Кто проводит экспертизу по 44 фз. Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ). Общие положения по экспертизе исполнения контракта

С момента вступления в силу 44-ФЗ у заказчиков появилась новая обязанность – проведение экспертизы полученных по контракту результатов. Предусмотрен вариант «экономный», когда экспертизу могут выполнить собственные сотрудники. В каких случаях это можно делать, рассмотрим в статье.

Понятие экспертизы по 44-ФЗ

Законодательство о госзакупках не дает ответа на вопрос, что такое экспертиза по 44-ФЗ . Если исходить из текста 44-ФЗ, то экспертиза проводится для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов на соответствие условиям заключенного контракта.

В документации о закупке обязательно должны быть указаны показатели, позволяющие определить это соответствие (п.2 ст.33). Проведение такой экспертизы обязательно.

«Внутреннюю» экспертизу заказчик может провести практически всегда. Исключение из этого правила - закупка у единственного поставщика (ч. 4 ст. 94 44-ФЗ), когда заказчик обязан привлекать внешних экспертов. Но и в этом случае можно проводить экспертизу своими силами для:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как провести экспертизу своими силами по 44-ФЗ

Для того, чтобы провести внутреннюю экспертизу Вам необходимо:

  1. разработать локальный нормативный документ по порядку проведения внутренней экспертизы (положение) и утвердить его;
  2. издать приказ о назначении ответственных за проведение экспертизы - отдельных сотрудников или комиссию.

При проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение экспертизы ТРУ на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз (письмо МЭР от 09.09.2016 № Д28и-2396). Но также никто не запрещает возложить обязанности экспертов на отдельных сотрудников.

Экспертиза осуществляется до подписания приемо-сдаточных документов, и, соответственно, до окончательного расчета по контракту (этапу контракта).

Каким документом оформляются результаты внутренней экспертизы

Если вы хотите найти утвержденный бланк по внутренней экспертизе по 44-ФЗ, то его не существует. Минэкономразвития РФ предлагает для этих целей использовать документы о приемке ТРУ, надлежаще оформленные и подписанные заказчиком (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счета-фактуры и т.д.).

Предполагается, что на этих документах должны быть соответствующие надписи о проведенной экспертизе. Отчет по экспертизе в этом случае не составляется (письма от 09.09.2016 № Д28и-2396 и №Д28и-2449, от 19.08.2016 № Д28и-2162, от 31.12.2014 № Д28и-2919). При большом желании можно оформлять отдельный документ по результатам проведения экспертизы, но крепить в ЕИС его не надо. Каким образом вы будете поступать, необходимо утвердить в Порядке проведении внутренней экспертизы.

Образец внутренней экспертизы по 44-ФЗ

В случае, если Вы будете делать надписи на существующих документах, предлагаем для удобства использовать штамп с соответствующим текстом. Например,
«Экспертиза проведена. Результаты, исполнения соответствуют условиям контракта №___ от ____. Фактов ненадлежащего исполнения не выявлено.
Ответственный____
».

При оформлении отдельного заключения, прежде всего, необходимо проставить обязательные реквизиты документа:

  • название документа,
  • дату,
  • номер,
  • место составления.
  • On 14.09.2016
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Статьи

В соответствии с законом № 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу контракта. Зачем нужна эта процедура, в каких случаях и кем она проводится, а также в каком порядке? Все эти вопросы рассмотрены в данной статье.

Назначение экспертизы

Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).

Когда следует проводить экспертизу

Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг. Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью. Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.

Кто проводит процедуру

В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:

  • свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
  • опыта приемки результатов исполнения контракта;
  • технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.

Кто может быть экспертом

В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.

Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:

  • должностные лица заказчика;
  • лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
  • лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
  • близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
  • близкие родственники руководителя или работников поставщика.

Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.

Порядок проведения экспертизы

В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.

Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.

Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).

Экспертиза проведена. Что дальше?

Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.

На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.

Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:

  • об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
  • о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
  • о расторжении контракта или изменении его условий.

Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.

При приемке товаров (услуг, работ) заказчик должен провести экспертизу результатов исполнения контракта. Осуществить ее с помощью экспертов или своими силами? Что лучше?

