Что защищает международное гуманитарное право. Современное международное гуманитарное право

  • Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права

Ретроспективный взгляд на историю становления и развития международного гуманитарного права свидетельствует о том, что Россия не только проявляла инициативы в разработке документов, направленных на гуманизацию вооруженных конфликтов, но и принимала активное участие в их имплементации в национальное законодательство, неукоснительно соблюдала его нормы в период войн XIX в.

Как уже отмечалось, в августе 1874 г. в Брюсселе состоялась международная конференция в целях установления правил ведения военных действий государств 1 См.: Мартенс Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конкуренция. С. 89-90. . Россия внесла на рассмотрение этой конференции проект международной конвенции о законах и обычаях войны, разработанный Ф.Ф. Мартенсом.

Несмотря на то, что другие государства не решились принять его в качестве юридически обязательного документа, тем не менее, он явился основой проекта международной конвенции о законах и обычаях войны, международной декларации о законах и обычаях войны, а также Заключительного протокола Брюссельской конференции 1874 г. В нем отмечалось, что от самих правительств должно зависеть определение всего, что может стать предметом общего соглашения по этим вопросам.

Россия стремилась урегулировать отношения между воюющими государствами, добиться применения законов и обычаев войны в практической деятельности армий. Разразившаяся вскоре война между Россией и Турцией (1877-1878) явилась поворотным пунктом в деле имплементации законов и обычаев войны в российское право. В частности, был издан Указ Правительствующего Сената от 12 мая 1877 г. в связи с возникшей войной, предписывавший всем военным и гражданским властям, присутственным местам и лицам, кого это касается, руководствоваться следующими правилами как в отношении неприятеля и его подданных, так и в отношении нейтральных государств и их подданных:

  • подданным Турции разрешается продолжать во время войны свое пребывание и свои мирные занятия в пределах империи под защитою действующих законов;
  • турецким купеческим судам, застигнутым объявлением войны в русских портах и гаванях, разрешено свободно выходить в море в течение времени, достаточного для погрузки товаров, не составляющих военной контрабанды;
  • подданные нейтральных государств беспрепятственно могут продолжать торговые сношения с русскими портами и городами под условием соблюдения законов империи и начал международного права;
  • военные власти обязаны принимать все меры с целью обеспечить свободу законной торговли нейтральных стран, насколько она допускается условиями военных действий;
  • на основании Парижской декларации 1856 г. каперство отменяется, выдача каперских свидетельств на имя частных лиц запрещается. В соответствии с этой декларацией в отношении нейтральной державы должны были соблюдаться определенные правила (нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды 2 В названном Указе перечислялись предметы, составлявшие военную контрабанду. ; товары нейтральных государств, за исключением военной контрабанды, не подлежат захвату под неприятельским флагом; блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е. поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования доступа к неприятельскому берегу);
  • начальству действующих армий предписывалось уважать Женевскую конвенцию 1864 г. относительно раненых и больных воинов, постановления о неприкосновенности неприятельских госпиталей, походных лазаретов и врачебного персонала на взаимных условиях;
  • на основании Петербургской декларации 1868 г. применение снарядов весом меньше 400 г, имеющих свойство разрывных и начиненных воспламенительными веществами, запрещается.

Как известно, в 1899 г. состоялась Первая Конференция мира, кодифицировавшая законы и обычаи войны. В основу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны был положен проект Ф.Ф. Мартенса, подготовленный к Брюссельской конференции. Эта Конвенция нашла отражение в Наказе русской армии о законах и обычаях сухопутной войны 1904 г. , представлявшем особое приложение к Уставу полевой службы и Наставлению для действий в бою отрядов из всех родов оружия, которые были утверждены императором России Николаем II. Устав состоял из двух разделов. Первый был посвящен офицерам и включал подразделы: кто признается воюющим; кто признается нейтральным; о раненых; о военнопленных; о переговорщиках; о лазутчиках. Второй раздел был адресован нижним чинам и содержат одиннадцать наказов. Вот некоторые из них: «1. Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями. 2. Рази врага в честном бою. Безоружного врага, просящего пощады, не бей. 3. Уважай чужую веру и ее храмы. 4. Мирных жителей неприятельского края не обижай, их имущество не порти и не отымай, да и товарищей удерживай от этого. Жестокость с обывателями только увеличивает число наших недругов».

Об уважительном отношении дореволюционной России к соблюдению норм международного гуманитарного права говорит также «Положение о военнопленных », утвержденное Его Императорским Величеством и объявленное в 1914 г. приказом военного министра № 697. Структура этого документа свидетельствует о достаточно подробном закреплении правового статуса военнопленных, включавшего такие разделы, как общие положения; о нахождении военнопленных в районе расположения действующих войск; о нахождении военнопленных на сборных пунктах и о дальнейшем препровождении их в места назначения; о помещении военнопленных внутри империи и надзоре за ними; о довольствии военнопленных.

