Как соотносятся гражданское общество и государство? Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество Взаимоотношение понятий гражданское общество и правовое государство

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники

Кафедра Юриспруденции

Курсовой проект

по дисциплине «Теория государства и права »

Тема 36. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Выполнил:

студент ФДО ТУСУР

специальности 030501

Столяров А.А.

г.Саяногорск

Введение

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время тема гражданского общества занимает умы политиков и юристов. Гражданское общество формируется в связи с тем, что общество не желает вмешательства государства в общественные связи и отношения.

Об актуальности темы можно говорить и исходя из анализа современной юридической литературы. Эта тема активно обсуждается в российской печати. В литературе выдвигаются различные точки зрения об исторических корнях гражданского общества, о сущности гражданского общества, о соотношении гражданского общества и правового государства. Раскрытие специфики соотношения правового государства и гражданского общества имеет важное значение с практической и теоретической точек зрения.

Вопрос об отношениях личности общества и государства стал еще актуальнее именно сейчас, когда в постсоветском государстве стало возникать большое количество общественных институтов, а приоритетное значение субъектов правоотношений принципиально меняется, и на первый план выходит индивид, личность, права и свободы которой призвано гарантировать государство.

Вопросы о развитии гражданского общества возник еще и в связи с положительным опытом существования гражданского общества в других странах. Многие страны достигли высокого уровня развития именно благодаря развитому гражданскому обществу. В условиях гражданского общества граждане знают свои права и желают их использовать, при этом у них имеется желание исполнять свои обязанности, что говорит о достаточно высоком уровне правовой культуры граждан.

Но гражданское общество не может существовать отдельно от правового государства, поэтому встает вопрос об их соотношении, т.е. о степени вмешательства государства в жизнь общества.

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение правового государства и гражданского общества. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.

Дать характеристику гражданского общества.

Определить принципы правового государства.

Обозначить степень участия государства в общественной жизни граждан.

Объектом изучения являются государство и общество, а предмет изучения представлен взаимоотношениями личности, общества и государства.

Для эффективности исследования в работе используются в качестве ключевых понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями, между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Правовое государство - это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчиненность деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Для проведения исследования в работе используются различные методы. Прежде всего, это общенаучные методы, среди которых материалистический подход, диалектический метод. Для изучения института государства большое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Кроме общенаучных методов в работе применяются специальные методы теории государства и права: компаративистский метод, государственного моделирования, конкретно-социологический метод исследования.

Для раскрытия темы в работе используются учебники и учебно-методические пособия, а также периодические издания на выбранную тему исследования.

Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность гражданского общества

По определению, уровень развитости любого демократического государства оценивается по наличию и степени развитости гражданского общества. Степень развитости гражданского общества говорит об уровне самоорганизации социума, так как гражданское общество характеризует совокупность разнообразных форм активности населения, не связанной с деятельность органов государственной власти. Само понятие «гражданское общество» отражает состояние общественных связей и отношений и при этом является показателем гражданской самодеятельности жителей страны и показателем разделения функций государства и общества.

Считается, что личность может быть истинно свободной только в демократическом государстве, где развито гражданское общество.

Понятия «гражданское общество» и «общество» не являются синонимами, так как слово «гражданское» несет в себе основную смысловую нагрузку, обозначая, что люди, находящиеся в обществе, находятся во взаимоотношениях друг с другом на основании конкретных юридических норм. Гражданское общество характеризуется сочетанием государственно-общественных и индивидуально-личностных интересов. В соответствии с тем, что в гражданском обществе в качестве приоритета выступают, права, свободы и законные интересы граждан, то антиподом гражданскому обществу может быть не просто общество «не гражданское», а общество, в котором наблюдается насилие над личностью, несоблюдение её прав и подобные явления.

В широком смысле слова, гражданское общество - это совокупность отношений, которые не охвачены государственной властью и её структурами. Это независимая от государства сфера, которая возникает и развивается в ходе естественно-исторического процесса. В таком случае, логично заключить, что гражданское общество может существовать не только при демократическом режиме, но и при авторитарном. Только тоталитарный режим, стремящийся подчинить государственной власти все сферы жизни, исключает существование гражданского общества. В узком значении гражданское общество представляет собой структуру, неотрывную от правового государства. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи, основанные на конкуренции и солидарности между партнерами. Это обусловлено характером отношений, которые охватываются гражданским обществом. В нем представлены такие отношения, как мораль, этика, этнические отношения, семейно-родственные, религиозные, политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, и многие другие.

