Запрос ценовых котировок что. Что такое запрос котировок? Форма запроса котировок. Победитель и протокол запроса котировок цен

Запрос котировок в рамках госзакупок проводится на основании федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ . Главные преимущества запроса котировок — это короткие сроки проведения и простая форма заявки на участие. Дополнительным плюсом является то обстоятельство, что заказчик не обязан требовать обеспечение заявки и обеспечение контракта. Наш материал поможет разобраться в различных вопросах, связанных с котировками: когда и каким способом подать заявку, в какой момент следует подписать контракт в случае победы, как отстоять свои права, если они нарушены.

В каких случаях проводится запрос котировок

Не исключено, что котировочная комиссия отклонит все заявки. Тогда срок приема заявок продлевают еще на четыре рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение одного рабочего дня.

Если после продления комиссия снова не примет ни одной заявки, заказчик откажется от этой закупки и проведет другую — тем же либо каким-то иным способом. Информация о том, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому участнику, подавшему заявку. С этого момента закупка считается отмененной.

Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Первая заявка на запрос котировок: с чего начать и как правильно подготовить?

Положениями ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) определен исчерпывающий перечень конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые могут использоваться заказчиками при осуществлении закупок. Среди приведенных способов закупок указан запрос котировок.

В данной статье, которая в большей степени ориентирована на участников закупок, желающих разобраться в вопросах участия в запросе котировок и в подготовке своей первой заявки, будут подробно разъяснены основные случаи и особенности проведения запроса котировок, а также приведен пошаговый алгоритм участия в данном способе закупки, начиная от поиска закупок по интересующей тематике и до заключения контракта.

В соответствии с ч. 1. ст. 72 ФЗ № 44 под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок, и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Запрос котировок - один из наиболее простых и востребованных способов закупки как для заказчиков, так и для участников закупки, и на это есть ряд объективных причин.

Преимущества в проведении запроса котировок для заказчика:

  • короткие сроки проведения закупки (всю процедуру закупки вместе с опубликованием извещения, формированием протокола и подписанием контракта можно осуществить за 12-16 рабочих дней);
  • однолотовость;
  • не требует разработки объемной закупочной документации;
  • отсутствие необходимости разъяснения положений извещения;
  • минимум временных затрат по рассмотрению заявок (в отличие от конкурсов, аукциона в электронной форме и запроса предложений);
  • формирование всего лишь одного протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Преимущества участия в запросе котировок для участника закупки:

  • в состав заявки кроме подробной информации о поставляемом товаре не нужно прикладывать учредительные документы, выписку из налоговой инспекции (ЕГРЮЛ/ЕГРИП), решение об одобрении или о совершении крупной сделки и др.;
  • не требуется сшивать, нумеровать листы заявки;
  • не нужно приобретать в аккредитованном удостоверяющем центре усиленную электронную подпись для подачи заявки в письменной форме;
  • не нужно предоставлять обеспечение заявки;
  • не применяются антидемпинговые меры в случае снижения цены контракта более чем на 25 %.

Говоря о преимуществах данного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не стоит забывать о его недостатках. В запросе котировок основным критерием выбора победителя является самое низкое ценовое предложение (при условии соответствия заявки участника закупки требованиям извещения), никакие другие критерии оценки не используются. Как очевидно, это достаточно опасный подход, который может привести на практике к возникновению серьезных проблем у заказчика на этапе исполнения обязательств по контракту со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), т. к. низкая цена - это не всегда гарантия поставки товара надлежащего качества, выполнения работ и оказания услуг посредством использования качественных материалов и т. д.

Особенности запроса котировок

При этом ФЗ № 44 допускает проводить запрос котировок в размере, не превышающем

10 % совокупного годового объема закупок заказчика. Общая стоимость закупок, проведенных данным способом, не должна составлять более чем 100 млн рублей.

  • запрос котировок по общим правилам осуществляtтся в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) по одной процедуре закупки не превышает 500 тыс. рублей. Однако в ст. 75, 76 и 82 ФЗ № 44 предусмотрены случаи, при которых проведение закупки путем запроса котировок может осуществляться независимо от цены контракта , но это более частные случаи, на которых мы не будем подробно останавливаться в настоящей статье;
  • проект контракта является обязательной и неотъемлемой частью закупки;
  • победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта;
  • запрос котировок - это единственная форма закупки, у которой продлевается срок подачи заявок на 4 рабочих дня, в случае если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • составляется только спецификация (технические характеристики) закупаемого товара, работы, услуги.

Порядок проведения запроса котировок



НМЦК До 250 000 руб. До 500 000 руб.
Сроки подачи заявок Не < 4 раб. Не < 7 раб. дней до даты окончания подачи заявок.
Форма подачи заявки

Письменная форма в запечатанном конверте,

Электронная форма.

Объект закупки Любой товар, работа, услуга.
Количество лотов Только 1
Действия Внесение изменений в извещение Не позднее чем за 2 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок.

Если сумма < 250 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 4 раб. дня.

Если сумма > 250 000 руб., но < 500 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 7 раб. дней.

Отмена закупки Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч.1 ст. 36 ФЗ № 44).
Разъяснение результатов закупки Разъяснение результатов рассмотрения и оценки заявок предоставляется заказчиком в течение 2 раб. дней с даты поступления запроса.
Изменение, отзыв заявки Участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок только при условии, что заказчиком были внесены изменения в извещение о закупке.
Срок заключения контракта Не ранее чем через 7 дней не позднее чем через 20 дней .