Исторические факты свидетельствуют о неукоснительном соблюдении законов и обычаев войны российскими полководцами и флотоводцами Суворовым, Кутузовым, Ушаковым и др.

События 1917 г. в России не изменили отношения власти к ранее заключенным договорам в области международного гуманитарного права. Четвертого июня 1918 г. был опубликован Декрет о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. Совет Народных Комиссаров РСФСР доводил до сведения Международного Комитета Красного Креста в Женеве и правительств всех государств, признавших Женевскую конвенцию, что эта Конвенция, как в первоначальной, так и во всех ее позднейших редакциях, а также и все другие международные конвенции и соглашения, признанные Россией до октября 1915 г., признаются и будут соблюдаемы Российским Советским Правительством 3 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Вып. I. Петроград, 1922. С. 226-227. .

Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм международного гуманитарного права. Советский Союз в отличие от Германии и большинства других стран отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными 1929 г. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с оговорками были подписаны Советским Союзом, но ратифицированы лишь в 1954 г. Только две из них были имплементированы в «Инструкцию по применению в Вооруженных Силах Союза ССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море», введенную в действие в 1958 г. приказом министра обороны СССР № 20 4 См.: Справочник по законодательству для офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1988. С. 432-436. . Причем, в ней шла речь о применимости положений международного гуманитарного права лишь к раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из числа неприятельских армий. О распространении же названной Инструкции и на личный состав Вооруженных Сил СССР, а также о применимости к советским военнослужащим и гражданским лицам конвенций «Об обращении с военнопленными» и «О защите гражданского населения во время войны» лицемерно умалчивалось.

Некоторые положения Женевских конвенций 1949 г. были имплементированы в Закон СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 1958 г. в качестве таких уголовно наказуемых деяний, как преступные действия военнослужащего, находящегося в плену (ст. 29), мародерство (ст. 30), насилие над населением в районе военных действий (ст. 31), дурное обращение с военнопленными (ст. 32), незаконное ношение знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и злоупотребление ими (ст. 33).

Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 г., хотя и были подписаны Советским Союзом 12 декабря 1977 г., но ратифицированы лишь 4 августа 1989 г., т.е. накануне вывода контингента советских войск из Афганистана, участие которого в войне официально не было объявлено, как не было объявлено и о том, будут ли им соблюдаться нормы международного гуманитарного права. Этим усугублялась проблема розыска погибших и пропавших без вести в афганской войне, а также осложнялось решение вопроса освобождения советских военнослужащих, оказавшихся в плену у моджахедов.

В связи с ратификацией Дополнительных протоколов постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330-1 Совету министров СССР предписывалось подготовить и в шестимесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении изменений в советское законодательство, отражающих участие Советского Союза в упомянутых Дополнительных протоколах. Этим же постановлением Исполнительному комитету Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Министерству обороны СССР было рекомендовано принять меры к изданию текстов Дополнительных протоколов и распространению знаний об этих документах среди гражданского населения и личного состава Вооруженных Сил СССР.

В качестве первого шага по выполнению международных обязательств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны, стало издание Уставов Вооруженных Сил, а также приказа министра обороны № 75-1990 г., объявлявшего названные документы и содержавшего требования по их исполнению в войсках и силах флота. В этом приказе министра обороны командирам (начальникам) всех степеней предписывалось распространять знания о международном гуманитарном праве, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. В нем содержалось указание учитывать нормы международного гуманитарного права при проведении занятий, учений в войсках и силах флота, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоинских уставов, решений правительства, приказов и директив.

Положения о применимости международных стандартов в области прав человека к военнослужащим, к оборонной деятельности в целом нашли нормативное закрепление в ряде военнозаконодательных актов Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» содержит положение, согласно которому международные договоры Российской Федерации, наряду с ее законодательством, состав- ля ют правовую основу воинской обязанности и военной службы. И более того, нахождение в плену (за исключением добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного рассматривается как исполнение военнослужащим обязанностей военной службы. Попутно заметим, что сталинский режим устанавливал жесткие ограничения в правах не только защитников СССР, оказавшихся в плену в годы Великой Отечественной войны, но и в отношении их семей и близких родственников. Инерционность такого подхода сохранялась вплоть до конца 80-х годов.

В Основных положениях военной доктрины Российской Федерации, утвержденных Указом Президента России от 2 ноября 1993 г. № 1833, соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, признавалось в качестве основного принципа политики в области военной безопасности нашего государства. В положениях данного документа закреплялись также нормы о том, что Вооруженные Силы России используются в соответствии с «Женевскими конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, а также другими международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, применяемыми в период вооруженных конфликтов».

В действующей Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 21 апреля 2000 г. № 706, конкретные ссылки на Женевские конвенции отсутствуют, лишь отмечается, что ее правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты России, а также договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности. Кроме того, говорится, что Российская Федерация исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает военнослужащих знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 19).