Выделение гражданского общества не рассматривается как его категорическое противопоставление государственной власти. Это определение тех характеристик, которые свойственны только гражданскому обществу, и в этом заключается главная особенность современной общедемократической концепции. Это не просто какое-то объемное понятие, определяющее совокупность частных интересов, это также и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Следовательно, государство не может «учредить», «узаконить» желательный для него образец гражданского общества.

Как уже говорилось, существует положительный опыт высокоразвитых стран, в которых гражданское общество достаточно развито. Исследование такого опыта приводит к выводам, что гражданское общество - это высшая форма самореализации индивидов, которая характеризуется высокой правовой культурой, чувством ответственности. Гражданское общество является продуктом роста благосостояния, культуры и самосознания народа, оно начинается зарождаться в период перехода от сословно-феодального государства к правовому государству. Это значит, что индивид в такой стране обладает экономической самостоятельностью, основанной на частной собственности, он не связан сословными привилегиями, а также осознает, что его права и свободы являются высшей ценностью для государства, которое, в свою очередь, становится политическим инструментом, гарантирующим возможность реализации этих прав и свобод. Поэтому гражданское общество не может существовать без правового государства, а его деятельность направлена не просто на удовлетворение частных интересов, но и на укрепление этого государства.

Гражданское общество означает порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Такой порядок вещей обеспечивает недопущение со стороны государства злоупотреблений властью. Не секрет, что государство обладает большими силами, с помощью которых в любой момент может поглотить или подавить интересы социальных групп, как это было в Италии или германии, когда фашизм захватывал все новые позиции.

Чтобы не допустить такого рецидива, гражданское право в своих отношениях воплощает идеи права как выражение высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола. Гражданское общество предполагает наличие меры свободы всех членов гражданского общества. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т.е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.

Сфера гражданского общества представлена повседневной жизнью индивидов, но многообразие потребностей должно быть согласовано, так как гражданское общество само по себе целостное образование и должно сохранять эту характеристику. Такое согласование и интеграция возможны при реализации управленческих функций государства, а это значит, что глобальное общество состоит из гражданского общества и государства.

По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»

Гражданское общество и государство отражают жизнь общества с двух противоположных сторон. Гражданское общество представлено сферой частных интересов индивидов, которые находятся в социальном, экономическом и политическом пространстве. Государство же представляет сферу тотально регламентированных отношений организованных субъектов политической жизни. В то же время гражданское общество взаимно дополняют друг друга, так как правовое государство не может быть построено без зрелого гражданского общества, а гражданское общество не может быть без правового государства, поскольку именно оно создает условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Обычно юристами выделяются три качественные характеристики гражданского общества. Первая характеристика отражает правовую природу гражданского общества. Гражданское общество декламирует справедливость и свободу, но эти категории нормативно определены. Этот феномен можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, в гражданском обществе справедливость и свобода являются факторами, упорядочивающими деятельность людей. С другой стороны, человек считается свободным, если он подчиняется законам, которые регулируют применение свободы и справедливости.

Вторая качественная характеристика заключается в том, что гражданское общество не просто предоставляет пространство для реализации частных интересов, но в этом еще и заключается потенциал индивида: насколько он может самоорганизоваться и вступить во взаимоотношения с другими членами общества.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

2. Принципы правового государства

С тех пор, как стало развиваться гражданское общество, как составляющая государства, юристы и мыслители стали говорить о правовом государстве. Если учесть, что Платон и Аристотель называли закон ориентиром, устанавливаемым для граждан и правителей, Эпикур полагал, что политическое управление должно основываться на законе, то можно с уверенностью сказать, что идея правового государства берет свое начало в древности.

Такое отношение к праву наблюдалось не всегда. Например, в буржуазных странах консенсус в отношениях достигался путем сделки, общественного договора, а право рассматривалось как инструмент наведения социального порядка. Позднее право стало выступать как средство защиты населения от произвола государства.

