Что стало с русскими из первой волны эмиграции. Александр Молль «Александр из Александровки. Воспоминания эмигранта первой волны Вступительное слово редактора

Первая волна русской эмиграции - это явление, ставшее следствием Гражданской войны, которая началась в 1917 году и продолжалась почти шесть лет. Родину покидали дворяне, военные, фабриканты, интеллигенция, духовенство и государственные служащие. Из России в период 1917-1922 годов выехало более двух миллионов человек.

Причины первой волны русской эмиграции

Люди покидают свою родину по экономическим, политическим, социальным причинам. Миграция — процесс, который в разной степени происходил во все времена. Но характерен он прежде всего для эпохи войн и революций.

Первая волна русской эмиграции — явление, аналога которому нет в мировой истории. Пароходы были переполнены. Люди были готовы терпеть невыносимые условия, лишь бы покинуть страну, в которой победили большевики.

После революции члены дворянских семей подверглись репрессиям. Те, что не успели убежать за границу, погибли. Были, конечно, исключения, например, Алексей Толстой, которому удалось подстроиться под новый режим. Дворяне, не успевшие либо не пожелавшие уезжать из России, меняли фамилии, скрывались. Одним удавалось прожить под чужим именем много лет. Другие, будучи разоблачены, попадали в сталинские лагеря.

Начиная с 1917-го, Россию покидали писатели, предприниматели, художники. Есть мнение, что европейское искусство XX века немыслимо без русских эмигрантов. Судьбы людей, оторванных от родной земли, были трагичны. Среди представителей первой волны русской эмиграции немало всемирно известных писателей, поэтов, ученых. Но признание не всегда приносит счастье.

Какова причина первой волны русской эмиграции? Новая власть, которая проявляла симпатию к пролетариату и ненавидела интеллигенцию.

Среди представителей первой волны русской эмиграции не только творческие люди, но и предприниматели, которым удалось сколотить состояния собственным трудом. Среди фабрикантов были и те, что сперва радовались революции. Но недолго. Вскоре они поняли, что и им нет места в новом государстве. Фабрики, предприятия, заводы были в Советской России национализированы.

В эпоху первой волны русской эмиграции судьбы обычных людей мало кого интересовали. Не волновала новую власть и так называемая утечка мозгов. Люди, оказавшиеся у руля, полагали, что для того чтобы создать новое, следует разрушить все старое. Советскому государству не нужны были талантливые писатели, поэты, художники, музыканты. Появились новые мастера слова, готовые донести до народа новые идеалы.

Рассмотрим более подробно причины и особенности первой волны русской эмиграции. Краткие биографии, представленные ниже, создадут полную картину явления, имевшее страшные последствия как для судеб отдельных людей, так и для всей страны.

Знаменитые эмигранты

Русские писатели первой волны эмиграции — Владимир Набоков, Иван Бунин, Иван Шмелев, Леонид Андреев, Аркадий Аверченко, Александр Куприн, Саша Черный, Тэффи, Нина Берберова, Владислав Ходасевич. Ностальгией пронизаны произведения многих из них.

После Революции родину покинули такие выдающиеся деятели искусства, как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Василий Кандинский, Игорь Стравинский, Марк Шагал. Представителями первой волны русской эмиграции являются также авиаконструктор инженер Владимир Зворыкин, химик Владимир Ипатьев, ученый-гидравлик Николай Федоров.

Иван Бунин

Когда речь идет о русских писателях первой волны эмиграции, его имя вспоминают в первую очередь. Октябрьские события Иван Бунин встретил в Москве. Вплоть до 1920 года он вел дневник, который позже опубликовал под названием "Окаянные дни". Писатель не принял советскую власть. По отношению к революционным событиям Бунина нередко противопоставляют Блоку. В своем автобиографическом произведении последний русский классик, а именно так называют автора "Окаянных дней", полемизировал с создателем поэмы "Двенадцать". Критик Игорь Сухих сказал: "Если Блок в событиях 1917-го услышал музыку революции, то Бунин - какофонию бунта".

До эмиграции писатель некоторое время прожил с женой в Одессе. В январе 1920 года они поднялись на борт парохода "Спарта", который отправлялся в Константинополь. В марте Бунин был уже в Париже - в городе, в котором провели последние свои годы многие представители первой волна русской эмиграции.

Судьбу писателя нельзя назвать трагической. В Париже он много работал, и именно здесь написал произведение, за которое получил Нобелевскую премию. Но самый известный цикл Бунина - "Темные аллеи" - пронизан тоской по России. Все же предложение о возвращении на Родину, которое получили многие русские эмигранты после Второй мировой войны, он не принял. Умер последний русский классик в 1953 году.

Иван Шмелев

Далеко не все представители интеллигенции услышали в дни октябрьских событий "какофонию бунта". Многие воспринимали революцию как победу справедливости, добра. Октябрьским событиям первое время радовался и Однако совсем быстро разочаровался в тех, кто оказался у власти. А в 1920 году произошло событие, после которого писатель не мог уже верить в идеалы революции. Единственный сын Шмелева - офицер царской армии - был расстрелян большевиками.

В 1922 году писатель с женой покинул Россию. К тому времени Бунин уже был в Париже и в переписке не раз обещал оказать ему помощь. Несколько месяцев Шмелев провел в Берлине, затем уехал во Францию, где провел остаток жизни.

Последние годы один из величайших русских писателей провел в нищете. Он умер в возрасте 77 лет. Похоронен, как и Бунин, на Сент-Женевьев-де-Буа. На этом парижском кладбище нашли последнее пристанище знаменитые писатели, поэты — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Тэффи.

Леонид Андреев

Этот писатель сперва принял революцию, но позже изменил свои взгляды. Последние произведения Андреева проникнуты ненавистью к большевикам. В эмиграции он оказался после отделения Финляндии от России. Но за границей прожил недолго. В 1919 году Леонид Андреев умер от сердечного приступа.

Могила писателя находится в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. Прах Андреева был перезахоронен спустя тридцать лет после его смерти.

Владимир Набоков

Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы покинул Россию навсегда. Им удалось вывести часть что спасло от нищеты и голода, на которые обречены были многие русские эмигранты.

Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году переехал в Берлин, здесь зарабатывал на жизнь уроками английского. Иногда публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди героев Набокова немало русских эмигрантов ("Защита Лужина", "Машенька").

В 1925 году Набоков женился на девушке из еврейско-русской семьи. Она работала редактором. В 1936-м была уволена - началась антисемитская кампания. Набоковы уехали во Францию, поселились в столице, часто бывали в Ментоне и Канне. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который уже спустя несколько недель после их отъезда был оккупирован немецкими войсками. На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света.

В Соединенных Штатах Набоков читал лекции. Писал он как на русском, так и на английском. В 1960 году вернулся в Европу, поселился в Швейцарии. Русский писатель скончался в 1977 году. Могила Владимира Набокова находится на кладбище в Кларане, расположенном в Монтре.

Александр Куприн

После окончания Великой Отечественной войны началась волна реэмиграции. Тем, кто покинул Россию в начале двадцатых, обещали советские паспорта, работу, жилье и прочие блага. Однако многие эмигранты, возвратившиеся на Родину, стали жертвами сталинских репрессий. Куприн вернулся еще до войны. Его, к счастью, не постигла участь большинства эмигрантов первой волны.

Александр Куприн уехал сразу же после Октябрьского переворота. Во Франции первое время занимался в основном переводами. В Россию вернулся в 1937 году. Куприн был известен в Европе, с ним не могли советские власти поступить так, как они поступали с большей частью Однако писатель, будучи к тому времени больным и старым человеком, стал инструментом в руках пропагандистов. Из него сделали образ раскаявшегося писателя, который вернулся, дабы воспеть счастливую советскую жизнь.

Александр Куприн умер в 1938 году от онкологического заболевания. Похоронен на Волковском кладбище.

Аркадий Аверченко

До революции жизнь писателя складывалась замечательно. Он был главным редактором юмористического журнала, который пользовался огромной популярностью. Но в 1918 году все резко изменилось. Издательство было закрыто. Аверченко занял отрицательную позицию по отношению к новой власти. С трудом ему удалось добраться до Севастополя - города, в котором он родился и провел ранние годы. Писатель уплыл в Константинополь на одном из последних пароходов за несколько дней до того, как Крым был взят красными.

Сперва Аверченко жил в Софии, затем в Белгороде. В 1922 году уехал в Прагу. Жить вдали от России ему было сложно. Большая часть произведений, написанных в эмиграции, пронизана тоской человека, вынужденного жить вдали от Родины и лишь изредка слышать родную речь. Впрочем, в Чехии он быстро приобрел популярность.

В 1925 году Аркадий Аверченко заболел. Несколько недель провел в Пражской городской больнице. Умер 12 марта 1925 года.

Тэффи

Русская писательница первой волны эмиграции покинула Родину в 1919 году. В Новороссийске она села на пароход, который отправлялся в Турцию. Оттуда добралась до Парижа. Три года Надежда Лохвицкая (таково настоящее имя писательницы и поэтессы) прожила в Германии. За границей она печаталась, уже в 1920-м организовала литературный салон. Тэффи умерла в 1952 году в Париже.

Нина Берберова

В 1922 году вместе с мужем, поэтом Владиславом Ходасевичем, писательница уехала из Советской России в Германию. Здесь они провели три месяца. Жили в Чехословакии, в Италии и с 1925-го - в Париже. Берберова публиковалась в эмигрантском издании "Русская мысль". В 1932 году писательница развелась с Ходасевичем. Спустя 18 лет уехала в США. Жила в Нью-Йорке, где издала альманах "Содружество". С 1958 года Берберова преподавала в Йельском университете. Умерла в 1993-м.

Саша Черный

Настоящее имя поэта, одного из представителей Серебряного века - Александр Гликберг. Он эмигрировал в 1920 году. Жил в Литве, Риме, Берлине. В 1924 году Саша Черный уехал во Францию, где провел последние годы. В местечке Ла Фавьер у него был дом, куда нередко съезжались русские художники, писатели, музыканты. Саша Черный умер от сердечного приступа в 1932 году.

Федор Шаляпин

Знаменитый оперный певец покинул Россию, можно сказать, не по своей воле. В 1922 году он находился на гастролях, которые, как показалось властям, затянулись. Длительные выступления в Европе и США вызвали подозрения. Тут же отреагировал Владимир Маяковский, написав гневное стихотворение, в котором были такие слова: "Я первый крикну - обратно катить!".

В 1927 году певец пожертвовал сборы от одного из концертов в пользу детей русских эмигрантов. В Советской России это восприняли как поддержку белогвардейцев. В августе 1927 года Шаляпина лишили советского гражданства.

В эмиграции он много выступал, даже снялся в фильме. Но в 1937-м у него обнаружили лейкоз. 12 апреля того же года знаменитый русский оперный певец скончался. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Первая волна русской эмиграции - самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру XX в. В 1918-1922 годах Россию покинули более 2,5 млн человек - выходцы из всех классов и сословий: родовая знать, государственные и другие служилые люди, мелкая и крупная буржуазия, духовенство, интеллигенция, - представители всех художественных школ и направлений (символисты и акмеисты, кубисты и футуристы). В Чехии, Германии, Франции они устраивались шоферами, официантами, мойщиками посуды, музыкантами в маленьких ресторанчиках, продолжая считать себя носителями великой русской культуры. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции: Берлин был издательским центром, Прага - научным, Париж - литературной, шире - духовной столицей русского зарубежья.

В 1921 -1952 гг. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс членов, Общество химиков - более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (СЯ. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, П.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А. Коровин, Ю.П. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не привести к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры.

В литературном Зарубежье специалисты выделяют две группы литераторов - сформировавшиеся как творческие личности до эмиграции, в России, и - получившие известность уже за рубежом. В первую входят виднейшие русские писатели и поэты Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Ремизов, И. Шмелев, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный.

Наиболее известным среди них был, пожалуй, И.А. Бунин (1870-1953) - почетный академик Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933). Эмигрировал из России в 1920 г. Продолжая классические традиции Тургенева, Чехова, Бунин в своих рассказах и повестях показывает оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско»). Самые значительные произведения Бунин написал в эмиграции: «Митина любовь» (1925), «Жизнь Арсеньева» (1930), сборник рас-сказов «Темные аллеи» (1946).

Вторую группу составили литераторы, которые ничего или почти ничего не напечатали до эмиграции в России. Это В. Набоков, В. Варшавский, Г. Газданов, А. Гингер, Б. Поплавский. Самым выдающимся среди них был В.В. Набоков (1898-1977), в 1919 году эмигрировавший из России сначала в Европу, а затем (1940) - в США. Набоков великолепно владел как русским литературным, так и английским языками. В романах «Защита Лужина» (1930), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (1936), «Пнин» (1957) писатель раскрывается конфликт духовно одаренного одиночки с миром «пошлости» - «мещанской цивилизацией», где властвуют ложь и социальные фикции. В знаменитой «Лолите» (1955) показан эротический опыт рафинированного европейца.

В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы; Я. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, А. Изгоев, П. Струве, Н. Лосский и др. Мировым признанием пользовался один из последних русских философов серебряного века. Н.О. Лосский (1870-1965), крупнейший представитель интуитивизма и персонализма, несколько лет читавший лекции в русских университетах Чехословакии. Правительство этой страны, возглавляемое видным историком соци-альной мысли Т. Масариком, предоставило русским эмигрантам пособия и стипендии. Одним из центров русского философского Зарубежья, где продолжались традиции философии «серебряного века», была Прага. В 1922 году здесь был организован Русский юридический факультет при Карповом университете. Среди русских преподавателей числились П. Струве, П. Новгородцев, С. Булгаков, В. Вернадский, И. Лапшин, Н. Лосский, Г. Флоровский, В. Зеньковский.

Самым продуктивным и популярным мыслителем в Европе был Н.А. Бердяев (1874- 1948), оказавший огромное влияние на развитие европейской философии. Бердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском университете (1894-1898) на естественном, затем на юридическом факультетах. В 1894 г. примкнул к марксистским кружкам, за что был исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901 -1902 Бердяев пережил эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название «движение от марксизма к идеализму», т. е. от экономического детерминизма и грубого материализма он перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Наряду с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, СЛ. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. В 1904 г. в Петербурге, где Бердяев руководил журналами «Новый путь» и «Вопросы жизни», он сближается с кругом Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанова, в недрах которого возникло течение, названное «новым религиозным состоянием». В 1908 г. в Москве он вступает в Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, участвует в подготовке знаменитых «Вех». У себя дома Бердяев проводит еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Дважды его арестовывают и осенью 1922 г. высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).

В 1924 году он переезжает во Францию, где становится редактором основанного им журнала «Путь» (1925-1940), важнейшего философского органа российской эмиграции. Широкая европейская известность позволила Бердяеву выполнить весьма специфическую роль - служить посредником между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г.О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-1928), регулярные собеседования с католическими философами (30-е годы), участвует в культурфилософских собраниях и конгрессах.

Бердяев - автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949) и др., переведенных на многие языки мира. Свобода, дух и творчество противопоставлены у него необходимости и миру объектов, где царствуют зло, страдание и рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Его книга «Истоки и смысл русского коммунизма» выдержала во Франции восемь изданий. По его книгам в том числе западная интеллигенция познакомилась с русским марксизмом и русской культурой.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение - евразийство. Среди его сторонников и авторов - лингвисты Н. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г. Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В. Ильин, ученые и публицисты - П. Сувчинский, Д. Святополк-Мирский, П. Савицкий. В 1921 году появился первый коллективный сборник евразийцев «Исход к Востоку». Идеи евразийства, первоначально достаточно разнород-ные (1921 -1924), постепенно, к 30-м годам, приобретали законченный вид. Во Франции, Германии, Англии, Чехословакии, Китае сложились евразийские центры, выпускавшие сборники, хроники, монографии и статьи. Концепция евразийства тесно связана с идеями славянофилов и уходит своими корнями в сложившуюся в XVI века теорию «Москва - третий Рим».

Евразийство, идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-1930-х годов. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок, однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л.П. Карсавин, П.С. Арапов, Т.П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного политического управления (Н.Н. Ланговой, СЯ. Эфрон и др.), вызывала про-тест другой части евразийцев, и после ряда расколов на грани 20-30-х годов евразийство пошло на убыль.

Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг - сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях.

Фото: Александр Молль за компьютером. 86лет. Фотография сделана в День его рождения 5 марта 2011 года

Вступительное слово редактора

Судьбы русских эмигрантов первой волны и по сей день вызывают к себе неподдельный и устойчивый интерес. Перелистывая страницы жизни целого пласта российского общества, выброшенного революцией за пределы отчизны, мы не только открываем для себя новые подробности и факты неизвестной нам истории, но и постигаем внутренний мир этих людей. И, в первую очередь, их благородство, душевную щедрость и безусловную любовь к Родине, сохраненную в сердце, независимо от того, как жестоко она с ними обошлась.

Сегодня я с огромным удовольствием и глубоким трепетом представляю Вашему вниманию воспоминания Александра Молля, российского эмигранта первой волны, живущего в Киле (Германия). Читая его воспоминания, еще раз убеждаешься в том, что главная ценность любого общества – творческий потенциал людей, его составляющих, и возможность этот потенциал реализовать. Жаль, что такие люди были вынуждены покинуть Россию, чтобы уцелеть. А многим из них эмигрировать не удалось, их истребили…

На мой вопрос, что подвигло Александра взять на себя такой нелегкий труд, в том числе и душевный, — писать эти воспоминания, он ответил: «С возрастом человек возвращается в мыслях туда, где он родился. Для меня это – моя родная Александровка, что неподалеку от нынешнего города Кирова. А я — один из тех романтиков, который не разочаровался в России, а сохранил свой язык, свою русскость, несмотря на столь малый возраст, в котором был привезен в Германию в 1927 году. Вся моя семья, пережив революцию 1917 года, изгнание из Родины, лишение заводов и фабрик, Вторую мировую войну, всегда надеялась вернуться В Россию. И мои воспоминания — это желание того, чтобы следующие русские эмигранты не забывали свою Родину, сохраняли свою культуру, язык, находясь за границей, передавали ее, своим детям.»

Должна также отметить, что воспоминания Александра Молля смогли увидеть свет при активном содействии и помощи его жены, Натальи Молль, в подготовке этой рукописи к публикации. Особая благодарность ей за это.

Итак, читайте первую главу воспоминаний Александра Молля:

Глава 1. «История нашей семьи – это история процветающей России»

«Сашка, что же ты наделал!» — помню я вскрик моей матушки, когда она положила меня на белоснежное покрывало, и я там чего-то, по ее словам, «напустил». С тех пор, когда я смотрю на белое покрывало, я чувствую какой-то внутренний страх и воспоминание о чем-то теплом и мокром. Еще я помню острый запах кожуха, скрипящее скольжение полозьев по белому снегу, и стук и скрежет колес страшного вагона.

Мне было всего 2 годика, когда нас, детей, вместе с матерью выдворили из России. К этому времени наш отец сидел на Лубянке и все наше имущество было экспроприировано в пользу большевиков. Нам ничего не оставалось делать, как бежать. Была зима, и мама закутала нас в теплые платки и шубки. И сама была одета, как матрешка. Она умудрилась зашить в длинную исподнюю юбку несколько килограммов золотых монет и драгоценностей (благо в те времена женщин не обыскивали), а в чемодан, кроме детской одежды, положила прижизненные издания Льва Толстого, Леонида Андреева, Николая Гоголя и Александра Пушкина. Кроме матери, нас было 7 детей (причем, четверо от первого брака отца) и бабушка. Самый младший Готтлиб еще не умел ходить…

Фото: Моя мама, Ольга Андронова, преподавательница русского языка, гувернантка.

Нам дали на сборы несколько дней. И это было чудом, что нам разрешили уехать, потому что «немецких шпионов» обычно расстреливали без суда и следствия, как это произошло с первой женой моего отца в 1937 году. Ее расстреляли только потому, что она когда-то была женой немца, хотя на момент расстрела была уже замужем за русским, и у них родился вполне русский ребенок.

А ведь, история нашей семьи — это история процветающей России. 19-й век ознаменовался грандиозным подъемом всей российской промышленности. На Россию тогда смотрела вся Европа и стремилась туда, чтобы приобщиться к ее могуществу. Много талантливых, предприимчивых немцев приехали в Россию, чтобы построить заводы и фабрики. Среди них был и мой дед, Готтлиб Молль, приехавший в Санкт Петербург в конце 1880 года в поисках своей удачи.

Надо сказать, что Готтлиб приехал в Россию не с пустыми руками. Его дед — Йоханн Абрахам Молль в 1795 году открыл удивительную вещь — белую эмаль. Чугунные ванны, покрытые белой эмалью, не ржавели и имели прекрасный вид. А отец Готтлиба, Абрахам Молль был исключительным мастером по изготовлению ножей в г. Золинген. Но в трудные времена, в 1811 году, ему пришлось работать эмалировщиком на королевском железо-литейном заводе в Глейвице. Тут он применил стойкую белую эмаль для кухонной утвари.

С этим секретом и приехал Готтлиб Молль в Россию, где пробовали на свой манер покрывать ванны и кухонную утварь, но настоящей эмалировки у них не получалось. Приехал зимой, без всякой теплой одежды, без шапки, в тридцатиградусный мороз в город Санкт Петербург. Он думал, что она такая же мягкая, как и в Шлезвиг-Гольштейне, земле, где он родился и вырос. И — главное, ни слова не знал по-русски! Но — обладал упорным, волевым характером!

Пришел устраиваться на один из Мальцевских заводов, где, по его сведениям, пробовали эмалировать посуду. Надо сказать, что генерал Мальцев в ту пору владел 29 фабриками, 43 мельницами, 12 кирпичными заводами, 13 лесопилками. В Смоленской, Калужской, Брянской и Орловской губерниях варили в то время сталь, отливали рельсы, собирали вагоны. Фаянс, фарфор и особенно стеклянные изделия были превосходного качества. Также и на Мальцевских заводах изготовляли кухонные изделия. Правда, кастрюли и чугуны были черного цвета и выглядели не очень привлекательно, к тому же быстро ржавели.

Поэтому управляющий заводом, как узнал, что немец владеет секретом эмали, сразу же послал его к генералу Мальцеву. И как только генералу Сергею Ивановичу Мальцеву доложили о Готтлибе, он тут же вышел из своего кабинета и приветствовал Готтлиба, как дорогого гостя. Мальцев был человеком прозорливым и поощрял всякие новшества. Поговорив по-немецки с Готтлибом, Мальцев сразу понял, что имеет дело со специалистом.

Мой дед ему очень понравился, и генерал дал ему все полномочия начать работы на хуторе Песочное (сегодня город Киров). А когда Готтлиб Молль показал свое мастерство — с ним сразу же подписали контракт на 10 лет и положили ему зарплату в 200 рублей ежемесячно. Этого было достаточно, чтобы безбедно жить на хуторе. К нему был приставлен переводчик, и дело пошло на лад.

Через какое-то время Готтлиб стал очень зажиточным человеком, женился на русской женщине, дочке мастера литейного завода Агафье Алексеевне Рубцовой. И для удовольствия и удобства окружающих переименовал себя в Богдана. Чтобы было благозвучнее для русского уха, его назвали Богданом Васильевичем. Хотя, конечно же, никакого отца Василия он не имел. Ну, русские любят, чтобы на их манер человек назывался. Вроде, как уже и не немец, а свой.

А, когда один за другим пошли дети, Богдан купил кусок земли в Калужской губернии, построил рядом с домом на свои деньги небольшой эмалировочный завод и строго сохранял свои секрет эмалировки. С мальцевских заводов пришлось уйти, так как генерал на старости лет переехал в свой дворец в Крыму и отошел от дела.

Фото: Подвеска, обрамленная бриллиантами. Подарок Готтлибу Моллю от владельцев чугунно-плавильного и эмалировочного завода товарищества Цыплаковых и Лабунского. 25 лет отличной работы на этом заводе

Готтлиб-Богдан же кипит энергией и строит эмалировочные заводы один за одним. Также он покупает 1000 гектаров земли и проявляет себя талантливым хозяйственником. Выписывает из Пруссии 200 коров молочных пород, 100 лошадей. Посадил чудесный сад, устроил парк. На 8 гектарах плодоносили 4 тысячи яблонь, половина из которых были чувствительны к морозам (привезены из Крыма) — поэтому каждую зиму в саду жгли костры. Дым расстилался по земле — таким образом ни одно дерево не вымерзло, и мы имели чудесные яблоки.

Родная сестра моего деда, Каролина Молль рассказывала, что яблок было достаточно, ели их целую зиму и еще на весну хватало. Я до сих пор удивляюсь, почему в России покупают и везут яблоки издалека, а свои не умеют хранить.

И тут же, рядом с усадьбой, налаживает мыловарение (его мыловаренный завод полностью обеспечивал всю Брянскую губернию!) и закладывает фабрику по изготовлению боракса. (Боракс – химическое вещество, необходимое для хозяйственных нужд, например, для чистки чугунков и сковородок – прим. автора ).

Семья Моллей обеспечивала в то время всю Брянскую и Калужскую губернии не только фаянсовыми изделиями, мылом, яблоками, овощами и пшеницей, на также и прекрасным сыром. Была своя сыроварня! Продавали также и куриное мясо. Я не знаю, был ли еще у кого-то в России инкубатор для выращивания птицы, но мой дед выписал его вместе с сельскохозяйственными машинами из Америки. Он постоянно следил за техническими новшествами и, как только в Америке появился первый инкубатор, незамедлительно заказал его в Россию.

Богдан также не забывал о детях – их у него родилось 11 человек. И мой отец, Йоганн, должен был наследовать все отцовские фабрики, как самый старший, самый предприимчивый и образованный. Блестяще закончил Московский университет. Отец мой был хорош собой, поклонниц было хоть отбавляй и, конечно же, он скоро женился на московской дворянке татарского происхождения. У них родились четверо детей — два мальчика и две девочки.

Семья вела прекрасную жизнь – ездили с детьми отдыхать на Зюльт, в Баден-Баден и в Египет. К Богдану приезжали на лето многочисленные родственники из Германии. Было очень весело. За столом собирались около 40 человек — чаевничали, купались в озере, ловили рыбу. Зимой принимали важных господ из Санкт Петербурга и Москвы, в гостях у нас бывали - министр железных дорог Шилков, врачи Велиаминов и Гирш, барон Милюков. Они устраивали охоту на волков и медведей. Такие были времена, когда медведей и волков было в лесах в достатке! При хорошей погоде катались на тройках.

Фото: Дети Готтлиба-Богдана Молля катаются на коньках

Рассказывали, что, когда убили медведицу, остались медвежата и господа разобрали их по домам для забавы.Такой медвежонок был и у Моллей. Почти год жил он на усадьбе, веселил детишек, особенно, когда они купались в пруду, оставив свою одежду на берегу. Мишка «одевал» на себя рубашки и штанишки, потом смешно водил себя по животу мылом и вертелся, как настоящий артист. Ребята были в восторге и очень любили своего медвежонка.

Но, когда он стал настоящим медведем, взрослые побоялись за жизнь детей и, услышав, что в соседнем хуторе, медведь «задрал» человека, решили Мишку застрелить. Конечно, для детей это была настоящая трагедия! Поэтому, став уже взрослыми, они все вспоминали этот случай. Больно уж он врезался в детское сознание! Я тогда еще не родился, но мои сводные братья и сестры рассказывали мне, о жизни нашей семьи в деревне!

Все было бы хорошо, если бы не война… В 1914 году началась Первая империалистическая война. Она все поставила с ног на голову. Мой дед и отец были высланы в Казанскую губернию как немцы. Патриотизм в России приобрел такие уродливые формы, что первая жена моего отца покинула своих детей и мужа и уехала к своим родственникам в Москву. Слово «немец» звучало, как «враг», независимо от того, что мой отец родился в России, получил здесь образование, и по записям охранки «был вполне русским по рождению, воспитанию и внешности» — однако имел прусское гражданство.

Но даже не это послужило причиной особого внимания к моей семье со стороны новой власти, которая пришла после 1917 года. А то, что мой отец был владельцем модной и прибыльной по тем временам фабрики граммпластинок в Апрелевке, что под Москвой.

русские эмигранты

_____________________________________________________________

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску


Первые русские эмигранты во Франции массово появились еще в неспокойном 19 веке. Жизнь в другой стране многим представляется исключительно в радужных тонах. Большие социальные гарантии, обширные и реализовать внутренний потенциал, стабильная и предсказуемая законодательная система — это лишь малая часть причин, заставляющих людей переезжать во Францию. Граждане Российской Федерации, успевшие обжиться на новом месте, призывают соотечественников тщательно все взвесить.

Опыт показывает, что эмигрантов во Франции далеко не везде принимают в качестве долгожданных гостей. Именно поэтому предварительная подготовка — это возможность избежать многих проблем. В-третьих, не лишним будет проверить своевременную .

