Образец договора на оказание услуг по буксировке судна. Образец договора на оказание услуг по буксировке судна В какой форме заключается договор буксировки

г. _______________ "__"_________ _____ г. ____________________________ в лице __________________________________, (наименование организации) (должность, Ф.И.О.) действующ___ на основании ________________________________________________, (Устава, положения и т.д.) именуем__ в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и _____________________ _____________________________ в лице _____________________________________, (наименование организации) (должность, Ф.И.О.) действующ___ на основании ____________________________________, именуемое в (Устава, положения и т.д.) дальнейшем "Владелец буксира", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Владелец буксира обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по буксировке судна Заказчика на определенное в п. 1.3 договора расстояние, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

1.2. Характеристики судна Заказчика:

1.2.1. Наименование, тип: ____________________________________________.

1.2.2. Валовая регистровая вместимость/водоизмещение _________________.

1.2.3. Максимальная длина - ____ м, максимальная ширина - ___ м, осадка средняя - ___ м, высота от действующей ватерлинии - ____ м.

1.2.4. Флаг и место регистрации ______________________________________.

1.2.5. Зарегистрированное название владельца судна ___________________.

1.2.6. Классификационное общество ____________________________________.

1.2.7. Общее состояние судна _________________________________________.

1.3. Расстояние буксировки:

1.3.1. Общее расстояние: ________________________________________ миль.

1.3.2. Порт отправления: _____________________________________________.

1.3.3. Порт назначения: ______________________________________________.

1.3.4. Остановки: ____________________________________________________.

Примечания: ___________________________________________________.

(Вариант: Расчетный маршрут буксировки: наиболее безопасный и прямой согласно хорошей морской практике по усмотрению капитана буксира.)

Место отхода ______________________. Место назначения _______________.

1.4. Свободное время: в месте отхода ____________, в месте назначения __________.

1.5. Нотисы в месте отхода:

а) первоначальный срок отхода: _______________________________________;

б) первоначальный нотис об отходе (нотис о днях/дни периода) _________;

в) окончательный период отхода и нотис (нотис о днях/дни периода) _____________;

г) нотис об окончательной дате и времени отхода (нотис о днях) _______;

д) нотисы должны быть посланы в адрес: _______________________________.

1.6. Расчетное ходовое время перехода от пункта отхода _______________ до пункта назначения _____________________ (без учета времени стоянок и задержек) составит ориентировочно __________ суток.

2. ПРИЕМ СУДНА К БУКСИРОВКЕ

2.1. Буксируемое судно принимается к буксировке капитаном буксира на рейде порта ________________________________________________________.

2.2. Заказчик предоставляет Владельцу буксира судно, годное во всех отношениях к морской буксировке в соответствии с проектами конвертовки и перегона и в сроки, оговоренные в п. 1.6 договора.

2.3. Экипаж буксира осуществляет сцепку буксира и буксирного устройства под надзором и по рекомендациям представителя Российского морского регистра судоходства, страхового сюрвейера и в соответствии с хорошей морской практикой.

2.4. Заблаговременно согласовав с Владельцем буксира, Заказчик должен представить капитану буксира перед отходом из порта отправления окончательный проект перегона, согласованный с Российским морским регистром судоходства и подтвержденный его штампами "принято к сведению", "одобрено", а также другие документы, необходимые для оформления портовыми властями отхода каравана в соответствии с действующими местными требованиями, правилами и обычаями порта отхода.

2.5. Прием буксируемого судна к буксировке оформляется двусторонним актом.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Заказчик обязуется за свой счет:

3.1.1. Подготовить буксируемое судно к буксировке, привести его в мореходное состояние, выполнив все работы, предусмотренные проектом морского перегона.

3.1.2. Предъявить буксируемое судно контролирующему органу (Морской регистр судоходства Российской Федерации) и оформить все необходимые документы, включая Свидетельство на разовый переход и, в случае необходимости, таможенные документы.

3.1.3. Оформить отход буксируемого судна в Инспекции портового надзора порта отправления.

3.1.4. Вывести буксируемое судно на рейд порта отправления или в место, согласованное с капитаном буксира.

3.1.5. Сдать буксируемое судно в порту отправления в течение ____ часов после вручения Владельцем буксира нотиса о готовности к буксировке.

3.1.6. Принять буксируемое судно от капитана буксира в течение __ часов в порту назначения.

3.1.7. Уплатить Владельцу буксира вознаграждение в соответствии с условиями договора.

3.2. Владелец буксира обязуется:

3.2.1. Подать буксир в согласованные сроки и место в мореходном состоянии, надлежащим образом снабженный и укомплектованный экипажем.

3.2.2. С момента выхода буксира информировать Заказчика или его представителя о предполагаемом времени прибытия буксира в порт назначения.

3.2.3. Выполнить буксировку без перерывов и задержек, за исключением вызванных необходимостью рейса или обеспечением безопасности буксируемого судна и в соответствии с расчетным маршрутом буксировки.

3.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты Владельцу буксира фактически понесенных им расходов.

3.4. Владелец буксира вправе отказаться от исполнения обязательств по Договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

4. УПРАВЛЕНИЕ КАРАВАНОМ И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БУКСИРОВКИ

4.1. Владелец буксира выполняет буксировку в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормами международного морского права.

4.2. В портах отхода и назначения Сторонами составляются акты о начале и окончании выполнения услуг по договору с занесением информации в судовые журналы.

