Угрозы национальной безопасности россии. Главные угрозы для безопасности россии

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

  • · снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
  • · снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
  • · усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
  • · наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
  • · повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
  • · ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
  • · создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
  • · территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
  • · международный терроризм;
  • · ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
  • · резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.
  • · активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

  • · Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;
  • · Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;
  • · Усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;
  • · Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;
  • · Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;
  • · Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;
  • · Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;
  • · Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;
  • · Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;
  • · Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14 л, тогда ситуация оценивается опасной при показателе - 8 л.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

  • · Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
  • · Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
  • · Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Угроза безопасности РФ — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил отражение в Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отражены в Военной доктрине РФ.

Весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, искусственно нагнетаемое и навязываемое миру.

Серьезная опасность связана и с распространением оружия массового поражения. В том случае, если такое оружие попадет в руки

террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий остается разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире.

Сохраняются угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала. Несомненную угрозу составляет увеличение доли топливно-сырье-вого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Угрозой безопасности России в социальной сфере выступает увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации нарастает из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности и неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

Угрозы национальной безопасности РФ в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формируемого многополярного мира.

Основные внешние угрозы:

— развертывание группировок сил и средств, преследующих цель военного нападения на РФ или ее союзников;

— территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

— осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;

— вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

— демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

— наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

— нестабильность, слабость государственного строя в отдельных приграничных странах;

— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

— ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.

Основные внутренние угрозы:

— сырьевой характер экономики, отсутствие производства отечественных товаров, низкая производительность труда;

— низкий уровень развития сельского хозяйства и недостаточное производство отечественной сельскохозяйственной продукции;

— социальное неблагополучие и низкий уровень жизни большинства населения;

— высокий уровень коррупции;

— терроризм и попытки насильственного изменения конституционного строя;

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.;

— широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Исходный момент в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ заключается в том, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Основная задача Вооруженных сил России и стран-союзников — нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз. На сегодняшний день уровень военной опасности для России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то

же время, учитывая изменения геополитической обстановки в мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится недостаточным.

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Потребности обеспечения национальной безопасности формируются под влиянием целого ряда факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т. д. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные, оказывающие влияние на национальную безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней деструктивных факторов:

появление зоны риска – вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность;

вызов – провокационные действия или средство давления;

опасность – реальная возможность причинить зло, нанести ущерб;

угроза – намерение нанести ущерб.

В настоящее время для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления национальной безопасности и определения тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наиболее важные современные опасности и угрозы.

Основой организации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения национальной безопасности являются анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для национальной безопасности.

Угроза в общем случае рассматривается как совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов страны, а также создающих опасность имеющимся национальным ценностям и национальному образу жизни. В наиболее общем виде угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на нее.

9. Классификация угроз безопасности

В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности значительную роль играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей.

9. Угрозы национальной безопасности рф

Классификация угроз безопасности представлена на рис. 9.

По месту нахождения источника опасности угрозы делятся на внешние и внутренние.

Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней. Если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер.

По степени сформированности угрозы делятся на реальные и потенциальные. Реальная угроза – это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов и условий. Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, а также формирование некоторых предпосылок (возможности) нанесения какого-либо вреда.

По степени субъективного восприятия угрозы делятся на завышенные, заниженные, мнимые и адекватные. Под завышенной или заниженной угрозой понимается такая угроза, у которой реальные величины каких-то ее параметров соответственно ниже или выше тех же величин, сложившихся в человеческом сознании. Адекватная угроза – представляет собой тот случай, когда реальные величины параметров этой угрозы точно соответствуют представлению о них. Мнимая угроза – это ложная, надуманная или искусственно сформированная угроза, не имеющая реальных оснований (предпосылок) для своего существования.

По характеру проявления угрозы делятся на природные и антропогенные. Природные угрозы – это совокупность природных явлений, несущих опасности, возникающие независимо от человеческой деятельности. Антропогенные угрозы – это угрозы, формирующиеся в результате какого-либо воздействия человека на окружающую среду.

