Административная ответственность порядок привлечения

Нарушение проверяющим органом при производстве по делу об административном правонарушении установленных законом требований, является основанием для признания указанного постановления незаконным, которое подлежит отмене (ч. 2 ст. 211 АПК РФ; п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10). Нарушения административным органом процесса привлечения к административной ответственности - именно в этом вся сила построения линии защиты в суде юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем).

Эти принципы способствуют улучшению качества государственного управления, укреплению верховенства закона и ограничению произвольных решений со стороны должностных лиц. Кодекс, как и статья 41 Хартии основных прав и принципы государственной службы, непосредственно применим к учреждениям и государственным служащим Европейского союза.

Кодекс также стал источником вдохновения для разработки аналогичных текстов в государствах-членах Европейского союза, странах-кандидатах и ​​третьих странах. Европейский кодекс хорошего административного поведения. Европейский кодекс добросовестного административного поведения, принятый Европейским парламентом, содержит следующие основные положения 1.

Итак, к наиболее основным ошибкам контрольных органов относятся:

1. Одной из самых распространенных ошибок контрольных органов является привлечение к административной ответственности при условии наличия самого события правонарушения, но отсутствия вины правонарушителя . Ведь в соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, если у организации (ИП) не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ, то организация (ИП) не виновны. В качестве примера см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 г. по делу N А41-14189/14.

Область применения сущности

В своих отношениях с организацией учреждения и их должностные лица придерживаются принципов, изложенных в Кодексе добросовестного административного поведения. Кодекс применяется ко всем должностным лицам и другим служащим, которые подчиняются положениям Положений о персонале или правилам, применимым к другим сотрудникам в отношении их контактов с организацией. Термин «официальный» продолжает ссылаться как на должностных лиц, так и на других сотрудников.

Учреждения и их администрации будут принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы положения настоящего Кодекса применялись также лицами, работающими на них, например, лицами, работающими по гражданско-правовым договорам, оценщиками, прикомандированными национальными государственными службами и учениками.

2. Еще одной ошибкой инспекторов является отсутствие или привлечение неуполномоченного представителя при привлечении к административной ответственности, его ненадлежащее уведомление (например, составление протокола об административном правонарушении в отсутствии привлекаемого к административной ответственности лица и без его надлежащего уведомления). Отсутствие надлежащего уведомления стороны административного процесса - часто встречающееся на практике нарушение, которое ведет к отмене постановления о привлечении к административной ответственности. При отсутствии указанных лиц дело рассматривается проверяющим органом только тогда, когда у него имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела. Административные органы часто сообщают о необходимости явиться для составления протокола по телефону, направляют факс с уведомлением о дате составления протокола, при этом могут забыть сохранить отчет об отправке факса, отправляют уведомление простым (не заказным) письмом (естественно доказать факт отправки и получения письма они в этом случае не могут); иногда направляют и заказным письмом, и даже с уведомлением, но за два дня до составления протокола. Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном организацией, рассматривается с участием его представителя или защитника. Следует добавить такую ситуацию, когда при составлении протокола присутствовал неуполномоченный представитель (то есть, в доверенности отсутствуют полномочия на подписание протокола, дачи пояснений). Это также является существенным нарушением, ведущим к закрытию дела по административному правонарушению.

Термин «единица» относится к физическим и юридическим лицам, независимо от того, находится ли их место жительства или зарегистрированный офис на территории государства-члена. Термин «учреждение» включает учреждения, органы и офисы Европейского Союза. б) Термин «официальный» включает должностных лиц и других служащих Европейского Союза. В этом кодексе изложены общие принципы хорошей административной практики, которые применяются ко всем контактам между учреждением и его администрацией с физическим лицом, если только эти контакты не подчиняются конкретным правилам.

