Как и где получить? Социальная поддержка населения. Государственная социальная поддержка граждан

1. Понятие льгот и мер социальной поддержки.

Льгот – особая форма распределения, которая заключается в предоставлении материальных благ/услуг с частичной уплатой стоимости или бесплатно.

Основания предоставления льгот:

1) специфические потребности отдельных граждан;

2) наличие у гражданина особых заслуг (герой СССР, участники ВОВ и т.д.);

3) претерпевание гражданами лишений (узники фашизма, репрессированные).

Классификация льгот:

A. право на первоочередное удовлетворение потребностей отдельных граждан;

B. повышение размеров обеспечения;

C. продление срока обеспечения;

D. снижение требований для предоставления обеспечения;

E. освобождение отдельных граждан от полной/частичной оплаты услкуг (например, за ЖКХ);

F. в форме натурального получения (путевки в санатории и т.д.)

2) По субъекту:

A. герои СССР, РФ, социалистического труда;

B. полные кавалеры ордена славы/трудовой славы;

C. участники ВОВ;

D. инвалиды;

E. пострадавшие от репрессий;

F. пострадавшие от радиационных/техногенных катастроф;

G. ветераны труда;

Недостатки системы льгот:

ü большинство льгот не было обеспечено финансово;

ü отсутствовало четкое разграничение в полномочиях РФ, субъектов РФ и МО в части предоставления льгот;

ü большинство льгот носило натуральный характер – злоупотребления со стороны органов власти и фактическому непредоставлению льгот.

В связи с этим законодатель заменил слово «льготы» на слово «меры социальной поддержки», что оформлено ФЗ от 22.08.2004г.

Меры соц. поддержки – это вид социального обеспечения, состоящий в предоставлении гражданам определенных услуг, денежных выплат, а также материальных благ и услуг с частичной оплатой их стоимости или бесплатно.

Закон разграничил полномочия РФ и субъектов в части предоставления мер соц. поддержки.

К ведению РФ относятся:

Ø герои СССР, РФ, кавалеры полной и трудовой славы;

Ø инвалиды войны;

Ø бывшие узники фашизма;

Ø участники ВОВ;

Ø военнослужащие, проходившие военную службы не в действующей армии в период ВОВ;

Ø жители блокадного Ленинграда;

Ø члены семей погибших, инвалидов, участников войны и боевых действий;

Ø инвалиды;

Ø лица, пострадавшие от радиации;

Ø доноры.

В ведении субъектов РФ:

Ø ветераны труда;

Ø труженики тыла;

Ø реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий.

Меры социальной поддержки, предоставляемые федеральными органами гос. власти.

Правовое регулирования: ФЗ от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи»

Ø набор социальных услуг;

Ø ежемесячные денежные выплаты.

Набор соц. услуг включает:

§ обеспечение по рецептам врача лекарственными средствами, изделиями мед. назначения, а также спец. продуктами питания для детей – инвалидов;

§ предоставление при наличии мед. показаний путевки на санаторно – курортное лечение;

§ бесплатные проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.

Человек может отказаться от предоставления услуги и услуга будет заменена денежными выплатами (543, 84, 78)

Ежемесячные денежные выплаты:

1) Герои РФ, СССР, Кавалеры Ордена славы – 36тысяч 410 руб.;

2) инвалиды первой группы – 2162 руб./месяц;

3) инвалиды второй группы –

4) 3-й группы 1236 руб;

5) в следствии чернобыльской катастрофы – 1453

6) инвалиды войны 3088 руб.

7) участники ВОВ 2316 руб

8) награжденные знаком «жителю блокадного Ленинграда» - 1699 руб.

Все размеры в ФЗ № 72 – ФЗ от 2009 года.

Меры, предоставляемые органами власти субъектов РФ:

1) инвалидам и участникам ВОВ (дополнительно к мерам соц. поддержки от ФО гос. власти):

ü ежемесячное пособие на проезд на территории СО во всех видах пассажирского транспорта и на транспорте общего пользования. В случае отказа – 275 руб/месяц;

ü бесплатный проезд на территории СО на автотранспорте общего пользования междугородних маршрутов;

ü ежемесячное пособие на оплату жилья и коммунальных услуг;

2) женщинам, участницам ВОВ, не имеющим группы инвалидности:

ü предоставление раз в 2 года путевки в санаторно – курортное лечение, либо 1 тыс. руб.;

ü компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

3) для инвалидов с детства - компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

4) ветераны труда:

ü 50% на оплату жилого помещения и 50 % на оплату коммунальных услуг;

ü ежемесячное пособие за пользование услугами местной телефонной связи -152 руб. 75 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами радио 16 руб. 28 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами тел. вещания 54 руб;

ü обслуживание в Областных организациях здравоохранения, к которым лица прикреплены до выхода на пенсию;



ü бесплатное изготовление/ремонт зубных протезов в гос/мун. лечебных учреждениях;

ü внеочередное оказание мед. помощи в Областных организациях здравоостранения;

ü ежемесячное пособие на проезд внутри города 275 руб.;

ü бесплатный проезд по территории СО на авто транспорте общего пользования;

ü оплата 50% стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

5) труженики тыла: то же, что ветеранам труда +

ü 50% оплаты за лекарство;

ü бесплатное предоставление 1 раз в 2 года путевки в санаторное учреждение;

ü первоочередной прием в дома для престарелых и инвалидов;

ü бесплатное обеспечение протезно – ортопедическими изделиями по мед. показателям;

ü бесплатный проезд стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

Одним из видов социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг является предоставление мер социальной поддержки в виде льгот на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг (далее - ЖКУ) предоставляются отдельным категориям граждан в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы .
Меры социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.
Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты (льготные скидки) при расчете им платежей за ЖКУ.
Льготные скидки предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.
Гражданам, оплачивающим услуги содержания и ремонта жилого помещения по ценам, установленным Правительством Москвы, льготные скидки на оплату этих услуг рассчитываются по тем ценам, по которым производится расчет платежей.
В том случае, когда гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по двум и более основаниям, льготные скидки начисляются по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготные скидки (например, скидки на оплату жилого помещения могут быть предоставлены по одному основанию, а на оплату коммунальных услуг ─ по другому основанию; по разным коммунальным услугам могут предоставляться скидки по разным основаниям).
При наличии в семье нескольких граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, каждый из них вправе воспользоваться своим собственным правом на льготные скидки или пользоваться льготой как член семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки. При этом на каждую единицу потребленного объема услуги (кв.м, куб.м, Гкал и др.) может быть предоставлена только одна льготная скидка.
К платежам за жилое помещение относятся плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для граждан, занимающих жилое помещение государственного жилищного фонда по договору найма.
К платежам за коммунальные услуги относятся плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Плата за содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и придомовой территории, включенной в состав общего имущества (в т.ч. вывоз твердых бытовых отходов).
В цены за содержание и ремонт жилых помещений не включены расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования:
- наниматели жилых помещений обязаны за свой счет производить текущий ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования;
- собственники жилых помещений обязаны за счет собственных средств производить текущий и капитальный ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования.
Плата за наем, услуги по содержанию и ремонту жилья и отопление взимается с граждан, являющихся нанимателями или собственниками жилья, независимо от факта их проживания на площади, занимаемой по договору найма или находящейся в собственности.
Плата за наем и коммунальные услуги начисляется по ставкам, ценам и тарифам, ежегодно утверждаемым Правительством Москвы.
Установленная норма площади жилья для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения при применении регулируемых Правительством Москвы цен определяется как социальная норма площади жилья для семьи определенного состава плюс 7 кв.м на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина.
Социальные нормы площади жилья:
для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;
для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;
для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.04г. № 850-ПП возмещение выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ осуществляется ГКУ ГЦЖС.
Порядок возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ утвержден постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002г. №411-ПП.
В соответствии с указанным Порядком компенсационные выплаты за счет средств федерального и городского бюджетов производятся ГКУ ГЦЖС на основании заключенных с организациями договоров на возмещение выпадающих доходов и представленных ими отчетов о выпадающих доходах.
В настоящее время возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот на оплату ЖКУ получают около 3000 организаций.

Перечень категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилья и коммунальных услуг в г. Москве
Категория 1
Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы (в случае отказа от ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом РФ от 15.01.1993 №4301-1)
Категория 2
Пережившие супруги и родители Героев СССР, РФ и полных кавалеров ордена Славы
(в случае отказа от ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом РФ от 15.01.1993 №4301-1)
Категория 3
Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы
(в случае отказа от ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом РФ от 09.01.1997 №5-ФЗ)
Категория 4
Инвалиды Великой Отечественной войны
Категория 5
Родители, супруги, не вступившие в повторный брак, умерших (погибших) инвалидов Великой Отечественной войны
Категория 6
Нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) инвалида Великой Отечественной войны, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца
Категория 7
Участники Великой Отечественной войны
Категория 8
Родители, супруги, не вступившие в повторный брак, умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны
Категория 9
Нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца
Категория 10
Инвалиды боевых действий, инвалиды в результате исполнения обязанностей военной службы и служебных обязанностей
Категория 11
Участники боевых действий, приравненных к периоду Великой Отечественной войны:
а) в Китае (с марта 1946 года по апрель 1949 года, с марта по май 1950 года, с июня 1950 года по июль 1953 года)
б) в Венгрии (в 1956 году);
в) в районе острова Даманский (в марте 1969 года);
г) в районе озера Жаланашколь (в августе 1969 года).
Категория 12
Ветераны боевых действий
Категория 13
Родители умерших (погибших) ветеранов боевых действий
Категория 14
Супруги умерших (погибших) ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак и проживающие одиноко или с несовершеннолетними детьми
Категория 15
Нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца
Категория 16
Члены семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и государственной безопасности, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей
Категория 17
Лица, работавшие на предприятиях, в организациях и учреждениях Ленинграда в период блокады, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды детства в результате боевых действий в период Великой Отечественной войны
Категория 18
Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами
Категория 19
Лица, непрерывно трудившиеся на предприятиях, в организациях и учреждениях Москвы в период с 22.07.1941г. по 25.01.1942г.
Категория 20
Лица, награжденные медалью "За оборону Москвы"
Категория 21
Труженики тыла
Категория 22
Несовершеннолетние узники концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами
Категория 23
Лица, подвергшиеся политическим репрессиям, являющиеся пенсионерами или инвалидами
Категория 24
Лица, пострадавшие от политических репрессий, являющиеся пенсионерами или инвалидами
Категория 25
Члены семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий, являющиеся пенсионерами или инвалидами
Категория 26
Граждане, получившие заболевания, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС
Категория 27
Граждане, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения
Категория 28
Граждане, переселенные из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы
Категория 29
Граждане, принимавшие в 1986-1987г.г. участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Категория 30
Семьи граждан, умерших (погибших) в результате аварии на Чернобыльской АЭС
Категория 31
Лица, получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие аварий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах
Категория 32
Граждане из подразделений особого риска
Категория 33
Семьи, потерявшие кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска
Категория 34
Граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк"
Категория 35
Граждане, получившие заболевания вследствие аварии на ПО "Маяк", эвакуированные из районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению
Категория 36
Семьи, потерявшие кормильца вследствие аварии на ПО "Маяк"
Категория 37
Граждане, пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Категория 38
Граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР"
Категория 39
Многодетные семьи, имеющие трех и более детей до достижения младшим из них возраста 16 лет (обучающимся в образовательном учреждении, осуществляющем общеобразовательные программы - 18 лет)
Категория 40
Семьи, имеющие 10 и более детей в возрасте до 16 лет, а также старше 16 лет, если они являются учащимися общеобразовательных школ
Категория 41
Рабочие и служащие, имеющие более 3-х проживающих с ними иждивенцев
Категория 42
Лица, признанные инвалидами
Категория 43
Семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет
Категория 44
Ветераны труда и приравненные к ним лица после назначения пенсии в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 №173-ФЗ или «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 №340-1.
Ветеранам труда и приравненным к ним лицам (в т.ч. ветеранам военной службы), получающим пенсии либо пожизненное содержание на основании иных законов, меры социальной поддержки предоставляются при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин)
Категория 45
Старший по дому и придомовой территории, старший по подъезду, члены руководящего органа домового комитета
Категория 46
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа
Перечень категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки (льготы) по оплате услуг связи (радиоточка)
Категория 1
Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы
(льготы в размере 50% по оплате радиоточки и телеантенны)
Категория 2
Инвалиды по зрению 1 и 2 групп
(освобождены от оплаты радиоточки).
Категория 3
Одиноко проживающие инвалиды, а также получающие субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг: одиноко проживающие пенсионеры и семьи, состоящие из пенсионеров
(льготы в размере 50% по оплате телеантенны).

Государство оказывает заботу и поддержку различным слоям населения, в том числе малоимущим семьям и гражданам, руководствуясь в этих вопросах Законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (ст. 1) и Федеральным Законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. (ст. 6). Рассмотрим подробнее и граждан оказавшихся в тяжелом материальном положении.

Меры социальной поддержки, оказываемые государством для малоимущих категорий граждан, разделяются по следующим категориям: обеспечение жильем (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 59 ЖК РФ), социальная помощь, предоставление субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ). Для получения различных видов социальной поддержки граждане должны соответствовать категории малоимущих, при этом категории соответствия будут различаться в зависимости от вида социальной поддержки.

Рассмотрим, кто признается семьей или гражданином с низким уровнем дохода, и на какие виды социальной поддержки они могут претендовать в 2019 году по действующему российскому законодательству.

Как семья или гражданин признаются малоимущими

Критерием для признания семьи или одинокого гражданина малоимущими является сравнение уровня среднедушевого дохода семьи с уровнем прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, где проживает семья (одинокий гражданин) для соответствующей группы населения. Уровень МРОТ устанавливается отдельно для трудоспособного населения, и для несовершеннолетних граждан. Если уровень дохода на человека в семье ниже, чем установленный в данном субъекте РФ для соответствующей социальной-демографической группы населения, семья или одинокий гражданин признаются малоимущими и получают право на различные меры социальной поддержки от государства. В том случае, если в данном субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, для граждан будет применена величина прожиточного минимума, которая установлена Правительством РФ на федеральном уровне, то есть в среднем по России (см. ст. 1 Федерального Закона № 134-ФЗ, ч. 2 и 3 ст. 7 Закона № 178-ФЗ).

Чтобы определить, имеете ли вы право на получение помощи от государства, вам необходимо определить среднедушевой доход семьи или доход гражданина, проживающего одиноко. Этот расчет для вас осуществляет орган социальной защиты населения. Вы должны написать заявление в орган социальной защиты по месту жительства о предоставлении вам государственной социальной помощи и представить документы, подтверждающие все полученные вами доходы за три последних месяца до подачи заявления (ст. ст. 1, 4 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2003 г.).

Орган социальной защиты населения на основании вашего заявления и представленных документов о вашем доходе определяет среднедушевой доход семьи как одну треть от суммы доходов всех членов семьи на число членов семьи.

Если гражданин проживает один, его доход определяется как одна треть суммы всех его доходов. В состав доходов, учитываемых при определении среднедушевого дохода, входят все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, компенсации, социальные пособия, в том числе пенсии и стипендии, пособие по безработице, материальные выплаты из бюджетов всех уровней. Не учитываются при расчете среднедушевого дохода алименты, государственная социальная помощь в натуральной и денежной форме и единовременные страховые выплаты (ст. ст. 5, 15 Закона № 44-ФЗ, Перечень видов доходов, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 512 от 20 августа 2003 г.).

Кто учитывается в составе семьи для расчета среднедушевого дохода

В состав семьи, согласно Федерального Закона № 134-ФЗ (ст. 1) и Закона № 44-ФЗ (ст. 13) принимаются совместно проживающие лица, связанные между собой родством или свойством, которые ведут совместное хозяйство, то есть супруги, их дети и родители, браться и сестры, усыновители и усыновленные, пасынки и падчерицы. При этом, согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 14), не включаются в состав семьи для расчета среднедушевого дохода следующие лица:

  • Лица, находящиеся на полном обеспечении государства;
  • Военнослужащие, если они проходят службу в частях армии и флота в качестве сержантов, старшин, матросов и солдат или обучаются в военных вузах и военных профессиональных организациях, не заключившие контракта о прохождении службы;
  • Лица, которые находятся по решению суда на принудительном лечении, или находятся в местах лишения свободы, или заключены под стражу.

Какие виды социальной поддержки оказывает государство данной категории малоимущих граждан?

Социальная помощь от государства для малоимущих семей и граждан

Если среднедушевой уровень дохода семьи или гражданина меньше, чем величина прожиточного минимума, установленного для данной социально-демографической группы населения в данном регионе, то, согласно требованиям Федерального Закона № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 7 и ст. 12), данные граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде натуральной помощи и денежный выплат.

В различных субъектах РФ местное законодательство устанавливает дополнительные меры социальной поддержки для малоимущих. В то же время прожиточный минимум для разных социальных групп в различных регионах также различается. Так, в Московской области величина прожиточного минимума, установленная Постановлением Правительства московской области № 212/9 от 23 марта 2017 г. (п. 1) за IV квартал 2016 г., составляет 11 021 руб. на душу населения, 12 214 руб. для трудоспособного населения, 8 285 руб. для пенсионеров и 10 688 руб. для детей.

Для государственной социальной поддержки малоимущих семей и одиноких граждан с уровнем дохода ниже прожиточного минимума в Московской области оказывается социальная помощь от государства в виде выплаты разницы между размером прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп, к которым принадлежат члены семьи или одинокие граждане, и уровнем их дохода (общим доходом семьи). Установленные Законом Московской области № 189/2013-ОЗ от 30 декабря 2013 г. (ст. 2, ч. 1 ст. 4) предельные размеры социальных выплат, рассчитанные на одного члена семьи или гражданина, проживающего отдельно, составляют минимально – 300 руб. и максимально – 1 000 руб. за месяц или не больше 6 000 руб. за календарный год.

В Московской области Законом № 189/2013-ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5)также предусмотрены меры поддержки малоимущих граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Если человек получил инвалидность или потерял работу, он может получить помощь от государства в рамках социального контракта. Предоставляется такая помощь действительно в исключительных случаях, длительность предоставления помощи составляет от трех месяцев и до одного года. Предоставляется помощь не чаще одного раза в пять лет. При этом размер выплат определяется социальным контрактом, максимальный размер помощи при этом не превышает 60 000 руб.

Для неработающих пенсионеров, общая величина дохода которых меньше, чем величина прожиточного минимума, установленная для пенсионеров в соответствующем субъекте РФ по месту их проживания, федеральным и региональным законодательством установлена социальная доплата к пенсии, призванная . Условия для получения региональной социальной доплаты к пенсии неработающего пенсионера указаны в Законе № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 12.1).

Другие виды социальной поддержки, предоставляемые малоимущим

Для малоимущих семей и одиноких граждан, общий среднедушевой доход которых меньше, чем установленный в регионе проживания прожиточный минимум, федеральным и местным законодательством гарантированы следующие виды социальной поддержки:

Обеспечение жильем малоимущих граждан

Если малоимущие граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, для них по договору социального найма могут быть предоставлены жилые помещения из жилищного фонда муниципалитета. Признание граждан малоимущими в целях получения социального жилья подразумевает учет не только получаемого ими среднедушевого дохода, но и стоимости имущества, находящегося в их собственности и облагаемого налогом (Конституция РФ (ч. 3 ст. 40) и ЖК РФ (ч. 2 ст. 49)).

В Москве, например, обеспечение жильем малоимущих граждан производится на основании учета уровня имущественной обеспеченности гражданина. Это уровень рассчитывается как сумма стоимости всего имущества, которое находится в собственности гражданина и членов его семьи, если данное имущество подлежит налогообложению (в сумму имущества не входит стоимость жилых помещений или их частей) плюс доход всех членов семьи в денежном выражении за расчетный период.

Далее полученная сумма имущественной обеспеченности семьи или гражданина сравнивается с общей стоимостью жилого помещения, необходимого для обеспечения данных граждан жильем по установленным нормам предоставления площади жилья на человека.

Например, для Москвы в соответствии с Законом г. Москвы № 7 от 25 января 2006 г. (ч. 1 и 2 ст. 2) и Законом г. Москвы № 29 от 14 июня 2006 г. (п. п. 3, 5 ст. 7) малоимущими признаются граждане, проживающие в Москве по месту жительства не менее 10 лет, при этом их имущественная обеспеченность меньше установленной нормы.

Как считается состав семьи для определения семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Рассматривая меры социальной поддержки предусмотренные для малоимущих семей , следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 7 для постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, семья считается состоящей из следующих лиц:

  • Супругов и их несовершеннолетних детей вне зависимости от места их жительства;
  • Лиц, объединенных признаками родства и свойства, проживающих совместно в жилом помещении и ведущих общее хозяйство;
  • Других лиц, если они вселены в жилое помещение как члены семьи на основании решения суда или в установленном порядке.

Жилищный Кодекс РФ (ч. 1 ст. 59) определяет, что освободившиеся жилые помещения в коммунальной квартире, в которой проживает несколько нанимателей или собственников, могут быть предоставлены по договору социального найма нанимателям или собственникам по их заявлению в случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или могут быть ими признаны в установленном порядке.

Также для малоимущих граждан предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и регистрации договоров об отчуждении недвижимости согласно НК РФ (пп. 15 п. 1 ст. 333.35).

Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей в Москве

В г. Москве основным критерием определения малообеспеченности семьи для предоставления мер социальной помощи я 01 января 2017 года является уровень имущественной обеспеченности. Уровень имущественной обеспеченности рассчитывается, согласно п. 1 Постановления Правительства г. Москвы № 954-ПП от 28 декабря 2016 г. и п. п. 1.2, 1.3 Порядка, утвержденного данным Постановлением № 954-ПП, в зависимости от имеющейся в собственности граждан недвижимого имущества, транспортных средств, техники и другого имущества, облагаемого налогом, а также сумм денежных средств на банковских счетах и вкладах.

Согласно п. п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.10 Порядка, в Москве меры социальной помощи не предоставляются семье, если у нее в собственности находятся:

  • Более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законодательством РФ;
  • Два жилых помещения или части жилых помещений, поделенных пропорционально долям в праве собственности на помещение, если помещения подлежат государственной регистрации и если суммарная площадь этих помещений в пересчете на каждого члена семьи больше, чем 18 кв. м.;
  • Два легковых автомобиля, один из которых начал эксплуатироваться не раньше, чем три года назад. Не учитываются автомобили, оборудованные для инвалидов, и автомобили многодетных семей с числом сидений более пяти, если в семье четыре ребенка и более.

Кто считается входящим в состав семьи при оценке имущественной обеспеченности

Для оценки имущественной обеспеченности в состав семьи считают входящими следующих лиц.

Электронные услуги

Полное название услуги

Прием заявления на предоставление городских мер социальной поддержки в денежном выражении либо в виде социальных услуг

Оформление услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    Физические лица
    В качестве заявителей могут выступать граждане, имеющие место жительства в городе Москве:
    1. Для получения городских мер социальной поддержки по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) в денежном выражении либо в виде социальной услуги:
    1.1. Получающие ежемесячные городские денежные выплаты, предусмотренные статьей 10 Закона, из числа:
    1.1.1. Тружеников тыла, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» (далее – Закон).
    1.1.2. Ветеранов труда и приравненных к ним лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона.
    1.1.3. Реабилитированных лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона.
    1.1.4. Граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, указанных в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона.
    1.2. Являющиеся пенсионерами из числа:
    1.2.1. Инвалидов I и II групп (или имеющих III и II степень ограничения способности к трудовой деятельности) по зрению, указанных в пункте 1 части 3 статьи 3 Закона.
    1.2.2. Лиц, награжденных медалью «За оборону Москвы», указанных в подпункте «а» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона.
    1.2.3. Лиц, непрерывно трудившихся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона.
    1.2.4. Членов семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий, указанных в пункте 5 части 3 статьи 3 Закона.
    1.2.5. Участников предотвращения Карибского кризиса 1962 года, указанных в пункте 6 части 3 статьи 3 Закона.
    1.2.6. Одиноких пенсионеров и семей, состоящих из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), указанных в пункте 3 части 3 статьи 3 Закона.
    1.2.7. Семей пенсионеров, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет, указанных в пункте 4 части 3 статьи 3 Закона.
    1.2.8. Пенсионеров (не относящихся к другим льготным категориям), указанных в пункте 7 части 3 статьи 3 Закона.
    2. Для получения городских мер социальной поддержки по бесплатному лекарственному обеспечению в денежном выражении либо в виде социальной услуги:
    2.1. Получающие ежемесячные городские денежные выплаты, предусмотренные статьей 10 Закона, из числа:
    2.1.1. Тружеников тыла, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона. 2.1.2. Реабилитированных лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона.
    2.1.3. Граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, указанных в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона.
    2.2. Не получающие ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета, из числа:
    2.2.1. Лиц, непрерывно трудившихся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона.
    2.2.2. Членов семей реабилитированных,пострадавших в результате репрессий, указанных в пункте 5 части 3 статьи 3 Закона, являющихся пенсионерами.
    2.2.3. Участников предотвращения Карибского кризиса 1962 года, указанных в пункте 6 части 3 статьи 3 Закона.
    2.2.4. Лиц, награжденных медалью «За оборону Москвы», указанных в подпункте «а» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона.
    3.Для получения городских мер социальной поддержки по бесплатному проезду железнодорожным транспортом пригородного сообщения в денежном выражении либо в виде социальной услуги:
    3.1. Получающие ежемесячные городские денежные выплаты, предусмотренные статьей 10 Закона, из числа:
    3.1.1. Тружеников тыла, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона.
    3.1.2. Ветеранов труда и приравненных к ним лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона.
    3.1.3. Реабилитированных лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона. 3.1.4. Граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, указанных в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона.

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

    • Обязательный
    представляется заявителем в случае получения пенсии не в ГУ ПФР по городу Москве
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    представляется в случае если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы

    Справка МСЭ (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    • С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте разделе «Нормативные акты»
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

  • Результат оказания услуги

      Происходит:
    • Назначение ежемесячных(ой) денежных(ой) компенсаций(ии) стоимости социальных(ой) услуг(и) (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
  • Формы получения

    • Почтой
    • На WEB сайте
    • Через МФЦ
  • Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителей могут выступать граждане, имеющие место жительства в городе Москве: 1. Для получения городских мер социальной поддержки по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) в денежном выражении либо в виде социальной услуги: 1.1. Получающие ежемесячные городские денежные выплаты, предусмотренные статьей 10 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» (далее – Закон), из числа: 1.1.1. Тружеников тыла, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона. 1.1.2. Ветеранов труда и приравненных к ним лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона. 1.1.3. Реабилитированных лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона. 1.1.4. Граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, указанных в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона. 1.2. Являющиеся пенсионерами из числа: 1.2.1. Инвалидов I и II групп (или имеющих III и II степень ограничения способности к трудовой деятельности) по зрению, указанных в пункте 1 части 3 статьи 3 Закона. 1.2.2. Лиц, награжденных медалью «За оборону Москвы», указанных в подпункте «а» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона. 1.2.3. Лиц, непрерывно трудившихся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона. 1.2.4. Членов семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий, указанных в пункте 5 части 3 статьи 3 Закона. 1.2.5. Участников предотвращения Карибского кризиса 1962 года, указанных в пункте 6 части 3 статьи 3 Закона. 1.2.6. Одиноких пенсионеров и семей, состоящих из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), указанных в пункте 3 части 3 статьи 3 Закона. 1.2.7. Семей пенсионеров, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет, указанных в пункте 4 части 3 статьи 3 Закона. 1.2.8. Пенсионеров (не относящихся к другим льготным категориям), указанных в пункте 7 части 3 статьи 3 Закона. 2. Для получения городских мер социальной поддержки по бесплатному лекарственному обеспечению в денежном выражении либо в виде социальной услуги: 2.1. Получающие ежемесячные городские денежные выплаты, предусмотренные статьей 10 Закона, из числа: 2.1.1. Тружеников тыла, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона. 2.1.2. Реабилитированных лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона. 2.1.3. Граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, указанных в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона. 2.2. Не получающие ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета, из числа: 2.2.1. Лиц, непрерывно трудившихся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона. 2.2.2. Членов семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий, указанных в пункте 5 части 3 статьи 3 Закона, являющихся пенсионерами. 2.2.3. Участников предотвращения Карибского кризиса 1962 года, указанных в пункте 6 части 3 статьи 3 Закона. 2.2.4. Лиц, награжденных медалью «За оборону Москвы», указанных в подпункте «а» пункта 2 части 3 статьи 3 Закона. 3. Для получения городских мер социальной поддержки по бесплатному проезду железнодорожным транспортом пригородного сообщения в денежном выражении либо в виде социальной услуги: 3.1. Получающие ежемесячные городские денежные выплаты, предусмотренные статьей 10 Закона, из числа: 3.1.1. Тружеников тыла, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона. 3.1.2. Ветеранов труда и приравненных к ним лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона. 3.1.3. Реабилитированных лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона. 3.1.4. Граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, указанных в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Заявление на предоставление городских(ой) мер(ы) социальной поддержки в денежном выражении (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Предоставляется в случае отсутствия отметки о регистрации в документе, удостоверяющем личность.

      Пенсионное удостоверение либо иной документ, подтверждающий факт получения пенсии или пожизненного содержания (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      В случае получения пенсии не в ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области

      Документ о неполучении ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется заявителем из числа лиц, получающих пенсию не в ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области. В случае получения пенсии в ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области сведения запрашиваются по средствам межведомственного информационного взаимодействия без участия заявителя.

      Грамота Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту» (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      представляется заявителем из числа участников предотвращения Карибского кризиса 1962 года в случае, если документ ранее не представлялся в управление социальной защиты населения города Москвы

      Справка, выданная организацией (учреждением), имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Для граждан, проживающих в домах соответствующего жилищного фонда, относящихся к категории одинокие пенсионеры и семьи, состоящие из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), а также к категории семей пенсионеров, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет.

      Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы

      Справка о реабилитации (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      представляется в случае если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы

      Справка о признании пострадавшим от политических репрессий (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      представляется в случае если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы

      Свидетельство о рождении ребенка (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      предоставляется неработающими пенсионерами, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет, в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами города Москвы

      Свидетельство о праве на льготы реабилитированным гражданам (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы

      Удостоверение ветерана военной службы (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      образец утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда»

      Доверенность, оформленная в установленном порядке (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      при обращении законного представителя заявителя

      Удостоверение к медали "За оборону Москвы" (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      для лиц, награжденных медалью "За оборону Москвы"

      Свидетельство о праве на льготы для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы

      Удостоверение ветерана труда (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      представляется в случае выдачи документа не управлением социальной защиты населения города Москвы либо в случае, если документ не представлялся ранее заявителем в управление социальной защиты населения города Москвы. образец утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда»

      Справка МСЭ (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      для инвалидов 1 и 2 групп по зрению

      Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя. (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Сроки предоставления услуги

      30 календарных дней

      Основания для приостановления предоставления услуги отсутствуют

    • Результат оказания услуги

      Происходит:

      • Назначение ежемесячных(ой) денежных(ой) компенсаций(ии) стоимости социальных(ой) услуг(и) (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
    • Формы получения

      На WEB сайте

      через МФЦ

    • Запись в ЦГУ

      Если Вы хотите подать заявление на предоставление государственной услуги лично в центре «Мои документы», Вы можете воспользоваться формой

      Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

      Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы и его должностных лиц, МФЦ и его работников при предоставлении государственной услуги.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц ОСЗН района УСЗН АО города Москвы рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

      Жалобы на решения руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг в соответствии с соглашениями о взаимодействии, заключенными с органами исполнительной власти города Москвы рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы».

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы», принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документов указан в самих документах либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы), если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      4. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.

      5. Услуга уже предоставлена заявителю.

      6. Отсутствие у заявителя права на предоставление государственной услуги.

      7. Представление неполного комплекта документов, указанных в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем, если указанное обстоятельство было установлено в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      Основания для отказа в приеме документов

      Заявителю отказывается в приеме документов , необходимых для предоставления государственной услуги, при наличии следующих оснований:

      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Москве (данное основание не применяется в случае если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).

      3. Представление неполного комплекта документов, указанных в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

      4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги (данное основание не применяется, в случае если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

Смягчить негативные последствия бедности населения страны, снизить социальное неравенство, предотвратить иждивенчество, повысить эффективность социальных пособий, предоставить помощь в разной форме малоимущим семьям по принципу адресности, расширить рынок социальных услуг и повысить их качество для обеспечения свободы выбора граждан, которые пользуются субсидируемыми или бесплатными социальными услугами, - на всё это и направлены меры социальной поддержки. Это должно было бы быть обеспечением максимальной по эффекту защиты всех социально уязвимых людей страны, тех, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.

