VIII. Порядок увольнения с военной службы. Как правильно уволиться с военной службы Прекращение службы "контрактников"

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Увольнение с военной службы является финальной вехой карьеры. На этапе окончания службы офицеры, рядовые и сержанты могут столкнуться с различными обстоятельствами – как позитивного, так и негативного характера. Военный может быть уволен по недостаточным основаниям, без согласия, также к нему могут применить неподобающий порядок процедуры, в отдельных случаях встречаются лишения заслуженных льгот, и т.д. В то же время военнослужащим доступны различные привилегии, недоступные рядовым гражданам.

Перед тем, как изучить последовательность действий при увольнении, нужно проанализировать, что предлагают военным нормативно-правовые акты:

  1. Уйти в запас на автоматической основе после выявления на ВВК возможности служить в ограниченном объеме, либо на основании наступления предельной возрастной отметки.
  2. Отставка. Данная категория актуальна для непригодных к службе военнослужащих.
  3. Уволиться в связи с проблемами с законом. При осуждении по статье УК гражданин, находящийся на военной службе, автоматически перестает участвовать в делах части, увольняется оттуда и получает соответствующую запись в военный билет.

Увольнение с контрактной службы

Важно понимать права и обязанности обеих сторон – как самого военного лица, так и той, что заключила с ним соглашение на службу в армии. В сравнении с гражданской, служба в рядах ВС предполагает, что увольнение по его инициативе с предоставлением сведений работодателю заранее (стандартная процедура на гражданских должностях) является редкой и достаточно сложной процедурой.

В ФЗ, описывающем воинские обязанности, не говорится о том, что по контракту можно подать заявление на расчет без уважительных причин. Нет об этом сведений и в ТК. Таким образом, финальную точку в вопросе увольнения контрактника ставит командование.

Порядок действий при этом таков:

  1. Сначала готовят рапорт на имя командира и передают ему лично в руки, либо отправляют на его имя через кадровиков. Причина, по которой военный должен покинуть службу, обычно является объективной и не соответствует дальнейшему нахождению в составе части (примером из практики является необходимость покинуть текущее место жительства, в связи с чем посещать место службы становится невозможным). Рапорт готовят за 30 дней до того дня, когда вступит в силу приказ об исключении военного из армейских рядов.
  2. На втором этапе собирают аттестационную комиссию и выносят решение о положительном/отрицательном ответе на заявление с обязательным уведомлением о результатах. В нее войдут как представители командования, так и юристы. Длительность изучения материалов дела зависит от комплектации воинского подразделения. Например, увольнение из воинской части рассматривают неделю. Максимально долгий срок для этого – 15 дней.
  3. На последнем шаге непосредственный начальник военного принимает и оглашает свое решение, после чего сотрудник работает до момента официальной даты рапорта и в указанный день получает на руки все документы.

Сроки увольнения по контракту

Если лицо заключило контракт, его необходимо заранее известить о том, что срок действия соглашения близится к концу.

Перед этим от командования требуется сделать следующее:

  1. Проанализировать, можно ли продлить данное соглашение. Если это возможно, то к сведению должны быть приняты все возможные факты – состояние психики, здоровья, наличие собственного жилья, и др.
  2. После того, как будет проведен анализ положения дел военного, его личное дело направляется в специальный орган, который будет определять его выслугу.
  3. Иногда возникает необходимость в проведении медицинской комиссии.
  4. Военнослужащему предоставляют в случае увольнения внеочередной отпуск или назначают дополнительные отпускные дни.

