Федеральный закон о госзакупках 223. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Ключевая задача законодательства — регулировать отношения, которые складываются в определенной сфере рынка. Изменения, запланированные на 2016 год, касаются создания типовых положений в работе, перечня способов закупки, реестра заказчиков и других особенностей взаимодействия участников этой ниши.

    Изменения, касающиеся типовых закупок.

    В определенных регионах сложилась практика, при которой органы исполнительной власти для собственных подведомственных или же работающих на их территории заказчиков утверждают типовые положения о закупках. В таком случае заказчики обязаны следовать им, не зависимо от своего желания. Это вызывало негодование со стороны последних, поскольку действующее законодательство не предусматривало подобных ограничений и передавало инициативу в руки заказчиков.

    Теперь ФЗ № 223 о закупках (), последняя редакция 2016 года которого стала ближе к реальному рынку, предлагает следующий вариант отношений:

    • утверждать типовые положения смогут только федеральные органы исполнительной власти, а заказчики будут обязаны работать в соответствии с ними;
    • перечень тех заказчиков, которых обязуют работать в соответствии с типовыми положениями, будет утвержден в отдельном постановлении.

    Изменения, касающиеся холдингов.

    Основная особенность холдингов состоит в том, что в их составе имеется материнская организация и зависимые дочерние предприятия. Зачастую холдинги сталкиваются с такой проблемой, когда часть предприятий работает в соответствии с одними типовыми положениями, а остальные подразделения — с другими. В итоге отсутствует возможность систематизировать закупочные нормы.

    Обновленное законодательство предполагает разработку типовых положений для основного материнского предприятия. Все остальные зависимые подразделения автоматически присоединятся к нему, независимо от уровня (дочерние или внучатые).

    У зависимых подразделений теперь не будет выбора, хотят они присоединяться к типовым положениям головного предприятия или нет. Все шаблонные документы и требования типовых положений будут распространяться на них автоматически.

    Варианты способов закупки.

    Отсутствие четких сроков, процедур закупок привело к тому, что многие заказчики злоупотребляют своими полномочиями, искусственно ограничивая конкуренцию, срывая закупки. Теперь законодательство четко регламентирует эти моменты, определяя следующие способы закупок:

    1. Конкурентные способы — запрос предложений или котировок, аукцион, конкурс. В законе будет прописано определение каждого из способов и будут указаны определенные сроки принятия заявок на участие в них, которые заказчик не имеет права изменять.
    2. Закупка у единственного, конкретного поставщика будет оставлена на усмотрение заказчика. При этом не будет никаких рекомендаций или условий для его применения.

    Другие способы закупки могут быть использованы только в том случае, когда стоимость контракта превышает установленный государством размер. На сегодняшний день такой предел еще не установлен. Озвученная экспертами ожидаемая сумма составляет 200 млн рублей.

    Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
    Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
    Статья 3.1. Особенности осуществления закупок юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов
    Статья 3.1-1. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам
    Статья 3.1-2. Особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства
    Статья 3.1-3. Особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ
    Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки
    Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки
    Статья 3.4. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства
    Статья 3.5. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом
    Статья 3.6. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
    Статья 4. Информационное обеспечение закупки
    Статья 4.1. Реестр договоров, заключенных заказчиками
    Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков
    Статья 5.1. Проведение оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке
    Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    Статья 6.1. Ведомственный контроль закупочной деятельности
    Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации
    Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 321-ФЗ унитарное предприятие должно в своей работе перейти с Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
    Предприятие в 2016 году заключило договоры в рамках Закона N 223-ФЗ с указанием общей суммы договора на срок более одного года (договоры поставки, аренды, оказания услуг связи и прочие). Заранее предусмотреть, какая конкретная сумма, за какой год будет выплачена, невозможно, поэтому в течение действия договора нужно уточнять сумму оплаты отдельных этапов договора.
    С учетом того, что с 2017 года унитарные предприятия переходят на закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, подлежат ли исполнению указанные договоры? Можно ли после 1 января 2017 года продлевать их действие, а также вносить изменения в условия о количестве поставляемых по таким договорам товаров, объемах оказываемых услуг и выполняемых работ?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Договоры, заключенные унитарным предприятием в соответствии с Законом N 223-ФЗ до 1 января 2017 г., подлежат исполнению в соответствии с их условиями и после указанной даты. Изменение условий таких договоров возможно, если оно не может быть квалифицировано как фактически приводящее к осуществлению новой закупки.

