалитета и такого имущества не так много на торгах.

Приватизация государственного и муниципального имущества — это присвоение движимого или недвижимого имущества Российской Федерации в собственность. Собственником может быть физическое или юридическое лицо.

Что представляет собой закон?

Новые поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:

  • Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
  • Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.

Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.

При последней редакции закона №178 в статью 13 и 28 не было внесено изменений.

В статье 13 178 ФЗ описываются способы приватизации имущества (муниципального и государственного).

Основные способы приватизации:

  • Унитарное предприятие можно преобразовать в акционерное общество;
  • Имущество может быть продано на аукционе;
  • Имущество может быть продано на отдельных специализированных аукционах;
  • Продажа за пределы РФ;
  • При помощи публичного предложения;
  • Без объявления стоимости;
  • Внесение имущества в виде дополнительных вкладов в уставной капитал акционерного общества;
  • Реализация акций по доверительным отношениям.

Если унитарное предприятие числится как имущественный комплекс, то в процессе приватизации оно преобразуется в хозяйственные общества.

Стоит отметить, что приватизация муниципального или государственного имущества осуществляется только в соответствии со способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В статье 28 характеризуется отчуждение земельных участков. Приватизация имущества, которое находится на незавершенном этапе строительства, осуществляется вместе с отчуждением лицу, которое приобретает подобную недвижимость.

Приватизация унитарных предприятий осуществляется совместно с отчуждением земельных территорий. К примеру:

  • Земельные участки, которые находятся в пользовании или аренде унитарного предприятия;
  • Земельные территории, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в состав собственности комплекса унитарного мероприятия.

Если на территории находятся постройки, которые полностью завершены, собственники, приватизируя недвижимость, обязаны взять в аренду эти постройки или приобрести у государства или муниципального образования. Срок аренды — не более 49 лет. Иногда объект может находиться на территориях, которые были предварительно зарезервированы властями. В таком случае аренда собственнику предоставляется только на срок, соответствующий сроку резервации государством.

Если на неделимом участке находятся здания и их необходимо приватизировать, соответствующий договор заключается со стороны собственника. Это может быть договор купли-продажи или аренды. Если все части здания были приватизированы, физическое или юридическое лицо становится полноправным собственником объекта недвижимости. В этом случае вместе со зданием можно приватизировать земельный участок.

В некоторых случаях при процессе приватизации, как описывается выше, принимается решение об отчуждении земельного участка. Однако если на земельной территории находится инженерная инфраструктура, она не поддается приватизации. Но возможно и исключение: если земельная территория получит статус публичного сервитута.

Отчуждению земельных территорий не подлежат следующие виды участков:

  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в морских портах;
  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в речных портах;
  • Аэропортах и т.д.

Скачать текст 173 ФЗ с последними изменениями

178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имеет свои нюансы и особенности. Кроме того, при изучении закона нужно учитывать все внесенные изменения.

Скачать закон №173 в последней редакции можно по .

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Способы приватизации публичного имущества.

3. Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий.

4. Приватизация земельных участков.

5. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Правовое регулирование приватизации осуществляется, прежде всего, Федеральным законом от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с послед. изм. и доп.). Приватизация отдельных видов имущества осуществляется на основании специальных законов (Федеральный закон от 27 февраля 2003г. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный закон от 22 августа 1996г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 5 февраля 2007г. №13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Приватизация жилищного фонда урегулирована Законом РФ от 4 июля 1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В некоторых субъектах РФ в соответствии с Закономо приватизации приняты свои законодательные акты в этой сфере. Так, в Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 28.06.2004г. №1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области».

Объектом приватизации является избыточная публичная (как государственная, так и муниципальная) собственность. Понятие избыточной публичной собственности имеет относительное содержание: 1) оно определяет не свойства имущества, его полезность или бесполезность, а общественные отношения, отношения собственности; 2) часть публичной собственности становится избыточной, во-первых, по отношению к объему выполняемых государством функций и, во-вторых, по отношению к возможностям рационального использования этого имущества.

В составе публичного имущества выделяют два вида:

1) имущество, связанное с производством общественных товаров и услуг, которые удовлетворяют коллективные потребности и потребляются совместно;

2) имущество, связанное с производством частных товаров и услуг, которые удовлетворяют индивидуальные потребности и потребляются индивидуально на основе принципа отстранения иных лиц от пользования благом.

Объектом приватизации может становиться только имущество второго вида.

В настоящее время в качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1) имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. ст. 11, 27 и 28 Закона о приватизации);

2) отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3) акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);

4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5) земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса);

6) жилые помещения (ст. ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Приватизация преследует несколько основных целей. Основной целью политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики. К числу подцелей приватизации относятся: а) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; б) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные; в) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

Приватизация как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач: 1) усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной; 2) расширить доступ предприятия к капиталам; 3) обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта; 4) увеличить поступления средств в казну за счет более эффективной работы предприятий; 5) обеспечить более справедливое распределение прибылей; 6) деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова, различается и отношение к темпам приватизации.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества могут быть сформулированы следующим образом:

а) решение о целесообразности приватизации публичного имущества разрабатывают соответствующие органы по управлению государственным и муниципальным имуществом с позиций повышения эффективности его использования;

б) способ приватизации каждого объекта государственной и муниципальной собственности определяется органом по управлению государственным и муниципальным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний, оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов;

в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации.

