Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению. Имущество получено в безвозмездное пользование: налоговые последствия. Налоговый учет Налог на прибыль

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке , определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке , установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений , находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

С начала текущего года государственные (муниципальные) учреждения в своей работе должны применять положения Федеральных стандартов бухгалтерского учета, в том числе ФСБУ "Аренда". О том, как правильно отражаются в учете объекты, находящиеся у учреждения в аренде или безвозмездном бессрочном пользовании, мы поговорим в этой статье.

Операционная и финансовая (неоперационная) аренда

Начиная с 01.01.2018 г. операции по договорам аренды и безвозмездного пользования отражаются в бухгалтерском учете организаций государственного сектора в соответствии с нормами федерального стандарта "Аренда", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее - Стандарт "Аренда") и федерального стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт "Основные средства"). Все стандарты по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора применяются во взаимосвязи. Кроме того, специалистами финансового ведомства в Письме от 13.12.2017 N 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (СГС "Аренда") доведены до учреждений методические рекомендации по его применению.

В целях отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетному учреждению следует применять Федеральные стандарты во взаимосвязи с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).

В 2018 году учет безвозмездно полученного, а также арендуемого недвижимого имущества осуществляется на балансовых счетах учреждений.

Отметим, что договор аренды по определению является возмездным , так как предполагает предоставление имущества во временное владение и (или) пользование за плату . Если из условий договора, поименованного как договор аренды, следует его безвозмездность, он может быть классифицирован как договор безвозмездного пользования (договор ссуды) .

Стандартом "Аренда" предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен и зависит от квалификации заключенного договора.

Отнесение конкретного договора к тому или иному виду аренды, а также оценка возникающего в соответствии с ним объекта бухгалтерского учета осуществляется на более раннюю дату из следующих дат :

  • дата подписания договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования;
  • дата принятия субъектом учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором.

При операционной аренде учреждение-арендатор получает имущество во временное пользование. Право оперативного управления на этот объект к нему не переходит . Учреждение пользуется имуществом и за это перечисляет собственнику арендную плату. Сюда попадает и тот случай, когда учреждение пользуется имуществом безвозмездно. Права остаются у собственника, но арендная плата равна нулю.

Признаки операционной аренды

Признаки неоперационной аренды

1. Срок аренды меньше срока полезного использования имущества.

2. Общая сумма арендной платы ниже справедливой стоимости передаваемого имущества

1. Срок аренды по договору сопоставим со сроком полезного использования имущества.

2. Сумма всех арендных платежей равна справедливой стоимости передаваемого имущества.

3. Когда договор аренды закончится и арендатор выплатит собственнику выкупную стоимость, к нему переходят все права на имущество.

4. Арендатор имеет приоритетное право продлить договор аренды на дополнительный срок. При этом арендная плата будет прежней.

5. Убытки или прибыль от изменений справедливой стоимости имущества относят на арендатора. Например, арендодатель увеличит арендные платежи. 6. Арендатор платит арендные платежи в рассрочку

Полный перечень признаков закреплен в пунктах 12-16 Стандарта «Аренда». Чтобы классифицировать объект аренды, достаточно одного или нескольких признаков.

Важно: если объект соответствует одному или двум признакам операционной аренды и при этом имеет хоть один признак неоперационной аренды, такой объект нужно признать неоперационной (финансовой) арендой .

У государственных (муниципальных) учреждений в основном имущество, переданное (полученное) в аренду, признается объектом операционной аренды. Финансовая аренда в настоящее время не распространена среди учреждений госсектора, но теоретически может быть.

Неоперационная (финансовая) аренда предполагает, что учреждение выкупит имущество в рассрочку. Сюда можно отнести имущество казны, которое госорган передал в пользование коммерческим или некоммерческим организациям, а также имущество по договору лизинга.

Таким образом, классификация договора аренды (безвозмездного пользования) относится к сфере профессионального суждения бухгалтера и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 СГС "Аренда" .

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ нужно вести раздельный учет объектов при обычной аренде (операционной аренде), безвозмездном пользовании, и также при лизинге (финансовой аренде). Стандарт обязателен при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2018 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2018 года.

