Фз 52 о санитарно эпидемиологическом благополучии. ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

В этой статье мы постараемся разобраться, что из себя представляет ФЗ «Санитарно эпидемиологическое благополучие населения». Правка от 3 июля 2019 года внесла изменения в закон №227 и №305.

Данный ФЗ РФ направлен на исполнение главных параметров прав каждого гражданина по соблюдению уровня здоровья, а также природы. Так, обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения было прописано еще в Конституции РСФСР и РФ, ранее данный закон изменялся не раз, а в 2019 году с 4 июля начали действовать новые правки. Отметим, что этот закон основывается на 52 ФЗ, который был принят на основе нормативных актов России, а также иных актов в субъектах РФ.

ФЗ (Федеральный закон) о санитарно эпидемиологическом благополучии (№52) РФ с изменениями от 2019 года) контролирует ситуации и отношения, которые возникают в данной сфере. К ним относят все отношения, которые обеспечивают санитарно эпидемиологическое благополучие населения.

Так, федеральный закон №52, который регулирует обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения РФ, содержит в себе следующее:

  • основные положения;
  • какие права и обязанности есть у гражданского населения, ИП, ООО и других юр.лиц;
  • какие существуют нормы и требования для сохранения и обеспечения окружающей среды и общего здоровья нации;
  • какие разработаны профилактические методы для санитарно эпидемиологического благополучия населения;
  • каким образом правительство регулирует отношения в данной сфере;
  • какие мероприятия должны проводиться на федеральном уровне;
  • что грозит при нарушении данного ФЗ;
  • заключительные положения, где можно найти старую форму закона, действующие и отмененные правки, а также многое другое.

В обязанности субъектов РФ входит:

  • гарантия санитарно эпидемиологического благополучия населения, согласно действующему федеральному закону
  • предупреждение различных заболеваний, несущих характер эпидемий, а также нейтрализация их результатов;
  • охранные мероприятия природных ресурсов.

Каждый человек, ИП и юр.лицо обязаны соблюдать требования ФЗ РФ «О санитарно эпидемиологическом благополучии». При этом органы и юр.лица обеспечивают данный закон РФ из собственных средств. Далее мы рассмотрим, в чем же заключаются эти требования, также изучим ст.24 действующего федерального закона (ФЗ) РФ в 2019 году.

Обязанности граждан

Со стороны гражданского населения обязанности по соблюдению санитарно эпидемиологического благополучия населения, согласно правке в ФЗ РФ за 2019 год, следующие:

  • В точности исполнять требования, постановления и предписания, содержащиеся в ФЗ РФ.
  • Проявлять заботу о состоянии здоровья, уровне гигиены и знаниях в сфере санитарно эпидемиологического благополучия населения несовершеннолетних детей.
  • Не нарушать права других людей и не действовать, если это влияет на здоровье и ухудшает природу.

ИП и юр.лица также обязаны действовать согласно закону санитарно эпидемиологического благополучия населения, который был усовершенствован в 2019 году:

  • Выполнять все требования, прописанные в ФЗ от 2019 года, в т.ч. в ст.24 действующих федеральных положений.
  • Создавать и воплощать мероприятия, разработанные для повышения санитарно эпидемиологического благополучия населения.
  • Обеспечивать и следить за выполнениями требований, указанных в ст.24 и в федеральных актах, которые направлены на безопасность человека в момент выполнений трудовых обязанностей, а также при оказании работники услуг, при производстве продуктов питания, личных и бытовых средств.

Помимо этого на юр.лица и ИП возлагается ответственность за выполнение оных обязанностей при перевозки, хранении и сбыте продукции.