В странах с устойчивой развитой экономикой приватизация может проходить медленно и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия. В странах с переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый характер.

На рельсы рыночного развития включают целый комплекс действий, предполагающих создание новой конфигурации экономической системы в целом. Такие программы реализуются практически во всех странах с так называемым переходным типом экономики, а потому сама по себе приватизация государственного и муниципального имущества - достаточно новый правовой механизм, который продолжает совершенствоваться по мере накопления опыта в этой сфере деятельности. В России данные процедуры оговорены в ст. 217 ГК, которая определяет, что приватизация представляет собой процесс передачи госимущества в собственность частным лицам или организациям. В содержательном аспекте, это означает прекращение прав публичной собственности и образования прав частой собственности.

Приватизация в каких бы формах она не проводилась, какие мотивы не инициировали бы ее, всегда требует разработки четкого правового механизма ее проведения. Это продиктовано той важностью процесса приватизации для всего общества и возможными негативными последствиями для общества в целом, в случае неподготовленности правовой стороны реализации данной политики. Поэтому приватизация государственного и муниципального имущества диктует необходимость принятия специальных законов. Она может проводиться как возмездным путем, так и бесплатно, это зависит от конкретных условий самого процесса приватизации и характеристик имущества, которое включается в этот оборот.

Проводится в отношении следующих объектов собственности:

Земельных участков.

Предприятий, имущества и ценных бумаг, которые ранее принадлежали государству;

Приватизация жилья;

По каждому из указанных объектов, государство определяет и реализует конкретные цели экономического и социального характера. Так, например, целью приватизации госпредприятий декларировалась необходимость формирования слоя индивидуальных предпринимателей, развитие страны, повышение эффективности бизнес-деятельности, улучшение финансового положения. На начальных этапах проведения приватизация государственных и проводилась, как правило, на возмездной основе. Но, как показал исторический опыт, первые попытки приватизации в России были крайне неудачными, особенно в части обеспечения их Поэтому в 2006 году была принята которая существенно трансформировала не только целевые установки приватизации, но и процедурные. Так, например, в качестве главной цели программы называется «максимизация» эффективности приватизационных мероприятий с целью увеличения конкурентоспособности экономики страны. Реализация программы предполагает решений следующих задач:

Социально ориентированная приватизация государственного и муниципального имущества, выведенного из оборота использования государством;

Сокращение количества федеральных унитарных формы собственности;

Эффективная реструктуризация ряда отраслей экономики;

Увеличение федеральных доходов.

В сфере приватизационной программы по жилью и земельным участкам, ставятся такие цели:

Создание благоприятных условий для формирования жилищного и земельного рынков; - сокращения расходов, направляемых на содержание жилья за счет государства;

Стимулирование эффективного использования земли и земельных угодий;

Усиление социальной поддержки сельскохозяйственных работников.

Исходя из этих целей, Программа предполагает, что приватизация государственного и муниципального имущества должна проводиться сначала на безвозмездной основе, и только по мере продвижения к поставленным целям, надо осуществлять поэтапный переход к возмездной приватизации. Именно такой поход обеспечит наиболее гармоничное сочетание интересов государства и граждан в ходе приватизационного процесса.

Под приватизацией имущества, которые находятся в государственной и муниципальной форме собственности, подразумевается передача объекта. Он может стать собственностью субъекта Российской Федерации, муниципального учреждения, гражданина или организации. перехода проводится исключительно на бесплатном основании.

Граждане и коммерческие организации могут получить нежилое помещение, предприятие или объект культуры. Приватизироваться также могут участки земли, ценные бумаги и жилые помещения, которыми ранее владело государство. Для каждого из перечисленных объектов государство определяет конкретные цели социального характера или поднятие экономики.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Под приватизацию не попадают объекты, которые регламентируются и гражданскими правами. Их продажа или передача в другое владение запрещена. На специализированных аукционных не выставляются объекты без права передачи собственности.

Законные основания

Процедура приватизации строго регулируется следующими законными основаниями:

  • 21 декабря 2001 года был утвержден закон №178-ФЗ;
  • 24 декабря 1993 года президентом утвержден указ о государственной программе приватизации организаций муниципальной и государственной формы собственности №2284;
  • постановление №584 вступило в действие 12 августа 2002 года, в котором утвердили порядок проведения конкурсов по передачи прав собственности на объекты имущества;
  • постановление №585 регулирует передачу объектов, которыми владеет государство (допускаются торги на специализированных аукционах или продажа ценных бумаг).

