Методы и способы правового регулирования. Методы правового регулирования

Существующие правовые отношения регулируются особыми методами. Этими инструментами осуществляется воздействие на поведение субъектов - их участников - посредством установления определенных обязанностей и юридических возможностей. Императивный метод правового регулирования занимает центральное положение в данной системе. Рассмотрим его более подробно.

Общая характеристика

Императивный метод правового регулирования в юридических изданиях называют также "односторонне-властным", "директивным". До недавнего времени его именовали "административным". Сам термин имеет латинские корни и в буквальном переводе означает "повелительный". Такая трактовка достаточно точно иллюстрирует его сущность. Императивный метод правового регулирования - это предписание, требующее безоговорочного исполнения. Оно выражается в соответствующих законодательных актах государства. Имея достаточно жесткий характер влияния на поведение субъектов, этот способ реализуется путем издания нормативных предписаний, в которых детально излагаются их юридические возможности и обязанности. Участникам отношений остается только четко исполнить требования. Таким образом, внутренняя воля субъектов подавляется принудительным механизмом власти. Императивный метод - это такая модель воздействия, которая полностью исключает возможность выбора или существенно ее ограничивает. Неисполнение предписаний либо отступление от них неизбежно влечет применение мер принуждения и наказание виновного.

Императивный метод: пример

Достаточно четко реализуется данный способ воздействия на активность субъектов в бюджетной сфере. Преимущественное использование этого механизма обуславливается спецификой финансовых отношений. В ходе формирования бюджетного плана государство или субъект страны во многих случаях вынуждены изымать принудительно и безвозвратно денежные средства у кого-либо. Так как средства забираются у владельцев вне зависимости от их воли, без какой-нибудь компенсации за это, то никакой иной метод, кроме императивного, в такой ситуации работать не будет. Принудительное изъятие средств плательщика в пользу регионального бюджета можно реализовать только силой.

Налоговые отношения

В экономическом плане обязательное отчисление в бюджет представляет собой одностороннее перемещение средств от плательщика в указанный фонд. При этом встречного движения какого-либо товара или государственной услуги нет. Это отличает налоговые отношения от, например, купли-продажи. Поскольку деньги изымаются безвозвратно, то отчисление в бюджет нельзя назвать займом. Принудительный элемент не позволяет приравнять налоговые отношения к дарению. Обязательные отчисления устанавливает государство в односторонне-властном порядке. Это реализуется посредством принятия уполномоченным институтом соответствующего нормативного акта. Этим же документом представительные органы в регионах вводят налоги на своих территориях. Эти отчисления, в свою очередь, выступают в качестве источников бюджетных средств субъектов страны.

Обязанности

Введение и определение величины налога порождает соответствующее обязательство по его уплате. Взимание средств осуществляется вне зависимости от желания плательщиков. При уклонении от обязательства активизируется механизм принуждения. Он обеспечивает взыскание или через суд, или посредством односторонних действий налоговой инспекции. В этом случае, кроме прочего, злостный неплательщик может привлекаться к административной, а в ряде ситуаций - и к уголовной ответственности. Императивный метод права имеет место и в случаях предоставления средств из бюджета. Получатели сумм (соответствующие учреждения) обязаны расходовать финансы исключительно в соответствии с их целевым назначением, предписанным сметой расходов и доходов, которая утверждена для конкретного субъекта.

Основные признаки

Императивный метод обладает следующими характерными особенностями:

  1. Государство и - в соответствующих ситуациях - субъект страны определяют модель поведения участников бюджетных или иных отношений посредством односторонне-властных предписаний через принятие нормативных актов. Среди таких документов - не только отраслевые Кодексы (в рассматриваемом случае - бюджетный). Императивный метод реализуется и через нормативные акты, положения которых касаются конкретных вопросов формирования, распределения и установления направлений использования бюджетных средств РФ. К ним относят законы об утверждении финансовых планов на предстоящие периоды, сметы, росписи и прочее.
  2. Императивный метод детально определяет допустимое поведение субъектов.
  3. Взаимные обязанности и юридические возможности порождаются государством либо конкретным субъектом страны, а не взаимной договоренностью сторон. Они вытекают из принятого нормативного акта, посредством которого, собственно, и регулируются определенные отношения.
  4. Участники не могут отступать или уклоняться от исполнения предписания, имеющего для них обязательный характер.
  5. Императивный метод основывается на механизме государственного принуждения, который, в свою очередь, реализуется исключительно уполномоченным органом.
  6. Отсутствует возможность выбора поведения, в том числе на основании взаимной договоренности сторон, или она касается несущественных обстоятельств.
  7. Уклонение от исполнения предписания неизменно влечет ответственность.

