3 путевой лист легкового автомобиля. Путевой лист по упрощенной форме

Если у организации в наличии имеется автотранспорт, или же получены права распоряжаться ним, причем речь может идти о любых видах служебного или другого транспорта, главное, чтобы он был легковым, то ей нужно оформлять специальный бланк. Форма 3 содержит информацию, которая позволяет учитывать каждый легковой автомобиль и его деятельность, кроме того, именно на ее основе происходит начисление заработных плат, списывается нужный объем топлива и прочее. Это основная документация, которая подлежит проверке дорожными инспекторами.

Путевой лист легкового автомобиля: что это?

Вопроса, нужен ли документ в принципе, стоять не должно. Любой юрист, если потребуется консультация в этом вопросе, скажет, что данный бланк если и не главный в списке, то обязательный для заполнения, спорить об этом смысла нет. Типовой образец имеет наименование листа, включая его номер, срок действия, информацию о том, кто вправе автомобилем управлять, также заполнение не обходит стороной информацию о технических параметрах транспортного средства и о том, чей же транспорт, кому он принадлежит. Соответствующее постановление Госкомстата установило формат бланка таким, каким он есть сейчас.

Путевой лист легкового автомобиля, как правильно заполнить?

Порядок заполнения примерно одинаковый как для индивидуального предпринимателя, так и для организации. Подобная отчетность имеет лицевой и оборотный раздел, правильный же порядок заполнения предполагает начинать всегда с лицевой стороны. Следовать можно такой инструкции:

Многие бухгалтеры полагают, что путевые листы можно составлять по неунифицированной форме и сразу за месяц. Такое популярное мнение ведет свое происхождение из писем Минфина России. Однако «самодельный» путевой лист создает ряд очевидных проблем.

Первые разъяснения о возможности неприменения унифицированной формы путевого листа содержит письмо Минфина России от 20 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/214. А затем эта позиция поддерживалась и развивалась в других письмах финансового ведомства - от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129 и от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327.

Однако не все бухгалтеры обратили внимание, что эти разъяснения чиновников касаются исключительно . С непростительным невниманием к руководящему мнению отнеслись и налоговые органы. УФНС России по городу Москве в письмах от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253 и от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213@ допускает самостоятельно разработанные формы путевых листов уже для всех автомобилей. То есть трактует мнение Минфина более широко, выходя за рамки своих полномочий (письмо Минфина России от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116).

Суть рекомендаций официальных органов сводится к тому, что применять унифицированные формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 (далее - постановление № 78), в целях налогового учета необязательно. Бухгалтерии могут ограничиться самостоятельно разработанными формами первичных учетных документов, утвердив их в учетной политике предприятия.

Пункт 15 инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 гласит:
«Все организации, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы. Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается».

«Самодельные» путевые листы можно оформлять ежемесячно. Правда, такая «самодеятельность» разрешена только организациям, не являющимся автотранспортными.

Первая правоприменительная проблема «самодельных» путевых листов заключается в том, что понятие автотранспортных организаций нормативно не определено. Но Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) приравнивает к автотранспортным и неспециализированные предприятия, имеющие автомобили. Кроме того, на унифицированных бланках указано, что путевые листы всех автотранспортных средств являются типовыми межотраслевыми формами.

Вторая проблема в том, что путевой лист является документом, предусмотренным Правилами дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, далее - ПДД). И вряд ли инспектор ГИБДД удовольствуется сокращенной формой, разработанной предприятием. Согласитесь, кто же на трассе станет вникать в индивидуальные особенности учетной политики.

В дорогу - с путевым листом

Стремление бухгалтеров упростить ведение путевых листов объясняется тем, что в небольших фирмах обязанности по заполнению этих форм ложатся на их плечи. Ну а гласит, что путевой лист выписывается диспетчером или уполномоченным лицом.

Значит, соответствующие полномочия бухгалтера должны быть утверждены распорядительным документом по организации. Однако не нужно забывать, что назначение путевого листа не сводится к учету расхода горючего. После регистрации в журнале учета движения путевых листов (по унифицированной форме № 8) он выдается водителю под расписку и сопровождает его в поездке.

Помимо налоговых инспекторов, путевыми листами интересуются инспекторы ГИБДД. Согласно пункту 2.1.1 ПДД, водитель обязан иметь при себе путевой лист и передавать его для проверки работникам милиции по их требованию.