Шаг 1: поиск закупок

Поиск закупок, в том числе проводимых путем запроса котировок, осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Для первоначального поиска закупок рекомендуется использовать функционал расширенного поиска сайта, который предоставляет возможность поиска закупок интересующей участника закупки тематики.

Специалисту участника закупки для успешного поиска закупок необходимо заполнить (как минимум) нижеприведенные поля формы для поиска, представленной на www.zakupki.gov.ru:

- наименование закупки (например, «сплит-система», «бытовая химия», «оказание образовательных услуг», «текущий ремонт»);

- выбрать субъект РФ , в котором находится потенциальный заказчик (например, Московская область, Ростовская область), или по удаленности ту территорию, в пределах которой участник готов исполнять обязательства по исполнению заключенного контракта;

- указать этап закупки «Подача заявок».

Работа участника закупки на сайте www.zakupki.gov.ru осуществляется без прохождения процедуры регистрации. Вся информация о проводимых закупках находится в открытом доступе и предоставляется бесплатно.

В случае наличия 19-значного номера извещения запроса котировок поиск осуществляется путем ввода номера закупки в соответствующее поле быстрого поиска.

Шаг 2: подача и оформление заявки

Участнику закупки, который впервые осуществляет подготовку заявки на участие в запросе котировок, следует учитывать, что подаваемая заявка должна полностью соответствовать требованиям, установленным в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 , поскольку в противном случае существует вероятность ее отклонения со стороны заказчика и комиссии по осуществлению закупок. Рекомендуется перед оформлением заявки внимательно прочитать извещение о закупке, условия, изложенные в проекте контракта, ознакомиться с требованиями по оформлению заявки, указанными не только в извещении, но и непосредственно в самом ФЗ № 44. В вопросе подготовки любой заявки на участие в закупке важна каждая мелочь.

Заявку на запрос котировок может подать абсолютно любое заинтересованное лицо в сроки, установленные в извещении.

Каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ № 44 заявка может быть подана в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа . Форма подачи котировочной заявки определяется по усмотрению участника закупки, но фактически до тех пор, пока не начала функционировать ЕИС, заявки на запрос котировок в форме электронного документа заказчиками не принимаются, о чем чаще всего сделана соответствующая пометка в извещении о проведении закупки. Но несмотря на это, некоторые заказчики допускают подачу заявки на запрос котировок в форме электронного документа на адрес электронной почты, при условии ее подписания усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Содержание заявки

Заявка на участие в запросе котировок оформляется путем заполнения формы, приложенной заказчиком к данной закупке и размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 заявка на участие в запросе котировок должна содержать:

1) Наименование, место нахождения (для юр. лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки.

2) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Примечание. Согласие предоставляется в произвольной форме, как правило, заказчик в типовой форме заявки прописывает стандартный текст «Участник закупки ___________ согласен исполнять условия контракта, указанные в извещении».

Наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара должны быть сформулированы максимально точно и не должны сопровождаться перечислениями (например, «или красная», «или синяя», «или зеленая»), промежуточными значениями («от» и «до», «с» и «по», например, «высота шкафа от 175 см до 185 см») и словами «или эквивалент», за исключением тех случаев, когда конкретным значением для той или иной характеристики является диапазон, т. к. заказчик обязательно должен знать, какой товар ему будет поставлен по итогам определения поставщика (подрядчика). Участник закупки при подготовке заявки должен предлагать к поставке товары с такими характеристиками, которые не выходят за пределы диапазонов, установленных заказчиком в извещении о закупке.

3) Предложение о цене контракта.

Примечание. ФЗ № 44 не предусматривает необходимость указания в составе котировочной заявки цены за единицу товара, но в случае если типовая форма заявки содержит подобное требование, то его следует соблюсти во избежание возникновения рисков отклонения заявки участника закупки.

4) Документы, подтверждающие право участника на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 - 29 ФЗ № 44 (учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов).

Примечание. В данном случае участнику закупки - организации уголовно-исполнительной системы - необходимо предоставить в составе заявки в произвольной форме требование о том, что он претендует на получение преимуществ согласно ст. 28 ФЗ № 44 (п. 2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»). В случае если в качестве участника закупки выступает организация инвалидов, то на основании п. 4. Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» такая организация инвалидов, признанная победителем, представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ уже после подведения итогов по закупке. Таким образом, для того чтобы исполнить норму, установленную в п. 3 ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44, участнику закупки необходимо приложить в составе котировочной заявки, например, копию устава, свидетельствующую о его принадлежности к данной категории субъектов.

5) Идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) при наличии:

ИНН учредителей;

ИНН членов коллегиального исполнительного органа, лица;

ИНН исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Примечание. Указывается в письменной форме, предоставлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе нет необходимости.

6) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ФЗ № 44.

Примечание. Декларация о принадлежности к СМП/СОНКО предоставляется в произвольной форме, чаще всего в типовой форме заявки содержится подобная формулировка, которую следует заполнить. Например, «Участник закупки ООО «________________» настоящим подтверждает, что относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Таким образом, ООО «__________________» имеет преимущества в соответствии со ст. 30 ФЗ № 44».

7) Документы , подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44, либо заверенные копии данных документов.