После того, как поставщик выполнил взятые на себя контрактные обязательства, заказчик осуществляет их приемку. При этом он должен провести экспертизу (экспертную оценку) результатов исполнения контракта. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным условием, в чьи обязанности входит ее проведение и каким образом оформляются ее результаты.

Экспертиза по Закону № 44: при каких обстоятельствах и для чего она проводится

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов?

Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 4).

Однако предусматриваются исключения.

  • В случае закупки услуг экспертных организаций (экспертов).
  • В случае осуществления закупок по основаниям, которые предусматривает Закон № 44, (часть 1 статьи 93, пункты 1-9, 14-15, 17-23, 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-45).
  • При проведении закупок в целях обеспечения федеральных нужд (предусмотрено статьёй 93 Закона № 44).
  • Если в качестве предмета закупки выступает разработка проектной документации по объектам капитального строительства либо результаты инженерно-геологических изысканий, которые прошли экспертизу (негосударственную либо государственную).
  • Обязанностью заказчика также является привлечение экспертов в других случаях, при условии, что данные случаи регламентированы документами, принятыми Правительством России.

В остальных случаях заказчиком самостоятельно принимается решение, касающееся привлечения экспертов либо проведения экспертной оценки своими силами.

Экспертиза с привлечением экспертов.

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.
  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.
  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом). Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Экспертиза, проводимая силами заказчика

Руководителем организации издается приказ о формировании экспертной комиссии. В её состав должно быть включено не меньше пяти человек. В приказе указываются предмет контракта, являющийся объектом проведения экспертной оценки, его номер, а также этапы и конкретные сроки её проведения.

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы. Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком. Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93). Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ. Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация : Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде. По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами. Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

По результатам отгрузки товара, окончания оказания услуг либо выполнении работ в рамках государственного контракта начинается процесс приемки работ. Только по итогам подписания двустороннего акта, подтверждающего полное исполнение поставщиком всех обязательств по договору, возможно рассчитывать на получение всей оплаты.

Кроме того, по итогам проверки работ возможно возникновение необходимости совершения дополнительных работ в рамках исправления объекта за счет подрядчика, проблемные ситуации и подозрения на (подробнее по ссылке). Все это оттягивает процесс получения прибыли.

В этой связи, предприниматель заинтересован, чтобы работы были приняты в максимально короткий срок и без дополнительных затрат. Именно для решения перечисленных спорных вопросов о качестве товара / работ / услуг, возникающих между сторонами государственного контракта, проводится экспертиза. А наш адвокат по тендерам, закупкам, в сфере действия Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ станет Вашим помощником в данной процедуре. Сотрудничество с нами идет на основе: профессионального подхода, на выгодных вам условиях и в срок.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Что является целью проведения экспертизы по контракту?

По итогам проведения исследования экспертиза отвечает на основной вопрос – соответствует ли проверяемый объект (работа, услуга, товар) условиям и требованиям заключенного государственного контракта. Например, если по договору обязанность построить жилой многоквартирный дом – эксперт должен проверить имеющуюся постройку с приложениями к договору в части этажности, материалов, из которых построен дом и так далее.

Однако, приведенный пункт не является единственным вопросом. В ходе экспертизы также проверяется соответствует ли оказанная услуга установленным СНИПам, ГОСТам и иным правилам их оказания, а также обычно предъявляемым требованиям к услугам подобного рода на рынке.

Срок проведения экспертизы по 44-ФЗ

Первоначально стоит отметить, что сам Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ никаких сроков для экспертизы не определяет. Иные нормативные акты также не содержат обязательных требований к срокам исследования товаров. Однако, поскольку экспертиза направлена на проверку уже готового товара, то есть проводится на стадии приемки объектов, можно прийти к выводу, что сроки ее проведения не могут превышать регламентированного заключенным контрактом времени на приемку и проверку качества товара заказчиком.

Если же такой срок не указан в договоре, сроки проведения экспертизы будут устанавливаться привлеченным для исследования специалистом самостоятельно. В таком случае можно говорить, что это и есть разумные сроки на приемку и проверку качества товара.

