Войска (силы) и федеральные органы (спецслужбы), где предстоит служить военнообязанным в случае призыва или поступления по контракту на военную службу. Правовое положение федерального агентства правительственной связи и информации при президенте рф Федера

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ – это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говоряттолько об одной стороне деятельности Агентства – защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ – это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это – основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п.

Штаб-квартира Агентства на Большом Кисельном (фото с официального сайта ФАПСИ)

ФАПСИ – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

 организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

 обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

 организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

 организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

 обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально – экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

История ФАПСИ

По некоторым данным, ФАПСИ создано на базе двух управлений КГБ - 8 и 16-го. 16-ое управление, специализирующееся исключительно на электронной разведке, было создано Щелепеным в 1969 году под руководством Николая Николаевича Андреева. В 1973 году Андреева сменил генерал-майор Игорь Васильевич Маслов. Управление работало в тесной связи с 16 отделом ПГУ (внешняя разведка).

Структурой, непосредственно предшествующей ФАПСИ, был Комитет правительственной связи при Президенте СССР, возникший при разделе КГБ СССР после августовского путча. Председателем Комитета 25 сентября 1991 года был назначен А.В.Старовойтов.

10 октября 1991 Президентом Горбачевым было утверждено Положение о Комитете правительственной связи, который определялся как союзно-республиканский комитет.

К Положению приложен перечень предельных воинских званий руководителей Комитета и предоставляемых дисциплинарных прав.

24 декабря 1991 года указом Президента России создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР. Генеральным директором ФАПСИ назначен А.В.Старовойтов.

Первым заместителем – начальником управления по работе с личным составом стал Макаров Владимир Викторович. Заместителем директора был назначен генерал-майор Куранов Анатолий Иванович.

18 февраля 1994 года заместителем директора ФАПСИ стал подполковник Киселев Борис Валентинович, генеральный конструктор правовой информатизации России.

Эмблема ФАПСИ была определена только 15.03.99 Указом Президента № 338.

21 февраля 1994 в составе ФАПСИ было создано Главное управление информационных ресурсов (ГУИР ФАПСИ) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента.

Начальником его назначен Левченко Владимир Александрович, до этого - первый заместитель начальника УИР. 16 декабря 1994 УИР снова было передано в Администрацию Президента и переименовано при этом в Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента.

Федеральный центр защиты экономической информации при ФАПСИ создан 3 апреля 1995 Указом Президента 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".

На 90 год, кроме штаб-квартиры на площади Дзержинского в голавном здании КГБ, имело компьютерный комплекс в центре Москвы и большую исследовательскую лабораторию в Кунцево, в15 км от Ясенево к северо-западу.

7 декабря 1998 года Указом Президента РФ генеральным директором ФАПСИ был назначен Шерстюк Владислав Петрович, до этого возглавлявший 3-е главное управление Агентства (радиоэлектронная разведка).

31 мая 1999 года Указом Президента РФ Шерстюк был заменен на Матюхина Владимира Георгиевича, специалиста в области средств защиты информации.

История органов криптографической (шифровальной и дешифровальной) службы и радиоразведки:

Спецотдел при ГУГБ НКВД СССР июль 1934 - 1936

Спецотдел при НКВД июнь-сентябрь 1938

7-й отдел ГУГБ НКВД СССР

5 спецотдел НКГБ

5 Управление НКВД ноябрь 1942 -

Пятое управление НКГБ

Седьмое управление КИ

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК ВКП(б) октябрь 1949 -

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК КПСС - март 1954

Шестнадцатое управление КГБ при СМ СССР

Восьмое Главное управление КГБ СССР июль 1978 -

Шестнадцатое управление КГБ СССР

 Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ

 Главное управление безопасности связи (ГУБС) ФАПСИ

 Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС) ФАПСИ

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 с 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено. Функции данного агентства переданы Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ.

1. Федеральное агентство находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке".

2. Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

3. Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

4. Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.

АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО И

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


Курсовая работа на тему:

Правовое положение Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ”


Выполнил: xxxxxxxxxx

Проверил: старший преподаватель кафедры

xxxxxxxxxxxxxxxx

Оценка “4”

Москва, 2000 год


В современном мире информация становится стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств экономически развитого государства. Быстрое совершенствование информатизации в России, проникновение ее во все сферы жизненно важных интересов личности, общества и государства повлекли помимо несомненных преимуществ и появление ряда стратегических проблем. Одной из них стала необходимость защиты информации. Оценивая роль и место государственной системы защиты информации в общей системе безопасности страны, следует отметить, что в настоящее время все большее значение приобретают не силовые, а информационные факторы. Происходит явное смещение центра тяжести с открытых силовых методов и средств к тонким, несиловым информационным методам и средствам воздействия.

Это касается и экономической мощи государства. В настоящее время экономический потенциал все в большей степени определяется уровнем развития информационной инфраструктуры. В то же время растет потенциальная уязвимость экономики по отношению к информационным воздействиям.

Наступает новый этап и в военном деле. Наметилась устойчивая тенденция перехода от оружия массового поражения к высокоточному и информационному оружию. Расчеты и моделирование показывают, что в случае разведанности характеристик зенитных комплексов их эффективность снижается на 25-30%. Чем это чревато - видно из опыта военных конфликтов.

Государственная система защиты информации была организована в нашей стране в 1973 году. В те времена она соответствовала политической обстановке и действовала в основном в интересах Министерства обороны и Военно-промышленного комплекса.

Цели защиты информации достигались в основном за счет реализации принципа максимальной секретности, в соответствии с которым доступ ко многим видам информации не всегда обоснованно был ограничен. В то же время не существовало каких-либо положений, определяющих защиту информационных прав граждан, конфиденциальность личной информации.

С переходом к политике создания в России открытого общества и правового государства существенно изменились условия обеспечения защиты информации.

Сегодня не единичны случаи, когда отдельные государственные и негосударственные организации, предприятия и граждане, получив каким-либо путем информацию, продают ее за бесценок, нанося ущерб государству и даже своему бизнесу.

В последние годы реализован комплекс политических и правовых мероприятий, направленных на обеспечение большей предсказуемости действий вооруженных сил. В него входят уведомление об определенных видах военной деятельности, обмен ежегодными планами и военной информацией, проведение инспекций и визитов по оценке информации о вооруженных силах и планах развертывания основных систем вооружения.

Новые подходы к защите информации реализованы при создании новой Государственной системы защиты информации от ее утечки по техническим каналам. Положение об этой системе введено в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 года. Определены структуры, задачи и функции, а также организация работ по защите информации применительно к сведениям, составляющим государственную и служебную тайну.

Основные задачи Государственной системы защиты информации - проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности страны.