Расшифровка эпидемических требований

Ниже будут приведены основные вырезки из ст.24 санитарно эпидемиологического благополучия населения:

  1. Планировка и застройка как в городе, так и в селеньях, необходимо создавать на основе хороших условий для проживания население. Обеспечивается это с помощью мероприятий по предупреждения и ликвидации различных источников вредных воздействий в среде обитания.
  2. Во время формирования проектирования города и иных территорий, в т.ч. транспортных магистралей необходимо соблюдать нормы и правила.
  3. Все граждане, в т.ч. ИП и юр.лица, несущие ответственность за ход работ по созданию проектов возведения объектов, а также участвующие в финансировании обязаны остановить все работы при обнаружении нарушений.
  4. Товар технического назначения должен храниться, производиться, транспортироваться, применяться и утилизироваться, согласно безвредному использованию человека и без пагубного влияния на окружающую природу.
  5. Если гражданин, ИП или юр.лицо обнаружило на любом этапе продукцию, несоответствующее правилам и норм, должны изъять и принять все мероприятия по ее безопасному уничтожению.
  6. Вся продукция, которая носит опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природе, должно проходить регистрацию на государственном уровне.
  7. Товары, предназначены для употребления в пищу должны соответствовать потребностям населения и не влиять пагубно на его здоровье. Требования санитарно эпидемиологического благополучия населения – обязательное условие при их перевозке, сбыте и создании.
  8. Те продукты питания, а также БАДы, не прошедши тестирование на соответствие и представляющие риск для жизни и здоровья человека, а также имеющие контакт с такими вещества должны немедленного сниматься с производства и изыматься с оборота. В дальнейшем их использование возможно только в тех целях, которые не могут нанести вред ни человеку, ни среде обитания или должны быть ликвидированы. Данные отношения регулируют на правительственном уровне.
  9. Организуя общественные места питания для жителей и гостей страны, а также при приготовлении еды и напитков должны соответствовать предостерегающим мероприятиям по распространению инфекций. Таким образом, не соответствующих нормам о санитарно эпидемиологическом благополучии в любых общественных, оздоровительных, образовательных учреждений и т.д., карается в соответствии с законодательством РФ.

Ст.24 действующего федерального закона №52

Ст.24 в новой редакции от 2019 г. посвящен эксплуатационным требованиям различных строений как жилых помещений, так и производственных, и общественных. Для сохранения и повышения уровня санитарно эпидемиологического благополучия населения следует руководствоваться следующими пунктами:

  1. Ст.24 данного федерального положения гласит, что использование вышеперечисленных помещений и строений, а также транспортных средстве общественного назначения должно проводится согласно профилактическим мероприятиям, которые призваны обеспечивать безопасный уровень трудовой деятельности, бытовых условий и отдыха, в соответствии с нормами, принятыми как в РСФСР, так и в РФ.
  2. В обязанности всех предпринимателей и юр.лиц, на основании федерального положения и ст.24, входит приостановление деятельности или некоторых подразделений, если нарушены нормы, прописанные в федеральных и районных правовых актах, прописанных в ст.24. Данное правило осталось неизменным со временем РСФСР.

Резюмируя статью, можно сделать выводы, что изменения, вступившие в силу 2019 году о санитарно эпидемиологическом благополучии, как и во времена СССР и РСФСР направлены на сохранения здоровья нации и повышения норм в трудовой деятельности каждого предприятия и организации.

Реализация программ модернизации здравоохранения, охраны здоровья граждан и окружающей среды, обозначенные в качестве приоритетных задач государственной политики в РФ , требует соответствующего правового регулирования отношений, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Комментируемого Закона определяет цели его принятия как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В свою очередь санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду ( , Конституции РФ).

Так, признавая неотъемлемые права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, Конституции РФ, провозглашает необходимость принятия в Российской Федерации мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Реализация указанных мер обеспечивается, в том числе и посредством финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения. Мероприятия по охране здоровья населения непосредственно включают в себя и реализацию мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

РФ также признает права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Следует иметь в виду, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и обеспечение прав граждан на безопасную среду обитания, а также профилактику заболеваний предопределяет во многом здоровье населения Российской Федерации.

Проводимые в современной России социально-экономические преобразования неизбежно повлекли за собой ухудшение важнейших показателей здоровья населения, что является индикатором общего социально-бытового и санитарно-эпидемиологического неблагополучия в стране.