Как определить стоимость безвозмездно переданного имущества?

Право пользования объектом учета аренды на льготных условиях (в том числе безвозмездно) принимается к учету по справедливой стоимости , что означает величину арендных платежей, которые могли бы быть без льготы. Здесь необходимо отметить, что разница между общей суммой минимального арендного платежа по операционной аренде на льготных условиях и суммой минимального арендного платежа, рассчитанного на рыночных условиях (по рыночной (справедливой) стоимости арендных платежей), отражается обособленно в составе отложенных доходов от операционной аренды на льготных условиях.

Объекты, принимаемые на баланс, на основании вновь заключенных в 2018 году договоров безвозмездного пользования, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен .

При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 СГС "Концептуальные основы...", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).

В то же время, если в учреждении имеются "переходящие" на 2018 год договоры безвозмездного пользования, договоры аренды, по которым в 2017 году и ранее объекты недвижимого имущества должны были учитываться на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной передающей стороной или ввиду ее отсутствия по условной стоимости 1 объект - 1 рубль, то в межотчетный период осуществляется их перенос на баланс по указанной в договоре стоимости в первом случае и по справедливой стоимости - во втором. Перенос осуществляется на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" .

Отобранные в ходе инвентаризации недвижимые объекты финансовой аренды , в межотчетный период, согласно п. 58 СГС "Основные средства", следует отразить по кадастровой стоимости на счете 101 00. Если в учреждении отсутствует актуальная кадастровая стоимость объекта финансовой аренды, то он подлежит отражению на счете 101 00 в условной оценке, равной 1 рублю (п. 59 СГС "Основные средства", методические указания по применению переходных положений СГС "Основные средства" при первом применении, доведенные письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257).

Бухгалтерский учет объектов аренды

При операционной аренде (безвозмездном пользовании) у принимающей стороны объектами учета будут:

  • право пользования имуществом (счет 0 111 00 000);
  • обязательства по уплате арендных платежей (счет 0 302 24 000);
  • амортизация права пользования имуществом (счет 0 104 40 450);
  • расходы (обязательства) по условным арендным платежам (счета 0 302 00 000 , 0 109 00 000 , 0 401 20 000).

В соответствии с пунктом 21 СГС "Аренда" объектом учета операционной аренды является право пользования активом, принятое к бухгалтерскому учету. Объект амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором, методом, применяемым для амортизации объектов основных средств, аналогичных полученному в пользование имуществу.

Начисление амортизации права пользования активом (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате.

В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

Признано право пользования объектами аренды (в расчетной сумме договора аренды)

Начислена амортизация на право пользования активом (ежемесячно в расчетной сумме арендных платежей, причитающихся к уплате)

Признаны доходы текущего финансового года от полученного безвозмездно права пользования активом по операционной аренде (равномерно и ежемесячно)

Прекращено право пользования имуществом при прекращении действия договора безвозмездного пользования:

В сумме договора, если аренда прекращается по сроку

В сумме начисленной амортизации, если договор расторгается досрочно, одновременно производится корректировка отложенных доходов от безвозмездного пользования на сумму, соответствующую остатку по договору, отражается методом "красное сторно"

В разд. 4 этой карточки отразите данные:

  • о юридическом лице, которому объект (часть объекта) передан в пользование.
  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах (забалансовые счета , );
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 122);
  • доход по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135);
  • доходы будущих периодов по процентным платежам (счет 0 401 40 000).

Дублировать объекты аренды на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не нужно.

Учет санкционирования в арендных отношениях

Обязательства по операционной аренде отражаются в бухгалтерском учете по факту подписания договора аренды (пользования) имущества. Бухгалтерские записи, отражаются согласно Бухгалтерской справки (ф. 0504833) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов".

По текущим арендным платежам, принимаются обязательства (бюджетные обязательства) у арендатора, и у арендодателя. Доходы будущих периодов признаются еще и как увеличение плановых (прогнозных) назначений по доходам от операционной аренды.