Организует функционирование системы - Гостехкомиссия России, которая, являясь коллегиальным органом, формирует общую стратегию и определяет приоритетные направления защиты информации. Гостехкомиссией России:

Утвержден Перечень федеральных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проводящих работы по защите информации;

Приняты меры по недопущению разрушения организационных структур Государственной системы защиты информации;

Определены первоочередные задачи и мероприятия по совершенствованию защиты информации в органах исполнительной власти;

Разработаны новая "Концепция защиты информации", рекомендации по организации работ в региональных органах исполнительной власти, издан ряд нормативно-методических документов;

В стране началось лицензирование в области защиты информации. К настоящему времени более 150 предприятий имеют лицензии на предоставление услуг по защите информации. Все эти меры в определенной степени воспрепятствовали разбазариванию национального информационного ресурса.

Обеспечение надежного функционирования и развития защищенных информационно-телекоммуникационных систем России как инструмента органов государственной власти и управления в проведении реформ в стране - это важнейшее и приоритетное направление деятельности ФАПСИ в настоящее время. Ясно, что такие системы должны обеспечивать необходимый уровень безопасности обрабатываемой информации.

По мере развития и усложнения средств и методов обработки, хранения и передачи информации по каналам связи повышается потенциальная угроза потери ее конфиденциальности.

Несмотря на изменение международной обстановки, деятельность технических разведок иностранных государств по добыче информации не сокращается и принимаются меры по повышению ее эффективности.

Результаты постоянно проводимой ФАПСИ контрольно-инспекторской работы по проверке состояния безопасности шифрованной связи свидетельствуют о том, что к большинству наших линий связи включая закрытые проявляется постоянный неослабевающий интерес со стороны иностранных спецслужб. Более того, по высказыванию бывшего директора АНБ Уильяма Студмена, в последнее время одним из приоритетных направлений в деятельности этого агентства стал "сбор разведывательной экономической информации общего характера" т.е. целенаправленное электронное слежение за конкретными компаниями, получение подробных сведений о разрабатываемых технологиях, новых товарах, готовящихся сделках, а также об отдельных руководителях различного уровня. Значительный интерес для технических разведок стала представлять не только секретная, но и служебная информация не относящаяся к категории секретной, но позволяющая путем анализа и сопоставления содержащихся в ней данных получить важные сведения.

Поэтому защита информации должна носить комплексный характер и обеспечивать:

Равноправную защиту информации на всех этапах ее накопления, обработки, хранения и передачи по каналам связи;

Гарантированную защиту информации в каналах связи с обязательным применением криптографических методов (обеспечение конфиденциальности информации);

Целостность и подлинность информации на всех этапах ее хранения, обработки и передачи по каналам связи (имитозащита);

Аутентификацию сторон, обменивающихся информацией (подтверждение подлинности отправителя и получателя информации с использованием электронной цифровой подписи);

Контроль за доступом к информационным системам и базам данных;

Защиту технических средств от утечки информации по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации;

Защиту программных продуктов средств вычислительной техники информационных систем от внедрения программных "вирусов" и закладок.

Велика роль средств шифрования и криптографической защиты, прошедших всесторонние исследования в ФАПСИ и отвечающих современным требованиям безопасности. В комплексе с другими средствами и системами защиты они обеспечивают необходимый уровень конфиденциальности информации, ее целостности и подлинности.

Решение такой проблемы на современном этапе под силу только развитым странам, обладающим мощным научно-техническим потенциалом, собственными криптографическими научными школами, а также сложившимися шифровальными и дешифровальными службами, службами радиоэлектронной разведки и защиты информации. Всем этим Российская Федерация в полной мере обладает, что позволяет нашему государству поддерживать на необходимом уровне научно-технической паритет с техническими разведками ведущих иностранных государств. Однако если не принять соответствующие меры, то мы можем допустить отставание в этой области.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации" ФАПСИ предоставлено право выдачи предприятиям и организациям независимо от форм собственности разрешений на лицензии по созданию и эксплуатации шифротехники, включая средства криптографической защиты технических средств, а также на предоставление услуг засекреченной связи. Защита информации в Российской Федерации должна проводиться организациями, имеющими лицензию ФАПСИ, а средства защиты должны иметь сертификаты агентства.


В статье 1 Закона Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации" о назначении федеральных органов правительственной связи и информации сказано: “Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти. Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью. Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции участвуют с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи.”


Правовую основу деятельности федеральных органов правительственной связи и информации составляют Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации "О безопасности", "Об обороне", "О внешней разведке", настоящий Закон, другие законы Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.


Деятельность федеральных органов правительственной связи и информации осуществляется в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными либо признанными Российской Федерацией.

Федеральные органы правительственной связи и информации издают в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты в пределах своей компетенции.

Создание и деятельность политических партий и организаций в федеральных органах правительственной связи и информации не допускается.


Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются: организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов; организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом; организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов; обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.


Деятельность федеральных органов правительственной связи и информации строится на основе принципов законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; сохранности государственных секретов; подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации.

Федеральные органы правительственной связи и информации действуют на основе:

единства системы федеральных органов правительственной связи и информации; централизации управления системой федеральных органов правительственной связи и информации; сочетания линейного, территориального и объектового принципов организации деятельности федеральных органов правительственной связи и информации.


Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);

органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;

учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.

Федеральные органы правительственной связи и информации создают структурные подразделения по финансовому, материально-техническому, инженерно-строительному, медицинскому и иному обеспечению своей деятельности.

При Федеральном агентстве действует Академия криптографии Российской Федерации.

ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор. Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке". Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении. Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации входят в систему органов государственного управления и осуществляют на соответствующей территории руководство в области организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов; в пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений и несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации.

Организация деятельности органов правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации определяется соответствующими положениями, утверждаемыми генеральным директором Федерального агентства по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Командующим войсками Федерального агентства является генеральный директор.

Федеральные органы правительственной связи и информации решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с Министерством безопасности Российской Федерации (Федеральной службой безопасности), Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством связи Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением охраны Российской Федерации, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, с иными государственными органами и организациями.