В этой связи в целом государственная политика в области охраны здоровья населения в РФ характеризуется приоритетным направлением профилактики заболеваемости населения. Приоритетным является развитие системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья населения и среды

Комментируемый был принят на смену РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-I "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который сыграл существенную роль в организации и осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в стране и решении ряда проблем в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Вместе с тем со временем, учитывая происшедшие радикальные социально-экономические и политические изменения, принятие РФ, РФ, а также других федеральных законов, отдельные положений Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-I "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устарели, вошли в противоречие с принятыми нормативными правовыми актами, не в полной мере обеспечивали возможности правового регулирования при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, значительный рост числа социально-значимых заболеваний, отравлений, производства, поставки и сбыта населению недоброкачественных продуктов питания и товаров были обусловлены в определенной степени недостаточным для того времени правовым регулированием в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В этой связи комментируемый был призван решить задачи приведения норм действующего закона в соответствие с и законодательством РФ, а также введение ряда новелл разработанных с учетом практики применения закона и потребностей правового регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Кроме того, в закон были включены ряд положений, регламентировавшихся ранее подзаконными актами (о санитарно-эпидемиологическом нормировании, о социально-гигиеническом мониторинге, о государственной санитарно-эпидемиологической службе и др.

За время существования комментируемого в него неоднократно вносились изменения. Однако проблема совершенствования правового регулирования организации и деятельности системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации и в настоящее время не теряет своей актуальности. Так, в частности, требуют более детальной регламентации вопросы оказания санитарных услуг, статуса субъектов правоотношений, регламентируемых комментируемым Законом, и ряд других.

1. Комментируемая раскрывает содержание понятийного аппарата рассматриваемого Закона. Причем следует отметить, что терминология комментируемого Закона применима в целом к законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Итак, под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, которые характеризуются 2 основными показателями:

Из приведенного определения видно, что раскрывая понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, комментируемая использует ряд терминов, которые также требуют дополнительного уточнения:

Определения здоровья приводится в Устава (Конституции) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.). Здоровье рассматривается широко как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отметим, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Как отмечено в Всемирной Организации Здравоохранения здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств. Государства, принявшие Устав (Конституцию) Всемирной Организации Здравоохранения обязались претворять в жизнь принципы улучшения и охраны здоровья, которые являются основными для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности.

В этой связи государство обеспечивает осуществление соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения, в том числе борьба с болезнями, в особенности с заразными болезнями, предоставление гражданам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук, общественное просвещение, активное сотрудничество с обществом и др.

Отметим также, что ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" воспринял терминологию Всемирной Организации Здравоохранения и определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (). Охрана здоровья граждан обеспечивается, в том числе, посредством осуществления системы мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, приведенное широкое понимание термина "здоровье" определяет не только состояния индивида, но состояние общества (населения региона, страны и т.д.).

Концептуальная модель показателей состояния здоровья состоит из 4 уровней (см. "Информатизация здоровья. Концептуальная модель показателей состояния здоровья", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. N 399-ст):

Немедицинские детерминанты здоровья (отношение к здоровью, социально-экономические, социальные и общественные факторы, факторы окружающей среды, генетические факторы);

Эффективность системы здравоохранения (допустимость, доступность, правомерность, компетентность, непрерывность, эффективность, результативность, безопасность);

Отметим, что смертность или оценка продолжительности жизни являются самыми широко используемыми и доступными показателями состояния здоровья. Они включают в себя повозрастные показатели смертности, разделенные по возрастам, а также производные показатели, такие как ожидаемая продолжительность жизни и потенциально потерянные годы жизни. Кроме того, для полного понимания состояния здоровья следует учитывать показатели, отражающие уровни заболеваемости и инвалидности с одной стороны и благополучие - с другой. Недееспособность и заболеваемость характеризуются двумя типами показателей состояния здоровья: санитарными условиями и человеческой деятельностью. Санитарные условия могут включать оценку коэффициента заболеваемости или уровня распространения болезни, в то время как оценка человеческой деятельности может включать такие показатели, как функциональные нарушения или ограничения деятельности.

| ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ


(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,
от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ,
от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 12.06.2008 N 88-ФЗ,
от 27.10.2008 N 178-ФЗ, от 22.12.2008 N 268-ФЗ)


Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Глава III. САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 14 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования пунктов 2, 3, 4, 5, 6 статьи 15 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования пунктов 2 и 3 статьи 16 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Глава IV. САНИТАРНО - ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 41 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 43 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Федеральный закон 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламентирует условия, нормы и требования, для обеспечения сохранности здоровья, гражданам Российской Федерации. Закон обеспечивает благоприятную окружающую среду на различных объектах, для граждан всех возрастных категорий.

