Роль государства в национальной безопасности. Роль государства в обеспечении национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности - Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) указывается, что «в настоящее время Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для её закрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности».

Далее в Стратегии отмечается, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, с другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуации в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.

Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединённых Штатов Америки.

На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

О других направлениях государственной политики по обеспечению национальной безопасности, изложенных в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», см. в Приложении 2.

Выводы

  1. Стратегия является базовым документом по планированию развития систем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в которой излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
  2. Государственная политика в области национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Вопросы

  1. Каково основное назначение «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»?
  2. Что понимается под национальной безопасностью и угрозой национальной безопасности?
  3. В чём заключаются национальные интересы Российской Федерации?

Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова обозначает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Значительным в оценке степени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы, насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом нужно исключительно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением вероятности прогрессивного становления личности и социума.

Можно выделить следующие условия, выполнение которых нужно для обеспечения общественной безопасности:

1) устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;

2) стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;

3) устоявшийся, «нормальный» политический процесс, полагающий высокую степень законности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неотвратимых конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;

4) отсутствие либо достаточная слабость нелегально существующих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Впрочем, судебная власть стоит в нем в определенной мере особняком. Безусловно, суд - стержневой гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглавляет президент, то из нее автоматически должен быть исключен суд. Этого требует правило распределения властей. Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в границах которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.

Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, которые владеют правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности; равновесия интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Главнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др. Обеспечение безопасности государства базируется на отчетливом разграничении полномочий между органами, принадлежащими к разным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. 2010. 29 декабря.

В то же время функция по обеспечению безопасности - это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они владеют нужными силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных обстановок, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

Значимую роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», указами Президента, другими нормативными правовыми актами.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, социума и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.

Стержневой задачей Совета Безопасности является определение жизненно значимых интересов социума и государства, устранение внутренних и внешних угроз объектам безопасности и разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации. Он готовит рекомендации Президенту по принятию оперативных решений, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным общественно-политическим, экономическим, военным, экологическим, другим последствиям, по организации их ликвидации.

Совет Безопасности возглавляет Президент РФ, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально. Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному либо, территориальному признаку на непрерывной либо временной основе. Комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граждан и социальной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасности; по охране здоровья населения; по экологической безопасности. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в разных сферах. В соответствии с правом он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.

Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение права, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов РФ. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М.: Норма, 2007. С. 396.

1.2 Роль государства в обеспечении безопасности

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, из него вытекают основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права.

Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.

Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.

Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:

Высшего приоритета человека, закрепленный провозглашением в качестве цели государственной стратегии минимизации человеческих жертв при ЧС;

Приоритета здоровья человека - в соответствии с этим принципом при любых ЧС необходимо стремиться к тому, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в ЧС, был сведен к минимуму, который только возможен в каждой конкретной ситуации;

Экологического императива - повреждающее воздействие на окружающую природную среду в ЧС должно быть сведено к минимуму;

Защиты культурного наследия - при любых ЧС необходимо, чтобы ущерб культурным ценностям был сведен к минимуму;

Обоснования - меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должны строиться с учетом баланса затрат и предотвращенного ущерба (не только экономического, но и политического, социального, экологического);

Оптимизации - выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;

Регионального императива - при реализации стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС необходимо учитывать природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности региона ЧС;

Локального реагирования - основные мероприятия по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС должны проводиться на местном уровне; ответственность за их проведение должна возлагаться на местные органы власти.

Национальной консолидации - реализация государственной стратегии должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями, т.е. следует исходить из необходимости консолидации всех национальных сил - государственных, частных и общественности;

Приоритета профилактики и предотвращения ЧС - идентификация, диагностика, мониторинг и оценка рисков с последующим прогнозированием и предотвращением ЧС должны лежать в основе всех мероприятий по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основе этого принципа лежит доказанный факт, что профилактика и предотвращение ЧС гораздо дешевле и гуманнее, чем ее ликвидация;

Права на выбор - признание права отдельных людей и организаций идти на сознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности и самостоятельно нести ответственность за собственный выбор, если это не затрагивает права других людей.

Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь. Для реализации новой стратегии необходимы создание методов и средств прогнозирования и предупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.

Предупреждение и готовность к ЧС - это система, включающая мониторинг опасных природных явлений, оперативную обработку и передачу информации, долго-, средне- и краткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования.

Оперативная готовность к стихийному бедствию предусматривает: систему мер по предупреждению населения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд, которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф; оказание санитарно-медицинской помощи; резерв продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и т. д.). Система предупреждения и готовности эффективна только в том случае, если работает на всех уровнях - от местного до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена в системе оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.

Следуя новой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, если ввести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечить готовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых, государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводить превентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстро реагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должны вести разработки по рациональному использованию территорий и строительству устойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасных явлений, оперативно информировать органы государственного и местного управления о грозящих катастрофах.

Задача государственных и политических деятелей сводится к инвестированию наиболее важных превентивных проектов, принятию решений о предупреждении населения и экстренных мерах по заблаговременной подготовке к ожидаемому удару стихии.


Информация о работе «Правовые нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных экологических ситуациях»

Вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами РСЧС являются: · разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций...

Жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней. Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия. Законодательство РФ об охране труда...

Кризиса, экологического бедствия производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии...

Целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения возлагаются на инициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами управления и контроля, научно- ...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Эволюция понятия «национальная безопасность» и ее виды. Место общей теории национальной безопа сности в системе научных знаний

У различных исследователей (учёных) имеются различные толкования данного словосочетания (термином оно не является, так как отсутствует единое мнение).

Национальная безопасность -- это безопасность нации (народа), которая отвечает за целостность государства.

Национальная безопасность -- защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению -- национальная безопасность -- совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность -- способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния.

По определению российского политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность -- это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

Безопасность Национальная -- защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства. национальная безопасность право политический

Существуют два подхода относительно операционализации понятия национальная безопасность. Согласно первому, она рассматривается в контексте защиты национальных интересов, а согласно второму -- базисных ценностей общества. В пределах обоих подходов возникает ключевая проблема -- определение совокупности национальных интересов или совокупности национальных ценностей. Проблема может быть сведена к триаде вопросов: ценности национальные (интересы) -- какие, кого, за счёт кого (чего) их защищать (реализовывать)?

Однозначно ответить на эти вопросы вне пределов политического процесса (компромисса) достаточно трудно.Когда понятие национальная безопасность вошло в политический лексикон на Западе, оно использовалось в качестве синонима обороноспособности государства и фактически к середине восьмидесятых годов ХХ столетия под этим понятием главным образом понимали военную и политическую безопасность. С начала 90-х годов прошлого столетия в теоретических исследованиях, в философско-социологической и политической литературе понятие национальная безопасность и проблему её обеспечения рассматривают с учётом экономических, социо-культурных и других факторов.

Сегодня, в известной мере, сформировалось общее понимание базисных категорий, которые используются при решении проблемы национальная безопасность, что способствует разработке достаточно структурированных, с относительно четким понятийным аппаратом, руководящих документов по вопросам её обеспечения. Есть понимание, что национальная безопасность -- достаточно сложное социально-политического явление, которое отображает последствия многогранной жизнедеятельности, накопленный исторический опыт, предпочтения и культуру каждого человека (индивида), общества, государства, в целом -- земной цивилизации, что оно имеет много оттенков, закрепленных правом как совокупное состояние, которое аккумулирует бесконечное число видов убытков (потерь), а также возможных представлений об угрозах и их последствиях для интересов национальных. Но до сего времени у исследователей отсутствует единое мнение о том, что целесообразно понимать под понятием национальная безопасность -- состояние или категорию, которая характеризует состояние.

Отечественные и иностранные исследователи, нормативные документы дают разные толкования сущности понятия национальная безопасность из-за его сложного, многокомпонентного и междисциплинарного характера. Поэтому есть основания утверждать, что в международной политике, внутренней и внешней политике государств, в теории и практике государственного управления, не существует понятия, которое могло бы сравниться по степени туманности, частоте относительно не четкого употребления с понятием национальная безопасность. .

Это свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности, природы возникновения, диалектики развития, механизмов формирования и возможного управленческого влияния на системные характеристики явления, которое означают понятиям национальная безопасность. В то же время наиболее распространенным является мнение, что национальная безопасность -- категория, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства.

То есть, это понятие тесно связано со всеми формами, направлениями и проявлениями взаимодействия в системе «природа -- человек -- общество». Как понятие национальная безопасность используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто -- в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Поэтому национальная безопасность должна рассматриваться как специфическое свойство динамических систем, как комплексный критерий оценки их качества, который характеризует динамику развития и техническое воплощение системы.

Национальная безопасность имеет три взаимозависимых уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности, характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.

Национальная безопасность является переменной величиной потому, что по своей сути это интегральная многокомпонентная оценка имеющегося, желаемого или прогнозируемого уровня (меры, степени) защищенности жизненно важных национальных интересов и условий их реализации, в частности, состояния социально-экономической системы, социальных и политических институтов в стране, возможности сил и средств сектора безопасности противостоять угрозам указанным интересам и тому подобное.

Конкретное значение национальная безопасность всегда находится в интервале от абсолютной безопасности (идеальное состояние), когда события, явления, процессы, которые порождают опасности для реализации национальных интересов полностью отсутствуют, к абсолютной опасности, когда совокупное влияние указанных опасностей ставит в повестку дня вопрос о самой возможности существования социальной системы (государства), например, ее распад, насильственное изменение конституционного строя и так далее. Поэтому при любых условиях национальная безопасность нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторический опыт не содержит примеры, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Поэтому в качестве основы для раскрытия содержания понятия национальная безопасность необходимо рассматривать определенное состояние системы (объекта, процесса), которое достигнуто в результате предотвращения вреда ее развитию (жизнедеятельности).

Желаемый уровень национальная безопасность (гарантированный, критически допустимый или недопустимый и тому подобное) часто рассматривается как цель, способ или необходимое условие успешного функционирования и существования человека, общественной группы, общества или государства, а их развитие представляется как движение по определенной траектории в среде, которая характеризуется совокупностью взаимообусловленных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут быть описаны определенным набором показателей (индикаторов). В таком понимании национальная безопасность является системной количественно-качественной характеристикой развития социальной системы, как объекта реальной действительности на тот или другой момент времени. С учётом иерархичности построения социальных систем можно утверждать, что национальная безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в ходе объективных и субъективных процессов, под прямым и опосредствованным влиянием многих факторов.

Эти факторы могут иметь экономическое, политическое, военное, естественное, техногенное или другое происхождение. Диалектическое единство всех составляющих национальная безопасность как системы обусловлено неразрывностью процесса функционирования и развития человека, общества, государства не только в пространстве, но и во времени.

Национальная безопасность включает в себя:

1. Политическую безопасность - это такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение.

2. Экономическую безопасность - состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.

3. Социальную безопасность - можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.

4. Информационную безопасность - способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной информации и сохранение постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.

5. Военную безопасность - есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, если войны избежать не удалось. Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.

А также другие виды безопасности, например экологическая, техногенная и др.

Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них - философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др.

Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью. Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.

Изучение национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации.

Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворяет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития.

В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор национальных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности.

Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития. Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз национальным ценностям, интересам и целям Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.

2. Роль права в обеспечении национальной безопасности

Создание правового государства представляет собой сложный процесс совершенствования всей правовой системы, прежде всего ее нормативной основы, использования современных технологий подготовки и издания правовых актов и их исполнения. Достижение результативного действия каждой правовой нормы будет способствовать разрешению противоречий, развитию общества в процессе становления правового государства. В то же время действие правовой системы, ее постоянное, непрерывное функционирование, связанное с практическим осуществлением интересов личности, общества и государства, нуждается в защите, охране от различного рода негативных воздействий.

Существуют различные виды национальной безопасности, содержание и характер которых регулируется сферой охраны интересов личности, общества и государства. Роль правовой безопасности в их осуществлении определяется ролью права в регулировании общественных отношений в разных сферах, например, в информационной, где сосредоточены усилия общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, и т. д. С помощью права устраняются угрозы, направленные на какие-либо ограничения. Национальные интересы в сфере экономики, экологии, оборонной и других сферах обеспечиваются при помощи права, действия правовой системы.

Представляется, что под правовой безопасностью следует понимать состояние защищенности правовой системы. Лаконичность определения обусловлена тем, что констатация необходимости защиты предполагает наличие угроз, негативных факторов, воздействий. Само же функционирование правовой системы непосредственно связано с осуществлением национальных интересов посредством правового регулирования общественных отношений и их охраной.

Цели, содержание, характер правовой безопасности обусловлены возможностями права, правовой системы обеспечить состояние защищенности. При этом необходимо отметить, что в рамках действия правовой системы все виды деятельности (законодательной, правоисполнительной, правоприменительной) носят субъективный характер, чем открываются определенные возможности, с учетом воздействия объективных условий, для совершенствования правовой системы и ее защищенности. В этой связи правовая система должна отвечать критериям качественности законодательства, правоисполнения и правоприменения. Несоответствие определенным качественным критериям под воздействием различного рода факторов снижает потенциальные возможности правовой системы обеспечивать необходимую правовую защищенность интересов личности, общества и государства. Неоправданная нерешенность, в силу объективных и субъективных причин, правовых проблем обусловливает необходимость постановки вопроса о защищенности самого права, правовой системы от различного рода негативных воздействий. Последние могут иметь самый разнообразный характер (вплоть до бездействия).

Поскольку законодательство в самом широком понимании является фундаментом правовой системы, его несовершенство среди других негативных воздействий на правовую систему может быть выделено в качестве одного из основных факторов, обусловливающих необходимость правовой безопасности.

Последствия отсутствия необходимых федеральных и региональных законов не нуждаются в каких-либо комментариях. Можно с уверенностью сказать, что несвоевременное издание закона о борьбе с организованной преступностью привело и не могло не привести к констатации в Концепции фактов о том, что несовершенство правовой базы и иные просчеты способствуют ослаблению правового контроля за ситуацией в стране, сращиванию исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновению их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Следовательно, борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер. Отсутствие закона, иного акта -- это прежде всего его несвоевременное издание, это -- отсутствие социального регулятора отношений со всеми вытекающими последствиями негативного характера. При этом имеет место игнорирование законодательной инициативы.

Конституционные установления в области законодательной деятельности значительно расширили систему органов, полномочных издавать законодательные акты. В соответствии со ст. 76 (п. 4) Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В настоящее время в Российской Федерации 90 представительных органов обладают указанными полномочиями. С учетом различий в сфере экономики, культуры, национальных особенностей, быта, экологии и т. п. расширение прав является прогрессивным шагом в развитии правового регулирования, направленным в первую очередь на развитие регионов. Это создает новые условия для осуществления законотворческой деятельности. В то же время переход к осуществлению регионального законотворчества не имеет необходимых предпосылок, субъективных и объективных условий его реализации. По своему составу региональные представительные органы, за редким исключением, не подготовлены в настоящее время к осуществлению законодательной деятельности с учетом всей ее сложности и многогранности. Негативные процессы в экономике, отмечается в Концепции о национальной безопасности, усугубляют центробежные устремления субъектов Российской Федерации и ведут к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны.

Состояние правовой системы, ее активное функционирование во многом зависит от правовой политики государства. Н.И. Матузов справедливо отмечает, что правовая политика всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы государства, а через государство -- интересы всего общества, его граждан. И укрепление государственности предполагает, в первую очередь, упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят крах, в том числе из-за недостатка нормативно-правовой базы.

На состояние правовой системы, результативность ее действия значительное влияние оказывают правосознание, правовая культура, отношение к праву в обществе. Непосредственно воздействующим фактором на правовую систему является правовой нигилизм, воплощающий низкий уровень правовой культуры. Рассматривая этот вопрос, Н.И. Матузов, в частности отмечает, что нигилизм проявляется тогда, когда законы откровенно игнорируются, не исполняются, когда их не ценят, не соблюдают, не уважают.

3. Социально-политические предпосылки формирования концептуальных основ конституционно-правового обеспечения национальной бе зопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Так при определении роли России в мировом сообществе в Концепции акцентируется внимание на две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

4. Совет безопасности Российской Федерации

Совет безопасности Российской Федерации (СБ) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Он действует на основе Конституции РФ, Закона РФ "О безопасности" 2010 года и других нормативно-правовых актов и состоит из постоянных членов и просто членов СБ, назначаемых указом президента. В ст.83 п. «ж» Конституции Российской Федерации говорится о том, что Президент формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом. Текущей работой СБ руководит секретарь Совета безопасности.

В число постоянных членов Совета безопасности по должности входят Председатель Правительства и Секретарь Совета безопасности. Постоянными членами Совета Безопасности, как правило, назначаются Министр обороны Российской Федерации, Министр иностранных дел Российской Федерации, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета безопасности являются:

Определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

Подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

Разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

Совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Военная политика государства

Военная политика проводится на основании положений, разработанных в военной доктрине государства.

Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В Военной доктрине конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

В разделе «Военно-политические основы» характеризуются военно-политическая обстановка, основные угрозы и обеспечение военной безопасности, а также военная организация государства.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена, благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

5 . Институт главы государства, его место и роль в обеспе чении национальной безопасности

Как глава государства Президент РФ не включен в систему разделения властей. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе в области правоохранительной деятельности. Кроме того, согласно норме той же статьи, на главу государства возложена функция обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными, судебными органами. В случае разногласий между ними Президент РФ имеет возможность инициировать согласительные процедуры и даже передать решение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции), однако в процессе согласования он не представляет интересы какой-либо стороны. Обеспечение взаимодействия и согласованного функционирования всех государственных органов является, как обоснованно считает специалист в области конституционного права Л.А. Окуньков, одной из главных конституционных обязанностей Президента.

Вместе с тем наличие у главы государства упомянутой функции не означает, что он должен принимать решения или нести ответственность вместо названных органов. Усилия Президента по координации, объединению действий законодательной, исполнительной и судебной власти нельзя рассматривать как прямое директивное руководство или ограничение самостоятельности соответствующих органов. Глава государства не подменяет законодательные и исполнительные органы власти, а действует вместе с ними и через них, создавая необходимые условия для их слаженной работы. Интегрирующая роль большинства конституционных функций Президента применительно ко всем ветвям власти проявляется без привилегированного отношения к одной из них.

Конституция России (ч. 2 ст. 80) закрепляет функцию главы Российского государства "принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности". В целях реализации указанной функции Президент России обязан проводить соответствующие мероприятия по обеспечению обороноспособности страны и оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращению вооруженных конфликтов, направленных против России.

Поскольку защита Отечества является общегосударственной задачей, делом всего народа, в таких мероприятиях обязаны принимать участие в соответствии с Федеральным законом все органы государственной власти России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, должностные лица и граждане России. Особое правовое положение главы Российского государства в системе органов государственной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями в области обороны, объясняется прежде всего необходимостью обеспечения им демократического (политического) и организационно - правового единства государственной власти, а также тем, что Президент России обладает объективно большими возможностями, чем Федеральное Собрание, Правительство, высшие судебные органы Российской Федерации, мобильно, оперативно, действенно принимать соответствующие меры по отражению агрессии, ликвидации вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, обеспечению ее независимости и государственной целостности России.

О компромиссном характере формулировки ст. 10 Основного Закона России о сочетании единства власти с ее разделением можно говорить только в случае рассмотрения единства власти с точки зрения ее концентрации в руках одного органа государственной власти России, и он полностью исключается в случае рассмотрения такого единства на уровне народовластия прямого или представительного. В основе демократического единства государственной власти в Российской Федерации лежат положения ст. 3 Конституции России о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Свою волю на предоставление главе Российского государства, Государственной Думе властных полномочий в области обороны народ выражает в ходе референдума и выборов, которые составляют основу легитимности президента и парламента.

