Правовое регулирование. «Правовые методы управления

Способы и методы правового регулирования, его основные типы.

Правовое регулирование - это воздействие на поведение людей с целью его упорядочения.

Способы правового регулирования - это совокупность предписаний (средств), зафиксированных в норме права, при помощи которых происходит правовое воздействие на субъектов права. Выделяют следующие способы правового регулирования.

1. Дозволение - закрепление за субъектом прав (возможностей) Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Запрещение - (обязывание пассивного характера) установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции).

3. Обязывание - (обязывание активного характера)возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции).

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права.

1. Метод субординации (централизованный метод) - при котором правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах, поскольку субъекты отношений связаны на основе власти и подчинения (уголовные, административные отношения).

2. Метод координации (децентрализованный) - при котором правовое регулирование осуществляется на основе активности самих субъектов права, строящих отношения между собой на принципе равенства (гражданские, семейные и др. отношения).

В некоторых отраслях права имеет место сочетание элементов того и другого методов, а иногда и их доминирующие черты.

Тип правового регулирования - это определённое сочетание способов правового регулирования, дозволения, обязывания и запрещения.

1. Общедозволительный тип правового регулирования - можно делать всё, что не запрещено правом и не противоречит ему. В его основе лежит общее дозволение. Регулирование строится по принципу: “Дозволено всё, кроме...”. Это означает, что лица вправе совершать любые действия, лишь бы они не подпадали в разряд запрещённых.

Конечно, это не означает вседозволенности. При отсутствии конкретных норм граждане, юридические лица должны вести себя в соответствии с духом законодательства, его принципами, целями, задачами, моральными принципами и обычаями делового оборота.

Общедозволительный тип правового регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц.

При общедозволительном типе правового регулирования ориентиром служат нормативные обобщения (принципы, цели, задачи) (презумпции, фикции?). Таким образом, можно делать всё, но нельзя выходить за правовое поле, ограниченное принципами, задачами, целями права.

2. Разрешительный тип правового регулирования - можно делать только то, что правом прямо разрешено. Всё остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производится удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают.

В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан. Оно строится по принципу: “Разрешено только это, а остальное запрещено”.

50. Способы толкования права. Виды толкования права по объёму.

Способ толкования - это совокупность приёмов и средств познания смысла и содержания принципов и норм права. (способ толкование - это уяснение - усвоение содержания принципов и норм права “для себя”). Различают несколько способов толкования (уяснения): грамматическое, логическое, систематическое и историческое.

1. Грамматическое толкование - предполагает уяснение знания отдельных слов, связи между словами и предложениями, роли употребляемых предлогов, союзов, знаков препинания и т.п. Грамматическое толкование - это толкование, которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, “буквальной” проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм. Грамматическое толкование является среди всех способов толкования первичным и исходным. Ибо юридические нормы существуют только в языковой форме, всегда выражены в тексте нормативного документа, конструируются в виде грамматических предложений.

2. Логическое толкование - уяснение смысла принципов и норм права с помощью законов и правил логики (достаточного основания, исключения третьего, доведение до “абсурда” и др.). Это - толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики. Здесь используются способы - аналогия, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и т.д., причём, как и при грамматическом толковании, - на материале самой юридической нормы (т.е. не выходя за пределы текста закона).

3. Систематическое толкование - выявление связи данных принципов и норм права с другими, определение их места и роли в системе права (институте, отрасли в целом). Это - толкование, которое основывается на знаниях связей каждой юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными положениями, с принципами права. Его суть заключается в том, что норма сопоставляется с другими нормами, устанавливается её место и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе.

4. Историческое толкование - уяснение целей, исторических обстоятельств, условий принятия нормативного акта, заключения нормативного договора, появления правового обычая. Так, без изучения экономической, социальной, политической ситуации в стране невозможно объяснить появление нового гражданского, уголовного кодексов. Это - толкование, основанное на данных, относящихся к исторической обстановке издания закона, к связанным с этим историческим событиям, ходу и характеру подготовки, обсуждения и принятия закона, его отдельных положений. Существенное значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, публикации в печати при обсуждении проекта, в особенности дебаты в законодательном органе, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения и т.д. Важнейший источник сведений по всем этим вопросам - протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий.



Виды толкования права по объёму.

Данный вид толкования связан с выявлением меры сходства (совпадения) действительного содержания (буквального смысла) и текста (словесного выражения смысла) принципов и норм права. Различают буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

1. Буквальное (адекватное) толкование - оно возможно только тогда, когда действительный смысл нормы права и его текстуальное выражение полностью совпадают. Такое толкование предполагает совпадение в результате толкования смысла правовой нормы с её буквальным текстом.