Отпуск военнослужащего по контракту характеризуется целым набором мероприятий, которые рассматриваются в

Причины отстранения от службы

Таблица 1. Наиболее частые причины увольнения из рядов вооруженных сил

Стандартные Основания для увольнения контрактника
Наступление предельного возраста в соответствии со званием Регулярные нарушения условий соглашения
Решение комиссии о непригодности к продолжению службы Ухудшение состояния здоровья - выявление ВИЧ-инфекции, проблем с глазами, сердцем и сосудами.
Приостановление деятельности армии на конкретный период Возникшие обстоятельства семейного характера – смерть близких, уход за пожилым членом семьи, смерть матери/лишение ее родительских прав при наличии несовершеннолетнего, и т.д.
Направление военного в учреждения ГУФСИН Выбрана мера наказания за совершение преступления по неосторожности
Офицер уходит в подданство к другой стране и не имеет отношения больше к российскому гражданству Увольняемый замечен за употреблением запрещенных веществ и препаратов
Исключение из числа студентов образовательной ведомственной организации Два и более административных нарушения и взысканий в области дисциплины
Служащий вошел в состав органов управления регионом (Дума, Парламент субъекта, и т.п.) Военнослужащий стал иметь отношение к органам МВД, деятельности национальной гвардии, пожарной части и другим представителям силового сектора, либо к гражданской сфере
Нарушение конфиденциальности Невыплата причитающегося довольствия и премий

Возраст увольняемого

Согласно рангам, действующим в армии, предельные возможности для службы ограничиваются следующими возрастными категориями:

  1. Для маршалов, генеральских, адмиральских и вице-адмиральских чинов – 65-60 лет.
  2. Для полковников и капитанского состава 1 ранга – уходят на заслуженных отдых в 55 лет.
  3. Для прочих лиц – 50 лет.
  4. Женщинам положен более ранний выход на отдых – в 45 лет.

При этом военнослужащий может заключать новый договор вплоть до 70-65-летнего возраста и оставаться в части, находясь в положении пенсионера.

Что положено при расформировании из части

Законодательные нормы содержат сведения о преференциях, которые при увольнении получают военные различных рангов.

На размер денежной компенсации влияет статус военнослужащего и причина, по которой он покинул воинские ряды. Также бухгалтерия начисляет платежи в контексте звания и среднемесячного оклада, положенного военному.

Когда человек перестает числиться в штатном расписании, он имеет право получить пособие в связи с увольнением в размере нескольких окладов.

Оклад состоит из части, выплачиваемой за звание, и второй части, которая соответствует занимаемой должности.

При стаже более 20 лет увольнение гарантирует получение 7 ежемесячных денежных довольствий. На 5 штук рассчитывают офицеры, отдавшие армии 10 лет. Если срок нахождения в звании составляет от 10 до 15 лет, то при увольнении им перечислят денежные средства в размере десяти окладов. 15 положено за 15-летний стаж и вплоть до 20-летнего значения.

Не выдадут пособие в следующих случаях:

  1. Военный подвергся разжалованию или мере пресечения с лишением свободы, либо осужден условно
  2. В связи с нежеланием следовать учебному процессу военнослужащий был отчислен из ведомственного учреждения.
  3. Военный перешел в подчинение силовой структуре.

Если военнослужащего отстранили от службы по состоянию здоровья, ему полагается дополнительная страховая выплата. Перед этим он предстает перед комиссией, которая изучает материалы дела и принимает решение о дальнейшей возможности вернуться в воинские ряды.

Если военнослужащий относится к категории детей-сирот, имел особые поощрения от государства в виде наград, ему положена увеличенная выплата при увольнении.

Отменить пособие или значительно сократить его размер может история с дисциплинарными взысканиями, которыми была отмечена воинская служба.

Видео — Что положено при увольнении военнослужащего

Какие привилегии положены лицам в запасе

Если военный был уволен по объективной и уважительной причине, перейдя в запасные, государство обеспечивает его следующими видами льгот:

  1. Повышенным уровнем пенсионного обеспечения.
  2. Помощью в решении жилищных вопросов, проблем трудоустройства, образования.
  3. Медицинскими льготами.
  4. Компенсацией в налоговой сфере – военные платят меньший, в сравнении с рядовыми гражданами, земельный налог и налоговый взнос за официально принадлежащее им имущество.
  5. Транспортными льготами – в частности, проезд в общественном транспорте обходится «запасникам» дешевле.

При участии в боях государство предоставляет данной категории служащих такие привилегии, как:

  1. Половинное участие в оплате жилья. Государственная программа, по которой осуществляется обеспечение льготами офицерского состава Москвы, включает пункт о 50%-й оплате услуг ЖКХ. Представители других регионов могут узнать о том, положены ли им послабления в этой области, в местном жилищном департаменте.
  2. Помощь медиков в режиме внеочередности.
  3. Оформление отпускного периода в любое время, которое выберет для себя офицер-запасник.
  4. Обучение за счет работодателя на гражданских курсах по переподготовке с получением дополнительных навыков и специальности.
  5. Внеконкурсное поступление в ВУЗы и училища, а также наличие специальных правительственных стипендий.

Военная ипотека и увольнение со службы

Для решения вопроса с проживанием военных были предусмотрены различные банковские ипотечные программы для приобретения удобного и комфортабельного жилья. При осуществлении выплат в них принимает непосредственное участие государство.

Стать участником программы военнослужащий сможет уже через 3 года стажа.

Военная ипотека имеет свои нюансы, когда речь идет о прекращении службы в формате увольнения. Ею часто пользуются в данных обстоятельствах, т.к. в процессе исполнения служебных обязанностей на индивидуальных счетах военных оказываются целевые денежные средства для покупки жилья. Однако пользоваться накопительным капиталом можно лишь при определенных обстоятельствах увольнения.

Если военный имеет полную выслугу или отслужил 10 лет по контракту и уволился на льготных основаниях, после выхода на отдых он может воспользоваться причитающейся ему суммой.

В отдельных случаях могут предоставить военную ипотеку и при меньшем стаже – к ним могут относиться сложные семейные обстоятельства, внезапные штатные перестановки, и т.д. В трагических случаях смерти или пропажи военного без вести капиталом воспользуются родственники.

Командование самостоятельно направляет информацию для перечисления денег со счета накоплений. Поступить они должны в течение месяца.

Тем, кто не имеет своего жилья и не участвует в договоре социального найма, положена дополнительная сумма для участия в банковской целевой программе.

Если военный не входит в льготные категории и уволился раньше положенного срока, при этом став в процессе службы обладателем отдельного жилья, государство требует компенсации использованного целевого капитала. Пересматриваются графики платежей по ипотеке, возвращаются все выделенные для покупки жилья субсидии.

При невозвращении средств может последовать судебное разбирательство с выселением, поэтому во избежание подобных трудностей с законом и банками специалисты рекомендуют брать ипотеку по достижении полной выслуги лет.

Если уволили незаконно

Когда военнослужащий не принимает причины увольнения как объективные, он имеет право обжаловать его в течение трех месяцев, направив в суд опровергающие сведения и документы.

На практике такие случаи чаще всего встречаются, если военного уволили до завершения сроков контракта и не уточнили желание служащего продолжать службу. Помимо этого, к распространенным причинам судебных разбирательств относится увольнение при наступлении пенсионного возраста с гарантированным обеспечением денежным довольствием находящегося в подобном статусе военнослужащего.

Вышеперечисленные факты относятся к незаконному применению норм права в области увольнения военных из рядов ВС. Также нельзя уволить в одностороннем порядке служащего, не выслужившего 10 лет и не получившего от государства жилья.

Заключение

Государство предоставляет после увольнения с военной службы различные пособия и гарантии. Для того, чтобы получить их в максимальном объеме, от служащих ВС требуется соблюдать устав и последовательно нарабатывать стаж. Привилегии связаны с различными сферами жизни военных и их семей – приобретение жилья, транспортные и медицинские льготы, возможность бесплатного получения образования, и т.д.

Увольнение с военной службы – намного более сложный процесс, нежели уход с обычной гражданской работы. Служба в войсках подразумевает тот факт, что человек становится неотъемлемым элементом одного важного организма, деятельность которого напрямую влияет на состояние всего государства. Если при уходе с обычной работы процедура может длиться несколько дней или недель, то при увольнении из вооруженных сил потребуется затратить на этот процесс несколько месяцев до полугода. Уход каждого человека неоднократно ставится на расширенной комиссии. Более того, перед увольнением военнослужащих в некоторых случаях они обязаны вновь пройти аттестацию и медицинскую комиссию. Тем не менее, служба в войсках даёт определённые социальные гарантии, именно поэтому многие современные молодые люди выбирают этот путь деятельности. При увольнении следует учитывать огромное количество нюансов, тщательно разбирать причины и изучать военное законодательство. Уход из войск для каждого человека может произойти максимум два раза в жизни.

Основные причины ухода

Порядок увольнения с военной службы срочников, контрактников и обычных военнослужащих похож причинами, по которым может произойти эта процедура. Общие основания для возможного увольнения (связанные как с истечением необходимого периода времени, так и инициативой начальства):

  • для срочников – окончание срока воинской службы;
  • для обучающихся в военных образовательных учреждениях – окончание периода учёбы;
  • по состоянию здоровья, если соответствующее решение было принято специальным военным медицинским органом в период прохождения;
  • по факту потери доверия;
  • потерял своё воинское звание;
  • перестал являться гражданином Российской Федерации или же получил гражданство другой страны.

Пункт, гласящий об утрате доверия, также содержит большое количество важных подпунктов, касаемых различного рода возможных провинностей военнослужащих:

  • солдат или офицер отказался от разрешения служебных конфликтов;
  • служивый хранил свои вклады за границей;
  • переводом денег за рубеж занимались члены семьи;
  • допустил нарушение законодательства, в связи с которым ему был вынесен приговор, связанный с лишением свободы;
  • допустил нарушение устава, рассекречивание военной тайны;
  • посягал на материальные ценности армии.

Солдат-призывников и солдат, заключивших договоры, различается по тому принципу, что если первые увольняются сразу по несколько человек дважды в год, то уход каждого солдата, который нанят по контракту, проводится индивидуально. И в отличие от ситуации со срочниками, здесь допускается увольнение военнослужащего по контракту, происходящее по собственному желанию.

Увольнение с военной службы солдат-срочников по факту может произойти только по трём веским причинам: либо он получил серьёзную травму и далее не способен выполнять свои обязанности, он провинился или же закончился срок службы. По своему желанию, семейным обстоятельствам и так далее произойти этот процесс не может. Поскольку военная служба – это обязательная процедура для всех военнообязанных. И даже по истечении срока дембель может быть мобилизован в любой момент. Уволенных прикрепляют к военным комиссариатам по месту жительства.

Правила ухода со службы по контракту

Окончившие вузы, а так же те, кто прошёл срочную службу, сегодня нередко выбирают службу по контракту. Для них это такая же работа, но в отличие от гражданских мест, она гарантирована. Между военной частью – представительством Минобороны – и будущим служивым заключается договор. Как правило, он тоже имеет свои временные рамки. Преимущества контрактной службы:

  • стабильный гарантированный оклад, который не превышает средний доход по определённому региону;
  • возможность самому выбрать субъект страны для прохождения службы;
  • возможность самостоятельного выбора рода войск;
  • льготы;
  • шанс на получение квартиры либо оформлении военной ипотеки по уходу в отставку или окончании срока договора.

На вопрос о том, реально ли увольнение военнослужащего по собственному желанию, нет чёткого ответа. По сути, уйти раньше окончания срока солдат может лишь в том случае, если он серьёзно провинился либо нарушил условия контракта и перестал быть нужным армии. Но определённые жизненные условия могут заставить его вернуться домой. Любой вопрос об увольнении с военной службы по собственному желанию должен решаться конкретно с руководством части или воинского подразделения. Существует ряд причин, которые могут показаться начальству, действительно, уважительными. Для увольнения военнослужащего по собственному желанию потребуется доказать необходимость этого комиссии, состоящей из руководства военного подразделения, кадровых и иных отделов.

Важно! Основные причины, по которым возможно увольнение по собственному желанию, это перевод в другую силовую структуру или подразделение, серьёзные проблемы со здоровьем, смерть близкого человека. Также если уже бывший военный становится вовлечённым в политическую деятельность, например, становится депутатом регионального парламента, он также может уволиться из ВС РФ по собственному желанию.

Законодательство предусматривает ещё ряд ситуаций, при которых контрактник может переквалифицироваться из служащего в увольняющегося:

  • если ему необходимо осуществлять уход за несамостоятельным членом семьи;
  • если на иждивении оказался несовершеннолетний родной ребёнок, у которого отсутствует второй родитель;
  • если супруг не имеет возможности проживать рядом;
  • если в отношении самого солдата были нарушены какие-либо условия контракта.

Увольнение по инициативе руководства

Досрочное увольнение с военной службы чаще всего связано с невозможностью гражданина исполнять далее свой долг. Сюда же включается и несоответствие требованиям к солдату, а так же нарушение им различных правил несения воинских обязанностей. Увольнение с военной службы по этим причинам фактически перекрывает гражданину все возможности дальнейшего трудоустройства в силовые структуры и на руководящие должности:

  • невыполнение поставленных условий договора;
  • получение условной судимости;
  • нарушение требований службы;
  • отказ от прохождения исследований с целью определения наркотической зависимости военнослужащих;
  • совершение административного проступка, если в этот момент подозреваемый находился в состоянии какого-либо вида опьянения.

Стоит отметить, что если гражданин выбрал контрактную службу без прохождения срочной и пробыл на ней меньше года, то увольняемого по провинности перенаправят на прохождение обычной службы по призыву. Разумеется, то время, которое он провёл на договоре, будет засчитано в срок призывной службы. Но не в стопроцентном соотношении, а из расчёта – двое суток по контракту за одни сутки срочной службы.

В качестве основания для увольнения может послужить смена гражданства военнослужащих: как потеря российского, так и приобретение иностранного. Автоматически все обязанности переходят к руководству армии другого государства. Соответственно, каждый погибший солдат также автоматически исключается из списков служащих в российских войсках. Если о факте смерти общеизвестно, то удаление фамилии из реестра происходит на следующий день после подтверждения кончины. Если солдат бесследно пропал, и невозможно доказать его гибель, то соответствующее решение принимает суд. И уже после этого фамилия вычёркивается.

Увольнение по выслуге

Период несения службы государству, который установлен законодательством и считается максимально разрешённым, составляет 20 лет. По прошествии которых происходит увольнение в запас. Причём подать рапорт о прекращении несения службы обязан сам рядовой или офицер. Сделать это необходимо в срок за полгода до дня выслуги. В течение этого времени будет собран необходимый пакет документов, а тот, кому светит увольнение из ВС РФ, успеет пройти медкомиссию для получения итоговых результатов и предъявлении их по месту дальнейшей регистрации его, как запасника.

Увольнение с военной службы по контракту также может осуществляться после 20 лет. Но если этот срок не достигнут, то контрактники всё равно могут рассчитывать на получение выходной выплаты. Для них по окончании контракта она будет составлять два оклада. Тем же, у кого увольнение со службы происходит после двадцатилетней выслуги, полагается семиокладное пособие. Стоит учитывать тот факт, что результат несения службы найдёт отражение в этом пособии. Если в истекший период солдат был награжден ведомственными знаками отличия и получил иные поощрения, это отразится на его итоговой выплате. А если увольнение с военной службы происходит из-за совершения проступка, то эта выплата может быть сокращена или вообще отменена. Также не могут уволить из рядов армии тех, кто отслужил более десяти лет, но ещё не успел получить собственную жилплощадь.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


По законодательству досрочное увольнение военнослужащих возможно по ряду оснований. Различные основания увольнения с военной службы, в том числе по призыву, имеют разные дополнительные процедуры, которые потребуется провести. Досрочное завершение службы имеет ряд условий, которые обязательно должны быть выполнены со стороны начальства и военнослужащего.