Правда, ПДД содержат неопределенную оговорку: лист необходим «в установленных случаях». А в каких именно? Прежде всего, путевой лист нужен, если у водителя нет доверенности на право управления транспортным средством. Значит, при эксплуатации легкового автомобиля по доверенности от организации без путевого листа в дороге и впрямь можно обойтись. Но самодельный «бухгалтерский» путевой лист доверенность не заменит. И тогда водителю грозит административный штраф по статье 12.3 КоАП РФ в размере 50 рублей.

Зато при грузоперевозках унифицированный путевой лист незаменим. В пункте 2.1.1 ПДД указано, что водитель в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, должен иметь путевой лист и передавать его для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Обязательность путевого листа при перевозке грузов товарного характера установлена пунктами 47 и 50 Устава автомобильного транспорта РСФСР. При этом применяются единые формы путевых листов и действуют общие правила их заполнения, но никак не варианты, утвержденные руководителем фирмы.

Зачем же делать двойную работу?

Минфин России однозначно ответил на вопрос о применении самодельных месячных путевых листов в письме от 15 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/363. Они допускаются для легкового автомобиля, управляемого сотрудником по доверенности и не осуществляющего перевозки грузов или пассажиров. Более того, такие листы предназначены для подтверждения расходов на горючее в целях налогообложения прибыли. И оснований для применения этих документов за пределами данной конкретной ситуации не имеется.

Обратите внимание, что постановление № 78 предписывает хранить путевые листы грузового автомобиля совместно с для возможности их одновременной проверки. В путевом листе вписываются номера товарно-транспортных документов. Не нужно также забывать, что в путевых листах ведется учет работы водителя. А значит, они могут быть предметом проверки трудовой инспекции.

Ну и требование о прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителей никто не отменял (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Согласно письму Минздрава России от 21 августа 2005 г. , водители проходят медосмотр с предъявлением путевого листа перед каждой поездкой, то есть ежедневно.

В итоге мы видим, что «самодельный» путевой лист не исчерпывает многообразия ситуаций, связанных с эксплуатацией автотранспорта. А бездумное стремление бухгалтера «упростить» унифицированные формы может не только обернуться бесполезной двойной работой, но и повлечь финансовые санкции.

Т. Волошина, юрист компании «Гарант»:
«Обязательное наличие путевого листа предусмотрено пунктом 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73, пунктом 2.3.6. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2; а для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на коммерческой основе либо для собственных нужд, - приказом Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. № 68 “О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте”».

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Штраф за представление пояснений по НДС не по установленной форме можно оспорить

Налогоплательщики, обязанные сдавать НДС-декларацию в электронном виде, и пояснения к ней в ответ на требования налоговиков должны направлять по ТКС. Существует утвержденный формат для таких электронных пояснений. Но как следует из недавнего решения ФНС, даже если пренебречь установленным форматом, штрафа быть не должно.

Облагать или не облагать – вопросов больше нет!

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Один и тот же счет-фактура может быть одновременно и бумажным, и электронным

Налоговая служба разрешила продавцам, выставившим покупателю счет-фактуру на бумаге, не распечатывать второй экземпляр документа, оставляемый у себя, а хранить его в электронном виде. Но при этом он обязательно должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя/главного бухгалтера/уполномоченных лиц.

Налоговики против изменения порядка уплаты НДФЛ работодателями

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Налоговики и фонды договорились о корректировке сальдо по взносам на 01.01.2017

Процедура передачи полномочий по администрированию взносов от фондов налоговикам прошла не так гладко, как планировалось. Многие страхователи столкнулись с тем, что инспекции требуют погасить задолженность по взносам, существующую лишь на бумаге. И наконец-то ФНС, ФСС и ПФР разработали механизм уточнения неверных данных.

Изменения в путевых листах в 2017 году

Путевой лист - это документ, который служит для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ ). в Порядок заполнения путевых листов (утв. Приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152) были внесены изменения. О новой форме путевого листа с 2017 года расскажем в нашей консультации.

Новые путевые листы 2017

Как заполнять путевые листы с 1 марта 2017 года? Указанным выше Приказом Минтранса России от 18.01.2017 № 17 предусмотрено, что проставление печати или штампа в заголовочной части путевого листа больше не обязательно (п. 12 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 в ред. Приказа от 18.01.2017 № 17).

Одновременно введена обязанность подтверждать, что был проведен предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства (п. 16.1 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Для этого в путевом листе необходимо предусмотреть указание следующих данных:

Путевые листы: бланки (скачать)

Формы путевых листов можно использовать как унифицированные, так и самостоятельно разработанные. Главное, чтобы в путевом листе содержались все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 3 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 (Письмо Минфина от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 ).

Напомним, что к таким реквизитам относятся.