Идеи правового государства поднимались в течение всей истории и до настоящего времени, при этом институт правового государства имел как сторонников, так и оппонентов. Можно согласиться отчасти с Кельзеном, который указывал, что при установлении нормативно-правовой регламентации общественного порядка, государство неизменно выступает как правовое.

В настоящее время выделение правового государства как отдельного института связано с указанием на его характерную черту: верховенство права, которое обеспечивается с помощью установленных механизмов, реализующих применение законов в политико-общественных отношениях. Весь правовой механизм направлен на обеспечение прав и законных интересов граждан.

Конечной целью построения правового государства является создание правовых форм и правовых начал, которые бы регулировали отношения публичной власти с субъектами права, и установление правового равенства для всех граждан.

Господство права тесно связано с правосознанием граждан, так как государство связано правом до того времени, пока в обществе низкая правовая культура, пока люди не имеют представления об объеме личной свободы, пока у народа низкоразвитые представления о господстве законности.

Пока человек говорит, что до 23 часов он может «хоть на голове стоять», это говорит о низкой правовой культуре, а когда он понимает, что после 23 часов нужно вести себя тихо, чтобы не мешать соседям, это уже выше уровень правовой культуры. Когда человек понимает, что в 22.30 часов он тоже мешает соседям, что наступление 23 часов - это не панацея от делинквентного поведения, это уже больший уровень правовой культуры, при таком уровне государство меньше связано правом.

В определенные моменты истории идея правового государства и соблюдения прав человека выдвигалась как альтернатива существующей идеологии.

Взаимосвязь правового государства с обществом, с его многочисленными коллективами имеет иной регулятивный и арбитражный характер, чем государства с иными политико-правовыми характеристиками. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства, общества и личности. Личность осознает ответственность за соблюдение прав другой личности, за признание интересов общества и государства.

За время разработки модели правового государства были выделены основные его характерные элементы.

Господство закона.

Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную.

Признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.

На основании этих элементов можно выделить нормативные признаки правового государства.

Законность как принцип создания и реализации норм права.

Закон требует общего подчинения всех субъектов права (органы власти, должностные лица, граждане), но это требование не стирает иерархичности нормативных правовых актов по юридической силе. Признак верховенства закона основывается на том, что не любой документ может быть законом, а только такой нормативный правовой акт, который принят уполномоченным на то органом с приданием ему соответствующего юридического значения. В Российской Федерации народным референдумом принята Конституция РФ, а представительными органами приняты Федеральные конституционные законы. Конституция РФ уполномочивает и другие представительные органы принимать нормативные правовые акты, с условием, что они не будут противоречить Основному закону, т.е. Конституции.

Издание нормативных актов должно быть как продолжение Конституции. Конституция РФ говорит о независимости судебной власти, но этот принцип излагается в общих словах, а конкретизируется этот принцип в Федеральных конституционных законах «О судебной власти», «О статусе судей общей юрисдикции» и других законах и подзаконных актах, которые, детализируя принцип независимости судей, не противоречат Конституции.

Законность выступает в качестве особого режима государственно-общественной жизни, который существует при соблюдении определенных условий.

Закон имеет правовой характер.

Закон обладает конституционно-правовой природой.

Закон является основой действия позитивного права.

Законодательная система страны должна обладать субординационной подчиненностью.

Закон выполняет роль регулятора общественных отношений.

Если закон устанавливает какие-либо ограничения, то они должны распространяться на все группы лиц или коллективы, независимо от их статуса.

Правовое государство призвано регулировать общественные отношения и разрешать столкновения публичных и частных интересов с помощью институциональных образований в пределах своих полномочий.

Во-первых, правовое государство предусматривает четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, разделение властей не должно исключать их взаимодействие при детальном определении предметов ведения с подключением механизмов «сдержек и противовесов».

В-третьих, в правовом государстве должна быть законодательно закреплена независимость судебной власти, как это сделано в Российской Федерации.

Эти направления обусловлены естественными различиями функций властной деятельности. Законотворчество заключается в том, чтобы выделить, сформулировать и законодательно закрепить правовую норму. Правоприменение или исполнительная деятельность государственных органов заключается во вмешательстве этих органов в общественную жизнь на основании правовых норм, установленных законодательными органами. Судебные органы осуществляют правоохранную деятельность, которая заключается в разрешении конфликтов, возникающих при столкновении публичных и частных интересов.