4.3. Управление, командование буксировкой возлагаются на капитана буксира.

4.4. Владелец буксира сообщает Заказчику координаты, курс и скорость движения каравана, погоду, волнение моря, условия буксировки и другие данные по обстановке ежедневно по состоянию на __ и __ часов московского времени.

4.5. В случае если из-за штормовой погоды или других обстоятельств потребуется помощь других судов, капитан буксира имеет право привлечь для оказания помощи любые суда, оказавшиеся поблизости. В этом случае расходы, связанные с привлечением дополнительных судов, несет Заказчик.

4.6. Владелец буксира имеет право использовать любой порт или место-убежище, расположенные на пути следования, в следующих случаях:

Фактической или прогнозируемой неблагоприятной погодной обстановки;

Необходимости осмотра, ремонта/замены оборудования или дооборудования буксируемого судна, а также ремонта/замены буксирных устройств;

Пополнения судовых запасов, бункеровки;

Необходимости высадки на берег больных членов экипажей;

Когда неосмотрительно поступать иначе вследствие какой-либо веской причины, находящейся вне контроля капитана буксира.

Все действия согласовываются с Заказчиком. В случаях, не терпящих времени для согласования, действия выполняются с последующим информированием Заказчика.

4.7. Владельцу буксира предоставляется право привлечения третьих лиц для выполнения договора и замены буксира в целях осуществления данной буксировки другими равноценными за счет Буксировладельца по согласованию с Заказчиком.

4.8. Владелец буксира вправе прекратить буксировку с целью оказания помощи другим судам, предварительно поставив буксируемое судно в безопасное место. После окончания спасательных работ буксировка должна быть продолжена.

4.9. Дополнительные услуги, оказанные Владельцем буксира в процессе морской буксировки, оплачиваются сверх суммы вознаграждения на условиях дополнительного соглашения.

4.10. В случае когда в силу стихийных обстоятельств буксир не может продолжать буксировку или доставить буксируемое судно в безопасное место, а его дальнейшее пребывание у буксируемого судна угрожает безопасности буксира, капитан буксира вправе, приняв все меры к снятию находящихся на буксируемом судне людей, оставить буксируемое судно и сообщить об этом Владельцу буксира и Заказчику.

5. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА МОРСКУЮ БУКСИРОВКУ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Вознаграждение Владельца буксира с учетом ставки люмпсум по буксировке и портовых расходов и сборов в порту отхода, в пункте назначения, в промежуточных портах захода, всех сборов и расходов, связанных с проходом через каналы и проливы, составит ориентировочно ______________ рублей, в том числе НДС - ____ процентов.

5.2. Расходы по буксировке, не указанные в п. 4.1, оплачиваются Заказчиком против счетов Буксировладельца с приложением подтверждающих расходы документов.

5.3. Владелец буксира обязан своевременно выставлять Заказчику счета по мере наступления времени оплат и оказания услуг согласно данному договору.

5.4. Владелец буксира выставляет счета для проверки и акцепта с приложением оправдательных документов, подтверждающих выполнение соответствующих этапов договора по буксировке и предоставлению услуг. Срок акцепта - не более __ (_____) дней.

К оправдательным документам относятся:

Официальные нотисы капитанов буксиров;

Акты начала и окончания буксировки;

Радиограммы капитанов буксиров о прохождении портов или каналов;

Выписки из судовых журналов.

Заказчик производит оплату выполненных работ и услуг в течение __ (________) банковских дней по поступлении акцептованных счетов.

В случае необоснованного отказа от оплаты счетов Владельца буксира Заказчик уплачивает штраф в размере _____% от необоснованно отказанной в оплате суммы.

5.5. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме.

5.6. В случае когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает Владельцу буксира фактически понесенные им расходы.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

6.1. В случае нарушения условий договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Буксировщик во всех случаях не отвечает за:

6.2.1. Возможные задержки в пути из-за метеоусловий.

6.2.2. Ущерб, причиненный буксируемому судну или находящемуся на нем имуществу буксировкой в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб причинен по вине Владельца буксира или капитана буксира.

6.2.3. Повреждение или гибель буксируемого судна, если они произошли по причине его конструктивных недостатков, некачественной конвертовки, слабости корпуса, воздействия непреодолимых сил стихии или несоответствия фактической погоды полученным метеопрогнозам.

6.2.4. Убытки, возникшие в результате отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала.

6.2.5. Убытки при отказе от буксировки из-за неподготовленности буксируемого судна в соответствии с требованиями Проекта морского перегона и Свидетельства на разовый перегон.

6.2.6. Убытки, возникшие в результате невозможности продолжать морскую буксировку в силу метеоусловий, ледовой обстановки, других стихийных условий, а также в силу других не зависящих от Сторон договора обстоятельств. В этом случае Заказчик оплачивает Владельцу буксира фактически выполненную работу и расходы по возвращению буксира в базовый порт.

6.3. Ответственность буксировщика во всех случаях ограничивается положениями главы XXI Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

6.4. Заказчик не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие недостатков буксируемого судна, если эти недостатки не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

6.5. Задержка буксира Заказчиком свыше времени, указанного в п. 1.5 договора, в портах отхода и назначения, а также в процессе буксировки по вине Заказчика оплачивается им дополнительно по суточной ставке содержания буксира на стоянке.