В бухгалтерском учете учреждений в момент заключения договора отражаются записи:

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам текущего периода

Приняты обязательства по арендным платежам на текущий финансовый год

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

У арендодателя

Отражены прогнозируемые доходы текущего финансового года

Отражены прогнозируемые доходы года, следующего за текущим финансовым годом

Отражены прогнозируемые доходы второго года, следующего за текущим финансовым годом

Если отношения прекращаются раньше срока, установленного договором, операции санкционирования сторнируются.

Отметим, что обязательства и доходы по условным арендным платежам также подлежат отражению на счетах санкционирования, причем они будут являться обязательствами и доходами текущего финансового периода. И поскольку здесь нет никаких изменений, мы не будем приводить записи этих бухгалтерских операций.

Имущество, полученное в безвозмездное бессрочное пользование, объектом аренды не является.

На практике встречаются ситуации, когда учреждение получает от другого учреждения, подведомственного тому же учредителю, по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество.

Пунктом 10 ФСБУ "Аренда" установлено, что операции с имуществом при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий не рассматриваются как объекты учета аренды - положения Стандарта "Аренда" при отражении указанных операций (фактов хозяйственной жизни) не применяются.

У принимающей стороны объекты, полученные в безвозмездное бессрочное пользование, учитываются в 2018 году в том же порядке, в каком они учитывались и в 2017 году.

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Принцип представления информации в учете кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учета сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчетности.

Государственные учреждения стали первопроходцами в использовании бухгалтерского стандарта «Аренда». Возможно, за ним будет принят похожий стандарт и для коммерческих организаций.

П. 1 ст. 423 ГК РФ

Ст. 606 ГК РФ

П. 1 ст. 689 ГК РФ

П. 11 СГС "Аренда"

Законодательство предусматривает не только возможность продажи, дарения или сдачи в аренду недвижимого имущества, но и предоставления его в безвозмездное использование. Однако даже при достижении такой договоренности следует закреплять все условия на бумажном носителе. Это позволит обезопасить всех участников соглашения и оформить сделку в соответствии с требованиями законодательства.

Что представляет собой передача имущества в безвозмездное пользование?

Собственник вещи, в том числе и жилого объекта, вправе передать его другому лицу в безвозмездное пользование на определенный промежуток времени. Это означает, что за использование переданной вещи никакой платы не взимается. Однако термин «безвозмездное пользование» гораздо шире понятия «бесплатное». Он подразумевает отсутствие не только оплаты за пользование, но и отсутствие других ответных действий в адрес ссудодателя (того, кто предоставил вещь).

Передача имущества на безвозмездной основе вместе с тем не означает всякое отсутствие прав и обязанностей сторон. Ссудополучатель (тот, кто получил вещь) обязан сохранить ее в надлежащем состоянии и не допустить ее порчи. Кроме того, есть другие важные обязанности, которые оговариваются в соглашении.

Порядок передачи недвижимого имущества

В зависимости от специфики субъектов сделки, передача в пользование жилого помещения на безвозмездной основе может реализовываться по-разному. Кроме того, точное содержание договора различается в зависимости от специфики сделки.

Передача бюджетным учреждениям

Бюджетные учреждения могут получать недвижимость в пользование на безвозмездной основе. Однако заключению договора предшествуют торги, реализуемые соответствующим образом. При этом бюджетное учреждение получившее объект обязано погашать все текущие платежи, включая оплату услуг ЖКХ.

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

Передача муниципального имущества

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может предоставляться в пользование безвозмездно. Однако порядок предусматривает обязательное проведение торгов (аукционов) на получение такого объекта. Кроме того, ссудополучателями могут выступать:

  • некоммерческие организации;
  • органы власти различного уровня;
  • предприятия государственные и муниципальные;
  • лица, получение подобного имущества которыми предусмотрено законодательством.

Правила расторжения и другие аспекты регулирования заключения договора остаются прежними и регулируются ГК РФ.

Передача федерального имущества

Аналогично осуществляется передача федерального имущества на безвозмездной основе. Она не может реализовываться без предварительного проведения торгов. Обязательно заключение договора и принятие к учету правил предоставления соответствующей собственности.