В то же время принятые в СССР нормативные документы, определявшие подготовку и проведение боевых действий, включая боевые уставы видов Вооруженных Сил, не соответствовали требованиям международного гуманитарного права, более того, в значительной части противоречили ему. Учитывая этот факт, а также недостаточный уровень подготовки войск (сил) в области применения норм международного гуманитарного права, министр обороны СССР в 1991 г. поручил начальнику Генерального штаба, кадровым органам, другим воинским должностным лицам:

  • продолжить деловые контакты с МККК, а также с другими международными организациями, занимающимися проблемами применения норм международного гуманитарного права;
  • рекомендовать военно-политическим органам активизировать работу по пропаганде международного гуманитарного права в войсках и силах флота в процессе боевой подготовки, а также в их повседневной жизни и деятельности;
  • проработать вопрос об увеличении количества часов на изучение международного гуманитарного права в военно-учебных заведениях;
  • подготовить предложения по дальнейшему приведению законодательства, общевоинских и боевых уставов в соответствие с нормами международного гуманитарного права.

Однако распад СССР, разрушение его военной инфраструктуры осложнили решение перечисленных выше задач.

С учетом требований международного гуманитарного права о введении в действие законодательства, необходимого для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения (ст. 49 и 50 Конвенции 1; ст. 50 и 51 Конвенции II; ст. 129 и 130 Конвенции III; ст. 146 и 147 Конвенции IV, а также ст. II, 85 и 86 Дополнительного протокола I), в ст. 356 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны. В качестве уголовно наказуемых деяний в ней наряду с другими правонарушениями (жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением, депортацией гражданского населения, разграблением национального имущества на оккупированной территории, применением оружия массового поражения) признается «применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации». Названная статья далеко не полностью охватывает запрещенные международным гуманитарным правом методы и средства ведения войны, а также противоправные посягательства в отношении покровительствуемых лиц, которые по смыслу Дополнительного протокола I (ст. 85 п. 5) рассматриваются как военные преступления.

В Уголовном кодексе РФ, в частности, не предусмотрена ответственность за вероломное использование отличительного знака обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также иных защитных знаков и сигналов, принятых в международном гуманитарном праве.

В то же время в нем в качестве отдельных уголовно-наказуемых деяний предусмотрены геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наемничество (ст. 359), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360), так как по существу они вытекают из договорных источников, относящихся к международному гуманитарному праву.

Значительным вкладом Министерства обороны РФ в имплементацию норм международного гуманитарного права в военно-правовые акты является Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил (в дальнейшем - Наставление), утвержденное Министром обороны РФ 8 августа 2001 г., нормативный правовой акт, обязывающий командиров (начальников) обеспечивать соблюдение правил войны в процессе ведения боевых действий.

Наставление адресовано командирам, штабам тактического звена и представляет собою достаточно объемный документ, отражающий требования основополагающих источников международного гуманитарного права. Оно состоит из шести разделов (182 пунктов) и шести приложений. В Наставлении достаточно подробно раскрываются положения, касающиеся:

  • обязанностей командиров (начальников) в процессе организации и ведения боевых действий, их помощников по правовой работе, а также военно-медицинского персонала;
  • ограничений воюющих в применении методов и средств ведения войны; ответственности военнослужащих за противоправные действия:
  • отношения военнослужащих к жертвам вооруженных конфликтов, медицинскому и духовному персоналу противника;
  • действий войск на оккупированной территории;
  • особенностей применения норм международного гуманитарного права во внутренних вооруженных конфликтах.

Отдельные разделы посвящены особенностям применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами авиации и флота, соблюдению норм международного гуманитарного права при обеспечении боевых действий, изучению норм международного гуманитарного права (в ходе боевой подготовки и в военно-учебных заведениях). Значительную роль в работе по воспитанию личного состава войск (сил) призван сыграть Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий (Приложение 4), в котором содержатся основополагающие требования международного гуманитарного права. Достоинство Наставления состоит в том, что в нем международное гуманитарное право как бы вплетено в «технологию» ведения боевых действий, показывается их специфика в зависимости от пространственной среды действия войск (сил).

За последние пять лет Министерством обороны Российской Федерации были переработаны боевые уставы всех родов войск и видов Вооруженных Сил, в которых закреплены обязанности командиров (начальников) и их подчиненных по соблюдению норм международного гуманитарного права. Положения о необходимости соблюдения военнослужащими правил ведения войны нашли отражение в новых общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, вступивших в силу в ноябре 2007 г.

Международное гуманитарное право - система договорных и обычных международно-правовых норм, применяемых как в международных, так и во внутренних вооруженных конфликтах, определяют взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы и обеспечивают защиту жертв вооруженного конфликта.

Является одной из старейших отраслей международного публичного права, ведь выводит свои корни от обычаев ведения войны, которые существовали в Древней Греции и Риме. Однако сам термин "международное гуманитарное право" появился достаточно недавно, во второй половине XX века. V правовой литературе и международных документах и до сих пор широко используют его "предшественников" "законы и обычаи ведения войны", "войны" и "право вооруженных конфликтов".