Важный момент

Что касается региональных бюджетных отношений, то участник, который представляет субъект РФ в нем, обладает большими возможностями, чем вторая сторона. Как правило, он наделяется властными полномочиями, которые позволяют ему в принудительном порядке реализовывать предписания. В качестве исключения выступают отношения, в которых участвует субъект РФ и непосредственно само государство. В этом случае первый считается подчиненной стороной.

Гибкость

Субъекты РФ наделяются различными полномочиями, позволяющими им в рамках закона реализовывать государственные предписания. В ходе бюджетной деятельности, в частности, они могут проявлять определенную гибкость и изымать необходимые средства у плательщиков не только с использованием силы, но и путем воздействия на интересы обязанных лиц. В результате последние отдают свои деньги практически добровольно. Это объясняет существование таких инструментов, как добровольно-возвратное и добровольно-безвозвратное привлечение финансов. В качестве типичного примера можно привести госзаймы субъектов РФ.

Дополнительно

Распределение бюджетов может осуществляться не только посредством одностороннего акта, но и по соглашению сторон (региона и получателя). Это, в частности, реализуется в кредитах, которые предоставляет финансовый фонд субъекта РФ. В таких ситуациях регион выстраивает взаимоотношения с контрагентами (плательщиками либо получателями бюджетных средств), используя диспозитивные методы. Эти инструменты отличаются гибкостью, обладают более мягким воздействием. Они также формируют определенные рамки поведения. Но в диспозитивном методе предусмотрены определенные послабления для обязанной стороны.

Метод правового регулирования - способ правого воздействия на общественные отношения со стороны государства. В СССР пытались сформулировать другое определение. Наибольший вклад внёс С. С. Алексеев . Метод правого регулирования - способ правового воздействия на общественные отношения с целью подчинить поведение субъектов к тем моделям поведения, которые зафиксированы в норме права. Что бы поведение субъектов совпало с моделью норма права.

Методы правого регулирования:

Критерии :

1) Правовое положение субъектов, в каком отношении друг к другу они находятся;

2) Специфика правовых норм, которые используют при соответствующем методе прав регулирования;

Императивный метод правового регулирования

С помощью этого метода регулирования между субъектами, один из которых обладал властными полномочиями, а второй должен подчиняться. Субординационные отношения. Важно что бы субъекты не только обладал полномочиями, но и реализовывал их. Этот метод публичный, прежде всего, применяется в публично-правовых отношениях.

В науке ведется спор, что приоритетнее предмет или метод?

Существуют три позиции :

Отстаивает приоритет предмета над методом: именно специфика отношений определяет как и каким методом они будут урегулированы. Если отношения имеют публично-правовой характер, то нельзя использовать диспозитивный метод, а если частные отношения, то их нельзя регулировать императивным методом;

Приоритет метода над правовым регулированием, общ отношения: специфика отношений не важна, ничего в отношениях нет, что бы можно было их определить, если мы урегулируем отношения диспозитивным методом, то это будут частные и наоборот, то есть метод определяет тип отношений;

Взаимообусловленность предмета и метода: предмет и метод находятся в отношениях взаимообусловленности, специфика отношений не может не определять метод.

Нужно реализовывать полномочия властного субъекта.

Специфика норм: при этом методе используются императивные нормы. Методы выражается посредством императивных норм - нормы, кот властно определяют только один вариант поведения обязанного субъекта, а именно возлагают на него пассивную или активную обязанность. Ему адресуется правило поведения, у него нет права выбора, у него выбор между законным (одним единственным) и незаконным.

