Ст 2 о приватизации жилищного фонда. Закон о приватизации жилищного фонда в рф. Юридическая сторона вопроса

Несмотря на то, что первый правовой акт о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации был принят более четверти века назад, ее до сих пор нельзя считать завершенной. На данный момент передано около 80% всех строений и помещений, имеющих статус жилых. Это очень мало, учитывая законы, по которым без прохождения этой процедуры невозможно совершать сделки с недвижимостью.

Что такое приватизация

Приватизация - это процесс передачи прав на собственность от государства частным лицам. Поэтому иногда такую процедуру называют «разгосударствление», хотя это не совсем точно. Имущество после приватизации выходит из-под контроля государства и становится предметом свободных рыночных отношений.

Дальнейшие взаимоотношения между собственниками и объектами имущества регулируются гражданским, уголовным законодательством, другими правовыми актами. Процесс может касаться крупной, мелкой промышленности, объектов торговли, жилищного фонда.

Обычно эту процедуру государство начинает при условии экономического спада, для дополнительного стимулирования развития экономики. Приватизация жилья имеет не только экономический и юридический смысл. Имеет значение мотивация. Человек, уверенный, что имущество принадлежит ему, будет заботиться о нем более добросовестно.

Инициативу правительства нельзя назвать успешной. Несмотря на то, что приватизация должна была завершиться более 19 лет назад и продлевалась несколько раз, люди начинали оформлять жилье только из-за того, что продать без официальной регистрации его было невозможно.

Интересно. 20% жилого фонда до сих пор не приватизировано, и это при том, что сама процедура бесплатна. Оплатить придется только госпошлины, а если обращаться в агентства, то их услуги.

Приватизация жилищного фонда возможна только после определенного этапа жизни страны. Обычно такое случается, когда большая часть жилого фонда находится у государства. Именно поэтому процесс волной прокатился по странам, бывшим членам соцлагеря. Особенно сильные перемены были там, где процветал государственный социализм.

Читайте также: Кадастровая стоимость участка по кадастровому номеру Росреестра

В Советском Союзе предполагалось социальное равенство, и поэтому вся недвижимость находилась в монополии у государства. Была введено новое правовое понятие, так называемая «личная собственность».

Справка. К личной собственности относились вещи человека, дом, небольшой приусадебный участок и квартира.


Личная собственность охранялась государственными законами, но, в отличие от частной, ее нельзя было открыто купить или продать. Вся собственность находилась у государства, которое могло ей распоряжаться через своих представителей. Например, случаи выселения из квартиры за неуплату коммунальных платежей были повсеместными.

В 1958 году начали создаваться ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), члены которых участвовали деньгами в постройке многоквартирных домов, а затем получали там квартиру. Но эти квартиры также не являлись частной собственностью.

Какими законами регулируется

В июле 1991 года Верховный Совет принял закон о приватизации жилья. Его основными положениями были следующие:

  • переход в частную собственность должен быть добровольным;
  • передача жилья, которое занимает гражданин, должна быть бесплатной;
  • гражданин может воспользоваться своим правом бесплатно только один раз.

Законом было оговорено, что аварийное, а также служебное жилье не будет подлежать передаче гражданам. Под запретом оказались помещения, которые находятся в закрытых военных городках и на территориях, не подлежащих заселению.

В 1994 году закон был дополнен. Основные поправки:

  1. Несовершеннолетние имеют право 2 раза приватизировать жилье. В первый раз до 18 лет вместе с семьей, второй раз - самостоятельно.
  2. Вторично участвовать в процедуре можно также в случаях расприватизации жилья, при расторжении прежних условий владения недвижимостью.

Согласно Конституции те, кто приватизировал жилье, может распоряжаться им по своему усмотрению. Изъять такое имущество у гражданина невозможно, поскольку оно является частной собственностью.

Интересно. В 1988 году появилось Постановление о продаже государственных квартир гражданам. Но к 1991 году, времени массовой приватизации, было приватизировано меньше 1 процента всего жилья.

Сроки приватизации

При принятии закона, речь не шла о каких-либо сроках. Но при работе над проектом нового ЖК РФ (Жилищного Кодекса Российской Федерации) возник вопрос об определенных сроках. С 2005 году новое жилищное законодательство вступило в законную силу.

