Изменения правил парковки. Как научиться правильно парковаться: правила и советы.

Остановка и стоянка автомобилей - одни из регулярных состояний транспортных средств, при которых требуется соблюдать определенные правила остановки и стоянки, оговоренные в пункте 12 ПДД. За несоблюдение предписаний нарушителям полагается штраф.

Правила остановки и стоянки транспортных средств

12.1 Остановка разрешена транспортных средств на обочине по правой стороне дорожной полос либо на краю проезжей части, если устройством дороги обочина не предусмотрена. Если ситуация подходит под случай 12.2, то разрешается стоянка и остановка на тротуаре . При наличии обочины остановка не на этом участке, а на краю проезжей части будет считаться нарушением ПДД.

Стоянка по левой стороне дороги разрешена только тогда, когда проезжая часть находится в населенном пункте на дороге с единственной полосой для обоих направлений или при осуществлении по ней одностороннего движения . В этом случае должны присутствовать знаки 5.23.1 или 5.23.2, отсутствовать сплошная разметка и трамвайные пути. Разрешается только для двухполосных дорог. На дороге с тремя полосами остановка по левой стороне запрещена.

12.2 ТС допустимо выставлять параллельно краю проезжей части одним рядом, а если у транспорта два колеса, то допускается использование двух рядов . Для определения способа установки ТС на стоянке используется специальный знак 6.4 плюс табличка 8.6.1 - 8.6.9. Дополнительно может присутствовать соответствующая разметка.

На краю тротуара, граница которого находится рядом с проезжей частью, могут стоять только велосипеды, мопеды, мотоциклы, легковые автомобили. Это правило действует при наличии знака 6.4 и таблички из списка:

  • 8.4.7;
  • 8.6.2;
  • 8.6.3;
  • 8.6.6 - 8.6.9.

На грузовые авто разрешение на остановку не распространяется. Отсутствие знака 6.4 автоматически снимает все разрешения, указанные в настоящем пункте.

12.3 Для остановки на ночлег или отдых за чертой населенного пункта предусматриваются специальные площадки, которые находятся в зоне действия знаков 6.4 и 7.11.

12.4 В каких местах остановка запрещена:

  • на территории ж/д переездов, на мостах, эстакадах, путепроводах при наличии меньше трех полос для движения в одном направлении, под указанными объектами;
  • в зоне трамвайных путей, как на самих рельсах, так и поблизости, если это помешает нормальной работе трамвая;
  • в тех местах, где свободное расстояние между разделяющей сплошной линией разметки, противоположным краем дорожного полотна или разделительной полосой и ТС, совершившим остановку, остается менее трех метров;
  • на велосипедной дорожке;
  • в месте пересечения проезжих частей, а также ближе чем 5 метров от края пересекаемой проезжей части, за вычитанием стороны напротив бокового проезда перекрестков трех сторон, у которых имеется разделительная полоса или сплошная линия разметки;
  • в зоне проезжей части дорожного полотна рядом с опасными поворотами, выпуклыми переломами продольного профиля дороги, если видимость на ней хотя бы в одну сторону меньше 100 м;
  • в таких местах, где расположение остановившегося ТС будет загораживать водителям обзор на светофоры, дорожные знаки либо затруднит или прекратит доступ прочих ТС или загородит проход пешеходам;
  • менее, чем на расстоянии 15 м от стоянок маршрутных ТС или места стоянки легкового такси. Исключением становится посадка или высадка пассажиров, при условии, если процесс не создает помех другим участникам движения.

12.5 Стоянка запрещена, где открыто запрещена остановка и стоянка, в радиусе 50 м от ж/д переездов, а также за пределами населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенной знаком 2.1 . Если запрещена только стоянка, то остановка на короткое время разрешается.

12.6 Вынужденная остановка транспортных средств, где запрещается остановка транспорта , водителю необходимо предпринять все меры к тому, чтобы его авто было убрано с запрещенной зоны.

12.7 Открывание дверей запрещается в том случае, когда это может создать помехи прочим участникам движения .