Характер санкций: нарушение правовой обязанности (активной или пассивной) влечёт за собой негативные последствия возлагаемого субъекта по инициативе государства, не зависит от вои и желания потерпевшего. Инициирует государство.

Императивный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения субординации, властеподчинения, властеотношения, путём властного определения одного варианта поведения обязанной стороны.


Диспозитивный метод правового регулирования

Регулируются отношения координации, два субъекта не связанных властеотношения, отношения равных, между юридически равными субъектами.

При диспозитивном методе правового регулирования используются диспозитивные нормы. Не всякая управомочивающая норма диспозитивная, так же как и не всякая императивная норма императивная. Диспозитивная норма предоставляет субъектам право выбора поведения в границах установленных нормой, и в том числе право свободно по взаимному согласию установить права и обязанности по отношению друг к другу. Договоры возможны только благодаря диспозитивным нормам.

Характер санкций : неисполнение правовой обязанности при диспозитивном методе правового регулирования влечёт за собой санкцию (юридическую ответственность) только по требованию заинтересованной стороны, иначе говоря, только в исковом порядке. Здесь не государство заботится о порядке, а сами субъекты должны быть инициаторами. В частном праве субъект сам защищает свои права.

Диспозиционный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения координации, между юр равными субъектами, то есть на отношения субъектов, которые не связанны властеподцинения, путём предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах установленных правовой нормой, в т ч право добровольно по взаимному согласию добровольно установить для себя взаимные права и обязанности.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода, то есть собственное усмотрение в реализации ими своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений, когда субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государства, только облегчают выбор того или иного решения.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных правомочий субъект земельного отношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений по тому или иному кругу правомочий.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений предполагает автономию воли, альтернативные варианты поведения субъектов земельных правоотношений и, как следствие, различные итоги этих правоотношений. Метод характеризуется юридическим равенством сторон, их паритетным положением в правоотношении. В классификации методов отражается заимствование их из других отраслей права, но необходимо учитывать специфику правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования земельного права как отрасли следует отличать от метода науки земельного права и метода учебной дисциплины.

Особенности земельных отношений находят свое отраже­ние в специфическом сочетании методов правового регулиро­вания данной сферы общественных отношений, которые при­меняются в земельном законодательстве. Метод правового ре­гулирования представляет собой способ воздействия на участ­ников (субъектов) общественных отношений. Задача правово­го регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответст­вующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официаль­ном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепля­ющей модели поведения участников общественных отноше­ний.



Такие модели поведения выражаются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъе­кта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определен­ное действие или не совершать его (запрет).

Примером того, как закрепляются права субъектов земель­ных отношений, является ст. 40 ЗК РФ, определившая права собственников земельных участков использовать в установ­ленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земель-

1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

ции развития. С.24.

18 Земельное право современной России

ном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы; возво­дить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым на­значением земельного участка и его разрешенным использова­нием с соблюдением требований градостроительных регламен­тов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

В качестве примера обязанности совершать определенное действие можно назвать положения ст. 42 ЗК РФ, предусмат­ривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезиче­ские и другие специальные знаки, установленные на земель­ных участках в соответствии с законодательством, и др.



Примером обязанностей в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламле­ния, деградации и ухудшения плодородия почв на землях со­ответствующих категорий и т.д.

Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм зе­мельного законодательства выражается в привлечении к ответ­ственности правонарушителей либо в принудительном приве­дении общественных отношений в состояние, соответствую­щее требованиям права. Например, согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Земельное законодательство устанавливает также опреде­ленную иерархию соотношения прав и обязанностей субъек­тов земельных отношений. Это соотношение находит свое вы-

Глава 1. Понятие земельного права 19

ражен не в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и дис-позитивный методы.

В сфере организации использования и охраны земель отношения в подавляющем числе случаев строятся по схеме: управомоченный орган государственной власти - обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании. В сфере регулирования организационных зе­мельных отношений преимущественно применяется импера­тивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В процессе государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники зе­мли и другие лица соответственно обязаны содействовать осу­ществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязатель­ные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.