Основания

Досрочное увольнение может быть произведено как во время срочной, так и контрактной службы. Досрочное увольнение при прохождении срочной службы включает в себя несколько оснований:

  • медицинские показания;
  • возбуждено уголовное дело в отношении военнослужащего;
  • получение травм, которые делают военнослужащего ограниченно годным или негодным для дальнейшей службы.

При службе на контрактной основе вариантов для увольнения намного больше. Основания:

  • различные нарушения законодательных норм, в том числе дисциплинарного характера;
  • ведение предпринимательской деятельности или наличие иностранных счетов у самого военнослужащего или его близких родственников (утрата доверия);
  • собственное желание;
  • получение заключения ВВК об ограниченной годности или полной негодности к дальнейшей службе;
  • получение травмы или заболевания, которое не позволяет дальше проходить службу по контракту;
  • достижение предельного возраста для своей категории военнослужащих;
  • семейные обстоятельства, в том числе переезд или невозможность переезда на новое место;
  • сокращение штата при невозможности перевода на другую должность.

Все основания регламентированы 51 статьей . Также существует ряд дополнений, в том числе и коррупционного типа, по которым также военнослужащий может быть уволен досрочно.

Важно! Любое нарушение дисциплинарного характера или любых федеральных правил, которые установлены для всех категорий работников, может привести к досрочному увольнению.

Также досрочный разрыв контракта может быть произведен из-за проведения военного трибунала и лишения военнослужащего должности и звания. Важным моментом при прохождении военной службы является исполнение своих должностных обязанностей. При несоблюдении правил, в том числе по техники безопасности или неправильном исполнении обязанностей и инструкций, начальник вправе уволить военнослужащего.

Дополнительный список оснований:

Фактически все основания делятся на две категории. Первая категория осуществляет возможность увольнения военнослужащего по собственному желанию и аналогичным причинам. Второй группой является досрочное прекращение службы по инициативе работодателя в виде командира части.

Процедура

Если увольнение происходит по собственному желанию военнослужащего, то порядок процедуры имеет несколько важных пунктов, которые потребуется выполнить. Пошаговая инструкция:

  • написание рапорта в двойном экземпляре на имя непосредственного командира или начальника отдела кадров (один рапорт останется в части, а второй вернут военнослужащему при расчете и выдаче документов);
  • типового варианта рапорта нет, но в обязательном порядке заполняются все пункты с личной информацией и основанием. Также обязательно должна быть подпись и датировка написания рапорта;
  • в канцелярии или отделе кадров части потребуется получить обходной лист, который потребуется заполнить;
  • посещение вещевой базы и получение всего необходимого или расчет неполученного;
  • к дню увольнения потребуется сдать обходной лист в отдел кадров;
  • начальник части издает приказ, на основе которого происходит увольнение;
  • после отработки, если нет уважительных причин, которые сократят или уберут этот срок, в последний рабочий день с военнослужащим производится полный расчет, а также выдаются все документы.

Важно! В личное дело также вносятся все пометки об увольнении, в том числе указывается необходимое основание.

Личное дело военнослужащего хранится в военной части, а затем после истечения указанного срока сдается в архив. При необходимости военнослужащий в дальнейшем может его затребовать.

Если инициатива исходит от руководства, то издается приказ, указывающий на основание увольнения со службы и аннулирование контракта. Вся остальная процедура должна соответствовать основанию. При стандартном варианте также потребуется отработка и совершение пошаговой процедуры, которая включает в себя заполнение обходного листа и получение расчета в крайний рабочий день.

При различных тяжких нарушениях отработка может отсутствовать, а день приказа и является расчетным днем.

Важно! Для инициативы непосредственного начальника для увольнения должна быть причина, которая входит в список оснований для досрочного увольнения. Это необходимо для полноценной процедуры, которая в дальнейшем не будет обжалована.