12.8 Покинуть ТС после остановки можно тогда, когда водитель убедился, что не произойдет самопроизвольного движения транспорта или попытка использовать ТС в отсутствие водителя.

Действие знаков остановка и стоянка запрещена


  • знак 3.27 - знак остановка и стоянка запрещается;

Постоянное, беспрерывное движение транспортного средства невозможно: и водитель, и техника должны отдыхать. Или, иными словами, переходить в режим остановки или стоянки.

Заметим только одно важное обстоятельство: наличие и знаков, и разметки – это несравненное благо для водителя. А все потому, что они являются весьма наглядным способом регулирования остановки и стоянки, и автовладелец воочию может убедиться в правильности (или, к сожалению, неправильности) своих действий.

Однако наличием или отсутствием указанных ранее знаков и разметки еще не исчерпываются принципы остановки и стоянки, для которых выделен специальный раздел в ПДД.

12 раздел ПДД: общие принципы остановки и стоянки

12-й раздел ПДД специально посвящен правилам осуществления остановки и стоянки (в том случае, если они не запрещены уже рассмотренными знаками и разметкой).

Итак, водителю нужно свято помнить «золотое правило »: и остановка, и стоянка разрешены на правой стороне дороги – на обочине .


При любых обстоятельствах автовладелец, планируя парковку, может совершить ее именно здесь (если это, конечно, не запрещено иными требования ПДД).

Однако в крупных и средних населенных пунктах обочина, как правило, отсутствует. В таких случаях Правила разрешают осуществлять остановку и стоянку на правой стороне дороги – на краю проезжей части.


Водитель должен четко уяснить, что при наличии обочины и возможности осуществить остановку и стоянку на ней, ему запрещается использовать для этих целей проезжую часть.


Такая тактика будет грубым нарушением ПДД, и чаще всего водители совершают его при движении вне населенного пункта. Тем самым они не только формируют помехи для движения иных транспортных средств, но и способствуют созданию аварийной ситуации в условиях скоростного движения.

Правилами предусмотрены остановка и стоянка не только на правой стороне дороги. В двух случаях разрешено парковаться и на левой ее стороне . Но оба эти варианта напрямую связаны с участками дорог населенного пункта.

1. Двухполосная дорога (по одной полосе для каждого направления), на которой отсутствуют трамвайные пути посередине.


Остановка и стоянка на левой стороне таких дорог, на первый взгляд, выглядит небезопасной. Ведь выезд с такой парковки будет осуществляться с полосы встречного движения. Однако в населенном пункте – в условиях действующего ограничения скоростного режима – это опасность не представляется такой уж серьезной. А вот необходимость поиска парковочного места – напротив – выглядит достаточно актуальной проблемой.

Становится вполне понятным требование об отсутствии трамвайных путей посередине дороги.


Просто в этом случае выезд транспортного средства с парковки на левой стороне весьма широкой дороги будет уже небезопасным.

2. Дорога с односторонним движением.

Право останавливаться на левой стороне дороги с односторонним движением не должно вызывать скепсиса или неприятия, ведь движение по всей ширине проезжей части осуществляется в одном направлении.


Правда, водителям грузовых автомобилей, чья разрешенная максимальная масса превышает 3,5 т, необходимо помнить, что им в данных условиях разрешена только остановка и исключительно для загрузки–разгрузки транспортного средства.

Что касается ситуации вне населенного пункта, то здесь любой водитель должен воздержаться от осуществления остановки на левой стороне дороги, а также от длительной стоянки (для продолжительного отдыха, ночлега и пр.) в пределах дороги. Ему следует найти специальную площадку, предусмотренную для стоянки или выехать за пределы дороги.


Это требование имеет целью обеспечение максимальной безопасности как стоящего транспортного средства, так и двигающихся по дороге. В непредвиденных случаях обочина может стать участком, благодаря которому можно избежать столкновения, перестроившись на него. Поэтому обочине вне населенного пункта желательно быть свободной.

А вот на «Автомагистрали» (5.1), например, как на или М4, и «Дороге для автомобилей» (5.3), остановка и стоянка, вообще, разрешены только на специальных площадках, которые вдобавок должны быть обозначены соответствующими знаками, указывающими на возможность парковки.


В пределах такой дороги – и на проезжей части, и на обочине – остановка и стоянка категорически запрещены. Это ограничение связано и с интенсивностью движения на таких участках дороги, и с на них.

Расположение ТС при парковке

При расположении транспортного средства в условиях остановки и стоянки необходимо помнить еще одно «золотое правило»: транспортное средство разрешается ставить только в один ряд и только параллельно проезжей части. Исключение из этого правила составляют лишь двухколесные ТС, которые можно ставить в два ряда.


Иной способ парковки допускается лишь при соответствующем указании на него табличками «Способ постановки транспортного средства на стоянку», а также линиями горизонтальной дорожной разметки, обозначающими парковочные «боксы».


В этом случае допускается осуществлять остановки и стоянку под углом к проезжей части и даже с использованием тротуарного пространства. Но в этом случае должно быть соответствующее указание таблички на такой способ постановки.


В данных условиях водитель должен помнить еще одно требование: ставить под углом к проезжей части или на тротуаре Правила позволяют только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Иные транспортные средства ставить под углом к проезжей части или с использование тротуарного пространства запрещается.


Всем остальным ТС такие способы парковки недоступны. Они могут осуществлять остановку и стоянку только параллельно проезжей части и только тогда, когда такой способ допускается.

Таким образом, расположение транспортного средства при парковке относительно проезжей части должно быть параллельным, если знаками и/или разметкой не указан иной способ постановки ТС на стоянку.

Где запрещена остановка и стоянка транспортных средств

Особые случаи запрещения остановки

Пункт 12.4 ПДД посвящен случаям, когда водителям категорически запрещена остановка (а, следовательно, и стоянка). Все эти случаи, предусмотренные Правилами, объединяет одно общее свойство: на таких участках совершение остановки и стоянки не является безопасным.

1. Остановка запрещается на трамвайных путях и в непосредственной близости от трамвайных путей, если при этом остановившееся ТС создаст какие-то помехи для движения трамвая.


Запрет на остановку в таких местах связан с невозможностью продолжения движения рельсовых транспортных средств, ведь трамвай не сможет объехать возникшее на его рельсах препятствие.

2. Остановка запрещена на железнодорожных переездах.


Вряд ли здравомыслящий человек будет возражать против запрета остановки на ж/д путях, которые являются особо опасным участком дороги. Водитель должен помнить, что границы ж/д переезда ограничиваются шлагбаумами или знаками «Однопутная железная дорога» (1.3.1) или «Многопутная железная дорога» (1.3.2), установленными на въезде на переезд и выезде с него. Именно здесь запрещена остановка.

3. Остановка запрещена в тоннелях.


Как правило, тоннельные порталы – не столь широки, и остановка здесь будет создавать помехи для беспрепятственного и безопасного движения других транспортных средств. Да и сами водители стремятся проехать ограниченные пространства туннелей как можно быстрее.

4. Остановка запрещена на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними (имеется исключение).


Запрет остановки на искусственных пролетных сооружениях определен рядом обстоятельств:

  • ограниченность пространства;
  • опасность размещения здесь большого количества транспортных средств, создающих давление на опорные конструкции сооружения и пр.

Запрет же остановки под такими искусственно созданными объектами обуславливается такой же ограниченностью пространства.


Однако водитель должен помнить важное исключение из этого правила.


Если НА мосту, НА эстакаде, НА путепроводе (но не под ними) в данном направлении имеется не менее трех полос для движения, то остановка и стоянка НА таких сооружениях разрешаются.

5. Остановка запрещена на участках, на которых расстояние между остановившимся ТС и сплошной линией разметки (кроме 1.2.1), противоположным краем проезжей части или разделительной полосой составляет менее 3 метров.

Разберемся в хитросплетениях этого положения.


Отсутствие 3-метрового интервала между остановившимися транспортными средствами и сплошной линией разметки делает весьма затруднительным их объезд без нарушения ПДД для других . Они будут вынуждены нарушать Правила.

То же самое обстоятельство действует и в случае с разделительной полосой и противоположным краем проезжей части, когда водители других ТС и физически (из-за бордюра), и юридически не смогут объехать остановившийся транспорт.

6. Остановка запрещена на пешеходных переходах, а также ближе, чем за 5 метров перед ними.


Запрет остановки и стоянки на пешеходном переходе понятен: в противном случае будут создаваться помехи движению пешеходов, которые на этом участке пользуются преимуществом.

Необходимая же 5-метровая дистанция перед пешеходным переходом должна обеспечить видимость водителю приближающегося транспортного средства. В этом случае выходящий на пешеходный переход пешеход не будет неприятной неожиданностью для водителей.

7. Остановка запрещена на проезжей части в условиях ограниченной видимости (менее 100 метров в любом направлении).

Данное ограничение остановки и стоянки вводится для того, чтобы в сложных дорожных условиях на проезжей части не было препятствий в лице остановившихся транспортных средств. Данное обстоятельство существенно затрудняет встречный разъезд. Но такое правило действует только на .


На обочине остановка и стоянка не запрещаются.

8. Остановка запрещена на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них (имеется исключение).

Запрещение остановки и стоянки на пересечениях проезжих частей вполне закономерно. Ведь как в таком случае будут двигаться другие участники дорожного движения?


Очень важное обстоятельство. Некоторые водители говорят о том, что остановка и стоянка запрещены . Это неправильно: именно на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них. И это принципиально!

Обратимся к следующему примеру.


Перед нами — перекресток с круговым движением. Он образован тремя пересечениями проезжих частей. И остановка (со стоянкой) на таком перекрестке разрешены, но при соблюдении 5-метровой дистанции до каждого пересечения.

Важно заметить, что из этого правила есть одно исключение: на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки (или разделительной полосой) напротив бокового проезда остановка и стоянка разрешены. Естественно, при соблюдении 3-метрового интервала до сплошной линии (или разделительной полосы).


Такое исключение вполне объяснимо. При сплошной линии (или разделительной полосе) на таком перекрестке запрещены повороты налево и развороты. Поэтому стоящее напротив бокового проезда транспортное средство не будет создавать помех для прямолинейного движения других ТС.


И, наоборот, прерывистая линия разметки на перекрестке создаст толчею и приведет к затору.

9. Остановка запрещена в местах остановок общественного транспорта (маршрутных транспортных средств) и стоянок легковых такси, а также за 15 метров до и после них (имеется исключение).

Подобное ограничение остановки и стоянки объясняется необходимостью беспрепятственного движения маршрутных транспортных средств и легковых такси.


А что касается 15-метровой дистанции до и после таких мест, то это требованием связано с перспективой беспрепятственного выезда такого транспорта с указанных участков дороги.


При наличии разметки «желтой ломаной» (1.18) водитель должен отмерять положенные 15 метров с каждой стороны от нанесения линии разметки. А при отсутствии разметки – от знаков 5.16 – 5.18.

Исключение из рассматриваемого правила состоит в следующем: водителям разрешается совершать остановку в местах остановок общественного транспорта и стоянок легковых такси только при соблюдении двух условий (одновременно):


  • для посадки и высадки пассажира;
  • при условии несоздания помех маршрутным транспортным средствам и легковым такси.

Поэтому совсем не обязательно при посадке-высадке пассажиров на автобусной остановке. Главное – не создать помех «маршруткам», высаживая или усаживая пассажиров.

10. Остановка запрещена в тех местах, где остановившееся ТС сделать невозможным въезд или выезд другим ТС, создаст помехи пешеходам, а также закроет средства регулирования дорожного движения (знаки или сигналы светофора).

Такой запрет очевиден.


К примеру, водитель грузового автомобиля закрыл для других водителей видимость дорожного знака «Остановка запрещена».


А с этой ситуацией нужно очень долго разбираться. Правонарушителей здесь много. Только вот как им удастся разъехаться.

11. Остановка запрещена на полосе для велосипедистов.


Здесь все понятно и без комментариев. Это – полоса только для велосипедистов, и водителям механических транспортных средств на ней делать нечего: ни для движения, ни для остановки или стоянки.

Особые случаи запрещения стоянки

Согласно ПДД, стоянка запрещается в тех местах, где запрещается остановка. Это обстоятельство вполне логично, ибо, как уже отмечалось ранее, невозможно совершить стоянку, предварительно не совершив остановки (хотя бы на 5 минут).

Итак, стоянка (как и остановка) запрещается:

1) на трамвайных путях и в непосредственной близости от трамвайных путей, если при этом остановившееся ТС создаст какие-то помехи для движения трамвая;

2) на железнодорожных переездах;

3) в тоннелях;

4) на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними (кроме случаев, когда НА мосту, НА эстакаде, НА путепроводе (но не под ними) в данном направлении имеется не менее трех полос для движения);

5) на участках, на которых расстояние между остановившимся ТС и сплошной линией разметки (кроме 1.2.1), противоположным краем проезжей части или разделительной полосой составляет менее 3 метров;

6) на пешеходных переходах, а также ближе, чем за 5 метров перед ними;

7) на проезжей части в условиях ограниченной видимости (менее 100 метров в любом направлении);

8) на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них (кроме случая стоянки на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки (или разделительной полосой) напротив бокового проезда);

9) в местах остановок общественного транспорта (маршрутных транспортных средств) и стоянок легковых такси, а также за 15 метров до и после них;

10) в тех местах, где остановившееся ТС сделать невозможным въезд или выезд другим ТС, создаст помехи пешеходам, а также закроет средства регулирования дорожного движения (знаки или сигналы светофора);

11) на полосе для велосипедистов.

Кроме этих случаев, стоянка запрещена еще на двух участках.

1. Стоянка запрещена вне населенного пункта на проезжей части дорог, обозначенных знаком «Главная дорога» (2.1).


Запрет на стоянку на таком участке дороги обусловлен высокой скоростью движения вне населенного пункта. Особенно, если движение осуществляется по главной дороге. В подобных условиях стоящее на проезжей части транспортное средство будет явной помехой. И если кратковременная остановка здесь допускается, то стоянка с использованием проезжей части Правилами исключена из соображений элементарной безопасности.

Следовательно, вне населенного пункта на проезжей части дороги, обозначенной знаком «Главная дорога», стоянка разрешается исключительно на обочине или за пределами дороги.

2. Стоянка запрещена в 50-метровой зоне до и после железнодорожных переездов.


Стоянка, как и остановка, запрещена на железнодорожном переезде. Это не обсуждается. Но стоянку нельзя осуществлять еще и на расстоянии 50 метров до и после переезда.

Такой запрет объясняется опасностью данного участка дороги, находящегося в непосредственной близости от железнодорожных путей.

Действия водителя и пассажиров при остановке и стоянке

При осуществлении остановки или стоянки водителю и пассажирам запрещается открывать двери ТС, если эти действия создадут помехи другим участникам движения.


Согласитесь, хрестоматийный пример и весьма распространенная ошибка и водителей, и пассажиров.

В том случае если водитель собирается покинуть транспортное средство и оставить его без наблюдения, он обязан предпринять все возможное, чтобы исключить возможность непроизвольного движения ТС, а также его несанкционированное использование.


Это означает, что следует ограничить доступ посторонних лиц в транспортное средство (закрыть замки дверей и багажника, задействовать предусмотренную конструкцией противоугонную систему, поставить автомобиль на сигнализацию и пр.).

Таким образом, знание водителем правил осуществления остановки и стоянки транспортных средств позволит, с одной стороны, избежать наказания в соответствии с действующим законодательством (в виде административного штрафа и эвакуации ТС на штрафную стоянку
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло


3 в 1: видеорегистратор + GPS информатор + антирадар


Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Остановка преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Для обеспечения безопасного движения и высокой пропускной способности дорог правильное соблюдение режимов остановки и стоянки имеет важное значение.