Иная картина наблюдается в области регулирования взаи­моотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, ис­пользующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный ме­тод регулирования. Сущность этого метода состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участ­ком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Соб­ственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: на­пример, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частно-правового регулирования земельных отношений.

Диспозитивный метод отличается от императивного своим координационным характером.

В рамках данного метода правового регулирования государство выступает координатором действий равных субъектов урегулированного правом отношения. Как правило, этот метод связан с такой формой юридического факта, как договор, в котором находят отражения согласованные сторонами их взаимные нравы, обязанности и ответственности. Право в данном случае лишь регулирует порядок оформления договорных отношений, а также предусматривает решение вопросов правового характера на тот случай, если стороны не договорились о них самостоятельно. Естественно, что такой метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, и в том числе гражданского права.

Диспозитивный метод правового регулирования - способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;

предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Императивный метод правового регулирования

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями - с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности. В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод является одним из способов юридической координации общественных отношений, имеющих место в различных правовых областях. Где чаще всего применяется этот прием, какое происхождение имеет его название, в чем его специфика? Поищем ответы на все возникающие вопросы.

Научные положения

Учение о методах права возникло после широкой дискуссии о системе права. Ученые выдвинули теорию о нецелесообразности использования в качестве основания для классификации отраслей и элементов права лишь предмет. Было установлено, что существует несколько особенностей юридического состояния. Наиболее распространенные из них – субъективная автономия и гетерономия. Первая указывает на свободу и равенство субъектов, вторая же – на властно-подчиненные отношения. Впоследствии два этих состояния были именованы в диспозитивный метод и императивный. С развитием правовой науки расширялось и представление об этом юридическом элементе. Так, Л.С. Явич считал методы сложными категориями и выделял в них ряд компонентов.

Первый из них – это порядок установления субъективных правомочий и обязанностей. Второй – это взаимоотношения между субъектами. Третий – степень определенности предоставленных прав, а также свободы действий в правоотношениях. Четвертый – наличие или отсутствие конкретных связей между правами и обязанностями, и, наконец, пятый – гарантии их обеспечения. С.С. Алексеев, в свою очередь, полагал, что структура методов – сложная конструкция. В нее входят такие элементы, как общее правовое положение субъектов, связи между ними и основания их возникновения, изменения и прекращения, а также санкции юридической нормы.

Происхождение понятия

Термин «диспозитивность» в качестве своего источника использует позднелатинское dispositi vus, в дословном переводе означающее «усматривающий, распоряжающийся». Буквальное значение этого слова – «допускающий выбор». Диспозитивный метод правового регулирования в юридической литературе имеет множество определений. Так, Большая советская энциклопедия трактует это понятие как возможность распоряжаться процессуальными правомочиями при защите. Наиболее распространено определение метода как способа воздействия на существующие общественные связи. Толкованием этого понятия занимаются преимущественно юристы, изучающие гражданское право.

Классификация приемов координации

В качестве основных способов регулирования, возникающих и существующих в социуме общественных отношений, чаще всего рассматривают императивный и диспозитивный. Метод права необходимо изучать для установления характера тех или иных нормативных предписаний, определения меры свободы в поведении субъектов, важности тех или иных связей для государства и общества в целом.

Рассмотрим, что представляет собой императивный и диспозитивный метод. В наиболее общем смысле первый представляет собой властное воздействие и строгую субординацию всех участников отношений. Можно сказать, что субъекты имеют право на совершение только разрешенных им действий. Здесь имеет место неравенство участников. Диспозитивный метод права, в свою очередь, характеризуется присущим ему свойством децентрализации управления. Иными словами, участникам дается возможность самостоятельно решать, каким образом себя вести в правовых рамках.

Правовые основы

Диспозитивный метод базируется на положениях, закрепленных в некоторых нормативных актах. Так, постулаты, изложенные в главе 2 Конституции РФ, наделяют субъектов гражданских отношений правовой свободой, лишь частично ее ограничивая определенными рамками. Диспозитивный метод также отображается и в нормах Гражданского кодекса. Границы юридической свободы определяются также земельным, семейным, налоговым, уголовным правом.