Государственные органы обязаны оказывать федеральным органам правительственной связи и информации содействие в их деятельности по обеспечению функционирования правительственной связи, иных видов специальной связи, по сохранности государственных секретов и специальному информационному обеспечению высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Федеральные органы правительственной связи и информации обязаны:

а) обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

б) участвовать в пределах своей компетенции с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оперативность;

в) обеспечивать правительственной связью, иными видами специальной связи государственные органы, высшее военное руководство и командования объединений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также организации, предприятия, банки и иные учреждения. Принципы организации и порядок использования правительственной связи определяются Положением о правительственной связи Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с высшими органами законодательной и судебной власти Российской Федерации;

г) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи;

д) обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности Российской Федерации специальной информацией, необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности;

е) осуществлять координацию деятельности по вопросам безопасности (в том числе на этапах создания, развития и эксплуатации) информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств баз данных высших органов государственной власти и Совета безопасности Российской Федерации;

ж) обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Федерации;

з) координировать на безвозмездной основе в интересах обеспечения сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны деятельность организаций, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности в области разработки, производства и поставки шифровальных средств и оборудования специальной связи;

и) координировать деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, снабжать их ключевыми документами;

к) участвовать в обеспечении защиты технических средств обработки, хранения и передачи секретной информации в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации, от ее утечки по техническим каналам;

л) обеспечивать совместно с соответствующими службами высших органов государственной власти Российской Федерации защиту особо важных помещений этих органов и находящихся в них технических средств от утечки секретной информации по техническим каналам;

м) организовывать деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений по выявлению в технических средствах электронных устройств перехвата информации и обеспечивать выявление устройств перехвата информации в особо важных помещениях и технических средствах, предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации;

н) проводить разработку и изготовление специализированных технических средств и систем для обеспечения основных направлений своей деятельности;

о) обеспечивать в своей деятельности сохранность государственной и иной специально охраняемой законом тайны;

п) обеспечивать готовность систем правительственной связи и специальной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях; поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства оповещения государственных органов;

р) поддерживать и обеспечивать свою мобилизационную готовность.

Федеральные органы правительственной связи и информации имеют право:

а) издавать нормативные акты, предписания в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи, а также безопасности информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств баз данных высших органов государственной власти и Совета безопасности Российской Федерации;

б) доступа в установленном порядке на объекты связи независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в которых проходят линии или размещены средства правительственной связи, а также выполнять на таких объектах работы, связанные с решением задач, возложенных на федеральные органы правительственной связи и информации;

в) получать на приоритетной основе в соответствующих органах, ведающих распределением и назначением радиочастот, полосы радиочастот для исключительного использования их радиосредствами правительственной связи на всей территории Российской Федерации, а также заключать договоры на аренду линий и каналов связи для обеспечения деятельности федеральных органов правительственной связи и информации в пределах выделенных средств;

г) налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, ведающими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе средств правительственной связи;

д) привлекать силы и средства связи Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации), центральных органов федеральной исполнительной власти для обеспечения специальной связью в чрезвычайных ситуациях;

е) взимать плату за пользование правительственной связью, иными видами специальной связи и распределять поступающие средства в соответствии с порядком, устанавливаемым Президентом Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; оплата услуг правительственной и иных видов специальной связи осуществляется по тарифам, согласовываемым с Министерством финансов Российской Федерации;

ж) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств и методов;

з) предоставлять информационные материалы органа внешней разведки Федерального агентства высшим органам государственной власти и Совету безопасности Российской Федерации в соответствии с порядком, утверждаемым Президентом Российской Федерации и Председателем Верховного Совета Российской Федерации;

и) требовать и получать безвозмездно от центральных органов федеральной исполнительной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации, государственных организаций, предприятий, учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности информацию в соответствии с утверждаемыми перечнями показателей и регламентом их представления и поручениями Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации;

к) определять порядок разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации в Российской Федерации; осуществлять в пределах своей компетенции лицензирование и сертификацию этих видов деятельности, товаров и услуг;

л) определять порядок и обеспечивать выдачу лицензий на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование; участвовать в определении порядка и обеспечении выдачи лицензий на экспорт и импорт защищенных технических средств передачи, обработки и хранения секретной информации;

м) осуществлять лицензирование и сертификацию систем и комплексов телекоммуникаций высших органов государственной власти Российской Федерации, а также закрытых систем и комплексов телекоммуникаций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

н) осуществлять государственный контроль за состоянием криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в центральных органах федеральной исполнительной власти, в организациях, на предприятиях, в банках и иных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности, а также секретно-шифровальной работы в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации (кроме секретного делопроизводства в загранаппаратах Службы внешней разведки Российской Федерации);

о) участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации и эксплуатации технических средств обработки, хранения и передачи секретной информации, предназначенных для использования в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации;

п) участвовать в разработке нормативных актов по реализации и контролю мер защиты технических средств обработки, хранения и передачи секретной информации на местах их эксплуатации в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации;

р) определять порядок проведения работ в Российской Федерации по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях государственных структур;

с) осуществлять контроль реализации рекомендаций по устранению возможных технических каналов утечки секретной информации из особо важных помещений высших органов государственной власти Российской Федерации; осуществлять контроль защищенности технических средств и объектов центральных органов федеральной исполнительной власти, защита которых входит в компетенцию Федерального агентства;

т) осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифрованной связи и поставок шифровальных средств;

у) проводить научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительные и производственные работы самостоятельно и по договорам с организациями, предприятиями;

ф) выдавать рекомендации в соответствии с законодательством Российской Федерации по заявкам на изобретения, полезные модели и промышленные образцы в области шифровальных средств, разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, а также в пределах своей компетенции по вопросам защиты помещений и технических средств от утечки информации;

х) разрешать своим сотрудникам, являющимся военнослужащими, хранение и ношение табельного оружия и специальных средств; обеспечивать охрану объектов, зданий и сооружений силами подразделений охраны, а в необходимых случаях - с привлечением подразделений войск Федерального агентства или Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию с командованием Вооруженных Сил Российской Федерации на местах), с использованием имеющихся технических средств; организацию охраны и сопровождения особо важных и совершенно секретных изделий, грузов и документов; при этом осуществлять применение сотрудниками физической силы, специальных средств, а также табельного оружия в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;

ц) создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, организационные структуры (подразделения и организации), необходимые для решения задач, возложенных на федеральные органы правительственной связи и информации;

ч) арендовать или приобретать необходимые для решения поставленных задач помещения, строения и другую недвижимость на территории Российской Федерации и за ее пределами;

ш) оказывать содействие на договорной основе организациям, предприятиям, учреждениям независимо от форм их собственности в разработке и реализации мер по защите коммерческой тайны с помощью технических средств, если это не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов правительственной связи и информации.

Сотрудниками федеральных органов правительственной связи и информации являются военнослужащие, служащие и рабочие. Общая численность сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации определяется Президентом Российской Федерации.

На службу в федеральные органы правительственной связи и информации принимаются граждане Российской Федерации, способные по своим личным, моральным, деловым и профессиональным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять задачи, поставленные перед этими органами. Комплектование войск военнослужащими осуществляется в добровольном порядке - по контрактам, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие федеральных органов правительственной связи и информации проходят военную службу на основании законодательства Российской Федерации, воинских уставов, других нормативных актов и положений, регламентирующих военную службу. Они и члены их семей пользуются правами и льготами, предоставленными военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей. Военнослужащие федеральных органов правительственной связи и информации, уволенные в запас с военной службы, зачисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в запас Министерства безопасности Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации.

Трудовая деятельность служащих и рабочих федеральных органов правительственной связи и информации регламентируется законодательством Российской Федерации о труде и о государственной службе, а также издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Федерального агентства.

