Водители-иностранцы могут не спешить получать российские права. Порядок замены водительского удостоверения для граждан снг работающих на территории рф Новый закон по поводу иностранных прав

Привет! Закон об иностранных водительских правах в россии — внесенные изменение в середине 2007 года дали повод многим о нём говорить.

Сегодня мне хотелось бы подробно поговорить об этом нормативном акте, ведь его принятие, хотя и не было неожиданным, вызвало большой ажиотаж среди граждан соседних государств, которые приехали в нашу страну с целью работы или проживания. Многим из них теперь предстоит заменить свои права на российские. Коснулось ли это всех иностранцев или кому-то всё же удастся ездить со старым родным документом? Давайте разберёмся.

Основной закон, регулирующий действие иностранных водительских удостоверений в РФ

Основные положения относительно действия иностранных водительских прав (ВП) содержатся в Законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД).

Регламентирует статус водителей с иностранными ВП статья 25 указанного Закона, которая была принята в новой редакции (по сути – переписана) в 2013 году, но осталась, по мнению депутатов, недоработанной. Ввиду этого в неё по сей день продолжают вноситься изменения, конца-края которым пока не видать.

Итак, рассмотрим, каков статус приезжих водителей в России с 2013 года, а также что это за новые изменения, вступившие в силу в 2017 году.

Закон № 92: что изменилось в ЗоБДД с его принятием

Закон № 92-ФЗ – нормативный акт, принятый 7 мая 2013 года, в котором была полностью по-новому изложена ст. 25 ЗоБДД, а также были подготовлены поправки в другие нормы ЗоБДД.

Важный нюанс: все нововведения должны были вступить в силу через полгода после принятия Закона № 92, то есть, в ноябре. Но ввиду некоторых трудностей, введение части новых положений приостановили сперва до 2015 года, потом до 2017…

В середине 2017 года наконец-то поправки вступили в силу полностью. О них, наверное, вы уже слышали – это новые положения касательно граждан, работающих по иностранным ВП на территории России, деятельность которых связана с извозом.

Кроме этого, в свете происходящих изменений, появилась необходимость дополнить КоАП РФ новой статьёй 12.32.1, предусматривающей наказание за неисполнение требований ЗоБДД. Введена она в действие тем же Законом № 92-ФЗ. К этой норме мы ещё вернёмся.

Изменения от мая 2013 года: можно ли иностранцам ездить с ВП, выданными на родине?

До конца 2013 года упоминания об иностранных ВП в ЗоБДД совсем не было.

В 2013 году статус приезжих водителей наконец-то определился. Вкратце расскажу об особенностях действия иностранных ВП у нас в государстве. Они следующие:

  • Если гражданин другой страны имеет , то он может управлять автотранспортом без ограничений и каких-либо дополнительных документов.
  • Иностранцы на просторах РФ могут пользоваться национальным водительским удостоверением (НВУ), выданным в своей стране. На момент написания статьи готовятся изменения относительно временных ограничений на использование ВП иностранцами, перебравшимися в РФ на постоянное место жительства. Пока что иностранцы могут пользоваться своими национальными удостоверениями без каких-либо препятствий.
  • Если НВУ иностранца выдано ему ранее возраста, с которого в России можно управлять автомобилями, то право на вождение такой водитель получит в РФ только по достижении возраста, с которого можно ездить в России.
  • ВП приезжего должны соответствовать требованиям международных стандартов, в частности Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Так, если в НВУ срок действия не указан, то оно на территории России не признаётся, так как противоречит межгосударственным соглашениям.
  • Если НВУ иностранца требованиям конвенции не соответствует, то водить автомобили он может только на основании , предъявляемых вместе с национальными ВП. Как альтернативу международному удостоверению, можно использовать .
  • Постоянно проживающие иностранцы в РФ могут, но не обязаны .
  • Если НВУ, выданное в другом государстве, иностранец потерял, то новый документ вместо него в России не выдаётся. Для получения нового удостоверения нужно пройти полный курс обучения в автошколе. Записаться на курсы водителей в России можно только постоянно проживающим в РФ иностранцам.
  • Гражданину России желательно заменить иностранное НВУ на российское, так как согласно п. 6 ст. 41 Венской конвенции РФ вправе не признавать на своей территории документы, выданные российским гражданам за границей.

Все указанные особенности были введены в 2013 году и действуют по сей день. Изменения 2017 года коснулись лишь гостей нашей страны и граждан РФ с иностранными ВП, работающих в сфере извоза. Сейчас поговорим и о них.

Долгожданные изменения от июня 2017 года: причины отсрочки и введение в действие

Одним из положений Закона № 92 является запрет на управление транспортных средств для граждан РФ и других государств, которые работают в сфере извоза в России по иностранным ВП (абз. 38 п. 2 ст. 1).

Эта норма особенная – вступила она в силу в середине 2017 года, так как была сначала приостановлена Законом № 132 от 5 мая 2014 г., затем Законом № 130 от 23 мая 2015 г.

Причины отсрочки вступления нормы в силу:

  • Присоединение Крыма и необходимость обмена большого количества украинских НВУ на российские.
  • Рассмотрение проекта относительно граждан стран Евразийского экономического союза. Госдума хотела ввести некоторые поблажки для представителей этих государств, но проект не был принят.
  • Нехватка материально-технической базы. Оказалось, что Россия не готова выдать большое количество новых удостоверений в 2013 году, что стало одной из причин отсрочки введения нормы в действие.

Кстати, перед введением абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 в силу, депутаты снова предлагали отложить замену НВУ приезжим до 2018 года, но это предложение было отклонено.

Итак, с середины 2017 года абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 наконец-то после длительных споров был введён в действие. Сейчас это п. 13 ст. 25 ЗоБДД.

Суть этой нормы: обязать иностранцев и россиян, работа которых непосредственно связана с управлением автомобилей, получить внутренние российские удостоверения, если этого не было сделано ранее.

Обратите внимание! Заменить НВУ нужно только тем, кто предоставляет услуги извоза на территории РФ как предприниматель или наёмный работник. Для тех, кто живёт в России и работает в иных сферах, ничего в 2017 году не изменилось.

Изменения в КоАП РФ, внесённые Законом № 92: наказание за допуск к работе по нероссийскому НВУ

Как я уже упоминал, наряду с рядом изменений в ЗоБДД, в Кодекс об административных нарушениях была добавлена норма, предусматривающая ответственность для руководителей предприятий, допустивших к управлению транспортными средствами граждан с иностранным удостоверением.

Таким образом, наказание понесёт не только иностранный гражданин, работающий на транспорте с НВУ, выданным родной страной, но и его начальство.

Штраф для работодателя составит ни много ни мало, а 50 000 рублей – сумма достаточная, чтобы отбить желание у предпринимателей нарушать законодательство.

Кстати, иностранец или гражданин РФ, который будет работать с нероссийским НВУ в нарушение п. 13 ст. 25 ЗоБДД, будет наказан по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, то есть, ему тоже выпишут штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб.

Смотрите видео о серьёзных последствиях управления автомобилем иностранцами без российских ВП:

Что поменялось в 2017 году для граждан, работающих в сфере извоза с иностранными ВП?

С 1 июня 2017 года граждане, желающие работать на территории России в сфере предоставления услуг перевозок, обязаны обменять иностранные ВП на российские. Это положение не касается тех, кто пересекает Российскую Федерацию транзитом.

В соответствии с разъяснениями ГИБДД МИД РФ от 13 апреля 2015 года иностранными ВП, подлежащими обмену, являются:

  • НВУ нового образца , выданное в другой стране, соответствующее действующей редакции Венской конвенции.
  • НВУ старого образца , выданное в другом государстве, сопровождаемое переводом.
  • ВП со знаком «SU» , полученные в республиках бывшего СССР.

Что касается поиска нарушителей, то специальных рейдов сотрудники Госавтоинспекции не проводят – проступки выявляются в ходе обычных проверок документов. Особое внимание при этом уделяется таксистам, ведь зачастую именно они работают без необходимой докментации. И речь здесь идёт не только о ВП, но и о лицензии, и других атрибутах деятельности извозчика.

Как обменять НВУ на российские удостоверения?

Порядок замены ВП на российские регламентируется разделом IV Постановления Правительства № 1097.

Для обмена НВУ на российское необходимо:

  1. Сдать теорию ПДД.
  2. Сдать практический экзамен.
  3. Пройти .

Особенности замены ВП на российские:

  • Получение ВП осуществляется в субъекте, где временно или постоянно зарегистрирован приезжий работник.
  • Обучение в автошколе не требуется . Тем не менее на практике с этим возникают определённые трудности. Так, жители азиатских стран уже столкнулись с тем, что в их иностранных ВП были найдены ошибки в переводе их имён и фамилий. В результате такого казуса многие удостоверения были признаны недействительными и большому количеству водителей пришлось записываться в автошколу и проходить полный курс обучения.
  • Подтверждать навыки вождения можно не на всех видах транспорта. Экзамен разрешено сдать только на высшую из открытых категорий. В новое НВУ будут перенесены из старого документа все отметки об открытых категориях на вождение.

Такую процедуру с 1 июня 2017 года следовало бы пройти водителям с иностранными ВП, занимающимся перевозками на просторах РФ. Но! Для граждан дружественных государств тем же летом 2017 года были введены некоторые поблажки – им всё же разрешили водить автомобили с родными НВУ даже при осуществлении трудовой деятельности.

Для граждан каких государств замена НВУ не является обязательной?

После введения в силу п. 13 ст. 25 ЗоБДД Госдума пересмотрела свою позицию. Уже 16 июня было принято Постановление Совмина о признании белорусских НВУ на территории РФ. Позднее, 26 июля, подписали Закон № 204 о допуске к управлению на просторах России и других иностранцев.

Постановление Совмина № 29 о признании белорусских ВП в РФ

Этот документ стал первым шагом на пути признания иностранных ВП в России.

Необходимость замены белорусских ВП на российские вызвала огромный ажиотаж. Ввиду этого 16 июня в Санкт-Петербурге Председатель Совета Министров Союзного государства Д. Медведев, руководствуясь решением Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 о равных правах на трудоустройство, подписал Постановление № 29. Этим актом Россия обязалась признать белорусские ВП без каких-либо проверок и легализаций.

Таким образом, действие п. 13 ст. 25 ЗоБДД на граждан Беларуси не распространяется, они могут работать в сфере извоза в России со своими родными ВП.

Закон № 204-ФЗ от 26.07.2017 и признание других иностранных ВП в РФ, которые могут быть использованы в трудовой деятельности

Этот акт значительно расширил перечень иностранных лиц, которые могут не менять свои ВП для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортных средств в России.

Законом № 204 был добавлен абзац 2 в п. 13 ст. 25 ЗоБДД. В нём сказано о том, что требование о замене ВП не распространяется на граждан Киргизии и представителей государств, законодательство которых одним из своих официальных языков считает русский.

Перечислю страны, граждане которых могут ВП на российские не менять даже если будут предоставлять услуги извоза на профессиональной основе:

  • Россия.
  • Киргизия.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Абхазия.
  • Южная Осетия.

Обратите внимание! Речь идёт именно о гражданстве иностранцев. Место получения ими ВП роли не имеет. Например, если представитель Казахстана будет ездить с НВУ, выданным во Франции, то менять этот документ ему ненужно.

Все остальные иностранцы, которые зарабатывают осуществлением перевозок в РФ, должны иметь российские НВУ.

Внимание! Исходя из содержания абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД, россиянам для деятельности, связанной с управлением транспорта, обменивать иностранные ВП не обязательно. Но это всё же желательно сделать, так как в соответствии с п. 6 ст. 41 Венской конвенции Россия вправе не признать НВУ иностранных государств, которые имеются у её резидентов.

Ограничение действия ВП для иностранцев: какие сюрпризы готовит новый проект

На момент написания этой статьи готовятся новые изменения в ст. 25 ЗоБДД.

Пока что это только проект, который находится на стадии экспертизы, но, думаю, упомянуть о нём стоит.

Законодатель на этот раз решил ограничить действие иностранных ВП на территории России во времени.

Напомню: на сегодняшний день все приезжие могут беспрепятственно и без каких-либо ограничений во времени использовать НВУ, полученные в других государствах, если речь не идёт о работе в сфере перевозок.

Исходя из текста проекта планируется ограничить период действия иностранных ВП шестью месяцами. После истечения этого времени нужно будет получать российские права. Ограничения будут вводиться (если закон, конечно, примут) для граждан РФ, вернувшихся в Россию на длительное время, и для иностранцев, получивших вид на жительство. Для временно пребывающих на просторах России представителей иных государств ничего не поменяется.

Подведём итоги

  • ЗоБДД № 196-ФЗ – закон, в который в 2013 году были включены положения о статусе иностранных ВП на территории России. Ранее упоминания о действии НВУ, выданных в других государствах, в нашем законодательстве не было.
  • Изменения в ЗоБДД были внесены Законом № 92-ФЗ . Этим нормативным актом и определился статус иностранных НВУ: их беспрепятственно разрешили использовать в России. Основное требование – соответствие документов на вождение положениям Венской конвенции.
  • Если иностранные ВП требованиям Венского соглашения не отвечают, водить авто в РФ можно с международными ВП или переводом НВУ на русский язык.
  • В 2017 году в ЗоБДД вступили изменения, коснувшиеся граждан, деятельность которых на просторах РФ напрямую связана с управлением транспорта. Остальные гости нашей страны могут управлять автомобилем с НВУ, выданным в другом государстве.
  • Иностранные НВУ нужно обменять на российские, если вы предоставляете услуги извоза.
  • Иностранные НВУ не нужно обменивать гражданам государств, где российский язык считается официальным. То есть, работать таксистом с казахстанскими или киргизскими ВП в России можно.
  • В КоАП РФ добавлена норма, предусматривающая ответственность за допуск к управлению транспорта граждан с иностранными ВП.
  • В будущем планируется ограничить срок действия иностранных ВП до полугода лицам, которые переехали в Россию на постоянное место жительства.
  • Россиянам желательно обменять иностранные НВУ на российские.

Заключение

Может показаться, что Закон № 92 очень строго обошёлся с гостями из других государств. Но не забывайте, сфера перевозок достаточно опасна и требует от водителей исключительных знаний и умений, поэтому к замене иностранных ВП на российские нужно относиться просто как к очередной проверке знаний.

Возможно, у вас уже есть опыт обмена иностранного НВУ на российское? Напишите о нём в комментариях, думаю, всем читателям будет это интересно.

А на сегодня всё! Новые статьи не заставят себя ждать, поэтому подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новых изменений в законодательстве.

С вами был Кулик Илья! Удачи на дорогах! До скорых встреч!

Изображения для статьи взял здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1633058/

Законы в Российской Федерации касательно действующих образцов водительских удостоверений за последнее время поменялись для иностранцев, которые собираются вести коммерческую деятельность в России, либо устраиваться на работу водителем у российского работодателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Теперь очень важно нерезидентам страны узнать, каким образом они могут получить российские водительские права, не утрачивая своего гражданства.

При оформлении понадобится собрать определенный состав документов, а также быть готовым оплатить госпошлину в определенном размере.

Изменения в новом законе с 1 июля 2019 года

Федеральным законом, который говорит № 92-ФЗ от 07.05.13 г. , отредактированным 23.05.15 г., учреждено, чтобы иностранные граждане использовали не свои национальные удостоверения, а российские.

Только это касается не тех случаев, когда водительские права используются для личных целей, а случаев, когда водитель собирается устраиваться шофером на работу в России.

Предусмотрены права для иностранных граждан в России проживающих временно по патенту. Они заключаются в том, чтобы использовать свое легальное положение в стране в виде приобретения патента и российских водительских прав.

Это обозначает, что граждане иной страны, которые нынче в России захотят вступить в официальные трудовые отношения, должны будут в первую очередь оформить:

  • регистрацию места пребывания;
  • страховку обязательную по ;
  • патент для права вести трудовую деятельность в РФ;
  • медицинский полис;
  • водительские права российского образца.

Таким правилам подчиняются все иностранные граждане, намеревающиеся устроится на работу в России водителем, кроме граждан Беларуси.

Недавно белорусам разрешено использовать свои, национальные водительские права в коммерческих целях, а также в целях основания для трудоустройства водителем в РФ.

Их водительские права приравниваются к российским по правительственному указу, который вступил в силу с 1 июля 2019 года.

Обратите внимание! Все водители, которые едут через Россию транзитом (международные перевозчики), даже, если это в коммерческих целях или по работе, не меняют свои водительские удостоверения на российские.

То же самое касается тех водителей, что используют водительские права, свои машины в личных целях, без осуществления трудовой деятельности на своем автотранспорте.

Получение водительского удостоверения иностранными гражданами в России

Процедура получения документов для водителя, иностранного гражданина, имеет свой порядок, правила и регламент. Документы следует сдавать вовремя – не позднее заключения трудового соглашения с работодателем.

В случае игнорирования новых правил, работодателя могут оштрафовать на 50 000 рублей , а самого водителя на 5000-15 000 рублей .

В любое время, как только иностранного водителя остановят на дорогах полицейские, чтобы проверить документы, и выяснится, что водительское удостоверение у него национальное, не российского образца, так сразу же на адрес работодателя придет письмо со уведомлением о штрафе.

Теперь с иностранным водительским удостоверением с 1 июня не допустят к трудоустройству или к работе, если гражданин уже ранее был трудоустроен.

Получается, что новые правила касаются даже тех иностранных граждан, которые трудоустроились водителями ранее 1 июня 2019 года.

Заявление

Заявление заполняется на специальном бланке, установленного учреждением регистрирующего органа. Образец заявления можно отыскать самому на сайте МФЦ, Госуслуг, либо ГИБДД.

А можно получить бланк уже при встрече с сотрудником дорожной полиции и за полнить бланк при нем. Сам бланк один является тем же самым бланком заявления, который подают россияне на замену своих водительских прав.

В документе обязательно должны присутствовать пункты следующего содержания:

  1. Сначала пишется шапка документа, в которой указывается кому подается заявление – на имя начальника отделения ГИБДД.
  2. Потом ниже указывается имя, фамилия, откуда прибыл водитель, документы, легально обосновывающие его нахождение на территории России.
  3. После этого нужно указать свою просьбу, прописать номер своих национальных водительских прав и обозначить, что замене подлежат именно они на определенный срок.
  4. Указать обязательно перечень тех бумаг, которые нужны как приложение для оформления разрешительного документа.
  5. Подписывается заявление составителем – иностранным гражданином, водителем, а не его будущим работодателем.
  6. В конце документа ставится обязательно дата его составления.

Заметьте, обратная сторонам бланка заявления не заполняется водителем. Эту часть будет заполнять уже специалист регистрационного учреждения – МФЦ, ГИБДД, в зависимости от того, куда обратился зарубежный гражданин.

При указании документов, дающих право легально проживать какое-то время на территории Российской Федерации, а также указании того населенного пункта, от куда прибыл гражданин – эти факты и будут рассматриваться как причина, на основании которой можно заменять удостоверение водителя.

Пакет документов

Для замены национального водительского удостоверения на российский образец иностранному водителю нужны будут следующие документы:

  • гражданский паспорт, либо иное удостоверение личности, которое котируется в стране иностранного лица и признается как удостоверение личности гражданина другого государства;
  • водительское удостоверение иностранного образца;
  • миграционное свидетельство, подтверждающее, что нахождение на территории России лица, прибывшего из-за границы, легально;
  • медицинская справка о допуске к управлению автотранспортом;
  • полис ОСАГО, подтверждающий наличие обязательного автострахования для иностранных лиц.

Все эти бумаги копируются и вместе с оригиналами подаются на проверку и оформление специалисту ГИБДД.

Миграционная карта подтверждает только легальное пересечение границы с Россией и какое-то пребывание (90 дней без регистрации) на территории этой страны. Но вот уже ВУ (временное убежище), ВНЖ (вид на жительство), РВП (разрешение на временное проживание, патент виза и прочее) – эти документы подтверждают право пребывания и трудоустройства на территории РФ.

Если у иностранного гражданина имеется какой-либо их этих документов, он также может потребоваться при регистрации водительских прав по российскому законодательству.

Кроме этих бумаг, еще может потребоваться подтверждение регистрации места проживания (временная прописка), но она нужна в редких случаях.

Обратите внимание! Документальных доказательств того, что работодатель будет принимать на работу водителя, являющегося иностранным гражданином, предоставлять сотрудникам автодорожной полиции не требуется.

Порядок оформления

Существует определенный порядок оформления водительских удостоверений по российским правилам. Этому порядку подчиняются также и граждане России.

Алгоритм действия заключается в следующих шагах:

  1. Успешная сдача экзаменов и получение соответствующей справки о том, что экзамены сданы, и водитель годен по медицинским показателям к управлению автотранспортным средством.
  2. Приложение пакета документов к заявлению.
  3. Получение квитанции на оплату госпошлины.
  4. Возвращение в регистрирующий орган и сдача квитанции с отметкой о проплате государственной пошлины.
  5. Получение новых документов российского стандарта, дающих право на управление автотранспортным средством на дорогах России.

Водительские права по стандарту РФ, выданные лицу, прибывшему из-за границы на своем автотранспорте, выдаются в виде пластиковой карты, на который на двух языках – русском и универсальном английском прописаны краткие сведения о водителе и его стаже вождения, категории транспорта.

Такой документ оформляется сроком ровно на столько, на сколько выдавались в УФМС документы иностранцу, разрешающие ему проживать и трудиться в России.

Поэтому сроки пребывания в России иностранного лица и сроки действия прав по вождению должны совпадать.

Обратите внимание! Ранее все работодатели при приеме на работу иностранного гражданина на должность водителя, легально пребывающего на территории страны, имели право использовать перевод национальных (иностранных) водительских прав с нотариальным переводом на русский язык с иностранного.

Как заменить права и в каких случаях

Иностранные граждане за получением российского водительского удостоверения могут обращаться в ближайшее подразделение РЭО ГИБДД – экзаменационный отдел. Там они сдают вождение и теорию на знание правил автодорожного движения.

После успешных экзаменов только они могут подавать уже заявление на получение российского образца водительского удостоверения.

При этом национальные права у водителя отбираются и не остаются при нем – это и называется обменом национального иностранного удостоверения водителя на российские права.

Для оформления удостоверения по вождению на территории РФ иностранный водитель обязан сдать 3 экзамена:

Обратите внимание! При обращении в государственное учреждение за получением водительского удостоверения, привязки к месту прописки (временной регистрации места проживания) не предусмотрено.

Иностранный гражданин вправе обратиться в любое территориальное отделение ГИБДД, в которое ему будет удобно обращаться.

Но есть одна здесь поправка – важно подать документы на получение права вождения по российскому образцу только там, в том регионе России, где именно регистрировался в ФМС иностранный гражданин.

Цена документа

Цена обучения в автошколе и прохождение экзаменов входят в процедуру получения российского водительского удостоверения.

Если учитывать прохождение занятий в автошколе, сдачу экзаменов, а также оформление самих водительских прав, то это обойдется в приличную сумму.

Поэтому новое правило выгодно только тем, кто в России остается надолго и собирается использовать свое водительское умение и свой автотранспорт для работы. При этом стоимость одного только обучения отличается от региона к региону по всей России.

В западно-центральном регионе стоимость обучения составляет около 35000-40000 рублей , тогда как в других регионах можно встретить цены и дешевле.

Теперь, что касается госпошлины, которую платят все, как россияне, так и иностранные лица, оформляющие водительское удостоверение по любой замене.

Размер пошлины за оформление бланка водительского удостоверения российского образца составляет 2000 рублей .

Но если даже иностранный гражданин станет оформлять получение водительского удостоверения на российском бланке через портал Государственных услуг (сайт Госуслуг), то он может оплатить пошлину по 30% скидке. Это допущение будет действовать с 1 января 2019 года по 1 января 2019 года.

Среди автомобилистов-иностранцев распространяются слухи о том, что будто бы действие иностранных водительских удостоверений продлили до 2019 года по территории России. На самом деле, это далеко от действительности.

С 1 июня этого года вступают в силу принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами. Нововведение не коснется иностранцев, использующих автомобиль для личных поездок. А вот за допуск к работе водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей. Вступление в силу этой нормы уже дважды откладывалось - водители-иностранцы и транспортные предприятия были не готовы к новым правилам, из-за этого могли возникнуть сбои в пассажирских перевозках.

По словам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июля они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

В основном они ждут, - сказал Ярослав Щербинин «Известиям». - Особенности наших таксистов таковы, что, пока их штрафовать не начнут, они заниматься переоформлением не будут.

Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.

Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик. При этом они зачастую не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.

Исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации, заведующий кафедрой автомобильных перевозок Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайр Блудян прогнозирует потерю российскими автотранспортными предприятиями в среднем 5% персонала.

В некоторых компаниях до 20–30% водителей - иностранцы, - сказал он «Известиям».-Сколько из них успели оформить документы, неизвестно - такую статистику никто не ведет. Думаю, примерно 5% водителей транспортных предприятий не получат российские права к июлю.

Часть из них просто не успеют этого сделать, потому что поздно начнут этим заниматься. Остальные по объективным причинам: может выясниться, например, что кандидат на получение российских прав находится в розыске. Кто-то не сдаст экзамен, у кого-то не будет необходимых документов. Есть много водителей, которые не могут ни разговаривать, ни читать по-русски. Как он может сесть за компьютер и сдать экзамен? Никак. А мы ему доверили жизни людей.

При этом, как считает Норайр Блудян, на перевозках кадровые изменения не скажутся.

Не надо из этого делать трагедию, надо повышать зарплаты и привлекать для работы в своих компаниях москвичей, жителей других регионов России, - отметил эксперт.

Некоторые иностранные граждане могут не успеть к 1 июня, даже если подадут заявление прямо сегодня: ГИБДД будет делать запрос в компетентные органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Такая межгосударственная переписка может растянуться на три-четыре месяца. Так что для кого-то будет проще и быстрее пройти обучение в российской автошколе и сдать экзамены на общих основаниях. Однако председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов сообщил «Известиям», что не наблюдает наплыва иностранных граждан, желающих учиться.

Сейчас многие иностранцы вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, опять пытаются найти посредников, предлагающих «помощь» в прохождении экзаменационных испытаний, - рассказал Александр Ачкасов. - Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а у некоторых удостоверения и просто фальшивые.

По его мнению, благодаря новым правилам на российских дорогах будет меньше водителей автобусов, маршруток и такси, получивших водительские удостоверения без нормального обучения либо имеющих проблемы с законом. В то же время Ачкасов считает нерациональным выдавать срочное водительское удостоверение для работы по найму гражданам других стран, которые приезжают работать водителями лишь на определенный сезон.

Было бы разумнее внедрить практику периодического подтверждения профессиональной квалификации иностранным водителям, которые работают по найму, - пояснил Александр Ачкасов. - Если бы они ежегодно сдавали тест по правилам дорожного движения и проходили медицинское освидетельствование, то это бы привело к реальному повышению безопасности на дорогах.

В Союзе автошкол отмечают, что такая практика не противоречит мировому опыту: во многих странах права для водителей-профессионалов и обычных автомобилистов существенно различаются по процедуре получения и продления.

Главный документ любого водителя - это права. В России водительское удостоверение (ВУ) - это документ установленного образца в виде пластиковой карты, который выдают после успешного прохождения экзамена на вождение. Кроме российских, в РФ признаются водительские документы, полученные в других государствах.

С 1 июля 2017 года вступил в действие закон, согласно которому работодатели не вправе допускать к управлению автотранспортом водителей с иностранными правами. Это требование распространяется не только на зарубежных работников, но и россиян, если они долгое время проживали за пределами России и имеют иностранное ВУ.

Запрет касается исключительно профессиональных водителей, которые не просто ездят на своих автомобилях, а зарабатывают этим на жизнь. (Исключение сделано только для водителей, участвующих в транзитных/международных перевозках). Закон таким образом обеспечивает комфортные условия для отечественных перевозчиков, соперничающих с иностранными водителями. К частным лицам, управляющим собственным транспортом, эти требования не относятся. Однако есть нюансы и в этой ситуации. Но обо всем по порядку. Рассмотрим, когда иностранное водительское удостоверение в России требует замены, а когда в этом нет необходимости. Можно ли управлять транспортным средством (ТС) по зарубежным документам? Когда заменить ВУ нельзя и придется снова обучаться в автошколе? Найдем ответы на эти вопросы, а также узнаем еще много нюансов об иностранных правах.

Россиянин с иностранным ВУ

Ситуации, когда граждане РФ переезжают в другие страны для продолжительного проживания или работы, не редки. На новом месте они получают иностранные права, при этом часто российские водительские удостоверения (ВУ) изымаются (например, так происходит в Германии). Возвращаясь в Россию, такие лица имеют полное право управлять автомобилем по иностранным правам, за исключением случая, когда вождение транспортного средства - это профессиональное занятие россиянина. В этой ситуации необходимо получить права РФ. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Восстановить российские права как утраченные (например, если документ был изъят за рубежом) обратившись в ГИБДД;
  • Заново пройти экзаменационные испытания на управление ТС и получить российские права (если удостоверение нельзя обменять);
  • Заменить иностранные водительские права по упрощенной процедуре (большинство ситуаций).

Если планируется езда на машине только в личных целях, то закон не требует от таких россиян обязательной замены ВУ.

Обмен иностранного ВУ

Зарубежные гости, посещающие РФ в рамках безвизового (страны ближнего зарубежья) или визового режима (страны дальнего зарубежья), иностранцы с ВНЖ и РВП, граждане РФ вправе управлять автомобилем по иностранным или международным правам, если речь идет о личных поездках.

Срок действия зарубежного ВУ в РФ ограничен только периодом, на который выданы документы, разрешающие проживать в России (касается только иностранцев). Обмен водительского удостоверения иностранным гражданам происходит по одинаковому алгоритму. Здесь не имеет значения является водитель иностранцем или россиянином.

Когда обмен не требуется?

Замена иностранного водительского удостоверения на российское не требуется, если:

  1. Водитель управляет ТС, участвующем в международных перевозках;
  2. Вождение происходит в личных целях (к примеру, езда на собственном автомобиле или машине, взятой на прокат для осмотра достопримечательностей).

Права должны соответствовать международным договоренностям РФ. Все сведения в документе должны быть продублированы на латинице или иметь заверенный нотариусом перевод.

Когда необходим обмен?

В Сети есть много противоречивой информации на этот счет. Но по сути, заниматься обменом есть смысл только в двух случаях:

  • Планируется вождение в коммерческих целях;
  • Права считаются нелегетимными в России.

Нет необходимости менять ВУ при вступлении в гражданство РФ или после оформления ВНЖ. Законного ограничения на использование россиянином или иностранцем с ВНЖ иностранных прав в настоящий момент нет.

Процедура замены иностранных прав

Как мы уже выяснили, для коммерческой деятельности права в скором времени придется поменять. Произвести замену также необходимо, если ВУ не соответствуют установленным нормам.

Процедура замены водительского удостоверения для иностранцев начинается со сбора необходимой документации. В Госавтоинспекцию предоставляются:

  1. Национальный паспорт и его копия;
  2. Документы, подтверждающие легальность нахождения в РФ (ВНЖ, РВП, виза, патент и так далее);
  3. (заполняется только лицевая сторона);
  4. Медицинская справка об отсутствии противопоказаний к управлению ТС;
  5. Иностранные права;
  6. Квитанция об оплате госпошлины (стоимость услуги составляет 2000 рублей).

Пакет бумаг подается в отделение Автоинспекции по месту регистрации. Россияне могут обращаться в любое отделение. После рассмотрения предоставленных бумаг выносится решение о возможности или невозможности замены прав. Одновременно с этим иностранцу возвращают его национальные права.

Экзамен

При замене прав водители проходят все стандартные этапы экзамена:

  • Теоретическая часть с билетами;
  • Практическая езда на автодроме;
  • Практическая часть вождения в городе.

Кстати, до 2014 года иностранные водители доказывали свои знания, сдавая только теоретичную часть, позже требования были ужесточены.

Если в иностранном ВУ открыто несколько категорий, то экзамен сдается один – на высшую из требующихся категорий прав. После прохождения всех испытаний водителю выдается российское ВУ.

Какие права нельзя обменять?

Замене подлежат только водительские удостоверения иностранного государства, соответствующие нормам Венской конвенции от 1968 года, согласно которой документ должен содержать следующие пункты:

  1. ФИО и дату рождения.
  2. Местопроживание.
  3. Официальный орган, выдавший права.
  4. Номер документа, дата и место получения прав.
  5. Срок действия документа.
  6. Подпись и печать органа, выдавшего права.
  7. Подпись водителя.
  8. Категории вождения, на которые распространение действие прав.

И самое важное: все сведения должны дублироваться на латинице или иметься перевод на русский. Официальное заверение перевода выполняет нотариус. Если в иностранном национальном водительском удостоверении отсутствуют указанные данные, то заменить права по упрощенной процедуре не получится. Обладатели удостоверений, которые противоречат международным договорам России, обязаны получать права на вождение в общем порядке, установленном в РФ: пройти полный курс обучения в автошколе и сдать экзамен.

Получение ВУ в общем порядке

Когда обмен прав невозможен, водители получают права на общих основаниях. Придется пройти несколько этапов:

  • Пройти обучение в автошколе . Для этого нужно выбрать подходящую учебную организацию, оплатить образование, прослушать полный теоретический курс и успешно сдать экзамен по билетам. Автошколы принимают иностранцев, имеющих право на проживание в РФ. После экзамена выдается документ об окончании обучения.
  • Получить медицинскую справку . Обязательно потребуется медосвидетельствование для допуска к вождению. И для россиян, и для иностранцев это платная услуга. Справки выдают как государственные учреждения здравоохранения, так и ряд аккредитованных частных клиник.
  • Получить допуск в автоинспекции . Для допуска к последней части испытаний предоставляется документ об обучении в автошколе, медсправка, паспорт и квитанция об оплате госпошлины.
  • Сдать экзамен в автоинспекции . Испытуемому предстоит пройти тестирование на компьютере, основной целью которого является определение уровня знаний по ПДД. После теории у водителя проверяют практические навыки вождения (автодром и город).
  • Получить российские права . После успешного прохождения всех испытаний выдаются права российского образца.

Отказ в обмене ВУ

Отказать в замене водительского удостоверения Госавтоинспекция может по ряду причин:

  1. Иностранные права не подлежат обмену;
  2. Мигрант не прошел экзаменационные испытания;
  3. Отсутствует необходимый набор бумаг;
  4. Иностранец был лишен прав в другом государстве;
  5. Возраст водителя не соответствует параметрам, предусмотренным законом РФ. В России управлять автомобилем могут только лица старше 18 лет. Максимальная планка законом не предусмотрена;
  6. Предоставлены подложные данные или сообщены ложные сведения;
  7. В документах допущены исправления или неточности.

Штрафные санкции

Если зарубежный гость является предпринимателем, занимающимся пассажирскими или грузовыми автоперевозками, или работает водителем, необходима замена прав на российские. На то, что управление машиной происходит в рамках коммерческой деятельности, указывает, к примеру, путевой лист, без которого запрещены перевозки пассажиров и транспортировка грузов.

За нарушение закона работодателя ждет штраф в размере 50000 рублей. Если инспектор ДПС в результате проверки обнаружит, что у водителя ВУ, полученное за рубежом, то отстранит его от управления машиной и оштрафует на сумму от 5000 до 15000 рублей.

Подведем итоги

  • Мигранты были вправе использовать иностранное ВУ для работы водителями только до 1 июня 2017 года. Если сотрудник не предоставит документы российского образца, работодатель обязан уволить такого водителя или отстранить от работы. После этой даты вождение с зарубежными правами наказывается штрафом, при этом санкции касаются и водителя, и работодателя.
  • Для замены следует обращается в автоинспекцию с набором бумаг и оплаченной госпошлиной.
  • Обмену подлежат права, отвечающие международным стандартам, которые закреплены в Венской конвенции. Документы, не соответствующие этим нормам, заменить нельзя. Водитель обязан пройти полный курс обучения и сдать экзамен.
  • Россияне, проживавшие за рубежом и там получившие права, вправе управлять ТС на основании зарубежного ВУ. Если в документе отсутствует дублирование информации на латинице, необходим перевод с заверением у нотариуса. Прямого указания на необходимость получения прав российского образца нет, однако на практике могут возникнуть сложности.
  • Управлять ТС по иностранным правам могут водители, использующие автомобиль в личных (некоммерческих) целях, либо участвующие в международных перевозках, при этом права должны соответствовать мировым требованиям, а последние должны также иметь специальное разрешение, подтверждающее этот факт.

Всего пару недель назад депутаты Госдумы обещали, что закон об отмене иностранных водительских прав в России принимать пока не будут. Мол, примем поправки, какие надо. И отложим до следующего года. Однако принять ничего не успели. И сами не заметили, как тот самый закон благополучно вступил в силу (с 1 июня). Теперь с иностранным удостоверением в нашей стране можно ездить только на личной машине. Или взятой напрокат, например. Занимать же должность шофера можно только с российскими правами. Иначе штраф - от 5 до 15 тысяч рублей водителю, и 50 тысяч - его работодателю (юридическому лицу).

«ПОНАЕХАЛИ, ПОНИМАЕШЬ!»

И вот спустя неделю после того, как приняли этот закон, я стою возле станции метро «Коньково» и вызываю машину. Ну, думаю, сейчас проверим, у кого какие права. Сервис «Яндекс .Такси» направил ко мне извозчика, которого зовут Назирли Гусейнага Назар оглы. Я, конечно, деликатно верил, что у него с документами все в порядке... Но все же до последнего мне что-то подсказывало, что это не так.

Мне эти ваши права совсем не нужен! - вспыхнул водила словно порох. - У меня смс -ка есть!

Таксист передал мне свой мобильный телефон, в котором было написано: «Профсоюз трудящихся мигрантов информирует: вы можете продолжать использовать зарубежные права. По нашим данным, сотрудникам ГИБДД дано указание не штрафовать за них, а Госдума перенесет введение закона на июнь 2018».

Да я на прошлой неделе с депутатом Госдумы общался, который этот закон принимал! - хотел всплеснуть я руками, но вовремя притаился.

Это все-таки профсоюз пишет, - сказал мне Назар, успокоившись. - Ему виднее.

Под мелодичные мотивы восточной музыки мы мчались на «Kia Rio» по Профсоюзной улице и с дельным видом осуждали приезжих. Мол, заполонили всю столицу! При этом водила приехал в Москву из солнечного Азербайджана , а я из Курска .

Таксист снова распалялся и, отрывая руки от руля, восклицал:

Как они тут работают, не понимаю! Языка не знают! Города не знают! Вести себя не умеют, слушай. Один недавно поспорил с клиентом. И четыре раза пырнул его ножом. Это что, нормальное поведение?

- Мне кажется, что нет, - ответил я искренне.

А, как приехал, сразу позвонил в профсоюз мигрантов. Мне там сказали, что это все чушь собачья. Никаких смс они не рассылали. Скорее всего, это сообщение водила отправил с чужого номера сам себе. Чтобы - в случае чего - показывать инспекторам.

«ПРИХОДИТЕ К НАМ РАБОТАТЬ»

На следующий день я продолжил свой эксперимент и снова вызвал такси. Только уже через «Uber». Водитель оказался с российскими правами. Что не удивительно. В Москву он приехал из Дагестана (республика России, - прим. авт). Наверное, поэтому он вел себя на дороге словно абориген. А я, пока ждал его, случайно нажал в приложении на кнопку «Попробуйте себя в качестве водителя». И через секунду прочитал: «Зарабатывайте хорошие деньги. Вы решаете сами, сколько и когда работать. Без офисов и начальников». Я вернулся на прежнюю страницу, но уже через несколько минут мне на мобильник позвонил диспетчер и предложил работу.

- Увы, но у меня иностранные права, - соврал я, ожидая ответа.

Ничего страшного, - сказали в компании «Uber». - Они же международного образца? Вы нам подходите...

На самом деле, водительское удостоверение международного образца - это не какая-то отдельная категория, а такие же иностранные права, только с английским переводом. Вряд ли в российской ГИБДД есть сотрудники, умеющие читать иероглифы. И для того, чтобы японец мог ездить на своем авто по Москве, такой документ и оформляется. И, согласно закону от 1 июня, ни таксистам, ни водителям автобусов с троллейбусами он не подходит.

(Кстати, в ГУП «Мосгортранс » из 16 тысяч водителей полторы тысячи иностранцы - и 80% из них сдали экзамены с вождением и получили российские права).

«НЕЛЕГАЛЫ КАК ЕЗДИЛИ, ТАК И ЕЗДЯТ»

Таксист с 18-летним стажем Евгений Бокарев уверен, что иностранные права абсолютно не пугают их владельцев. Несмотря на принятый закон. Потому что в итоге так получается, что штрафовать некого.

Большая лизинговая компания сдает в аренду машины какой-нибудь фирме, - рассказывает Евгений. - Эта фирма накручивает цену и тоже их сдает - уже в субаренду. Третья компания - совсем мелкая - предлагает иномарки таксистам. Те берут их. Например, за 2500 рублей в сутки. Но потом оказывается, что последняя компания - примитивная однодневка, с которой и взять-то нечего. Прилетает штраф из ГИБДД, но платить его некому. При этом сам таксист - физическое лицо. Его тоже могут наказать. Но сумма штрафа гораздо меньше.

Я позвонил в столичное управление ГИБДД, но там от комментариев упорно отказываются.

Если по хорошему проверять водителей такси, то половина из них работает нелегально, - заявил Бокарев. - Путевки оформляют сами - бланки есть в свободной продаже. Печати медосмотра покупают через интернет (одна стоит 700 рублей). Подписи механиков, которые должны осматривать машины, тоже поддельные. Главное, что нужно иметь на руках - разрешение на таксомоторную деятельность. Если работаешь сам на себя, оформляешь ИП и получаешь его в Дептрансе (делается в течение трех недель бесплатно). Если на компанию, то это ее заботы.

Во дворах часто встречаются брошенные машины такси. Особенно сейчас. Это связано с законом об отмене иностранных прав?

Не думаю. Гастарбайтеры и раньше бросали автомобили. Им обещали золотые горы, зарплаты до 160 тысяч рублей (в объявлениях). А на деле они не могут даже окупить аренду машин. Вот и бросают их где попало. От злости. Сейчас этот рынок раздули до крайности. В Москве и по области около 120 тысяч таксистов. Для сравнения, в советское время было 18 тысяч.

ОБУЧЕНИЕ НЕ ДОРОЖАЕТ

По словам председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, за прошедшую неделю в Москве не вышли на работу около 30 тысяч водителей. Все они - приезжие ребята. Львиная доля от этого количества - легальные таксисты. Потому что нелегалам (по сути) бояться нечего. Они и до 1 июня возили пассажиров незаконно. В области тоже штат водителей ощутимо сократился (на 25-30%). Об этом сообщил «КП » руководитель Ассоциации таксистов Подмосковья Андрей Титов .

Казалось бы, сейчас все эти люди ринутся переучиваться на права, а значит и стоимость обучения должна повыситься. Но, обзвонив пять-шесть автошкол, я выяснил, что все как раз совсем наоборот.

Мы даже готовы предоставлять скидки мигрантам, - рассказали мне в одной из компаний. - Именно тем, которые работают водителями. Все равно учить их особо не нужно. Ездить умеют.

Минимальная стоимость учебы, которая мне попалась, 18500 рублей. Наибольшая - 32000 (в этом случае количество занятий максимальное и проходят они в удобное для будущих водителей время).

В таксомоторных парках мне в основном говорили, что водителей с иностранными правами они в принципе стараются не брать.

У меня, например, в принципе такая политика, что я не беру водителей с иностранными документами, - заявил «КП» руководитель 6-го таксомоторного парка Александр Саная. - У нас 1100 машин. И все водители с российскими правами.

А у нас 800 машин, - рассказал руководитель компании «Формула такси» Виталий Прокин. - С принятием закона на работу не вышли 5% водителей. Все они приехали в Москву из Беларуси . Видимо, кто-то из них вернется на родину. Кто-то будет переучиваться.

Понятно, что руководители других частных фирм, организующих пассажирские перевозки, не намерены признаваться, что у них работают водители с иностранными правами. Потому что теперь это незаконно.