Договор о передаче имущества

При предоставлении жилого помещения на безвозмездной основе в пользование обязательно следует заключить соответствующий договор. Он поможет сторонам избежать противоречий, недоразумений и обмана.

Обязательные условия договора

Существенными условиями соглашения признаются те, без указания которых договор может признаваться недействительным. В соглашениях такого типа таким условием выступает точное указание на предмет сделки. Для этого необходимо обозначить в тексте документа:

  • адрес расположения объекта;
  • кадастровый номер и данных технического характера;
  • особенности и отличительные характеристики.

Другие условия целесообразно включать в текст соглашения, но их отсутствие не влечет недействительности договора.

Права и обязанности сторон

Одним из ключевых пунктов соглашения выступает указание на права и обязанности ссудодателя и ссудополучателя. Первый по смыслу ГК РФ обязан передать недвижимость на оговоренный срок. Однако ссудополучатель также обременяется некоторыми обязанностями:

Кроме оговоренных законодательством, стороны вправе предусматривать иные обязанности, если это не противоречит нормам ГК РФ и сути договора.

Образец договора

Одним из вариантов правильного заполнения соглашения является составление по образцу. Это позволит заранее предусмотреть необходимость подготовки конкретных документов и правильно внести данные в текст соглашения.

Расторжение договора безвозмездного пользования

По ст. 698 ГК РФ предусмотрено досрочное расторжение соглашения о безвозмездном предоставлении недвижимости. Среди возможных причин:

  • ухудшение по вине ссудополучателя состояния объекта;
  • отсутствие содержания в надлежащем виде;
  • использование жилья не по назначению;
  • появление информации о правах третьих лиц на объект, о которых заранее не был предупрежден ссудополучатель.

Кроме того, стороны вправе в любой момент времени добровольно расторгнуть договор. Ответственность за судебное расторжение по вине одной из сторон может быть различной. Все зависит от ущерба, понесенного каждой из сторон и т.д.

Дополнительные документы

Практически всегда в случае передачи имущества от одного лица другому кроме основного договора составляется ряд дополнительных документов:

  • акт приема-передачи подтверждает фактический переход объекта ссудополучателю;
  • расписка обычно составляется при найме помещения в качестве подтверждения получения денежных средств за пользование. Здесь передача таких средств не предусмотрена, однако, расписка может составиться при необходимости.

В результате, процедура передачи недвижимости в пользование на безвозмездной основе подразумевает составление соглашения. Оно оформляется по правилам ГК России, но с учетом требований конкретной ситуации. Стороны вправе самостоятельно разработать текст документа или воспользоваться образцом.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения своего вопроса заполните следующую форму или позвоните по телефонам, указанным на сайте, и наши юристы Вас бесплатно проконсультируют!


Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну: Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом. Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение: — о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов; — о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов; — об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются: — органы по управлению государственным и муниципальным имуществом; — унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; — казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.

Безвозмездное пользование

Образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.7. Для размещения объектов почтовой связи.8. Лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.9. В случае предоставления имущества в виде преференции в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.10.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Правомерны ли действия учреждения и как должен в данной ситуации поступить собственник, учитывая, что изымать животных он не собирается? Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ).Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными образовательными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120, п. 3 ст. 215 ГК РФ, ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании)).Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст.

Безвозмездная передача имущества бюджетным учреждением

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества республиканского автономного учреждения является Республика Бурятия. Передача республиканского имущества, закрепленного за автономными учреждениями, в аренду и безвозмездное пользование (далее – пользование) осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разделе 7 Положения о порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия, утвержденного Постановлением N 187.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Российской Федерации; · развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; · развития физической культуры и спорта; · обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; · производства сельскохозяйственной продукции; · социального обеспечения населения; · охраны труда; · охраны здоровья граждан; · поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; · поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; · определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Проведение торгов (конкурса, аукциона) осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФАС № 67.