6.6. В случае нарушения Владельцем буксира условий договора Владелец буксира выплачивает Заказчику штраф в размере __% буксирной ставки люмпсум за каждый день задержки по вине Владельца буксира, но не более __%.

6.7. В случае отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала или ее прекращения до прибытия в порт назначения Заказчик оплачивает Владельцу буксира полное вознаграждение.

6.8. В случае отказа Владельца буксира от морской буксировки по причине неготовности судов к морской буксировке в соответствии с требованиями Проекта морского перегона по вине Заказчика последний оплачивает буксировщику фактически понесенные расходы и расходы по возвращению буксира в базовый порт.

6.9. В случае неисполнения Владельцем буксира своих обязательств, предусмотренных пунктом 3.2 договора, он возвращает Заказчику полученные от него суммы.

7. ФОРС-МАЖОР

7.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

7.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 7.1 договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по договору.

7.3. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п. 7.2 договора, то она обязана возместить другой Стороне понесенные ею убытки.

7.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 7.1 договора, срок выполнения Стороной обязательств по договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

7.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 7.1 договора, и их последствия продолжают действовать более _____ месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения договора.

8. АРБИТРАЖ И ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО

8.1. Заказчик и Владелец буксира обязуются прикладывать все максимальные усилия по устранению возникающих разногласий в процессе осуществления данной буксировки исключительно путем переговоров. При невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде ______________________.

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения взаимных обязательств или расторжения. Он может быть изменен или дополнен при взаимном согласии Сторон.

9.2. Договор составлен в ________ экземплярах, каждый на русском и ______________ языках, причем оба текста имеют одинаковую юридическую силу.

10. АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Заказчик: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Владелец буксира: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ПОДПИСИ СТОРОН: Заказчик: _________________________ _________________________ ____________/____________ М.П. Владелец буксира: _________________________ _________________________ ____________/____________ М.П.

Договор №_

на оказание услуг по буксировке судна


ООО "Иванов" , именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО "Петров" , именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:


1. Предмет договора

1.1. Исполнитель по заявке Заказчика за согласованную плату оказывает услуги буксировки в отношении судов или плавучих объектов Заказчика, рейдово-маневровые работы на акватории порта Казани, а Заказчик обязуется предъявить судно или объект для оказания услуг и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.

1.2. Обслуживание осуществляется, т/х «Кразо» (тип и назначение – буксир-толкач, 1988г. Постройки, общая мощность – 455 л.с., разряд плавания –«Р», судовое свидетельство - №У-222 от 22.05.1999г.), принадлежащими Исполнителю (далее буксирное судно) на праве собственности, не заложено, не арестовано, не является предметом исков третьих лиц.


2. Обязанности сторон

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. Подготовить буксирное судно во всех отношениях к работе и укомплектовать его квалифицированным экипажем.

2.1.2. Нести все обычные расходы, связанные с эксплуатацией буксирного судна.

2.1.3. Принять заявку Заказчика и подтвердить возможность ее выполнения. При подтверждении заявки сообщить Заказчику предполагаемое время выхода буксирного судна, а затем фактическое время начала его движения к месту обслуживания.

2.1.4. По заявке Заказчика без задержки направить судно к месту оказания услуг, указанному Заказчиком. Исполнитель вправе отказать в предоставлении буксирного судна в ночное время с 22:00 по 06:00 местного времени, за пределами акватории порта, а также в случае его занятости на основной работе.

2.1.5. Обеспечить выполнение буксирных и рейдово - маневровых работ в отношении судов или плавучих объектов Заказчика в соответствии с потребностями Заказчика.

2.1.6. Обеспечить выполнение капитаном буксирного судна на месте обслуживания оперативных распоряжений руководителя работ, если они не противоречат безопасности буксирного судна и его экипажа, а равно судам, объектам и персоналу Заказчика, имуществу третьи лиц, не противоречат правилам судоходства, а также не нарушают иных регламентирующих норм.

2.1.7. Обеспечить оформление капитаном буксирного судна квитанции по форме Исполнителя, подтверждающей фактическое время оказания услуг. Период оказания услуг включает время перехода буксирного судна от базы или пункта текущей дислокации до места обслуживания и обратно. Фактическое время возврата буксирного судна после обслуживания при необходимости сообщается Заказчику. В случае отклонения фактического времени возврата судна от указанного в квитанции, оно по согласованию сторон может быть учтено при следующем обслуживании.

2.2. Заказчик обязуется:

2.2.1. Подавать заявки на обслуживание с указанием начала и окончания периода оказания услуг не позднее, чем за 5 (пять) рабочих суток до предполагаемого начала обслуживания.

2.2.2. Предъявить судно или объект для обслуживания. В случае отказа от обслуживания Заказчик оплачивает фактическое время с момента выхода буксирного судна с базы или места текущей дислокации до момента его возврата.

2.2.3. Обеспечить за свой счет предоставление специального буксирного оборудования или кранцевой защиты при выполнении работ в отношении нетиповых судов или объектов.

2.2.4. Обеспечить общее руководство выполнением работ с участием буксирного судна в соответствии с требованиями безопасности и соответствующими регламентирующими нормами.

2.2.5. Не допускать без согласия Исполнителя использование буксирных судов на работах, не предусмотренных настоящим договором.

2.2.6. Обеспечить подписание квитанций и Актов выполненных работ за оказанные услуги.

2.2.7. В полном объеме и своевременно производить оплату оказываемых услуг.


