Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Правовые нормативно - технические и организационные основы обеспечения бжд Правовые нормативно технические и организационные основы бжд

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и подзаконные акты, принятые представительными органами Российской Федерации (указы президента, постановления правительства РФ и входящих в неё государственных образований), местными органами власти и специально уполномоченными на то органами:

Министерство природных ресурсов РФ;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

Министерство труда и социального развития РФ;

Министерство здравоохранения РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· Федеральные законы.

· Указы Президента РФ.

· Постановления Правительства РФ.

· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.



2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах

В зависимости от области распространения всю документацию делят на:

Межотраслевую

Отраслевую

Локальную (документацию предприятий)

Межотраслевые документы разрабатывают соответствующие организации и утверждает Министерство труда и социального развития РФ или Госстандарт России, а отраслевые - министерства, ведомства, органы Госнадзора России. Локальные документы по охране труда - инструкции, стандарты, разрабатывает и утверждает администрация предприятий совместно с профкомом.

Межотраслевые и ведомственные (отраслевые) руководящие документы по охране труда представлены схемой на рис.

Рис.. Межотраслевые и ведомственные документы по охране труда

Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления.

11.1 Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности

11.2 Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

11.3 Правовые и организационные аспекты обеспечения защиты окружающей среды

Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности

Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях.

Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.

Этими направлениями являются (рисунок 15.1.1):

· обеспечение охраны труда;

· обеспечение охраны окружающей среды;

· прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.


Во всех этих случаях соответствующее законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это Федеральные законы, которые принимаются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Так для обеспечения требований законов в области обязательного страхования от рисков для здоровья граждан РФ необходимы разработка и принятие документов, определяющих размер страховых платежей и методики их определения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения БЖД необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Минздравом России, Госстандартом России, Госстроем России, Госгортехнадзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.

Введение Законом о техническом регулировании принципа добровольности выполнения стандартов не распространяется на те из них, которые напрямую направлены на обеспечение безопасности человека и охрану окружающей среды (до разработки соответствующих технических регламентов).

Документация Минздрава включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные нормы и правила (СанПиН), Госстандарта − Государственные стандарты (ГОСТ), Госстроя строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, Правила и т. д. Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов рисунок 15.1.2).


Законодательство о труде и охране труда является основой управления охраной труда / 12/.

Оно заключает в себя целый ряд законов, главными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ (Кодекс).

В Основах зафиксированы права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда, в частности:

· на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

· на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

· на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных травмоопасных производственных факторов;

· на отказ без каких −либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

· на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.

В Кодексе вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В первом из этих разделов констатируется, что каждый работник имеет право:

· на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

· на отдых;

· на обязательное социальное страхование;

· на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

· на судебную защиту своих трудовых прав и ряд других.

В главе «Коллективный договор»раздела 2 говорится об обязанности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков.

В этом же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного договора (гл. «Участие работников в управлении организацией»).

В разделе «Трудовой договор работодателя»зафиксирована обязанность работодателя обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие последней включает в себя выполнение работниками требований Кодекса (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговоров вплоть до увольнения с работы.

В разделе «Охрана труда»отмечается, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. В ней подробно рассмотрены соответствующие обязанности последних.

В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с охраной труда, которые для них предусмотрены.

Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.

Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и, кроме того, подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Законодательством Российской Федерации может быть установлен более высокий возраст для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров.

Медицинские осмотры лиц моложе 18 лет осуществляются за счет средств работодателя.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Запрещен прием на работу лиц до 15 лет.

Исключение составляют обучающиеся в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования, привлекаемые для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от него время.

Они могут быть взяты на работу по достижении ими 14 лет, но только с согласия родителей (гл. «Заключение трудового договора»).

В условиях рыночных отношений большую роль для обеспечения охраны труда играет принятый в 1998 г. закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком.

Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону « О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год» обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может разниться более чем в 40 раз.

Нормативные правовые акты по охране труда включают в себя:

· гигиенические нормативы (ГН);

· санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России;

· правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России;

· документацию Госэнергонадзора России, основными нормативными документами которого являются правила устройства электроустановок (ПУЭ);

· Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок;

· систему строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России,

· межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ) Минтруда России.