При досрочном увольнении по медицинским причинам, в том числе снижении годности или получении травмы, основанием является результат экспертизы, которая проводится ВВК. При таком варианте к обычным выплатам есть дополнение в виде компенсации и дополнительных льгот.

Стоит учитывать, что при стандартном варианте военнослужащий уходит со службы в запас или отставку. В ряде случаев его исключают из запаса по причинам его невозможности прохождения службы в дальнейшем. Особенно часто такое встречается при серьезных нарушениях или получении результатов ВВК, которое установило невозможность дальнейшей службы.

Любого военнослужащего могут уволить досрочно. Для различных категорий военнослужащих есть свои основания, которые установлены законодательными актами и могут послужить причиной увольнения. Любое досрочное увольнение производится по установленным правилам, которые регламентированы пошаговым вариантом.

Может потребоваться и молодым, и пожилым служащим. В перечень болезней, при которых увольняются с военной службы достаточно обширный. Что конкретно в него входит?

Основания увольнения по состоянию здоровья

С военной службы по состоянию здоровья можно уйти по причинам закрепленным статьей 51 ФЗ о военной службе №53 28.03.1998:

  1. Признание военнослужащего не годным к службе в армии.
  2. Признание солдата, матроса или призывника ограниченно годным.

Признать офицера или солдата годным или не годным к службе может только специально созданная, в соответствии с законом (постановление Правительства №565 04.07.2013), комиссия.

Список заболеваний

В перечень включены следующие группы болезней:

  • резко выраженные и стойкие психические и невротические расстройства;
  • трудно поддающиеся лечению поражения кожи (экземы, псориазы, дерматиты);
  • прогрессирующие заболевания глаз, близорукость выше 12 диоптрий;
  • значительные и умеренные нарушения в работе мышц и костей;
  • злокачественные опухоли;
  • недуги сердца и системы кровообращения тяжелой и средней степени тяжести;
  • быстро прогрессирующие болезни крови.

Кроме того, в перечень входят такие заболевания:

  • хронические мочеполовые заболевания;
  • эпилепсия, тяжелые нервные поражения;
  • возникшие после травм и операций дефекты костей;
  • эндокринные заболевания;
  • некоторые недуги органов дыхания;
  • серьезные поражения органов пищеварения;
  • глухота, расстройство вестибулярного аппарата;
  • венерические заболевания, туберкулез, СПИД.

Чтобы уволиться из армии , недостаточно просто иметь любое заболевание из списка, решение комиссии будет во многом зависеть от степени тяжести недуга.

Порядок увольнения

Процедура отправления в отставку прописана в президентском указе от 16.09.1999 N 1237. Комиссия проводит освидетельствование военнослужащего, признает его не годным (ограниченно годным) к службе в армии, о чем составляется заключение. Вполне вероятно, что для получения окончательного заключения придется полежать в стационаре.

Для справки! Оспорить заключение можно в суде или в вышестоящей комиссии.

Следующий шаг – подача рапорта с указанием причин ухода командиру части.

Увольнение с военной службы по причине плохого самочувствия, как правило, производится в течение месяца.

Социальные выплаты, расчет

Военнослужащие, уволившиеся по причине заболеваний , на момент ухода в отставку должны быть полностью рассчитаны не только в финансовом плане, перед ними не должно быть вещевой задолженности и продовольственной.

Ушедшим в отставку без права на пенсию в течение года каждый месяц начисляются выплаты в размере оклада.

В случае наступления инвалидности в следствии армейской травмы деньги выплачиваются ежемесячно:

Сумма единовременной выплаты, при уходе из армии зависит от стажа:

Если же уход в отставку по причине нездоровья произошел из-за военной травмы, увеличивается и сумма единовременного пособия.

После оставления армии по причине нездоровья определенная категория граждан (стаж от 20 лет) может претендовать на ряд льгот:

  • бесплатный проезд раз в год на отдых,
  • лечение в санатории и другие.

Уволенных с выслугой от 10 лет и выше государство обязано обеспечить жильем, жилищным сертификатом либо субсидией в установленном законом порядке.