Впервые термин "международное гуманитарное право" предложил известный швейцарский юрист Же. Пикте, который приобрел широкое употребление в юридической литературе, а впоследствии было использовано в названии Дипломатической конференции "О подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов 1974-1977 гг. В консультативном заключении Международного суда ООН "О законности угроз или применения ядерного оружия" 1996 г. сказано: система норм, которые раньше назывались "законами и обычаями войны", в дальнейшем стала именоваться "международным гуманитарным правом".

Основным фактором, который способствовал утверждению нового названия, было то, что Устав ООН запрещал войну как законный метод решения международных споров. Очевидно, стоит согласиться с мнением американского профессора Т. Мерона о том, что широкое применение термина

"международное гуманитарное право" вместо терминов "право войны" и "право вооруженных конфликтов" отражает влияние движения за права человека.

Характерной особенностью международного гуманитарного права является то, что оно сочетает две разные концепции, одна из которых имеет юридический характер, а другая - этический..,

Международное гуманитарное право, которое стремится достичь компромисса между соображениями военной необходимости и требований гуманности, содержит соответствующий этический элемент, поскольку речь идет о том, чтобы смягчить проявления насилия через правовое ограничение средств и методов ведения военных действий и обязательства воюющих сторон гуманно обращаться с лицами, которые не принимают или перестали принимать участие в боевых действиях.

Основным отличием международного гуманитарного права от права войны является то, что первое не решает вопрос о законности войны, для отрасли это не принципиально. Оно призвано защитить всех жертв войны, то есть лиц, которые не принимают или перестали принимать участие в вооруженном конфликте. Вмещая минимальные стандарты прав человека в экстремальных условиях, нормы международного гуманитарного права закрепляют обязанности государств относительно предоставления ими таких гарантий лицам, которые временно оказались под их властью и не являются их гражданами.

Как и все отрасли международного права, гуманитарное право, применяемое во время вооруженного конфликта, содержит ряд основных принципов, по которым строится система этой отрасли. Именно они обеспечивают определенное единство и системность его норм. В них аккумулируется анализ всех источников международного гуманитарного права: законов и обычаев ведения войны; деклараций, конвенций, протоколов и тому подобное. В то же время принципы международного гуманитарного права должны соответствовать содержанию признанных принципов общего международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., и Заключительном акте НБСЄ1975 г.

Принцип гуманности является наиболее общим принципом в международном гуманитарном праве; он объединяет все положения в логически построенную систему норм, которые применяют во время вооруженных конфликтов и тесно связаны со смежными отраслями международного права. На деле же все другие принципы гуманитарного права являются производными от него, их содержание раскрывается в конкретизации отдельных его аспектов.

Эти принципы разделяют на три категории: 1) принципы ведения военных действий; 2) принципы, определяющие обращение с лицами, которые находятся под властью противника; 3) принципы, касающиеся имплементации международного гуманитарного права.

К основным принципам ведения военных действий относят:

* Принцип различия между комбатантами и некомбатантами, направленный на защиту гражданского населения и гражданских объектов и определяет различия между воюющими и невоюючими; государства никогда не должны избирать гражданских лиц в качестве объекта нападения и, соответственно, никогда не должны применять оружие, которое не дает возможности отличить гражданские объекты от военных.

o Запрет на применение оружия, которое наносит чрезмерные повреждения или страдания. Как и предыдущий принцип, это подтверждает давно признанное положение обычного международного права, предусмотренная в Преамбуле к Санкт-Петербургской декларации 1868 г. и в Гаагском положении 1899 г., по-новому сформулировано в Дополнительном протоколе И.

o Принцип защиты жертв войны, что содержится в оговорке Мартенса, где сказано, что "население и воюющие стороны находятся под защитой принципов международного права, вытекающих из установившихся обычаев, установленных между цивилизованными нациями, законов человечности и требований общественного сознания...".

Основные принципы, касающиеся обращения с лицами, находящимися под властью противника, содержащиеся в ст. С, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г. Согласно ст. С, в случае вооруженного конфликта каждая из сторон, находящихся в конфликте, обязана применять как минимум следующие положения:

Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по расе, цвет кожи, религию или веру, пол, происхождение или имущественное положение или другие аналогичные критерии.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться действия в отношении перечисленных выше лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, любые виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного приговора, вынесенного надлежащим образом соответствующим судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями".

Третью категорию образуют основные принципы, касающиеся имплементации международного гуманитарного права. Учитывая практику, можно вывести два основных правила, регулирующие соблюдение международного гуманитарного права.

o Обязательства придерживаться гуманитарного права и обеспечивать его соблюдение. Этот принцип закреплен в ст. 1, общей для Женевских конвенций и Дополнительного протокола i: "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать настоящий Протокол и обеспечивать его соблюдение при любых обстоятельствах".

o Предоставление гуманитарной помощи. Гуманитарная помощь является одним из наиболее практичных способов обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Такая помощь должна соответствовать двум основным критериям: ее предоставляют только как гуманитарную, для защиты человека от страданий, причиненных войной; ее необходимо также распределять среди получателей без какой-либо дискриминации.