Можно выделить несколько основополагающих принципов приватизации:

К объектам приватизации относится:

  • земельный участок (помимо тех, на территории которых есть недвижимость или другие жилые постройки);
  • государственный резерв;
  • жилищный фонд;
  • объекты, которыми владеет государство или граждане;
  • природный ресурс;
  • культовые постройки, имеющее религиозную значимость;
  • образовательные учреждения, унитарные или муниципальные предприятия;
  • объекты, которые передаются во владение другим субъектам после оглашения судебного указа.

Действующие субъекты

В роли субъектов выступают:

  • Граждане или юридические лица.
  • Владельцы федерального или муниципального предприятия, которые работают на территории Российской Федерации или территориального округа. Они должны от своего имени проводить различные функции.

Владельцы имеют право выполнять следующие функции:

  • контролировать и анализировать работу исполнительных органов;
  • принимать непосредственное участие в вопросах приватизации;
  • издавать законодательные положения, в которых обязательно оговорен порядок осуществления приватизации;
  • власти Российской Федерации могут утверждать прогнозируемую схему и порядок передачи имущества другим субъектам на период текущего года;
  • выполнять операции от имени федерального агентства исключительно в государственных структурах Российской Федерации, где проводится утверждение плана и отчетов;
  • подготавливать имущество для передачи в другую форму собственности;
  • публиковать утвержденные правила и порядок приватизации имущества, которое находится в государственной или муниципальной форме собственности;
  • делать оценку объектов;
  • готовить отчеты по бухгалтерии или статистику по средствам, которые поступают в государственный фонд от завершенной сделки;
  • заключать договора по покупке или продаже.

Краткое описание приватизации государственного и муниципального имущества

Осуществлять передачу права собственности необходимо без нарушения действующих законодательных актов и положений. Субъектами должны соблюдаться все требования.

Существуют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  • унитарное предприятие может осуществлять хозяйственную деятельность в виде открытого акционерного общества;
  • передача объекта во владение ООО;
  • государственные или муниципальные имущественные объекты продаются на аукционах с условием соблюдения установленных требований;
  • выставление ценных бумаг и акций на аукционных торгах;
  • сделки на конкурсной основе;
  • продажа объектов владельцам других стран (существует несколько важных требований для такой сделки – объекты должны быть собственностью государства и иметь акции ОАО);
  • можно продавать объекты при помощи публичного предложения;
  • разрешено проводить сделки без оглашения цены;
  • можно передавать объекты в виде вклада в уставной капитал ОАО;
  • осуществлять продажу акций ОАО на правах доверительного управления.

Под порядком проведения сделки подразумевают принятие и выполнение решение об отчуждении федерального или муниципального объекта. После того, как был проведен порядок, определены способы приватизации муниципального имущества, и сроки отчуждения субъекты договариваются о минимальной стоимости, по которой можно проводить процедуру приватизации.

Первоначальная цена формируется согласно отчетам об оценке федерального или муниципального объекта. Социально-культурные или коммунальные предприятия, которые согласно действующему законодательству могут отчуждаться, в большинстве случаев приватизируются отдельно. Если они включены в состав комплекса унитарной фирмы, то проводить процедуру приватизации категорически запрещено.

Важное условие для определения порядка – это сохранение их назначения в течение времени, которое оговорено в решении о приватизации. Со дня действия договора должно пройти не менее пяти лет. Когда органами местного самоуправления нарушаются пункты договора, то в судебные инстанции можно подавать соответствующее обращение.

Такие сделки необходимы для:

  • формирования слоя частных владельцев имущества (индивидуальные предприниматели);
  • повышения эффективности работы местных организаций;
  • создания конкурентной среды;
  • содействия демонополизации экономической ситуации;
  • привлечения иностранных инвестиций;
  • обеспечения социальной защиты населения и развития объектов инфраструктуры (все это осуществляется за средства от приватизации).

Закон №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» требует соблюдение четырех важных этапов приватизации субъектами. Они должны выполнить разработку будущей программы или прогнозирование дальнейших планов приватизации.

При этом необходимо учитывать поступающие предложения от государственной структуры, исполнительной власти, а также ценных бумаг открытого акционерного общества. Последние имеют право вести хозяйственную деятельность в экономической области.

Делать разработку плана может только специализированное и уполномоченное Федеральное агентство, которое руководствуется управлением федеральными объектами. Далее власти должны утвердить разработанный план на текущий календарный год.

В программе необходимо оговорить отчуждение объектов государственного уровня (это могут быть унитарные фирмы или акции открытого акционерного общества, а также установить точные сроки выполнения всех требований.

В этом документе указывается:

  • название предприятия;
  • способы проведения приватизации;
  • нормативная стоимость;
  • условия по рассрочке (если это разрешено действующим законодательством).

На третьем и четвертом этапе субъекты проводят приватизацию согласно установленным нормативным актам, а также представляют властям отчеты о выполненных действиях по программе за прошедший календарный год. Документация направляется в Госдуму Российской Федерации.