3. Одним из оснований избегания административной ответственности может служить малозначительность административного правонарушения . В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность правонарушения имеет место тогда, когда правонарушение неоспоримо есть, весь его состав формально присутствует, но его совершение не повлекло никаких значимых общественно опасных последствий. Государственные органы по этому основанию от ответственности никогда не освобождают, а вот суды часто идут навстречу правонарушителям. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. В качестве примера см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 г. N 17АП-4552/2013-АК по делу N А71-14717/2012.

Принципы, изложенные в настоящем Кодексе, не применяются к отношениям между учреждением и должностными лицами, нанятыми им. Эти отношения регулируются положениями Положений о персонале. Также были исправлены некоторые типографские и лингвистические ошибки.

Европейский кодекс хорошей административной практики

Официальные лица действуют в соответствии с законом и применяют правила и процедуры, изложенные в правовых актах Европейского союза. Должностное лицо, в частности, указывает, что решения, касающиеся прав или интересов отдельных лиц, имеют правовую основу и что их содержание соответствует применимым правовым положениям.

4. Основным принципом, которым должен руководствоваться проверяющий - соблюдение прав и законных интересов проверяемого лица . Несоблюдение указанной нормы является прямым основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности. Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Очень часто проверяющие органы не знакомят проверяемого с его правами. Факт ознакомления с правами должен обязательно отражаться подписью в протоколе в соответствующем разделе. Доказанный в суде факт отсутствия подписи представителя в графе «С правами ознакомлен» уже бывает достаточным, чтобы отменить оспариваемое постановление.

При обращении с просьбами отдельных лиц и при принятии решения, чиновник обеспечивает соблюдение принципа равного обращения. Лица, находящиеся в одной и той же ситуации, рассматриваются аналогичным образом. В случае различий в обращении должностное лицо должно обеспечить, чтобы это неравное обращение было оправдано объективными, существенными характеристиками дела.

Должностное лицо должно, в частности, воздерживаться от любого необоснованного неравного обращения с людьми по признаку их национальности, пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических особенностей, языка, религии или убеждений, политических или иных убеждений, гражданства, собственности рождения, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации.

5. Самой распространенной ошибкой контрольных органов является нарушение проверяющими процедуры проведения проверки . Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указывает на перечень грубых нарушений, допускаемых указанными органами. См. дополнительно:

В процессе принятия решения должностное лицо должно обеспечить, чтобы принятые меры были соразмерны с целью претворения в жизнь. В частности, должностное лицо должно избегать ограничения или наложения прав граждан, если эти ограничения или бремя будут несоразмерными целям осуществляемой деятельности.

В процессе принятия решений чиновник имеет целью сбалансировать интересы отдельных лиц и широкой общественности. Должностное лицо осуществляет свои права только в тех целях, для которых эти полномочия были делегированы в силу соответствующих положений. Должностное лицо должно, в частности, избегать использования полномочий для достижения целей, для которых нет правовой базы или которые не оправданы общественными интересами.

6. Контролирующие органы могут допускать ошибки при сборе и фиксации доказательной базы. В ряде случаев, в зависимости от специфики выполняемых организацией видов деятельности, проверка сопровождается фотосъемкой объекта как способ фиксации правонарушения. В случае необходимости вещественные доказательства фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу (ч. 2 ст. 26.6 КоАП РФ). О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе. Аналогичным образом оформляется и фотосъемка при составлении протокола (ст. 27.8 КоАП РФ). При этом фотографии относятся к документам и признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делу (ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ). Контролирующий орган обязан ознакомить проверяемого с тем, что на месте проверки производится фотосъемка, что обязательно должно быть отражено в протоколе. В протоколе также в обязательном порядке должна присутствовать информация о территориальной привязке к местности и сведения о том, где, кем, в какое время и по какому поводу, с применением каких технических средств и в каких условиях проводилась данная фотосъемка. При отсутствии в протоколе указанных обстоятельств фотографии не могут служить доказательствами по делу, так как не отвечают требованиям п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ: не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Принцип беспристрастности и независимости

Официальный является беспристрастным и независимым. Должностное лицо должно воздерживаться от любых произвольных действий, которые могут негативно повлиять на положение отдельных лиц или на любую форму привилегированного обращения, независимо от причин такого разбирательства.

В своем поведении чиновник никогда не руководствуется личными, семейными или национальными интересами или политическим давлением. Должностное лицо не участвует в принятии решений, в которых у него или у близкого члена его семьи будет финансовый интерес.

7. Следующей ошибкой при привлечении к административной ответственности является несоблюдение сроков давности. Сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены в статье 4.5. КоАП РФ. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (пункт 2 статьи). Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Ожидаемые юридические, последовательные и консультативные ожидания

В процессе принятия решения чиновник учитывает все соответствующие факторы и присваивает им каждое значение. Офицер не принимает во внимание любые обстоятельства, не связанные с делом. Официальные действия действуют в рамках его административной практики и в соответствии с административной деятельностью учреждения. Должностное лицо соблюдает административную практику учреждения, если нет законных оснований для исключения их из практики в отдельном случае. Эти причины должны быть представлены в письменной форме.

8. Другой такой ошибкой административного органа является неправильная квалификации административного правонарушения. Зачастую государственные органы привлекают к административной ответственности, но при этом неправильно квалифицируют совершенное административное деяние. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. В качестве примера см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2015 г. N Ф04-17629/2015 по делу N А70-10178/2014.

Должностное лицо учитывает законные и законные ожидания отдельных лиц, вытекающие из действий, предпринятых в прошлом институтом. В случае необходимости клерк должен информировать лицо о возможном обращении с делом, которое входит в его обязанности, и о том, как разрешается дело.

Клерк действует беспристрастно, справедливо и разумно. Чиновник соблюдает, ведет себя корректно и вежливо и остается доступным для широкой публики. Отвечая на корреспонденцию, телефонные звонки и электронные письма, клерк пытается быть как можно более полезен и отвечает на вопросы, адресованные ему, как можно полнее и точнее.

9. Пожалуй, к ошибкам контрольных органов можно также отнести наличие противоречащих данных . То есть, например, данные, занесенные в сам протокол, не соответствуют занесенным данным, указанным в постановлениях (даты, фамилии, подписи, объекты проверки и т.д.).

На основании вышеизложенного, следует отметить, что выше указан далеко не исчерпывающий перечень ошибок, допускаемых контролирующими органами при привлечении к административной ответственности. Нарушение проверяющим органом в ходе проведения проверки и в ходе привлечения организации к административной ответственности вышеуказанных положений, также как нарушение им требований статей 28.1.1, 28.2. КоАП РФ, направленных на защиту прав и интересов проверяемого, носят существенный характер и являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений.

Если чиновник не компетентен в деле, он направит гражданина к соответствующему должностному лицу. В случае ошибки, нарушающей права или интересы лица, должностное лицо должно сделать соответствующие извинения и попытаться исправить неблагоприятные последствия ошибки, совершенной им надлежащим образом, и в то же время информировать о возможности обжалования в соответствии со статьей 19 Кодекса.

Принцип ответа на письма на языке гражданина

Чиновник гарантирует, что любой гражданин Европейского Союза или любое лицо, отправившее письмо в учреждение на одном из языков Договора, получит ответ на том же языке. Это же правило применяется, насколько это возможно, к юридическим лицам, таким как ассоциации и экономические операторы.

Внимание: По делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств возложена на административный орган (в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Подтверждение получения и указание соответствующего должностного лица

В течение двух недель выдается подтверждение получения каждого письма или жалобы, адресованное учреждению, если в течение этого периода не имеется обоснованного ответа. Ответ или подтверждение квитанции должны включать имя и номер телефона должностного лица, занимающегося делом и его положением.

Обязательство передать этот вопрос компетентному организационному подразделению учреждения

Нет необходимости предоставлять квитанции или ответы в случаях, когда письма или жалобы, адресованные Институту, чрезмерно многочисленны, повторяются или бессмысленны. Если письмо или жалоба, адресованные учреждению, адресованы или направлены Генеральному директору, Дирекции или Департаменту, которые не уполномочены рассматривать письмо или жалобу, их организационные подразделения обеспечивают, чтобы соответствующий файл был незамедлительно отправлен в соответствующую организационную единицу учреждения.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Организационное подразделение, из которого первоначально было отправлено письмо или жалоба, будет информировать заявителя о дальнейшей передаче дела и указать имя и номер телефона должностного лица, которому был адресован файл. Должностное лицо информирует гражданина или ассоциацию о любых ошибках или упущениях в документах и ​​дает возможность их исправлять.

Право выслушивать и делать заявления

В случаях, связанных с правами или интересами физических лиц, должностное лицо обеспечивает соблюдение прав защиты на каждом этапе процедуры принятия решений. В случаях, когда решение о правах или интересах лица должно быть принято, оно имеет право представить свои замечания в письменной форме и, при необходимости, представить устные замечания.

по предмету: Право

на тему: Основания и порядок привлечения к административной ответственности

Выполнила:

Дрозд Евгения Викторовна

Нижний Новгород 2015

  • Содержание
    • Введение
    • 1. Понятие и содержание административной ответственности
    • 2. Основания возникновения административной ответственности
    • 3. Порядок привлечения к административной ответственности
    • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности. В свою очередь, проблемы правовой ответственности в юридической науке занимают одно из центральных мест. Следует также отметить, что как и понятие юридической ответственности в целом, термин «административная ответственность» в науке административного права определяется неоднозначно. Одни авторы определяют административную ответственность как разновидность государственного принуждения регулируемого административно-правовыми нормами. Другие правоведы - как разновидность государственного принуждения, для которой характерны соответствующие отличительные признаки. Третьи понимают под этим - действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции (государственных служб, судов, надзорных органов и прочих) с целью неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.

Соответствующий лимит времени для принятия решения

Чиновник гарантирует, что любое заявление или жалоба, адресованные учреждению, принимаются своевременно, незамедлительно и не позднее чем через два месяца с даты получения заявления или жалобы. Тот же принцип применяется к ответам на письма отдельных лиц и ответам на административные замечания, предоставленные должностным лицом его начальнику, вместе с просьбой о принятии инструкций для принятия необходимых решений.

Обязательство указать причины для принятия решения

За каждое решение, выданное учреждением, которое может отрицательно повлиять на права или интересы физического лица, приводятся причины, на которых он основан; С этой целью должны быть четко указаны соответствующие факты и правовая основа решения. В тех случаях, когда из-за большого числа субъектов, затронутых подобными решениями, невозможно представить подробные причины для принятия решения, и, как следствие, стандартные ответы предоставляются, должностное лицо должно предоставить индивидуальные аргументы позднее, чтобы гражданин, который запрашивает явно соответствующий запрос.

Так или иначе, но административная ответственность является правовой ответственностью, наступающей за административные правонарушения, совершенные в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Защита от подобных правонарушений является важнейшей задачей государства и общества, и обеспечивается нормами не только административного права, но и конституционного, финансового, экологического, трудового и других отраслей права.

Информация об апелляционных возможностях

Решение, принятое учреждением, которое может отрицательно повлиять на права или интересы лица, включает информацию о возможности обжалования решения. В частности, предоставляется следующая информация: тип средств правовой защиты, органы, которые могут быть обжалованы, и сроки их размещения.

Уведомление о принятом решении

Должностное лицо обеспечивает, чтобы решения, касающиеся прав или интересов физических лиц, были переданы заинтересованным сторонам в письменной форме, как только эти решения были приняты. Должностное лицо должно воздерживаться от уведомления другой стороны о решении, если лицо, принимающее решение, уведомлено о решении.

Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что до сих пор еще в нашем обществе существует весьма легкомысленное отношение к административному правонарушению и ответственности за его совершение. Возможно, это обусловлено как все еще существующим правовым нигилизмом, так и не столь строгими (по сравнению с уголовным законом) мерами ответственности, применяемыми за совершение административного правонарушения.

Сегодняшние принципы развития государства и общества во многом определяют и дополняют содержание института административной ответственности - приоритетом прав и свобод человека и гражданина, строгим следованием требований Конституции судебным и иным органам административной юрисдикции. Вместе с тем наблюдается заметный рост в последснее время общего уровня административных правонарушений в сфере миграции, дорожного движения, природопользования и экологии, здравоохранения, бюджетного, налогового и антимонопольного регулирования.

Цель данной работы заключается в раскрытии понятия «административная ответственность», его структуры, принципов и юридических особенностей, а также рассмотреть основания наступления и порядок привлечения к административной ответственности. На основании исследования действующего законодательства, трудов российских авторов, а также учебной литературы по данной проблеме следует определить место института административной ответственности в современном праве, его значение и роль в обеспечении правопорядка, а также выявить основные проблемы и наметить пути их решения.

1 . Понятие и содержание административной ответственности

Административная ответственность -- это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных санкций. Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, т.е. противоправное, виновное действие, за которое действующим российским законодательством установлена административная ответственность. Административное правонарушение должно обладать всеми перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в его состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки общей юридической ответственности и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Свое внешнее выражение административная ответственность находит в административном правоотношении, складывающемся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности, и лицом, привлекаемым к этой ответственности. Содержание данного административного правоотношения заключается в том, что компетентный орган или должностное лицо применяют в отношении лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание, а названное лицо претерпевает определенные лишения, вызванные применением этого наказания. Административная ответственность, как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Основными характеризующими признаками административной ответственности являются следующие: Административная ответственность: вопросы теории и практики / под ред. Н.Ю. Хаманевой - М.: ИГП РАН, 2013. - 286 с.

- административная ответственность является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами;

- фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дисциплинарный проступок, материальной -- причинение материального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;

Административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

- субъектами административной ответственности, в отличии от иных видов ответственности, могут быть как физические, так и юридические лица;

Процедура привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);

- административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;

- административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов;

- практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной.

Согласно ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс: Его задачами являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, а также предупреждение административных правонарушений. Указанный перечень объектов охраны и защиты следует рассматривать как общие родовые объекты посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

КоАП РФ строится, в первую очередь, на положениях и нормах Конституции РФ, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. В ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ по этому поводу непосредственно записано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора». Там же КоАП РФ является единственным на сегодняшний день федеральным законодательным актом, объединяющим в себе все основополагающие правовые нормы, составляющие в совокупности институт административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает следующие основные принципы, на которых базируется все законодательство об административных правонарушениях:

- принцип равенства перед законом;

- принцип презумпции невиновности;

- принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения.

Применение административной ответственности -- это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61). "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

Цель административной ответственности определяется ее функциями:

- предупредительно-воспитательной,

- репрессивной,

- сигнализационной.

Предупредительно-воспитательная функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. Репрессивная функция проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния. Сигнализационная функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализирует о необходимости применения более строгих мер административного наказания к правонарушителю. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

Как и у других видов правовой ответственности, административная ответственность имеет свою структуру, включающую в себя следующие элементы:

- основание административной ответственности;

- субъекты административной ответственности;

- правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее;

- санкции, которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

2. Основания возникновения административной ответственности

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, так же как уголовная, гражданская и дисциплинарная. Государство устанавливает основания ответственности, применяемые меры при правонарушениях, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и применения мер ответственности. В российском праве имеют место три взаимообусловленных основания для возникновения административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. При этом отсутствие какого-либо из этих оснований исключает возможность привлечения физического или юридического лица к административной ответственности. Административная ответственность является правовым, нормативно определенным государственным принуждением, а также государственной правовой оценкой содеянного, которая выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя, своего рода результатом правонарушения.

В действующем законодательстве за определенные нарушения предусмотрена административная ответственность -- это собственно и является юридическим основанием. Фактическим основанием административной ответственности является определенное административное правонарушение, включающее полный состав необходимых предусмотренных законом элементов, совершенное соответствующим субъектом. В качестве процессуального основания для административной ответственности будет являться составленный протокол об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти.