На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Понятие о национальной безопасности. Понятие «Безопасность» и понятие «опасность»

Национальная безопасность

Безопасность личности

Государственная безопасность

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Безопасность

Опасность

Виды нац. Безопасности


Государственные структуры, принимающие участием в реализации политики национальной безопасности

Президент,Федерально РФ собрание, Правительство, Совет безоп. РФ, Федер. Органы исполн. Власти, органы испол. Власти субъекта РФ.

Национальные интересы и национальные ценности

Нац. Интересы- понимается основные цели стратегические и текущие интересы влияния носящие долгосрочный характер

национальные ценности -то свобода, общественная и индивидуальная.

Внешние и внутренние факторы национальной безопасности

Внутренние- относится стабильность государст. И обществ. Политических и экономических военных потенциалов

Внешние- это геополитические положения в государ. мире. Участие в междунородном и военно-

Угрозы национальной безопасности. Внутренние угрозы.

Угроза национальной безопасности - это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

Демографический кризис- смертности населения над рождаемостью.

Снижение физического здоровья населения

Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве

Резкое снижение научно-технического потенциала

Криминализация российского общества

Угрозы национальной безопасности. Внешние угрозы.

снижение роли в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений.

снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы.

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

8)Концепция национальной безопасности РФ. Основное содержание

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

I. Россия в мировом сообществе

укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией,

расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях

проблема терроризма,

Государственная система национальной безопасности(МВД.ФСБ)

Задачи МВД- Министерство Внутренних Дел

· участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

· охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

· участие в территориальной обороне Российской Федерации;

· оказание содействия Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации;

· Борьба с терроризмом и обеспечение режима контртеррористической операции.

Деятельность ФСБ

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с терроризмом;

· борьба с преступностью;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности.

12) Государственная система национальной безопасности(Функционирование службы внешней разведки, ФСО РФ,Пограничная служба)

Задачи

Формировать общественное мнение

Быть оповещающей системой о возрастании нац. Угрозы

Бороться с соц. И национал. Сторонами и некомпетентностью госслужащих

Безопасность личности

Философское и правовое понимание безопасности личности. Социальные гарантии безопасности личности в современной России. Основные личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах.

2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы

Показатели и принципы осуществления безопасности личности.



понятие о национальной безопасности. Понятие «Безопасность» и понятие «опасность»

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Безопасность личности

Философское и правовое понимание безопасности личности. Социальные гарантии безопасности личности в современной России. Основные личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах. Показатели и принципы осуществления безопасности личности.

Государственная безопасность , - одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА - состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств.

Безопасность - состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Опасность — явление, процессы, объекты, свойство предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека

Виды нац. Безопасности


Классификация опасностей и угроз

Процесс воздействия опасности на какую-то систему имеет определенную структуру.

В ней можно выделить два основных аспекта:

1. Статический. Он включает источник (субъект) опасности, объект, подвергающийся опасности, а также средства, посредством которых источник опасности воздействует на объект опасности.

2. Динамический. Его составляющими являются цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту, процесс воздействия источника опасности на объект; результат этого воздействия.

Для целей профилактики опасностей и борьбы с ними прежде всего необходимо выяснить, что является источником угрозы.

Источники возникновения опасности — это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

Исходя из характеристик источника, опасности могут быть классифицированы по разным признакам.

По сферам возникновения (где возникает источник опасности) все опасности могут быть классифицированы на следующие группы:

  1. опасности со стороны природной среды (стихийные бедствия);
  2. опасности со стороны техногенной среды (аварии);
  3. эпидемиологические опасности (массовые заболевания);
  4. опасности со стороны социальной среды.

Опасности последнего вида могут возникать в различных сферах жизнедеятельности общества: политической (то есть во властных отношениях), военной, экономической, духовной и других.

