Гражданско-правовые средства индивидуализации физического лица. Средства индивидуализации физического лица

Человек вступает в правоотношения не обезличено, а определённым образом обозначая себя в ряду остальных участников гражданского оборота, идентифицируясь. В связи с этим представляется интересным вопрос о выделении конкретного лица из огромного количества участников гражданских правоотношений, объединяемых единой правовой категорией "Физическое лицо" С.В. Лукашевич "К вопросу об индивидуализации физического лица" //"Законодательство. Право для бизнеса" № 10 2011г. С.12.

Согласно определению, данному в Большом толковом словаре русского языка, индивидуализация - это обособление по характерным, индивидуальным признакам. М.: Большой толковый словарь русского языка. Сост. Гл.ред. С.А. Кузнецов. С.П. Б. 2000 г. С.392 В.В. Орлова считает, что "индивидуализация есть выделение субъекта или объекта из массы однородных путём выделения у субъекта или объекта либо предания субъекту или объекту характерных (индивидуальных) признаков.В.В. Орлова "Теория и практика индивидуализации в сфере интеллектуальной собственности" д.ю.н. М.: 2015

Под средствами индивидуализации понимают совокупность специально-юридических признаков, характеризующих определённые черты индивидуальности человека и позволяющих с максимальной точностью конкретизировать, персонифицировать личность как субъекта гражданского права.

В теории права нет единого мнения о составе средств индивидуализации физического лица. Так, одни в качестве средств индивидуализации называют личные неимущественные права и гражданские состояния. Другие к средствам индивидуализации относят регистрацию актов гражданского состояния.

Что касается моего мнения, то я считаю, что любой признак физического лица, которому объективным правом сообщено правовое значение, может быть признан индивидуализирующим, а правовое средство, с помощью которого этот признак закрепляется в правопорядке, может быть квалифицировано как средство индивидуализации.

Представляется, что идеальное средство индивидуализации должно соответствовать критериям универсальности, уникальности, постоянства и собираемостиС.В. Лукашевич "К вопросу об индивидуализации физического лица"//"Законодательство. Право для бизнеса" № 10 2011г. С.12.

Универсальность означает, во-первых, что каждый человек может быть представлен этим отличительным признаком, во-вторых, возможность применения данного признака в различных институтах гражданского права.

Уникальность подразумевает, что тот или иной признак не может быть полностью идентичным у двух людей, его повторение исключено. Признак постоянства определяет неизменность отличительного признака в течение длительного времени или даже всей жизни человека.

Под собираемостью понимают возможность относительно просто и быстро выявить признак в отношении каждого человека.

В юридической науке выделяют несколько классификаций индивидуализации гражданина.

По выполняемой функции выделяют три вида индивидуализации:

  • 1. По формальным признакам (формальная индивидуализация), она призвана поимённо ограничить субъекта от остальных субъектов;
  • 2. По социальным признакам (социальная индивидуализация) предназначена для того, чтобы отразить неповторимый социальный облик субъекта;
  • 3. По признакам, влияющим на правосубъектность (правосубъектная индивидуализация) регулирует степень участия субъекта в гражданских правоотношениях.

Гражданские состояния обеспечивают формальную и правосубъектную индивидуализацию граждан, а личные неимущественные права - их социальную индивидуализацию.

Следующая классификация представляет собой выделение внутренней и внешней индивидуализации. Под первой понимается выделение объекта из массы однородных путём выявления у него характерных признаков; под второй - выделение объекта из массы однородных путём придания ему этих признаков.

Понятие "индивидуализация" тесно связано с понятием "идентификация". Идентификация является механизмом индивидуализации лица и определяется как совокупность мероприятий по установлению сведений о субъекте, позволяющих убедиться в том, что он именно тот, за кого себя выдаётМузыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9. С. 49 - 52.. На сегодняшний день идентификация является основным механизмом индивидуализации субъекта права, применяемым как при внутренней, так и при внешней индивидуализации. Однако при внешней индивидуализации наряду с идентификацией должна проводиться аутентификация субъекта - только тогда его индивидуализация будет достоверной.