Кроме того, о единстве государственной власти России в области обороны можно также говорить применительно к организационно - правовой взаимосвязанности полномочий, которыми глава Российского государства, палаты Федерального Собрания, Правительство России, высшие судебные органы Российской Федерации наделяются в данной области. Более того, некоторые полномочия одного органа государственной власти России вообще не могут быть реализованы без участия другого такого рода органа. Например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об обороне» Президент может ввести военное и чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также привлечь Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению только с согласия Совета Федерации.

Применительно к рассматриваемым полномочиям Президента Российской Федерации в Федеральном конституционном законе "О военном положении" регламентируются: особенности функционирования органов государственной власти России и субъектов Российской Федерации в период военного положения и их полномочия по обеспечению режима военного положения; порядок и основания привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению режима военного положения; порядок введения в действие и отмены правовых актов военного времени; меры по прекращению действия международных договоров с иностранными государствами, совершившими агрессию; перечень мер военного положения, связанных с организацией производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, усилением охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, установлением особого режима работы транспорта, связи и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, установлением и обеспечением особого режима въезда на территорию, где введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничением свободы передвижения по ней, приостановлением деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, привлечением граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, изъятием необходимого для нужд обороны имущества у организаций, граждан и других лиц, установлением запретов и ограничений на выбор места пребывания и места жительства и т.д.

По нашему мнению, к числу полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, регламентированных в комментируемом Федеральном законе, может быть отнесено закрепленное в ст. 88 Конституции России полномочие главы Российского государства по введению на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

В целях реализации указанного полномочия Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. определяет четкие основания введения чрезвычайного положения: попытки насильственного изменения конституционного строя, захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери. Закон разрешает Президенту РФ вводить чрезвычайное положение по всей стране на срок, не превышающий 30 дней, а в ее отдельных местностях - 60 суток.

В соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. объявляемая Президентом Российской Федерации общая или частичная мобилизация предполагает проведение двух групп мероприятий: во-первых, это мероприятия по быстрому и планомерному переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени; во-вторых, это мероприятия по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

Издаваемый Президентом России указ об объявлении общей мобилизации распространяется на все Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Общая мобилизация проводится на всей территории страны. Частичная мобилизация охватывает войска одного или нескольких военных округов или отдельные соединения (объединения) и проводится лишь на определенной части территории Российской Федерации.

Перевод Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов на организацию и штаты военного времени вызывает необходимость организации призыва граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации. Согласно ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Как показывает практика, юридическому акту подписания главой Российского государства указов по утверждению актов военного законодательства, закрепляющих основы военной политики, предшествует огромная работа специалистов, которая должна включать в себя сбор, анализ, обобщение материала о фактическом состоянии дел в той или иной сфере обороны; выработку предложений по концептуальным основам военной политики Российской Федерации; прогнозирование перспектив развития тех или иных программы или плана; экономическое обоснование целесообразности производства того или иного вида оружия или проведения испытания; согласование политики России в данной области с военной политикой других государств, вопросами международной безопасности; составление проектов юридических актов Президента России; подготовку предложений по повышению эффективности государственного управления в области обороны.

Предоставление главе Российского государства полномочий по утверждению актов военного законодательства, закрепляющих основы военной политики, объясняется тем, что он не только руководит деятельностью по выработке научных, теоретических взглядов по вопросам военной политики, но и возглавляет работу государственных органов и органов военного управления по их реализации. Президент России реализует свои полномочия по определению основных направлений военной политики и их реализации путем руководства деятельностью прежде всего Совета Безопасности Российской Федерации, который призван быть главным аналитическим и прогностическим органом, осуществляющим подготовку проектов решений главы Российского государства, в том числе по основным направлениям военной политики.

Деятельность Совета Безопасности Российской Федерации способствует реализации принципа единства политического и военного руководства, поскольку происходит огосударствление военного управления посредством совмещения в одном лице должности Председателя Совета Безопасности, поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Анализ определенных в Положении задач и функций этого государственного органа позволяет выявить следующие формы работы Совета Безопасности по обеспечению деятельности главы Российского государства, связанной с определением основных направлений военной политики: во-первых, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам военной политики в различных сферах обороны; во-вторых, Совет Безопасности организует и координирует разработку стратегии в области военной политики; в-третьих, Совет Безопасности разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления в процессе реализации принятых решений в области обороны.