    Обоснование позиции:
    1. от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ) внесены изменения в ряд положений от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В частности, действие N 44-ФЗ с 1 января 2017 года (смотрите ст. 4 этого закона) распространено на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг (далее также - закупки) государственными и муниципальными унитарными предприятиями (далее также - унитарные предприятия). С 1 января 2017 года последние признаются заказчиками для целей N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона). Закона N 44-ФЗ в редакции N 321-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе, в случаях, определенных и Закона N 44-ФЗ. Таким образом, с 01.01.2017 унитарные предприятия при осуществлении закупок товаров, работ и услуг (далее также - закупки) по общему правилу должны будут руководствоваться требованиями N 44-ФЗ. В рамках закупочных процедур, предусмотренных N 44-ФЗ, такие предприятия приобретут статус заказчиков. До указанной даты к закупкам, осуществляемым унитарными предприятиями, применяются правила N 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 этого федерального закона, смотрите также Минэкономразвития России от 14.10.2016 N Д28и-2693, от 12.10.2016 N , от 14.09.2016 N , от 09.09.2016 N ).
    Для целей N 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
    Таким образом, в рамках отношений, регулируемых N 44-ФЗ, закупка предполагает заключение договора, обязательством по которому со стороны контрагента является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Соответственно, любой договор, предусматривающий приобретение заказчиком товаров, работ или услуг, должен заключаться в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.
    Согласно ГК РФ в случае, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
    Таким образом, унитарные предприятия обязаны будут применять процедуры, предусмотренные N 44-ФЗ, при совершении действий, направленных на заключение договоров о поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг, после 01.01.2017. Договоры, заключенные до этой даты, сохраняют силу ( , ГК РФ). Если исполнение таких договоров (поставка товара, выполнение работы, оказание услуги) осуществляется контрагентом заказчика после 01.01.2017 при том, что сам договор заключен до этой даты, осуществлять закупочные процедуры в соответствии с N 44-ФЗ в отношении предмета этих договоров заказчику не требуется, так как исполнение ранее заключенных договоров не свидетельствует об осуществлении новой закупки. Аналогичное разъяснение приведено, в частности, в Минэкономразвития России от 06.10.2016 N Д28и-2686, от 10.10.2016 N и от 24.10.2016 N Д28и-2773, где отмечается, что договоры, заключенные государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в соответствии с положениями N 223-ФЗ, сохраняют свою силу до окончания срока их действия.
    Таким образом, вступление в силу N 321-ФЗ не является основанием для прекращения обязательств по договорам, заключенным унитарными предприятиями до 1 января 2017 г. Соответственно, после указанной даты такие договоры продолжают действовать и должны исполняться на согласованных сторонами условиях.
    2. Граждане и юридические лица свободны в определении любых не противоречащих законодательству условий договора ( ГК РФ). В силу ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( ГК РФ). Изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или самим договором ( ГК РФ). Таким образом, принципиально закон допускает возможность внесения изменений и в договоры, заключенные унитарными предприятиями до 01.01.2017 и исполняемые после этой даты (смотрите в связи с этим Министерства экономического развития РФ от 08.11.2016 N Д28и-2915, а также материал: Энциклопедия решений. Изменение и расторжение договора по N 223-ФЗ).
    Однако при этом должны учитываться вытекающие из положений N 44-ФЗ и N 223-ФЗ ограничения и запреты, по смыслу которых при определенных обстоятельствах изменение условий договора (в частности увеличение количества товара по договору поставки, возобновление договора аренды на новый срок, увеличение объема работ по договору подряда и т.п.) может свидетельствовать об осуществлении новой закупки (подробнее смотрите в связи с этим в материале: Энциклопедия решений. Возможная квалификация увеличения количества товаров, объема работ или услуг по договору по N 223-ФЗ как новой закупки). В качестве примера обратим внимание на Министерства экономического развития РФ от 24.10.2016 N Д28и-2743 и от 08.11.2016 N Д28и-2915, из которых косвенно следует вывод о правомерности пролонгации после 1 января 2017 года договоров, заключенных унитарными предприятиями до этой даты. Нельзя исключить, что при определенных обстоятельствах контролирующими органами не будет рассматриваться в качестве нарушения пролонгация в 2017 году заключенного унитарным предприятием в соответствии с N 223-ФЗ договора возмездного оказания услуг (хотя возможно и обратное). Однако, как нам представляется, эта логика не может быть распространена, например, на договоры аренды, продление которых по окончании срока аренды, как разъяснено в информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59, приводит к заключению нового договора аренды (а следовательно - к осуществлению новой закупки).
    Однозначно же вопрос о правомерности внесения с 1 января 2017 года изменений в договор, заключенный унитарным предприятием до этой даты, должен решаться применительно к каждому конкретному случаю с учетом обстоятельств дела, существа соответствующего договора и его условий. Полагаем, что с 1 января 2017 года при решении вопроса о допустимости внесения изменений в договоры, заключенные унитарным предприятием до этой даты в соответствии с N 223-ФЗ, следует исходить из того, что такое изменение возможно, если оно не связано с приобретением дополнительного количества товаров, объема работ или услуг, то есть не может быть квалифицировано как фактически приводящее к осуществлению новой закупки (которая, напомним, с 1 января 2017 должна осуществляться в соответствии с положениями N 44-ФЗ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Чашина Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации.

    Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

    • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
    • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.);
    • субъекты естественных монополий (газовые и нефтяные компании, РЖД и т. д.);
    • бюджетные организации, ведущие закупку на внебюджетные средства (полученные гранты, средства субподряда, собственные средства и т. п.).

    В роли поставщика (участника) могут выступать как юридические, так и физические лица, включая ИП.

    Электронные торги проводятся на любых ЭТП с любыми условиями участия на усмотрение заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно устанавливать сроки проведения закупки и выполнения заказа, потому участники тендера перед подачей заявки должны изучить Положение о закупке конкретного заказчика. Также заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер и способ обеспечения контракта, а также изменять условия договора, предварительно согласовав их с поставщиком.

    Ведение электронного аукциона

    Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах. Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке. В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

    В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов. Закрытый аукцион проводится в случае заключения сделки связанной с государственной тайной или в тех случаях, когда форма определения поставщика прямо предусмотрена соответствующими решениями Правительства РФ. Также заказчик может не размещать сведения о закупке, стоимость которой не превышает определенной суммы.

    Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ

    Правила ведения аукциона определяет заказчик. Аукционы допускается проводить как в один, так и в несколько этапов, если тендер ведется в отношении сложных работ, товаров или услуг. Заказчиком определяются сроки ведения аукциона. Ведение электронного тендера может осуществляться как в фиксированном периоде, так и с продлением срока аукциона за счет новых предложений поставщиков. Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен.

    Документация заказчика

    • Положение о закупке;
    • План закупки;
    • Извещение о закупке;
    • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

    Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика. В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

    План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

    Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки.

    Документация о закупке, включая проект договора должны быть опубликованы в электронном виде на сайте госзакупки.

    Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ

    Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение. На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке. Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта.

    Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме.

    Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника. Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении. Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа.

    Запрос предложений

    Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику. Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения. Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией. Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

    Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

    Стоит обратить внимание на то, что закон предусматривает дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность за нарушение правил закупки. При этом штрафные санкции могут быть возложены как на участников закупки, так и на заказчика, а также их должностных лиц.

    Ниже приведено полезное видео: