Направлением публично правового регулирования хозяйственной деятельности является. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности

В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений. Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных от­раслей права: конституционного, международного, гражданско­го, административного, трудового, финансового, экологическо­го, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отноше­ние к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право ». Это не озна­чает, разумеется, что перед нами самостоятельная правовая от­расль, существующая наряду с правом гражданским, админист­ративным и т.п. Данная совокупность состоит из неоднородных норм, относящихся к разным отраслям права, причем как частно­го, так и публичного. Но поскольку эти нормы регулируют отно­сительно обособленную группу общественных отношений - отно­шений в сфере предпринимательской деятельности, их иногда целесообразно рассматривать в едином комплексе, который и носит название предпринимательского права.

Таким образом, предпринимательское право - это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства . Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства - всеобщая предпринимательская правоспособность граждан . Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, средства труда Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).



И все же основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д. При этом гражданское право является основой частноправового регулирования предпринимательской деятельности, а административное - публично-правового.

Частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского. Это и не удивительно, ·если вспомнить характеризующие предпринимательскую деятельность признаки - организационную и экономическую независимость, инициативность, осуществление на свой риск, направленность на получение прибыли. Совершенно очевидно, что эта деятельность по самой своей природе не терпит императивных, административно - командных методов воздействия: они абсолютно несовместимы с ее самостоятельностью, другими внутренне присущими ей качествами. Управляемая подобными методами, производственная деятельность перестает быть свободной, инициативной, а экономика, утрачивая механизм саморегуляции, превращается в плановую. Практика такого подхода к регулированию производственных отношений, когда государство предписывало предприятиям, что им нужно производить, кому и по каким ценам продавать, уже была известна нашей экономике и ничего хорошего не принесла. Напротив, диспозитивный метод, используемый гражданским правом, как нельзя более соответствует самому характеру предпринимательской деятельности.

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

Определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Существуют две такие формы:

а) предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство) и

б) предпринимательство с образованием юридического лица;

Регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства предпринимателей;

Регулирование «внутренних» отношений в коммерческих организациях, т. е. отношений между участниками организации, а также между участниками и самой организацией (корпоративное право);

Охрана средств, индивидуализирующих участников предпринимательской деятельности, их товаров, работ и услуг, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и др.;

Регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право);

Регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право);

Установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Большинство перечисленных направлений гражданско-правового регулирования будет рассмотрено в последующих главах учебника.

Наиболее важные гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, сосредоточены в Гражданском кодексе РФ - основном гражданском законе, имеющем приоритет перед всеми другими нормативными актами, содержащими нормы гражданского права. К таким актам относятся: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств). Согласно принципу верховенства Гражданского кодекса , закрепленному в ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. В случае же противоречия применяться должен ГК РФ, а не противоречащий ему закон. Такое же правило действует и в отношении иных нормативных актов: никакой акт не может противоречить акту, имеющему большую юридическую силу, в противном случае применяться будет последний (принцип иерархии ).

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ и муниципальные образования не могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права.

Наряду с нормативными правовыми актами источниками гражданского права являются обычаи делового оборота , т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ), в основном обычаи делового оборота применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

Публично - правовое регулирование предпринимательской деятельности

Правовое регулирование предпринимательской деятельности не может ограничиваться только диспозитивным методом, присущим гражданскому праву. С одной стороны, как показал опыт многих экономически развитых стран, свобода рынка предполагает периодические кризисы (падение производства, расстройство финансовой системы, рост безработицы), которые при отсутствии механизмов государственного контроля и защиты способны приводить к тяжелым социальным последствиям. С другой стороны, абсолютная экономическая свобода всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей,) возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан, заключением договоров на невыгодных, кабальных для экономически слабой стороны условиях, намеренным ограничением и устранением свободной конкуренции - необходимой предпосылки нормального функционирования рынка и многими другими. Предупреждение этих вредных явлений и устранение их негативных последствий составляет задачу публичного права , прежде всего, административного .

Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

Установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, т.е. процедуры приобретения ими статуса предпринимателя;

Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности;

Антимонопольное регулирование;

Регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации;

Охрана предпринимательства путем установления публично-правовых санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства речь пойдет в следующей главе. Здесь же необходимо дать общую характеристику других направлений публично-правового регулирования.

Лицензирование.

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 18 августа 2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 4 этого закона к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 данного закона содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вместе с тем лицензирование некоторых видов деятельности, например банковской и страховой, осуществляется в соответствии со специальным законодательством.

Смысл лицензирования заключается в том, что лицензирующие органы получают возможность контролировать соблюдение лицензиатами (лицами, получившими лицензии) установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности (так называемых лицензионных требований и условий). В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. При этом он устанавливает срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в этот срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

 Антимонопольное регулирование

Основным условием нормального развития рыночных отношений является здоровая конкуренция между их участниками. Цель предпринимательской деятельности - прибыль, но, чтобы ее получать в условиях конкурентной борьбы, предприниматели должны производить лучше, а продавать дешевле, чем их конкуренты. Противоположность конкуренции - монополия (от греч. продаю один), т. е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет монополисту по своему усмотрению, не опасаясь невыгодных для него экономических последствий, которые неминуемо наступили бы в условиях конкуренции, односторонне воздействовать на общие условия оборота соответствующих товаров (работ, услуг). Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством , относящимся к сфере административного права.

Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции , под которой, в частности, понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей и другие подобные действия.

Основой антимонопольного законодательства является норма п. 2 СТ. 34 Конституции РФ, прямо запрещающая деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Главным нормативным актом в системе антимонопольного законодательства является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация

Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, обеспечение их качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации. Государственное управление в области стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации на федеральном уровне осуществляет Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).

Под стандартизацией понимается установление требований к товарам (работам, услугам) в целях обеспечения их безопасности, качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Обязательные требования к товарам (работам, услугам) устанавливаются государственными органами в государственных и отраслевых стандартах. Госстандарт России в лице его специально уполномоченных должностных лиц - государственных инспекторов и иные уполномоченные государственные органы осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Для выполнения этой функции им предоставлены властные полномочия, в том числе право налагать штрафы и запрещать реализацию продукции в случае ее несоответствия стандартам.

Единство измерений - это состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Деятельность государства, направленная на обеспечение единства измерений (государственный метрологический контроль и надзор), включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату этих средств, надзор за их выпуском, состоянием и применением, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм и др.

Сертификация представляет собой процедуру подтверждения компетентным органом (организацией) соответствия продукции (услуги) установленным требованиям. В случаях, предусмотренных законодательством, сертификация обязательна. Это относится, например, к пищевым продуктам, посуде, лекарственным средствам и многим другим товарам и услугам. Реализация последних на территории Российской Федерации возможна только при наличии специального документа - сертификата соответствия. Изготовители (продавцы) товаров и исполнители услуг, подлежащих обязательной сертификации, обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям и маркирование знаком соответствия. Основными нормативными актами в данной сфере правового регулирования являются: законы РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» и от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг».

Иные направления публично-правового регулирования

Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом (этому виду правонарушений посвящена специальная глава КоАП РФ), так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики. В числе других им предусмотрены такие составы, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии; незаконная продажа товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг не надлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей; нарушение иных прав потребителей; незаконное ограничение должностными лицами государственных (муниципальных) органов свободы торговли; нарушение правил продажи отдельных видов товаров и др.

Наиболее опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает такие составы преступлений, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство (т. е. предпринимательская деятельность без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий лицензирования в случае причинения этим крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство (т.е. создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; контрабанда; обман потребителей в значительном размере и др.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений и может воздействовать на них лишь опосредованно - путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а, следовательно, и предпринимательскими.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель - создать необходимые предпринимательство (т.е. предпринимательская деятельность без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий лицензирования в случае причинения этим крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство (т.е. создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; контрабанда; обман потребителей в значительном размере и др.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений и может воздействовать на них лишь опосредованно - путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т. Д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а, следовательно, и предпринимательскими.

Таковы основные направления публично-правового воздействия на общественные отношения в сфере предпринимательства. Следует помнить, что публичное право должно лишь защищать нормально развивающиеся экономические отношения, создавать и поддерживать необходимые для такого развития условия, а также принимать меры, гарантирующие безопасность реализуемых на рынке товаров, работ и услуг. Прямое воздействие государства на производственные отношения, их жесткая правовая регламентация совершенно недопустимы. Регулирование самого процесса предпринимательской деятельности возможно только при помощи диспозитивного метода, присущего частному (гражданскому) праву.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель - создать необходимые условия для нормального функционирования рыночного механизма и тем самым содействовать прогрессу экономического развития страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 1. Что такое экономические (производственные) отношения, и каковы их виды? Дайте определение предпринимательской деятельности и наемного труда.

2. Перечислите признаки предпринимательской деятельности, покажите связь между нею и наемным трудом.

З. Охарактеризуйте самостоятельность как важнейший признак предпринимательской деятельности. Сопоставьте по данному признаку предпринимательскую деятельность и наемный труд.

4. Какова цель предпринимательской деятельности? Что такое прибыль? Чем доход предпринимателя отличается от дохода наемного работника? Что означает систематичность получения прибыли?

5. Расскажите о рисковом характере предпринимательской деятельности. Сравните по этому признаку деятельность предпринимателя и труд наемного работника.

6. Дайте общую характеристику правового регулирования экономических отношений и предпринимательской деятельности. Каково социально-экономическое значение предпринимательства? Почему государство его стимулирует? Что понимается под предпринимательским правом? Какие гарантии предпринимательской деятельности устанавливает Конституция РФ?

7. Назовите направления гражданско-правового регулирования отношений в сфере предпринимательства. В каких организационно-правовых формах может осуществляться предпринимательская деятельность? Охарактеризуйте источники гражданского права. В чем состоит принцип верховенства Гражданского кодекса РФ?

 8. Какова роль публичного права в регулировании предпринимательской деятельности? Укажите основные направления и правовые источники регулирования.

9. Что такое лицензирование? Как государство контролирует осуществление лицензируемых видов деятельности? Дайте общую характеристику антимонопольного регулирования.

10. Расскажите о стандартизации, обеспечении единства измерений, сертификации и иных направлениях публично-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Предпринимательской деятельности - это взаимосвязанная система правовых и внеправовых инструментов, дающих возможности гражданам и юридическим лицам на свой страх и риск осуществлять деятельность, основной целью которой является получение прибыли, а основным содержанием - производство, обмен или перераспределение основных ресурсов.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов - публично-правовые средства.
Стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательства и гражданско-правовой договор находятся в неразрывной связи друг с другом. С точки зрения частного права договор представляет собой основной инструмент взаимодействия между физическими лицами. Однако параллельно с этим договор является важнейшим институтом, с помощью которого органы государственной власти осуществляют правовое регулирование предпринимательской деятельности. Ведь практически каждое соглашение, как между физическими лицами, так и между организациями, строится в соответствии с тем или иным «типовым соглашением», утверждаемым федеральным, региональным или местным органом власти. Государство в этом случае как бы санкционирует те или иные предпринимательские отношения.

Помимо договоров, которые все-таки в большей степени относятся к ведению именно частного права, предпринимательские отношения в ряде сфер подразумевают применение и средств, относящихся к так называемому Примером этого может послужить тот факт, что любая может быть заключена только в том случае, если на это получено согласие общего собрания членов данного общества. Государство в этом случае берет на себя не только обязанности по созданию типовых договоров, но и контролирующие функции по надзору за правильностью проведения той или иной процедуры.

Таким образом, правовое регулирование предпринимательства подразумевает тесное взаимодействие частной и публичной сфер. С одной стороны, оно, прежде всего, является основой для взаимодействия между гражданами, а также между гражданами и организациями и учреждениями по поводу производства и обмена материальных благ, а с другой - главным регулятором этой сферы являются правовые нормы, созданные или санкционированные государством.

Что касается того, какое содержание и структуру имеет правовое регулирование предпринимательской деятельности, то здесь стоит выделить три главных компонента.

Во-первых, касается отношений, непосредственно связанных с юридическим оформлением предпринимательства. Эти отношения всецело базируются на осуществлять на свой страх и деятельность, беря на себя все риски и обязанности по ее правильному ведению и оформлению.

Во-вторых, правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает отношения, непосредственно касающиеся самого предпринимательства. Здесь, как уже указывалось выше, имеет место синтез частного и общественно-государственного регулирования. При этом государство не только контролирует правильность и законность осуществления тех или иных сделок, но и с помощью налогов, процентных ставок и других инструментов, само оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса в стране.

В-третьих, важной составляющей любой предпринимательской деятельности является потребитель, поэтому правовое регулирование в обязательном порядке должно охватывать и эту группу субъектов. Здесь также можно выделить как непосредственное взаимодействие предприниматель-потребитель, так и вмешательство государства как важнейшего контролирующего органа в случае возникновения правовых споров.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Если говорить упрощенно , право — это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие.

Признаки права:

Социальность

Нормативность . Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного.

Обязательность.

Регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

Регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

Регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

Установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

2. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

Установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности

Регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации

Установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование и управление в сфере экономики.

Государственное управление экономикой это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции.

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства (например, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов) и ведомства.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.

При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:

1. Несостоятельность конкуренции , выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии , которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров , жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии ), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки , одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации , во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция , экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов , которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Правовые основы несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитором по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательны платежей (банкротство).

Экономическая несостоятельность (банкротство) - это неплате-жеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством.

Признаками банкротства и юридического, и физического лица согласно ст. 3 указанного Закона являются:

1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

2. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Значение современного законодательство о банкротстве выражается в трех составляющих: во-первых, оно направлено на оздоровление экономики, путем фильтрации неработоспособных организаций, во-вторых, оно направлено на защиту прав кредиторов и, в-третьих, оно должно способствовать восстановлению и профилактике финансовой устойчивость хозяйствующих субъектов.

Наряду с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить:

- Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству»;

- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г . N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» и многочисленные другие подзаконные акты, которые принимаются в части не противоречащей новому закону.

Понятие, сущность и основные направления

Экономическая деятельность регулируется нормами, как частных, так и публичных отраслей права. Частноправовое и публично-правовое регулирование имеют разные цели, направленность и методы. Однако любая правовая регламентация общественных отношений подчиняется основополагающим принципам верховенства права, законности, уважения прав человека, равенства всех перед законом, справедливости, взаимной ответственности государства и личности.

Гражданско-правовое регулирование хозяйственной деятельности направлено на упорядочение отношений по управлению организациями (корпоративные отношения), заключению и исполнению договоров (обязательственные отношения), использованию результатов интеллектуальной деятельности (например, фирменных наименований, товарных знаков, коммерческих обозначений). При этом субъектам хозяйственной деятельности закон предоставляет значительные возможности для самостоятельного урегулирования отношений между собой посредством заключения договоров. Кроме того, гражданское законодательство допускает заключение договоров, прямо не предусмотренных Гражданским кодексом РФ, но не противоречащих ему и принципам добросовестности, разумности и справедливости. Таким образом, хозяйствующие субъекты могут применять наиболее удобный способ оформления отношений между собой. Гражданское законодательство лишь устанавливает обязательные для всех границы, пределы возможной деятельности. Свобода договора, неприкосновенность собственности, запрет вмешательства кого-либо в частные дела, свободное перемещение товаров и финансовых средств являются неотъемлемыми признаками рыночной экономики. Конституция РФ в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Однако деятельность хозяйствующих субъектов связана как с частноправовыми, так и с публично-правовыми аспектами. Для континентальной (романо-германской) правовой системы, основы которой были сформированы римским правом, остается традиционным деление права на частное и публичное. Это предопределяет структуру отношений, субъектами которых являются организации и индивидуальные предприниматели. Осуществление хозяйственной деятельности связано со вступлением в публично-правовые отношения . Поэтому требуется их публично-правовое регулирование. Прежде всего, публично-правовой аспект хозяйственной деятельности составляют отношения по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, иных обязательных платежей в бюджет; отношения, связанные с осуществлением государственного контроля различных видов (финансового, миграционного, трудового, экологического, технического и иных); отношения, связанные с перемещением товаров, вещей через таможенную границу и применением соответствующих таможенных процедур; отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, а также иные отношения, регламентируемые публично-правовыми отраслями права – административным правом, финансовым правом, таможенным правом и иными.



Публично-правовое регулирование преследует цель обеспечения интересов всего общества. Публичные интересы имеют разную направленность и обусловлены коллективными потребностями в безопасности, стабильности финансовой системы, социальном обеспечении, эффективности образовательной деятельности, надлежащем качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и в других общественных благах материального и нематериального характера. В связи с этим, отдельные аспекты экономической деятельности подлежат строгой правовой регламентации. В отличие от гражданско-правового регулирования, публично-правовая регламентация детально определяет действия субъектов в определенной сфере, то есть, как правило, не допускается усмотрение сторон. Публично-правовое регулирование ограничивает определенные гражданские права и свободы. Однако такое ограничение возможно только на основании федерального закона. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, обязанность по уплате налогов, установленная Налоговым кодексом РФ, является законным ограничением конституционного права частной собственности. Важно, что для государств с экономикой рыночного типа характерно строго ограниченное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим, публично-правовому регулированию хозяйственной деятельности присуще стремление к детальному определению надлежащих (необходимых) действий как организаций и индивидуальных предпринимателей, так и государственных и муниципальных органов.

Сущность публично-правового регулирования хозяйственной деятельности проявляется в его основных признаках.

Законодательная регламентация. Публично-правовое регулирование экономической деятельности представляет собой ограничение определенных прав и свобод хозяйствующих субъектов – права собственности, свободу экономической деятельности, права на свободное владение, пользование и распоряжение имуществом. При этом важно, что такие публично-правовые ограничения могут устанавливаться только федеральным законом – актом, принятым высшим законодательным и представительным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием. Иные нормативные правовые акты публично-правового характера, посвященные регламентированию экономической деятельности, могут приниматься на основании и в исполнение соответствующих федеральных законов. Это означает, что указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования экономической деятельности могут приниматься в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Федеральный закон как акт высшего законодательного и представительного органа Российской Федерации принимается посредством особой процедуры – законодательного процесса, в ходе которой законопроект многократно обсуждается и корректируется не только на заседаниях палат Федерального Собрания, но и предварительно – в профильных комитетах Государственной Думы. На законопроект поступают заключения Правительства РФ, профильных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; применяются процедуры согласования законопроекта с государственными органами и общественными объединениями, организациями, ассоциациями и союзами юридических лиц; текст законопроекта проходит юридическую экспертизу.

Законодательный процесс направлен на обеспечение соблюдения Конституции РФ, баланса частных и публичных интересов, принципов верховенства права, справедливости, разумности и других основополагающих правовых начал частного и публичного характера.

Обусловленность публичными интересами. Публично-правовая регламентация экономических отношений осуществляется, прежде всего, с целью обеспечения интересов всего общества. Это предполагает посредством правового регулирования обеспечение роста макроэкономических показателей, стабильности бюджетной системы, эффективности социальной защиты, качества товаров, реализуемых потребителям и достижение других общественно-значимых материальных и нематериальных благ.

В условиях рыночной экономики и конкуренции каждый хозяйствующий субъект в первую очередь заинтересован в увеличении прибыли вследствие повышения эффективности своей деятельности, в том числе вследствие обеспечения постоянного роста производительности труда. Это область частных интересов хозяйствующих субъектов, основанная на их праве на свободу экономической деятельности. Однако не стоит резко противопоставлять частные и публичные интересы, говоря о правовом регулировании. Например, каждый хозяйствующий субъект, одновременно с увеличением прибыли, заинтересован в стабильности банковской деятельности (постоянстве процентных ставок по вкладам и кредитам, надлежащем исполнении банками обязательств по перечислению денежных средств с одного счета на другой), что также является сферой преимущественно частноправового регулирования. Однако для сохранения данного положения необходима стабильность всей банковской системы, в основе которой – надлежащее осуществление Центральным Банком РФ (Банком России) регулятивной функции. Установление правового статуса Банка России, а также его функций и полномочий по управлению банковской системой является сферой публично-правового регулирования. В связи с этим, законодательная регламентация деятельности Банка России по регулированию банковской системы, преследуя, прежде всего, публичные интересы, имеет косвенное значение и для хозяйствующих субъектов.

Таким образом, публично-правовое регулирование экономической деятельности обусловлено общественными коллективными интересами, но при этом учитывает частные интересы хозяйствующих субъектов.

Императивность. Правовое регулирование осуществляется посредством двух основных методов – императивного и диспозитивного. Диспозитивный метод характерен для гражданского права и всех иных отраслей частного права и может быть охарактеризован формулой «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Однако в публично-правовом регулировании преобладает императивность.

Императивность (от лат. imperativus – повелительный, не допускающий выбора; требующий безусловного подчинения, исполнения) является противоположностью диспозитивности. В праве императивный метод заключается в детальном определении прав и обязанностей субъектов, как правило, не предусматривающем свободу волеизъявления. Императивный метод правового регулирования преобладает в административном праве. Для императивного метода регулирования экономических отношений характерно присутствие уполномоченного государственного (муниципального) органа с одной стороны и хозяйствующего субъекта – с другой. Такие отношения в юридической науке именуются властеотношениями , поскольку их участником является властный орган, реализующий регулятивные, а также контрольные или надзорные функции по отношению к обязанным субъектам. Соответственно, основой этого метода являются императивные правовые нормы – строго определенные правила поведения. Они предусматривают запреты (например, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке) и обзывания (например, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы).

Императивность публично-правового регулирования экономической деятельности направлена на обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Императивность позволяет установить четкие процедуры взаимоотношений государства (муниципального образования) и хозяйствующего субъекта. Кроме того, это необходимо для осуществления контроля деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе основания и порядок обжалования действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов.

Основные направления публично-правового регулирования хозяйственной деятельности обусловлены важностью ее определенных сфер для обеспечения общественных интересов. Анализ законодательства позволяет выделить следующие направления публично-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации:

лицензирование отдельных видов экономической деятельности (установление лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований, порядка выдачи и переоформления лицензии, оснований приостановления и прекращения действия лицензии);

антимонопольное правовое регулирование (установление правовых признаков недобросовестной конкуренции, порядка выявления и пресечения недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках; правовых мер по недопущению нарушений антимонопольного законодательства);

правовая регламентация обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг (установление обязательных процедур технической регламентации, сертификации и стандартизации; административное регламентирование предоставления государственных (муниципальных) услуг);

валютно-правовое регулирование (установление валютно-правового режима: порядка осуществления операций с российской и иностранной валютой);

таможенно-правовое регулирование (установление правил перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС);

правовая регламентация налогообложения хозяйствующих субъектов (установлениеи введение налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйственной деятельности, а также правового режима их взимания);

правовое регулирование банковской системы (установление норм и требований к деятельности коммерческих банков, правового статуса Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) и правил осуществления им регулирующей функции);

публично-правовое регулирование страховой деятельности и обязательного страхования (установление обязательных требований, предъявляемых к деятельности страховых организаций, норм об организации и функционировании систем обязательного страхования).

Важно знать, что само по себе отнесение закона к отрасли публичного или частного права не свидетельствует о том, что все его нормы (правила) являются только частными или только публичными. Например, Гражданский кодекс РФ – основополагающий акт гражданского законодательства, но содержит и публично-правовые нормы (например, о сроках исковой давности, о надлежащем качестве товаров). Другой противоположный пример – Налоговый кодекс РФ – основополагающий акт публичного налогового законодательства, но содержит и частноправовые нормы (например, об инвестиционном налоговом кредите, о способах обеспечения исполнения налоговой обязанности). Таким образом, для определения публично-правовой природы нормы важно не ее место нахождения (в нормативном правовом акте частного или публичного права), а ее содержание (конструкция). Публично-правовые нормы всегда обязывают и (или) запрещают совершать действия либо воздержаться от этого с целью обеспечения общественного (публичного) интереса и, как правило, не предоставляют субъектам возможности действовать по своему усмотрению.

Публично-правовое регулирование хозяйственной деятельности это обусловленная публичными интересами законодательная регламентация деятельности хозяйствующих субъектов по установлению обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности и охрану иных общественно-значимых отношений.

Правовое регулирование экономической деятельности – сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств. Право и экономика тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Взаимовлияние права и экономики – есть диалектическое взаимодействие базиса и надстройки. С далеких времен зарождающаяся торговля, ремесла уже постепенно становятся объектом регулирования со стороны государства.
На любом этапе исторического развития того или иного государства стоит задача определить ту тонкую грань соотношения права и экономики, обеспечивающую правовую эффективность экономической деятельности. Современное казахстанское правовое пространство с развалом СССР и переходом к рыночной экономике изменило свое отношение к экономической деятельности, ее правовому регулированию. Конституция Республики Казахстан в качестве одного из основополагающих принципов деятельности Республики провозглашает экономическое развитие на благо всего народа. В развитие конституционных норм принят обширный блок нормативных правовых актов экономического характера: Гражданский кодекс РК, Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Закон РК «О банках и банковской деятельности», Закон РК «О рынке ценных бумаг», Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и т.д.
Экономика – наука о наиболее эффективном использовании имеющихся факторов производства с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в товарах и услугах . Категория «экономические отношения» определяет предмет экономической теории, представляющий собой совокупность экономических отношений, охватывающих производственную и непроизводственную сферы. Экономическое отношение проявляется через экономические интересы, доходы или преимущества. Исследуя интересы, доходы, преимущества, экономические
науки познают экономические отношения.
На экономические отношения воздействует государство, монополия и организованная преступность, находящиеся во взаимной конкуренции. Если государство отходит от управления экономикой, то оно должно усиливать подавление псевдоуправляющих факторов, в противном случае они автоматически заменят государственное воздействие. Позитивное управляющее воздействие государства на экономические отношения – образуют основу экономического права. В экономической теории идеи об активной роли государства в экономике изложены в работе экономиста Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Ранее теоретические воззрения на развитие экономики полностью базировались на открытиях Адама Смита в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно его учению, экономика обладала абсолютной способностью к саморегулированию. Государственное регулирование экономики должно опираться на понимание и умелое использование закономерностей ее функционирования и динамики.
Экономическая наука исследует вопрос о пределах вмешательства государства в экономику, функционирование рынка, дабы не нарушить интересы хозяйствующих субъектов, обеспечить интересы государства и общества. Основоположник экономической теории Адам Смит считал, что рынок сможет самостоятельно себя урегулировать, к числу представителей экономической школы либерального направления относятся В. Ойкен, В. Репке, Л. Мизес, М. Фридман. Последствия «Великой депрессии» пересмотрели данную аксиому. Со времен Джона Мейнарда Кейнса позиционируется главная роль государства в регулировании экономики, в современное время значение государства в экономических отношениях все более усложняется и требует ювелирной точности. Взаимодействие права и экономики изучается правовой наукой, экономическая же наука непосредственно не останавливается на изучении права и экономики, опосредованно их связанность проявляется через категории «невидимая рука», «laissez-faire», «свобода предпринимательства», «государственное регулирование рыночной экономики» (экономисты отрицают существование идеального рынка, фактор государства, государственные интересы непременно присутствуют в рыночной экономике). Указанное обстоятельство вызвано тем, что для экономистов категория «право» является некоей абстракцией, вспомогательным средством государства в регулировании экономической деятельности, их точный язык цифр лоялен к категории «государство».
В современном мире подавляющее большинство государств привержено принципам правового государства. Экономисты же, не вдаваясь в тонкости правовой науки, по-прежнему утверждают о регулировании рынка посредством государственного вмешательства. Тем самым, экономическая теория оправдывает государственное вторжение в рынок. На самом деле эти экономические умозаключения могут быть переведены на язык права и найти свое соответствие правовым принципам.
Необходимо изменить экономическое представление о государстве в экономической деятельности и обратиться к фундаментальным теоретическим разработкам правовой науки. Экономическая наука должна перейти к использованию правовых понятий и взамен термина «государственное регулирование рыночной экономики» подумать о введении в свою научную лексику категории «правовое регулирование рыночной экономики», «государственное вмешательство» на «правовое вмешательство».
Правовая наука не выработала общепринятого понятия, отражающего системное исследование взаимодействия права и науки, но учеными представляются предложения по оформлению отдельного научного направления, в том числе «экономическое право» . В этом смысле категория «экономическое право» имеет методологическое значение (системный подход к изучению экономических отношений в целом, межотраслевое значение экономического права в гармонизации отраслей законодательства, воздействующих на экономические отношения) и приближает понимание друг другом права и экономики. Что же есть экономическое право?
Французский философ 18 века Николя Бодо в работе «Первое введение в экономическую философию» использовал понятие «экономическое законодательство», а значительно позднее Прудон в работе «О политической способности рабочего класса» употребляет понятие «экономическое право». Правовая доктрина и практика Франции выделили экономическое право. Аккумуляция нескольких направлений публично-правового регулирования в рамках экономического права в согласии с требованиями частного права подтверждает опасность дробления отраслей законодательства и права до бесконечности и объективную необходимость концентрации регулятивных усилий в руках государства .
В немецкой доктрине «право в сфере экономики» выделяется как самостоятельная правовая отрасль; однако это означает не более как методологическую условность. Право в сфере экономики охватывает собой: хозяйственное, торговое, предпринимательское, корпоративное право концернов. Бельгийская правовая наука ввела в научный оборот категорию «экономическое право», являющуюся комплексной категорией, охватывающей коммерческое, гражданское, социальное право, а также значительную часть административного и финансового права.
Как заключает М.Н. Семякин, в зарубежных пра-вопорядках категория «экономическое право» чаще всего используется как собирательное понятие для обозначения учебной дисциплины, специфическим предметом которой выступают: правовое регулирование экономических отношений в частной сфере, основания и пределы государственного вмешательства в экономику; формирование и осуществление государственной экономической политики .
Экономическое право, право в сфере экономики понятие иного порядка в сравнении с классическими отраслями права (гражданское, трудовое, финансовое, уголовное, административное право), в предмет регулирования экономического права включаются в целом общественные экономические отношения. Но экономические отношения неоднородны, что обуславливает применение определенной совокупности приемов и способов правового регулирования в зависимости от их видовой, отраслевой принадлежности, а также тенденций экономической политики государства. Однако можно ли утверждать о появлении новой отрасли экономического права, ответ на этот вопрос может быть дан после анализа категории «отрасль права».
С.С. Алексеев отмечает, что обладая значительным юридическим своеобразием, каждая отрасль права есть относительно автономное образование, которое опосредствует не отдельный участок общественных отношений, а их специфический, качественно особый вид, охватывающий множество его разновидностей и разветвлений. Основная функция отраслей в правовой системе состоит в том, чтобы применительно к качественно особому виду общественных отношений обеспечивать определенный юридический режим правового регулирования. Юридический режим регулирования - это особая система правового воздействия, состоящая главным образом в специфике приемов (метода) регулирования, а также в его механизме.
Самостоятельная отрасль права характеризуется присущими ей предметом, которым охватываются определенные однородные общественные отношения, и методом регулирования, специфичные способы воздействия на данные отношения. Применение категории «экономическое право» нарушает стройность правовой науки с выработанной ею структурой и содержанием права, понятийным аппаратом. Во-первых, экономическое право – не есть самостоятельная отрасль права, ввиду того, что экономическое право не имеет отдельный предмет правового регулирования (в круг экономического права входят общественные отношения, подпадающие под воздействие гражданского, административного, уголовного, финансового права и т.д.), и, в свою очередь, не выявлен устоявшийся метод правового регулирования экономических отношений. Научно-методологическую помощь в понимании права в экономических отношениях должна оказать иная категория, не имеющая отраслевой привязки. В этом смысле можно принять во внимание правовые идеи немецкой правовой доктрины, в которой нашло применение категория «право в сфере экономики». Экономические отношения, фрагментарно регулируемые определенной отраслью, функционируют в цельном виде. Однако однородный отрезок экономических отношений подвергается воздействию определенному юридическому режиму правового регулирования. Таким образом, экономические отношения складываются из отдельных звеньев. Источники правового регулирования экономической деятельности состоят из источников законодательства соответствующих отраслей права.
Регулирование экономических отношений осуществляется подавляющим большинством отраслей права, а по большему счету всеми отраслями; разница лишь в объеме (степени) такого регулирования. Поэтому правовая регламентация указанных отношений носит, безусловно, комплексный характер, ведущее место в системе которой занимают нормы конституционного, гражданского, финансового и некоторых иных отраслей права .
Каждая из отраслей права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Экономические отношения, по-своему регулируемые каждой из отраслей права, имеют особенности и свойства, присущие соответствующей отрасли права. Экономические отношения имеют определенный объем своего присутствия, меньший или больший в каждой из отрасли права. Экономический процесс, система общественных экономических отношений складывается из присвоения (в том числе производства) благ, распределения благ, обмена благами, потребления благ.
Каждая из перечисленных стадий экономического процесса может быть урегулирована той или иной отраслью права. К примеру, в ходе присвоения, обмена благ широко применяются гражданско-правовые нормы. Налогово-правовые нормы находят свое использование в отношениях по распределению благ. Экономическая деятельность может иметь негативный характер, в этом случае ее ограничение обеспечивается применением императивных запретов, установленных в Уголовном кодексе РК, Кодексе РК «Об административных правонарушениях», а также охранительными нормами Гражданского кодекса РК (способы исполнения обязательств, способы защиты гражданских прав). Экономическое от-