Читайте также: Как продать жилье, купленное на материнский капитал

В нем не было упомянута процедура бесплатной передачи жилой собственности от государства к частным лицам. Это означает, что все ранее действующие законы со вступлением в силу нового ЖК РФ были отменены. Однако, президент сделал исключение для вопроса приватизации.

Первоначально сроки бесплатной процедуры были назначены на 2007 год, но со временем они сдвинулись до 1 марта 2017 года. Всего даты окончания изменялись 5 раз. В настоящее время неизвестно, когда в этом вопросе будет поставлена точка. Пока Государственная дума пролонгировала решение вопроса на неопределенный срок.

Положение

Положение принято в ноябре 1993 года и дополняет ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ. Основные положения:

  1. Перечислены основные принципы закона: добровольность, однократность, бесплатная передача.
  2. Передача гражданам осуществляется с согласия всех членов семьи, проживающих совместно.
  3. Их отказ от участия в процедуре может быть санкционирован только органами опеки.
  4. После процедуры граждане становятся собственниками, которые имеют право продать жилье, сдавать его в аренду, завещать, закладывать.
  5. Перечень документов на приватизацию.
  6. Перечень помещений, не подлежащих передаче гражданам.
  7. Право собственности может прекратиться только при изъявлении воли собственника без принудительного изъятия (кроме законных причин).
  8. Решение о передаче жилья принимается не более 2-х месяцев.
  9. Передача осуществляется после оформления договора передачи. Государственная пошлина при этом не взимается.
  10. При переезде в другое жилье по соцнайму гражданин может его приватизировать только при условии расторжения предыдущего договора.

Дополнительно перечислены возможности пользования общей собственностью и придомовой территорией. А также указаны правила эксплуатации жилых помещений.

Статистика

По данным службы российской статистики с 1992 по 2000 год было приватизировано почти половина (47 процентов) жилых зданий и помещений. За 10 следующих лет процент перехода в частные руки составил 75%. А еще через 5 лет, к 2015 году увеличился на 4%.

Бессрочная приватизация, о которой так много говорили в последние полгода, стала реальностью. Президент подписал закон, который не ограничивает сроки оформления недвижимости в собственность.

Когда должна была завершиться приватизация?

Еще до середины февраля россияне полагали, что бессрочная приватизация жилья завершится 1 марта 2017 года. Ее предполагали продлить до 2020 лишь избирательно:

    для жителей Крыма и Севастополя;

    для тех, кто ожидает переселения из аварийного жилья;

    для детей-сирот.

Однако 22 февраля Владимир Путин подписал федеральный закон о бессрочной приватизации жилья, который отменяет ранее установленные сроки.

Несмотря на то что правительство и простые граждане неоднократно подчеркивали необходимость не ограничивать «акцию» конкретной датой, настойчиво звучало мнение о ее завершении. Противники бесконечного продления резонно отвергали аргумент «Не успели!», обращая внимания на то, что 25 лет вполне достаточно, чтобы решить любые проблемы.

По мнению выступавших против продления, «волокита» мешает развитию в стране полноценного рынка арендного и социального жилья. Ее завершение помогло бы также сократить число тех, кто стоит в очереди на получение квартиры.

Приватизация в России

До перестройки закон не предполагал частной собственности, поэтому даже личные дома нельзя было свободно продать. Только в 1990 году процедура была запущена частично, а 4 июля 1991 г. Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», по которому разрешалась бесплатная передача или продажа на добровольной основе жилых помещений в федеральном или городском жилфонде.

23 декабря 1992 г. закон получил новое название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Он действует и по сегодняшний день, но с некоторыми корректировками. Согласно его основным положениям жилье переходит в собственность:

    при согласии всех проживающих в помещении;

    при отсутствии задолженности по квитанциям за жилищно-коммунальные услуги;

    если жилплощадь не находится в аварийном доме и не принадлежит к служебной (общежития, квартиры в закрытых военгородках и пр.).

Процедура оформления прав собственности добровольная. Если у жильцов нет желания становиться владельцем помещения, то они проживают в нем по бессрочному договору соцнайма, который подписывается с муниципалитетом или другим собственником помещения.

Соцнайм не позволяет распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Ее нельзя продать или сдать в аренду. Хотя в отказе от оформления собственности есть и плюсы – не приходится платить налог на недвижимость и оплачивать счета за капремонт.

На заметку! Законом допускается обратный процесс – деприватизация, когда собственник отказывается от права полного владения и распоряжения имуществом и снова заключает договор соцнайма.

Приватизируйте спокойно!

Россиян отныне не волнует вопрос, будет ли приватизация жилья бессрочной – свежие новости избавили от нервотрепки тех, кто по каким-то причинам не успел оформить имущество.

Закон о бессрочной приватизации был одобрен Совфедом 15.02.2017 г., а вступил в силу с момента официальной публикации – 22 февраля. Ранее решение о том, что бесплатная приватизация жилья будет бессрочной, поддержали единогласно депутаты Госдумы, несмотря на то, что поправки о продлении для отдельных категорий населения прошли первое чтение. Депутаты пообщались с избирателями и пришли к выводу, что нельзя лишать россиян возможности оформить квартиры, дома и земельные участки в собственность.

Напомним, что после вступления в силу Жилищного кодекса (1.03.2005 г.) передачу жилья в частные руки планировали отменить в 2007 г., а затем финиш отодвигался еще 5 раз. Глава государства Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность отказа от конкретных сроков, обращая внимание на то, что значит бессрочная приватизация для граждан. В предпоследний раз он отложил ее завершение на 1.02.2017, а в феврале предложил сделать приватизацию всеобщей, бесплатной, бессрочной.

На заметку! Хотя возможность оформить недвижимость предоставлялась россиянам неоднократно, в собственность в многоквартирных домах переведено лишь 78% жилья.

Отказ от любых сроков снимет напряжение и поможет со временем решить проблемы с жильем многим россиянам, а не только вышеперечисленным категориям. Как показывают соцопросы, многие не могут оформить жилье не из-за лени, а из-за желания сэкономить на платежах или невозможности уговорить одного из проживающих в квартире родственников.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
(часть первая в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ)
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Статья 4 признана частично не соответствующей Конституции РФ Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 5. Исключена. — Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Должностные лица, виновные в нарушении требований настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ)

Статья 12. Утратила силу. — Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. — Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. — Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 15. Утратила силу. — Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Каждый человек, проживающий на территории муниципального помещения, со временем может получить право оформить это жилье в частную собственность.

При этом многие люди, радуясь подобному событию, совершенно не знают о том, как проводится приватизация по Жилищному кодексу в 2019 году и какие изменения в действующем законодательстве могут произойти в ближайшем будущем, а ведь от правильности оформления всех документов будет зависеть не только результат проведения всей процедуры, но еще и дальнейшее пользование этим жильем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому лучше заранее понять, как должна проводиться приватизация по Жилищному кодексу РФ и какие особенности нужно учитывать при проведении этой процедуры.

Общие положения

Приватизировать жилье в России имеет право только человек, который является гражданином РФ, что указано в Федеральном законе №54-ФЗ. Таким образом, оформить какой-нибудь дом или квартиру в частную собственность может только тот человек, который находится в этом жилье в соответствии с договором социального найма, а также является гражданином РФ.

Стоит отметить, что изначально до выхода этого закона проведение процедуры приватизации никоим образом не относилось к наличию гражданства на территории России, но в соответствии с указанным законом был введен запрет на оформление жилья для иностранцев.

Приватизировать при этом можно исключительно ту недвижимость, которая находится в распоряжении государственных и муниципальных органов. В зависимости от того, какой вид собственности распространяется на определенную компанию, заведение или жилищный фонд, жилье, принадлежащее данной организации, входит в число государственной или муниципальной собственности.

Если осуществляется приватизация компании, имеющей в своем распоряжении полноценный жилищный фонд, который не был включен в уставной капитал и должен быть передан муниципальным учреждениям, до этого времени он рассматривается в качестве федеральной собственности или субъекта России, и все здесь зависит от того, как именно функционировала компания до проведения ее приватизации.

На сегодняшний день закон никоим образом не затрагивает предоставление физическим лицам жилья, которое предоставляется им от различных хозяйственных обществ, потому что предоставление какого-либо жилья в собственность физического лица безвозмездно не представляет собой сделку приватизации, а является полноценной процедурой дарения, нормы проведения которой устанавливаются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса.

Если предприятия, финансируемые за счет государства, переходят в другую форму собственности или проходят процедуру ликвидации, то жилищный фонд, находящийся в их распоряжении, должен в обязательном порядке передаваться в оперативное управление или хозяйственное ведение тем лицам, которые становятся правопреемниками руководства.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что приватизировать жилье можно исключительно в том случае, если ранее оно занималось человеком в соответствии с договором социального найма. При этом незаселенные помещения можно приватизировать, используя способ безвозмездной передачи. Для того, чтобы человек приобрел права на приватизацию определенного жилья, он должен письменно подтвердить свое волеизъявление.

Другими словами, оформить приватизацию того или иного имущества можно только при наличии добровольного согласия на это со стороны лица, а также всех проживающих вместе с ним членов семьи. Таким образом, при проведении приватизации участие в данной процедуре должен принимать каждый человек, который проживает на территории указанного имущества.

В частности, нужно учитывать жилищные права тех лиц, которые на момент приватизации не находятся в квартире, но при этом не потеряли свое законное право на проживание в ней. В соответствии со статьей 71 действующего Жилищного кодекса в случае временного отсутствия одного из жильцов муниципального помещения, предоставленного по договору социального найма, права и обязанности сторон по договору социального найма никоим образом не меняются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 СК РФ несовершеннолетние дети, в отношении которых родители теряют родительские права, сохраняют свое право собственности на жилье или же возможность его использования на законных основаниях. Также у ребенка полностью сохраняются его имущественные права, если они основываются на факте родства с родителями или какими-либо другими родственниками. Помимо этого, право на оформление приватизации закрепляется за несовершеннолетними детьми, которые снимаются с регистрационного учета по тем или иным причинам.

Также стоит сказать, что если жилье приобретается одним из супругов, оно не будет относиться к их общей собственности, так как если недвижимость приобретается супругом на безвозмездной основе, она является его личной собственностью

Стоит отметить, что в большинстве субъектов РФ для того, чтобы предотвратить какие-либо злоупотребления процедурой приватизации, ввели специальное правило, в соответствии с которым в случае смены места жительства граждане, желающие приватизировать жилье, должны приложить документ о том, что все занимаемые ими ранее помещения не были оформлены ими как частная собственность.

Сама процедура приватизации при этом является абсолютно бесплатной. Начиная с 1992 года из законодательства полностью убрали слово «Продажа» во всех нормах, которые относятся к этому вопросу, вследствие чего процедура приватизации по сегодняшний день рассматривается как абсолютно бесплатная передача недвижимости в личную собственность гражданина.

Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что каждый человек имеет право только один раз в своей жизни получить в собственность жилое помещение, которое находится в домах муниципального или государственного фонда.

При этом данное правило не распространяется на несовершеннолетних лиц, которые становятся собственниками занимаемого жилья в порядке приватизации. Таким образом, даже имея определенную часть недвижимости, они не теряют своего права на бесплатную приватизацию после достижения совершеннолетнего возраста.

Главные моменты

Главные моменты, которые нужно учитывать в процессе приватизации муниципального или государственного жилья, заключаются в том, что сама по себе процедура является:

Добровольная Оформление приватизации осуществляется только в том случае, если согласие на это дают все проживающие в ней лица, и принудительной приватизации на сегодняшний день не предусмотрено. Единственным исключением из этого правила являются органы опеки и попечительства, которые должны оформить жилое помещение, где после смерти родителей проживают только несовершеннолетние дети.
Однократная Каждый человек имеет право за всю свою жизнь только один раз получить какое-либо жилье в частную собственность от государства. При этом, если в дальнейшем человек решит передать обратно данное имущество в собственность государства, это не вернет ему право на то, чтобы в дальнейшем приватизировать это или какое-либо другое жилье.
Безвозмездная Человек, в частную собственность которого переходит указанное жилье, полностью освобождается от необходимости оплачивать рыночную стоимость этого жилища, но при этом от него может потребоваться оплата оформления документов и других расходов, которые сопутствуют процедуре приватизации.

Юридическая сторона вопроса

Таким образом, можно сказать, что приватизация представляет собой достаточно ответственную и сложную процедуру, которую каждый человек может провести только один раз в своей жизни, а потому должен сделать все правильно.

Упоминания в статьях закона

На сегодняшний день приватизация имущества осуществляется в соответствии со специальным Законом «О приватизации жилищного фонда».

При этом стоит отметить, что некоторые статьи данного закона с течением времени потеряли свою актуальность, и на сегодняшний день уже не используются:

Статья 4 Не предусматривается возможность приватизации какого-либо жилья, которое находится в аварийном состоянии, а также оформлять в частную собственность какие-либо служебные жилые помещения, если они не входят в жилищный фонд совхозов или каких-либо других сельскохозяйственных предприятий, имеющих аналогичные права и располагающихся в сельской местности. При этом собственники жилищного фонда или органы, имеющие соответствующие полномочия, имеют право с согласия собственников самостоятельно принимать решения о том, чтобы приватизировать служебное имущество, расположенное в сельской местности.
Статья 6 В ней говорится о том, что передавать в частную собственность государственное имущество должны соответствующие органы власти или местного самоуправления. Также данное право распространяется на муниципальные и государственные унитарные предприятия, за которыми жилищный фонд закрепляется на правах хозяйственного ведения.
Статья 11 Говорит о том, что у каждого гражданина есть право на то, чтобы оформить на себя государственное или муниципальное жилье, но сделать он это может только один раз. При этом, если собственниками жилого помещения в процессе приватизации становятся несовершеннолетние граждане, то в таком случае они не теряют своего права на дальнейшее оформление государственного жилья в частную собственность.
Статья 16 Регулирует проведение приватизации в тех жилых домах, которым требуется проведение капитального ремонта. В данной ситуации процедура должна проводиться в полном соответствии с указанным законом, но при этом бывший наймодатель сохранят за собой обязанность регулярно проводить капитальный ремонт здания для того, чтобы оно соответствовало нормам содержания и эксплуатации.
Статья 17 Органы государственной власти и местного самоуправления сохраняют за собой право осуществлять выкуп жилых помещений, которые находятся у них на правах собственности, для дальнейшего их перераспределения в более рациональном ключе.
Статья 18 Говорит о том, что если муниципальные или государственные предприятия меняют свою основную форму собственности или ликвидируются, то в таком случае весь жилищный фонд, который находился в их хозяйственном ведении, должен передаваться правопреемникам с сохранением жилищных прав за каждым гражданином.

Все остальные статьи этого закона полностью утратили свою силу, начиная с 2019 года.

Последняя редакция

В 2019 году предусматривается внесение некоторых изменений в действующее законодательство, которые, в частности, затронут также процедуру приватизации жилья. В частности, последняя редакция с комментариями говорит о том, что теперь будет предусматриваться обеспечение условий для доступа к использованию общего имущества в многоквартирных домах для людей, имеющих разную степень инвалидности. Также с 1 января предусматривается ограничение увеличения размеров сумм, которые должны вноситься гражданами в качестве оплаты предоставляемых им коммунальных услуг.

Статья 12 действующего закона была дополнена правилами того, в каком порядке должны обеспечиваться условия доступа к жилью тем людям, которые имеют разные степени инвалидности. В частности, приведены основания и порядок того, как должно предоставляться жилье в соответствии с договором найма, а также определен порядок, в котором оформляются ссуды, кредиты или займы со стороны совета собственников многоквартирного жилья, если это потребуется для проведения капитального ремонта.

Помимо всего прочего, установлен также порядок, в соответствии с которым определяется и рассчитывается доход каждого гражданина и всех членов семьи, которые проживают вместе с ним на территории указанного жилья. Это сделано для того, чтобы определить, каким семьям обеспечение жилплощади наиболее необходимо.

Правила приватизации помещения по Жилищному кодексу

В соответствии с правовыми нормами сделки по приватизации какой-либо публичной собственности подчиняются специальному законодательству, которым регулируется также порядок проведения данной процедуры. При этом к любым таким сделкам с ограничениями используются принципа свободы договора и автономии воли, так как государственный или муниципальный орган, который действует в качестве публичного собственника, не имеет права самостоятельно отчуждать имущество как частный владелец.

Сама же процедура регистрации в соответствии с правилами должна осуществляться следующими органами:

  • органы государственной власти, имеющие право на передачу жилых помещений;
  • государственные или муниципальные предприятия, в хозяйственном ведении которых закреплен отдельный жилищный фонд;
  • казенными предприятиями, имеющими собственный жилищный фонд на правах оперативного управления.

Стоит отметить, что при проведении приватизации уполномоченные лица обязательно должны проверить соответствие вышеуказанных условий, а также то, что желающие приватизировать жилье находятся в нем по договору социального найма, и для приватизации жилья обратились все лица, которые зарегистрированы по указанному адресу

Вариации оформления

В зависимости от того, какое жилье и кем приватизируется, могут изменяться и особенности проведения данной процедуры.

В частности, многие люди стараются понять, в чем заключается отличие приватизации квартиры от какого-нибудь служебного помещения:

Условия для квартиры
  • Наиболее важным условием оформления квартиры является то, что все люди, которые совместно проживают вместе с нанимателем данного жилья, должны оформить письменный отказ от участия в процедуре приватизации, причем все эти документы должны быть заверены у нотариуса. При этом стоит отметить тот факт, что за всеми лицами, которые согласились на приватизацию в пользу других людей, поживающих вместе с ними, сохраняется в дальнейшем право бессрочного использования этого жилья.
  • Действующий порядок приватизации предусматривает оформление права собственности на жилые помещения для ответственного нанимателя, а также всех членов его семьи, которые живут на территории жилого помещения в соответствии с договором социального найма. К членам семьи в данном случае относятся дети нанимателя, а также его родители и супруги.
  • Все остальные родственники могут быть признаны членами семьи только в том случае, если они вселены вместе с ним на соответствующих правах, а также ведут с ним общее хозяйство. В остальных ситуациях в качестве членов семьи людей могут признать также в судебном порядке.
Служебное жилье Приватизация служебных квартир представляет собой достаточно сложную процедуру, так как в соответствии с действующим законодательством такое жилье не может переводиться в частную собственность на общих основаниях. На практике же можно оформить подобную недвижимость в частную собственность, но только в том случае, если на это оформит письменное согласие работодатель.

Сама процедура приватизации в данном случае осуществляется следующим образом:

  1. Жилье переводится из статуса служебного жилого фонда. Для этого компания, имеющая данную недвижимость на своем балансе, должна передать ее в распоряжение местному муниципалитету.
  2. Наниматель подает заявление в муниципальное учреждение с целью приватизировать жилье, предоставляя вместе с ним также нужные документы.
  3. Заявление рассматривается в установленные законами сроки.
  4. Администрация выносит решение о приватизации имущества или отказе в проведении этой процедуры (отказ чаще всего выносится только в том случае, если документы, предоставленные заинтересованным лицом, содержат в себе недостоверную информацию).

Если администрация принимает положительное решение, то в таком случае жилищный отдел администрации и наниматель составляют между собой письменное соглашение, которое регистрируется в Росреестре.

Плюсы и минусы

Главным преимуществом приватизации является то, что человек получает право на свободное распоряжение указанным жильем, то есть он может его продавать, дарить, передавать по наследству или выполнять какие-либо другие процедуры или заключать сделки на его основе.

Если супруги, проживающие вместе в государственном жилье, разводятся, за ними сохраняется идентичное право на использование жилого помещения, но если один из них провел процедуру приватизации этого имущества, оно остается закрепленным за ним на правах единственного собственника.

При этом приватизация может иметь и минусы. В частности, это касается ситуации со сносом дома, когда каждому жильцу предоставляется новое жилое помещение в соответствии с его предыдущим жильем. При этом, если имущество у семьи превышает установленные государством жилищные нормы, то в процессе переселения они получат аналогичную недвижимость, если квартира была приватизирована.

Если жилищные нормы, наоборот, не достигались, то в случае приватизации жилья семья не сможет их улучшить, в то время как при отсутствии регистрации могла бы рассчитывать на получение более объемной квартиры.

Может происходить в том случае, если прописанный уже был участников приватизации иного муниципального жилья в прошлом.

Детально о возможности продления приватизации до 2019 года можно прочитать .

"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст ,

согласно Закону РФ от 23.12.1992 г. № 4199-1,

Федеральным законам: от 11.08.1994 г. № 26-ФЗ, от 28.03.1998 г. № 50-ФЗ,

от 01.05.1999 г. № 88-ФЗ, от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ, от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ,

от 26.11.2002 г. № 153-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ,

от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, от 11.06.2008 г. № 84-ФЗ, от 16.10.2012 г. № 170-ФЗ,

от 20.12.2017 г. № 399-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещеними государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Статья 3 утратила силу с 1 марта 2005 г.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Статья 5 исключена согласно Федеральному закону от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Статья 9 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Статья 10 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статья 12. Статья 12 утратила силу

Статья 13. Статья 13 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 14. Статья 14 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 15. Статья 15 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статья 19. Статья 19 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 20. Статья 20 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений

Раздел III утратил силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.