Список нормативно-правовых актов и литературы

2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изм. и доп. от 02.07.2013 г.);

3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (с изм. и доп. 28.12.2008 г.);

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. и доп. от 07.03.2005 г.);

5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 05.04.2013 г.);

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";

8. Авдеев Ю.Н., Аленкин С.В., Алешин В.В. и др. «Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации». - М.: Юнити-Дана, 2010. - 511с.;

9. Исмагилов И.Ф. «Перспективы национальной безопасности России». Казань, 2008.- 256 с.;

10. Фомин, С. А. Обеспечение национальной безопасности: курс лекций. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - 224 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие национальной безопасности. Роль органов судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практика и проблемы обеспечения защищиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Элементы структуры национальной безопасности и ее основные виды. Сущностная характеристика основных структурных элементов национальной безопасности. Внимание к проблемам экономической безопасности. Цели и средства государственного вмешательства.

    реферат , добавлен 06.04.2009

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Принципы обеспечения национальной безопасности, защиты стратегических национальных интересов Беларуси. Обеспечение экономической, научно-технологической, социальной, демографической, информационной, политической, военной, экологической безопасности.

    презентация , добавлен 11.11.2012

    Основные составляющие национальной безопасности. Внутренние и внешние факторы политики обеспечения национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы. Современная доктрина дальнейшего совершенствования политики безопасности.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2012

    Основные направления национальной безопасности России: укрепление обороноспособности, территориальная целостность, экономическая и экологическая безопасность. Укрепление конституционных основ государственной безопасности как первостепенная задача.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Проблема информационной безопасности в Российской Федерации. Информационная безопасность общества, государства и личности. Классификация опасных информационных воздействий. Группы информационно-технических опасностей. Концепция национальной безопасности.

    реферат , добавлен 29.06.2013

    Сущность исполнительной власти в системе государственной власти Российской Федерации, ее роль в обеспечении национальной безопасности. Управленческие функции обеспечения безопасности: политические, экономические и социальные, федеральные и региональные.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2011

    Механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения. Анализ современного состояния здравоохранения Российской Федерации. Основные направления улучшения обеспечения здравоохранения населения в целях повышения его безопасности.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Необходимость разработки и реализации планетарной стратегии сохранения достижений цивилизации. Понятие и содержание национальной безопасности. РФ - государство с высоким уровнем военной угрозы. Национальные и международные факторы военной безопасности.