ношение на каждой стадии подвергается правовому регулированию, присущему определенной отрасли права, с определенной совокупностью приемов и способов.
Метод правового регулирования компонует правовую ткань в отрасли права. Первичные методы правового регулирования (императивный и диспо-зитивный) есть совокупность приемов и способов, определяющих исходные позиции субъектов правоотношений. Базовые методы правового регулирования в отраслевом методе приобретают особые свойства с определенным набором приемов и способов правового регулирования данной отрасли права. Выделение каждой из отраслей права, ее уникальности в правовой материи – есть свойственное только ей сочетание частноправовых и публично-правовых приемов и способов правового регулирования. По мнению С.С. Алексеева, в отраслях права первичные методы, в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов, выступают в различных вариациях, сочетаниях, как правило, с преобладанием одного из них .
Определение оптимального баланса частноправовых и публично-правовых методов регулирования экономической деятельности находится в прямой зависимости от стадии, условий функционирования экономических отношений, перспектив их развития. Экономические отношения находятся в сфере влияния комплекса отраслей права с присущими им отраслевыми методами регулирования. Каждая отрасль права характеризуется присущим только ей методом с преобладанием императивного либо диспозитивного. Соотношение метода правового регулирования обуславливается пропорцией составляющих его компонентов: запрет, дозволение и предписание. Взаимодействие предмета отрасли права и отраслевого метода не имеет односторонний характер, их обоюдное влияние диалектично. Каждая из юридических категорий, исследуемых обособленно, не способна существовать самостоятельно, предмет и метод отрасли права проявляют свои особенности лишь в едином взаимном влиянии. Основными юридическими способами регулирования экономических отношений являются: юридический запрет, юридическое предписание и юридическое разрешение.
Юридический запрет запрещает субъекту экономических отношений совершать определенные действия. Данный способ регулирования присущ уголовно-правовым нормам, содержащим пассивные обязанности, сдерживающих участников экономических отношений от совершения не желательных моделей поведения (Глава «7. Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса РК). Юридическое предписание обязывает участника совершать определенные действия. Широкое распространение юридические предписания имеют в отраслях публичного права, таких как административное, финансовое, налоговое право. Статья 35 Конституции РК провозглашает, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. Выполнение данной обязанности обеспечивается охранительными нормами Уголовного кодекса РК (статья 214. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, статья 221. Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет, статья 222. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций), а также обширным перечнем норм Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (к примеру, статья 207. Сокрытие объектов налогообложения).
Юридическое разрешение позволяет субъекту экономических отношений совершать или не совершать определенные действия, придерживаться или не придерживаться определенного бездействия. Метод гражданского права, в основной части, составляют юридические разрешения. Способ юридического разрешения закрепляет рыночный принцип регулирования экономических отношений, именуемый разрешительный, в теории права В.Н. Хропа-нюк сформулировал его следующим образом: «Все, что не запрещено законом, то разрешено.» . На сферу действия экономических отношений распространяется общее разрешение: «Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.» (пункт 1 статьи 19 Гражданского кодекса РК). Чрезмерная свобода может быть причиной позитивного поведения, которому сопутствует негативное поведение, сдерживаемое юридическими предписаниями и запретами. Так, статья 190. Незаконное предпринимательство Уголовного кодекса РК устанавливает запрет на осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах.
Критерий правовой эффективности экономических отношений складывается из обеспечения позитивного поведения, юридически нейтрального и сдерживания негативного поведения. Гармоничное сочетание приемов диспозитивного и императивного методов правового регулирования предоставляет субъектам экономических отношений право выбора приемлемой экономической модели действий и сдерживает их от совершения действий, нарушающих развитие экономических отношений.

Использованная литература
1. Канке В.А. Философия экономической науки: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 383 с.
2. Веленто И.И., Елисеев В.С. Теория экономического права: Учеб. пособие / И.И. Веленто, В.С. Елисеев. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
3. Экономическое право: Хрестоматия. Том 2 / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – СПб. Питер, 2004. – 464 с.: ил.
4. Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. – 2000. — №8. – с. 85.
5. Семякин М. Экономика и проблемы формирования современной концепции экономического права. Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 22. – Алматы: ЮРИСТ, 2005. – 427 с.
6. Алексеев С. С. Структура советского права. — М.: «Юрид. лит.», 1975. — 258 с.
7. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». – М.: «Статут», 2000. — 777 с. (Серия «Классика российской цивилистики»).
8. Алексеев С.С. Теория права. - M.: Издательство БЕК, 1995. – 325 с.
9. Теория государства и права: Учеб. пособ. для вузов / В.Н. Хропанюк; Под ред. В.Г. Стрекозова. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995.