Ставить транспортные средства разрешается в один ряд параллельно проезжей части. Двухколесные транспортные средства (мотоциклы без бокового прицепа, мопеды, велосипеды) можно ставить в два ряда, из- за их небольших габаритов.

Как исключение, под углом к краю проезжей части разрешается стоянка в нескольких случаях:

1. Дорога имеет местное уширение проезжей части.

2. На дорогах имеются специальные площадки, обозначенные знаком 5.15 (место стоянки). На таких площадках может применяться разметка, показывающая границы стоянки транспортных средств.

3. На дороге установлен знак 5.15 вместе с табличкой 7.6.1.-7.6.9.(способ постановки ТС на стоянку.)

Остановка или стоянка на тротуаре (частичная или полная) разрешена только легковым автомобилям и мотоциклам параллельно проезжей части в один ряд (мотоциклам без бокового прицепа в два ряда).

Правила остановки и стоянки вне населенного пункта.
1.Только на обочине (высокая разрешенная скорость движения, небольшое количество полос.)
2.Только с правой стороны по ходу движения транспортных средств. (На левой стороне дороги стоящие автомобили будут представлять большую опасность, особенно в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Передние габаритные огни белого цвета, задние красного дезинформируют водителей встречных транспортных средств. Для длительной стоянки с целью отдыха, ночлега или ремонта транспортное средство необходимо ставить на специально предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги, так как особенно в ночное время автомобиль на обочине представляет опасность для движения других транспортных средств.

На автомагистралях остановка и стоянка разрешена за пределами дороги, только на специальных площадках обозначенных знаками 5.15 или 6.11 (место отдыха). Исключение это связано с высокой разрешенной скоростью движения, исключающей объезды транспортных средств и обеспечивающей большую обзорность для водителей.

Правила остановки и стоянки в населенном пункте

Как исключение, остановка и стоянка в населенном пункте разрешена и с левой стороны дороги в двух случаях:
1. На дорогах с двухсторонним движением, имеющих по одной полосе движения в каждом направлении, при отсутствии трамвайных путей посередине. (Исключая развороты, которые на таких участках могут привести к созданию аварийных ситуаций).
2. На дорогах с односторонним движением. (Отсутствие встречных автомобилей).


Водитель, осуществивший остановку или стоянку, должен помнить, что его автомобиль не должен создавать помехи для движения других транспортных средств и закрывать видимость дорожной обстановки.

Остановка и стоянка запрещена:
1. На трамвайных путях и в непосредственной близости от них. У трамвая ограниченная маневренность, что не позволит ему дальнейшее движение.
2. На железнодорожных переездах. Остановка сопряжена с большой опасностью.
3. В тоннелях, на эстакадах, мостах, путепровадах и под ними (если движение в одном направлении имеет менее 3-х полос). На таких участках проезжая часть узкая, тратуары и обочины могут отсутствовать. В тоннелях недостаточная видимость. Все это может привести к заторам или к созданию аварийной ситуации.

4. В местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3-х метров. Сплошная линия разметки наносится на участках дороги, где выезд на полосу встречного движения опасен. В этом случае водитель, движущийся в попутном направлении, вынужден нарушать правила, пересекая сплошную линию разметки.

5.На пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними. Пешеходный переход, прежде всего, предназначен для движения пешеходов и должен хорошо просматриваться водителем, во избежании наезда на пешехода.

6.На проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги (подъемы и спуски) при видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении.

7.На пересечении проезжих частей и ближе 5 м от них, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений /перекрестков,имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу. Остановка на перекрестке может дезорганизовать безперерывное движение на нем. В этом случае неизбежны заторы. Транспортное средство, остановившиеся ближе 5 метров к перекрестку, закроет сигналы светофора и дорожные знаки, закроет видимость перекрестка.

Как исключение, остановка разрешена напротив бокового проезда трехсторонних пересечений, имеющих сплошную полосу разметки или разделительную полосу. В этом случае поворот налево запрещен и остановившиеся транспортное средство не мешает движению других автомобилей.

8.Ближе 15 м от мест остановок маршрутных транспортных средств или такси, а при их отсутствии - от указателя остановки, если это создаст помехи их движению (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств). Остановка ближе 15 м создаст помехи для маршрутных автобусов, троллейбусов, а так же такси, подъезжающих или отъезжающих от обозначенных маршрутных остановок.
9.В местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств или создаст помехи для движения пешеходов.

Стоянка запрещена:
Ближе 50 м от железнодорожных переездов и вне населенных пунктах на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 "главная дорога".

Стоящие вблизи железнодорожных переездов транспортное средство вынуждает других водителей выезжать для объезда на встречную полосу. Это может привести к заторам и созданию аварийных ситуаций.

Открывая дверь автомобиля во время остановки, водитель должен убедиться в безопасности этого действия. Открытая дверь не должна создавать помех для движения других транспортных средств и пешеходов.

Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствии водителя. Для этого необходимо использовать стояночный тормоз, включить передачу, вывернуть передние колеса и упереть их в бордюрный камень, подложить под колеса противопокатные башмаки или другие предметы. Оставляя автомобиль без присмотра, необходимо поднять окна, закрыть все двери на ключ, включить противоугонное устройство или охранную сигнализацию.

Споры о парковочных местах для машин на дворовой территории жилого дома идут между жителями регулярно. Подавляющее большинство автовладельцев стремится поставить транспорт поближе к своему дому, чтобы была возможность наблюдать за ним из окон и в случае необходимости максимально быстро добежать до автомобиля. Жильцы нижних этажей, а также люди, которые по каким-либо причинам не имеют личного автотранспорта, противятся таким способам парковки, ведь их нормальному существованию в собственной квартире очень мешают едкие выхлопные газы, звуки сигнализации и шум работающего двигателя. Кроме этого, подобная парковка препятствует оказанию экстренной медицинской и пожарной помощи, поскольку зачастую машины этих служб не имеют возможности подъехать к нужному дому.

В такой ситуации люди, страдающие от безнаказанности автовладельцев, нарушающих правила парковки во дворах жилых домов, просто не знают, куда можно обратиться за получением информации о своих правах и разъяснением законов. Оказать юридические консультации могут правовые агентства и адвокатские конторы, но, чтобы попасть к их сотрудникам, нужно заранее записаться, а сам прием стоит немалых денег.

Поэтому идеальным решением проблем с незаконной парковкой во дворе жилого дома в 2017 году станет круглосуточная бесплатная помощь квалифицированного юриста на сайте онлайн.

Любой желающий может оставить свой вопрос в специальном окошке на странице сайта внизу справа, и опытный специалист ответит на него с точки зрения закона буквально в течение нескольких минут.

Ответ на вопрос, почему в 2017 году около жилых домов складывается столь печальная ситуация с парковочными местами, нужно искать в законах.

К сожалению, до сих пор в нормативных актах нашей страны, в том числе, и законах, нет единой позиции относительно правил парковки, что, в свою очередь, способствует регулярным конфликтам между жильцами, переходящими порой в настоящие военные действия.

Основным документом, регулирующим нормативы обустройства парковочной территории в 2017 году, являются санитарные нормы под №2.2.1/2.1.1.1200-03, в соответствии с которыми:

  • Расстояние от жилых домов с окнами до территории стоянки, вмещающей до 10 машин, должно составлять как минимум 10 метров.
  • Размещение автомобилей на открытой стоянке, вмещающей до 50 автомобилей, возможно только в случае соблюдения владельцами транспорта всех требований, предъявляемых органами Санэпидемнадзора к элементам благоустройства , включая территориальную площадь этих элементов.

Если указанные требования нарушаются автолюбителями, то их действия по размещению транспорта во дворе многоквартирного дома, жители имеют право обжаловать в следующих инстанциях: санитарной инспекции, пожарной инспекции, экологической службе, инженерной службе района или другого населенного пункта.

В 2017 году все застройщики обязаны соблюдать указанные нормы Санэпидемнадзора при проектировке и строительстве домов. Предвидя потребности будущих жильцов, крупные строительные компании, стараются выкупить как можно больше земли под застройку, чтобы в будущем организовать цивилизованные парковочные территории для машин, предотвращая тем самым различные конфликты.