  • Вопрос 2. Как Вы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущности государства, и какие?
  • Тема 3. Проблема относительной самостоятельности государства
  • Вопрос 1. Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу?
  • Вопрос 2. Как Вы считаете, каковы исторические формы относительной самостоятельности государства?
  • Вопрос 4. Изучите характеристики «чрезвычайной» («исключительной») самостоятельности государства и сделайте свой вывод о том, когда она возникает. Приведите конкретные примеры.
  • Тема 4. Классификация форм государства
  • Вопрос 1. Как Вы считаете, чем отличаются монархия от республики, абсолютная и конституционная монархии от президентской и парламентской республик?
  • Вопрос 2. Каковы, на Ваш взгляд, черты различия унитарного государства, федерации и конфедерации? Сравните несколько демократических (недемократических) режимов и определите их виды.
  • Вопрос 3. Какие тенденции развития государственных (политических) режимов в современных условиях Вы бы выделили в первую очередь? Какими причинами обусловлены эти тенденции?
  • Тема 5. Классификация функций государства. Определите свою позицию по следующим вопросам
  • Вопрос 1. В каком соотношении, на Ваш взгляд, находятся функции государства с его целями, задачами и сущностью? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами (Российская Федерация, сша и т.Д.)
  • Вопрос 2. В чем заключается различие между классовыми и общесоциальными функциями государства? Приведите примеры. Обладает ли современное Российское государство классовыми функциями?
  • Тема 6. Проблема легитимности государственной власти
  • Вопрос 1. Какой признак, на Ваш взгляд, является определяющим в легитимации государственной власти?
  • Вопрос 2. Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти.
  • Тема 7. Определение механизма государства и вопросы его совершенствования
  • Вопрос 1. Какую точку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию.
  • Вопрос 2. Классифицируйте органы государственной власти в соответствии с выполняемыми ими властными полномочиями. Укажите, какие федеральные органы России входят в каждую из классификационных групп.
  • Вопрос 3. Какие проблемы совершенствования аппарата Российского государства существуют, по Вашему мнению, в настоящее время?
  • Тема 8. Проблемы соотношения государства, права и личности
  • Вопрос 2. Как Вы считаете, может ли государство произвольно устанавливать правовой статус личности? Чем определяются возможности государства в этом вопросе?
  • Тема 9. Проблема определения роли государства в регулирования экономики. Ответьте на следующие вопросы
  • Вопрос 1. Чем отличается роль государства в рыночной и плановой экономике? Охарактеризуйте экономическую функцию государства.
  • Вопрос 2. Какие, на Ваш взгляд, вопросы экономической сферы должны быть в обязательном порядке урегулированы государством?
  • Тема 10. Проблемы соотношения государства и права с культурой
  • Вопрос 1. Как воздействует правовая, нравственная и политическая культура общества на развитие государства и его правовой системы?
  • Вопрос 2. В какой степени, и каким путем государство влияет на развитие культуры и ее основных комплексов?
  • Вопрос 3. Какую роль, на Ваш взгляд, в национальном развитии играет официальная идеологическая доктрина?
  • Тема 11. Роль государства в решении глобальных проблем современности
  • Вопрос 2. Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых, и какие в неправовых формах?
  • Тема 12. Роль государства в обеспечении общественной безопасности
  • Вопрос 1. Каково соотношение общественной и государственной безопасности?
  • Вопрос 3. Каков круг вопросов, подлежащих правовому регулированию в сфере обеспечения общественной безопасности? Ответы иллюстрируйте примерами исходя из конкретных сфер общественной безопасности.
  • Тема 13. Проблемы формирования правового и социального государства.
  • Вопрос 1. Существуют ли, по Вашему мнению, государства, которые сегодня можно было бы назвать социальными или правовыми?
  • Вопрос 2. Каковы социальные условия формирования правового государства (экономические, социально-политические, культурные)?
  • Вопрос 3. Каковы юридические средства формирования правового государства и какова их роль в создании социальных условий для его построения?
  • Вопрос 4. Каковы, по Вашему мнению, основные признаки социального государства?
  • Вопрос 5. Связаны ли между собой процессы формирования правового и социального государства? Каков характер этой связи?
  • Вопрос 6. Каковы перспективы формирования в современных условиях правового государства в России?
  • Тема 14. Проблема определения исторических судеб государства и права.
  • Вопрос 1. Как Вы считаете, в силу, каких причин появляются противоположные оценки роли права и государства и их исторических судеб?
  • Безопасность гражданского общества (общественная безопасность) может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; экономическое благополучие граждан; демократический плюрализм, открытость общества; национальная определенность гражданского общества. (Равенство всех перед законом в решении выбрать род занятий, выплата пособий, свобода выбора, свобода мнений и т.д.).

    Вопрос 2. Какими средствами и методами государство обеспечивает общественную и государственную безопасность? Какие средства обеспечения безопасности государства и общества, на Ваш взгляд, можно отнести к правовым, а какие – к неправовым?

    Понятие «безопасность» согласно этиологии этого слова означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу, государству. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.

    В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. Причем задействованы все ветви государственной власти. Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности, баланса интересов личности, общества, государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности. Важный принцип – недопущение ограничения прав и свобод граждан.

    Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности (неправовые). Государство же со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности. Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти. Итак, представительная власть – законодательный орган. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности, защищая интересы личности, общества, государства, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя.

    Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов в сфере безопасности. Обладают необходимыми силами и средствами: вооруженные силы, ОВД, пограничные войска, службы ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

    Важную роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности РФ – обеспечивает условия для реализации Президентом полномочий.