в Отношении источников международного гуманитарного права, то основную роль среди них играют международные договоры и обычаи.

Международное гуманитарное право является одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Процесс кодификации происходил в четырех основных направлениях:

1) кодификация касалась норм, которые закрепляли правила ведения войны. В Гааге на первой конференции 1899 года. было принято 6 конвенций, а на второй 1907 г. - 14;

2) кодификация норм, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.

Среди них: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях"; "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших крушение на корабле, из состава вооруженных сил на море"; "Об обращении с военнопленными"; "О защите гражданского населения во время войны". В эту группу договорных источников международного гуманитарного права следует также отнести Дополнительный протокол Идо Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., который касается жертв международного вооруженного конфликта, от 8 июня 1977 г. и Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного вооруженного конфликта;

3) кодификация норм, направленных на ограничение и запрещение применения отдельных видов оружия. Среди них: Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об уничтожении от 10 апреля 1972 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться такими, что наносят чрезмерные повреждения или имеют неизбирательное действие, от 10 октября 1980 г. и протоколы к ней; Конвенция о запрещении разработки производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения от 13 января 1993 г., а также Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и распространения противопехотных мин и об их уничтожении от 18 сентября 1997 г.; Конвенция о кассетных боеприпасах от 4 декабря 2008 г.;

4) кодификация отрасли предусматривала принятие конвенций, направленных на обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права. К ним относятся: Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.; Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г.; Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.; Дополнительный протокол III к Женевским конвенциям от 8 декабря 2005 г. и др.

Большинство конвенций и протоколов, которые в значительной степени кодифицировали международное гуманитарное право, ратифицированы почти всеми государствами мира и формируют надежную правовую основу этой отрасли.

Важное значение среди источников международного гуманитарного права играет международный обычай. Сейчас мы можем назвать по меньшей мере 161 звичаєву норму, которые были собраны экспертами Международного комитета Красного Креста и охватывают содержание четырех Женевских конвенций 1949 г. Однако такой перечень обычаев является далеко неполным, ведь исследование не охватило правил ведения воздушной или морской войны и тому подобное.

Важное значение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, других МО, заключительные документы международных конференций по вопросам международного гуманитарного права, рекомендации Международного комитета Красного Креста и другие документы.

Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними.

Цель : сформировать знания студентов о сущности международного гуманитарного права (МГП); способствовать воспитанию понимания необходимости предотвращения развитию военных конфликтов; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека.

Основные термины и понятия

План лекции:

1.Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

2.Основные положения МГП.

3. Соблюдение МГП.

Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

– Какую цель ставили воюющие стороны?

– Каковы последствия войн?

- Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?

А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.

Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.

Потрясенное последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.

Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

(Конвенция – документ, имеющий обязательную силу)

Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.

Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? (Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

МГП предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой зашиты.

В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин "международное гуманитарное право".

Использование слова "гуманитарное" согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Международное гуманитарное право(МГП) представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрезвычайного положения); 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально ^возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание право субъектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).

Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Жертвы вооруженных конфликтов;
медицинский и духовный персонал;
парламентеры и сопровождающие их лица;
персонал гражданской обороны;
персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей; персонал, участвующий в гуманитарных акциях.

Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Медицинские формирования;
санитарно-транспортные средства;
гражданские объекты;
культурные ценности;
особо опасные объекты;
объекты гражданской обороны;
санитарные и безопасные зоны;
необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.

МГП (право вооруженных конфликтов, право войны) стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.

Основные положения МГП.

а) международные;

б) немеждународные.

МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

Основные н о р м ы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Соблюдение МГП

МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображений.

За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.

Право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве.

Тем не менее между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеют место "пересечения". Это касается прежде всего прав, входящих в "неизменное ядро" прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.

Более того, международное гуманитарное право и право прав человека дополняют друг друга. Отдельные права, предусмотренные международным гуманитарным правом, усиливают некоторые права человека:

Либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых может быть приостановлено в случае чрезвычайного положения (речь идет, например, о судебных гарантиях, которые, как таковые, не являются частью "неизменного ядра" прав человека);

Либо в силу того, что нормы международного гуманитарного права идут дальше в плане защиты личности, чем соответствующие права человека (речь идет, например, о праве на жизнь лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права).

Контроль знаний:

Дать ответы на вопросы:

1.Какова сущность МГП?

2. В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?

3. Назовите основные положения МГП.

Домашнее задание: выучить конспект, Л. 2. стр.312.

Творческое задание: у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор.

Литература:

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2016, стр. 312

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. А.Т Смирнова., Москва, «Просвещение», 2013г.