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

Следует отметить, что деяние (содержащее все признаки административного проступка) может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением судьи, компетентного органа или должностного лица, рассмотревшего дело. В качестве необходимых условий для привлечения виновного лица к административной ответственности (или исключающими ее) в российском законодательстве должно быть наличие (отсутствие) следующих обстоятельств:

- умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ);

- соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

- возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ);

- невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

- состояние крайней необходимости (ст. 2.7);

- смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ);

причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями (по некоторым составам административных правонарушений также). правовой привлечение административный ответственность

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения деликтоспособным физическим лицом, а в случаях, предусмотренных законом - также и юридическим лицом. Не подлежит административной ответственности лицо, совершившее действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, если при этом не превышены пределы необходимой обороны либо крайней необходимости. Такие действия не считаются общественно опасными (в состоянии крайней необходимости общественная польза превышает общественный вред) и не являются противоправными. Административная ответственность также не наступает, если деяние является преступлением и влечёт наступление уголовной ответственности. Не подлежит уголовной ответственности также лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости (не могло давать себе отчёт в своих действиях вследствие какого-либо болезненного состояния) либо не достигло возраста административной ответственности к этому времени. Для военнослужащих и некоторых других категорий служащих и работников административная ответственность за совершение административного правонарушения заменяется дисциплинарной ответственностью.

Определяемое как административное правонарушение действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Так например, хищение чужого имущества, например, стоимостью до одной тысячи рублей признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера -- преступлением. Административное право: учеб. для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах - М.: Норма, 2011. - 800 с.

Состав административного проступка представляет собой установленную законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения -- те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие). В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая -- обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие). Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица). Субъективная сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной. Попов Л.Л.: Административное право России. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.

Административное правонарушение будет умышленным в случаях, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение будет считаться совершенным по неосторожности, если совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ). "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, будучи привлекаемым к административной ответственности. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

3. Порядок привлечения к административной ответственности

Как уже было отмечено, административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. В качестве целей такого преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной КоАП РФ:

- судьями (мировыми судьями);

- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Первоочередным в порядке привлечения лица к административной ответственности является установление факта нарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях, и фиксация этого факта в протоколе. Протокол не составляется в случаях, когда в соответствии с законодательством, штраф налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ четко определена обязательная информация, которая должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении: Там же:

- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

- дата и место рассмотрения дела;

- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

- статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

- мотивированное решение по делу;

- срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Административное право России: Учебное пособие. Под ред. В.Я. Кикотя, П.И.Кононова, И.Ш. Килясханова: - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 687 с.

Усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничено:

- выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;

- применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;

- индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение на данное лицо административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Меры административной ответственности (административные наказания) можно охарактеризовать в зависимости от содержания тех ограничений и лишений, которые наступают для правонарушителей в результате их применения.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) заключается в краткосрочном содержании правонарушителя (физического лица) в условиях изоляции от общества в специально установленных местах, а именно -- в специальных приемниках для лиц, арестованных в административном порядке, функционирующих в системе органов внутренних дел.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) РФ представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Он призван оказать воздействие на имущественные интересы правонарушителя.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения), либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как мера административной ответственности заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП РФ), состоит в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, на срок от одного месяца до двух лет предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты, права использования высокочастотных и радиоэлектронных устройств. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

Заключение

Итак, административная ответственность представляет собой самую распространенную и востребованную разновидность юридической ответственности. Институт административной ответственности необходим и принимает участие в обеспечении стабильности жизни общества и увеличении гарантий защищенности прав граждан и тем самым приобретает значимость эффективного правового способа воздействия на общественные отношения. В целом же законодательство об административных правонарушениях призвано комплексно осуществлять свои охранительные функции от посягательств на широкий круг отношений, в том числе по вопросам собственности, экологии, предпринимательства, в сфере государственного управления, миграционной политики и других областях деятельности и жизни общества. Кроме того, одной из задач административной ответственности является противодействие коррупции, экстремизму, преступности. В данных условиях возрастает актуальность научных исследований института административной ответственности как целостного правового явления, факторов и условий развития и совершенствования законодательства в этой области, его материальных и процессуальных аспектов.