Обязанности и права конкретных категорий сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации определяются настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Федерального агентства.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации могут быть награждены нагрудным знаком "Почетный сотрудник федеральных органов правительственной связи и информации". Основания и порядок представления к награждению указанным нагрудным знаком определяются генеральным директором Федерального агентства.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации при исполнении служебных обязанностей находятся под защитой государства. Никто, кроме должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Требования сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации, предъявляемые в пределах их компетенции при исполнении служебных обязанностей, являются обязательными для исполнения государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями Российской Федерации.

Защита от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, а также на имущество сотрудника федерального органа правительственной связи и информации и членов его семьи при исполнении им служебных обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не допускается привод, административное задержание сотрудника федерального органа правительственной связи и информации, а также личный досмотр и досмотр его вещей, личного и используемого транспорта при исполнении им служебных обязанностей без участия представителя этого органа либо без санкции прокурора.

При получении от кого бы то ни было приказа или указания, противоречащего законодательству Российской Федерации, сотрудник федерального органа правительственной связи и информации вне зависимости от его служебного положения обязан выполнять только требования законодательства.

Сотрудникам федеральных органов правительственной связи и информации запрещается организация забастовок и участие в их проведении.

Военнослужащие федеральных органов правительственной связи и информации не вправе заниматься внеслужебной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Служащие и рабочие федеральных органов правительственной связи и информации имеют право на создание профессиональных союзов.

Законодательные акты Российской Федерации по вопросам труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной и правовой защиты граждан применяются в отношении служащих и рабочих федеральных органов правительственной связи и информации независимо от объявления об их введении в действие приказами руководства Федерального агентства.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации, исполняющие обязанности, связанные с требованиями повышенной секретности и особыми условиями службы (работы), пользуются дополнительными льготами по денежному содержанию (заработной плате), исчислению выслуги лет (трудового стажа) и социальному обеспечению, устанавливаемыми высшими органами государственной власти Российской Федерации.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации при осуществлении своих должностных функций действуют в соответствии с обязанностями и правами, установленными законодательством Российской Федерации. Действия сотрудников обжалуются в федеральные органы правительственной связи и информации и в суд.

Отключение правительственной и иных видов специальной связи у Президента Российской Федерации, Председателя Верховного Совета Российской Федерации и Председателя Конституционного Суда Российской Федерации без их ведома, неправомерное прекращение предоставления услуг правительственной и иных видов специальной связи другим пользователям без ведома лиц, наделенных правом разрешать предоставление этих услуг, преследуются по закону.

За противоправные деяния сотрудники несут предусмотренную законодательством дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

Государство гарантирует социальную защиту сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации, а также жилищное и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации, направляемые в служебные командировки, пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостинице и приобретения проездных документов на все виды транспорта в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации могут устанавливать или распространять на сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации и иные не предусмотренные настоящим Законом льготы и меры социальной защиты.

Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции разрабатывают, создают и используют специальные технические средства, а также обеспечивают их сохранность с целью реализации поставленных перед ними задач и возложенных на них обязанностей.

Порядок использования специальных технических средств устанавливается нормативными актами Федерального агентства по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации (Государственной Думой).

Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов правительственной связи и информации осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

Годовой бюджет федеральных органов правительственной связи и информации утверждается Верховным Советом Российской Федерации (Государственной Думой) по представлению Президента Российской Федерации одновременно с республиканским бюджетом Российской Федерации.

Порядок материально-технического обеспечения федеральных органов правительственной связи и информации устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению генерального директора Федерального агентства.

Правительство Российской Федерации определяет перечень предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, которые на приоритетной основе в рамках государственного заказа осуществляют разработку, производство и поставку вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения для федеральных органов правительственной связи и информации.

Финансовое, тыловое и техническое обеспечение войск (за исключением средств связи) осуществляется довольствующими органами Министерства обороны Российской Федерации. Расчеты за обеспечение войск всеми видами довольствия в мирное время осуществляются централизованно за счет средств Федерального агентства. В военное время такое обеспечение производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о военном положении.

Земельные участки, предприятия, здания, сооружения, помещения, оборудование и другое имущество, а также иные объекты, находящиеся в ведении или в оперативном управлении федеральных органов правительственной связи и информации, являются исключительно федеральной собственностью.

Лица, оформляемые на службу (работу) в федеральные органы правительственной связи и информации, которые по роду своей деятельности будут иметь доступ к сведениям, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, проходят процедуру оформления допуска к указанным сведениям и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение порядка сохранения этих сведений.

Сотрудникам федеральных органов правительственной связи и информации после прекращения их службы (работы) в этих органах запрещается использовать, разглашать, распространять, передавать ставшие известными им сведения и приобретенные знания о государственных шифрах, методах разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, содержащие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, без разрешения Федерального агентства.

Все лица, получившие доступ к государственным шифрам, а также к сведениям о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, несут ответственность за нарушение порядка их сохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документальные материалы, касающиеся деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, хранятся в архивах этих органов. Материалы архивов федеральных органов правительственной связи и информации, представляющие историческую и научную ценность и рассекреченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются в Государственную архивную службу Российской Федерации.

Для поддержания на должном уровне криптографического потенциала Российской Федерации генеральный директор Федерального агентства имеет право создавать криптографический резерв из числа ушедших в запас или в отставку высококвалифицированных криптографов, а также из числа других специалистов по своему усмотрению. Зачисляемые в криптографический резерв дают согласие на возвращение, в случае необходимости, на работу и выполнение обязанностей, определяемых генеральным директором Федерального агентства.

Генеральный директор Федерального агентства имеет право в пределах выделенных ассигнований создавать специальный фонд и определять порядок его использования для привлечения специалистов в криптографический резерв.

Президент Российской Федерации осуществляет контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Федеpальное агентство, утверждает программы развития федеральных органов правительственной связи и информации и санкционирует проведение мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации.

Контроль Верховного Совета Российской Федерации (Государственной Думы) за деятельностью федеральных органов правительственной связи и информации осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агентства, а также сообщений должностных лиц федеральных органов правительственной связи и информации в Верховном Совете Российской Федерации (Государственной Думе).

Контроль Верховного Совета Российской Федерации (Государственной Думы) за деятельностью федеральных органов правительственной связи и информации осуществляет Комитет Верховного Совета Российской Федерации (Государственной Думы) по вопросам обороны и безопасности.

Народные депутаты Российской Федерации могут получать охраняемые законом сведения о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации в порядке, определяемом законами Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов Российской Федерации федеральными органами правительственной связи и информации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Федеральные органы правительственной связи и информации осуществляют информирование общественности о своей деятельности через создаваемые в составе этих органов соответствующие службы.

Представляемые средствам массовой информации материалы о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации не должны содержать сведений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации выступают в средствах массовой информации по вопросам деятельности этих органов только с санкции их руководителей. Материалы о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, подготовленные к опубликованию бывшими сотрудниками этих органов или при их содействии, представляются на рассмотрение в соответствующие федеральные органы правительственной связи и информации для вынесения мотивированного решения о возможности или невозможности их публикации.