Лекция № 3

Тема: Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Цель : формирование знаний студентов о значимости появления такой организации как Красный крест; сформировать уважительное отношение к правам и свободам человека, формирование гражданской позиции; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека

Основные термины и понятия :международное гуманитарное право; жертвы вооруженного кон­фликта; международный и немеждународный вооруженные конфлик­ты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.

План лекции:

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами.

2.История возникновения организации Красный крест.

3.Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

4. Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)

Известную католическую монахиню, основательницу женской монашеской конгрегации "Сестры Миссионерки Любви", мать Терезу Калькуттскую приобщили к лику святых.

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами .

Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечно­сти, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего уме­ния договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуман­но.

Начнём изложение с притчи из «Евангелии от Луки».

В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:

«Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».

Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.

Как вы понимаете слово «милосердие»?

(Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

Прошу вспомнить те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют личности гуманного человека.

Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.

Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.

С чем можно сравнить войну?

Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих.

Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему ми­ру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.

Вооруженные конфликты продолжаются, и в них страдает мирное население, дети, прежде всего

Вот что нам об этом говорит статистика. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Дети остаются без родителей, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся заложниками.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

1. Развитие гуманитарного права

В выделении международного гуманитарного права в самостоятельную отрасль сыграли важную роль две Женевские конвенции 1929 г. Международный комитет Красного Креста уверен, что, помимо действий по защите и поддержке жертв вооруженных конфликтов, одной из его задач является развитие международного гуманитарного права и самое главное – соответствие потребностям современного мира.

Краткая Конвенция от 1864 г. была первым шагом на историческом пути. В этот период времени были разработаны крупные достижения в области международного гуманитарного права:

1) в 1906 г. – (новая) Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) в 1907 г. – Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции;

3) в 1929 г. – две Женевские конвенции: одна была посвящена тем же вопросам, которые рассматривались в Конвенциях от 1864 и 1906 гг., другая относилась к обращению с военнопленными.

Данные Конвенции от 1929 г. о раненых и больных уточнили некоторые прежние формы. Были введены новые положения: если какой-либо из участников военного конфликта не участвовал в настоящей Конвенции, это не освобождало другие стороны конфликта от соблюдения гуманитарных норм; Конвенции обязывали воюющую сторону, которая захватила неприятельский медицинский персонал, вернуть его назад.

С принятием данной Конвенции распространилось применение опознавательного знака Красного Креста на авиацию. Для мусульманских стран было признано право на использование в качестве опознавательного знака вместо Красного Креста Красный Полумесяц;

4) в 1949 г. – четыре Женевские конвенции о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны.

Весьма примечательна форма Женевских конвенций 1949 г.: все они содержат статьи о денонсации. Также установлено, что заявление о денонсации будет иметь место для стороны, участвующей в военном конфликте, только после заключения мира – прекращения ведения военных действий, вооруженного конфликта, войны. Но данные действия не будут иметь никакой силы для других конфликтующих сторон;

5) в 1977 г. – два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 1949 г. Первый посвящен защите жертв вооруженных конфликтов, а второй – защите жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

Большинство конвенций, в которых кодифицировалось право ведения военных действий, было принято практически всеми странами мира.

Первоначально Женевские и Гаагские конвенции были заключены в традициях взаимообязывающих международных договоров.

Они следовали общепризнанному правилу, на основе которого невыполнение договора одной стороной военного конфликта влекло невыполнение данного договора другой стороной. Считавшееся обычным для других отраслей международного права в гуманитарном праве создавало абсурдную ситуацию: гуманность отдавалась на произвол государства. Более того, при отказе одного государства от согласованных в мировом сообществе гуманных средств, методов, действий, правил обращения с военнопленными или гражданским населением в соответствии с традиционными понятиями формально побуждал и другую сторону, участвующую в военном конфликте, отбрасывать прочь нормы гуманности. Мир сам собой как бы возвращался к временам варваров, перечеркивались все достижения в гуманизации военных конфликтов и в смягчении бедственного положения как для военных, так и для гражданских лиц.

В мировом сообществе пробивается понимание того, что нормы международного гуманитарного права являются абсолютными и всеобщими обязательными.

2. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного публичного права

Международное гуманитарное право – это совокупность правовых принципов и норм, имеющих своей целью урегулирование отношении между конфликтующими сторонами, а также защиту основных прав и свобод граждан как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Объект международного гуманитарного права – это общественные отношения, возникающие между сторонами, которые находятся в вооруженном конфликте.

Под предметом международного гуманитарного права понимаются отношения, складывающиеся по поводу ограждения жертв, пострадавших от военных действий, и правил ведения вооруженной борьбы.

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современного международного публичного права и состоит из таких двух разделов, как:

1) Гаагское право, иными словами, право войны, устанавливающее права и обязанности сторон, находящихся в вооруженном конфликте, при проведении военных действий;

2) Женевское право, или гуманитарное право, включающее в себя права и интересы раненых, больных, гражданского населения и военнопленных во время вооруженного конфликта.