2. Расширительное толкование - применимо в случаях, когда действительный смысл нормы права шире его текстуального выражения. Так, из буквального текста ч. 2 ст. 15 Конституции РФ вытекает, что из физических лиц только граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию России. Однако действительный смысл нормы шире - Основной закон должны соблюдать также иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. Расширительное, или распространительное, толкование предусматривает раскрытие более широкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

3. Ограничительное толкование - используется, когда действительный смысл нормы права уже его текстуального выражения. Например, из буквального текста ч. 1 ст. 34 СК РФ следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Это правило не касается вещей индивидуального пользования (одежды, обуви и т.п.). Они хотя и приобретены во время брака за счёт общих средств супругов, однако не являются совместной собственностью. Таким образом, ограничительное толкование предусматривает раскрытие более узкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

51. Термин и понятие «право», их многозначность. Подходы к правопониманию.

Термин «право» имеет множество значений. Однако в каком бы значении не употреблялся термин «право», с точки зрения цивилизационного подхода под ним всегда понимается - уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.

1. Общесоциальное (неюридическое) значение термина «право». Связано с использованием термина «право» в сфере корпоративных, эстетических, моральных прав и т.д. В неюридическом смысле слово «право» используется при указании на моральные возможности - поступить по совести, самостоятельно решать, что есть зло, а что есть добро и т.д., эстетические возможности - изменять, следуя моде, свой внешний вид (причёску, одежду), корпоративные возможности - осуществлять права члена общественного объединения, неформальной молодёжной группы. Эти и им подобные свободы вытекают из правил этики, эстетики, традиций, привычек, обычаев и поддерживаются общественным мнением.

2. Формально-юридическое значение термина «право». Право в юридическом смысле появляется тогда, когда вкладывается государство, появляется документальное оформление, когда гарантируется и поддерживается государством. В юридическом значении термин «право» употребляется в таких сочетаниях, как естественное и позитивное право, объективное и субъективное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Естественное право - это свобода или возможности поведения, обусловленные природой человека и принадлежат ему от рождения. Естественное право - это свойство личности, оно неотчуждаемо от человека. Сюда относится непосредственно действующее право на жизнь, свободу, достоинство, собственность. Хотя их появление на свет не связано с государством, последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права человека.

Естественное право выводится из природы человека, это его качество. Оно возникло раньше государства. Основа естественного права - нравственные права человека. Почему естественное право рассматривается в юридическом смысле? Потому что на государство возлагается обязанность защищать и гарантировать естественные права. И они могут быть незакреплены официально.

Позитивное право - это свобода или возможности поведения сформулированные и закреплённые в официальных источниках права, либо признаны в них (в той или иной стране). Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом.

В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закреплёнными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить об естественности позитивного права.

Позитивное право - это реально существующее - писанное, можно увидеть, можно воспользоваться. Наиболее рациональное, с точки зрения юриста-практика. Позитивное право закрепляет основные идеи естественного права - они стали нормами. Современное право - естественно-позитивное. Основа и критерий, позволяющий говорить: закон правовой или нет.

Объективное право - это выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределённому числу субъектов. Это право не отдельного человека, а право человек и граждан вообще. Оно потому и именуется объективным, что существует и действует независимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек, если он окажется в орбите его влияния. В норме части 1 ст. 30Конституции РФ так записано: «... каждый человек имеет право на объединение...».

Субъективное право - это свобода или возможность поведения, принадлежащая данному, конкретному субъекту (человеку). Субъективное право, в отличие от объективного права, не существует и не может существовать в отрыве от индивида (человека), обладателя этого права. Субъективное право возникает и реализуется по воле субъекта, в рамках правоотношения. В основе субъективного права лежит объективное право, т.е. субъективное право возникает на основе объективного права. Так, граждане В, Г, Д, исходя из объективного права на объединение, создают общество любителей книги. Тем самым они осуществляют свои субъективные права.

Естественное и позитивное право показывает происхождение права, объективное и субъективное право показывает адресатов, кому принадлежит право.

Частное право - это свобода или возможности поведения, которые необходимы для реализации личных, индивидуальных, эгоистических интересов субъекта (человека).

Личность действует в своих интересах, правомерно. Государство не должно вмешиваться. Когда человек обладает правом, то он никому не обязан. Частное право предоставляет большие возможности, но при этом нельзя нарушать права и свободы другого.