  • Насколько оперативно производится ранее оговоренный расчет?
  • Есть ли случаи задержки заработной платы?
  • Какая сумма фактически выдается на руки?

Ответы на перечисленные вопросы снимут множество проблем в будущем. Получив необходимую информацию, можно переходить к оформлению документов для эмиграции.

Подготовка требуемых бумаг

Выезд на постоянное место жительство во Францию происходит несколькими путями. Самый простой — воссоединение с родственниками или переезд в населенный пункт, где проживали предки. Для того чтобы это стало возможным, русские эмигранты должны собрать необходимые документы, которые требуется заверить. Именно поэтому быстрым этот процесс не бывает.

Опыт показывает, что при желании воссоединиться с ранее уехавшими родственниками, имеющими , понадобится до 1 года. Чуть меньше времени потребуется, когда происходит трудовая эмиграция. Получив согласие от потенциального работодателя, необходимо в форме контракта оговорить условия работы. Только после этого все документы подписываются и подаются в дипломатическое представительство.

Граждане России должны знать, что власти страны имеют право отказать даже при наличии требуемого перечня бумаг.

Если получен положительный ответ, то заявителю открывается виза. Получив ее, можно смело паковать чемоданы. При этом русские эмигранты напоминают, что успешное пересечение государственной границы — это не конец, а лишь начало длинного пути.

Оформление карты пребывания иностранцам

Те, кто живут во Франции достаточно давно, напоминают новичкам о необходимости строгого соблюдения законов Пятой Республики. Законопослушание положительным образом скажется на шансах иностранца остаться в стране на продолжительное время. Министерство внутренних дел выдает карты пребывания в первый раз на 12 месяцев. Если заявитель за это время зарекомендует себя в качестве добропорядочного человека, у него есть шанс получить следующую уже на 10 лет.

Те, кто видел ее своими глазами, призывают не питать ложных иллюзий. Во-первых, французские власти имеют права без объяснения причин выдать следующую карту сроком опять на 1 год. На самом деле, причин для этого бывает несколько:

  • нарушение правил парковки;
  • неоплаченный проезд в общественном транспорте;
  • жалобы соседей в связи с нарушением общественного спокойствия;
  • вступившее в силу решение суда;
  • увольнение с места работы, благодаря которому иностранец получил возможность въехать в страну;
  • прочее.

Гражданину России необходимо помнить, что причин для отказа в выдаче новой карты пребывания очень много. В связи с ростом количества нелегальных эмигрантов власти Западноевропейской страны делают все возможное для того, чтобы себя обезопасить. Именно поэтому каждый иностранец рассматривается в качестве потенциального нарушителя общественного спокойствия.

Если жизнь в стране не была связана у приезжего с различного рода нарушениями, то следующая карта пребывания выдается на 10 и более лет. С момента получения этого документа заявитель имеет право претендовать на подачу документов с целью оформления полноценного гражданства. При этом необходимо помнить, то и здесь есть некоторые юридические нюансы:

  • граждане России имеют право подать прошение о присвоение им гражданства только при условии работы в рамках долгосрочного контракта;
  • ускорить процесс получения гражданства может законный брак с гражданином Франции;
  • наличие даже малейших санкций со стороны властей страны временного пребывания не лучшим образом скажется на перспективе россиянина получить гражданство.

Оформление полиса социального страхования

В первую очередь иностранец должен легализовать свой статус по приезду во Францию. Речь идет о постановке на учет в Центр социальной защиты граждан. Согласно французскому трудовому законодательству, наниматель обязан позаботиться об этом. Важно помнить, что медицина в Республике является страховой. Это значит, что для получения квалифицированной помощи необходимо иметь полис. Среди особенностей национальной системы здравоохранения выделяют следующие:

  • наличие обязательной страховки, включающей перечень услуг оказания экстренной помощи;
  • возможность выбора расширенной программы страхования с учетом диагностированных заболеваний;
  • возможность для эмигрантов во Франции оформить страховку в частном или государственном фонде;
  • из заработной платы гражданина и человека, получившего разрешение на временную работу во Франции, изымается фиксированный социальный налог.

Важно отметить, что наличие страхового полиса не покрывает все расходы, связанные с оказанием медицинской помощи. К примеру, те, кто узнал, что такое жизнь в Пятой Республики, говорят о необходимости пациентам платить порядка 1/3 стоимости врачебных услуг. Дешевле всего обойдется визит к участковому терапевту — от 20 до 35 евро. В несколько раз больше понадобится достать из кошелька, если речь идет о дантисте или окулисте.

Для жителей России это может показаться странным, но французы готовы переплачивать, если речь идет о квалифицированном враче. Иностранцу понять особенности национальной системы социального обслуживания проще на примере.

Допустим, речь идет о необходимости получения врачебной консультации. Если это не связано с вопросами жизни и смерти, то поход к врачу пациент оплачивает полностью. При наличии фактических жалоб пациент оплачивает 20% стоимости услуг.

Возможность полной компенсации со стороны Национального фонда социального страхования существует только при необходимости нахождения в лечебном учреждении более 14 суток.

Когда речь заходит о покупке лекарственных препаратов, эмигрантам во Франции необходимо оплатить 100% их стоимости.

Государство не ограничивает право выбора между частными и государственными аптечными учреждениями. После приобретения требуемого препарата, в течение 8-9 суток, государство возвращает на счет социального страхования человека до 75% от суммы, внесенной за лекарства.

Приехать во Францию на ПМЖ - это выбор многих людей, которые хотели бы пожить полноценной жизнью в Европе. Увы, только в Европе сегодня можно найти многие ценности, так необходимые для человека, а именно - свободу самовыражения, свободу слова, понимание, толерантность, если вы отличаетесь от других. Так что неудивительно, что приехать во Францию на ПМЖ - выбор большого количества успешных граждан. Кроме того, не все приезжают по своему желанию, некоторым требуется потом ещё и защита от экстрадиции. Франция является популярной страной для того, чтобы попросить здесь политического убежища, если вас преследуют на родине.