Примечание. Т. к. в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ № 44 при осуществлении закупок допускается как поставка товаров российского происхождения, так и иностранного, следовательно, если к объекту закупки применяется национальный режим, то участнику закупки в составе котировочной заявки согласно положениям действующего законодательства следует приложить сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или акт экспертизы, которые выдаются Торгово-промышленной палатой РФ.

Требовать от участника предоставления иных документов и информации, за исключением вышеперечисленных, заказчику не допускается.

Оформление документов

Заявка участника закупки должна быть оформлена на фирменном бланке (при наличии такового), подписана руководителем организации участника закупки и скреплена печатью (при наличии таковой). Документы, прилагаемые к котировочной заявке, могут оформляться как приложения к заявке. В случае предоставления копий документов их следует заверить надлежащим образом.

Оформленная заявка упаковывается в конверт, запечатывается, на конверте следует указать: номер извещения, наименование и адрес заказчика, а также желательно указать, до какого времени не следует вскрывать конверт с заявкой. Это рекомендуется делать во избежание вскрытия конверта ранее установленного срока, например, секретарем организации заказчика, который, как правило, занимается вопросами входящей и исходящей корреспонденции.

Примечание. На конверте с котировочной заявкой указывать наименование участника закупки необязательно, поскольку участие в процедуре закупки предполагает отсутствие возможности для просмотра содержания заявки до момента вскрытия. Поэтому рекомендуется в данном вопросе соблюдать конфиденциальность до начала вскрытия комиссией по осуществлению закупки конвертов с заявками.

Шаг 3: порядок приема заявок

Котировочная заявка может быть направлена в адрес заказчика с помощью почтовой связи или доставлена лично по адресу, указанному в извещении. Следует учитывать то обстоятельство, что если представитель участника закупки лично доставляет котировочную заявку, то ему необходимо иметь в наличии паспорт и доверенность на право подачи заявки от имени участника закупки.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 77 ФЗ № 44 заявка должна быть зарегистрирована заказчиком в журнале регистрации заявок. Отказ в приеме и в регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации со стороны заказчика не допускаются.

Законодатель обязывает заказчика обеспечить сохранность конвертов с поданными заявками, их защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность. Кроме этого, заказчик обязан обеспечить рассмотрение заявок только после вскрытия конвертов с такими заявками. Лица, осуществляющие хранение конвертов с котировочными заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия. За подобное нарушение требований виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством.

По общим правилам заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки.

Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.

Шаг 4: изменение и отзыв заявки

Изменять и отзывать котировочную заявку участник закупки не вправе, за исключением случая, если заказчиком были внесены изменения в извещение. Таким образом, если у участника закупки возникла такая необходимость, следует ориентироваться на нормы, установленные в ч. 1 ст. 77 ФЗ № 44.

Примечание. Если у участника закупки возникла потребность в отзыве заявки, а заказчиком при этом не вносились изменения в извещение о закупке, то в этом случае можно воспользоваться нормой, указанной в ч. 4 ст. 78 ФЗ № 44, в соответствии с которой в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.

Шаг 5: принятие решения по закупке и определение победителя

Вскрытие всех поступивших конвертов с котировочными заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении. На процедуре вскрытия вправе присутствовать участники закупки, подавшие заявки, или их представители. В случае их отсутствия вскрытие будет осуществлено в плановом порядке.

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии, о дополнительной возможности подачи заявок. Подобное действие направлено на предоставление дополнительного шанса поучаствовать в запросе котировок тем участникам, которые не успели подать заявки в сроки, установленные извещением.

Котировочной комиссией при вскрытии конвертов с заявками озвучивается следующая информация:

  • информация о месте, дате, времени процедуры вскрытия конвертов;
  • наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника запроса котировок, подавшего заявку;
  • предложения о цене контракта, указанные в заявках;
  • иную информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок.

При вскрытии конвертов с заявками заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов, также вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов.

Победителем запроса котировок согласно ч. 6 ст. 78 ФЗ № 44 признается участник запроса котировок, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Если наиболее низкая цена товара, работы или услуги предложена несколькими участниками, то победителем признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Все основания для отклонения котировочных заявок определены в ч. 7 ст. 78 ФЗ № 44. Комиссия по осуществлению закупки не рассматривает и отклоняет заявки, если:

  • заявки не соответствуют требованиям, установленным в извещении;
  • предложенная в заявках цена товара, работы или услуги превышает НМЦК, указанную в извещении;
  • участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44.

Отклонять заявки по иным основаниям, не предусмотренным законодательством, запрещается.

По результатам рассмотрения и оценки заявок оформляется протокол. Сформированный протокол рассмотрения и оценки заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членам комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС.

Таким образом, участнику закупки следует осуществлять мониторинг результатов проведения запроса котировок на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru, т. е. следить за размещением протокола, чтобы узнать, кто стал победителем по закупке.

Отметим, что согласно ч. 10 ст. 78 ФЗ № 44 любой участник запроса котировок, подавший заявку на участие, после размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на сайте www.zakupki.gov.ru вправе направить заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. В свою очередь, заказчик обязан предоставить участнику, подавшему запрос, соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа в течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса.

По общим правилам протокол рассмотрения и оценки заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2 рабочих дней с даты подписания протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в котировочной заявке.

Шаг 6: заключение контракта

В соответствии с ч. 13 ст. 78 ФЗ № 44 контракт по результатам проведения запроса котировок может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Важно понимать, что контракт в соответствии с положениями ФЗ № 44 должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной в заявке победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

Если извещением о закупке была предусмотрена необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта, то следует помнить, что одновременно с подписанным контрактом победитель по закупке или участник, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя, обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту. В качестве такого документа согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44 может выступать банковская гарантия или платежное поручение, подтверждающее внесение денежных средств на счет заказчика в установленном размере.

В случае если после направления заказчиком победителю по закупке проекта контракта на подпись, победитель не представил подписанный контракт или документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту, в срок, указанный в извещении, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 ФЗ № 44).

В случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик может по своему усмотрению обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии такого участника с участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок, если цена контракта не превышает НМЦК, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Если от заказчика последовало подобное предложение участникам, указанным выше, то заключение контракта для них является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и повторно провести запрос котировок.

При этом отказ от заключения контракта для победителя и участника закупки, которому было предложено заключить контракт в случае уклонения победителя, чреват для обоих участников включением в реестр недобросовестных поставщиков сведений как о юридическом лице, так и о физических лицах (об учредителях, членах коллегиального исполнительном органа), выступающих на стороне такого участника закупки.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Если по результатам проведения закупки запрос котировок признан несостоявшимся, то в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ № 44 заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем ) согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

К основным случаям признания запроса котировок несостоявшимся относятся следующие случаи:

1) если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении;

2) если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении.

Таким образом, в случае наличия единственной заявки, признанной комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям, заключение контракта для обеих сторон является обязательным, несмотря на статус закупки «несостоявшийся запрос котировок».

Также запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если:

  • котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • не подано ни одной заявки на процедуру закупки.

В случае если по результатам рассмотрения котировочных заявок комиссией отклонены все поданные заявки, то заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4 рабочих дня и в течение 1 рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи заявок.

Надеемся, что, ознакомившись с данной статьей, начинающий участник закупочного процесса компании поставщика (подрядчика, исполнителя) сможет правильно подготовить свою первую котировочную заявку, которая будет отвечать всем требованиям действующего законодательства.

Кроме того, Единый центр консультаций по госзакупкам рекомендует потенциальным участникам закупок со своей стороны всегда перед подготовкой заявки еще раз внимательно ознакомиться с положениями ФЗ № 44 в актуальной редакции, которые регламентируют порядок проведения и участия в запросе котировок. Возможно, в закон в данной части были внесены какие-либо изменения, и знание этого поможет правильно подготовить заявку, тем самым сократив риски ее отклонения комиссией по осуществлению закупок.

допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

После ее прочтения становится понятно что это такое, как разместить и как участвовать в запросе котировок. В ней содержится информация , которая может быть полезна как специалисту в области государственных торгов, так и человеку, только начинающему сталкиваться с прокьюрементом.

Определение запроса котировок

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и последующему закону №44-ФЗ (О Федеральной контрактной системе) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Единственным местом размещения информации о заказах в форме запроса котировок, публикуемых государственными учреждениями, является Официальный сайт РФ www.zakupki.gov.ru

Планирование закупок

Минэкономразвития и ФАС подготовили проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», в котором в перспективе тоже имеет место такой способ размещения заказа, как запрос котировок. При этом информацию о предполагаемых заказах можно будет увидеть на официальном сайте еще на этапе планирования, что позволит многим организациям, индивидуальным предпринимателям заранее спланировать свою деятельность, как минимум на год вперед.

Требования к запросу котировок

Размещение заказа путем запроса котировок цен имеет ограничение на поставку одноименных товаров, работ, услуг в течение квартала на сумму более, чем 500 тыс. руб. Однако начальная цена контракта в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи других товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения не ограничивается. Также без ограничения цены контракта осуществляется размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Для того, чтобы участвовать в запросе котировок цен, в первую очередь, необходимо найти на официальном сайте извещения о проведении соответствующих тендеров. На сайте представлена информация о размещении заказов, об уже заключенных контрактах, о планах-графиках заказчиков, также представлен реестр недобросовестных поставщиков и ссылки на различные ведомственные службы, в том числе на сайт Минэкономразвития и на сайт ФАС.


Кстати! Помочь с оформлением заявки на запрос котировок, ее проверкой, а также проконсультировать по участию в нем с удовольствием смогут наши специалисты. Найдите запрос котировок и закажите услугу по подготовке котировочной заявки и вы гарантированно 100% будете допущены к участию и победите в аукционе с большой вероятностью.

Поиск запроса котировок

Поиск извещений о проведении закупок можно осуществлять по нескольким фильтрам:


После вышеописанных действий на странице сайта отразиться результат, который далее можно уточнить. Пользователь имеет возможность указать:


Особенности размещения заказа включают в себя еще ряд позиций, касающихся уже непосредственно участников размещения заказа. Остановимся на них поподробнее.

Заказы для субъектов малого предпринимательства.

Данный параметр отражает заказы, которые опубликованы исключительно для участников размещения заказа, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии со ст. 15 Закона о закупках все муниципальные и государственные заказчики обязаны размещать заказы для субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г №642). К субъектам малого предпринимательства согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели соответствующие следующим условиям:

Отсюда следует, что если в извещении установлено требование о том, что в запросе котировок могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, и вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то Вы смело можете подавать заявку для участия. В случае, если Вы не соответствуете требованиям то заявку подавать нельзя, так как она однозначно будет отклонена комиссией на этапе рассмотрения заявок.

Преимущества в отношении цены контракта

Согласно ст. 14 Закона о закупках все заказчики могут предоставлять преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при размещении заказов, о чем в своем извещении заказчики информируют всех участников.

Извещение о проведении запроса котировок

После того как Вы определились с теми параметрами, которые хотели бы увидеть, и выделили все условия, которые вам необходимы, посмотрим что отражено в извещениях о проведении запроса котировок. Согласно ст. 45 Закона о государственных закупках извещение о запросе котировок и проект контракта размещаются на официальном сайте не менее чем:

    за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок

    за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок при размещении заказа на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., а также в случае размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения

Извещение о проведении запроса котировок доступно для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Каждое извещении в обязательном порядке содержит следующую информацию:

    Данные о заказчике (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контрактное лицо и телефон)

    Указан источник финансирования заказа

    Наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика

    Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются в обязательном порядке только при размещении заказов на поставки машин и оборудования

    Место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей

    Максимальную цену контракта и ее обоснование. Максимальная цена контракта устанавливается на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, данных государственной статистической отчетности, официальных сайтов, реестра контрактов, информации о ценах производителей, общедоступных результатов изучения и исследования рынка (ст. 19.1 Закона о государственных закупках)

    Место и срок подачи котировочных заявок, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок

    Срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

    Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа

Кроме того, извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае указания на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения, являющегося эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств. Указание на товарные знаки должно сопровождаться словами "или эквивалент".

Обратите внимание! Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Если заказчиком установлено требование об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков, то оно обязательно вносится им в извещение о проведении запроса котировок!

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Pеестр недобросовестных поставщиков

Как попадают в реестр недобросовестных поставщиков? В первую очередь туда включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта. То есть в случае, если вы подали заявку на участие в запросе котировок, выиграли и в последний момент отказались заключать контракт, Вы автоматически попадаете в этот реестр. Кроме этого условия, при неисполнении контракта, либо исполнении контракта поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с существенными нарушениями, по решению суда с Вами может быть, расторгнут контракта, и Вы опять же попадете в реестр недобросовестных поставщиков. И только по истечении 2 лет сведения об организации исключаются из реестра, если не было обжалования в суде.

Котировочная заявка

для того, чтобы участвовать в запросе котировок требуется подать заявку. Как ее составить, чтобы выиграть.Котировочные заявки не имеют четко регламентированной формы, но сведения, которые в ней должны быть отражены всегда одинаковые.

Срок подачи котировочной заявки устанавливается в извещении о проведении запроса котировок. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа.

Котировочная заявка подается заказчику или уполномоченному органу. Она может быть подана как в письменной форме, так и в форме электронного документа. В случае подачи котировочной заявки в письменной форме расписка в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения выдается участнику размещения заказа по его требованию. В случае подачи электронной котировочной заявки заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение ее получения в письменной или электронной форме.

Разъяснения по поводу того, что следует понимать под котировочной заявкой в электронной форме, даны в Письме Минэкономразвития России от 07.09.2011 N Д28-327. В нем говорится, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Следовательно, под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и который обязательно содержит ЭЦП.

Котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

    Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа

    Идентификационный номер налогоплательщика

    Наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ

    Согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок

    Цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи)

Рассмотрение и оценка котировочных заявок производится котировочной комиссией, которая создается заказчиком, уполномоченным органом. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Обратите внимание! Котировочные заявки не рассматриваются и отклоняются котировочной комиссией, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Если в указанные сроки подана лишь одна котировочная заявка, то заказчик может продлить сроки приема котировочных заявок, но только на четыре рабочих дня. Причем информация о продлении срока приема заявок размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок!

В течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, котировочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки участников размещения заказа.

Победитель запроса котировок

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и содержит самую низкую цену товаров. При наличии нескольких одинаковых заявок победителем признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

В случае если Вашу заявку отклонили, и Вы считаете, что данное решение необоснованное, то данное решение можно обжаловать в ФАС.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочная комиссия оформляет протоколом, который подписывается всеми членами комиссии и заказчиком. Указанный протокол размещается на официальном сайте сразу же в день его подписания. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, а второй в течение двух рабочих дней с момента его подписания заказчик передает победителю в проведении запроса котировок вместе с проектом контракта.


Кстати! Ежедневно получать самые свежие контакты победителей запросов котировок можно подписавшись на услугу рассылки победителей тендеров у нас на сайте.

Заключение контракта с победителем производится в срок, указанный в извещении о запросе котировок, но не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня его подписания.

И наконец хотелось бы остановиться на расходах участника размещения заказа путем запроса котировок. Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что независимо от способа размещения заказа участник размещения заказа участвует в нем бесплатно. Это касается как торгов, так и исключительных вариантов размещения заказов, в том числе путем запроса котировок. О том, что Закон запрещает взимать плату за участие в запросе котировок с участника размещения заказа, прямо сказано в ч. 7 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.

Рамочный 223 Федеральный Закон позволяет заказчикам самостоятельно формировать перечень тех видов конкурентных и неконкурентных процедур, в соответствии с которыми они намерены проводить закупки. К числу наиболее популярных способов закупок относится запрос ценовых котировок.

Что такое запрос котировок?