Публичное право - это свобода или возможности поведения, которые реализуются в рамках преобладания общественного либо государственного интереса. Публичное право направлено на реализацию прав и свобод, но для всех, поэтому ведущая роль принадлежит государству. Оно должно обеспечить, гарантировать нравственность, защиту и т.п.

Материальное право - это свобода или возможности поведения, с помощью которых человек (субъект) приобретает духовные и материальные блага.

Процессуальное право - это свобода и возможности поведения, с помощью которых субъект может защитить, отстоять свои права и свободы.

Проблема объединения правовых норм в институты и отрасли права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

Российские ученые называют два критерия выделения отраслей в системе права.

Критерием деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это определенная совокупность однородных общественных отношений. Под предметом правового регулирования понимается то. Что подлежит урегулированию, то есть те отношения, которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь юридически значимые отношения, которые:

Являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

Создают объективную потребность в их урегулировании.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты – индивидуальные и коллективные;

б) их поведение, поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

Предмет правового регулирования является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных причин в соответствии со спецификой связей между общественными отношениями, поэтому главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.

Вторым основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – есть совокупность способов и приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет – на вопрос что , то метод на вопрос – как регулирует.

Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод является дополнительным , юридическим критерием, самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

Наряду с общим методом правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей права. К ним относятся: 1) императивный методы, 2) диспозитивный метод, 3) метод поощрения, 4) рекомендаций, 5) метод автономии и равенства сторон, 6) убеждения, 7) принуждения, 8) альтернативный, 9) наказания.

1) Императивный метод – метод властных предписаний, абсолютно определенного характера, исходящий от компетентного лица, обеспечивается мерами принудительного характера, содер­жащий, как правило, нормы-запреты. Он является властно-авторитарным, строго обязательным, это метод «вертикали». Предполагает запреты, обязанности, наказания. Характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.

2) Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рам­ках закона. Он построен на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой, это – метод «горизонтали». Предполагает дозволения. Присущ в первую очередь гражданскому праву.

3) Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. По­ощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и ме­далями).

5) Метод автономии и равенства сторон характерен для про­цессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участ­ники судебного разбирательства находятся в одинаковом процес­суальном отношении друг перед другом, законом и судом; их от­ношениям присуща самостоятельность.

6-7)В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение . Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

8-10) Метод дозволения, обязывания и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

11) В административном праве действует метод субординации и властного приказа позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Все названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения, и, наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

Говоря о разделении права на отрасли, необходимо иметь в виду следующее:

1. Все отрасли права по своему со­держанию могут быть разделены на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Материальное право - это совокупность правовых норм (объединенных, естественно, в институты, подотрасли и отрасли права), регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Таким образом, это отношения складывающиеся между людьми и их объединениями, отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. К отрас­лям материального права относятся конституционное, уголовное, админист­ративное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, се­мейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непо­средственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семей­ные отношения и т. д.

Процессуальное право - совокупность правовых норм (объединенных в институты, подотрасли, отрасли права), регулирующих об­щественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. Таким образом, это отрасли, которые определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

К отраслям процессуального права отно­сятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а согласно позиции некоторых авторов - и конституционно-процессуальное, арбитражное и админист­ративно-процессуальное право.

2. Разделение права на частное и публичное. Это разделение, сложилось в юридической науке и практике еще в Древнем Риме. По широко известному определению римского юриста Доминиция Ульпиниана (III в.), публичное право относится «к положению Римского государства», частное – «к выгоде отдельных лиц». Публичное право – это область дел государственных, а частное право – область частных дел.

Такое деление права было воспринято континентальной правовой системой.

Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечи­вающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет главным образом об имущественных и личных неимущественных отно­шениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое (в странах, где оно выделилось в самостоятельную отрасль права), семейное право.

Специфику частного права составляют следующие черты :

1. Частное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

2. Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовые средства и т.д.

Регулирование отношений частных лиц между собой;

Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав;

Широкое использование договорной формы регулирования;

Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту;

Преобладание диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

Использование классической юридической техники.

4. Метод частного права – преимущественно диспозитивный.

5. Отрасли, основу которых составляют нормы частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и др.

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный ин­терес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголов­ное, административное право.

Специфику публичного права составляют следующие черты :

1. Публичное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, организации и деятельности представительных учреждений, осуществление правосудия, борьбу с посягательствами на конституционный строй.