Но, к сожалению, я на собственном опыте убедилась, что далеко не всегда привлечение граждан и организаций к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. Поэтому очень часто физические и юридические лица вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав. Это обусловлено тем, что доктринальное понимание административной ответственности, сложившееся в предыдущие годы, не вполне соответствует современным реалиям как в отношении материально-правового и процессуального правоприменения. Сегодня мы наблюдаем значительное увеличение объема законодательного регулирования административной ответственности в связи со значительным увеличением составов административных правонарушений и их сложностью. Все это и доказывает актуальность вопроса о том, сможет ли наука административного права и далее также своевременно предлагать эффективные методы и способы правового регулирования административной ответственности, а в необходимых случаях конструктивную ее модернизацию.

Сегодня перед юридической наукой ставится непростая задача, которая заключается в необходимости дальнейшего глубокого изучения и осмысления, а также анализа практики применения, постоянно меняющегося Кодекса об административных правонарушениях с целью его дальнейшего совершенствования. Этого нельзя добиться без новых теоретических разработок, поскольку в КоАП РФ вносится такое количество дополнений и изменений. Поэтому необходимы дальнейшие теоретические проработки в данной области, и в вопросах законодательного оформления норм об отдельных видах административных правонарушений, и в вопросе об установлении вины юридического лица, и в исключении их из других норм (АПК РФ, Налоговый кодекс и других). Кроме этого существует необходимость дальнейшей разработке альтернативных методов административных наказаний как основных, так и дополнительных, поскольку одно лишь ужесточение норм не приведет к желаемому результату.

Список использованной литературы

1. Административная ответственность: вопросы теории и практики / под ред. Н.Ю. Хаманевой - М.: ИГП РАН, 2013. - 286 с.

2. Административное право: учеб. для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах - М.: Норма, 2011. - 800 с.

3. Административное право России: Учебное пособие. Под ред. В.Я. Кикотя, П.И.Кононова, И.Ш. Килясханова: - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 687 с.

4. Воронцов Г.А.: Административное право. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 128 с.

5. Попов Л.Л.: Административное право России. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика сущности и принципов административной ответственности. Изучение условий привлечения и основания для освобождения физических лиц от административной ответственности. Проблемные вопросы привлечения физических лиц к этой ответственности.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2010

    Основания административной ответственности. Процессуальные основания административной ответственности. Характеристика наиболее распространенных правонарушений. Административные проступки в сфере общественного порядка.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2006

    Понятия и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Состав административного правонарушения. Региональное законодательство субъектов РФ. Процессуальные основания административной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и сущность административной ответственности как вида юридической ответственности, сополагающие принципы и правовое обоснование. Основания для привлечения к ней: нормативное, фактическое и процессуальное. Отражение данной категории в литературе.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2016

    Принципы административной ответственности, ее основные черты. Физические лица как субъекты административной ответственности. Условия привлечения к административной ответственности, основания освобождения от нее. Административные взыскания и их виды.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Нормативные основания административной ответственности в РФ. Фактические основания административной ответственности: состав и виды правонарушений. Процессуальные основания административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2008

    Понятие, основание и основные субъекты административной ответственности. Административные наказания, применяемые к юридическому лицу. Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения в ХМАО - Югре.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2012

    Основания привлечения юридических лиц к административной ответственности и виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами. Административные правонарушения: состав и санкции за их совершение. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2014

    Понятие, основные признаки, структура и основания административной ответственности. Нормативно-правовые основы и правоприменительная практика привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2015

    Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности. Основания для освобождения от административной ответственности. Общественные отношения, возникающие в сфере привлечения юридических лиц к административной ответственности.