По скорости развития опасности бывают быстро развивающимися и медленно развивающимися.

Относительно объекта все виды опасности могут быть классифицированы следующим образом: по восприятию (опасности, воспринимаемые активно, нейтрально и пассивно); по степени информированности (объект информирован об опасности хорошо, плохо, не информирован совсем); по способности устранить опасность (объект способен устранить опасность, способен частично справиться с нею, не способен справиться вовсе); по изученности объектом угрожающих ему опасностей (исследованные и неисследованные); по степени подготовленности объекта к реакции на опасность (подготовлен хорошо, частично, не подготовлен); по степени осознания объектом возможных последствий (опасности полностью осознанные, частично осознанные, неосознанные); по степени реальности угрозы для объекта (опасности вымышленные и действительные). Действительные опасности, в свою очередь, делятся на реальные и формальные.

По отношению к объектам воздействия опасности подразделяются на внутренние и внешние. Для человека внешними являются опасности, источник которых находится вне организма (например, внешнее облучение в момент ядерного взрыва), а внутренними считаются те угрозы, источник которых помещается внутри организма (радиоактивные вещества, которые попадают в организм с пищей или водой). Кроме того, можно выделить как особый вид аутоопасности, источником которых становится сам организм. Примером такого рода угроз можно считать аутоиммунные заболевания, возникающие вследствие нарушения работы иммунной системы, или мутации в клетках различных органов, приводящие к возникновению злокачественных новообразований.

Относительно средств действия все опасности могут быть классифицированы по двум основаниям: по возможности противодействия этим средствам (предотвратимые и непредотвратимые); по структурной организации (простые и сложные). Большая часть опасностей природного и техногенного характера является сложными. Например, при пожаре на человека действует целый комплекс поражающих факторов: огонь, ядовитые продукты горения, высокая температура воздуха, задымленность, взрывы, обрушение зданий и сооружений и др.

Относительно цели, имеющейся у источника опасности, возможна такая классификация: по наличию цели (спланированные и стихийно возникшие опасности); по направленности цели (опасности для индивида, группы людей, общности людей); по количеству объектов, на которые направлено действие источника опасности (многоцелевые и одноцелевые опасности).

По характеристике процесса воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы следующим образом: по способу воздействия на объект (прямые и косвенные); по времени воздействия на объект (постоянно или периодически действующие).

С точки зрения результата воздействия на объект все опасности могут быть классифицированы на допустимые, когда нанесенный ущерб восстановим, и недопустимые (катастрофические), когда нанесенный ущерб приводит к гибели объекта.

В.И. Ярочкин (2000) предлагает классифицировать угрозы по нескольким основаниям. По умыслу он выделяет три вида угроз: правомерные, вытекающие из реализации правовых норм; противоправные, например, угроза нанести физический вред человеку; внеправовые, то есть угрозы в сфере отношений, нерегулируемых законодательством.

По форме выражения угрозы могут быть прямыми, косвенными, завуалированными, латентными (скрытыми).

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

По продолжительности угрозы подразделяются на мгновенные, длящиеся, дискретные, законсервированные.

По актуализации угрозы бывают вероятные, потенциальные, реальные, осуществленные.

В Стратегии национальной безопасности до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ, под угрозой национальной безопасности рассматривается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Рис. 4. Классификация угроз безопасности

В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности значительную роль играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Классификация угроз безопасности представлена на рис. 4.

Угрозы можно также классифицировать и по масштабу – они могут проявляться на планетарном (глобальном), национальном, региональном и локальном (местном) уровнях. Для России весьма важно классифицировать угрозы по масштабности их возможного воздействия. С этой точки зрения их можно подразделить на федеральные, т.е. проявляющиеся в масштабах всей страны, региональные, актуализируемые в масштабах одного или нескольких регионов (экономических районов, федеральных округов, субъектов РФ), и местные, имеющие значение только лишь в пределах муниципального образования.

Угрозы имеют различный характер и вызывают неодинаковые по значимости, продолжительности и объему последствия. Так, угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться, при этом будет изменяться их значимость для национальной безопасности. В связи с этим является исключительно важным правильное определение и прогнозирование приоритетов угроз, что позволяет оптимально распределить имеющиеся ресурсы, силы и средства при обеспечении безопасности.

Характер и степень угроз, как правило, определяются конкретной ситуацией. В современных условиях в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

Экономическая безопасность государства: понятие и сущность. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства. Объекты и субъекты экономической безопасности.

Экономическая безопасность государства является составной частью национальной безопасности в целом (рис.

Угрозы национальной безопасности

Экономическая безопасность – это состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Рис. 5. Составные части национальной безопасности

Экономическая безопасность государства определяется уровнем развития производительных сил и состоянием социально-экономических отношений, развитием научно-технического прогресса и использованием его достижений в национальном хозяйстве, внешнеэкономическим обменом и международной обстановкой. Материальную основу экономической безопасности составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость государства.

Одним из важных компонентов экономической безопасности является развитие национального хозяйства. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям на национальное хозяйство. К разряду важнейших характеристик экономики как единой системы относится устойчивость, которая отражает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Объектами экономической безопасности России являются: государство, отдельные элементы экономической системы и экономическая система государства в целом, все его природные богатства, общество с его институтами, учреждениями, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики и личность, а также их жизненно важные экономические интересы.

Рис. 5. Аспекты раскрытия содержания понятия «экономическая безопасность государства»

Субъектами экономической безопасности России являются государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, функциональные и отраслевые министерства, федеральные службы и агентства, соответствующие комитеты Государственной Думы и Федерального Собрания и т.д., во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами и страховыми и пенсионными компаниями, обществом потребителей и т.д., предпринимателями и обществом в целом, а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: производители и продавцы продукции, работ и услуг, домашние хозяйства и отдельные личности. При этом государство является основным субъектом обеспечения экономической составляющей национальной безопасности.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2353 | Нарушение авторского права страницы

На современном этапе исторического развития России сущест­вуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической бе­зопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной стратегии экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность страны характеризуется ее спо­собностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные составные части экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, приводящие к тому или иному мо­ральному или материальному ущербу.

Угрозы негативного изменения внешней политической, эко­номической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на:

Реальные;

Потенциальные;

Целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом или возникающие стихийно;

Актуальные;

Отдаленные и т.д.

Ущербы подразделяются на: а) фактические и возможные; б) восполнимые и безвозвратные (некомпенсируемые); в) физи­ческие; г) социальные; д) политические; е) экономические.

С точки зрения общей классификации угроз экономической безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Угрозы экономической безопасности
Внутренние Внешние
3. Криминализация экономики 3. Дискриминационные меры зару­бежных стран к российским товарам
4. Усиление имущественного рас­слоения населения 4. Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка
5. Структурная деформированность экономики 5. Неразвитость транспортной инф­раструктуры экспортно-импортных операций
6. Низкая конкурентоспособность экономики 6. Недостаточный экспортный и ва­лютный контроль и необустроен­ность таможенной и государствен­ной границы
7. Возрастание рисков возникнове­ния аварий и катастроф техногенно­го характера
8. Неустойчивое состояние финансо­во-денежного обращения и кредитно-банковской системы
9. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики
10. Несовершенство механизма формирования экономической поли­тики
11. Высокий уровень инфляции
12. Увеличение разрыва в уровне со­циально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также го­рода и села
13. Политическая нестабильность в связи с возможными повторными терактами
14. Низкая инвестиционная актив­ность

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что наиболее опасны для России внутренние угрозы.