3. Стоимость услуг и порядок расчетов

3.1. Стоимость оказываемых по договору услуг составляет 42 879,21 (сорок две тысячи восемьсот семьдесят девять руб., 21 коп.) рублей в сутки, в том числе НДС 18% - 6 540,89 руб.

3.2. Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя в течение 3-х дней с момента выставления счета на оплату в размере 50% от ориентировочной стоимости услуг.

3.3 Окончательный расчет Заказчик производит по факту оказания услуг в течение 3 (трех) рабочих дней с момента выполнения буксировки на основании акта оказанных услуг и счета-фактуры, оформленного в соответствии с п.5 и п.6 ст.169 НК РФ, Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000г. №914 с приложением квитанций.

3.4 Оплата услуг по настоящему договору перечисляется на расчетный счет Исполнителя, указанны в разделе 8 настоящего договора.


4. Ответственность сторон

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору, стороны несут ответственность, предусмотренную настоящим договором и законодательством Российской Федерации.

4.2. В случае задержки оплаты со стороны Заказчика, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты неустойки в размере 0,1% от просроченной суммы за каждые сутки просрочки, но не более 10% от просроченной суммы.


5. Форс-мажор

5.1. Ни одна из сторон не будет иметь права предъявить иск другой стороне на возмещение любого возможного ущерба, в случае, если после подписания Договора возникли какие-либо обстоятельства, которые делают невозможным полное или частичное выполнение какой-либо из сторон своих обязательств по договору, а именно: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты, война, забастовки общероссийского/областного масштаба, валютные и банковские ограничения.

5.2. В случае если такие обстоятельства сохраняют силу в течение более 30 дней, любая из сторон будет иметь право прекратить дальнейшее выполнение обязательств по договору.

5.3. Сторона, для которой стало невозможно выполнять свои обязательства по договору, должна незамедлительно известить другую сторону о начале и конце обстоятельств, препятствующих выполнению ее обязательств и предоставить подтверждающие документы компетентных органов власти, или иных полномочных организаций.

6. Арбитраж

6.1. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регламентируются действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

6.2. Стороны договорились принимать все меры к разрешению споров и разногласий путем двусторонних переговоров.

6.3. Все споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора или в связи с ним, которые Стороны не смогут урегулировать путем переговоров, будут окончательно разрешаться в постоянно действующем арбитраже при торгово-промышленной палате Самарской области.

Введение

1.История развития договора буксировки.

2.Соотношение договора перевозки и договора буксировки.

4.Форма договора буксировки и порядок его заключения.

5. Ответственность за нарушение договора буксировки.

Заключение

Введение

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения по поводу вод регулируются Водным кодексом Российской Федерации, путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

Речной транспорт – старейший вид транспорта. Реки и озера издавна являлись естественными транспортными путями, связывающими племена, народы в единое общество, способствующие образованию международных связей.

Перевозка грузов и пассажиров, строительство судов, эксплуатация внутренних водных путей – все это составляет целую отрасль народного хозяйства, в которой заняты сотни тысяч работников.

Россия обладает протяженной сетью внутренних водных путей, значительная часть которых используется для судоходства. В стране создана уникальная глубоководная система европейской части страны, связывающая Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное море и включающая в себя такие межбассейновые соединения как Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донский канал, канал им. Москвы, Волго-Балтийский водный путь с каскадом гидроузлов на реках Волге и Каме.

Широко используется речной транспорт и для развития туризма, в том числе иностранного. Речные круизы во всем мире пользуются огромной популярностью. Учитываю, что туризм в настоящее время становится крупнейшим сектором мировой экономики, развитие водного туризма может принести нашей стране необходимые ей средства и в этой сфере предпринимательства.

Развитие транспорта в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России». В условиях вхождения России в мировой рынок существенное значение приобретает международное сотрудничество в области транспортной деятельности. Так, например, Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях предусматривается тесное сотрудничество стран Европы в развитии речного судоходства и эксплуатации водных путей.

Развитие рынка услуг на речном транспорте в условиях международной интеграции вызывает необходимость гармонизации нормативно- правовой базы государств, пользующихся внутренними водными путями международного значения и осуществляющих перевозки внешнеторговых грузов. Поэтому транспортное законодательство России вообще, и речное в частности, должно опираться на опыт международного сотрудничества, соответствовать международным конвенциям и соглашениям.

Для повышения эффективности речного транспорта и получения дополнительных доходов необходимо открыть внутренние водные пути Росси на взаимной основе для их использования иностранными перевозчиками, а также развивать мультимодельные перевозки с участием речного транспорта. Развитие транспортного, в том числе речного, законодательства должно быть направлено на повышение качества перевозок и охраны окружающей среды, предоставление полного комплекса транспортно-экспедиторских и сервисных услуг для всех участников транспортного процесса на уровне международных стандартов

Вступление в силу в 2001 году Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) стало важнейшей вехой в развитии внутреннего водного (речного) права России.

1.История развития договора буксировки

В практике торгового мореплавания различают буксировку несамоходных плавучих объектов (судов, доков, плавкранов, платформ и пр.) морем (из одного порта в другой или от одного географического места к другому) и буксировку самоходных судов в портах, т.е. ввод этих судов в порт и вывод их из порта, а также выполнение маневров в порту.