В настоящее время в рамках разработки Концепции информационной безопасности России, которая проводится по заказу Совета Безопасности Российской Федерации, подготовлен ряд законопроектов, в том числе проектов и законов. "Об информации, информатизации и защите информации", "О коммерческой тайне", "Об информатизации регионального развития", "Об информационным обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", "О правовой информации", "О праве граждан на информацию и защите персональных данных", "Об охране прав граждан в условиях информатизации", "Об участии в международном информационном обмене и контроле за экспортом и импортом информационной продукции". Эти законопроекты предусматривают ответственность, в том числе и уголовную, за правонарушения в процессе обработки информации и использования информационных ресурсов.

Несомненно, будет усиливаться экспансия зарубежных спецслужб и организаций в отношении программ информатизации России. Объект устремлений - информация, которая может быть использована для государственного и промышленного шпионажа, продажи, шантажа, вымогательства, непосредственного обогащения. Причем информация может быть использована как зарубежными спецслужбами и организациями, так и преступными группами, и отдельными правонарушениями.


Список литературы :

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 года
№ 4524-1

3. Белая книга российских спецслужб. Москва, 1996


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

24 декабря 1991 г. в соответствии с указом президента Бориса Ельцина было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенно - ФАПСИ). С этого времени и до 2003 года, на протяжении одиннадцати с небольшим лет, эта специальная служба обеспечивала безопасность информации и правительственную связь Российской Федерации. Соответственно, 24 декабря отмечался и ушедший в прошлое праздник - День ФАПСИ. В начале 2003 г. президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ, в соответствии с которым предусматривалось упразднение Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Функции ФАПСИ были переданы трем другим российским спецслужбам - Федеральной службе безопасности (ФСБ), Службе внешней разведки (СВР) и Федеральной службе охраны (ФСО). Тем не менее, хотя ФАПСИ нет уже 12 лет, о существовании агентства не стоит забывать, ведь это достаточно интересная страница в отечественных спецслужб, выпавшая на нелегкие для страны «лихие девяностые».

В современном информационном обществе вопросы защиты информации, обеспечения специальной связи правительственных структур и главы государства, играют важнейшую роль в общей системе национальной безопасности. Соответственно, со времени развития систем связи, возникла и необходимость в существовании специальной структуры, которая могла бы эффективно обеспечивать как защиту передаваемой информации, так и перехват информации противника (или вероятного противника). История российской правительственной связи уходит своими корнями в советскую эпоху. Сформированное в 1991 г. Федеральное агентство правительственной связи и информации стало преемником Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, который, в свою очередь, возник после прекращения существования Комитета государственной безопасности СССР (КГБ СССР) и включил в свой состав управления и отделы КГБ, отвечавшие за правительственную связь, шифрование и дешифрование, ведение радиоэлектронной разведки.


От Спецотдела до Главка

Еще в мае 1921 г. Постановлением Малого Совнаркома был создан Специальный отдел ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии) - криптографическая служба страны. Его возглавил Глеб Бокий (1879-1937) - известный большевик с дореволюционным стажем, участник Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде и член Петроградского военно-революционного комитета. Несмотря на то, что подразделение, которым руководил Глеб Бокий, входило в структуру ВЧК, фактически оно было автономным и подчинялось непосредственно ЦК РКП (б). Автономность Спецотдела объяснялась сверхважными и секретными задачами, которые он выполнял. Естественно, что советские руководители подходили очень тщательно и к подбору кадрового состава Спецотдела. Кстати, в своей работе отдел опирался на изучаемый опыт спецслужб Российской империи, а также зарубежных спецслужб. Специалистов для нового отдела готовили на специальных полугодовых курсах, но, тем не менее, в начале своего существования отдел испытывал значительный дефицит квалифицированных кадров. В 1925 г. Глеб Бокий смог занять пост заместителя председателя ОГПУ. Под его руководством была организована эффективная деятельность по криптографии и радиоразведке, а в 1927 г. создана Радиопеленгаторная станция, с которой берет начало военно-морская радиоразведка Советского Союза. В 1929 г. было создано отделение правительственной связи ОГПУ, а в 1930 г. начали функционировать первые линии высокочастотной связи Москва - Ленинград и Москва - Харьков. В следующем 1931 г., в соответствии с Приказом ОГПУ №308/183 от 10 июня 1931 года было создано 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ, в компетенцию которого входила эксплуатация междугородной правительственной телефонной связи. Тридцатые годы стали временем закладки основ отечественной системы правительственной связи.

Фактически, именно в этот период был заложен фундамент мощнейшей системы правительственной связи, шифрования и дешифрования, существовавшей в Советском Союзе и унаследованной затем постсоветской Россией. Именно в 1930-е годы началось строительство магистральных воздушных линий связи для обеспечения нужд междугородной правительственной высокочастотной связи. В 1935 г. был образован отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, а в следующем 1936 г. - образованы отдел связи Главного управления охраны (ГУО) НКВД СССР и отдел связи Хозяйственного управления (ХОЗУ) НКВД СССР. Главной задачей органов правительственной связи в 1930-х гг. стала защита информации от прямого прослушивания - с помощью устройств маскировки речи. Была разработана и изготовлена для высокочастотной связи первая отечественная автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС).

Годы Великой Отечественной войны стали серьезным испытанием и для структур, отвечавших за шифрование и дешифрование, за обеспечение защиты информации. Перед подразделениями правительственной связи были поставлены серьезные задачи по обеспечению коммуникации правительства, командования фронтов, соединений Красной Армии. В феврале 1943 г., для обеспечения задач по поддержанию и защите высокочастотной связи, были созданы войска правительственной связи. Первым командующим войсками, который оставался на своем посту шестнадцать лет - до августа 1959 г., был Павел Федорович Угловский (1902-1975). В прошлом телеграфист железнодорожной станции, Павел Угловский в 1924 г. был призван на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а как человек, имеющий образование телеграфиста и опыт работы, был направлен в войска связи. В 1925 г. Угловский окончил курсы военного голубеводства, стал начальником опытной военной станции голубеводства в составе пограничного округа ГПУ Белорусской ССР. Затем Павел Федорович продолжил образование, окончив курсы при Киевской военной школе связи и академические курсы усовершенствования технического состава при Ленинградской военной электротехнической академии. Он занимал должность начальника технического отдела Московской пограничной школы связи НКВД СССР, а в 1937 г. возглавил отделение отдела связи, а затем отдел связи Главного управления пограничных войск НКВД СССР. В январе 1943 г. Угловский был поставлен во главе войск правительственной связи СССР. В 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта войск связи. Под командованием генерала Угловского войска правительственной связи с честью прошли боевой путь в годы Великой Отечественной войны. Как справедливо отметил Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, ««использование средств правительственной связи в годы войны произвело революцию в управлении войсками» (Цит. по: http://www.fso.gov.ru/struktura/p2_1_2.html).

В послевоенные годы развитие войск правительственной связи и органов правительственной связи, шифрования и дешифрования СССР вышло на новый уровень. Усовершенствовались технические средства, запускалось новое оборудование связи и защиты информации, разрабатывались инновационные методики организации службы. Правительственная связь стала автономной от сети связи общего пользования. После создания Комитета государственной безопасности СССР в его составе были созданы профильные управления, ответственные за информационную безопасность. К ним относились Восьмое Главное управление КГБ СССР, отвечавшее за шифрование, дешифрование и правительственную связь, и (с 1973 г.) Шестнадцатое управление, отвечавшее за ведение электронной разведки, дешифровальной работы и радиоперехват. В составе войск КГБ СССР были войска правительственной связи, подчиненные Восьмому Главному управлению КГБ СССР, и части радиоразведки и радиоперехвата, подчиненные Шестнадцатому управлению КГБ СССР. Естественно, что новый уровень развития правительственной связи и защиты информации требовал и совершенствования системы подготовки кадрового состава органов и войск правительственной связи. С этой целью в Багратионовке Калининградской области 27 сентября 1965 года, на базе военного городка 95 пограничного отряда и первого корпуса Высшего пограничного командного училища, было создано Военно-техническое училище КГБ СССР с трехгодичным сроком обучения. Училище стало выпускать офицеров для войск правительственной связи КГБ СССР. 1 сентября 1966 г. в училище начался учебный процесс. 1 октября 1972 г. училище было переведено в г. Орёл и преобразовано в Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС), в котором началась подготовка офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. До 1993 г. училище осуществляло подготовку офицеров по четырехгодичной программе.

История советской специальной связи в годы «Холодной войны» - это история отчаянного и практически неизвестного обществу противоборства в сфере информационной разведки и защиты информации. Спецслужбы противников Советского Союза и КГБ СССР действовали с переменным успехом, причем серьезной проблемой для Советского Союза оставались поступки предателей и перебежчиков. Так, известные успехи советской разведки в сфере изучения секретов западных спецслужб были поставлены под удар в октябре 1979 г. Во время командировки в Польшу 33-летний майор Виктор Шеймов, служивший в отделе защиты шифровальной связи 8-го Главного управления КГБ СССР, по собственной инициативе установил контакт с американскими разведчиками. Вернувшись в Советский Союз, майор Шеймов несколько раз встречался с представителями резидентуры ЦРУ, которым передавал сведения о своей работе. Затем Шеймов, с женой Ольгой и малолетней дочерью, сумел тайно покинуть Советский Союз и выехать в США, воспользовавшись помощью американских спецслужб. Благодаря полученной от Шеймова информации, американская радиоэлектронная разведка в ФРГ смогла организовать в апреле 1981 г. операцию по организации прослушивания автомобилей советского военного атташе и его помощников, работавших в ФРГ. В шасси автомобилей, которые были произведены на заводе фирмы «Опель», установили аппаратуру, которую нельзя было обнаружить без разрушения автомобилей. Результатом проведенной американцами операции стало выявление нескольких советских агентов и расшифровка кодов советской военной разведки. Еще одной неприятной историей было предательство лейтенанта Виктора Макарова, служившего в 16-м Управлении КГБ СССР. В мае 1985 г. лейтенант по собственной инициативе предложил свои услуги разведывательной службе Великобритании МИ-6 и передал информацию о дешифрованных канадских, греческих и немецких сообщениях, относившихся к деятельности НАТО в Европе.

С другой стороны, к числу известных побед советских спецслужб в сфере прослушивания можно отнести прослушку посольства Франции в Москве в начале 1980-х гг. В январе 1983 г. посольство Франции в Москве сообщило об обнаружении постороннего электронного устройства, которое могло передавать получаемую телеграфную информацию во внешнюю электросеть. Также в начале 1980-х гг. сотрудниками КГБ СССР и МГБ ГДР был взломан код НАТО, после чего они получили возможность читать сообщения переписки командования бундесвера и западных союзников ФРГ.

Создание ФАПСИ

После событий августа 1991 г. в системе государственной безопасности страны произошли трансформационные изменения. Комитет государственной безопасности прекратил свое существование. 26 ноября 1991 года Президент РСФСР Борис Ельцин издал указ № 233 «О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР». Однако в сфере управления правительственной связью масштабные преобразования начались несколько раньше.
Практически сразу же после августовских событий 1991 г. был создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР, председателем которого 25 сентября 1991 г. был назначен генерал-лейтенант Александр Владимирович Старовойтов (р.1940), прежде занимавший должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения Комитета государственной безопасности. Александр Старовойтов был одним из наиболее грамотных специалистов, с большим опытом научно-технической и руководящей деятельности как в профильных научно-технических организациях, так и в Комитете государственной безопасности. После окончания Пензенского политехнического института, Александр Старовойтов работал на заводе «Калугаприбор», где прошел путь от инженера до заместителя начальника цеха. Затем перевелся в Пензу - на предприятие «почтовый ящик 30/10» Министерства радиопромышленности СССР. После того, как на базе предприятия был создан Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт Министерства промышленности средств связи СССР, Александр Старовойтов стал сотрудником этого института и проработал в нем двадцать лет - до 1986 года. С декабря 1982 г. он занимал должность первого заместителя генерального директора Пензенского производственного объединения «Кристалл» по науке - директора Пензенского научно-исследовательского электротехнического института, а в феврале 1983 г. возглавил Пензенское производственное объединение «Кристалл» Министерства промышленности средств связи СССР. Как крупный специалист в своей области, Александр Старовойтов, числившийся подполковником действующего резерва КГБ СССР, был призван на военную службу и в мае 1986 г. назначен на должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения, с присвоением звания «генерал-майор». В мае 1988 г. генерал-майору Александру Старовойтову было присвоено очередное воинское звание «генерал-лейтенант».

24 декабря 1991 года Указом Президента РСФСР № 313 от 24 декабря 1991 года «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР» было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР. В состав новой специальной службы вошли органы Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, включавшего структуры бывшего 8-го ГУ КГБ СССР, Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также бывшее 16-е управление КГБ СССР - Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи. Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации был назначен генерал-лейтенант Александр Старовойтов. Первым заместителем генерального директора ФАПСИ - начальником управления по работе с личным составом был назначен Владимир Викторович Макаров. Заместителем генерального директора ФАПСИ был назначен генерал-майор Анатолий Иванович Куранов.