2. Предметом регулирования публичного права является область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти всех, публичных институтов, аппарата государств, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

Регулирование отношений между государственными органами или между частными лицами и государством;

Обеспечение публичных интересов с акцентированием внимания на запретах, обязанностях граждан перед государством;

Обеспечение одностороннего волеизъявления субъектов права;

Включение в себя общих и безличных норм, имеющих нормативно ориентирующее воздействие;

Преобладание директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

Широкое использование новейших технических приемов.

4. Метод публичного права – преимущественно императивный.

5. Отрасли, основу которых составляют нормы публичного права: конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, уголовно-процессуальное право и др.

В качестве критерия разграничения частного и публичного права в со­временной юридической науке признается и различие методов правового ре­гулирования. Для публичного права характерен метод централизации (суб­ординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как пра­вило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участни­ков правоотношений.

Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы могут присутствовать в отраслях частного права, и наоборот. Так, например, в земельном праве – отрасли частного права – присутствуют и публично-правовые элементы в виде определения порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. В семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права: оно перешло в состав отраслей частного права, сохраняя публично-правовые элементы.

Возрастание влияния современного государства на экономические отношения и увеличение объема его социальной деятельности обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения в современной России (например, договор о поступлении гражданина на государственную службу, контракт о службе в Вооруженных Силах РФ, контракт о службе в органах внутренних дел и т.д.).

В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит ус­ловный характер (заметим, что в странах с англосаксонской системой права такого разграничения нет); ведь частный интерес, не соответствующий инте­ресу всего общества, т. е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту.

Соотношение Публичное право Частное право
1. Выражают интересы государства Частные интересы отдельных лиц
2.Регулируют отношения Между государственной властью и гражданином Граждан и их частных объединений между собой
3.Соотношение сторон, положение участников Присутствует подчиненность, неравноправие участников (субординация) Участники юридически равноправны (равноправие)
4.Характер правоотношений Вертикальные по типу «власть-подчинение» Горизонтальные «координационного» типа
5.Регулирование отношений Централизованная регуляция общественных отношений гос. власти Децентрализованное регулирование из независимых центров
6. Метод правового регулирования императивный диспозитивный
7. Правовые нормы Обязанности, запреты дозволение
8. Средство правового регулирования Односторонне-властный акт компетентного государственного органа договор
9. Сущность отношений (целевые установки) Сущность образует коллективное начало Образует индивидуальное начало
10. Защита прав исходит Исходит от государства Исходит от заинтересованного частного лица
11. Статус государства Властный субъект, наделенный компетенцией Юридическое лицо

3. Международное право не входит ни в одну национальную сис­тему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, по­скольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударст­венные отношения. В нем выражается коллективная воля наро­дов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и ин­ституты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности госу­дарств - участников мирового сообщества, принципы их взаи­моотношений, поведение на международной арене.

Это правовая система, включающая международное публичное право, регулирующее межгосударственные отношения, и международное частное право, регулирующее внутригосударственные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

В современной юридической науке сложились различные концепции соотношения международного и национального права:

1) монистические концепции, сторонники которых признают международное и национальное право составными частями единой системы права:

Концепция примата (приоритета) национального права над международным;

Концепция примата международного права над национальным.

2) дуалистическая концепция, сторонники которой рассматривают международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые, изолированные и независимые друг от друга правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, рост значения роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общественные ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит концепция верховенства международного права, разработанная основателем нормативистской школы права австрийским юристом Г. Кельзеном (1881-1973). Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств; истинность норм национального права определяется нормами международного пава.

Международное право:

1. Международное право является составной частью правовой системы каждого государства. Оно активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

2. Международное право создается международными организациями, а т.ж. совместной деятельностью различных государств, а национальное право – компетентными субъектами, определяемыми в каждом отдельном государстве.

3. Международное право распространяет свое действие на территорию всех государств, а национальное право – на территорию соответствующего отдельно взятого государства.

4. Источниками международного права являются пакты, декларации, конвенции, международные договоры. Источниками национального права являются внутригосударственные нормативные правовые акты, договоры обычаи.

5. В современном мире реализуется концепция примата (верховенство) международного права над национальным.

Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В КонституцииРФ записано, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (ст. 15 ч. 4).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам.

Интеграция России в мировое сообщество, развитие сотрудничества с другими государствами, участие в разрешении региональных конфликтов, выполнение по мандату ООН миротворческих миссий свидетельствует о признании конструктивного влияния России на решение международных проблем. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России, о чем, в частности, свидетельствует возможность граждан РФ в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.


Похожая информация.