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Приказ ФАС № 67); — закон Республики Бурятия от 01.01.2001 «О переходном периоде при изменении правового положения государственных учреждений Республики Бурятия»; — постановление Правительства Республики Бурятия «О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия» (далее — Постановление № 000); — приказ Минимущества РБ «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по передаче государственного имущества Республики Бурятия, за исключением земельных участков, в аренду или безвозмездное пользование» (далее – регламент). 1.3. Методические рекомендации и регламент размещены на сайте Минимущества РБ www. mizo. / в разделе «Управление государственным имуществом» на странице «Передача государственного имущества в пользование (возмездное/ безвозмездное)». II.

Передача в безвозмездное пользование имущества находящегося в оперативном управлении

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БУРЯАД РЕСПУБЛИКЫН ЗООРИИН БА ГАЗАРАЙ ХАРИЛСААНУУДАЙ МИНИСТЕРСТВО П Р И К А З 28 декабря 2011 года № 85 г. Улан-Удэ Об утверждении методических рекомендаций по вопросам передачи республиканского имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в пользование (возмездное, безвозмездное) Во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия и в соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики, ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного контракта; ü на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); ü взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям.
При передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении, уполномоченный орган обязан представить экспертную оценку последствий передачи этого имущества в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Орган управления в течение одного месяца со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.
Договор безвозмездного пользования имуществом заключается между ссудодателем и ссудополучателем в письменной форме.

Внимание

Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения Договора:т/p — при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения Договора; — если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; — если при заключении Договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое имущество; — при неисполнении ссудодателем обязанности передать имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы. Срок Договора безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом не может превышать 5 (пять) лет. Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него.

Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.6.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, N 44

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ). К договору безвозмездного пользования применяются отдельные законодательные нормы договора аренды, указанные в п. 2 ст. 689 ГК РФ.

Ссудополучатель не вправе передать вещь, находящуюся в безвозмездном пользовании, в пользование третьему лицу на возмездной основе, поскольку это противоречит ГК РФ.

Передать вещь в безвозмездное пользование может только ее собственник или лицо, управомоченное на то законом или собственником.

Поступление и передача имущества должны быть надлежащим образом оформлены - составлены акты приема-передачи имущества, инвентарные карточки учета ОС. В акте должны быть отражены номенклатура передаваемого имущества, его стоимость.

Коммерческая организация не вправе заключать договор безвозмездного пользования с учредителями, участниками, руководителем, членами органов управления и контроля (ст. 690 ГК РФ).

Обратите внимание! Государственная регистрация передачи по договору ссуды в безвозмездное временное пользование недвижимого имущества действующим законодательством не предусмотрена (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2004 N А43-10348/2003-12-331).

Учет у ссудодателя

Согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на ОС, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду), переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление. При безвозмездной передаче ОС продолжают учитываться на балансе ссудодателя.

В инвентарной карточке унифицированной формы N ОС-6 (6а, 6б) делается отметка о передаче ОС в безвозмездное пользование с указанием номера договора, наименования ссудополучателя и номера акта приемки-передачи.

По окончании (прекращении, расторжении) договора безвозмездного пользования в инвентарной карточке производится запись об окончании договора безвозмездного пользования и возврате ОС ссудополучателем (с указанием номера и даты акта приемки-передачи).

По ОС, переданному в безвозмездное пользование, ссудодатель начисляет в установленном порядке амортизацию. При этом амортизационные отчисления учитываются в составе внереализационных расходов, поскольку данные расходы не связаны с производственной деятельностью ссудодателя.

Пример 1 . Организация "Коммерсант" передала по договору безвозмездного пользования токарный станок. Его балансовая стоимость - 100 000 руб., начисленная амортизация для целей бухгалтерского учета составила 20 000 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - 1000 руб.

В бухгалтерском учете организации-ссудодателя будут сделаны следующие записи:

Д-т 01, субсчет "Основные средства, переданные в безвозмездное пользование", К-т 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации" - 100 000 руб. - отражена передача токарного станка по договору ссуды;

Д-т 02, субсчет "Амортизация основных средств в эксплуатации", К-т 02, субсчет "Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование" - 20 000 руб. - отражена сумма амортизации по переданному в безвозмездное пользование токарному станку;

Д-т 91-2, К-т 02, субсчет "Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование" - 1000 руб. - начислена амортизация по токарному станку, переданному в безвозмездное пользование.