Теоретическое закрепление трех ветвей власти требует соответствующего порядка образования органов. Например, характер правотворческой деятельности требует, чтобы органы, осуществляющие эту деятельность, были избраны народом, как его представители, или осуществляли свои полномочия с участием народа. В свою очередь, судебные органы должны обладать авторитарностью и соответствующим обособлением от народа, чтобы их решения воспринимались, как законодательный вывод сложившихся правоотношений.

Если взаимодействие властей происходит успешно, то можно говорить об устойчивом построении власти в государстве. Можно вспомнить начало реформ, когда Конституционный Суд Российской Федерации не мог сохранить свою независимость и постоянно оказывался вовлеченным в кулуарные склоки депутатов. Этот период не характеризовался устойчивостью власти. Все ветви власти осознавали необходимость наличия в стране Конституционного Суда, поэтому пытались определить его законодательную основу. В 1994 году был принят Федеральный конституционный закон, который предусматривает принципы действия Конституционного Суда РФ, его состав. Почти 20-летнее существование Конституционного Суда уже говорит о некоторой устойчивости власти в государстве.

Эта относительная неизменность законодательства говорит о том, что ветви государственной власти образуют достаточно устойчивый механизм, обеспеченный системой «сдержек и противовесов». Эта система состоит из определенных ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования, по функциям властной деятельности.

Эта система воплощается в нескольких проявлениях.

Рациональное сочетание сильной исполнительной власти и представительной власти, которая наделена определенными контрольными полномочиями.

«Раздвоенная» исполнительная власть (Президент и Правительство).

Разграничение центральной власти и власти органов субъектов Федерации.

Законодательно определенное соотношение органов центральной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, система «сдержек и противовесов» призвана обеспечить нормальное взаимодействие ветвей власти, не допуская доминирования какой-то одной власти путем исполнения несвойственной ей функций, установить оптимальное соотношение всех трех ветвей власти.

Обособление судебной власти - это не пустая конституционная прерогатива, а необходимое требование правовой действительности, так как судебная власть должна отождествляться с авторитетом, именно она должна признаваться в стране арбитром при решении различных коллизионных вопросов. В Конституции РФ и в Федеральных конституционных законах, регламентирующих деятельность судебной системы на разных уровнях, содержатся законодательно закрепленные гарантии - правосудие осуществляется только судом; статус судей включает в себя независимость, несменяемость и неприкосновенность; в некоторых случаях судебное производство ведется с участием присяжных заседателей; публичность вынесения судебных решений.

Конституционный Суд РФ ведет контроль за соответствием принимаемых законов Конституции РФ.

Это касается нормативных признаков правового государства, но правовое государство обладает еще и личностно общественными признаками, к которым относятся:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всесторонняя поддержка государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правовое сознание граждан.

В настоящее время в международном сообществе мнение о государстве складывается по тому, как государственная власть относится к правам и законным интересам человека и гражданина. Это говорит о том, что современное правовое государство должно реализовывать принципы международного гуманитарного права в своей деятельности.

По развитию российского законодательства видно, что Конституция РФ не ограничивается защитой и соблюдением только неотъемлемых прав и интересов человека и прав гражданина. Государство разрабатывает и принимает законодательные акты, направленные на реализацию таких прав человека и гражданина, как социальные, экономические и культурные права индивидов. Государством признаны коллективные права: право наций, право народов, право ассоциаций.

Государством не просто признаются и закрепляются за индивидами эти права, но и предусматриваются гарантии их реализации. Среди таких гарантий стоит назвать такие: парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.

Такое смещение приоритетов повышает авторитет государства в глазах народа. Такие понятия, как законность, оправданность, необходимость правовых норм перестают быть для людей простыми терминами, но они становятся ценностными ориентирами, идеалами, что также повышает социальную активность индивидов.

В идеальной теоретической модели правового государства личность обладает ответственностью, самостоятельностью, правовым сознанием, политическим осознанием своей значимости в делах государства. Многие говорят, что в России правового государства как не было, так и нет, но, исходя из изложенного, можно сказать, что Россия находится на верном пути к построению правового государства. Осталось немного, так как законодательная система России уже обладает некоторыми признаками устойчивости. Реальное построение правового государства зависит от множества субъективных и объективных факторов, которые не могут сложиться в стройную картину только по желанию законодателя или граждан страны.