Первый вид буксировки принято называть морской буксировкой, а второй – буксирными операциями в порту. Соответственно этим двум видам буксирных операций различают договор морской буксировки и договор для осуществления буксирных операций в порту. Каждый из этих договоров подчиняется самостоятельным правилам о договоре буксировки.

В практике торгового мореплавания принято заключать договоры морской буксировки на основе стандартных форм таких договоров. В 1981 году Международной Ассоциацией Судовладельцев (ИНСА) разработаны и рекомендованы ее членам для использования стандартные формы договора морской буксировки на базе лумпсум, когда стоимость буксировки определяется в твердой сумме, и dailyrate – стоимость буксировки определяется исходя из суточной ставки стоимости услуг буксирующего судна.

В соответствии с договором морской буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние из одного порта в другой или от одного географического места к другому.

2.Соотношение договора перевозки и договора буксировки

Главной целью договоров об организации перевозок (буксировки) является решение задачи обеспечения четкого взаимодействия всех участников транспортного процесса.

Эти договоры призваны заменить утраченную систему государственного централизованного планирования. Охватывающего все стадии, начиная с хозяйственных связей производителей и потребителей продукции через планы поставки, т.е. снабжения, и сбыта для каждого предприятия и включая всех исполнителей соответствующих операций по обеспечению подготовки к перевозке, отправления (сдачи-приемки груза), погрузки – выгрузки, складского содержания, перевозки, перевалки при смешанном сообщении, выдачи груза получателю и последующего рассмотрения взаимных претензий и исков.

По существу эти договоры являются документом организации комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания по обеспечению сохранной, своевременной и отвечающей интересам грузовладельцев доставки грузов – при их систематическом отправлении или при особо сложных условиях их разового транспортирования.

Опыт такой организации перевозок довольно широко используется крупными транспортно- экспедиторскими компаниями в развитых странах (логистическое обслуживание).

Договор об организации перевозок (буксировки) должен содержать элементы их планирования.

При исполнении договора буксировки у каждой из сторон возникают особые права, обязанности и ответственность.

Буксируемый объект (судно, плот, иное плавучее сооружение – плавкран, дебаркадер, брандвахта, понтоны и др.) отправитель обязан, до предъявления его буксировщику, полностью подготовить, т.е. привести в состояние, годное для безопасного плавания и буксировки до пункта назначения и внести плату за буксировку (ст. 89 КВВТ РФ).

Буксируемый объект должен быть предъявлен его отправителем для осмотра не позднее, чем за 12 часов до срока отправления. Буксировщик при осмотре проверяет соответствие буксируемого объекта требованиям безопасной буксировки, а также наличие необходимых документов, такелажа и оборудования, его габариты – в соответствии с правилами и техническими условиями. Об обнаруженных дефектах составляется акт с их перечнем и сроком их устранения. При отсутствии дефектов составляется акт готовности объекта к буксировке, на основании которого объект считается принятым к буксировке (ст. 91 КВВТ РФ), после чего объект считается принятым к буксировке, что подтверждается календарным штемпелем на накладной, дорожной ведомости и квитанции.

Сдача буксируемого объекта в пункте назначения также имеет свои особенности.

По таким договорам, как правило, отправителем и получателем буксируемого объекта является одно и то же лицо – его владелец. Соответственно забота о сохранности и ремонте в пути буксируемого объекта лежит на владельце этого объекта – его экипаже или проводнике.

В случае аварии в пути, меры по ее ликвидации должны приниматься всеми участниками и заинтересованными лицами под руководством капитана буксировщика.

В договоре об организации буксировки необходимо предусмотреть обязанность получателя, а пункте назначения иметь технические средства для остановки, причаливания и швартовки прибывшего судна, плота или иного плавучего объекта.

Особенно сложной является остановка и закрепление плотов при наличии сильного течения и ветра, ввиду чего в пункте их прибытия получатель должен обеспечить меры по предупреждению разноса древесины (заграждения – боны).

Капитан буксировщика по правилам обязан известить пункт назначения и получателя о времени ожидаемого прибытия не позднее, чем за 24 часа и повторно за 6 часов, а получатель круглосуточно принимать эти извещения.

Не позднее двух часов после прибытия и постановки плавообъекта в указанном получателем месте, стороны должны составить «Акт окончания буксировки» по установленной форме.

Если судно, плот или иной плавучий объект доставлен без повреждений, получатель своей подписью в дорожной ведомости удостоверяет его окончательную приемку. Если объект доставлен с повреждениями, производится его совместный осмотр и составляется акт с подробным описанием характера и размера повреждения, без указания предполагаемых его причин. Для их определения проводится специальное расследование.

Окончательная сдача и приемка древесины из поврежденных сплоточных единиц производится при выкатке получателем бревен на берег путем совместного их пересчета. Это должно быть произведено не позднее, чем в течение 6-ти суток со дня прибытия плота. Если выкатка на берег невозможна, просчет бревен производится в воде.

Договор буксировки является разновидностью договора возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК. Сторонами договора выступают заказчик (владелец другого судна или плавучего объекта) и исполнитель (владелец буксира или буксирующего судна). Это консенсуальный, возмездный, двусторонний договор.

В соответствии с Законом о лицензировании на буксировку судов и иных плавучих объектов необходимо получить соответствующую лицензию.

КТМ различает два вида буксировки:

а) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;

б) портовая буксировка - выполнение маневров на акватории порта (в том числе ввод судна в порт либо вывод его из порта).