Внутренняя экспертиза контракта

Проведение внутренней экспертизы контракта заключается в привлечении заказчиком для оценки товаров собственных штатных экспертов. Однако, в таком случае очевидным является сомнительная объективность результата такой экспертизы ввиду нахождения специалистов в прямой зависимости от заказчика. Крайне вероятно, что в итоге будут установлены неточности и несоответствия принимаемых работ условиям контракта, что позволит заказчику не производить полную оплату товара до устранения всех замечаний. Поэтому для поставщика более выгодным является проведение отдельной, самостоятельной и независимой экспертизы

Правовая экспертиза контракта по 44-ФЗ

Помимо проверки вопроса исполнения контракта стороны вправе еще на стадии его заключения проверить сам договор на наличие скрытых рисков, возможных негативных последствий для сторон и так далее. Предварительная правовая экспертиза государственного контракта позволит предпринимателю однозначно предвидеть всевозможные потенциальные спорные ситуации. Это обеспечит возможность заблаговременно подготовиться ко всем рискам по контракту, а также заранее правильно начать исполнение договора и оформление данного процесса.

Учитывая многомиллионные суммы по государственным контрактам, установленные неустойки за нарушение условий такого договора, прогнозирование дальнейшего развития событий очевидно играет не маловажную роль в работе предприятия.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Внешняя экспертиза по закону 44-ФЗ

Проведение внешней экспертизы полностью построено на привлечении сторонних, независимых специалистов для оценки качества оказанных услуг.

Избрание именно внешней экспертизы обуславливается следующим:

  1. Отсутствие собственных штатных квалифицированных экспертов
  2. Отсутствие технической возможности проведения исследования товаров
  3. Возникновение спорной ситуации при приемке товаров

Приказ о создании экспертной комиссии по 44 ФЗ

Данный документ издается руководителем заказчика при принятии решения о проведении внешней экспертизы. По сути это первоначальный этап оформления рассматриваемого вида экспертизы. В части заказчика – государственного или муниципального органа последующим шагом является заключение соответствующего договора на экспертизу, который также оформляется только по итогам аналогичного тендера.

Итоговым документом по результатам проведенных исследований является экспертное заключение по 44-ФЗ, которое обязательно должно быть подписано всеми специалистами.

В данном заключении указывается время, место проведения исследований, а также перечень присутствующих при этом лиц. Вне зависимости от инициатора внешней экспертизы (заказчик или исполнитель) необходимо предоставить возможность присутствия обоим сторонам как на осмотре товара, так и на итоговом производстве экспертизы.

Исследовательская часть заключения максимально подробно должна содержать мотивы, по которым эксперт пришел к конкретным выводам со ссылками на нормативные акты. К заключению эксперта должны быть приложены документы, подтверждающие надлежащую квалификацию самого специалиста.

Результаты экспертизы являются основанием для принятия товара либо обоснованного отказа от подписания приемного акта (подробнее по вопросу по ссылке в блоге).

Пишите свой вопрос в комментарии или задавайте его при встрече, на которой мы проведем подробную консультацию по вашей проблеме, поможем в ее решении: профессионально, выгодно и в срок.

Выполнение государственных контрактов всегда требует тщательного соблюдения его условий, а результат может быть принят только в том случае, если вся работа выполнена качественно, а итоговые результаты соответствуют заявленным требованиям, сформированным в самом тексте государственного контракта.

Понять, насколько качественным было выполнение того или иного контракта, нередко можно только путем проведения специальной экспертизы.

Случаи, когда нет необходимости экспертизы результатов исполнения контракта

В соответствии с положениями действующего законодательства в сфере государственных закупок заказчик обязан проводить экспертизу результатов исполнения всех контрактов, которые направлены на обеспечение государственных и нужд независимо от того, в какой именно форме проводилась та или иная закупка. Однако разница в том, есть ли необходимость привлечения внешних экспертных организаций или самостоятельных экспертов или можно обойтись своими силами, зависит от того, о какой именно идет речь (та или иная форма проведения закупки).