Понятие правового регулирования тесно связано с таким термином, как юридическое воздействие. Однако первое по своему содержанию гораздо шире второго. Понятие правового регулирования включает в себя не только деятельность по стабилизации общественных отношений. Оно предполагает и косвенное влияние юридических средств на субъектов, которые не попадают под юридическое воздействие.

Мировая практика

Международно-правовое регулирование имеет сегодня особое значение в области отношений, складывающихся в мире. Оно основывается на особых юридических актах. Эти акты должны быть приняты правительствами взаимодействующих стран. При этом ряд национальных законодательных положений должен быть приведен в соответствие с ними. Соответственно, такие изменения затрагивают и внутренние взаимодействия.

Правовое регулирование РФ

В России действуют Конституция, федеральные, региональные и муниципальные законы и подзаконные акты. Государственно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие власти на общественные отношения. Этот процесс основывается на указанных выше юридических средствах. Они ориентированы на стабилизацию и упорядочивание общественных связей. В предмет правового регулирования включаются однородные устойчивые общественные отношения. Они требуют упорядочивания посредством специальных инструментов. Так как юридическими механизмами невозможно воздействовать на все без исключения связи в обществе, законодателем всегда точно определяется сфера правового регулирования и пределы вмешательства в социальные отношения.

Ключевые элементы

В качестве одного из них выступает предмет правового регулирования. Он представляет собой комплекс общественных отношений, на который, собственно, направлено воздействие юридических инструментов. Предмет есть и у отдельного правового средства. В целом в качестве него выступает в первую очередь волевое поведение граждан в различных областях их жизнедеятельности.

Пределы воздействия

Как выше было сказано, нормативно-правовое регулирование не может распространяться на все взаимоотношения в обществе. Именно поэтому в пределы влияния должны входить только те связи, на которые оно распространяется или которые в нем нуждаются. Они и формируют непосредственный предмет регулирования. Нельзя допустить, чтобы пределы были слишком расширены или, наоборот, сужены. Если значение права в рамках регулирования отношений в социуме слишком занижено, может возникнуть произвол и хаос в обществе. Это, в свою очередь, чревато серьезными нарушениями порядка. Если же нормативно-правовое регулирование будет распространяться на максимальное количество связей, в том числе и на те, которые в нем не нуждаются, возникнет ситуация абсолютного контроля власти за всеми аспектами общественной жизни. Это является произволом со стороны правительственных структур.

Группы отношений

В сферу регулирования включают взаимодействия:

  1. Граждан по обмену нематериальными либо материальными ценностями.
  2. По властному управлению.
  3. По сохранению и поддержанию порядка.

Первые называются экономическими отношениями, вторые - политическими. Третья группа обеспечивает функционирование связей первых двух категорий.

Пределы контроля

Они выступают в качестве условных границ. В пределах регулирования осуществляется непосредственное вмешательство в общественные отношения с использованием правовых средств. За рамками этих границ связи не нуждаются и не подлежат воздействию. Пределы регулирования разделяются на:

  1. Объективные. Они зависят от социальных, технических, природных и прочих факторов, которые ограничивают воздействие на те или иные общественные связи. К примеру, отсутствие технических возможностей, финансирования и так далее.
  2. Субъективные. Эти пределы всегда находятся в зависимости от законодателя, который по тем либо другим причинам не желает контролировать какие-либо связи.

Методы правового регулирования

Они формируют комплекс приемов, средств и способов, которые используются в процессе юридического влияния. Они характерны для определенного института, отрасли или другого элемента системы. Методы правового регулирования могут быть:

Средства

По этому критерию правовое регулирование классифицируется на:


Субъекты

В зависимости от лиц, которые осуществляют правовое регулирование, оно может быть:

  1. Властным. Оно реализуется госорганами и их должностными лицами. При этом используются исключительно законодательные предписания.
  2. Негосударственным. Оно осуществляется коллективами, общественными организациями, участниками отношений. В этом случае могут использоваться как законодательные модели, так и индивидуальные средства и методы.

Прочая классификация

В соответствии со степенью централизации выделяют:


В зависимости от сферы распространения, регулирование может быть:

  1. Общим - затрагивает абсолютно всех существующих субъектов.
  2. Ведомственным - касается только определенной области госуправления.
  3. Местным - распространяется на уровне муниципальных образований либо административно-территориальных единиц.
  4. Локальным - затрагивает отношения, складывающиеся внутри корпоративных организаций и сообществ.

Стадии

Правовое регулирование реализуется в несколько этапов:

  1. Правотворчество.
  2. Конкретизация и индивидуализация предписания.
  3. Реализация модели.
  4. Правоприменение.