Морская буксировка (иногда ее называют экспедиционной буксировкой) обычно осуществляется с целью доставки судна или иного плавучего объекта, которые не могут самостоятельно передвигаться (например, несамоходное или аварийное судно) из одного пункта (места) в другой.

Портовая буксировка является наиболее часто используемым видом буксировки. Для крупных судов заключение договора такой буксировки в большинстве случаев является обязательным. Услуги буксиров необходимы для оказания помощи при осуществлении маневров, особенно на ограниченной акватории порта.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев услуги, оказываемые на основании договора буксировки, заключаются в перемещении судна (объекта) на определенное расстояние или в содействии при осуществлении маневра, из определения договора буксировки исключено упоминание о буксировке "в течение определенного времени", которое содержалось в КТМ 1968 г.

В статье 226 КТМ, как и в других аналогичных статьях, подчеркивается принцип автономии воли и имущественной самостоятельности сторон при заключении договора буксировки. Согласно п.4 ст.421 ГК в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условия договора определяются диспозитивной нормой.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК). Глава XII КТМ не содержит императивных норм, и все ее правила носят диспозитивный характер.

Поскольку многие буксирные компании, особенно те, которые осуществляют портовые буксировки, выработали стандартные условия оказания услуг по буксировке, которые могут быть приняты заказчиками (владельцами судов или плавучих объектов) только путем присоединения к договору в целом, такой договор следует признать договором присоединения в смысле ст.428 ГК.


КТМ в качестве общего правила устанавливает письменную форму договора буксировки.

В отношении договора портовой буксировки сделано исключение - он может заключаться и в устной форме. Хотя обычно оферта в виде заявки на оказание услуг по буксировке направляется буксирной компании капитаном судна или агентом судовладельца и акцепт поступает в том или ином виде (акцептом считаются также действия по предоставлению услуг), здесь учтен опыт портовой буксировки и высокая вероятность заключения договора в устной форме. Однако такое существенное условие, как возложение обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна, должно быть подтверждено в письменной форме.

Статья 228 КТМ «Обязанности сторон договора буксировки» в самом общем виде содержит требование о приведении судов или плавучих объектов в состояние, годное для буксировки. Детализация такого требования зависит от объема обязанностей, возлагаемых на сторону соответствующего договора и объема ее ответственности. Это можно легко установить при анализе ст.167, 203, 216 и 228 КТМ. Лишь правила ст.167 носят императивный характер.

Следует иметь в виду, что хотя ст.228 носит диспозитивный характер, действуют многочисленные императивные правила, направленные на обеспечение безопасности мореплавания и охрану человеческой жизни на море. На основе этих правил Минтрансом 2 июля 1996 г. утверждена Инструкция по безопасности морских буксировок (далее - Инструкция), которая содержит определенные требования в отношении подготовки судов к буксировке.

Владелец буксируемого судна (объекта) обеспечивает своевременную и качественную подготовку к буксировке, его техническое состояние, укомплектование экипажем (когда это необходимо), выполнение требований органа технического надзора, портовых властей. Для обеспечения живучести судно снабжается аварийно-спасательным имуществом и инвентарем. Если объект подлежит конвертовке, разрабатывается соответствующий проект. Разрабатываются проекты: буксирного устройства, подкрепления корпуса судов с ограниченной мореходностью; устройства, уменьшающего сопротивление воды, и т.д.

Владелец судна должен получить и предъявить владельцу буксира свидетельство о готовности судна к буксировке, выданное признанным органом технического надзора и классификации (Свидетельство на перегон выдается Морским регистром судоходства после освидетельствования судна). Согласно п.3.5 Инструкции техническая готовность судна к буксировке подтверждается наличием на нем Свидетельства на перегон, однако в целях безопасности буксировки капитан буксира обязан убедиться в готовности судна, для чего должен перед выходом в море провести наружный осмотр буксируемого без сопровождения судна.

Владелец буксирующего судна обязан предоставить в распоряжение владельца буксируемого судна укомплектованное квалифицированным и опытным экипажем, подготовленное во всех отношениях к буксировке и удовлетворяющее требованиям проекта перегона буксирное судно (п.3.2.1 Инструкции). Согласно п.13 контракта БИМКО владелец буксира обязан проявить должную заботливость по приведению его в мореходное состояние в месте отправления и обеспечить во всех отношениях его готовность к осуществлению буксировки, однако владелец не гарантирует это состояние в процессе всей буксировки.

Обязанность предоставить буксирное оборудование (тросы и т.п.) лежит на владельце буксира. Он может использовать без дополнительной оплаты оборудование буксируемого судна (якоря и якорные цепи, навигационное оборудование, средства связи и т.п.).

При дальних буксировках судно-буксировщик должно иметь запасной буксирный трос, равный по длине и разрывной прочности основному.

В процессе буксировки капитан буксирующего судна обеспечивает безопасность мореплавания, руководствуясь Уставом службы на судах, правилами технической эксплуатации судов, МППСС-72 и т.д. При неблагоприятном прогнозе погоды он обязан задержать выход в море. При проходе узкостями и каналами могут быть использованы местные буксиры и лоцманы.

В случае необходимости оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие в море в районе движения буксирного каравана, капитан буксирующего судна вправе приступить к оказанию помощи, предварительно обеспечив безопасность буксируемого судна (объекта). На период оказания помощи договор буксировки сохраняет силу, однако владелец буксира не вправе получить с владельца буксируемого судна плату за время, затраченное буксиром на спасательную операцию (п.17 контракта).