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

государство гражданское общество

Прежде всего, необходимо указать, что общество существует больше, чем государство, а гражданское общество сформировалось только к концу XVII века. Это было общество людей, освобожденных от запретов и административной регламентации. Такое общество образовалось в развитых странах в условиях капитализма, где отношения между людьми строились на основании свободного предпринимательства и частной собственности. В этом обществе признавалось равенство прав и свобод граждан на основе законодательного закрепления. Конституция приобрела новое значение, а именно значение соглашения между гражданским обществом и государством.

В настоящее время Конституция РФ является подобным соглашением, в котором за государством закреплена сфера публичной власти, а за гражданским обществом - сфера частных интересов и индивидуальных свобод.

Гражданское общество увеличивает сферу деятельности государства в плане контроля судебной власти за представительными и исполнительными органами, а также увеличивает сферу участия граждан в делах страны.

Соотношение гражданского общества и правового государства характеризуется тем, что деятельность представительных органов государственной власти ограничивается деятельностью политических партий и общественных образований.

Развитое гражданское общество нивелирует сторожевую функцию государства, но государство теперь больше занимается управлением в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, экономической деятельности. Но в то же время гражданское общество ожидает от государства таких действий, граждане осознают, что без правового государства многие потребности общества могут остаться без удовлетворения. Государство уже не осуществляет тотального контроля за экономикой государства, но вмешивается в те моменты, когда возникают коллизии. Расширяется сфера публичного права и развивается социальное законодательство.

Таким образом, теоретическая модель современного цивилизованного государства выглядит примерно так: правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Выходит, что гражданское общество становится сильнее и влиятельнее государства, но, в противовес, гражданское общество стремится к тому, чтобы государству было подчинено все общество, но подчинение должно быть организовано через институты демократии, через законодательство, воспринимающее права и свободы человека высшей ценностью, через общественное мнение и многопартийную систему. Государство, к примеру, не может запретить современной молодежи увлечение пирсингом и татуировкой, как бы это ни выглядело со стороны, потому что это является культурным правом молодежи. Но государство может обеспечить надлежащие условия, чтобы эти права не были нарушены.

Законодательство принимает вид волеизъявления народа и социальный характер, благодаря чему малообеспеченным слоям гарантируются льготы и социальные выплаты, но это не ставит эту группу в доминирующее положение.

Народы стран с развитым гражданским обществом общаются между собой через всемирный рынок и на основании международных пактов. В таких обстоятельствах повышается авторитет международных организаций (ООН, например).

С одной стороны, кажется, что гражданское общество стремится к тому, чтобы в перспективе заменить государство общественным самоуправлением. Но, с другой стороны, это разрушит установленное соотношение правового государства и гражданского общества. Разрушение этого соотношения может привести к тому, что гражданское общество придет в упадок и в стране установится тоталитаризм или полная анархия.

Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.

Следовательно, соотношение правового государства и гражданского общества, при котором государство обеспечивает, соблюдает, гарантирует и защищает права, свободы и законные интересы своих граждан, а граждане направляют свои усилия на развитие правового государства, должно быть сохранено.

Заключение

Общество и государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества, обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, внутренне присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом, государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется, в конечном счете, объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета №7. 21.01.2009.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 05.04.2013 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. №№ 138 - 139. 23.07.1994.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 25.12.2012 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. №3. 06.01.1997.

Аврутин Е.Ю. Государство и право. Теория и право. - М.: Издательство «ЮНИТИ», 2009.

Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций / Тема 22. - М.: Издательство РАГС, 2000.

Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Юрист, 2003.

Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. - М.: Издательство «КНОРУС», 2009.

Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мартышин О.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «Приор», 2000.

Основы российского права. Учебник / Кашанин А.В., Кашанина Т.В. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2006.

Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009.

Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. - 1997. - №4.

Коломийцев В.Ф. Демократия - это гражданское общество и правовое государство // Гражданин и право. - 2008. - №4.

Крупеня Е.М. Политико-правовая активность личности и российское государство: к вопросу цивилизованной соотносимости // История государства и права. - 2009. - №7.

Пахомов В.Г. Правовое государство: исходные положения // Право и государство: теория и практика. - 2007. - №2.