На первой стадии формируется собственно сам вариант поведения в рамках тех или иных отношений. На этой стадии обозначаются ориентиры вероятности наступления негативных или позитивных последствий от тех или иных действий.

Индивидуализация и конкретизация

Эти процессы следуют за наступлением юридических фактов - воплощением нормы относительно конкретного социального отношения. Внутри этой связи предписание начинает функционировать. На этой стадии у субъектов возникают обязанности и права.

Реализация

На этом этапе предписания претворяются в жизнь. За ними следует конкретный юридический результат. Он возникает, кроме прочего, посредством правоохранительной и правообеспечительной функций. В качестве средств в этом случае выступают акты использования юридических возможностей, соблюдения запрета либо исполнения обязанности.

Применение

Оно представляет собой деятельность уполномоченных структур, которая связана с индивидуализацией созданного предписания. Оформляется она в виде акта правоприменения. Эта стадия считается факультативной. Она имеет место в тех случаях, когда реализация предписаний невозможна без участия компетентных структур.

Плодотворное и долговременное функционирование микрофинансовой организации зависит от качества ее заемщиков. Если клиенты не расплачиваются по взятым кредитам, то МФО рискует скоро обанкротиться. Плюс ко всему сегодня изменен порядок взыскания задолженностей коллекторами.

Из-за более мягких методов давления многие заемщики и вовсе прекратят гасить долги по микрозаймам. Все-таки психологические методы воздействия наиболее эффективны в отношении серийных заемщиков. Но, правда, многие коллекторские агентства не отказались от них и после введения нового закона о взыскании задолженности, просто несколько сменили их курс, поэтому заемщики, решившие взять кредит в МФО и не отдать, должны быть готовы ко всему.

  • Например, информацию о тех должниках, у которых есть дети, коллектор отправляет в органы опеки с просьбой присмотреться к этой семье более пристально. Может быть, у них вообще нет ни на что денег? Как же тогда живут дети заемщика?
  • Также коллекторы рассказывают о долгах сына или дочери их пожилым родителям. Причем речь не идет ни о каком физическом насилии, просто многие родители даже и не подозревают о финансовом положении своих подросших детей. После таких разговоров нередко сами старики расплачиваются с кредиторами или заставляют своих отпрысков сделать это.
  • Часто коллекторы ищут информацию о должнике в интернете. Например, он продает машину или сдает квартиру на Авито. В этом случае сотрудник агентства представляется обычным клиентом, приходит на встречу, а уже там спокойно разговаривает с заемщиком о необходимости погашения долга по микрозайму хотя бы с продажи этого автомобиля.
  • Если клиент ничего не продает, то его могут найти через социальные сети, и в зависимости от пола пригласить на свидание мужская или женская половина коллекторского агентства. Когда клиент или клиентка приходят на свидание, они видят, что попали к кредиторам. Там с ними тоже проводят профилактическую беседу, но ни о каком насилии речи быть не может. Просто человек изначально был настроен на расслабляющую встречу, а пришел на неприятный разговор, поэтому уже на этом этапе он будет деморализован и, возможно, согласится отдать весь долг по микрозайму.
  • Также некоторые сотрудницы коллекторского агентства звонят должникам и жалуются на свое начальство, рассказывают, что им не платят зарплату. Это действует на особо совестливых клиентов, через какое-то время они понемногу, но гасят задолженность.

Некоторые коллекторы могут реально помочь заемщикам, попавшим в трудные жизненные ситуации

Они могут устроить их на работу по профилю, помочь устроить детей в вечерний детский сад, чтобы оставить время для подработки, или даже закодировать должника. В этом случае человек даже получает определенные плюсы от работы с такими взыскателями. Добросовестные коллекторы разбираются в каждой конкретной ситуации возникновения долга по микрозайму и пытаются решить проблему вместе с должником. Если человек согласится с ними сотрудничать, то такие специалисты вполне смогут вытащить его из кредитной ямы.

Только не надо закрываться и думать, что ситуация индивидуальна и неповторима. У каждой задачи есть способ ее решения. А наплевательское отношение к долгам превратят их в громадную проблему заемщика и его семьи. Взять кредит в МФО и не отдать не получится в любом случае.

Все же, если вы приняли решение оформить займ в МФО, заранее уточните, с какими коллекторскими агентствами оно работает. Если агентство есть в государственном реестре, то бояться не стоит, с принятием нового закона их деятельность контролируется жестче.