Самая секретная спецслужба

Под руководством Александра Старовойтова началось превращение Федерального агентства правительственной связи и информации в мощную специальную службу, которая на протяжении 1990-х годов постоянно развивалась и совершенствовалась, оставаясь едва ли не самой засекреченной из российских силовых структур. 19 февраля 1993 года был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации», принятый Верховным Советом страны и заложивший основы нормативно-правового обеспечения деятельности органов правительственной связи Российской Федерации. В 1994 г. в состав ФАПСИ на некоторое время было включено Управление информационных ресурсов Администрации Президента Российской Федерации, которое в структуре ФАПСИ существовало под названием «Главное управление информационных ресурсов». Затем оно вновь было возвращено в Администрацию Президента РФ - на этот раз под названием «Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента». 3 апреля 1995 г., в соответствии с Указом Президента РФ № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», в составе ФАПСИ был создан Федеральный центр защиты экономической информации. Вместе с тем, следует отметить, что функции обеспечения президентской связи с 1992 г. были выделены из компетенции ФАПСИ в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 28 сентября и от 29 октября 1992 года. Технические средства президентской связи и личный состав, задействованный в их обслуживании, был передан из Федерального агентства правительственной связи и информации в состав Главного управления охраны Российской Федерации. В составе ГУО Российской Федерации было создано Управление президентской связи, которое возглавил заместитель начальника Главного управления охраны Российской Федерации Ю.П. Корнеев. После преобразования Главного управления охраны в Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление президентской связи осталось в составе новой спецслужбы. Что касается органов ФАПСИ, то они внесли огромный вклад в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в 1990-е гг. Военнослужащие ФАПСИ участвовали в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, выполняли многие другие важные государственные задачи, включая и информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации в 1996 г. За эффективную деятельность на посту генерального директора ФАПСИ, указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, 23 февраля 1998 года генерал-полковнику Александру Старовойтову присвоено воинское звание генерал армии.

В 1990-е гг. серьезные изменения произошли и в сфере подготовки офицерского состава Федерального агентства правительственной связи и информации. Прежде всего, следует отметить, что приказом генерального директора ФАПСИ Александра Старовойтова, 23 апреля 1992 года Орловское высшее военное командное училище связи им. М. И. Калинина преобразовано в Военный институт правительственной связи (ВИПС). Начальником института был назначен генерал-майор В. А. Мартынов. С первых дней существования в обновленном виде, учебное заведение стало одним из наиболее престижных военных вузов России. 6 марта 1994 года Военный институт правительственной связи первым из военных вузов России получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по установленным специальностям. В 1998 г., в целях организации профессиональной подготовки военных специалистов для федеральных органов правительственной связи и информации, в Воронеже было создано Воронежское военно-техническое училище. Оно было создано для покрытия потребности Федерального агентства правительственной связи и информации в технических специалистах с качественным средним профессиональным образованием, способных работать с системами связи и коммуникации. В Воронежском военно-техническом училище срок обучения был рассчитан на 2,5 года, а после окончания училища присваивалось воинское звание «прапорщик». Учебное заведение вело подготовку специалистов со средним профессиональным образованием по специальностям «сети связи и системы коммутации», «многоканальные телекоммуникационные системы», «радиосвязь, радиовещание и телевидение».

ФАПСИ в конце 1990-х гг.

7 декабря 1998 г. первый директор ФАПСИ генерал армии Александр Старовойтов был отправлен в отставку с должности, с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». В 1999 г. Александр Старовойтов был уволен с военной службы в запас. В дальнейшем «отец-основатель» ФАПСИ занимал различные руководящие должности в российских научно-технических учреждениях, вплоть до настоящего времени активно сочетает научно-практическую работу и научно-педагогическую деятельность. На посту директора ФАПСИ Старовойтова сменил генерал-полковник Владислав Петрович Шерстюк (р.1940). Уроженец Краснодарского края, Владислав Шерстюк получил образование на физическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, затем поступил на военную службу в органы Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. Он проходил службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование и правительственная связь). В 1992 г., после создания ФАПСИ, продолжал службу в Главном управлении радиоэлектронной разведки средств связи, а в 1995 г. был назначен начальником Главного управления радиоэлектронной разведки ФАПСИ. С 1998 г. он также занимал должность заместителя генерального директора ФАПСИ. Однако, на посту руководителя спецслужбы генерал Владислав Шерстюк пробыл недолго. Он был назначен на пост 7 декабря 1998 года, а уже 31 мая 1999 года, всего через полгода после назначения, был переведен на должность первого заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ. Эту должность он занимал до мая 004 г., а затем, на протяжении шести лет, был помощником Секретаря Совета Безопасности РФ. Как и Александр Старовойтов, Владислав Шерстюк - не только видный государственный и военный деятель, но и ученый. Он - член-корреспондент Академии криптографии РФ и действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН).

К концу 1990-х гг. структура ФАПСИ выглядела следующим образом. В состав Федерального агентства входило пять главных управлений. Главное административное управление ФАПСИ (ГАУ ФАПСИ) включало в себя штаб ФАПСИ и занималось организацией управления и прочими штабными функциями. Главное управление правительственной связи ФАПСИ (ГУПС ФАПСИ) было сформировано на основе подразделений Управления правительственной связи КГБ СССР и выполняло задачи по обеспечению безопасности абонентов президентской связи и правительственной связи, правительственной междугородней связи. Главное управление безопасности связи ФАПСИ (ГУБС ФАПСИ) было создано на базе 8-го Главного управления КГБ СССР (шифрование и дешифрование) и продолжало его деятельность. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ (ГУРРСС ФАПСИ) было создано на базе 16-го Управления КГБ СССР, занимавшегося организацией электронной разведки, радиоперехвата и продолжило его функции. Главное управление информационных ресурсов ФАПСИ (ГУИР ФАПСИ) отвечало за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти и управления Российской Федерации, начиная от Совета безопасности РФ и Федеральной службы безопасности и заканчивая региональными органами власти и управления. В компетенцию ГУИР входила и работа с открытыми источниками информации, включая средства массовой информации. В задачи ГУИР входило обеспечение органов власти и управления «достоверной и независимой от других источников специальной информацией». Естественно, что именно на основе ГУИР строили свои информационные базы и структуры президентской администрации. Также, помимо главных управлений, в состав ФАПСИ входили Криптографическая служба, в компетенции которой находились шифрование и первичная обработка разведывательной информации, направляемой затем в другие спецслужбы и органы власти, и Служба собственной безопасности, обеспечивающая охрану сотрудников ФАПСИ, помещений спецслужбы, а также борьбу с коррупцией и шпионажем.

Федеральное агентство правительственной связи и информации принимало активное участие в контртеррористических операциях федеральных сил на территории республик Северного Кавказа, в первую очередь - в Чеченской республике. Важную роль выполняли подразделения радиоэлектронной разведки ФАПСИ, а также подразделения правительственной связи. Ряд военнослужащих ФАПСИ погиб во время боевых действий на территории Чечни - при исполнении своих служебных обязанностей. В то же время, ряд источников обращает внимание на недостаточный уровень организации защиты информации, в первую очередь - связи, во время первой Чеченской кампании, что привело к многочисленным трагическим ситуациям и внушительным человеческим потерям среди федеральных сил. Представители боевиков неоднократно демонстрировали журналистам, как они перехватывают переговоры российских военнослужащих и милиционеров, данная тема постоянно поднималась в средствах массовой информации, но никто из высокопоставленных ответственных лиц так и не дал внятных объяснений.