Теперь перейдём к третьему вопросу работы и более подробно рассмотрим соотношение правового государства и гражданского общества. Вначале работы я воспользовалась эпиграфом, взятым мною из названия статьи Ильина М.В. и Коваля Б.И., из журнала Полис: «Две стороны одной медали: гражданское общество и государство». В процессе исследования вопроса я постараюсь доказать данный тезис. Решая поставленную задачу, я буду опираться на мнения ученых правоведов, а так же воспользуюсь некоторой учебной литературой. О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Современная либерально-юридическая теория в соответствии с традициями либерализма рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество - это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами». Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство - это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица. Вот в каких трёх стратегиях видит взаимоотношения правового государства и гражданского общества Соловьёв А.И. «свои основополагающие функции государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима. Иная стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с гражданским обществом, когда государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности. Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства - с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее - как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства». Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др. Есть особая сфера жизнедеятельности гражданского общества - сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом - это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти». Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно. Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны. Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество - государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти. Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества. Само гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного - в государстве. Соответственно частные интересы - теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека - это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Словосочетание «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству - правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции». Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе не исчерпывается объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства. Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества: - во-первых, гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. - во-вторых, противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства. - в-третьих, правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве. - в-четвёртых, правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве. - в-пятых, необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество - общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым. - в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела). - в-седьмых, в паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико-правового развития.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.)

Элементом механизма гос. власти является человек — субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате.

Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию.

С одной стороны, гражданское общество возникает в процессе отделения от государства определенных социальных структур (общественные движения и др.), усиления их относительной самостоятельности, разгосударствления ряда общественных отношений. С другой – в социальной системе государство как организация власти является управляющей системой, а гражданское общество подсистемой управляемой.

В связи с этим отношения между такими социальными образованиями целесообразно рассматривать в трех аспектах:

  • – установить их единство;
  • – определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия;
  • – выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство государства и гражданского общества проявляется по ряду направлений.

  • 1. Формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать сто права и интересы.
  • 2. Они формируются одновременно на определенном этапе исторического развития при наличии условий, соответствующих их становлению.
  • 3. Организация и деятельность основных институтов гражданского общества (общественно-политических, экономических, социальных и др.) осуществляется с участием государства и в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством.
  • 4. Необходимой предпосылкой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их нравами и свободами, что также свидетельствует о нерасторжимости правового государства и гражданского общества.
  • 5. Государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально- экономических и политических реальностей в современной России и то, что у правового государства и гражданского общества много объединяющих черт.

Различия гражданского общества и государства заключены в их структуре, специфических функциях, что подтверждается многими факторами.

  • 1. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. В государстве принципиально важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Можно предположить следующее: если "убрать" правовое государство, то и общество будет разделено на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения как структурные элементы гражданского общества могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.
  • 2. Любое государство (даже самое демократичное) есть организация. И как любая сложная организация, оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчиненности структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства – всегда отношения вертикальные, субординационные. Гражданское общество основано на "горизонтальных" отношениях, предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих автономно, на началах самоуправления (семья, культурные объединения, научные ассоциации и др.).
  • 3. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, "обслуживающая" гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества, что свидетельствует об их специфике и различиях.
  • 4. По существу, гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Вместе с тем гражданское общество, его элементы могут существовать в пределах того же пространства, которое подвластно государству и где государство призвано решать всеобщие, общенациональные задачи, выражать волю всего народа.
  • 5. Институты гражданского общества – это семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Назовем также политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества, иные общественные структуры. Во всех случаях речь идет о формированиях, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Имеются в виду объединения, созданные не по указке вышестоящих органов, как это свойственно государственным структурам, а "снизу", т.е. по инициативе названных элементов гражданского общества.

Взаимодействия государства и гражданского общества. Линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений определяются многими названными ранее факторами. Можно сказать, что государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность.

Более предметное воздействие государства на гражданское общество происходит следующим образом.

  • 1. Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса (Федеральный закон "О политических партиях" и др.).
  • 2. Гарантирование возможности осуществления прав субъектам гражданского общества, и прежде всего тем из них, которые реализуют свои интересы в различных звеньях политической системы (участие в избирательном процессе, в формировании представительных органов власти и др.).
  • 3. Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц не только в частную и личную жизнь человека и гражданина, но и общественных структур (профсоюзных организаций и др.).
  • 4. Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, определенной автономии общественных объединений в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической и др.).