Сущность рассматриваемой отрасли права заключается в:

1) защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте, к ним относятся:

а) раненые;

б) больные;

в) потерпевшие кораблекрушение;

г) военнопленные;

2) предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно:

а) гражданскому населению;

б) медицинскому и духовному персоналу;

3) предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях, – жилым домам, школам, местам отправления культа;

4) запрещении применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводится различия между комбатантами и некомбатантами и которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта:

1) раненые;

2) больные;

3) потерпевшие кораблекрушение;

4) военнопленные;

5) гражданское население.

Из вышеперечисленного видно, что международное гуманитарное право устанавливает конкретные правила поведения сторон, являющихся участниками военных действий, кроме этого, старается сократить насилие, а также предоставляет защиту жертвам вооруженных конфликтов.

Основные источники международного гуманитарного права:

1) обычай;

2) нормы, которые были сформированы в обычном порядке и получили свое отображение в Гаагских конвенциях;

а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

в) об обращении с военнопленными;

г) о защите гражданского населения во время войны;

3. Нормы и функции международного гуманитарного права

Значительное количество норм международного гуманитарного права применяется исключительно во время военных действий. Это объясняется тем, что они регулируют отношения между воюющими сторонами, которые находятся в конфликте.

Формирование норм международного гуманитарного права происходит преимущественно не на основе полученного опыта государств в период вооруженных конфликтов, а на основании заключаемых договоров между ними, а также на основе резолюций международных организаций.

Процесс формирования норм начинается с момента принятия конвенции, в редких случаях – с момента принятия резолюций международной организацией. Следующий этап – это признание государствами и международными организациями соответствующих правил нормами международного публичного права.

Действие норм международного гуманитарного права распространяется и на международные вооруженные конфликты – это вооруженные столкновения конфликтующих государств, и на вооруженные конфликты немеждународного характера – это противоборство между правительственными силами, с одной стороны, и антиправительственными вооруженными формированиями – с другой. Как правило, вооруженные конфликты немеждународного характера происходят внутри самого государства и не выходят за его пределы.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в международных соглашениях, к которым относятся:

1) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) Женевская конвенция от 1949 г. об обращении с военнопленными;

4) Женевская конвенция от 1949 г. о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающимся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;

7) Гаагская конвенция от 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

8) Конвенция от 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

9) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия.

Функция международного гуманитарного права – это внешнее проявление своих свойств. Выделяют:

1) организационно-управленческую функцию. Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженного конфликта, основывается на интересах, согласованных между государствами, для достижения цели, связанной с защитой от последствий войны, помимо этого, в условиях неэффективности внутренней правовой системы для решения этой задачи. Отсюда следует вывод, что в указанных условиях эта отрасль выполняет организационно-управленческую функцию;

2) превентивную функцию. Содержание данной функции состоит в ограничении суверенитета государств – участников вооруженных конфликтов в отношении применения ими определенных средств, способов и методов ведения военных действий;

3) правовую функцию. Роль данной функция заключается в регулировании международных гуманитарных отношений, в разработке новых норм, в толковании положений, которые действуют;

4) защитную функцию.

Иными словами, это функция безопасности, которая обязана предоставлять покровительство различным категориям людей и объектов. Кроме этого, защитная функция помогает международному гуманитарному праву претендовать на то, чтобы стать первым сводом международно-правовых норм, которые предназначены для защиты человека в период вооруженного конфликта.

4. Источники международного гуманитарного права

Источники международного гуманитарного права – форма, выражающая правила поведения субъектов международного гуманитарного права, и нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы гуманитарного права, вводящие, изменяющие или отменяющие правила их действия.

К источникам относятся:

1) международные договоры;

3) конвенции;

4) обычаи;

5) прецеденты;

6) общепризнанные нормы, принципы международного права;

7) резолюции международных организаций;

8) решения Международного комитета Красного Креста (МККК);

9) нормы национального права.

1. Распространенные источники международного гуманитарного права – международные конвенции, основными из которых являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН:

1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) об обращении с военнопленными;

4) о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Применение к ним Конвенций и Протоколов имеет место в случае объявления войны, в случае любого иного вооруженного конфликта между двумя или более сторонами, подписавшими их, а прекращает свое действие после общего окончания военных действий, на оккупированных территориях, после окончании оккупации.

К источникам гуманитарного права относятся также:

3) Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961 г. Конференцией полномочных представителей, состоявшейся в 1959 г.;

4) Конвенция о праве на организацию и заключение коллективных договоров, принятая 1 июля 1949 г. Генеральной конференцией Международной организации труда;

5) Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, принятая 17 июня 1948 г. во время тридцать первой сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда;

6) Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. и вступившая в силу 2 сентября 1990 г.

2. Следующий источник – обычай.

Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, официально не закрепленные.

3. Судебные решения или административные решения, которые представляют собой норму.

5. Резолюции ООН и иных международных организаций. Здесь главенствующее место занимает резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/103 от 9 декабря 1981 г. Данной резолюцией была принята Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств.

6. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), оказавшая огромное влияние на национальное право большинства стран мира.