Перечень нормативных подзаконных актов, содержащих государственные требования по охране труда приведен на рисунке 15.1.3.



Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России.

ССБТ − одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС).

Шифр (номер) этой системы в ГСС−12.

Врамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно −технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

ССБТ является нормативно − технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.

Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление.

ССБТ включает в себя несколько подсистем (таблица 15.1.1).:

Таблица 15.1.1

Шифр подсистемы Подсистемы ССБТ
Организационно − методические подходы
Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию
Стандарты требований безопасности к средствам защиты
Стандарты требований безопасности к производственным процессам
Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям

Стандарты подсистемы «О» устанавливают:

· цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ;

· терминологию в области охраны труда;

· классификацию опасных производственных факторов;

· принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП) и отраслевые стандарты (ОСТы).

Стандарты подсистемы «1» устанавливают:

· требования по видам травмоопасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров;

· методы и средства защиты работающих от их воздействия;

· методы контроля уровня указанных факторов.

Стандарты подсистемы «2» устанавливают:

· общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования;

· методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы «3» устанавливают:

· общие требования безопасности к производственным процессам, отдельным группам технологических процессов;

· методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы «4» устанавливают требования безопасности к средствам защиты.

Реферат на тему :

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Предмет:

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Введение

1. Экологическая безопасность

2. Охрана труда

3. Чрезвычайные ситуации

Список литературы

Введение

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основ­ной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Пре­зидентом.

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Законодательные и нормативные правовые основы управле­ния безопасностью жизнедеятельности. Мониторинг и контроль опасностей. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Экономическийущерб и его составляющие. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.Страхование рисков. Органы государственного управления безопасностью.Корпоративный менеджмент в области экономической безопасности, условий труда и здоровья работников.

Тема 3.2. Национальная и международная безопасности Российской Федерации.

Глобальные проблемы человечества. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность. Россия в мире цивилизаций. Жизнестойкость мирового сообщества в новой эпохе. Россия в новой эпохе.Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:

№ п/п Наименование модуля Компетенции Результат освоения модуля
Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. . ОК-1,ОК-2,ОК-11. Знать: -современное состояние и основные негативные факторы среды обитания; основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; -последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов; -базовые методы идентификации опасности. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды;
ОК-3,ОК-6 Уметь: -идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; - методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека.
ОК-1,ОК-2,ОК-8. Знать -последствия воздействия на человека травмирующих и поражаю­щих факторов; - базовые законодательные и нормативные правовые основы обеспе­чения безопасности жизнедеятельности; - основные методы управления безопасностью жизнедеятельности. Владеть: - законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности техниче­ских регламентов в сфере профессиональной деятельности;

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:

Оценочные средства.

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Оценочные средства
1. Модуль 1. Теоретические основы безопасностижизнедеятельности. Современный мир опасностей. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание
2. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, контрольные работы, практическая работа, тестовые задания. Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание
3. Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание
4. Модули 1-3 Рубежный контроль. зачет – комплексное тестовоезадание, билеты.

8.3. Примерные вопросы к зачету.

1. Теоретические основы учения о человеке и природозащитной деятельности.

2. Эволюция человечества и среды его обитания. Эволюция мира опасностей.

3. Становление и развитие учения о человеко - и природозащитной деятельности.

4. Принципы и понятия ноксологии.

5. Опасности и их показатели. Качественная классификация и количественная оценка опасностей.

6. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.

7. Естественные, естественно-техногенные опасности и антропогенные опасности.

8. Основы теории риска.

9. Воздействие на человека вибрации, акустического шума, инфразвука и ультразвука.

10. Воздействие на человека электромагнитных полей и излучений.

11. Региональные и глобальные техногенные опасности.

12. Чрезвычайные опасности. Техносферные и социальные источники чрезвычайных опасностей. Общие меры защиты.

13. Масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу.

14. Анализ и прогнозирование влияния техносферных и социальных опасностей на человека.

15. Индивидуальные и коллективные средства и устройства защиты.

16. Способы защиты человека и окружающей среды от опасностей техники и технологий.

17. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта и жизненного пространства.

18. Стратегия глобальной безопасности. Устойчивое развитие.