Какова же она, настоящая жизнь эмигранта? Кому-то эта жизнь рисуется излишне сладкой - там, за рубежом, и сахар слаще, и жизнь сытнее, и все будут чрезвычайно рады, если я туда приеду. Кто-то, наоборот, опасается эмиграции из боязни навсегда остаться непонятым в среде чужих по национальному духу и по мировоззрению людей. Расскажем о жизни эмигранта во Франции без прикрас, чтобы вы заранее знали, что вас ожидает и к чему вам нужно будет приспособиться.

Многонациональность и разнообразие

Если вы решили жить во Франции , то нужно сразу привыкнуть к тому, что в большинстве городов здесь вообще нет понятия "иностранец". В настоящее время Париж, а также и большинство других крупных городов, представляют собой микс из людей всех национальностей, приехавших с разных концов света, носителей разных языков и культур. Французы, настоящие французы, живут, по большей части, только в глубинке. В мегаполисах в равной степени проживают люди разных культур и разной расы, и к этому все уже привыкли. Если вы ещё не привыкли встречаться с темнокожими людьми и с людьми азиатской внешности чаще чем раз в году, то вам придётся привыкнуть, потому что даже простой поход за французским багетом уже, скорее всего, приведёт к встрече с представителями разных культур.

Тот факт, что вы говорите не по-французски, тем более никого не удивит. В толпе людей, гуляющих по улицам Парижа, можно услышать не только английский или русский, но и китайский, японский, африканский язык разных диалектов и стран, а также иврит, языки малых народов. Из какой бы страны вы ни приехали и какой бы язык ни использовали, вы обязательно услышите звуки родного языка хотя бы изредка, а если вы говорите, к примеру, на русском, то его вы услышите каждый день. У эмигранта во Франции, который совершенно не выглядит тут Миклухо-Маклаем среди туземцев, кстати, всегда есть выбор - общаться только с представителями своей национальности, расы и менталитета (и вы без особого труда сможете найти десяток таких людей в первую же неделю), либо не обращать на всё это внимание и в равной степени быть готовым к общению со всеми. Правда, если вам даже наплевать на цвет кожи и вероисповедание, то с языком дело намного сложнее. Если вы хотите активно знакомиться с представителями разных национальностей (опять же, не говорим французами, потому что коренные французы не составляют подавляющее большинство), то нужно хорошо знать французский, а заодно и английский. Зная эти два языка, вы сможете завести знакомство почти с каждым, кого вы встретите в Париже или другом крупном городе Франции.

Многие эмигранты выбирают путь языковой изоляции, то есть общаются только со своими соотечественниками, посещают рестораны и кафе с кухней и языком обслуживания своей страны, записываются к русскоязычному парикмахеру родом из Перми, устраиваются в компанию, где тоже есть русские, для ребёнка находят няню-москвичку. Что ж, это тоже неплохой вариант, конкретный выбор того или другого варианта зависит от вашей способности, вашего желания перестраиваться и адаптироваться или от отсутствия такового. Многие чувствуют себя в Париже настоящим "гражданином мира", другие, как приезжие из стран Африки, держатся своих соотечественников. Кстати, и живут выходцы из одной страны чаще всего вместе, так что мегаполисы во Франции давно уже поделились на еврейские, русские, африканские кварталы. Из своего опыта могу сказать, что лучше либо осесть в центре, либо держаться центральных кварталов или своего. В такие районы, где большую часть населения составляют выходцы из чуждых для вас стран, лучше всего лишний раз не заходить.

Об архитектуре французских городов

Нет, речь не пойдёт о выдающихся памятниках архитектуры типа Нотр Дам де Пари, об этом можно сколько угодно почитать в других источниках. Сама застройка французских городов является не совсем обычной. Типовые девятиэтажки, которые обычно строятся кучно, создают такие кварталы, которые мало чем отличаются от типовых районов Москвы или менее крупных российских или белорусских городов. Новые районы строятся так, чтобы можно было в них проживать годами, и однажды, случайно выйдя на какую-то улочку, попасть в атмосферу чуть ли не девятнадцатого века. Таких крупных и древних городов, как Париж, конечно же, это особенно сильно касается.

Что касается Парижа, то он почти на всех иностранцев производит впечатление города-сказки, но это обычно поначалу - и только самые лучшие, центральные районы Парижа. Если вы посетите его окраины, то, возможно, получите новое представление о бедности, нищете и неблагополучии. Если у вас нет желания знакомиться с тёмными сторонами жизни, то лучше всего купить квартиру в Париже где-нибудь поближе к центру или в спокойном спальном районе. Поверьте, те деньги, которые вы переплатите, окупятся вашим спокойствием, возможностью выйти в магазин в позднее время, достойными соседями, не пристрастными к алкоголю и наркотикам сверх меры. Купить квартиру в Париже на выгодных условиях можно и с профессиональной помощью. Кстати, вы можете найти и обратиться к русскоязычным юристам во Франции - теперь это тоже доступно для всех желающих.

В одном и том же районе, опять же, могут проявляться элементы смешения культур - например, католический или православный храм, а рядом мечеть. И пространство вокруг при этом может быть населено преимущественно еврейским народом. Всё это, как уже говорилось, никого не смущает. Не просто "терпимость", а доброжелательное отношение ко всем, кого можно встретить, вне зависимости от национальности - это черта французов. Конечно же, от тех, кто хочет приехать во Францию на ПМЖ, тоже потребуется некоторое количество уважения к французам и их культуре. К сожалению, не всегда и не везде можно это видеть, особенно со стороны приезжих из неблагополучных стран. Если вы будете демонстрировать уважение и доброжелательность, то и шанс того, что к вам отнесутся так же, становится намного выше.