ФЗ-52 «О санитарно эпидемиологическом благополучии», был принят 12 марта в 1999 году. Закон регламентирует санитарные и эпидемиологические нормы для различных объектов - рабочие организации, водохранилища, базы отдыха, санатории. Также, законом установлен порядок действий для предупреждения химических и биологических угроз, порядок их устранения. Законом установлены и соответствующие инструкции для сотрудников на предприятиях, производстве и т.д.

Скачать

Последние изменения 52-ФЗ

Изменения ФЗ-52, коснулись пятого пункта 46 статьи, из которой убрали федеральный орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Рассмотрим и другие статьи.

Ст. 11.

Данная статья устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей, которые обязаны осуществлять следующие процедуры, в соответствии с ФЗ-52 о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:

  • исполнение предписаний, назначенных государственным санэпидем надзором;
  • проведение мероприятий, направленных на профилактику сантирано-эпидемических происшествий;
  • информирование о санэпидем происшествиях;
  • производственный контроль, с соблюдением санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Ст. 15.

В статье 15 Федерального закона 52, перечисляются санитарно-эпидемиологические мероприятия, которые являются базисом для благополучия населения. К ним относятся пищевые добавки, пищевое сырье, различные материалы и оборудование, которые контактирует с пищевым сырьем на этапе производства и обработке.

Согласно данной статьей:

  • сырье, а также оборудование которое с ним контактирует, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • продукты, пищевое сырье, пищевые добавки, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, для благополучия населения, должны немедленно сниматься с производства;
  • ввод и производство новой продукции, должен осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и т. д.

Ст. 18.

Ст. 18 Федерального закона 52 регламентирует санитарно-эпидемиологические мероприятия для водных объектов. К примеру, если объект используется как источник питьевой воды, они должны быть чисты от химических и биологических угроз для жизнедеятельности человека. Также, если объект находится только в проекте, его утверждают исключительно при наличии справки о соответствии санитарным правилами.

Ст. 24.

Данная статья устанавливает требования к эксплуатации зданий, транспорта, оборудования, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. При проведении работ на подобных объектах, необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические установки. Если они нарушены, работу, согласно закону, следует приостановить, до восстановления санитарных норм.

Статья 28.

В статье 28 52 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, установлены санитарные нормы, требования и условия для отдыха и оздоровления детей. В образовательных, или развлекательных объектах для детей, должны проводиться мероприятия по профилактике заболеваний. Образовательные и развлекательные мероприятия, могут проводиться только при соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам.

Статья 32.

Данная статья регламентирует санитарные нормы при производственном контроле. При проведении лабораторных исследований, испытаний, необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, а также проводить профилактические мероприятия среди сотрудников. При обнаружении зараженного сотрудника - провести мероприятие по госпитализации.

Статья 33.

Статья 33 устанавливает меры в отношении больных инфекционными заболеваниями. Лица, больные инфекционными заболеваниями подлежат наблюдению, если они представляют опасность для окружающих. Такие лица подлежат госпитализации. Если граждане связаны со специфической работой, они, с согласия, должны быть временно переведены на другое рабочее место, где будет отсутствовать риск распространения заболевания.

Статья 34.

Статья 34 Федерального закона 52 от 30 марта 1999 года о санитарном благополучии населения, регламентирует регулярные медицинские осмотры, в целях предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Статья содержит постановления, о обязательных медицинских осмотрах на предприятиях, а также о последствиях отказа от проведения подобных мероприятий – отстранение от работы.