Запрос котировок — это закрытый способ конкурентной закупки, при котором заказчик рассылает извещения о проведении тендера ограниченному числу поставщиков и принимает от них ценовые предложения. Для составления извещения используется специальный бланк, в который вносится вся информация о проведении запроса котировок. Рассылка производится в электронном режиме.

Как проводят запросы котировок по 223 ФЗ?

Согласно нормам Федерального Закона № 223, такая упрощенная форма закупки как запрос котировок проводится исключительно при определенных условиях. К ним относятся небольшая стоимость поставок, а также наличие базы поставщиков, имеющих соответствующий перечень взаимозаменяемых товаров.

Все требования к поставщикам и к их продукции, либо услугам содержится в составе тендерной документации. После поступления всех конкурсных заявок в закрытом виде и окончания их приема в оговоренный срок, предложения от участников начинает изучать специальная комиссия. Как правило, заявки анализируются на предмет их соответствия обозначенному в составе тендерной документации предмету, всем установленным требованиям и характеристикам. Кроме того, проводится сверка всех поступивших данных и их структурирование.

Запрос предложений считается состоявшимся, если заявки на участие подали более трех компаний-участников. В противоположном случае, запрос предложений проводится заново, либо совершается закупка у единственного поставщика . Последнее возможно только тогда, когда соответствующий механизм прописан в составе Положения.

Основным критерием оценки конкурсных заявок при такой форме как запрос котировок всегда является цена, что обусловлено спецификой способа проведения тендера . Но не всегда поставщик с самой низкой ценой оказывается победителем. Зачастую выиграть может тот участник, который заявил не самую низкую цену, но при этом хорошо и грамотно ее обосновал, в отличие от остальных. Кроме того, проигрыш засчитывается участникам с низкой ценой тогда, когда они при подаче документов не укладываются в определенные сроки.

Как выиграть в запросе котировок по 223 ФЗ?

Прежде всего, необходимо понять, что даже такая упрощенная форма проведения тендера как запрос котировок требует предельного внимания и концентрации от участников. Если вы не имеете огромного опыта участия в тендерах и современных знаний, касающихся тончайших нюансов ныне действующего законодательства, то велик риск того, что вы проиграете просто из-за упущенного времени или недостатков в составе конкурсной документации. В вашей ситуации лучше всего обратиться за помощью к экспертам в сфере тендерного сопровождения.

ГК BiCo предлагает вам свои услуги , связанные с профессиональной и грамотной поддержкой участия в электронных торгах:

  • помощь при поиске оптимального для вас тендера среди самых актуальных и дорогих предложений от заказчиков всей страны;
  • оперативный сбор и составление полного пакета документов, необходимых для подачи заявки;
  • консультационная поддержка при составлении заявки;
  • подача заявки точно в срок;
  • оформление финансово-кредитной продукции и других инструментов, которые могут понадобиться для полноценного функционирования на электронных площадках;
  • юридическая поддержка при подписании договора.

С нами вы непременно выиграете не только запрос котировок по 223 ФЗ, но и любой сложнейший многоэтапный тендер от крупного государственного заказчика и подпишете выгодный контракт, не оставив ни единого шанса конкурентам!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Запрос котировок - одна из самых несложных и ускоренных процедур, проводимых государственными и муниципальными учреждениями. Ее регламентирует статья 72 44-ФЗ, в п. 1 которой прописывается, что такое запрос котировок: это форма определения поставщика, под которой понимается процедура подачи ценового предложения на выполнение объявленных работ или услуг по контракту. Победителем считается Поставщик, которым была предложена наименьшая цена, если им в полной мере были соблюдены требования Заказчика и федеральных законов.

Нюансы котировочной процедуры

Они следующие:

Способы организации процедуры закупки

Провести запрос котировок, согласно закону и новым изменениям 2018 года, можно двумя способами:

  • бумажная подача;
  • электронная подача.

Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 г. Заказчик вправе организовать запрос котировок посредством размещения заказа на электронной торговой площадке (ЭТП), одобренной Правительством, а с 1 января 2019 года это станет обязательным правилом для всех торговых сессий.

ЭТП, на которых разрешено проводить процедуры определения поставщика, путем запроса котировок:

  • Сбербанк - АСТ;
  • РТС-тендер;
  • Росэлторг;
  • Национальная электронная площадка;
  • ЗаказРФ;
  • ТЭК-Торг;
  • Торговая площадка Газпрома;
  • АСТ для государственного оборонного заказа.

Для участия на этих площадках Поставщику требуется иметь усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись (ЭЦП), а также пройти аккредитацию на торговой платформе.

Информативно! В силу внесенных изменений в 44-ФЗ, участнику государственной закупки с 01.01.2019 г. необходимо предварительно завести личный кабинет на сайте http://zakupki.gov.ru/, а только после этого на ЭТП. Для тех Поставщиков, кто ранее уже аккредитовался на федеральных торговых площадках, необходима дополнительная регистрация в системе ЕИС. Для этого им выделили весь 2019 год.

Порядок проведения электронного запроса

Заказчик публикует извещение на официальном сайте закупок не ранее, чем за пять рабочих дней до прекращения подачи заявок. При электронном способе проведения торгов НМЦК не влияет на срок публикации извещения.

Заявку может подать любой участник, который имеет усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись, а также прошел аккредитацию на торговой площадке. Поставщик, сформировав свое предложение, подписывает его ЭЦП и направляет оператору ЭТП.