Это с одной стороны. С другой – гражданское общество во многом определяет функционирование государства, его органов.

  • 1. Правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественные организации граждан.
  • 2. Существующие структуры гражданского общества (общественная палата, различные территориальные комитеты в регионах, административно-территориальных единицах) способствуют совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения, нередко несовпадающие с мнением правящей элиты, развитию местного самоуправления и др.

Сказанное подтверждает то, что при демократическом режиме гражданское общество тесно взаимодействует с государством, а правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.

Диалектическая взаимосвязь гражданского общества с государством проявляется и в том, что чем совершеннее гражданское общество, тем менее заметна роль государства, поскольку многие общественные структуры выполняют более значительную роль в решении ключевых социальных задач. В неразвитом гражданском обществе незначительное участие общественных организаций и иных подобных структур в решении экономических, политических и других важных проблем приводит к чрезмерному усилению государства. Как видно, гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему.

Вместе с тем его развитие проходит более успешно, если государство создаст для этого необходимые условия. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и объединений. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство.

Таким образом, гражданское общество и правовое государство не могут существовать отдельно, взаимно не дополняя друг друга.

Формирование правового государства и гражданского общества в современной России осложнено рядом факторов, в числе которых можно назвать следующие:

  • – в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Поэтому граждане, особенно старших поколений, нередко неспособны на самоорганизацию, проявление необходимой активности для решения экономических, социальных и иных задач;
  • – в российском сознании традиционно сильны коллективные начала, привычки вести совместную жизнедеятельность, что препятствует проявлению инициативы людей, их способности к самореализации при включении в тот или иной институт гражданского общества;
  • – основная часть населения России не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. Это обстоятельство препятствует формированию "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых товаропроизводителей, иных участников экономической области жизнедеятельности;
  • – государство в настоящее время многое предписывает, регламентирует, устанавливает ограничения, в частности в отношении средств массовой информации, что свидетельствует о существующих сложностях в деле формирования независимого гражданского общества в пашей стране, слабой социальной саморегуляции многих его институтов.

Обобщая рассмотренные выше характеристики гражданского общества, учитывая определенные факторы, способствующие и препятствующие его формированию, отметим, что в современной России постепенно создаются определенные условия формирования такого общества.

Необходимой предпосылкой этого процесса является сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе формирования правового государства. В последние годы в нашей стране достаточно отчетливо проявилась тенденция к созданию именно такой государственной власти.

Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные институты – семью, ассоциации рабочих, крестьян, врачей; церковные, молодежные, экологические движения. Критерием гражданского общества становятся свободные действия и взаимоотношения людей в соответствии с их личными желаниями и интересами. Они поддерживаются и осуществляются на правовой основе.

Гражданское общество – это сфера общественной жизни, в которой главным действующим лицом является сам человек, личность с ее индивидуальными потребностями и целями. Люди стремятся к воплощению различных целей и интересов. В целях сохранения гражданских основ общества все стремления людей оформляются в виде правовой системы и регулируются ею.

Соотношение правового государства и гражданского общества отмечено следующими особенностями:

Понятия «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, внутренне взаимосвязанные и определяющие стороны общества в целом. Гражданская жизнь пронизана элементом политического в той же мере, в какой политическая жизнь не изолирована от гражданского общества:

Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий социально-экономическую и духовную сферы, с одной стороны, и политическую – с другой;

Гражданское общество – первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство, его правовой характер. В свою очередь государство как политический институт – система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества:

Гражданское общество противоположно любой анархии и представляет собой форму общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество – сфера проявления и осуществления индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство – сфера выражения и защиты общих интересов:

Развитие гражданского общества как самодеятельности его членов, выражающих и защищающих индивидуальные и групповые интересы, дает большой простор для развития демократических устоев государства. Степень демократичности государства определяет возможности для развития гражданского общества.

Невозможно полное и всецелое объединение гражданского общества и правового государства в силу специфики их предназначения и функционирования Однако существует тесная взаимосвязь между развитием правовых основ и гражданских традиций общества.