В том случае, если речь идет о закупочных процедурах, проводимых на основании пунктов 1-9 (посвященных закупкам у потенциальных исполнителей контрактов, определенных по приказам вышестоящих государственных органов или относящихся к естественным монополиям), 14-15 (о приобретении исключительных прав на результаты интеллектуального труда того или иного автора, а также на посещение культурных мероприятий, также являющихся объектом авторского права), 17-30 (об определении поставщика по итогам несостоявшихся процедур, определении исполнителя по договорам оказания услуг управления многоквартирными домами, а также охранных услуг, а также для удовлетворения нужд государственных органов, которые оказывают государственные услуги по управлению государством), 32-33, 36, 40-42, 44-48 (которые направлены на заключение контрактов на получение услуг для получения банковских гарантий, а также для закупки лекарственных препаратов и т. д.), проведение внешней экспертизы не является обязательным.

Однако следует понимать, что если речь идет о несостоявшихся электронных торгах независимо от форм их проведения, то проведение внешней или внутренней экспертизы будет зависеть от того, какова начальная контракта, установленного для проведения торгов, а также от размера итоговой суммы, которая установлена для заключения контракта по результатам проведенных торгов.

Кроме того, не потребуется проведение внешней или внутренней экспертизы в тех случаях, когда речь идет о таких моментах:

  • о закупке, проводимой для исполнителя по контракту на оказание экспертных услуг независимо от того, каким образом происходит закупка, а также кто выступает в качестве потенциального исполнителя по такому контракту – физическое или ;
  • проводится закупка, независимо от того, в какой форме, если объектом закупки выступает подготовка документации об объектах капитального строительства , а также направленная на проведение различных инженерных разработок и изысканий, если ранее уже такие работы проводились, и в настоящее время требуется повторное проведение таких исследований.

В остальных случаях проведение экспертизы потребуется, если речь идет о закупке, которая проведена в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Если контракт заключен с использованием правового основания по какому-либо другому , то государственный или муниципальный заказчик может не проводить экспертную проверку результатов исполненного контракта, так как такая возможность предусмотрена действующим законодательством.

Отказаться от проведения экспертизы заказчик вправе в том случае, если речь идет о невозможности выбрать других , так как перечень потенциальных исполнителей ограничен, например, по причине существования исключительных прав.

Порядок и случаи обязательного проведения экспертизы

Действующее законодательство в области регулирования контрактной системы говорит о том, что заказчик обязан проводить экспертизу в тех случаях, когда он проводит закупку у единственного поставщика. Однако, как уже говорилось выше, не все случаи проведения такой закупки являются обязательными для привлечения экспертов, независимо от того, являются ли они внутренними, то есть входящими в штат заказчика, или внешними, то есть привлеченными в результате заключения соответствующего контракта или .

Правительству Российской Федерации дано право дополнительно устанавливать случаи, в которых заказчик обязан привлечь эксперта или экспертную организацию для оценки того, насколько качественно были выполнены требования подписанного ранее контракта.

В настоящее время к числу обязательных контрактов, по итогам которых должны быть проведены приемочные экспертизы, относятся контракты, заключенные в соответствии с пунктами 25.1-25.3 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе», то есть в случаях, когда признана несостоявшейся электронная закупочная процедура.

Это обусловлено тем фактом, что как правило, контрактов, которые подлежат заключению на основании проводимых электронных процедур, достаточно велики, и расходование бюджетных средств должно быть оправдано. Кроме того, именно такие процедуры направлены чаще всего на то, чтобы были удовлетворены в полном объеме срочные государственные нужды.

Правительство Российской Федерации и Министерство экономического развития рекомендуют для проведения экспертиз по таким закупкам привлекать внешних экспертов, так как они являются наименее заинтересованными лицами в том, чтобы контракт был даже в тех случаях, когда итоговые результаты не являются удовлетворительными.

Для того чтобы экспертиза результатов исполнения была признана юридически значимой и могла быть использована для формирования итоговых приемочных документов, она должна проводиться в строгом соответствии с действующими нормами законодательства в сфере закупок, а именно:

  • при проведении экспертизы привлекается лицо, которое имеет образование и опыт работы по той сфере , к которой относится предмет заключенного контракта и проводимой итоговой экспертизы;
  • для проверки образцы поставленного товара выбираются произвольно из всей партии поставленного товара , либо проверяется произвольно часть объекта, на котором выполнялись те или иные работы. В случае с оказанием услуг проводится комплексная проверка оказанных услуг путем использования различных тестовых методик;
  • на проведение внутренней экспертизы в зависимости от использованной процедуры дается от пятнадцати до тридцати дней, а для внешней экспертизы верхний срок увеличивается до сорока дней . Итоговый документ должен быть подготовлен не позднее крайнего срока, характерного для конкретной процедуры определения исполнителя.