После ухода с поста генерал-полковника Владислава Шерстюка, новым, третьим и последним, Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации, был назначен генерал-полковник Владимир Георгиевич Матюхин (род.1945). Он, как и его предшественник, был ветераном органов государственной безопасности и начал службу в КГБ СССР еще в конце 1960-х гг. В 1968 г. Владимир Матюхин окончил Московский энергетический институт и в 1969 г. начал службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование, правительственная связь). Параллельно со службой в органах КГБ, молодой офицер повышал свой образовательный уровень - в 1973 г. он окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а в 1983 г. - аспирантуру при Высшей школе КГБ СССР. В составе ФАПСИ Владимир Матюхин в 1991 г. возглавил Научно-исследовательский центр Главного управления безопасности связи ФАПСИ, а в 1993 г. стал заместителем генерального директора ФАПСИ. 31 мая 1999 г. он был назначен на должность Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации. Как генеральный директор ФАПСИ, Владимир Матюхин был включен в состав Оперативного штаба по управлению контртеррористическими действиями в Северо-Кавказском регионе, также входил в состав Совета безопасности Российской Федерации и Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. Под руководством Владимира Матюхина, значительные преобразования произошли в системе высшего профессионального образования органов правительственной связи и информации. Так, в конце марта 2000 г., в соответствии с распоряжением Президента РФ от 30 марта 2000 года № 94-рп и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 года № 336, для совершенствования качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере правительственной связи, специальной связи, радиоэлектронной разведки средств связи и защиты информации, Военный институт правительственной связи был преобразован в Академию Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенное наименование - Академия ФАПСИ). Данное образовательное учреждение продолжало подготовку высококвалифицированных кадров для органов правительственной связи по специальностям, связанным с обеспечением информационной безопасности.

Ликвидация ФАПСИ

В начале 2000-х гг. изменившаяся политическая и экономическая ситуация в стране заставила руководителей российского государства задуматься о дальнейшем совершенствовании системы обеспечения национальной безопасности страны. Как известно, после распада СССР и ликвидации КГБ СССР, бывшей единственной и всесильной спецслужбой Советского Союза, в постсоветской России существовало сразу несколько спецслужб, возникших на основе КГБ - 1) Федеральная служба безопасности, отвечавшая за контрразведку, экономическую безопасность и защиту конституционного строя; 2) Служба внешней разведки, отвечавшая за внешнюю разведку; 3) Федеральная служба охраны, отвечавшая за охрану первых лиц государства и стратегических государственных объектов; 4) Федеральное агентство правительственной связи и информации, отвечавшее за правительственную связь и защиту информации, за радиоэлектронную разведку; 5) Федеральная пограничная служба, отвечавшая за охрану государственных границ и являвшаяся преемником Пограничных войск КГБ СССР. Теперь же, в соответствии с изменившейся обстановкой, было решено значительно изменить структуру российских специальных служб. В частности, был взят курс на укрупнение и укрепление Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны. В результате начавшегося реформирования, было принято решение об упразднении Федеральной пограничной службы и переподчинении ее структур, органов и войск Федеральной службе безопасности, в составе которой создавалась Пограничная служба ФСБ. Также было принято решение и о ликвидации Федерального агентства правительственной связи и информации - одной из самых закрытых и эффективно действовавших специальных служб Российской Федерации. По мнению некоторых экспертов, одной из причин решения о включении подразделений этой спецслужбы в состав других органов безопасности, стал ряд громких скандалов второй половины 1990-х гг., связанных с деятельностью некоторых высокопоставленных сотрудников организации. Кроме того, стала очевидна потребность в единой структуре, способной собирать и анализировать информацию, либо - обеспечивать безопасность высших лиц государства - не только физическую, но и информационную. Этими задачами и объяснялось грядущее разделение ФАПСИ между ФСБ и ФСО.

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства правительственной связи и информации. Функции ФАПСИ были распределены между Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации. Генеральный директор ФАПСИ генерал-полковник Владимир Матюхин был переведен на должность председателя Государственного комитета Российской Федерации по государственному оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации. Тогда же, 11 марта 2003 г., Владимиру Матюхину было присвоено воинское звание генерал армии. Значительная часть личного состава и имущества ФАПСИ была передана Федеральной службе охраны Российской Федерации, в составе которой была создана Служба специальной связи и информации, начальник которой получил ранг заместителя директора Федеральной службы охраны Российской Федерации. Службу специальной связи и информации ФСО возглавил генерал-полковник Юрий Павлович Корнев (1948-2010), который прежде, с 1991 по 2003 гг., возглавлял Управление президентской связи ФАПСИ (с 1992 г. - ГУО, затем - ФСО), а в 2003-2010 гг. - Службу специальной связи и информации ФСО. После безвременной кончины Юрия Павловича Корнева в 2010 г., в 2011 г. Службу специальной связи и информации возглавил Алексей Геннадьевич Миронов.

В подчинение Федеральной службы охраны Российской Федерации были переданы и военно-учебные заведения ФАПСИ. Академия Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003 г., была переименована в Академию Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия спецсвязи). Воронежское военно-техническое училище ФАПСИ было переименовано в Воронежское военно-техническое училище ФСО РФ. 15 ноября 2004 г. было принято решение о переименовании Академии Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации в Академию Федеральной службы охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия ФСО РФ). В 2008 г. к Академии ФСО в качестве филиала было присоединено Воронежское военно-техническое училище Федеральной службы охраны. В настоящее время учебное заведение продолжает подготовку квалифицированных специалистов по специальностям: многоканальные телекоммуникационные системы; радиосвязь, радиовещание и телевидение; сети связи и системы коммутации; информационная безопасность телекоммуникационных систем; автоматизированные системы обработки информации и управления; юриспруденция (правовое обеспечение национальной безопасности). Филиал, созданный на базе Воронежского военно-технического училища, осуществляет подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, срок обучения составляет 2 года и 9 месяцев, а по окончании учебного заведения выпускникам присваивается воинское звание «прапорщик». Для Федеральной службы охраны передача в ее структуру учебных заведений ФАПСИ стала особым событием, поскольку до этого ФСО не имела собственных военно-учебных заведений. Традиции службы специальной связи сохраняются - теперь уже в Федеральной службе охраны Российской Федерации. Но для многих людей, проходивших службу в органах и войсках ФАПСИ в 1991-2003 гг., день образования ФАПСИ по-прежнему имеет значение, поскольку с этой службой, просуществовавшей все первое и столь тяжелое десятилетие постсоветской российской государственности, для них связано очень многое - молодость, профессиональное становление и совершенствование, нелегкие будни службы и даже героические подвиги.