При возврате (допустим, через 12 месяцев) по возвращаемому токарному станку в учете ссудодателя производятся записи:

Д-т 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации", К-т 01, субсчет "Основные средства, переданные в безвозмездное пользование" - 100 000 руб. - отражен возврат станка;

Д-т 02, субсчет "Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование", К-т 02, субсчет "Амортизация основных средств в эксплуатации" - 32 000 руб. - отражена сумма начисленной амортизации по возвращенному станку.

Расходы по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование, по умолчанию несет ссудополучатель. Однако договором ссуды может быть предусмотрена обязанность по проведению ремонта ссудодателем.

Ссудодатель включает затраты по содержанию имущества в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 253 НК РФ).

Обратите внимание! По переданному в безвозмездное пользование имуществу амортизация не начисляется.

В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются ОС, переданные по договорам в безвозмездное пользование. При этом согласно п. 2 ст. 322 НК РФ по ОС, передаваемому ссудодателем в безвозмездное пользование, амортизация не начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было передано ОС.

По окончании договора безвозмездного пользования и возврата ОС ссудодателю амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат ОС. В случае передачи ОС в безвозмездное пользование срок его полезного использования для целей исчисления амортизации при принятии такого ОС в эксплуатацию не изменяется. В Письме Минфина России от 16.01.2007 N 03-03-06/2/1 разъяснено, что после возврата амортизируемого имущества оно должно учитываться в налоговом учете по той стоимости, по которой учитывалось на момент передачи имущества в безвозмездное пользование. При этом срок полезного использования по такому имуществу не продлевается на период безвозмездного пользования.

Поскольку в бухгалтерском учете ссудодателя начисление амортизации по безвозмездно переданному имуществу не прекращается, то по суммам начислений бухгалтерской амортизации формируются постоянные разницы, и, следовательно, образуется постоянное налоговое обязательство (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Пример 2 . В июле 2008 г. организация-ссудодатель передала автомобиль, сумма ежемесячной амортизации которого 5000 руб., в безвозмездное пользование ссудополучателю - юридическому лицу сроком на один год. Таким образом, с августа 2008 г. в налоговом учете ссудодателя амортизацию не начисляют. В бухгалтерском учете ссудодателя с августа и далее ежемесячно в течение года будут сделаны записи:

Д-т 91-2, К-т 02 - 5000 руб. - начислена амортизация по автомобилю, переданному в безвозмездное пользование;

Д-т 99, субсчет "Постоянное налоговое обязательство", К-т 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - 1200 руб. (5000 руб. x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

Поскольку срок полезного использования по ОС, переданному по договору ссуды, нельзя продлить, часть первоначальной стоимости окажется несамортизированной. Вместе с тем существуют две ситуации, когда имущество, переданное в безвозмездное пользование, в налоговом учете можно продолжать амортизировать. Первый способ списать амортизацию - включить ее в состав расходов на рекламу. Такой вариант подойдет производителям, которые, например, передают в безвозмездное пользование розничным магазинам свое холодильное оборудование или мебель для того, чтобы выгодно представить собственную продукцию (Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2007 N Ф09-10398/07-С3).

Второй способ подходит организациям - заказчикам работ (услуг). В этом случае оборудование передают своим контрагентам, которые и используют его для выполнения предусмотренных договором работ (услуг). При таком варианте амортизацию можно учесть в составе материальных расходов (Постановление ФАС Центрального округа от 14.12.2007 N А64-1347/07-22).

На практике передача имущества организацией в безвозмездное пользование расценивается налоговыми органами как безвозмездная услуга. Например , согласно Письму Минфина России от 12.12.2006 N 03-04-11/239 в случае передачи земли в безвозмездное пользование необходимо начислить НДС. На самом деле для такого вывода оснований нет, поскольку ни гражданское, ни налоговое законодательство не приравнивают понятия "безвозмездное пользование" и "услуга". А в ст. 146 НК РФ среди операций, облагаемых НДС, безвозмездное пользование не упоминается. И если буквально следовать закону, то начислять НДС со стоимости услуг по передаче имущества не нужно.