Внутренняя экспертиза исполненного контракта

В соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» заказчик вправе самостоятельно выбирать, какого рода будет осуществляться экспертиза – внутренняя или внешняя – по результатам подписанного контракта. Возможность такого выбора обусловлена тем, что проведение внешней экспертизы представляет собой обязательное расходование бюджетных средств и дополнительное проведение закупки одним из возможных способов для определения той экспертной организации или физического лица, выступающего в качестве эксперта, кто предложит лучшие условия такого контракта.

Для внутренней экспертизы результатов исполнения того или иного контракта процедура проведения выглядит следующим образом:

  1. Заказчик обязан создать специальную экспертную комиссию из числа своих сотрудников , которая будет заниматься проведением экспертиз по всем заключенным контрактам. Численность такой комиссии должна быть не менее пяти человек. При этом при создании экспертной комиссии следует учитывать, что в ее состав не имеют права входить сотрудники, которые исполняли обязанности контрактного управляющего или входили в состав и были освобождены от своих должностей менее двух лет назад. Входить в экспертную комиссию должны лица, которые в силу своей должности или профессионального образования могут принимать решение о фактическом, техническом и другом соответствии поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг требованиям, которые заявлены в документации к проводимой закупке, а также в условиях контракта.
  2. При создании экспертной комиссии обязательно должно быть сформулировано положение о такой экспертной комиссии , в котором будут зафиксированы основные правила, которыми должны руководствоваться члены приемочной комиссии. Кроме того, в такое положение входят также правила, в соответствии с которыми проводится приемка исполненного контракта в зависимости от того, каков предмет контракта.
  3. Принятие результатов контракта и последующее проведение экспертизы для того, чтобы понять, можно ли принять результаты контракта с подписанием соответствующих актов приемки-передачи результатов контракта.
  4. Фиксация результатов проведенной экспертизы и подписание итоговых документов о результатах такой экспертизы (такие документы влияют на подписание окончательных актов приемки результатов исполнения контракта, а также на итоговую оплату выполненного контракта).

Все результаты такой экспертизы должны быть зафиксированы в специальном заключении, в котором указываются следующие данные:

  • информация о заключенном контракте ;
  • дата проведения экспертизы ;
  • предмет контракта и количество поставленного товара (объем выполненных работ или услуг, которые были оказаны);
  • лица, в присутствии которых проводилась выборка образцов для проведения экспертизы;
  • проведенные мероприятия для формирования итогового заключения ;
  • собственно заключение (в случае отрицательного содержания такого заключения необходимо указать, по каким причинам принято решение об отрицательном решении по результатам исполнения контракта);
  • подпись эксперта или коллегии экспертов (в случае если мнение кого-либо из членов экспертной коллегии отличается от общего решения, оно должно быть зафиксировано отдельно и заверено подписью такого лица).

Проведение внешней экспертизы

Внешняя экспертиза бывает необходима в тех случаях, когда заказчик не в состоянии провести итоговые работы по оценке результатов исполнения контракта и его приемке самостоятельно. Это может быть обусловлено рядом факторов:

  • Правительством Российской Федерации и Министерством экономического развития сформирован перечень закупок, которые проводятся для удовлетворения государственных и муниципальных нужд , итоги которых должны быть оценены путем привлечения внешних экспертных организаций или самостоятельных экспертов;
  • в штате организации нет специалиста, который мог бы провести приемку результатов исполнения контракта , а также составить экспертное заключение по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • заказчик самостоятельно принял решение о необходимости привлечения внешней экспертной организации , например, по причине спорности составленного экспертного заключения.