При портовых буксировках в большинстве случаев услуги по буксировке оказываются судам, находящимся в мореходном состоянии, поэтому обязанность по поддержанию буксирного судна в состоянии, годном для буксировки, в основном адресуется владельцу соответствующей компании.

Ответственность при морской буксировке

Вопрос о лице, ответственном за ущерб, решается в зависимости от вида буксировки: морской или портовой.

Согласно статье 229 КТМ управление морской буксировкой осуществляется капитаном буксирующего судна и поэтому ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке как буксируемому судну (объекту), так и находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке, наступает при наличии вины. Вина владельца буксирующего судна презюмируется, т.е. отсутствие вины доказывается лицом, нарушающим обязательство (п.2 ст.401ГК).

Ответственность владельца буксирующего судна за ущерб, причиненный при морской буксировке, является договорной ответственностью, и обязанность возместить ущерб возникает у него перед стороной в договоре буксировки - заказчиком услуг. В случае, если по вине капитана буксирующего судна ущерб причинен и находящемуся на борту буксируемого судна грузу, ответственность перед грузовладельцем будет нести перевозчик в соответствии с договором перевозки.

Вопросы ответственности подробно разработаны в контракте БИМКО. Согласно п.18 ответственность распределяется между сторонами договора буксировки в зависимости от двух категорий требований: а)требование за вред, причиненный жизни или здоровью; б) требование по возмещению иного ущерба.

Владелец буксирующего судна возмещает владельцу буксируемого судна любой ущерб, возникший в связи с причинением вреда жизни или здоровью следующим лицам во время буксировки: капитану или членам экипажа буксира; другим работникам или агентам; лицам, сопровождающим буксируемое судно, если они были направлены на него владельцем буксира; любым другим лицам на борту буксирующего судна, которые не являются работниками или агентами владельца буксируемого судна.

Владелец буксируемого судна возмещает владельцу буксирующего судна любой ущерб, возникший во время буксировки в связи с причинением вреда жизни или здоровью следующим лицам: капитану или членам экипажа буксируемого судна; другим работникам или агентам; любым другим лицам на борту буксируемого судна, за исключением сопровождающих судно лиц, которые были направлены на борт буксируемого судна в соответствии с договором буксировки.

Владелец буксирующего судна несет следующие расходы:

а) утраты или повреждения любого характера, причиненные буксиру или любому имуществу, находящемуся на борту буксира;

б) утраты или повреждения любого характера, понесенные третьей стороной, или причиненные собственности третьей стороны в результате контакта с буксиром или в результате препятствий, возникших в связи с присутствием буксира;

в) утраты или повреждения любого характера, понесенные владельцем буксира или третьей стороной в результате утраты или повреждения, упомянутых в подп."а" и "б";

г) расходы по подъему буксирующего судна, его ограждению, предотвращению загрязнения с этого судна.

Владелец буксируемого судна несет следующие расходы (без права регресса относительно владельца буксира) независимо от того, возникли ли они в результате нарушения договора буксировки по вине владельца буксирующего судна, его работников и агентов:

а) утраты или повреждения, причиненные буксируемому судну;

б) утраты или повреждения, понесенные третьей стороной или причиненные ее собственности в результате контакта с буксируемым судном или в результате препятствий, возникших в связи с присутствием этого судна;

в) утраты или повреждения любого характера, понесенные владельцем буксируемого судна или третьей стороной в результате утраты или повреждения, упомянутых в подп."а" и "б";

г) расходы по подъему буксируемого судна, его ограждению, предотвращению загрязнения с этого судна.

Контракт БИМКО предусматривает, что владелец буксира имеет право на ограничение ответственности в соответствии с применимым правом. Хотя в контракте не упоминается о таком же праве владельца буксируемого судна, представляется, что это право вытекает из ст.355 КТМ.

Контракт содержит "Himalaya Clause" (п.19), которое распространяется на владельцев обоих судов.

Владелец буксирующего судна обладает правом удержания буксируемого судна в связи с любыми суммами, причитающимися ему в соответствии с договором буксировки (п.21 контракта).

При использовании контракта БИМКО следует иметь в виду, что выбор английской юрисдикции и применение английского права является целесообразным лишь в том случае, когда одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо, которое настаивает на применении английского права. В качестве общего правила КТМ установлено (п.2 ст.414), что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются правила КТМ. Что касается договора буксировки, то согласно п.2 ст.418 КТМ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве их отношения регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся владельцем буксирующего судна.

Ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке, возлагается на владельца буксируемого судна, которая наступает при тех же условиях, что и ответственность владельца буксирующего судна при морской буксировке. Точно так же стороны договора портовой буксировки могут заключить соглашение (обязательно в письменной форме) по управлению портовой буксировкой капитаном буксирующего судна, и ответственность за ущерб, основанная на принципе презюмируемой вины, будет возлагаться на владельца буксирующего судна.

Буксировка в ледовых условиях всегда связана с повышенным риском. В зависимости от ледовых условий она может осуществляться как обычными судами, так и ледоколами. В этом случае действуют особые требования, предъявляемые к сторонам, в том числе к годности для буксировки.

Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 (глава XII) Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

В Кодексе торгового мореплавания, в соответствии с договором буксировки, владелец одного суда обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввоза судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка), т. е. в Кодексе дается несколько иное определение договора буксировки, нежели то, которое дано в Кодексе внутреннего водного транспорта, хотя и морской и речной перевозчик совершают одинаковые действия.