К сведению! При электронном способе размещения котировки участник, направив единственную заявку, имеет право отозвать ее до окончания подачи предложений. Для этого необходимо отправить соответствующий запрос на площадку.

Оператор ЭТП, получив котировочную заявку, в течение следующего часа подтверждает ее принятие и присваивает идентификационный номер. По истечении времени на подачу предложений, оператор в течение часа передают Заказчику всю информацию о ценовых предложениях, а также документы участников, которые были направлены в соответствии с требованиями Заказчика и Федеральным законом.

Котировочная комиссия в срок, не превышающий 1 рабочий день со времени получения данных от оператора ЭТП, изучает предоставленную информацию. После рассмотрения всех ценовых предложений, комиссия формирует и подписывает протокол запроса котировок. Готовый документ, направляется оператору электронной торговой площадки не позднее срока рассмотрения заявок. Вслед за этим, оператор ЭТП ранжирует участников процедуры торгов, в соответствии с увеличением предложенной ими цены на исполнение контракта. Поставщика, предложившего наименьшую цену, объявляют победителем.

Оператор формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и публикует его на ЭТП проведения торгов, а также на портале госзакупок, в течение 1 ч после получения данных о рассмотрении заявок от Заказчика.

Особенность такого запроса котировок, что Заказчик не знает соответствие ценовых предложений и Поставщиков. Его задача - проверить полученную документацию на соответствие предъявленным требованиям.

Вслед за публикацией в интернете протокола, в срок, не превышающий 5 дней, Заказчик отправляет победителю запроса котировок контракт без своей подписи. Участник, занявший первое место, в случае отсутствия поправок к документу, подписывает его, прикладывая подтверждение обеспечения контракта, если данное условие выдвигалось, либо направляет протокол разногласий.

Заказчику дается 3 дня на проверку подлинности обеспечения контракта и его подписание. При направленном протоколе разногласий, Заказчик корректирует проект договора или предоставляет мотивированный отказ. В этом случае участнику дается 3 дня на повторное подписание контракта.

К сведению. Если победитель не подписал контракт вовремя, то Заказчик предлагает участнику, занявшему второе место, исполнить работы по договору. При этом Поставщик, имеет право дать отказ без последствий для себя.

Плюсы и минусы запроса котировок на ЭТП

Подача заявки в электронном виде проходит на тех же основаниях, что и в бумажном варианте, но данный способ объявления закупки имеет несколько преимуществ:

  • электронный способ передачи данных;
  • минимум времени на подготовку заявки;
  • отсутствует возможность узнать ценовые предложения от поставщиков раньше срока, тем самым подтасовав результаты;
  • нет ограничений в территориальном нахождении участника закупки, т.е. подать ценовое предложение можно из любого региона страны.

К недостаткам можно отнести:

Заказчики, по-прежнему, предпочитают использовать запрос котировок в бумажном формате.

Правила проведение закупки на бумаге:

Каждая процедура закупки четко регламентируется Федеральными законами 44 и 223. Алгоритм проведения котировочной сессии сводится к следующему:

  1. Размещение извещения о проведении запроса котировок. Документация публикация на портале zakupki.gov. Плата за ознакомление с информацией не взимается, она находится в широком доступе.
  2. Сроки запроса котировок зависят от объявленной цены контракта: 4 рабочих дня, если сумма не больше 250 тыс. рублей; 7 рабочих дней, если цена контракта от 250 000 - 500 000 рублей.
  3. Подача котировочной заявки. В сроки, прописанные в документации, участник закупки подает ценовое предложение на бумажном носителе в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержимое, либо в электронном виде. Форма запроса котировок разрабатывается самостоятельно каждым Заказчиком. Заявка, переданная с опозданием даже в 1 минуту, не принимается.
  4. Вскрытие конвертов. В соответствии с обозначенным регламентом проводится вскрытие конвертов специально созданной котировочной комиссией. Это открытая процедура, доступная желающим, при этом на ней разрешено ведение аудио и видео съемки. Если представитель Поставщика присутствует на вскрытии, то у него должна быть доверенность на право представительства.
  5. Определение победителя. Вскрыв конверты или приняв электронные заявки, котировочная комиссия начинает рассмотрение ценовых предложений и представленной документации на соответствие требованиям Заказчика и 44-ФЗ. Результат работы комиссия оформляет в виде протокола, составляя его в двух экземплярах, в день вскрытия конвертов. Под итогом работы подписываются все представители Заказчика. Документ размещается в электронной форме в этот же день в ЕИС.
  6. Участник, предложивший самую низкую цену на выполнение работ, при условии соответствия его заявки и документации всем заявленным требованиям, признается победителем.
  7. Подписание контракта запроса котировок. Участник, занявший первое место, заключает договор в строго регламентированные сроки: не раньше 7-ми дней и не позднее 20-ти дней с момента публикации итогового протокола. В адрес победителя направляется проект контракта. При наличии замечаний к документу, Поставщик имеет право направить их Службе Заказчика, оформив протокол разногласий, либо подписать контракт в первой редакции. Заказчик, получив замечания от Поставщика, может внести поправки в договор, либо обоснованно отвергнуть и вернуть на подписание исходный документ.

Не позднее 2 дней до конца подачи ценовых предложений, Заказчик может внести изменения в опубликованную документацию. При этом сама закупка не изменяется, но срок ее подачи увеличивается в зависимости от НМЦК.