В планах

Эффективность социального обслуживания собственного народа должна быть гораздо большей, но меры социальной поддержки - это далеко не первая из забот современного общества нашей страны. Нет чёткого разграничения и перераспределения полномочий на всех уровнях власти, а потому в этой сфере не наблюдается ощутимых улучшений. Привлечение негосударственных организаций, конкурсное финансирование с альтернативными источниками и применение этого во всех видах социальной помощи - вот это меры социальной поддержки. Но всё перечисленное пока только в планах. Много говорится о том, что разрабатываются и будут реализованы государственные проекты по преодолению бедности, что ориентировочно её уровень снизится в среднесрочный период. Будут приниматься и другие меры социальной поддержки. Это поможет предупреждать бедность и не давать ей путей к разрастанию.

Планируется использование самых разных механизмов в подходе к определённым группам населения, социально и экономически неблагополучным. Прежде всего будет уточняться методология в определении прожиточного минимума и критериев бедности соответственно законодательству. Значит, действенное предоставление мер социальной поддержки состоится ещё не скоро, только после изучения вопроса критериев. При условии реформирования социальной среды возможна актуализация потребительской корзины, а потому будут практиковаться экспертизы потребительских корзин по регионам. Именно это теперь советуют пришедшим за помощью в учреждения социальной защиты: "Не нужно покупать дорогой стиральный порошок, лучше выбирать хозяйственное мыло, а зубы чистить зубным порошком, который значительно дешевле всех паст. В рационе должно быть больше макаронных изделий, поскольку мясо и овощи дорогие". И эти советы иногд дэ - самое действенное предоставление мер социальной поддержки.

Адресная направленность

Прежде всего нужна основательная проверка нуждаемости. На этом строятся реформы в данной сфере, о чём говорит и закон о мерах социальной поддержки. Торжествовать принцип адресной направленности любого вида социальной помощи, суть которой в том, чтобы удовлетворить потребности наиболее нуждающихся, будет ещё не скоро. Нужен постепенный подход к пересмотру работающих льгот и их отмене, как только появятся адекватные компенсационные механизмы для помощи самым малоимущим и наиболее уязвимым слоям населения страны. Закон о мерах социальной поддержки говорит о льготах, которые установлены по отношению к различным категориям работающих, например военнослужащих и работающих в правоохранительных органах. От традиционных и уже сложившихся уравнительных социальных льгот в будущем придётся отказаться совсем, а пока этот процесс только набирает ход. Абсолютно вся помощь будет выдаваться в денежной форме.

Тем не менее будут учитываться те категории населения, которые по возрастному или физическому состоянию не имеют возможности обеспечивать себя сами. В таких случаях меры дополнительной социальной поддержки будут трансформироваться в другие виды помощи. Государственную поддержку будут получать только самые у которых совокупный доход получается ниже прожиточного минимума, и которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации. Именно поэтому процедура обязательной проверки нуждаемости требует совершенствования для убеждения в том, что нуждающийся в помощи использовал все возможности для того, чтобы преодолеть тяжёлую жизненную ситуацию самостоятельно. Только тогда меры социальной поддержки отдельных категорий граждан станут действенными. Будет постепенно вводиться которая предусматривает при получении помощи встречные обязательства со стороны клиента: общественные работы, трудоустройство, социально-психологическая реабилитация и тому подобное.

Задачи властных структур

Власти должны обязательно разграничить полномочия, ответственность и права в данной сфере между государственной властью РФ, ее субъектами и местным самоуправлением. Федеральный уровень предполагает установление общих условий, правовых и организационных основ, на которых применяются меры социальной поддержки. Социальные услуги основываются на нормативной законодательной базе, формированием которой и будут заниматься федеральные власти. Именно они определят параметры существующей бедности и те механизмы, которые смогут её преодолеть. Их же прерогативой является разработка методик только адресного порядка по оказанию государственной помощи. Федеральные власти также будут осуществлять контроль на всех этапах поддержки, проверять законность решений, которые принимаются на региональных уровнях.

А вот конкретные меры социальной поддержки граждан, размеры и виды оказываемой помощи, дополнительные условия для её получения будут определяться на региональном уровне. Местное самоуправление будет непосредственно эту помощь предоставлять, поскольку оно по своей природе максимально приближено к населению. Главное - решить задачу в определении потребностей субъектов РФ относительно финансирования социальной помощи и при этом учитывать необходимость выравнивания субсидий между бюджетами. Несмотря на всё вышеизложенное, государственная социальная помощь будет всегда осуществляться из бюджетов субъектов РФ.

Категории малоимущих граждан

Чтобы усилить меры социальной поддержки детей и увеличить государственную помощь гражданам, будет обеспечена своевременно и в полном объёме выплата ежемесячного пособия. Численность людей, которые в данный момент находятся в трудной ситуации и нуждаются в немедленных решениях о мерах социальной поддержки отдельных слоёв населения, за последние годы значительно возросла. Это, прежде всего, беспризорные и безнадзорные дети, старики, лица без места жительства, военные, которые принимали участие в боевых действиях, инвалиды. Поэтому цель государственной политики - создать условия для обеспечения им равных возможностей для реализации экономических, гражданских, политических свобод и прав, которые предусматривает Конституция РФ и действующее законодательство.

Однако будет ли когда-нибудь эта благая цель достигнута? Судя по всё более возрастающей волне бюрократизма, которая захлестнула все структуры, занимающиеся социальной помощью, вряд ли скоро. Прежде всего необходимо повысить социальный статус таких людей, поднять уровень их материального обеспечения. Это касается даже военнослужащих, ветеранов ВС РФ. На сегодняшний день очень слабыми оказываются меры социальной поддержки многодетным. Им нужна гораздо большая медицинская профессиональная помощь и гораздо более высокое денежное пособие. Стране пора всерьёз задуматься о мерах социальной поддержки семьи, и, конечно, не только многодетной, но её - в первую очередь.