7. Решения-резолюции Совета Безопасности ООН, принимаемые Советом Безопасности.

Ценность судебных решений-резолюций в том, что они участвуют в формировании обычного права.

8. Нормы национального права.

5. Субъекты международного гуманитарного права

Особенности международного права – создание и регулирование государствами межгосударственных отношений.

Государства являются основателями международных прав и обязанностей и выступают как основные субъекты международного права. Они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, – государственным суверенитетом.

Государство как субъект международного права не может применять свою власть в отношении другого государства, что выражено в неподчинении одного государства законодательству другого.

Государство как субъект международного права способно устанавливать права и обязанности, приобретать права, нести обязанности и самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано с принятием обязательств и их выполнением.

Прекращение существования СССР как субъекта международного права привело к образованию Российской Федерации как суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это относится и к другим государствам – союзным республикам, создавшим СНГ. Российская Федерация получила основные компоненты международно-правового статуса СССР. В договорах, заключенных РФ с отдельными государствами, использован новый термин «государство-продолжатель».

Международное право не содержит нормы, дающей решение вопроса о международно-правовом статусе образований, являющихся составными частями федеративного государства.

Известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, дающих право составным частям этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения.

Конституция РФ исходит из признания международной деятельности ее субъектов, но не конкретизирует формы этой деятельности. Сам термин «субъект международного права» использован только в Конституции Республики Татарстан.

Позиция РФ выражена в подписанных ею договорах о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и соответствующих республик.

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не аналогична правосубъектности государств, т. к. не вытекает из суверенитета. Источником при осуществлении прав и обязанностей Международной организации и реализации ее компетенции является международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Эти организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее международными правами и обязанностями. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. Каждая международная организация имеет свой, присущий только ей круг прав и обязанностей. Международные организации подразделяются на всемирные, универсальные организации, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом, характеризуются универсальным членством, и иные организации, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.

К первой категории относятся Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Среди организаций второй категории принято выделять региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов.

6. Принципы международного гуманитарного права

Особенности международно-правовой системы – отсутствие стоящего над ее субъектами государственного органа и определение норм международного права самими государствами и международными организациями. Регулирование системы осуществляется за счет общепризнанных принципов международного права. Содержание каждого из принципов базируется на положениях Устава ООН и Декларации о принципах международного права, принципах равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, чтобы способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Принцип суверенного равенства государств. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие признаки:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6) государства обязаны выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Невмешательство во внутренние дела. Современное понимание этого принципа зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Вмешательство – любые меры государств или международных организаций, направленные на попытку препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его компетенцию. Не считаются внутренними делами действия, представляющие угрозу миру и безопасности и попирающие общепризнанные международные нормы. В современном международном праве критериями концепции невмешательства являются международные обязательства государств по Уставу ООН.

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Каждое государство обязано соблюдать принципы и выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН. Государство обязано выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действовать согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Если обязательства, вытекающие из международных договоров, противоречат обязательствам членов ООН, по Уставу Организации Объединенных Наций обязательства по Уставу имеют преимущественную силу.

Международное гуманитарное право – это совокупность правовых принципов и норм, имеющих своей целью урегулирование отношении между конфликтующими сторонами, а также защиту основных прав и свобод граждан как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Объект международного гуманитарного права – это общественные отношения, возникающие между сторонами, которые находятся в вооруженном конфликте.

Под предметом международного гуманитарного права понимаются отношения, складывающиеся по поводу ограждения жертв, пострадавших от военных действий, и правил ведения вооруженной борьбы.

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современного международного публичного права и состоит из таких двух разделов, как:

1) Гаагское право, иными словами, право войны, устанавливающее права и обязанности сторон, находящихся в вооруженном конфликте, при проведении военных действий;

2) Женевское право, или гуманитарное право, включающее в себя права и интересы раненых, больных, гражданского населения и военнопленных во время вооруженного конфликта.

Сущность рассматриваемой отрасли права заключается в:

1) защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте, к ним относятся:

а) раненые;

б) больные;

в) потерпевшие кораблекрушение;

г) военнопленные;

2) предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно:

а) гражданскому населению;

б) медицинскому и духовному персоналу;

3) предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях, – жилым домам, школам, местам отправления культа;

4) запрещении применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводится различия между комбатантами и некомбатантами и которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта:

1) раненые;

2) больные;

3) потерпевшие кораблекрушение;

4) военнопленные;

5) гражданское население.

Из вышеперечисленного видно, что международное гуманитарное право устанавливает конкретные правила поведения сторон, являющихся участниками военных действий, кроме этого, старается сократить насилие, а также предоставляет защиту жертвам вооруженных конфликтов.

Основные источники международного гуманитарного права:

1) обычай;

2) нормы, которые были сформированы в обычном порядке и получили свое отображение в Гаагских конвенциях;

а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

в) об обращении с военнопленными;

г) о защите гражданского населения во время войны;