Заказчик вправе отменить закупку, но до момента заключения контракта с победителем.

Состав заявки

В соответствии с федеральным законом о государственных закупках, обязательной информацией, отраженной в заявке, являются:


Информативно! При внесении изменений в котировочную документацию, участник, ранее подавший заявку, может ее отозвать. Отказаться от уже начатой процедуры закупки Заказчик может не позднее 2-х дней до конца предоставления предложений.

Важно! Если Победитель уклонился от подписания контракта, то Заказчик заключает его с участником, чье предложение заняло 2 место.

Уведомление о проведении котировочной закупки

В обязанность Заказчика входит публикация извещение о запросе котировок на сайте госзакупок. Согласно 44-ФЗ в документации должны указываться следующие данные:


Если котировочная процедура проводится в электронной форме, то к стандартному перечню требований добавляется адрес электронной торговой площадки, где будет размещена закупка.

Причины отклонения заявки

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры участия в запросе котировок по 44 ФЗ, у нее есть ряд обстоятельств, при которых предложение могут отклонить. К обстоятельствам, по которым заявку могут отклонить относится следующее:


Иные причины не являются обстоятельством для отказа в рассмотрении ценового предложения и документов. Заказчик, отклонив котировочное предложение, обязан предоставить мотивированный отказ со ссылкой на статью 44-ФЗ.

Участник закупки, подавший заявку и считающий ее верной, а отклонение - необоснованным, имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу, подав жалобу и приложив полный пакет документов. Важно учитывать, что ФАС не всегда становится на сторону Поставщика.

Обжаловать результаты котировочной процедуры можно в срок не позднее 10 дней со дня публикации протокола на сайте госзакупок. По требованию ФАС процесс подписания контракта может быть отложен или отменен.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Закупочная процедура может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подана одна заявка, соответствующая требованиям 44-ФЗ и Заказчика.
  2. В случае, если подано несколько заявок, но требованиям, указанным в извещении о закупке, соответствует только одна из них.
  3. Комиссией были отклонены все предложения участников.
  4. Заказчик продлил срок подачи заявок, так как были внесены изменения и было подано одно ценовое предложение, которое соответствует требованиям заказчика и ФЗ.
  5. Время на подачу заявок закончилось, ни одного предложения не поступило.
  6. Котировочная комиссия признала все заявки не соответствующими требованиям документации в извещении.
  7. В случае, когда ни один поставщик не вышел на котировочную процедуру, Заказчик, внеся изменения в план-график, объявляет повторную процедуру на эти работы/услуги.
  8. При условии, что заявка подана Поставщиком и соответствует требованиям о документации, контракт заключается с единственным участником.

К сведению: если котировка проводилась на бумажном носителе, то контракт заключается с единственным участником, при условии, что заявка соответствует объявленным требованиям. Если котировка проходила в электронном формате, то продлить подачу предложений можно еще на 4 рабочих дня.

Отличия запроса котировок по 223 и 44-ФЗ

Они следующие:

  1. Способ подачи котировок. Заявка на бумажном носителе принимается только по ФЗ № 44, в то время как по 223-ФЗ она имеет оба варианта проведения: электронный и бумажный.
  2. При закупке в электронном виде потребуется ЭЦП, так как торги проходят на ЭТП и контракт подписывается посредством электронной подписи.
  3. Заказчик может выбрать любую ЭТП, утвержденную правительством.

Стоит ли участовать в запросе

Что такое запрос котировокв конечном итоге? Это один из простейших способ принять участие в государственных закупках. Но рассчитывать на простоту процедуры не рекомендуется. Решив принять участие в запросе котировок, следует внимательно изучить федеральные законы 44 и 223 во избежание отклонения или подачи неверной заявки. Извещение Заказчика, опубликованное на сайте закупок, необходимо всесторонне изучить, так как несоблюдение одного из требований может послужить причиной отказа.

Для электронной процедуры следует заранее позаботиться об ЭЦП, пройти аккредитацию, которая может занимать до 5 рабочих дней.

Важно! Заказчик, объявив закупку и установив все сроки, имеет право внести изменения, из-за чего срок подачи заявки увеличивается. Поставщику необходимо следить за выбранной торговой процедурой, иначе поданная заявка может быть отклонена и признана несоответствующей, так как была направлена в соответствии со старой документацией.

Все закупки для исполнения государственных и муниципальных нужд проводятся на базе двух законов:

  • Федерального закона № 44 от 5.04.2013 года "О системе в области закупок".
  • Федерального закона № 223 "О закупках некоторыми видами ЮЛ".

Нововведения 2018 года

Согласно последним изменениям 2018 года, в котировочной заявке в обязательном порядке должны быть указаны:

  • предложение о стоимости соглашения;
  • предложение о стоимости одной единицы поставляемого товара/оказываемой услуги;
  • декларация о соответствии требованиям.

Если в составе заявки не указать место происхождения товара - Россия, то поставляемая продукция будет считаться иностранного производства. Это не является поводом для отклонения, но заявки с товарами российского происхождения будут обладать преимуществом.

Четкие представления об этапности и порядке проведения процедуры, участии в запросе котировок очень полезны. Это дает возможность организациям и индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию на рынке оказания услуг. Четкое понимание того, что такое запрос котировок, как подойти к процессу подачи ценового предложения правильно и оценить рентабельность закупки, дает возможность существовать на рынке здоровой конкуренции.