Отличие договора буксировки от договора перевозки грузов заключается прежде всего в том, что буксировка, как правило, осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект (а такими объектами могут быть суда, плоты и иные плавучие объекты). Этот экипаж не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента его передачи получателю в обладании отправителя, что явно выходит за пределы договора перевозки груза.

Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что в договоре буксировки участвуют буксировщик и владелец буксируемого объекта - предприниматель. Объектом данного правоотношения является то, что буксируют, а юридическими действиями - сама деятельность по буксировке. Осуществляя эту деятельность, буксировщик приобретает право на плату со стороны обслуживаемого им клиента - предпринимателя.

Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта - предпринимателя.

Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т. к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т. д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором.

Как справедливо отмечал в свое время И.В.Алексеев, «договор буксировки - это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором» .

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность - ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки.

Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик - с плавучим объектом .

Правовое регулирование действий при буксировке осуществляется в рамках действующих транспортных уставов и кодексов.

Статья 225 Кодекса торгового мореплавания и ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта в зависимости от характера задания, возложенного на буксировщика, различают два вида буксировки: буксировку другого судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние; буксировку для выполнения маневра (портовая буксировка).

Наиболее распространенный вид буксировки - это буксирование объекта на определенное расстояние, например, из одного порта в другой.

Буксировка для выполнения маневра, как правило, заключается в перемещении объекта буксировки в пределах акватории порта (например, для создания удобства при разгрузке судно перемещают от одного причала к другому).

Рассматриваемый договор по сфере применения выступает в виде договоров морской или речной буксировки, которые, безусловно, имеют свои особенности при их исполнении.

В соответствии со ст. 227 Кодекса торгового мореплавания договор морской буксировки заключается, как правило, в письменной форме. Заключение договора буксировки в письменной форме установлено не случайно, т. к. соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна может быть доказуемо исключительно письменными доказательствами.

Буксировка судов и иных крупных несамоходных объектов между портами оформляется письменными договорами, составленными по произвольной форме. Как правило, в эти договоры в обязательном порядке включаются следующие положения: место отправления и назначения, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение договора. В договор также включаются пункты об особенностях буксируемого объекта, которые могут повлиять на безопасность буксировки.

Вместе с тем КТМ допускает определенные исключения. Статья 227, например, устанавливает, что договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Это, как правило, допускается в отношении договора портовой буксировки.

Вместе с тем такое существенное условие договора, как возложение обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна, должно быть подтверждено в письменной форме 214 .

В договоре морской буксировки обычно не определяются сроки завершения буксировки. Это в первую очередь связано с тем, что владелец буксирующего судна не может гарантировать движение каравана с предварительно установленной скоростью. Вместе с тем в договоре, как правило, предусматривается, что владелец буксирующего судна и его капитан должны приложить все усилия к тому, чтобы осуществить буксировку без перерыва и задержек, которые не вызываются необходимостью.

В соответствии с договором владелец буксирующего судна обязан предоставить в распоряжение владельца буксируемого судна укомплектованное квалифицированным и опытным экипажем, подготовленное во всех отношениях к буксировке и удовлетворяющее требованиям, связанным с перегоном буксирное судно.

Владелец буксира обязан проявить должную заботливость по приведению его в мореходное состояние в месте отправления и обеспечить во всех отношениях его готовность к осуществлению буксировки; вместе с тем владелец буксира не гарантирует это состояние в процессе всей буксировки.

Обязанность предоставить буксирное оборудование (тросы и т. п.) лежит на владельце буксира. Он может использовать без дополнительной оплаты оборудование буксируемого судна (якоря и якорные цепи, средства связи и т. п.). Кодекс торгового мореплавания не конкретизирует, какими документами подтверждается заключение договора буксировки. Презюмируется, что на эти отношения распространяется общий порядок, действующий на морском транспорте, при заключении договора перевозки.

2,4 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания / Под ред. Иванова Г.Г. - М„ 2000. - С. 386.

Иной порядок заключения договора буксировки действует на речном транспорте. В отличие от КТМ с ст.88 КВВТ установлено, какие документы составляются при заключении договора буксировки.

При предъявлении плота или судна к буксировке его владелец обязан представить перевозчику надлежаще заполненную накладную, а перевозчик обязан выдать ему квитанцию, подтверждающую прием буксируемого объекта для буксировки. К накладной на буксировку плота должны быть приложены: спецификация с указанием в ней количества сплоточных единиц, сорта, породы, размера и количества леса в кубических метрах в каждой сплоточной единице, а также фактура, в которой дается полное и точное наименование такелажа и оборудования с указанием процента годности, а по тросам и цепям - с указанием диаметра и длины каждого конца.

Транспортная накладная, составленная в соответствии с установленным порядком и оформленные на основании такой накладной дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки подтверждают заключение договора буксировки.

Из этого можно сделать вывод, что договор буксировки на речном транспорте всегда оформляется в письменной форме. При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществление буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

  • 2,2 Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советскомморском и внутренневодном праве. - Ученые записки Пермского Ун-та. Т.19.Вып.4. 1961. С.38.
  • Весьма детально договор буксировки анализируется Брагинским М.И. вгл. X «Договор буксировки» в кн. 4 «Договорное право». С. 546-594.