Исходя из элементов национальной безопасности можно вы­делить основные угрозы:

в социальной сфере: потеря способности к «воспроизводству» качественного и рационального количественного уровня на­селения в результате критического падения качества жизни; ухудшение физического, психического и генетического здоро-

вья населения; утрата нравственности и защищенности лич­ности и общества; деградация культурного, образовательного и профессионального уровня населения; рост социальных конфликтов и недостаточная эффективность работы органов власти;

в экономической среде: потеря способности экономической системы государства выйти из системного экономического кризиса - в результате воздействия таких факторов, как ин­тенсивный рост экономической преступности, парализующий экономическую систему государства; невозможность удовлет­ворения потребностей государства в сырьевых и энергетичес­ких ресурсах; критическое состояние инфраструктуры госу­дарства, несовершенство финансовой системы и др.;

в военной сфере: потеря способности государства обеспечивать противодействие военным угрозам и динамично наращивать военный потенциал пропорционально интенсивности и уров­ню изменения этих угроз при развитии военных кризисов. Задача поддержания этой способности приобретает особую остроту в условиях сокращения экономического, технологи­ческого и научно-технического потенциалов государства;

в информационной сфере: потеря способности государства обес­печивать эффективное противодействие использованию
средств массовой информации в целях преднамеренной деста­билизации социально-политической системы страны.
Предотвращение и преодоление рассмотренных угроз эконо­мической безопасности России должно быть предметом постоян­ной заботы федеральных органов исполнительной власти и орга­нов власти субъектов Федерации.

⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1582 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

К бремени традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности России прибавляются новые вызовы и угрозы, имеющие глобальный характер, — международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, демографические проблемы, а также нелегальная миграция и др.

Основные внешние угрозы безопасности государства:

а) поддержка международными террористическими организациями и некоторыми исламскими государствами сепаратизма на Северном Кавказе;

б) наркотрафик из Центральной Азии и давление исламского экстремизма на этот регион;

в) приближение НАТО к границам России;

г) демографическое давление Китая на Дальнем Востоке и территориальные претензии Японии на часть Курильской гряды.

В России продолжает снижаться численность населения — с 146,3 миллионов человек в 2001 году до 142,2 миллионов человек в 2007 году. По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005-2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит −0,5%.

Смертность населения в 1992-1994 годах выросла с 12,2 до 15,7 человек на 1 000 жителей и только в 1997-1999 годах стала падать. В 1990-2002 годах рождаемость упала с 16 до 9 новорождённых на 1 000 жителей. Падение рождаемости является следствием как неуверенности в завтрашнем дне, так и вхождения страны в стадию позднеиндустриального общества, для которого вообще характерна низкая рождаемость. В 2000-2001 годах начался рост рождаемости и смертности одновременно. Серьёзными проблемами России являются алкоголизм и наркомания, которыми охвачено до 3 миллионов человек.

После распада СССР административные границы превратились в государственные. В 1990-х годах границы РФ оставались легко проницаемыми для внешних потоков иммигрантов и импортно-экспортных потоков. Это привело к серьёзным демографическим проблемам. Наибольшая волна миграции в Россию со стороны стран СНГ произошла в 1994 году, когда в РФ мигрировали 1,1 миллионов человек. В 2004-2006 годах миграция росла — с 119 157 до 186 380 человек (из стран СНГ — с 110 374 до 177 657 человек). Но с учётом нелегальной иммиграции это число многократно больше. В 2000 году доля иммигрантов в составе населения РФ составляла 9,1 %.

Миграционные процессы в России ведут к росту межнациональной напряжённости как в связи со сложностями, возникающими при взаимодействии разных культур, так и по причине накопления социальных проблем. Тревожной тенденцией стал рост праворадикальных настроений фашистского и шовинистического толка. Насилие со стороны молодёжных националистических группировок (скинхедов) проявлялось в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах России. Скинхеды встречают сопротивление со стороны молодёжных леворадикальных групп.

Одной из острейших проблем России традиционно является коррупция.

В условиях происходящего с 1990-х годов демонтажа индустриальной системы советского типа и социального государства образуются новые социальные ниши, которые заполняются маргинальными слоями, потерявшими прежние социальные ниши. Темпы этой социальной «перестройки» замедлились в первые годы XXI века, но она не была закончена. Эта ситуация незавершённого, «замороженного» перехода чревата обострением социальных конфликтов.