Привлекая внешнюю экспертную организацию, заказчик обязан соблюсти ряд правил к такой закупке:

  • заключение контракта об оказании услуг экспертной организацией должно осуществляться путем проведения закупочной процедуры (вид такой процедуры определяет сам заказчик исходя из имеющихся особенностей, в том числе объема самих экспертных услуг, размеров финансирования и т. д.);
  • контракт на оказание экспертных услуг должен быть подписан раньше, чем будет предоставлен отчет исполнителя по проверяемому государственному или муниципальному контракту;
  • заказчик вправе самостоятельно формировать перечень требований, которые будут предъявляться к самостоятельно действующему эксперту или к экспертной организации (например, наличие профильного образования, количество проведенных ранее внешних экспертиз, опыт работы в сфере проведения тех или иных экспертиз в пересчете срока такой работы и т. д.). Однако такие установленные требования не должны ограничивать возможности конкуренции между лицами и организациями, которые будут принимать участие в процедуре определения потенциального исполнителя.

Порядок проведения внешней экспертизы выглядит следующим образом:

  1. Внесение изменений в план-график с обоснованием необходимости проведения закупки экспертных услуг в конкретной форме и последующая публикация такого плана-графика. Необходимость внесения таких изменений обусловлена тем фактом, что сам заказчик тратит на проведение экспертизы бюджетные средства.
  2. Проведение процедуры закупки экспертных услуг и подписание контракта.
  3. Проведение первичной приемки переданного товара .
  4. Выборка и подготовка товара, объекта, на котором выполнялись какие-либо работы или оказывались услуги , для того, чтобы была проведена экспертиза и передача их в экспертную организацию либо формирование возможностей работы эксперта на месте путем создания соответствующих условий.
  5. Получение результатов в виде специально сформированного экспертного заключения.

Проведение итоговой приемки результатов исполнения контракта осуществляется только на основании заключения экспертной организации или самостоятельного эксперта, если к приемке результатов таковые были привлечены.

Акт приемки результатов исполнения контракта как итоговый документ об исполнении контракта

Итогом проведения экспертизы и подписания протокола о ее результатах становится акт приемки результатов исполнения контракта. В данном документе указываются:

  • сведения о контракте , результаты исполнения которого принимаются данным документом (включая его номер и дату подписания, а также в лице их представителей);
  • сведения о том, каков предмет контракта (перечень поставленного товара или оказанных услуг, выполненных работ, которые предусмотрены условиями подписанного ранее соглашения);
  • решение приемочной комиссии по данному контракту , которое должно опираться на заключение экспертизы (в тексте документа должна содержаться отсылка на такое заключение с указанием сведений о том, когда и при каких обстоятельствах оно было составлено);
  • подпись председателя приемочной комиссии .

В том случае, если данный акт отказывает в принятии результатов по контракту, его содержание расширяется следующими пунктами:

  • информация о недостатках, выявленных экспертизой , которые не дают возможность принять результаты исполнения контракта;
  • выводы экспертизы о невозможности принятия результатов исполнения контракта , а также о причинах такого отрицательного результата;
  • ссылка на документы, которые выступают доказательством невозможности полного или частичного принятия результатов исполнения контракта , например, промежуточные экспертные заключения, которые легли в основу итогового заключения о соответствии представленных результатов исполнения контракта заявленным требованиям в техническом задании к закупке;
  • подписи сторон, участвующих в контракте .

Нередко возникают ситуации, в которых исполнитель государственного или муниципального контракта отказывается подписывать отрицательный приемочный документ ввиду того, что не согласен с заключением экспертной комиссии и отрицательным актом приемки. В такой ситуации заказчик вправе оставить документ с одной (своей) подписью и принять результаты исполнения контракта в одностороннем порядке. Исполнитель в этом случае может быть включен в .

В том случае, если кто-то из членов приемочной комиссии не согласен с общим решением, его позиция записывается отдельно и заверяется его личной подписью.

Экспертиза результатов исполнения контракта – это процедура, которая является обязательной для некоторых случаев проведения закупок. Однако заказчик в большинстве случаев решает сам, обращаться к услугам сторонних экспертных организаций или проводить экспертизу своими силами. Только в некоторых случаях решение может быть продиктовано специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации и Министерства экономического развития. При проведении и внешней, и внутренней экспертиз заказчик обязан соблюдать правила действующего в сфере регулирования контрактной системы. Только в этом случае такая экспертиза может быть признана законной и лечь в основу акта о приемке результатов деятельности исполнителя по контракту.