Самые опасные ситуации, и как из них выбраться. Самые опасные ситуации в жизни, как из них выбраться? Полезные советы Опасная ситуация что

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;
  • учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
  • закрепить знания основных принципов самоспасения;
  • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
  • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Задачи урока:

  • обсудить с детьми опасные и безопасные ситуация дома, в школе, на улице и т.д.;
  • обучит детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений;
  • показать связь поступков и решений.

Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
Учебники, компьютер, экран и т.д.

Ход урока

I.Организационный момент
- Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.

Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
- Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

II. Изучение новой темы:
Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
Безопасность
Следовательно, возникает вопрос.
- А, что такое опасная ситуация?
Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

III. Разгадывание кроссворда.

1.Спортивное сооружение. (Стадион)
2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
8.Подземная железная дорога. (Метро)
9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

Что же относиться к таким факторам:


IV. Чтение статьи учебника (стр.5 -8).
- Найдите и прочитайте в статье, какие ситуация называются чрезвычайными?
Чрезвычайные ситуации – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.
- Какие ситуации называют экстремальными?
Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации. Которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
- На сколько групп можно условно разделить опасные ситуации?

Все термины и схему дети записывают в тетрадь.

V. Закрепление новой темы.
А) Решение ситуационной задачи .
Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
- В чём заключалась опасность для мальчика?
- Что могло бы произойти с мальчиком?
Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
Рассказ «Жажда»
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»

Шаги принятия решений:
1 шаг . Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
2 шаг . Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
3 шаг . Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
4 шаг . Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

Б) Работа в парах по рисунку.
Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.

В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
- Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
- Что у вас получилось?
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

VI. Итог урока.
- Что такое опасная ситуация?
- Какие ситуации называют чрезвычайными?
- На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
VII. Домашнее задание.
Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.

Спасибо за урок. До свидания!

«1 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ. ВОЗМОЖНЫЕ АВАРИЙНЫЕ И ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЛИЩЕ,ИХ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА Опасные ситуации в...»

1 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ.

ВОЗМОЖНЫЕ АВАРИЙНЫЕ И ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЛИЩЕ,ИХ ПРИЧИНЫ И

ПРОФИЛАКТИКА

Опасные ситуации в быту:

Пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

Взрыв газа (утечка газа, не выключенная плита);

Затопление (неисправные, не выключенные водопровод или стиральная машина);

Отравление (газом или химическими препаратами);

Поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами);

Разрушение стен и строительных конструкций (землетрясение или взрыв);

Причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

Небрежность (не закрытый кран, забытый чайник, заливший газовую плиту);

Неправильное обращение с бытовыми приборами;

Неосторожное обращение с огнем и химическими веществами;

Криминальные ситуации (взлом, ограбление).

ПОЖАР. Основные причины пожара в быту:

а) неосторожное обращение с огнем;

б) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;

в) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;



г) утечка газа;

д) беспечность, небрежность при обращении с огнем;

е) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

В доме (квартире) недопустимо:

Применять самодельные электрические приборы и предохранители пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией;

Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более –3-х), использовать неисправную аппаратуру, пользоваться поврежденными розетками;

Накрывать и обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими предметами;

Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов;

Оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы, радиоприемники и т.

Загромождать проходы, коридоры, лестничные площадки, марши лестниц и эвакуационные люки мебелью, различными материалами, устраивать в квартирах мастерские и склады, где применяются и хранятся взрывопожароопасные вещества;

Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям;

Неосторожно обращаться с открытым огнем (играть со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами).

ВЗРЫВЫ. Большую опасность представляют взрывы в жилых и общественных зданиях. Чаще всего взрывается газ, но в последнее время получили распространение случаи, связанные со взрывчатыми веществами.

Чтобы уберечься от взрыва, необходимо выполнять следующие рекомендации:

Соблюдать особую осторожность при пользовании газовыми плитами и баллонами со сжатым газом;

Избегать хранения в доме большого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ. Имеющиеся в доме небольшие количества этих веществ надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов;

Заходя в подъезд дома, обращать внимание на посторонних людей и незнакомые предметы.

Как правило, взрывное устройство в здании закладывается в подъездах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницей. Заметив незнакомый подозрительный предмет, не следует подходить к нему близко. Необходимо немедленно сообщить о находке в милицию, предупредить людей об опасности, не позволять им прикасаться к опасному предмету и обезвреживать его.

ЗАТОПЛЕНИЕ КВАРТИРЫ. Причинами затопления являются:

а) неисправность запорных устройств (краны, вентили, смесители);

б) большой напор воды и переливание ее через край раковины. Это происходит в случаях, когда краны плохо отремонтированы, и вода не успевает стекать в систему канализации;

в) невнимательность хозяев квартиры (открытый кран, вентиль);

г) аварийное состояние водопровода;

д) засорение канализации;

е) протечки крыши.

Чтобы исключить затопление квартиры, необходимо:

Не бросать посторонние предметы в канализационную систему;

Не засорять раковину отходами от продуктов питания;

Уходя из дома, не оставлять засоренную раковину;

Уходя из дома, проверить, закрыты ли все краны;

Не допускать в квартире текущих труб и кранов.

ОТРАВЛЕНИЕ ГАЗОМ ИЛИ ХИМИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ происходит, в основном, по причине не соблюдения правил безопасности при их использовании.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, необходимо выполнять следующие правила:

Не делать уроки на кухне при включенном газе;

Не открывать максимально газовые краны;

Не оставлять включенную плиту без присмотра;

При запахе газа на кухне или в квартире необходимо выключить конфорки газовой плиты и перекрыть газовый кран; не включать электричество, не зажигать спички, зажигалки и свечи; выключить электрические приборы; открыть окна, балкон, чтобы проветрить помещение; если газ продолжает поступать, попросить соседей или позвонить самому по телефону 04.

Основные правила, соблюдение которых поможет избежать отравление препаратами бытовой химии:

а) никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;

б) не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;

в) не пользоваться спичками и другим огнем рядом с банками или бутылками с резким запахом;

г) хранить химически опасные вещества в специально закрывающихся шкафчиках;

д) делать предупредительные надписи на бутылках и другой таре с красками, лаками и другими веществами;

е) перед тем, как применять какое либо средство, прочитать рекомендации (инструкцию) по его применению и строго соблюдать их.

ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, как правило, происходит в результате нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием.

Прикосновение к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой.

Чтобы исключить поражение электрическим током, необходимо выполнять следующие рекомендации:

а) не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;

б) не пользоваться неисправными электроприборами;

в) не прикасаться к включенному электроприбору мокрыми руками;

г) не устраивать игры вблизи электроподстанций, на чердаках, в подвалах, около электрощитов.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ.

МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

Основными причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях являются: неисправность электросети и электроприборов; утечка газа; возгорание электроприборов, оставленных под напряжением (утюг, плита, радиоприемник, телевизор и др.);

неосторожное обращение и шалость детей с огнем (брошенные горящая спичка, окурок, зажженная свеча или игры с петардами); использование неисправных или самодельных отопительных приборов; оставленные открытыми двери топок (печей, каминов); выброс горящей золы вблизи строений; беспечность и небрежность в обращении с огнем.

Меры пожарной безопасности в быту. Следует избегать хранения в доме большого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и взрыву веществ. Имеющиеся в доме не большие количества этих веществ надо держать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать их встряске, ударам, не разливать. Соблюдать особую осторожность при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод. Не разогревать мастики и лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне, не производить стирку в бензине.

Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин, хранить макулатуру в мусорокамерах.

Необходимо содержать исправными выключатели, вилки и розетки электроснабжения и электрические приборы. Запрещается перегружать электросеть, оставлять включенными электронагревательные приборы и телевизоры без присмотра.

При ремонте электронагревательных и электронных приборов их следует отключать от сети.

Эксплуатация таких приборов и устройств должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями инструкций и руководств.

Нельзя сушить белье над горящей газовой плитой или печью, отогревать замерзшие трубы открытым огнем.

Недопустимо разрешать детям играть спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ, оставлять малых детей без присмотра.

Запрещается загромождать подъездные пути к зданиям, запирать двери общих прихожих в многоквартирных домах, заставлять тяжелыми предметами легко разрушаемые перегородки, закрывать проемы лестничных клеток, закрывать тяжелыми предметами балконные люки.

В домах с печным отоплением не допускается:

оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям;

оставлять дрова и другие горючие материалы на предтопочном листе;

применять для разжигания печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие горючие вещества;

топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;

перекаливать печи.

Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.

п.) обязан:

1. Немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану – тел. 01(при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

2. Принять, по возможности, меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

2 МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОБЫТОВЫХ И ГАЗОВЫХ ПРИБОРОВ

При эксплуатации электроустановок недопустимо:

Использовать электроаппараты и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям), или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной изоляцией;

Пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);

Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов;

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п.;

Применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

Прокладывать транзитные электропроводки и кабельные линии через складские помещения, а также через пожароопасные и взрывоопасные зоны;

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п.

При эксплуатации телевизоров необходимо соблюдать следующие правила:

Применять только стандартные предохранители, номиналы которых указаны в комплекте поставки;

Не устанавливать телевизор в непосредственной близости от легковоспламеняющихся и распространяющих огонь предметов;

Не устанавливать телевизор вблизи приборов отопления или в мебельных стенках, где он плохо охлаждается;

Не закрывать вентиляционные отверстия задней стенки и в нижней части корпуса телевизора;

Располагать розетку подключения вилки питания в доступном месте для быстрого отключения телевизора от сети;

Не оставлять включенный телевизор без присмотра;

Исключить возможность самостоятельного включения телевизора детьми;

Вынимать вилку шнура питания из розетки, если телевизор остается не работающим длительное время (более суток);

Если телевизор не исправен (нет изображения, слышно гудение, ощущается запах гари и т. п.), срочно отключить телевизор от сети.

Поскольку газовые приборы являются потенциальными источниками пожара в быту, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

Эксплуатацию газовых приборов и оборудования производить в строгом соответствии с требованиями инструкций;

Следить за нормальной работой газовых приборов. При прекращении подачи газа закрыть краны горелок газовых приборов и сообщить в аварийную службу по телефону 04;

По окончании пользования газом закрыть краны на газовых приборах и вентили перед ними, а при размещении баллонов внутри кухонь – дополнительно закрыть вентили у баллонов;

При неисправности газового оборудования вызвать работников газового хозяйства;

При появлении в помещении запаха газа немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны к приборам и на приборах, открыть окна или форточки для проветривания помещения, вызвать аварийную службу газового хозяйства по телефону 04 (из не загазованного помещения). Не зажигать огня, не курить, не включать и не выключать электроосвещение и электроприборы, не пользоваться электрозвонками;

При обнаружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице необходимо:

1.Оповестить окружающих о мерах предосторожности;

2. Сообщить в аварийную газовую службу по телефону 04 из не загазованного места;

3. Принять меры по удалению людей из загазованной среды, предотвращению включения и выключения электроосвещения, появлению открытого огня и искры;

4. До прибытия аварийной бригады организовать проветривание помещения.

Правила пользования газом в быту запрещают:

Оставлять работающие газовые приборы без присмотра;

Допускать к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста;

Пользоваться газовыми плитами для отопления помещения;

Пользоваться помещениями, где установлены газовые приборы, для сна и отдыха;

Применять открытый огонь для определения утечки газа (с этой целью используются специальные приборы);

Хранить в помещениях и подвалах порожние и заполненные сжиженным газом баллоны;

Иметь в газифицированном помещении более одного баллона вместимостью 50 (55) л или двух баллонов вместимостью 27 л каждый (один их баллонов – запасной);

Располагать баллоны против топочных дверок печей на расстоянии менее 2 м.

3 ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА И СРЕДСТВА БЫТОВОЙ ХИМИИ,

В БЫТУ. МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТРАВЛЕНИЙ

ПРЕПАРАТАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ.

Товары бытовой химии классифицируются по назначению: моющие средства, чистящие, дезинфицирующие, средства для ухода за мебелью и полом, для борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений, клеи, лакокрасочные материалы.

По степени опасности для человека препараты бытовой химии можно условно разделить на четыре группы:

Безопасные – на их упаковке отсутствуют предупредительные надписи;

Относительно безопасные – на упаковке есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза»;

Ядовитые – на упаковке есть надписи: «Яд» или «Ядовито»;

Огнеопасные – на упаковке есть предупредительные надписи: «Огнеопасно», «Не распылять вблизи открытого огня» и др.

Препараты бытовой химии при неправильном их использовании могут служить причиной отравлений.

Меры по профилактике отравлений. Хранить средства бытовой химии рекомендуется в помещении, где есть вытяжная вентиляция (ванная, туалет), в специально оборудованных шкафчиках.

Средства, опасные в пожарном отношении (бензин, ацетон, скипидар, пятновыводители и др.), должны находиться в закрытых стеклянках, далеко от источников огня, желательно в прохладном месте. Все упаковки с химическими веществами должны быть снабжены этикетками с четкой и разборчивой надписью.

Нельзя пересыпать и переливать химические жидкости и порошки в посуду из-под молока, других напитков и лекарств. Средства, содержащие в своем составе кислоты и щелочи, должны обязательно храниться закрытыми и иметь этикетку. При работе с ними надо надевать резиновые перчатки, очки, а после завершения работы вымыть теплой водой с мылом и перчатки, и руки.

Ни в коем случае нельзя хранить дома неизвестные или ставшие ненужными химикаты; тем более нельзя пользоваться химическими средствами, особенно ядовитыми, приобретенными не в магазинах.

Перед тем как применять какое либо средство, нужно внимательно и не торопясь прочитать все рекомендации, приведенные на упаковке или в инструкции, и строго соблюдать их. Бытовые химические средства следует применять только в таком количестве и в той концентрации, как указано в инструкции.

Жидкие вещества можно переливать только через воронку, а сыпучие – пересыпать ложкой. При этом надо беречь глаза от попадания в них брызг или порошка. Воронку и ложку после употребления надо вымыть и высушить. Хранить их лучше всего в том же месте, где хранятся химические препараты.

Особые правила предосторожности надо соблюдать с аэрозольными баллончиками. Храниться они должны в вертикальном положении в прохладном месте. На баллоны не должны попадать прямые солнечные лучи. Во время распыления аэрозоля из баллона нельзя курить, зажигать газовые горелки. Детям пользоваться баллонами запрещается.

Все работы с ядохимикатами надо производить в специальной одежде- халате, фартуке или комбинезоне. После работы ее следует выстирать.

Необходимо знать, что отравления, как правило, возникают внезапно, развиваются очень быстро и в случае промедления в оказании медицинской помощи могут привести к смерти пострадавшего в первые же часы.

4 ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

Потенциальные опасности на кухне. Всем кажется, что дом – самое надежное и безопасное место.

Но так ли это на самом деле?

Возможность несчастного случая в доме чрезвычайно велика. В кухне находятся различные бытовые приборы и оборудование: плита, являющаяся источником тепла или тостер, в котором, если его оставить без присмотра, может загореться подсушиваемый хлеб, - а также многие другие предметы требующие внимания.

Треугольник огня.

Огню нужны три вещи:

1. Источник тепла: зажженная спичка, открытое пламя, электронагревательный прибор.

2. Горючее: одежда, бутылка бензина, постельное белье, мебель.

3. Кислород, который содержится в окружающем нас воздухе.

Убери одну из этих составляющих – и огонь погаснет.

Например:

1. Вода, вылитая на огонь, понижает температуру и устраняет источник тепла.

2. Крышка, положенная на загоревшуюся сковороду, перекрывает доступ кислороду.

3. Без горючего нечему гореть, а значит - не может быть огня.

В процессе горения происходит химическая реакция с выделением различных газов. При недостатке кислорода сгорание получается неполным. В этом случае образуется дым, который содержит ядовитые вещества. От дыма больше погибает людей, чем от огня. Так как дым, образующийся в процессе горения, имеет высокую температуру, он поднимается до самой высокой точки в помещении. Поэтому на ранней стадии пожара можно проползти под дымом.

–  –  –

там, где дым, - температура выше.

В данном случае имеется ввиду, что квартира находится в многоэтажном доме, на высоком этаже, откуда самостоятельно эвакуироваться, например, через окно без угрозы для жизни и здоровья нельзя.

Если в вашей квартире случился пожар, следует принять ряд мер, которые помогут выбраться наружу невредимыми.

–  –  –

2. По перемещению ползком.

3. Как определить, есть ли пожар за дверью. Защита от дыма.

4. По задержке дыхания и открыванию окна.

5. Как позвать на помощь и выйти из горящей квартиры.

6. По перемещению телефона и вызову пожарной команды.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА НА ДАЧЕ, В СЕЛЬСКОМ ДОМЕ

В данном случае подразумевается также пожар в доме, находящемся в сельской или малонаселенной местности, имеющем малую этажность.

Если на вашей даче случился пожар, следует принять ряд мер, которые помогут вам выбраться наружу невредимыми, по аналогии с изложенным выше. Дополнительную же информацию обозначим новым пунктом.

7. Как безопасно выбраться из окна.

В случае отсутствия другого пути спасения, покидайте помещение через окно. Если окно находится на высоте второго этажа, выбросьте подушки и матрас вниз, и если под руками нет прочной веревки, сделайте «канат», связав за концы пастельное белье. Спускайтесь по нему вниз. Это поможет либо смягчить ваше падение из окна, либо опуститься ближе к земле. Маленьким детям не рекомендуется самим связывать канат из белья, так как, если он развяжется, в результате падения ребенок рискует получить серьезные травмы. Это должны сделать взрослые или старшие по возрасту дети. Канат должен быть связан очень прочно и надежно закреплен, желательно как можно ближе к окну. Не выпрыгивайте из окна, а свесьте сначала ноги и, опуститесь полностью на руках, держась за подоконник. Затем разожмите руки и прыгайте на подушки или матрас. Как можно скорее оповестите о пожаре соседей, чтобы они позвонили в пожарную охрану или же сами воспользуйтесь ближайшим таксофоном.

КАК ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ

–  –  –

Закончив телефонный разговор, оставайтесь поблизости, чтобы направить прибывающие пожарные машины к месту происшествия. Никогда не возвращайтесь к месту возникновения пожара, чтобы не подвергать себя опасности. Это – дело пожарных. Пусть вас не смущает большое количество вопросов. Пожарные начнут собираться сразу, как только вы назовете адрес и ЭВМ автоматически включит сигнал тревоги в той пожарной части, которая находится ближе всего к месту возгорания. А пока пожарные собираются, диспетчер службы 01 выслушает вас и сам задаст конкретные вопросы, чтобы собрать необходимые дополнительные сведения, которые он передаст по радиосвязи пожарной команде, к тому времени уже следующей к месту происшествия. По нормативам на сбор и выезд по тревоге пожарным требуется 45 секунд.

5 КАК ЗАЩИТИТЬ КВАРТИРУ

На протяжении последних лет проблема борьбы с кражами имущества граждан в деятельности органов внутренних дел – одна из наиболее актуальных. Ежегодно на территории России происходит примерно 300 – 350 тысяч квартирных краж, что составляет восьмую часть от всех зарегистрированных преступлений.

Преступники действуют все более квалифицированно. Наряду с традиционными способами проникновения – через двери, окна и балконы (часто не выручают ни металлические двери, ни сверхсекретные замки и решетки) – чаще стали использоваться проломы потолка, пола и стен.

Нередко в ход идет специальное альпинистское снаряжение. Потенциальным объектом преступления становится буквально все: от ювелирных изделий и компьютеров до содержимого холодильников.

Специалисты затрудняются точно оценить сумму материальных потерь от этого вида преступлений. В них входят и ущерб от самих краж, и затраты, связанные с установкой более совершенных замков, заменой или укреплением дверей, оплатой страховки и т.д. Повышенная социальная опасность подобных преступлений усугубляется сопровождающим его насилием в отношении граждан с применением оружия, баллончиков со слезоточивым газом, наручников, электрошоковых устройств.

В этих условиях все большее значение приобретает деятельность Вневедомственной охраны при ОВД по защите собственности граждан.

Статистика свидетельствует, что с помощью технических средств сигнализации предотвращается от 3,5 до 4 тысяч квартирных краж в год. В 2001 году, например, удалось предотвратить 3585 краж, задержав при этом свыше 3800 преступников. Почти каждое такое задержание позволяет в дальнейшем раскрыть другие, ранее совершенные, преступления.

Подразделения Вневедомственной охраны действуют на объектах жилого сектора по следующим направлениям:

1. Централизованная охрана мест проживания граждан.

2. Организация небольших пунктов централизованной охраны (микроПЦО) в слабо телефонизированных и новых районах.

3. Непосредственная охрана постами милиции, военизированной охраны(ВОХР), сторожами Вневедомственной охраны с использованием средств тревожной сигнализации.

4. Охрана закрытых дворовых территорий и припаркованного на них автотранспорта путем организации КПП на въездах и выездах дворов.

5. Охрана обходными маршрутами в районах малоэтажной застройки с периодическим осуществлением осмотра лестничных маршей, состояний входов в подвальные и чердачные помещения, а также проверки работоспособности кодовых замков.

6. Создание пунктов видео наблюдения.

7. Оборудование средствами сигнализации входов в подвалы, лифтовые и чердачные помещения.

8. Оснащение средствами тревожной сигнализации рабочих мест диспетчеров лифтовой, квартир старших по подъезду.

9. Установка металлических и укрепленных дверей, кодово-замочных устройств.

Современная аппаратура позволяет вовремя фиксировать и подавать сигнал тревоги при проникновении посторонних лиц в квартиру. Обычно средства сигнализации блокируют входные, балконные двери(на открывание и пролом), оконные проемы (на открывание и разбитие стекла), некапитальные стены. Можно установить извещатели, контролирующие объем помещения, а также защищающие отдельные предметы.

При проникновении преступников в охраняемое помещение сигнал тревоги поступает на ПЦО подразделений Вневедомственной охраны. Оперативное реагирование

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В КВАРТИРЕ

Если в вашей квартире случился пожар, следует принять ряд мер, которые помогут выбраться наружу невредимыми.

Приведенные ниже примеры объясняют, почему нужно принимать те или иные меры, и как им научиться.

1.По скатыванию с кровати.

Если вы проснулись от шума пожара или запаха дыма, не садитесь в кровати, а скатывайтесь с нее прямо на пол. Если вы сядете в кровати, вы можете вдохнуть дым, в котором могут быть ядовитые газы.

2.По перемещению ползком.

Проберитесь ползком по полу под облаком дыма к двери вашей спальной комнаты. Так вы избежите отравления дымом.

3.Как определить, есть ли пожар за дверью. Защита от дыма.

Достигнув двери, не открывайте ее, так как за ней может быть огонь. Осторожно прикоснитесь к двери или ручке (если она ниже уровня дыма) тыльной стороной ладони. Тыльной – более чувствительной – стороной ладони безопаснее и эффективнее можно определить температуру двери и ручки. Если за дверью пожар - температура высокая. Если дверь не горячая, вы можете ее осторожно открыть. Если дверь горячая, не открывайте ее, а закупорьте щель под дверью, чтобы предотвратить дальнейшее проникновение дыма, возвращайтесь ползком в глубину комнаты и принимайте меры к спасению.

4.По задержке дыхания и открыванию окна.

Откройте окно. Возможно, придется сделать вдох и задержать дыхание, встав на ноги в дыму, чтобы открыть окно. Рекомендуется сократить до минимума время, в течении которого вы находитесь в дыму; поэтому перед тем как подняться, чтобы открыть окно, следует сделать глубокий вдох. Затем подняться, открыть ручки окна, снова присесть на корточки и глубоко вдохнуть, а потом, открыв окно, высунуться из него и кричать «ПОМОГИТЕ! ПОЖАР»

Если стоя у окна вы задыхаетесь от дыма, снова присядьте на корточки и глубоко вдохните. Затем опять, высунувшись из окна, зовите на помощь, стараясь привлечь к себе внимание.

5.Как позвать на помощь и выйти из горящей квартиры.

Если можно открыть двери вашей спальни, выберитесь из нее на четвереньках и закройте за собой дверь. Передвигайтесь на четвереньках, чтобы оставаться ниже уровня дыма, направляйтесь из вашей квартиры к выходу. Дайте знать всем в квартире о пожаре, но не подвергайте себя при этом риску. Если из-за пожара вы не можете выйти из квартиры, вернитесь в свою комнату и выполняйте действия описанные в предыдущем случае.

Вы обязательно должны закрывать за собой все двери, через которые вы проходите.

6.По перемещению телефона и вызову пожарной команды.

Как только ситуация станет достаточно безопасной, чтобы позвонить, вызовите пожарную команду.

Если вы не можете выбраться в безопасное место, возможно, вы сможете поставить имеющийся в вашей квартире телефон на пол и набрать 01, чтобы вызвать пожарную команду. Это можно сделать лишь при условии, что вы не подвергнетесь риску: за закрытой дверью, ограждающей вас от огня, и лежа на полу, ниже уровня дыма.

ГУ МЧС РОССИИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

ОТДЕЛЕНИЕ ГПН

–  –  –

ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА ТЕБЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА

Многие при пожаре получают серьезные ожоги из-за того, что на них загорается одежда.

Поинтересуйтесь, ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, что делать, если на тебе или на ком - нибудь другом загорелась одежда?

Представь себе, что вы с товарищем стоите у огня, и вдруг у твоего товарища загорелась штанина и огонь поднимается к куртке. Он в панике начинает бегать вокруг.

Что нужно делать в этом случае: ОСТАНОВИТЬ его. Беготня и паника в этом случае не помогут, а любое движение воздуха или ветер еще больше разожгут пламя, и оно быстро распространится по одежде.

ПОВАЛИТЬ на землю или на пол. Постарайтесь поставить ему подножку. Когда человек находится в вертикальном положении, огонь, двигаясь вверх, приближается к лицу.

КАТАТЬ его по земле или по полу, так как что потушит пламя. Если поблизости есть кусок плотной (лучше влажной), ткани – набрось его на горящего человека. Это прекратит доступ кислорода.

Когда пламя будет потушено, вызови «скорую помощь» и начни охлаждать ожоги водой. НЕЛЬЗЯ СНИМАТЬ ни какие предметы одежды, прилипшие к пораженному месту пострадавшего.

КАК ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ

Самое важное при обнаружении пожара – вызвать пожарную охрану. Это следует сделать из безопасного места: например, из соседней квартиры или из таксофона на улице. Чтобы вызвать пожарную охрану, нужно снять трубку и набрать 01. Вас соединят с диспетчерским пунктом противопожарной службы. Диспетчер задаст вам ряд вопросов.

–  –  –

Закончив телефонный разговор, оставайтесь поблизости, чтобы направить прибывающие пожарные машины к месту происшествия. Никогда не возвращайтесь к месту возникновения пожара, чтобы не подвергать себя опасности. Это – дело пожарных. Пусть вас не смущает большое количество вопросов. Пожарные начнут собираться сразу, как только вы назовете адрес, и ЭВМ автоматически включит сигнал тревоги в той пожарной части, которая находится ближе всего к месту возгорания. А пока пожарные собираются, диспетчер службы 01 выслушает вас и сам задаст конкретные вопросы, чтобы собрать необходимые дополнительные сведения, которые он передаст по радиосвязи пожарной команде, к тому времени уже следующей к месту происшествия. По нормативам на сбор и выезд по тревоге пожарным требуется 45 секунд.

ТЯГОТЕНИЯ ЗЕМЛИ Аннотация. В статье обосновывается возможность преодоления сопротивление инерции массы тела межплан...» в следующих соединениях: А1. K2Cr2O7, A2. K2CrO4. Напишите ур...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


неправильное обращение с бытовой техникой;


неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
■ отравление (газом или химическими препаратами);
■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?

Изучение дополнительной литературы по темам:

А) Правила безопасного поведения в быту

Б) Правила пожарной безопасности и поведения на пожаре

В) Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Г) правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Проверочные работы для определения знаний материала:

1. Люди давно селятся вместе, образуя поседения, поселки и города. Для многих людей города стали домом, работой,

местом отдыха. Вместе с этим в городе существуют свои проблемы, многие из которых влияют на безопасность личности. Подумайте и ответьте:

а) Какие существуют отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя?

б) Какие опасные ситуации чаще всего случаются в городских условиях?

в) Какие опасные зоны существуют в городе?

2. Для помощи людям, попавшим в опасные ситуации в горо­дах, созданы различные службы. Подумайте и ответьте:

а) Какие городские и районные службы обеспечивают без­опасность горожан?

б) Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

в) Для чего в крупных городах создается «телефон доверия»?

3. Школа, в которой вы учитесь, находится примерно в двухстах метрах от вашего дома, но на другой стороне автомобильной дороги. Ближайшие пешеходные переходы расположены с одной стороны в семистах метрах, с другой стороны - в девятистах. Дорога в обе стороны не имеет поворотов, подъе­мов и спусков, Подумайте и ответьте:

а) Как правильно перейти дорогу по пути в школу и обратно?

б) Чего нельзя делать при переходе улицы (дороги)?

в) Какие правила безопасности следует выполнять при ката­нии на велосипеде и роликах?

4. Вместе с классом вы собираетесь на большой концерт, который проводится на открытой площадке спортивного комплекса. Поскольку погода прохладная и пасмурная, вы хотите надеть длинную куртку на "липучках", теплый длинный шарф, обувь с длинными шнурками, взять с собой зонтик и спор­тивную сумку. Подумайте и ответьте:

а) Правильно ли подобрана экипировка на указанное мероприятие? Если неправильно, то объясните почему?

б) Какие опасности могут возникнуть в местах большого ско­пления людей?

в) Как правильно вести себя в толпе, охваченной паникой?

г) Что необходимо предпринять, если вы упали в движущейся толпе?

5. Зайдя в свой подъезд, вы увидели, Что в нем находится до­вольно крупная собака. Язык ее высунут, а из пасти капает слюна. Животное настроено агрессивно, хрипло лает и пытается на вас броситься. Подумайте и ответьте:

а) Что необходимо предпринять в этом случае?

б) Как правильно действовать при нападении собаки?

в) Что следует сделать, если вас укусила собака?

6. Ваш знакомый решил погладить брюки. Он взял утюг, но не придал значения тому, что провода, прилегающие к электро­вилке, оголились. Сполоснул водой руки и, не вытирая их, пытается подсоединить электровилку к электророзетке. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила обращения с электронагревательными при­борами нарушил ваш знакомый?

б) К каким последствиям эти нарушения могут привести?

в) Какие еще правила обращения с электробытовыми прибо­рами вы можете назвать?

7. Ваш младший брат трех лет очень любознательный непоседа - то найдет кусок проволоки и попытается воткнуть его в розетку, то просит показать ему, как проводится электросвар­ка на соседней стройке. Подумайте и ответьте:

а) К чему могут привести такие шалости?

б) Каким образом можно защитить розетки от маленьких детей?

в) К каким последствиям может привести даже непродолжи­тельное наблюдение за процессом электросварки?

8. Вы пришли с прогулки домой и обнаружили, что прихожая залита водой. Пройдя в ванную комнату, вы увидели, что вода поступает из стыка трубы, подводящей холодную воду к умывальнику. Родители еще не пришли с работы. В кварти­ре больше никого нет. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности вы предпримете?

б) В связи с какими причинами в квартире (доме) может случиться затопление?

в) Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать затопления?

9. Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струя горячей воды. Дома больше никого нет. Родители придут с работы примерно через три часа. Подумайте и

ответьте:

а) Какие меры вам необходимо предпринять?

б) К каким последствиям может привести затопление кварти­ры (дома) водой?

в) Почему наиболее опасным является заполнение жилища паром и затопление горячей водой?

10. Вы пришли из школы домой. Войдя в квартиру, почувствова­ли запах газа. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять в этом случае?

б) Какие правила надо соблюдать, чтобы избежать вредных последствий от воздействия бытового газа?

в) На какие группы по степени опасности можно условно разделить средства бытовой химии?

11. Ваша старшая сестра зажгла конфорку газовой плиты, поста­вила на нее чайник, наполненный водой, и ушла в другую комнату слушать музыку. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила безопасности нарушила ваша сестра?

б) К каким последствиям может привести такое поведение?

в) Почему, почувствовав запах газа, нельзя пользоваться от­крытым огнем и включать электрическое освещение?

12. Вы пришли к товарищу, чтобы покрасить модель планера. В ходе работы вам потребовался растворитель. Кроме вас в квартире никого нет. Друг сказал, что бутылка с растворите­лем находится, скорее всего, в кладовой, но там нет освеще­ния. Поэтому надо взять с собой спички. Подумайте и ответьте:

а) Прав ли ваш друг в отношении использования спичек, и к каким последствиям это может привести?

б) Какие правила безопасности надо соблюдать при обра­щении со средствами бытовой химии?

в) Где лучше всего в домашних условиях хранить опасные химические вещества?

13. Вы с друзьями пошли в лес за грибами. Взяли с собой огурцы, бутерброды с вареной колбасой, яблоки, квас. Примерно че­рез три часа стало жарко, вы решили немного подкрепиться. Когда вы вернулись домой, то почувствовали слабость и боли в животе. Подумайте и ответьте:

а) Что с вами случилось и по какой причине?

б) Какими продуктами питания и когда можно отравиться?

в) Какие правила необходимо выполнить, чтобы не допустить пищевого отравления?

14. Находясь в квартире, вы ощутили мощный толчок, сопровож­даемый сильным раскатистым звуком. Выглянув* на лест­ничную площадку, вы увидели, что она заполнена дымом и пылью, часть лестницы разрушена. Похоже, что произо­шел взрыв. В квартире, кроме вас, младшая сестра ученица первого класса. Подумайте и ответьте:

б) По каким причинам происходят взрывы в зданиях?

в) В каком случае следует покидать здание, пострадавшее от взрыва?

15. В результате взрыва скопившегося газа сильно пострадал жилой дом. Один из его жильцов оказался завален упавшей мебелью и получил открытую травму ноги. Он находится в сознании. Подумайте и ответьте:

а) Что должен предпринять пострадавший жилец?

б) Почему после взрыва в здании надо стараться не пользо­ваться лестницей и лифтом?

в) Что вы понимаете под выражением "час тишины"?

16. Вы пришли из школы домой, зажгли газовую плиту, постави­ли на нее чайник с водой и на минуту выпели к соседям по площадке, не взяв ключ. Когда вы возвратились к своей квартире, то обнаружили, что дверь захлопнулась на замок. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять в этом случае?

б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не попасть в подобное положение?

в) От каких действий необходимо воздержаться, если вы по­теряли ключ от квартиры (дома).

17. Собираясь утром в школу, вы услышали по радио, что ночью прошел дождь, а потом температура понизилась и на улице - гололед. Подумайте и ответьте:

а) Какие меры безопасности вы предпримете в этом случае?

б) Чем опасен гололед?

в) Как можно смягчить падение во время гололеда?

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

1. Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы за­глянули в комнату, она была заполнена дымом. Ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?

в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в ново­годние праздники?

2. Вы пришли из школы домой. Кроме вас в квартире находится престарелая бабушка, приехавшая в гости. Через некоторое время вы ощутили запах гари и дыма. Подойдя к входной двери и открыв ее, вы увидели, что из квартиры напротив идет дым, который устремляется вверх. Внизу, примерно на высоте человеческого роста, видимость хорошая и дыма почти нет. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять?

б) По каким причинам случаются пожары в жилых зданиях?

в) Какую опасность при пожаре представляют собой синтети­ческие материалы?

3. Во время летних каникул вы с родителями поехали отдохнуть в санаторий. Родители утром ушли на лечебные процедуры, а вы остались в номере дочитывать книжку. Ваше внимание от чтения отвлекли шум, возня и крики в коридоре. Вы открыли дверь и вышли на несколько шагов в коридор. Вне­запно из-за поворота послышался сильный гул и появилась стена огня, стремительно двигающаяся в вашу сторону. Поду­майте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Какие средства пожаротушения предусмотрены в многоэта­жных зданиях и учебных учреждениях?

в) Какие огнетушители вы знаете, для чего они предназначе­ны, чем отличаются друг от друга?

4. Вы находитесь в квартире один и смотрите телевизор. Откуда-то появился запах жженой пластмассы и паленой резины. Но вы не придали этому значения. Внезапно из телевизора послышался сильный треск и из задней панели пошел силь­ный и едкий дым. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Какие правила пожарной безопасности следует соблюдать при обращении с электробытовыми приборами?

в) Какое максимальное количество электробытовых приборов можно подключить к одной электророзетке?

5. Со старшим братом, недавно получившим водительское удостоверение, вы пришли в гараж, чтобы подготовить авто­мобиль к поездке. Неожиданно ваше внимание привлек ти­хий треск из угла, где размещен электрощиток. Когда вы подошли к нему, то увидели, что оттуда летят искры и идет дым. В салоне автомобиля есть огнетушитель, а на полке гаража- кусок брезента. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности вы предпри­мете?

б) Какие средства пожаротушения следует иметь в автомобиле?

в) Для каких целей предназначены углекислотные огнетуши­тели?

6. Вы живете на пятом этаже. Сделав уроки, вы решили погу­лять. Выйдя на лестничную площадку, вы увидели, что она сильно задымлена, видимости почти никакой, снизу продолжает поступать густой дым. Подумайте и ответьте:

а) Как вы будете действовать в этом случае?

б) Что представляет собой внутренний пожарный кран и как им пользоваться?

в) Назовите последовательность и порядок вызова пожарной охраны.

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

1. Ваш знакомый на автобусе отправился за город. Идет дождь. Покрытие дороги мокрое. На одном из поворотов автобус за­несло, он ударился об ограждение и остановился. Из мотор­ного отсека пошел дым и показались языки пламени. Знако­мый не пострадал и находится примерно в средней части автобуса. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять знакомому?

б) Какие правила безопасного поведения необходимо соблю­дать при следовании в транспортном средстве?

в) Какую основную опасность для пассажиров представляют троллейбус и трамвай?

2. Ваша родственница отправилась к месту проведения отпуска железнодорожным транспортом. На одном из перегонов про­водник вагона объявил, что в связи с разрушением пути поезд осуществляет экстренное торможение и пассажирам необхо­димо быстро подготовиться покинуть вагон на ходу поезда. Подумайте и ответьте:

а) Что следует предпринять вашей родственнице?

б) Как следует прыгать из движущегося поезда и как призем­ляться?

в) Какие правила безопасности следует выполнять при пользо­вании железнодорожным транспортом?

г) Как следует правильно размещать багаж в вагоне поезда?

3. Во время полета пассажирского авиалайнера возникла необхо­димость в совершении аварийной посадки. После приземле­ния в самолете возник пожар. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия следует предпринять пассажирам в ука­занной ситуации?

б) Какие правила необходимо соблюдать пассажирам во время полета на самолете?

в) Как надо себя вести при разгерметизации самолета?

4. Во время путешествия на теплоходе один из пассажиров, сильно перегнувшись через борт, не удержался и упал в воду. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять упавшему за борт пассажиру?

б) Что должен сделать первый, заметивший падение человека за борт?

в) Какие средства спасения предусмотрены на морских и реч­ных судах?

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

1. Возникающие в жизни криминогенные ситуации представ­ляют иногда серьезную угрозу жизни и здоровью людей. Разные люди перед лицом опасности ведут себя по разному. Подумайте и ответьте:

а) Какие психологические приемы можно отнести к важному оружию самозащиты?

2. В квартиру одинокой женщины пытаются, взломав дверь, проникнуть злоумышленники. Подумайте и ответьте:

а) Что вы посоветуете предпринять женщине в этом случае?

в) Как правильно вести себя, если в вашу квартиру звонит незнакомый человек?

3. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительны и не забывали правил безопас­ности. Подумайте и ответьте:

а) Что делать, если вы дома один (одна), а квартиру пытаются открыть злоумышленники?

б) Что делать, если вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта?

в) В каких случаях и кому нельзя открывать дверь квартиры, чтобы обеспечить личную безопасность?

4. В газетах, по радио и телевидению часто сообщают о преступ­лениях, совершенных в подъездах жилых домов. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила безопасности необходимо соблюдать при входе в дом (подъезд)?

б) Какие источники опасности существуют в лифте?

в) Что вы предпримете, если в подъезде или лифте на вас на­пали?

5. Возвращаясь из школы домой, вы решили изменить маршрут и пройти через парк. Попутчики-одноклассники с вами идти отказались. Подумайте и ответьте:

а) Правильное ли решение вы приняли? Если неправильное, то почему?

б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не стать жертвой преступления?

в) В каких местах городов (населенных пунктов) чаще всего

совершаются преступления?

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Подумайте и ответьте:

а) Какую роль в жизни человека играет вода?

б) К чему приводит загрязнение воды?

в) Какими способами можно очистить воду в домашних усло­виях?

2. Жизнь людей, животных и растений на суше развивается на дне охватывающего нашу планету воздушного океана, кото­рый называется атмосферой. Подумайте и ответьте:

а) Какие вредные воздействия оказывают промышленные предприятия на атмосферный воздух?

б) Как бороться с загрязнением воздуха?

в) Что нужно делать в квартире (доме), чтобы дышать чистым воздухом?

3. Почву называют кожей Земли. Это хранительница плодоро­дия и жизни. Подумайте и ответьте:

а) К чему приводит снос почвы в океан?

б) Какими тяжелыми последствиями сопровождается опусты­нивание земель?

в) Какие вредные вещества накапливаются в почве в резуль­тате промышленных выбросов?

Ни для кого не секрет, что человек ежедневно подвергается множеству опасностей. Даже находясь дома, вы рискуете покалечиться или умереть, а опасные ситуации в городе вас подстерегают на каждом углу. "Как страшно жить, оказывается!", - скажете вы. На самом деле нет. Если соблюдать простейшие правила безопасности, то такие ситуации можно предупредить и избежать. К тому же, зная, как себя вести, вы сможете свести неприятные последствия к минимуму.

Что такое опасная ситуация? Определение

Для начала разберемся в том, какую ситуацию можно назвать действительно опасной. Если бы мы спросили ребенка лет пяти, то он субъективно мог бы ответить, что опасная ситуация - это, когда, например, сломалась любимая игрушка. Ну а мы дадим точное определение.

Опасная ситуация - это обстоятельства, при которых возникает серьезная угроза здоровью или жизни человека, состоянию окружающей среды или имущества. Они могут произойти внезапно и требуют незамедлительной реакции.

Что такое чрезвычайная ситуация?

В этой статье мы будем говорить не только об опасных, но и о чрезвычайных ситуациях. Последние происходят в результате аварии на крупном предприятии. Они могут повлечь или повлекли за собой множественные смерти людей, огромный материальный ущерб, резкое ухудшение природных условий.

Типология

Все опасные ситуации можно условно разделить на три группы в зависимости от причины их возникновения:

1. Природного характера.

2. Техногенного характера.

3. Общественного характера.

Разгул стихии

Природные опасные ситуации можно разделить на 8 групп. Классификация производится в зависимости от их происхождения. Рассмотрим примеры опасных ситуаций. Кроме того, разделим их в соответствии с видами.

1. Откроют наш список под названием "Опасные чрезвычайные ситуации природного характера" космогенные катастрофы. Они, пожалуй, имеют самые масштабные последствия. К космогенным опасностям можно отнести метеоритные дожди, а также столкновение нашей планеты с кометами и метеоритами. Последствия таких явлений действительно ужасают, но, к счастью, ученые умеют отслеживать траектории небесных тел и смогут предупредить людей об опасности. К тому же небольшие метеориты можно сбивать с орбиты и менять их курс, так что человечеству смерть от "камней из космоса" пока что не грозит.

2. Геофизические. Город Помпеи был стерт с лица земли, а также Япония постоянно страдает именно из-за геофизических явлений. Догадались? В эту категорию мы относим извержения вулканов, а также землетрясения. Почувствовать весь ужас геофизической катастрофы поможет картина художника Карла Брюллова, ставшая пиком его карьеры.

3. Метеорологические. Это сильные бури, ураганы, штормы и торнадо. До сих пор не существует какой-либо одной определенной теории о том, почему возникают ураганы и торнадо. Это произошло из-за того, что процессы, которые происходят внутри "воронки", очень сложны для изучения. Однако ученые предполагают, что это происходит на стыке теплого и холодного Смерчи обладают серьезной разрушительной силой, и не зря древние люди считали их божьим наказанием.

4. Геологические.В эту категорию входят оползни, обвалы, лавины, проседание земной поверхности, карст, эрозии, Угроза "белой смерти", как называют лавины, будет существовать для любителей отдыхать на горнолыжных курортах всегда.

Лавина может образоваться из сухого снега после снегопада на морозе, снег в такое время практически не сцепляется между собой, и масса, похожая на порошок, с огромной скоростью будет готова обрушиться вниз от небольшого колебания земли либо громкого звука. Воздух наполнится пылью из снега, и горнолыжник будет мучительно умирать, задыхаясь.

Лавина из влажного снега возникнет, если столбик термометра покажет 0 градусов по Цельсию. Если вы любите покататься на лыжах или сноуборде в горах, то запомните золотое правило: там, где один раз сошла лавина, она сойдет еще раз.

Опасные ситуации природного характера очень предсказуемы, обязательно пользуйтесь приведенной выше информацией.

5. Гидрометеорологические. Это ливни, снегопады, крупный град, сильнейшая засуха, резкое понижение температур, невыносимая жара, метель. Такие ситуации серьезно угрожают урожаю, а также могут способствовать развитию болезней. Если в вашем регионе объявляют об аномальной жаре, холоде, осадках, то старайтесь не выходить из дома, иначе рискуете провести ближайшее время в больнице.

6. Гидрологические. Эти ситуации напрямую связаны с водой, как вы догадались. Это наводнения, подтопления, раннее появление льда на реках, по которым ходят суда, снижение и подъем уровня воды. Звучит, конечно, не так страшно, как извержение вулкана, да вот только не менее опасно на самом деле. Грозит и потерей урожая, и материальными потерями, и порчей почвы.

7. Морские гидрологические. К ним относят тайфун, цунами, сильный шторм, дрейф льда, а также обледенение морских судов.

Почему корабли могут обледенеть? Основной причиной считается так называемое забрызгивание судна. Морская вода из-за ветра или ударов волны о борт некоторое время находится в воздухе, быстро охлаждается на морозе, поэтому со временем на обшивке возникает ледяная корочка, которая далее лишь растет и растет, а затем покрывает все большие площади.

Это безмерно мешает передвижению: сильно ухудшается управляемость, возникает крен, снижается скорость. Это явление таит в себе множество опасностей.

8. Природные пожары. Почему же они возникают? Иногда это происходит из-за сильной засухи, деревья и почва высыхают до такой степени, что загораются. Но зачастую вспыхивают торфяники. К тому же торф имеет свойство самовоспламеняться и гореть под водой! Опасные ситуации природного характера нередко развиваются по непредсказуемому сценарию.

Техногенный мир

Мы узнали, какие бывают опасные природные теперь рассмотрим техногенные ЧС. Они всегда связаны с производственной деятельностью человека, и чаще всего их последствиями являются вред окружающей среде и большое количество смертей. Рассмотрим категории и примеры опасных ситуаций.

1. Транспортные аварии. Количество погибших на дорогах людей неуклонно растет. По состоянию на 2013 год мрачные цифры таковы: полтора миллиона смертей за год. По предварительным подсчетам экспертов, к сожалению, к 2030-му есть шанс того, что смертность составит почти 3,5 миллиона людей в год! В развитых странах транспортные аварии по количеству погибших стоят на пятом месте наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ. Стоит также сказать о крушениях самолетов и поездов, об авариях на судах и подводных лодках. В итоге количество смертей в транспорте ужасает.

2. Внезапные обрушения зданий, сооружений. Это происходит, когда материалы теряют былую прочность либо здание построено некачественно, не в том месте.

Если вы заметили трещины на фасаде собственного дома, рекомендуем обратиться в соответствующие службы, например, в ЖКХ. Существуют специальные программы по переселению людей из аварийных построек.

Пожары и взрывы

Все мы склонны ошибаться. Так же и электроника не может служить вечно без каких-либо отклонений. В здании, на объектах хранения горючих веществ, в метро, рядом с неразорвавшимся снарядом... Много мест, где что-то может загореться, взорваться и нанести зачастую непоправимый ущерб. Это действительно опасная ситуация. ОБЖ с начальных классов учит нас, что делать при пожаре в здании, как себя вести, куда идти. Напомним еще раз эти простые правила:

  • Сразу же вызывайте пожарных, набрав 112 или 01.
  • Не поддавайтесь панике. В таком состоянии вы можете наделать глупостей.
  • Приступайте к тушению пожара водой только в том случае, если нет опасности поражения электрическим током.
  • Если концентрация дыма высока, закройте органы дыхания влажной тряпочкой или платком, передвигайтесь на четвереньках, так как вредные вещества в дыму легче воздуха и поднимаются вверх.
  • Если опасность пострадать от тока существует, отключите электроэнергию и приборы.
  • Горючие жидкости заливать водой запрещено! Используйте песок, огнетушитель, мокрую тряпку или ткань.
  • Ни за что ни открывайте окна. Огню нужен кислород для того, чтобы разгореться еще сильнее.
  • Если вам не удается своими силами ликвидировать пожар, уходите из помещения в срочном порядке, сообщите другим, ждите пожарных.
  • Если путь наружу из здания вам отрезан, выйдите на балкон, плотно закрыв дверь, ждите помощи, зовите прохожих.
  • Не входите в помещения, если концентрация дыма высока, то есть видимость меньше десяти метров.
  • Покинув здание, ни в коем случае не возвращайтесь назад. Дожидайтесь приезда спасателей.

Авария на Чернобыльской АЭС

Теперь переходим к самому разрушительному и опасному. Аварии на АЭС, ГЭС, на электростанциях и очистных сооружениях. Таких катастроф случается очень мало, но каждая из них врезается в память. Последствиями аварий на АЭС являются выбросы вредных химических веществ, опасных для жизни. Чрезвычайные ситуации на ГЭС грозят наводнениями, прорывами дамб. Авария на электростанции грозит отключением света в районе, который она обслуживает. И многие из подобных катастроф уносят десятки, сотни, тысячи жизней.

Пожалуй, такие вещи не забываются. Каждый помнит об аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей двадцать шестого апреля 1986 года. Огромное количество ядовитых и радиоактивных веществ оказалось в воздухе. Уровень радиации в некоторых районах до сих пор превышает допустимый в тысячи раз. Эта катастрофа стала жесточайшим уроком для всего человечества. Она признана самой крупной в истории атомной энергетики.

Так выглядит на сегодняшний день машинный зал четвертого энергоблока. Здесь высочайший уровень радиации, нахождение даже в специальных костюмах крайне опасно. После сбоя в реакторе и выброса вреднейших веществ прошли сутки, прежде чем людей начали эвакуировать из опасной зоны. Все вокруг покрылось белым налетом, но дети продолжали гулять на улицах, как ни в чем не бывало. Стояла невыносимая жара, люди ездили на рыбалку, пляж, пока все вокруг чуть ли не засветилось от радиации. Вследствие этой халатности от тяжелой лучевой болезни погибли тысячи человек.

Припять стала городом-призраком. В течение уже нескольких десятков лет здесь никто не живет. Всем известно, какие печальные последствия повлекла за собой эта опасная ситуация. ОБЖ уже в средней школе рассматривает последствия и причины таких глобальных катастроф, чтобы мы с детства осознавали весь ужас таких ситуаций и делали все, что он нас зависит, для их недопущения. Удивительно, но в Припяти и близлежащих районах обосновались редкие виды представителей флоры и фауны. Кстати, здесь даже живут люди.

К таковым мы можем отнести крайне неблагоприятные явления и процессы, происходящие в обществе, представляющие прямую угрозу для жизни человека, его прав и свобод, а также для имущества.

Причина возникновения опасностей социального характера

Давайте рассмотрим источник зарождения этих проблем. Подобные ситуации происходят из-за того, что люди не могут решить какие-либо важные проблемы политики, экономики, культуры, этики и так далее. Человечество не оправдало надежд философов, гуманистов, например, насчет победы над голодом и помощи нуждающимся. Эти проблемы становятся все острее со временем и вызывают резонанс в обществе. Отправной точкой опасных ситуаций такого типа может стать безработица, инфляция, национализм, кризисы, низкий уровень жизни, коррупция и др. В подобных ситуациях одному придет в голову совершить самоубийство, другому - ограбить магазин, убить человека, изнасиловать кого-либо, отомстить и так далее. Некоторым инициативным людям приходит в голову примерно такая мысль: "Нужно что-то менять. Но раз правительство меня не слушает, придется переходить к радикальным действиям". И тогда они организовывают революцию. Ну и на худой конец какому-нибудь фанатику с психическими отклонениями приходит идея об объединении всего мира под своим командованием, о создании идеальной расы, о сокращении населения земли и т.п. Не менее разрушительным является банальное желание "забрать вот этот лакомый кусочек земли себе" или стремление убивать других.

Типы опасностей

Таким образом, опасные и подразделяют на два вида:

1. Собственно социальные. Они могут быть направлены на здоровье конкретного человека (самоубийства, наркомания, социальные болезни, зомбирование со стороны сект, шантаж, захват заложников, насилие, террор). Это еще раз подтверждает тот факт, что опасные ситуации в городе поджидают нас на каждом шагу.

2. Военные. Ситуации, во время которых применяется обычное, ядерное или самое новое оружие, например, биологическое, генетическое и лучевое.

Заключение

Опасные и чрезвычайные ситуации случаются повсюду, но происходят они в подавляющем большинстве случаев именно по вине самого человека. Нужно думать логически, учиться принимать быстрые и верные решения, предвидеть возможные последствия собственных действий, иначе все человечество умрет от собственной недальновидности. Будьте благоразумны!