19. Защита человека от переменных климатических воздействий.

20. Защита человека от высоких и низких температур.

21. Защита человека от токсичных веществ в атмосферном воздухе помещений и минимизация их воздействия.

22. Защита человека от вибраций, акустических воздействий, неионизирующих электромагнитных полей и излучений и минимизация их воздействия.

23. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и минимизация их воздействия.

24. Технические способы и средства обеспечения электробезопасности и минимизация рисков.

25. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы.

26. Защита населения и окружающей среды от пожаров и взрывов. Профилактические мероприятия.

27. Психофизиологические основы безопасности труда.

28. Защита от стихийных явлений.

29. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Защита от терроризма.

30. Глобальные проблемы человечества и защита от них.

31. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды, здоровья работающих и населения.

32. Государственное управление в БЖД и ЗОС.

33. Международное сотрудничество в области безопасности (борьба с терроризмом), при ЧС и ликвидация их последствий.

34. Ответственность за нарушение безопасности человека и окружающей среды.

35. Криминалистические опасности и защита от них.

36. Опасности в сфере политической и экономической жизни общества и защита от них.

37. Опасности индивидуального характера.

38. Опасности общественного характера.

39. Психофизиологические основы безопасности труда. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.

40. Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы, обеспечивающие безопасность города и правила их вызова.

41. Защита и правила поведения населения в период эпидемий, массовых инфекционных заболеваний, профилактические мероприятия.

42. Национальные интересы и национальная безопасность России.

43. Чрезвычайные ситуации, классификация.

44. Чрезвычайные ситуации техногенного (антропогенного) характера.

45. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.

46. Чрезвычайные ситуации военного времени.

47. Чрезвычайные ситуации индивидуального характера.

48. Чрезвычайные ситуации общественного характера.

49. Гражданская оборона и ее задачи.

50. Чрезвычайные социально-биологические ситуации.


Правовой основой БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
В состав этих основ входит:
1.Экологическая безопасность.
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992г. федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через 3 группы норм:
- нормативы качества окружающей среды
- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду
- механизм исполнения этих требований
К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения).
Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.
Механизм реализации выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.
2.Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Основные направления государственной политики в области охраны труда:
- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.
- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности
- защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
и другие.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов
- на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей
- на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.
3.Чрезвычайные ситуации.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для РФ огранизационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
12 февраля 1998г. был подписан закон о ГО. Закон определяет задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ.
Законом определены следующие основные задачи ГО:
- обучение и оповещение населения
- эвакуация населения и материальных ценностей
- предоставление населению убежищ и СИЗ
- проведение маскировки а аварийно-спасательных работ
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий
- проведение мер по обнаружению и обозначению районов заражения и обеззараживание населения, техники и территорий

  • Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.


  • Правовые , нормативно -технические и организационные основы БЖД . Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон го. Оказание первой помощи в ЧС.


  • При физической работе важное значение имеет правильная организация рабочих движений, чере¬дование ст... подробнее ».
    Правовые , нормативно -технические и организационные основы БЖД .


  • Понятие «охрана труда» толкуется как система сохранения жизни и здоровья работника в его рабочее время, в которую входят организационно -технические , социально-экономические, правовые , санитарно-гигиенические, реабилитационные и...


  • ...средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные основы обеспечения БЖД .


  • Обязанности работодателя указаны в Основах законодательства РФ об охране труда.
    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые , социально-экономические, организационно -технические ...


  • Правовая основа и организация деятельности МСУ. Правовые основы МСУ - нормативно -правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется МСУ в РФ.


  • Достаточно скачать шпаргалки по безопасности жизнедеятельности - и никакой экзамен вам не страшен!
    При облучении дозами 100-1000 рад в основе поражения лежит так называемый костномозговой механизм развития лучевой болезни.


  • Под пожарной безопасностью понимают состояние объекта народного хозяйства или иного назначения, при котором путем выполнения правовых норм , противопожарных и инженерно-технических мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития...


  • Нормативная документация по охране труда. Любое предприятие должно соответствовать определенным правилам и нормам , которые прописаны в.
    Организация обучения безопасности труда. Виды инструктажей.

Найдено похожих страниц:10