Интересным фактом является то, что во Франции запрещены социальные опросы, связанные с установлением количества проживающих в стране или в отдельных городах людей в их процентном соотношении. Это говорит о настоящей толерантности, о том, что для жителя Франции не так важна национальность, как личные качества человека. Вообще же, примерно каждый десятый, кого вы встретите во французских городах, является не французом. Однако в Париже, а особенно в центре, находится "концентрат" приезжих, так что там это чуть ли не каждый второй.

Французские забастовки и русский коммунизм

Серьёзно, многие считают, что в России до сих пор засилье коммунизма, Сибирь начинается в пяти метрах от Красной площади и все поголовно пьют водку каждые полчаса. Некоторые французы считают, что жить в России - это значит жить в крайней бедности и кушать через день, а жить в Казахстане - это значит вообще вести кочевой образ жизни.

Как выход из всего этого, французы с радостью предложат вам забастовки - типично французское средство выразить несогласие с чем бы то ни было. Много раз приходилось слышать о том, что "если бы вы начали бастовать, правительство бы обратило на вас внимание, появилась бы какая-то социальная поддержка, рост зарплат". Когда такое слышишь, не знаешь даже, что и сказать - что социальная поддержка у нас всё же имеется или что забастовки вряд ли приведут к повышению зарплат. Впрочем, в чём-то французы и правы - это не та нация, которая будет терпеть недовольство, французский народ склонен бастовать даже без особого повода, не только требуя повышения зарплаты, но и улучшения условий работы, улучшения уровня жизни, изменения политики государства или города. Для французов, откровенно говоря, важно, чтобы их услышали, обратили на них внимание, признали их право высказывать своё мнение. Тогда они реально чувствуют себя достойными гражданами своей страны. Ну а сам повод к забастовкам может быть любым. Но правда в том, что француза действительно трудно утеснить, недоплатить и так далее - он всегда готов отстоять свои права. И в этом у французов можно поучиться.

Если у вас появятся французские друзья, лучше не затевайте спор о местных властях и политике президента Франции - вряд ли вы в этом хорошо разбираетесь, а французы любят поговорить о политике и знают куда больше, чем то, что "там наверху всё разворовали и продали". Приучите также французских друзей уважать вашу собственную родину, развенчайте мифы о ней. Французы любят патриотизм, и если вы будете говорить о своей родине в позитивном ключе, это поможет вам получить их уважение. Кстати, если француз ругает свою страну, не вздумайте с ним соглашаться - французы, как и русские, склонны негативно высказываться о своей стране, своём уровне жизни или правительстве, но никогда не позволят это делать иностранцу. Хвалите Францию, даже если вы не знаете глубоко всех нюансов политики или экономики, вы всегда найдёте что похвалить.

Особенности национального питания

Французский сыр и французские багеты вы обязательно полюбите, это действительно нечто неповторимое, чего не встретишь ни в одной другой стране. Вообще же французы любят закупать провизию на рынках. Более того, они этим чрезвычайно гордятся. Во Франции уже есть такая тенденция, что натуральные продукты "прямо с грядки" могут себе позволить не все, а только наиболее состоятельные граждане. Потому что во Франции на рынке всё дороже. Так что поход на рынок - целый ритуал для француза. Но если вы по привычке отправляетесь на рынок, чтобы сэкономить, то во Франции это не удастся. Дешёвые продукты покупают в крупных сетевых магазинах.

При этом такие магазины работают почти постоянно, а вот рынки функционируют не дольше чем до часа дня. Чаще всего на них отправляются пенсионеры, которые заинтересованы в качестве приобретаемых помидоров и капусты и у которых есть на это время. Возвращаясь с рынка, француз ликует - он не только приобрёл высококачественную еду без ГМО и прочих гадостей, но и поддержал отечественного производителя. И вам тоже предстоит сделать выбор между покупкой продуктов с грядки на рынке или покупкой дешёвых продуктов в супермаркетах, куда обычно французы наведываются раз в неделю и покупают сразу большое количество товаров.

Оформление документов для поездки во Францию

Если вы собираетесь уехать во Францию на ПМЖ, то вам придётся для начала подготовить все документы, которые необходимы для такой поездки. Это важно, чтобы у вас не возникло никаких проблем. Для того чтобы беспрепятственно проживать во Франции в течение длительного времени, вам понадобится:

  • получить визу во Францию. Обычно нужно получить визу D Визитёр для Франции, особенно это касается тех, кто собирается проживать во Франции в течение длительного времени. Для предоставления вам визы потребуется не только подать внушительный пакет документов, но также потребуются услуги присяжного переводчика, чтобы был выполнен качественный перевод на французский язык.
  • открытие банковского счёта. Пока вы не являетесь гражданином Франции, вы не имеете права работать в этой стране и получать каким-то образом прибыль. Если вы хотите открыть банковский счёт во Франции в короткие сроки, то у вас будет возможность воспользоваться профессиональной помощью и сделать всё почти мгновенно.
  • отдельным вопросом является жильё во Франции. Если ваша цель - уехать во Францию на ПМЖ , то вам придётся либо купить дом во Франции , либо арендовать квартиру во Франции. И то и другое связано с длительной процедурой поиска и, что ещё важнее, с заключением договора. Помощь специалистов позволит вам быстрее решить эти вопросы и жить во Франции, чувствуя себя уверенно. Даже в том случае, если вы не собственник жилья, а всего лишь арендатор, потому что договоры аренды во Франции являются вполне серьёзными и действительно обеспечивают стабильность квартиросъёмщикам, а не создают только видимость стабильности.

Если вы проживёте во Франции несколько лет, соблюдая все законы и по официальному виду на жительство, каковым является виза D Визитёр, то вы сможете претендовать на гражданство. У вас будет возможность в ускоренном порядке получить гражданство, если вы вступаете в брак с гражданином Франции. Впрочем, само по себе гражданство не является самоцелью, потому что полноценный вид на жительство обеспечивает все те же самые права и позволяет наслаждаться жизнью в такой замечательной стране, как Франция.