Вам необходимо включить JavaScript, чтобы проголосовать

Правовое регулирование - сложный комплекс мероприятий, имеющий в своем составе множество важных аспектов. Они взаимодействуют между собой, образуя механизмы влияния. регулирования классифицируются в зависимости от этих аспектов. Суть регуляционных действий заключается в четкой расстановке прав и обязанностей каждого члена общества и описании критериев, согласно которым она происходит.

Правовое воздействие

Правовое воздействие означает влияние правовой деятельности на жизнь, сознание и поступки общества в целом и также отдельных его единиц. Оно происходит с использованием как юридических, так и других социальных средств.

Правовое воздействие на общество совершается с помощью информационного и ценностно-ориентационнного канала. Первый доводит сведения о том, какие действия являются разрешенными, а какие - запрещенными с точки зрения государства. По ценностно-ориентационному каналу с помощью правовых норм происходит усвоение ценностей и наследия предыдущих поколений.

Правовое регулирование: понятие, способы, типы

Процесс влияния на общественные отношения с целью их стабилизации и регламентирования называется правовым регулированием. Данный процесс является целенаправленным. То есть каждая правовая норма, которая издается законодателем, имеет определенный смысл, достигаемый применением различных типов правового регулирования. Основной смысл данного воздействия - упорядочивание.

Правовое регулирование - понятие более специфическое, чем правовое воздействие, и является одним из его направлений. Основной отличительной чертой является то, что используются при правовом регулировании методы, способы и типы влияния только правоведческого характера. При воздействии применяются и прочие социальные аспекты.

Это не единственное отличие. Еще одной важной особенностью является то, что государственный орган участвует во всех типах механизма правового регулирования. Он создает правила поведения, доводит их до общества, контролирует их соблюдение. Для более четкого понимания процесса классифицируют несколько и типов правового регулирования.

Общественные отношения

Социальные связи, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности, называются общественными отношениями. Они могут образоваться между двумя людьми, между человеком и группой, между коллективами. Существует несколько видов социальных отношений. Применимо к правовому взаимодействию следует рассматривать правовые отношения.

В них участвуют люди, являющиеся в данном случае субъектами права. Такие отношения складываются из трех элементов:

  1. Субъект, который принимает участие в отношениях. Он может являться физическим, юридическим лицом и государством.
  2. Объектом считается предмет правовых отношений. Это явления действительности, на которые накладываются субъективные права и юридические обязанности (основные элементы системы правовых связей).
  3. Содержание правовых отношений - действия субъекта в отношении объекта. Другими словами, это проявление или непроявление элементов правоотношений.

В любом виде социальных отношений субъективные права как юридически обеспеченные возможности и юридические обязанности как юридически закрепленная необходимость неразделимо связаны между собой. Как правило, каждый субъект-участник правоотношений обладает и тем, и другим.

Ключевой элемент

Направлены типы и способы правового регулирования на предметы. Ими в данном случае выступают те отношения в обществе, которые поддаются регламентации при помощи закона. Иными словами, регуляционная функция права направлена именно на него.

Предмет регуляционного воздействия включает в себя несколько взаимодействующих элементов:

  1. Субъект - индивидуальный или коллективный участник общественных отношений.
  2. Объект регулирования - причина, по которой возникли отношения.
  3. Действия субъектов, направленные на объект регулирования.
  4. Причины, по которым образуются и прекращаются отношения.

Следует отметить, что не все социальные связи возможно урегулировать с точки зрения закона. Соответственно, не все отношения можно считать предметами правового регулирования. Закон регламентирует только те отношения, которые содержат сознательный и волевой аспект.

Метод регулирования

Методы регуляционной деятельности со стороны права являются инструментами влияния на отношения в социуме. Каждый метод регулирования имеет сложную структуру, включающую несколько элементов: способы, средства и приемы. Предметы и методы различных типов правового регулирования - важнейшие системообразующие факторы. В первую очередь они обуславливают систематизированное разделение права на отрасли.

Методы определяют специфику урегулирования правовых отношений. Его задача - обеспечение эффективности и целенаправленности воздействия закона на отношения в обществе. Метод регулирования не рассматривается как самостоятельное понятие и напрямую зависит от предмета, по причине которого возникают социальные отношения. Выбор метода воздействия обусловлен непосредственно предметом воздействия.

На что направлен регуляционный метод? Во-первых, он устанавливает границы правоотношений в зависимости от особенностей предмета. Во-вторых, он играет законодательную роль, издавая нормативные акты, оговаривающие юридические возможности и необходимость. В-третьих, наделяет субъектов отношений право- и дееспособностью, обеспечивающими им вступление в те или иные отношения. И, в-четвертых, метод регулирования определяет степень ответственности участников отношений за ущемление чужого интереса и неисполнение своих обязанностей.