По субъекту, осуществляющему индивидуализацию, принято различать частную индивидуализацию и публичную. Публичная индивидуализация осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления; частная - физическими и юридическими лицами.

Развитие науки и техники так же внесло свой вклад в совершенствование старых и появление новых средств индивидуализации, применение которых не всегда регулируется законом. В связи с этим выделяют: 1) легальные средства индивидуализации - предусмотренные действующим законодательством; 2) фактические средства индивидуализации, которые используются, но не охраняются в соответствии с действующим законодательством. Возникновение фактических средств индивидуализации в полной мере соответствует основным началам гражданского права, а именно принципу диспозитивности.

Традиционным способом индивидуализации личности является её отождествление по признакам внешности путём идентификации с фотографией в документе, удостоверяющем личность. Однако в связи с переходом на более высокую ступень технического развития, инновационными разработками в сфере идентификации человека, переходом на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, большого разнообразия ситуаций, при которых необходимо осуществлять индивидуализацию физических лиц, этого явно недостаточно. В судебной практике известны многочисленные случаи, когда имела место подделка документов, удостоверяющих личность. Ответственность за подделку и использование поддельных документов предусмотрена как Уголовным (статья 327 УК РФ), так и административным (статья 19.23 КоАП РФ) закономС.Л. Паншев "Подделка документов: преступление или правонарушение?" 11.03.2015 // [Электронный ресурс].

Так, например, за 2015 год рассматривается 252 дела о преступлениях, предусмотренных ст. 327 УК РФ и ст. 19. КоАП, предметом, которых были документы, удостоверяющие личность гражданина. Из них рассматривается:

  • 1) В Иркутской области - 1 дело;
  • 2) В Новосибирской области - 1 дело;
  • 3) В Самарской области - 18 дел;
  • 4) В Ростовской области - 18 дел;
  • 5) В Московской области - 27 дел, 12 из них в г. Москве;
  • 6) В Ставропольском крае - 46 дел и т.д.РосПравосудие - 2015 [Электронный ресурс]/ РосПравосудие Практика - режим доступа: https://rospravosudie.com/act /date_from-2015-01-01/date_to-2015-05-05/section-acts/ (2015, май 1)

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что основной способ индивидуализации - идентификация по паспорту несовершенен и нуждается в доработке.

Так же выделяют такие категории средств индивидуализации как: естественного происхождения, бытовые, территориальные, формальные, социальные, личные, профессиональные, медицинские, юридические, публичные, коммуникационные, имущественные, корпоративные, религиозные, родовые. Однако такое большое количество признаков индивидуализации физического лица не находят отражение в праве в полном объёме, поэтому правом охраняются только наиболее важные для человека индивидуализирующие признаки, иногда предоставляя им режим личных неимущественных благ, как объектов соответствующих личных неимущественных прав.

Гражданско-правовая индивидуализация физических лиц регулируется правовыми нормами, выраженными в совокупности нормативных актов, которые образуют законодательство о гражданско-правовой индивидуализации лица.

Все действия гражданина, влияющие на возникновение изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие состояние граждан, именуются актами гражданского состояния. В силу особой важности такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение или расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, подлежат государственной регистрацииГражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф 3 (в ред. от 06.04.2015)/ Собрание законодательства Российской Федерации от 05.12.1994 г. № 32 с. 3301.

В виду неоднородности фактов, охватываемых понятием "акты гражданского состояния", государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти, носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Следовательно, для заключения или расторжения брака, перемены имени государственная регистрация носит не только удостоверительный, но и правообразующий характер.

Государственная регистрация осуществляется специальным государственным органом - органом записи актов гражданского состояния (ЗАГСом), а в отношении граждан, проживающих за пределами территории РФ, - консульскими учреждениями. Порядок осуществления записи и многие другие вопросы определяются законом РФ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997."Об актах гражданского состояния" Федеральный закон № 143 ФЗ от 15.11.1997 (в ред. От 01.01.2015)//"Российская газета" от 20.11. 1997 Регистрация актов гражданского состояния имеет, как правило, необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменения органы ЗАГСа вправе внести изменения лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствия спора между заинтересованными лицами.

Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записи актов гражданского состояния также являются прерогативой суда (ст. 69 - 75 закона "Об актах гражданского состояния"). На основании произведённой записи гражданам выдаётся свидетельство, которое удостоверяет факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния. Так, до получения паспорта единственным документом несовершеннолетнего является свидетельство о рождении, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке Р.К. Калоева "К вопросу становления порядка судебного рассмотрения дел о внесении изменений, дополнений в записи актов гражданского состояния" //Семейное и жилищное право -2012 - февраль №2.

Следует заметить, что индивидуализация физических лиц в ряде случаев преследует решение не только гражданско-правовых, но и административно-правовых, налоговых, бюджетных, процессуальных и иных задач. Так, будучи участником налоговых правоотношений, лицо индивидуализируется путём присвоения ему идентификационного номера налогоплательщика, предусмотренного ст. 84 НК РФ."Налоговый кодекс Российской Федерации " от 31.07.1998№ 117-ФЗ(ред. от 01.01.2015) // "Собрание законодательства РФ", № 31, 03.08.1998

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек участвует в гражданских правоотношениях, как отдельный субъект, не обезличено, а определённым образом обозначая себя в ряду остальных участников гражданского оборота, идентифицируясь. Индивидуализация - это выделение субъекта из массы однородных субъектов, посредством выявления у него определённых признаков. Средства индивидуализации - это средства, с помощью которых признаки закрепляются в правопорядке.

Все действия гражданина, влияющие на возникновение изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие состояние граждан, именуются актами гражданского состояния и регистрируются в органах ЗАГСа или в Консульских учреждениях, если гражданин проживает за пределами РФ.

Граждане в имущественном обороте отличаются друг от друга по следующим признакам:

· обладание самостоятельным именем

· наличием места жительства

· отражением сведений о гражданине в актах гражданского состояния

Имя гражданина.

Право на имя закрепляется за каждым гражданином с момента его рождения. Это право является личным неимущественным, не связанным с имущественными правами.

Гражданин может иметь собственное имя и вымышленное имя (псевдоним). Закон «Об авторском праве и смежных правах» позволяет гражданину публиковать произведение под псевдонимом.

В некоторых случаях гражданские права могут быть реализованы без указания на имя гражданина. К имени гражданина закон предъявляет следующие требования:

1) имя гражданина состоит из 3 элементов:

а) собственно имени (Петр, Александр и др.)

б) отчества, которое присваивается по имени отца гражданина

в) фамилии

2) имя гражданина должно быть благозвучным

3) гражданин не может использовать чужого имени без согласия его носителя. Если имя использовано без согласия гражданина, могут наступить следующие правовые последствия:

а) возмещение имущественного вреда,

б) компенсация морального вреда,

в) право на защиту чести, достоинства и деловой репутации при искажении имени или его недобросовестном использовании

Если гражданин имеет схоже имя, отчество и фамилию с другим гражданином, то индивидуализировать его в гражданском обороте можно по месту жительства.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно проживает или преимущественно проживает. Закон определяет место жительства гражданина исходя из конституционного принципа свободы передвижения и выбора места жительства на всей территории РФ. В ряде случаев закон ограничивает право на место жительства:

1) несовершеннолетние граждане имеют право проживать по месту жительства родителей

2) если гражданин осужден к лишению свободы, то его место жительство определяется по месту отбыванию наказания

Значение места жительства заключается в следующем:

1) По месту жительства гражданин может зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

2) По месту жительства гражданина в ряде случаев происходит исполнение обязательств. Заключение договора о купле-продаже квартиры.

3) По месту жительства открывается наследство на имущество

4) Осуществление прав и законных интересов гражданина.

Закон не связывает место жительства с пропиской гражданина. Институт прописки признан неконституционным по решению Конституционного суда РФ. Институт прописки заменен на институт регистрационного учета граждан, который по своей правовой природе носит административный характер и не регулируется гражданским законодательством.



Третьим свойством, которое индивидуализирует гражданина, являются: сведения о гражданине, определенные в актах гражданского состояния. Указанные акты регулируются ст. 47 ГК и специальным ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

Указанный закон определяет:

1) органы, которые осуществляют регистрацию актов гражданского состояния, в настоящее время ими являются органы федеральной регистрационной службы МинЮста РФ или ЗАГСы;

2) порядок государственной регистрации. В качестве оснований государственной регистрации выступают: события и действия граждан (юридические факты), которые влекут возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Среди событий можно выделить рождение и смерть гражданина, среди юридических действий заключение и расторжение брака, усыновление или удочерение, установление отцовства и перемену фамилии. При перемене фамилии Закон предусматривает 2 способа ее изменения:

Общегражданский. Каждый гражданин, достигший 14 лет имеет право изменить свое имя, отчество и фамилию, подав заявление в регистрирующий орган с указанием причин изменения имени, отчества или фамилии. При наличии необходимых оснований регистрирующий орган обязан:

· внести запись в книги актов гражданского состояния

· выдает гражданину свидетельство о перемене имени, фамилии, отчества.

3) Закон определяет порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния.

4) устанавливает порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования актов гражданского состояния.

5) Устанавливает порядок и сроки хранения актовых книг (сейчас 70 лет – потом в архив)

Цель государственной регистрации актов гражданского состояния состоит в признании и подтверждении государством правового состояния граждан.

И публично-правовые образования.

Важно отметить, что в отличие от конституционного права , которое рассматривает гражданина только как лицо, имеющее юридическую связь с конкретным государством , в гражданском праве категории «физическое лицо» и «гражданин» используются как синонимы.

Для того чтобы участвовать в гражданских правоотношениях , гражданин должен быть индивидуализирован.

Важнейшими, имеющими наибольшее правовое значение средствами индивидуализации являются имя гражданина и его место жительства.

Имя гражданина . Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим имением, а в случаях и в порядке, предусмотренных законом, он может использовать псевдоним (вымышленное имя). Согласно п. 1 ст. 19 ГК имя гражданина включает фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Имя гражданину дается при рождении. Ребенок получает имя по соглашению между родителями, фамилию - по фамилии родителей или одного из них, отчество - по имени отца, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ или национальным обычаем.

Имя ребенка указывается в свидетельстве о рождении и вносится в его паспорт при достижении 14 лет.

Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Право на перемену имени возникает по достижении 14 лет путем подачи соответствующего заявления в орган ЗАГС. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, возможна только с согласия родителей или лиц, их заменяющих, а при отсутствии такого согласия - на основании решения суда . Перемена имени лицу, не достигшему 14 лет, производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном ст. 59 Семейного кодекса РФ (далее - СК).

Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения прав и обязанностей, возникших под прежнем именем. Гражданин, переменивший имя, обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Переменивший имя гражданин вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы , оформленные на его прежнее имя.

Право на имя является нематериальным благом , защищаемым гражданским законодательством (ст. 150 ГК). Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с правилами ГК. При искажении либо использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию, применяются правила ст. 152 ГК.

Гражданский кодекс прямо запрещает приобретать права и обязанности под именем другого лица (п. 4 ст. 19 ГК).

Место жительства гражданина . Место жительства - это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей .

Место жительства гражданина учитывается при решении многих гражданско-правовых вопросов. Так, по месту жительства осуществляется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК), устанавливаются опека и попечительство (ст. 34, 35 ГК). Место жительства должника или кредитора является надлежащим местом исполнения ряда обязательств (ст. 316 ГК). При признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим судом устанавливается отсутствие сведений о его месте пребывания в месте его постоянного жительства (ст. 42, 45 ГК). Место открытия наследства определяется последним местом жительства гражданина (ст. 1115 ГК).

Место жительства гражданина важно отличать от его места пребывания. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает перечневую дефиницию понятия «место пребывания» - это гостиница , санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания. Эта регистрация носит административный характер и не является единственным и безусловным доказательством , определяющим место жительства гражданина.

Свобода выбора места жительства и места пребывания - важнейшая конституционная свобода человека (ст. 27 Конституции РФ). Эта свобода является относительной, поскольку может быть ограничена в целях безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения .

Право на выбор места жительства, так же как и право на имя, является нематериальным благом гражданина и защищается ГК.

Субъекты гражданских правоотношений – участники гражданских правоотношений .

Виды субъектов гражданских правоотношений:

Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);

Юридические лица;

Государство.

Физические лица как субъекты гражданских правоотношений характеризуются рядом признаков: они должны быть индивидуальны; обладать правоспособностью идееспособностью (правосубъектностью).

Средствами индивидуализации гражданина являются его внешний облик, имя и его место жительства. Имя гражданина – его имя, отчество и фамилия. Место жительства – место, где преимущественно или постоянно проживает гражданин. Под своим именем гражданин заключает сделки, а место жительства имеет значение для определения подсудности гражданских дел.

В случае безвестного отсутствия гражданина на месте жительства в течение одного года суд может признать его безвестно отсутствующим. Последствия такого признания: имущество этого гражданина передается по решению суда в доверительное управление лицу, назначенному органом опеки и попечительства; из имущества этого лица выделяется содержание его иждивенцам; иждивенцам его назначается пенсия в связи с потерей кормильца; супруг имеет право расторгнуть брак в упрощенном порядке и др. В случае отсутствия гражданина в месте его жительства в течение пяти лет суд может объявить его умершим. Этот срок может быть сокращен до шести месяцев, если гражданин исчез при обстоятельствах, угрожавших ему смертью, либо до двух месяцев, если лицо пропало в связи с военными действиями. В таких случаях наступают не только последствия, указанные выше, но и открывается наследство. В случае явки гражданина суд отменяет свое решение и у гражданина появляется право на возврат принадлежавшего ему имущества, оказавшегося у других лиц.

Ряд юридических фактов(актов гражданского состояния), касающихся гражданина, подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (например, рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение)).

Для участия в гражданском обороте гражданин должен обладать правоспособностью (способность лица иметь гражданские права и обязанности; возникает с рождением и прекращается со смертью) и дееспособностью (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности; возникает в полной мере лишь с момента достижения совершеннолетия).

Виды объема дееспособности: с шести до 14 лет – дееспособность малолетних; с 14 до 18 лет – частичная дееспособность; с 18 лет – полная дееспособность. Различие дееспособности гражданина: дифференциация видов сделок, которые он может совершать в каждом из указанных выше периодов.

11. Правоспособность граждан: понятие и содержание, момент возникновения и прекращения.

Гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти.

Гражданин может отказаться от субъективного права, но не может отказаться от правоспособности.

Способность иметь гражданские права следует отличать от обладания этими правами. Правоспособность - это лишь общая предпосылка для возникновения субъективных прав и обязанностей. Наличие правоспособности говорит лишь о том, что лицо может обладать теми или иными гражданскими правами, например правом собственности, допустим, на автомобиль, но это не значит, что это лицо в данный момент имеет автомобиль. Право собственности как субъективное право возникает у гражданина в результате определенных юридически значимых действий (юридических фактов), например, в результате заключения договора купли-продажи автомобиля. До покупки автомобиля гражданин обладал только гражданской правоспособностью, т. е. возможностью иметь гражданские права и нести обязанности, а после его покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права - права собственности на автомобиль.

Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан может иметь те же самые права, что и любой другой (общая правоспособность). Примерный перечень гражданских прав, которые могут принадлежать отдельным гражданам, содержится в ст. 18 ч. 1 ГК РФ.

Граждане могут:

1.иметь имущество на праве собственности;

2.наследовать и завещать имущество;

3.заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

4.создавать юридические лица;

5.совершать любые не противоречащие закону сделки;

6.избирать место жительства;

8.иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Понятие, содержание, разновидности дееспособности граждан.

Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). Гражданский кодекс в качестве элемента дееспособности гражданина выделил также возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью.

По объему дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

Полностью дееспособные;

Частично дееспособные;

Ограниченно дееспособные;

Недееспособные.

Полностью дееспособные граждане - это граждане, достигшие 18 лет.

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Ограничение дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является, например, ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Несовершеннолетние своими действиями, т. е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или же только через сделки, совершаемые от их имени родителями, усыновителями или опекунами. Это зависит от возраста несовершеннолетнего.

Частичная дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет)

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Но малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

Мелкие бытовые сделки;

Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (подарок), не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Частичная дееспособность подростков (от 14 до 18 лет)

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе сами совершать сделки. Однако на это требуется письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей. В противном случае сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 15 до 18 лет без согласия родителей, усыновителей или попечителей, может быть признана судом недействительной. В то же время несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать ряд сделок самостоятельно. Сюда относятся:

Мелкие бытовые сделки;

Сделки по распоряжению своим заработком, стипендией и иными доходами;

Внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими.

Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Основаниями эмансипации являются работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью.

14. Ограничение дееспособности граждан: основания и правовые последствия.

Ограничение дееспособности заключается в том, что гражданин лишается способности своими действиями приобретать такие гражданские права и создавать такие гражданские обязанности, которые он в силу закона уже мог приобретать и создавать. Речь идет, следовательно, об уменьшении объема имевшейся у лица дееспособности. Ограниченным в дееспособности может быть как лицо, имеющее неполную (частичную) дееспособность, так и лицо, имеющее полную дееспособность.

Ограничение неполной (частичной) дееспособности несовершеннолетних по ранее действовавшему законодательству допускалось по решению органов опеки и попечительства. ГК усилил в этой области охрану интересов несовершеннолетних. Ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет допускается только по решению суда. Ограничение дееспособности может выразиться в ограничении или даже в лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами. После вынесения судом такого решения несовершеннолетний будет иметь возможность распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами (в полной мере или частично) только с согласия родителей, усыновителей, попечителя.

ГК определяет круг лиц, которые могут обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами: к их числу отнесены родители, усыновители или попечители, а также орган опеки и попечительства.

Решение об ограничении дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет может быть принято судом "при наличии достаточных оснований". Такими основаниями следует признать расходование денег на цели, противоречащие закону и нормам морали (покупка спиртных напитков, наркотиков, азартные игры и т. п.), либо неразумное их расходование, без учета потребностей в питании, одежде и т. д.

В зависимости от конкретных обстоятельств суд может либо ограничить несовершеннолетнего в праве свободно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами, либо вовсе лишить его этого права. Выбор решения зависит от того, насколько прочны плохие склонности несовершеннолетнего и серьезны его ошибки в распоряжении заработком, стипендией, иными доходами. На основании решения суда заработок, стипендия, иные доходы несовершеннолетнего полностью или частично должны выдаваться не ему, а его законным представителям - родителям, усыновителям, попечителю.

В ГК прямо не предусмотрена возможность ограничения дееспособности несовершеннолетнего на определенный срок. Представляется, что установить такой срок вправе суд в своем решении. В этом случае по истечении установленного судом срока частичная дееспособность несовершеннолетнего должна считаться восстановленной в том объеме, которую он имел до ее ограничения. Если срок, на который ограничивается дееспособность несовершеннолетнего, не был указан, то ограничение действует до достижения несовершеннолетним 18 лет либо до отмены ограничения судом по ходатайству тех лиц, которые ходатайствовали об ограничении.

Ограничение дееспособности несовершеннолетнего невозможно, если он приобрел полную дееспособность в связи с вступлением в брак до достижения 18 лет либо в порядке эмансипации. Следовательно, применительно к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет имеется в виду ограничение их частичной дееспособности.

Идентификация клиента в банке - 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры - одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный органФедеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется .

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом» .

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.