Помимо санитарных норм федерального уровня, в каждом субъекте России существуют региональные законы, которые устанавливают дополнительные правила и нормы для организации парковочных мест около жилых домов.

Требования ПДД к парковке автотранспорта


Правила дорожного движения (основной закон для владельца машины) должны применяться автомобилистами не только непосредственно на дороге: они обязательны к соблюдению также в дворовой территории и жилой зоне.
На основании этого закона, водителям категорически запрещены следующие парковочные действия:

  • Стоянка около жилых домов автотранспорта, признаваемого законом грузовым, имеющего массу более трех с половиной тонн. Исключение: особые места для такой стоянки.

В 2017 году штраф, предусмотренный законом за нарушение этого правила, составляет 1500 рублей; для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (городов федерального значения) – 3000 рублей.

  • Стоянка машин во дворах жилых домов с работающим двигателем. Согласно тексту ПДД, стоянка – это временная остановка транспорта более пяти минут с включенным двигателем. Однако подобные действия не являются нарушением, если в это время осуществлялась посадка или высадка пассажиров, а также производились какие-либо действия с грузом. Чаще всего это правило нарушается автолюбителями в холодные сезоны.

В 2017 году штраф, предусмотренный законом за такую стоянку, установлен в размере 1500 рублей; для жителей самых крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга – целых 3000 рублей.

  • Парковка в жилых дворах на пешеходной зоне – тротуарах. Зоны, обозначенные специальными дорожными знаками, являются исключением из этого правила.

Закон предусматривает штраф за это нарушение, которое в 2017 году составляет 2000 рублей.

  • Заграждение проезда, поскольку это может вызвать невозможность выезда/въезда других автомобилей и транспорта экстренных служб. Размер штрафа в 2017 году имеет прямую зависимость от статьи КоАп, применяемой сотрудником ГИБДД в конкретной ситуации.


Случаи регулярного заграждения машинами проезда/выезда из дворов давно не редкость. Выходом из ситуации может послужить письменное заявление жителей в органы ГИБДД, в идеальном варианте – с указанием государственных номеров автомобилей-нарушителей. В случае положительного результата рассмотрения обращения, во дворе установят дорожный знак «проезд запрещен».

  • Собственноручное создание и оборудование парковочного места. Специальные заграждения для машин имеют право устанавливать только специальные службы. Нарушение данного требования влечет для граждан в 2017 году штраф до 5000 рублей.
  • Оставление транспорта рядом с мусорными контейнерами (ближе пяти метров).

Закон предполагает штраф за подобное нарушение, имеющий размер в 2017 году в пределах от 2000 до 5000 рублей.

Как видно, штрафы, налагаемые законом за неправильную парковку в 2017 году, довольно невысокие, что побуждает автовладельцев ставить транспорт на удобные для них места снова и снова.

Порядок наложения ответственности

Для того, чтобы на владельца машины была наложена административная ответственность в виде штрафа, заинтересованным лицам необходимо самим вызвать сотрудников дорожной инспекции, поскольку последние довольно редко объезжают придомовые районы с целью выявления нарушения правил парковки. Они зафиксируют факт несоблюдения закона и составят протокол об административном правонарушении.


Из этого следует вывод, что для законной борьбы с недобросовестными водителями, жители многоквартирных домов имеют право самостоятельно привлекать работников органов ГИБДД.

Кроме этого, когда машины, которые припаркованы в неположенном месте, мешают уборке придомовой территории, аварийным или дорожным работам, работники управляющих компаний вправе вызвать эвакуатор, если уведомление владельца о необходимости убрать машину, не возымело действия.

По аналогии с обычными жильцами, работники управляющей компании также вправе сообщить органам ГИБДД о нарушении закона, вследствие чего на собственника машины будет наложен штраф.

В ситуации, когда оставление автомобиля возле жилых многоквартирных домов мешает проезду пожарной техники к территории возгорания, штраф на нарушителя налагает не дорожная инспекция, а пожарная.