Отрасли права

Их возникновение связано с многообразием предметов и методов урегулирования. В каждой отрасли имеет место их эффективное сочетание. Под отраслью следует понимать комплекс институтов права, которые регламентируют ту или иную область социальных отношений. Отрасль права как самостоятельный институт состоит из средств и способов воздействия на отношения между субъектами в определенной сфере их жизнедеятельности и обеспечивает урегулирование отношений в социуме.

Отрасли права можно классифицировать на несколько групп. Профилирующие считаются основными отраслями, например административная и гражданская. К специальным относятся трудовое, семейное право. Комплексными называются отрасли, в которые включены основные и специальные системы права. Для каждой отрасли права предусмотрены определенные методы и типы правового регулирования.

Классификация юридических приемов

Каждый метод регулирования направлен на определенную отрасль права. Основными являются императивный и диапозитивный методы. Суть первого заключается в неравноправии субъектов отношений, так как одним из них является государство. Императивные положения закрепляют правовые предписания, дозволения и запреты, обеспечивая государственное принуждение к исполнению. Соответственно применение императивного метода заключается в принуждении субъекта государственным органом.

Важной характеристикой является то, что управляющему субъекту (государству) не требуется согласие на исполнение от субъекта, в адрес которого направлено обязательство. Однако адресат имеет право участвовать в обсуждении той или иной нормы права и контролировать рамки полномочий управляющего субъекта.

Диспозитивный метод характеризуется равенством субъектов отношений. В данном случае участники правоотношений самостоятельно и по согласованию распределяют возможности и необходимость в рамках права. Таким образом, стороны отношений сами совершают регулирование, определяя конкретные для данного случая нормы, заранее оговоренные в правовых актах.

Вышеуказанные методы являются основными, но не единственными. Существует поощрительный метод, часто используемый в трудовой отрасли права. Рекомендательный метод применим, когда в отношения с государством вступают негосударственные организации. В таком случае применить невозможно, и регулирование имеет рекомендательный характер.

Средства

Они представляют собой инструменты правового регулирования, использование которых обеспечивает права. В качестве средств регулирования выступают в первую очередь правовые нормы. К ним также можно отнести юридические возможности и необходимость, ограничения и поощрения, правовые акты, меры наказания и другое.

Взаимодействуя и сочетаясь между собой, средства регулирования лежат в основе механизма правового воздействия. С его помощью регламентируется решение проблем в социальных отношениях. Правовых средств огромное количество, но следует отметить, что все они согласованы с нормами права. В противном случае средства нельзя считать правовыми.

Способы и типы правового регулирования

Существует три варианта нормативной регламентации отношений. обязывание и запрещение. К дополнительным способам относятся меры принуждения, предупредительные меры, стимулирование и прочее.

Дозволение (управомочивание) дает право субъекту правоотношений совершить определенные действия в рамках правовых норм. Обязывание диктует субъекту необходимость совершать какие-либо действия в целях удовлетворения интересов управомочного субъекта. Запрещение - необходимость воздержаться от определенных действий. Запрещение можно также рассматривать как форму обязывания, то есть запрет на совершение действия равнозначен обязательству его не совершать.

Типы правового регулирования определяются совокупностью способов. В зависимости от преобладания в регулировании того или иного способа, выделяют два типа воздействия.

Общедозволительный тип

Общедозволительный тип правового регулирования основан на принципе: разрешено все, кроме того, что запрещено. Согласно этому типу воздействия четко обозначаются запреты, а дозволения Общедозволительный тип направлен на проявление самостоятельности субъектов отношений в принятии решений. Он дает субъектам возможность выбора средств и способов в рамках правовых норм.

Общедозволительный тип не применим к правомочному субъекту, так как это может привести к злоупотреблению правами. Регулирование государственной деятельности осуществляется с помощью дозволительно-обязывающего типа. Он предполагает, что правомочия предоставляются в ограниченном количестве, требуемом для осуществления обязанностей. Таким образом, этот тип регулирования разрешает все, предписанное законом.

Разрешительный тип

Принцип разрешительного типа правового регулирования звучит в противоположность общедозволительному: запрещается все, что не разрешено. То есть субъект правоотношений может совершать только те действия, которые допускают правовые нормы. Данный тип строго ограничивает правомочия субъекта, запрещая инициативность и самостоятельное принятие решений.