В условиях территориальной неравномерности экономического развития на постсоветском пространстве происходило накопление межнациональных напряжений. Наиболее болезненным является конфликт на Северном Кавказе, для преодоления социально-экономических и политических последствий которого потребуются долгое время и значительные усилия федеральных и региональных властей.

Сохраняется угроза терроризма, регулярно происходят небольшие вооружённые столкновения на Северном Кавказе, реже — террористические акты в этом регионе и в Москве.

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

· снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

· снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

· ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

· создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

· территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

· международный терроризм;

· ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

· активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

· резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства - национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.



Стадии угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства страны проходит несколько стадий: осознание угрозы - реакция на осознанную угрозу - ответ на угрозу.

Осознание угрозы

Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без привязки к определенной системе ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» - как некая сумма субъективно оцениваемой вероятности реализации угрозы и степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы - это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь внимание на себя. Поэтому ответ на угрозы национальным интересам может существенно отличаться от того, что подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически невероятны, политическому руководству на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно не произойдет.



В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей - это разрыв между принципами рационального восприятия и борьбы с угрозами и «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.

На практике угроза может быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются другие.

Удовлетворение национальных интересов происходит в рамках процессов взаимодействия государств на международной арене, а также различных социальных сил внутри их. Эти процессы носят характер противоборства и сотрудничества, что в целом позволяет рассматривать их как разновидность борьбы за существование. Последняя вызывает прямое и косвенное соревнование между государствами и заставляет их так или иначе учитывать интересы друг друга. В экономической сфере это соревнование носит характер конкуренции, а во внеэкономических сферах — характер военно-политического и культурно-информационного противоборства. Формы и направленность такого противоборства и сотрудничества определяются национальными интересами. Поскольку ресурсы, направляемые на развитие, для государств различаются лишь частично, то столкновение их интересов перманентно.

Именно эти столкновения в ходе удовлетворения национальных интересов порождают угрозы национальной безопасности. Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

С одной стороны, угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным . Нет национального интереса — не существует и угрозы. Вне системы национальных интересов угроза — это всего лишь опасность. Угроза национальной безопасности рассматривается в контексте различных опасностей, способностей причинить какой-либо вред, несчастье, сопровождающих человеческую деятельность вообще. Опасности, в отличие от угрозы, могут порождаться не только социальными силами, но также природными явлениями, стихийными бедствиями и катастрофами техногенного характера.

С другой стороны, угроза как посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связана с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы — конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы.

  • затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;
  • обстоятельствами (собственной уязвимостью — степени защищенности отданной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;
  • местом и временем проявления негативных факторов и условий;
  • возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).

Последние два пункта определяют вероятность реализации угрозы.

Таким образом, угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Природа угрозы определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Поэтому различают угрозы экономического, военного, информационного, экологического и другого характера (рис. 1).

По виду различают:

Прямую угрозу. Это угроза, создаваемая адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.

Косвенную угрозу. Это угроза, вызванная деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры, либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.

В зависимости от того, откуда угроза исходит . т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают также внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие страновой привязки) угрозы.

С точки зрения «расширительного» толкования безопасности угрозы делят на следующие типы: акторо-центричные и тренд-центричные. Общим между этими угрозами является то. что первые часто, а вторые почти всегда носят транснациональный характер.

В системах стратегического планирования государств угрозы, как правило, подразделяются на потенциальные и непосредственные. В качестве первых обычно рассматриваются те из них, которые обладают следующими признаками:

  • представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;
  • выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
  • не требуют немедленных ответных действий.

Признаки непосредственных угроз следующие:

  • представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
  • выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);
  • требуют принятия немедленных защитных мероприятий.

Рис. 1. Классификация угроз национальной безопасности

Потенциальные угрозы обычно учитываются при разработке различных планов и программ. Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер. Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные.

Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз. В этом случае спектр угроз образуют следующие их формы.

Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах. Кроме того, эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов. При этом экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами. Проявление таких угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям. что сковывает свободу действий государства в том или ином регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.

Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям. К ним относятся терроризм, повстанческие действия, гражданские войны. Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.

Формы реализации угроз катастрофического характера связаны с применением оружия массового поражения. К этой категории угроз следует отнести и деятельность по разрушению ключевых объектов страновой инфраструктуры, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия. Источниками таких угроз могут выступать как отдельные государства, стремящиеся таким образом обеспечить свою безопасность или повысить международный статус, так и различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением (по аналогии с применением сектой Аум-Синрике химического оружия в токийском метро в 1995 г.) привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.

Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах. Ключевое значение в данном контексте играют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления и коррекции политической активности масс в необходимом направлении.

Следует отметить, что, так же как и интересы, угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Поэтому угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.

Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

В процессе создания и поддержания возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения — вне национальной экономики и внутри нее.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

Деформация . Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

Усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики — за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

  • снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
  • снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
  • усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
  • наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
  • повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
  • ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
  • создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
  • территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
  • международный терроризм;
  • ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
  • активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
  • резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

Стадии угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства страны проходит несколько стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу.

Осознание угрозы

Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без привязки к определенной системе ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» — как некая сумма субъективно оцениваемой вероятности реализации угрозы и степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы — это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь внимание на себя. Поэтому ответ на угрозы национальным интересам может существенно отличаться от того, что подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически невероятны, политическому руководству на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно не произойдет.

В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей — это разрыв между принципами рационального восприятия и борьбы с угрозами и «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.

На практике угроза может быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются другие.

Реакция на осознанную угрозу

В политической сфере вообще невозможно оценить вероятность той или иной угрозы «объективно» (здесь события крайне неоднородны). Поэтому любая оценка вероятности угрозы может носить исключительно практический, прагматический смысл. На самом деле даже когда говорят о вероятности, имеют в виду интегральную оценку «степени угрозы». В сфере политики «высокая степень» угрозы означает высокий возможный ущерб при наличии практических способов и возможности выделения средств на ее предотвращение. Отклонение от этого принципа оценки будет приводить к снижению эффективности борьбы с угрозами либо из-за неправильной оценки ущерба, либо из-за неверной оценки своих возможностей. При этом оценка «ущерба» от угрозы прямо зависит от системы ценностей (национальных традиций, стратегической культуры). Последняя способна ответить на вопросы: «Что хорошо и что — плохо?», «-Что есть «приобретение», а что — «потеря?». Без наличия определенной системы ценностей об эффективной борьбе с угрозами говорить некорректно.

Ответ на угрозу

Он опосредован национальными и культурными особенностями. Так, близкая оценка степени угрозы в разных странах еще не означает одинакового ответа на нее и вообще какого-либо активного действия. У разных наций наблюдается совершенно разная степень «толерантности» угроз (порог восприятия). Чем выше степень толерантности, тем выше должна быть опасность, чтобы общество/ государство на нее начало реагировать. Например, существует устойчивое мнение, что русских отличает высокая степень толерантности к опасностям и угрозам. По сравнению с русскими американцев, наоборот, отличает необычайно низкая толерантность к угрозам: даже небольшая угроза его благополучию способна вызвать истерическую, часто несоразмерную степени угрозы реакцию.

Таким образом, угроза национальной безопасности ограничивает свободу выбора для каждого конкретного человека, а для страны — свободу действий в той или иной сфере. Это проявляется в том, что при достижении национальных целей угроза нарушает выбранные соотношения средств (ресурсов) и методов, оказывает негативное, прежде всего психологическое, давление на систему принятия решений, систему государственного управления. Тем самым повышаются риски достижения национальных целей. То есть угроза — это то, что требует задействования системы обеспечения национальной безопасности.