Рамки возможностей

Следует учитывать и принимать во внимание тот факт, что понятие диспозитивности является исключительно правовым. Важно в условиях свободы не допустить произвола. Поэтому, несмотря на то что диспозитивный метод правового регулирования характеризуется, прежде всего, простором выбора, субъекты правоотношений вольны совершать лишь правомерные поступки. Несоблюдение этого критерия может быть охарактеризовано как явление, противоположное диспозитивности, как нарушение права.

Юридическая свобода

Этот термин часто применяется в определениях понятия диспозитивности. Что же представляет собой юридическая свобода? Выражается она в возможностях, которыми могут пользоваться участники отношений. Во-первых, это приобретение либо субъективного правомочия, либо обязанности, а также отказ от этого. Во-вторых, это волевое определение структуры своего личного права как самостоятельное, так и совместное с другой стороной правоотношения. В-третьих, это его осуществление. Право может быть реализовано не только лишь непосредственным его применением, но и отказом от него либо путем передачи его другим лицам. В-четвертых, юридическая свобода подразумевает и гарантию прав, возможность использовать все разрешенные законом способы их защиты. И, наконец, пятой возможностью является выбор ответственности в отношении правонарушителя.

Отражение в законодательстве

Диспозитивные нормы легко найти в любом из актов государства. Как правило, в них содержится конструкция «если в договоре не предусмотрено иное». Это значит, что в подобных нормах закреплено определенное общепринятое правило поведения, которое подлежит применению лишь тогда, когда стороны отношений не договорились поступать иначе.

Определение

На вопрос о том, что такое диспозитивный метод, нет однозначного ответа. К примеру, С.С. Алексеев пишет, что источником правовой энергии при подобном регулировании выступают правомерные и, главное, самостоятельные действия субъектов, а не властная воля государства. Р.З. Лившиц описывает диспозитивный метод как стремление законодателя урегулировать только базовые линии поведения, отказ от детальной и доскональной регламентации. В.И. Гойман и Т.Н. Радько пишут, что данный способ координации базируется на учете инициативы и самостоятельности участников.

Диспозитивность в гражданском праве

Рассматриваемый метод регулирования является базовым, родовым для этой отрасли права. Диспозитивность отражает всю гражданско-правовую специфику. В подобного рода правоотношениях действуют такие принципы, как равенство их субъектов, их самостоятельность. В силу своей значимости для гражданско-правового регулирования диспозитивность зачастую относят к основным принципам, на которых базируется эта отрасль права. Это обусловлено тем, что свобода пронизывает различные стадии механизма координации гражданских отношений (к примеру, вопросы правосубъектности, юридических фактов), а также проявляется и в их содержании (в правомочиях и обязанностях, в защите нарушенных прав). Ранее диспозитивность традиционно считалась понятием лишь цивильного права. И лишь впоследствии стало очевидным, что это явление не замыкается рамками лишь одной юридической отрасли и имеет междисциплинарный характер.

Государственное право

Рассматриваемый способ правового регулирования использует не только гражданское право. Применяется он и во властных отношениях. Так, диспозитивный метод конституционного права воздействует на соответствующие отношения с помощью установления принципов равенства и автономии участников, обязанности невмешательства в компетенцию субъектов федерации, равно как и отдельных государственных органов. Помимо этого, в Конституции находят отражения правомочия и обязанности граждан, в том числе и права на свободу гражданских отношений. И даже в административном праве используется диспозитивный метод. Пример – регулирование отношений между иерархически равными, неподчиненными субъектами - органами государственной власти. Диспозитивность можно отыскать и в налоговом праве.

Процессуальные отношения

Диспозитивные начала имеют место и в отношениях, которые зарождаются при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Процессуальные отношения в РФ носят состязательный характер. Их участники имеют равные права по предоставлению доказательств, по оспариванию противоположных утверждений, по защите своих прав. Таким образом, даже правовые отрасли, в которых лейтмотивом выступает применение принудительных мер, закрепление властных предписаний, также используют диспозитивный метод правового регулирования.