Инвалидам

В среднесрочном периоде приоритетными направлениями социальной помощи будут являться: реабилитация инвалидов, для чего планируется совершенствование служб медицинской экспертизы; производство средств, облегчающих быт и труд - протезных, ортопедических и других вспомогательных технических изделий, повышение их качества и расширение ассортимента; доступность сооружений и зданий для инвалидов, а также транспорта, информации, связи и тому подобного. Для выполнения этих задач социальная сфера должна рассмотреть многие вопросы: расширить рынок и повысить качество услуг, которые сейчас предоставляются, децентрализовать систему социальной службы и развивать негосударственный сектор.

В государственных планах - развитие программ конкурсных и целевых механизмов по финансированию деятельности социальных служб. Для предоставления социальных услуг инвалидам должен быть равный доступ к госфинансированию не только государственных, но и негосударственных учреждений и организаций. Нужна разработка общих требований к деятельности частных, муниципальных, государственных и иных учреждений, которые предоставляют разные виды социальных услуг, чтобы эти требования отвечали государственным стандартам по обслуживанию, чтобы работала система оценки качества при выполнении социальных программ.

Что такое социальная поддержка?

Понятие социальной поддержки появилось после принятия в августе 2004 года Федерального закона 122, где были обозначены изменения в законодательных актах РФ. Закон и изменения в нём касались принципов организации исполнительных и представительных органов власти в субъектах РФ. Меры социальной поддержки - это то, что ранее называлось льготами, но понимается под этими терминами одно и то же: когда отдельные категории населения получают некие блага или услуги без оплаты или с частичной оплатой. Большая часть этих льгот не была закреплена материально, в основном это только декларировалось (например, ветераны ВОВ - без очереди).

Меры социальной поддержки - это полное соответствие нормам закона и гарантия государства, их назначают особым категориям граждан либо за заслуги, либо по специфическим потребностям, предоставляют их и в натуральной, и в денежной форме. Социальная поддержка предоставляется периодически либо ежемесячными денежными выплатами, либо по мере необходимости натуральной выдачей. Устанавливают помощь и бессрочно, и на определённый срок с целью частично компенсировать дополнительные затраты или поддержать здоровье граждан. Размер социальной поддержки закон определяет в твёрдой сумме.

Федеральные льготники

Поскольку теперь социальная поддержка является самостоятельным видом социального обеспечения, который состоит в предоставлении особым категориям граждан периодических выплат деньгами или натурой, всех людей, имеющих право на социальную поддержку, поделили на две группы.

Первая группа - льготники федеральные:

  • герои СССР или России, соц. труда;
  • полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
  • бывшие узники фашизма - инвалиды войны, военнослужащие, которые проходили службу не в армии, а также трудившиеся на военных объектах во время войны (блокадники Ленинграда, бывшие участниками боевых действий, ветераны);
  • члены семей умерших и погибших участников войны;
  • инвалиды;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • почётные доноры.

Региональные льготники

Вторая группа - льготники региональные. Это и ветераны труда, люди, которые пострадали от репрессий и были реабилитированы. Федеральные льготники получают социальную поддержку в виде набора натуральных льгот и социальных услуг. Ликвидаторам последствий катастрофы в Чернобыле тоже предоставляются меры социальной поддержки. Это ежемесячные выплаты как возмещение причинённого здоровью вреда и денежная ежемесячная компенсация на приобретение товаров.

Если гражданин - ликвидатор последствий катастрофы в Чернобыле имеет право на две и более ежемесячных выплат, то получить он может только одну - по его выбору. Здесь исключением является только тот, кто подвергся воздействию радиации в Чернобыле или на полигоне Семипалатинска. Районный коэффициент не учитывается.

Социальные услуги

В наборе социальных услуг имеются следующие:

  • Для детей-инвалидов: по рецептам обеспечение всеми необходимыми лекарствами, медицинскими изделиями, лечебным питанием.
  • При медицинских показаниях предоставляются путёвки на санаторное и курортное лечение для профилактики заболеваний: гражданам - 18 дней, детям-инвалидам - 21 день, инвалидам с последствиями травм головного или спинного мозга - от 24 до 42 дней.
  • Бесплатный проезд на междугородном железнодорожном и пригородном транспорте до места лечения и обратно.

Социальные услуги предоставляются гражданам в период одного календарного года - от даты, когда гражданин приобрёл право на получение им социальных услуг и включительно до 31 декабря этого же года. От предоставления социальных услуг (или любой отдельной услуги) можно отказаться, написав заявление в Пенсионный фонд РФ (в территориальное отделение).

Федеральный регистр

Чтобы реализовать права граждан на получение социальной поддержки, в том числе ежемесячных выплат, и обеспечить качественное и эффективное расходование средств, которые направляются на эти цели, заполняется Федеральный регистр тех лиц, которые имеют право получать государственную социальную помощь. В этом регистре содержится основная информация о гражданах, в том числе следующая:

  • Номер лицевого счёта пенсионного страхования.
  • Имя, отчество, фамилия и обязательно фамилия, данная при рождении.
  • Дата рождения.
  • Адрес места жительства, в том числе и фактического.
  • Номер и серия паспорта или другого удостоверения личности с датой выдачи этого документа.
  • Дата включения гражданина в Федеральный регистр имеющих право получать государственную социальную помощь.
  • Категория.
  • Реквизиты документа, который подтверждает отнесение к данной категории этого гражданина.
  • Другие сведения.