По данному вопросу сформировалась довольно обширная и противоречивая арбитражная практика. В Постановлениях ФАС Поволжского округа от 06.03.2007 N А65-13556/2006, ФАС Московского округа от 29.06.2006 N КА-А41/5591-06 подтверждается, что, передавая имущество в безвозмездное пользование, организация не реализует услуги, потому нет оснований начислять НДС в бюджет.

Нередко инспекторы проигрывают дела, а организации не начисляют НДС только потому, что сотрудники ИФНС не могут доказать, что размер этой "виртуальной" услуги определен верно (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А16/07-2/5853, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2006 N Ф04-4109/2005(23507-А27-40)).

Таким образом, у организации больше шансов выиграть дело, если оспаривать не то, что операция не облагается НДС, а цену безвозмездной услуги.

Стоит также иметь в виду, что в ряде случаев суды поддержали налоговые органы, основываясь на следующем: раз организация оказала безвозмездную услугу, в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ она должна исчислить и уплатить НДС с указанных операций (Постановления ФАС Уральского округа от 20.08.2007 N Ф09-6476/07-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2006 N А82-9753/2005-14, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2006 N А26-2227/2006-211).

По ОС, переданным в безвозмездное пользование, ссудодатель обязан платить налог на имущество, поскольку право собственности на переданные объекты ОС к получателю не перешло (т.е. оборудование продолжает числиться на балансе передавшей его компании).

Передача имущества в безвозмездное пользование физическому лицу

При передаче имущества в безвозмездное пользование физическому лицу оно является ссудополучателем и согласно ст. 695 ГК РФ обязано поддерживать полученную вещь в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Если в трудовом договоре с работником предусмотрена обязанность организации предоставить имущество в пользование и оплатить расходы по его содержанию, то указанные расходы могут учитываться при исчислении налога на прибыль (п. 25 ст. 255 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Писем Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/2/72, от 26.12.2005 N 03-03-04/1/446, а также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2007 N А19-15320/06-15. В то же время в более позднем Письме Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/115 расходы, предусмотренные коллективным или трудовым договором, могут учитываться в составе расходов на оплату труда в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы.

Предоставление работнику имущества на безвозмездной основе, а также оплата расходов по его содержанию является доходом работника, полученным в натуральной форме, который включается в налоговую базу по НДФЛ (пп. 10 п. 1 ст. 208, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Налоговая база при получении дохода в натуральной форме определяется в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 211 НК РФ (как стоимость товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых по рыночным ценам с учетом положений ст. 40 НК РФ).

Исчисление и удержание НДФЛ производит организация при выплате своему работнику денежных средств, например при выплате очередной заработной платы (п. п. 2, 4 ст. 226 НК РФ).

Пример 3 . Организация предоставила легковой автомобиль в безвозмездное пользование своему работнику. В трудовом договоре не предусмотрено обеспечение этого сотрудника автотранспортом на период работы в компании. Согласно условиям договора ссуды организация оплачивает также все расходы по эксплуатации автомобиля. Арендная плата за аналогичный автомобиль составляет 8000 руб. в месяц.

За текущий месяц стоимость технического обслуживания составила 1770 руб., в том числе НДС - 270 руб.; стоимость горючего составила 590 руб., в том числе НДС - 90 руб.

Сумма начисленной амортизации, а также стоимость технического обслуживания и бензина в бухгалтерском учете учитываются в составе прочих расходов, но не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Суммы НДС в составе стоимости технического обслуживания и ГСМ не принимаются к вычету, поскольку потребителем услуги и бензина является работник, и, соответственно, не выполняется условие пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (товары и услуги не признаются объектом обложения НДС).

Налоговая база по НДФЛ в отношении дохода, полученного в натуральной форме работником, составит 10 360 руб. (8000 + 1770 + 590). Соответственно, сумма НДФЛ - 1347 руб. (10 360 руб. x 13%).

В бухгалтерском учете делается запись:

Д-т 70, К-т 68, субсчет "НДФЛ" - 1347 руб. - удержан НДФЛ при выплате заработной платы.