Картотека арбитражных дел: казнить нельзя, помиловать

Картотека арбитражных дел kad.arbitr.ru картотека

Для того чтобы найти информацию о необходимом деле заполните любые поля в фильтре поиска и нажмите кнопку «Найти».

Лучше всего осуществлять поиск по номеру дела суда первой инстанции, который указывается в правой верхней части судебного акта. При поиске по номеру не следует указывать его дополнительную часть, идущую после года регистрации. Также не обязательны дополнительные параметры.

Если номер дела не известен, Вы можете осуществить поиск по другим параметрам.

Например, вы подали иск в Арбитражный суд города Москвы. Выбираем категорию – истец, и вводим наименование своей организации. Обратите внимание, что в названии не следует указывать организационно-правовую форму. Если название состоит из двух или нескольких слов, лучше указывать его в кавычках.

В результате поиска, содержится список дел, отсортированный по дате поступления. Если поиск результатов не дал, попробуйте уточнить его параметры и попробовать еще раз.

Картотека арбитражных дел kad.arbitr.ru : официальный сайт, обновления системы

Картотека арбитражных дел

Реализовано отображение нескольких подписей для одного судебного акта при коллегиальном рассмотрении.

Реализована функциональность ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями судей. Судебные акты доступны при вводе кода по аналогии с доступом к материалам дела в делах упрощённого производства. Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал государственных услуг (ЕСИА).

Электронный страж

Добавлена возможность подписки на получение ссылок на оригиналы судебных актов. Подписка осуществляется по номеру дела и секретному коду, который можно получить в суде. Данный раздел не предполагает направление электронных уведомлений. Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал государственных услуг (ЕСИА).

Мой Арбитр

При выборе типа участника конкретные виды управляющих (временный, административный, внешний, конкурсный, финансовый) заменены на общую формулировку «Арбитражный управляющий».

Исправлено наименование вкладок при подаче документа «Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций».

Добавлена кнопка подстановки данных арбитражного управляющего.

Уведомление о принятии или отклонении документов, поданных через «Мой Арбитр» теперь направляется не только на электронный адрес учётной записи, или установленный для него адрес для уведомлений, но и на электронную почту заявителя ходатайства или жалобы, указанную при подаче документа.

Судебная реформа поставила под угрозу существование электронных сервисов, которые внедрял и развивал ВАС РФ. К ним относится «Картотека арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), которую активно используют в работе не только юристы. Картотека обеспечивает удобство ознакомления с судебными актами по конкретным делам и является одним из реальных проявлений гласности и прозрачности правосудия. О других причинах значимости этого сервиса, а также о том, есть ли шанс его сохранения — в нашей статье.

В 2013 г. Президент России сообщил о проведении судебной реформы, включаю­щей в себя в том числе объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Процесс был стремительным, результат не заставил себя долго ждать, и уже 5 августа 2014 г. ВАС РФ завершил свою работу. Его функции (правда, в несколько видоизмененном процессуальном формате) передали Верховному суду РФ. Эта ситуация вызвала громкий общественный резонанс в профессиональной среде. Многие юристы, а также представители бизнеса отнеслись к реформе с изрядной долей критики.

В чем дело?

Пессимистичный настрой, в частности, объяснялся тем, что «за основу» взят ВС РФ, а не более прогрессивный ВАС РФ. Причем «прогрессивность» высшей инстанции для арбит­ража выражалась не только в активном продвижении новых идей по наиболее болезненным и требующим решения вопросам, толковании законодательства и высказывании час­то неординарных правовых позиций по конкретным делам, становившихся прецедентными. Есть и другой успешно реа­лизованный проект ВАС РФ, весьма значимый в современном мире, — это внедрение и развитие автоматизированных технологий в арбитражном процессе. Так, за несколько лет для многих юристов стало привычным отслеживание движения дела в Интернете, подача до­кумен­тов в электронном виде, получение неограниченного доступа к арбитражной судебной практике.

Если отношение к активности ВАС РФ в части толкования права было противоречивым (одни не скрывали своего негативного отношения, считая это подменой законотворческой дея­тельности, которой не должны заниматься суды, другие, напротив, видели только плюсы: унификация практики, возможность более четко квалифицировать ту или иную ситуацию), то работа системы «Электронное правосудие» вряд ли у кого-то вызывала нарекания (за исключением, разумеется, недовольств при неизбежных технических сбоях, носивших частный характер).

Внедрение системы автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале системы «Электронное правосудие» является одним из важнейших достижений ВАС РФ. Эта система, в частности, включает «Картотеку арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), «Банк решений арбитражных судов» (http://ras.arbitr.ru/), «Календарь судебных заседаний», «Мой арбитр» и др.

Норма права

Информационная система «Картотека арбитражных дел» (КАД) — информационная система, обеспечивающая автоматический централизованный сбор информации о движении судебных дел из арбитражных судов и их представление в сети Интернет. В КАД размещается в полном объ­еме вся информация о судебном деле, а также тексты всех судебных актов, за исключением текстов судебных актов, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. КАД является основным мес­том размещения текстов судебных актов арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет.

Информационная система «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) — информационная система, обеспечивающая представление судебных актов, завершающих рассмотрение судебных дел.

<…> Использование судами сис­тем автоматизации является обязательным.

(абз. 4, 5, 8 п. 7 Инструкции по делопроизводству в арбит­ражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 100).

Одна из подсистем «Электронного правосудия» — «Картотека арбитражных дел» (КАД, картотека) — удобный инструмент, ставший привычным в работе юриста. Так, по картотеке можно найти любой судебный акт, вынесенный по любому делу, рассмотренному любым арбитражным судом. Кстати, им пользуются не только юрис­ты, но и представители бизнеса, в частнос­ти, чтобы узнать информацию о своих контрагентах.

Реформа и слияние двух судов создали угрозу существованию этой системы. Дело в том, что у судов общей юрисдикции есть своя система — ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru). Поэтому появились предположения о том, что картотеку интегрируют в эту систему, существующий архив перенесут туда, а новые судебные акты будут размещаться непосредственно в ней. В этой системе тоже есть функция поиска по делам и судебным актам. Однако ее работа, к сожалению, далека от совершенства: поиск может занимать значительное количество времени, его результаты не всегда корректны, многие судебные акты и дела в ней отсутствуют: суды размещают их нерегулярно. На фоне отлаженной работы судов по размещению информации в КАД работа ГАС «Правосудие» значительно проигрывает.

В апреле 2013 г. ­ВЦИОМ опуб­ликовал результаты оценки «Картотеки арбитражных дел» и ГАС «Правосудие» представителями юридического сообщества. Оценка происходила по ряду критериев, в частности: удобство пользовательского интерфейса, доступность сайта, качество системы поиска и сис­тематизации данных, полнота и оперативность обновления информации. Результаты опроса показали, что оценки критериев качества работы КАД выше, чем портала ГАС «Правосудие». Отмечается, что эксперты были единодушны во мнении, что система арбитражных судов кардинально превосходит систему судов общей юрисдикции в плане раскрытия информации. В качестве основной причины недостаточной эффективности информационной сис­темы судов общей юрисдикции они называют организационный и человеческий характер. По мнению экспертов, сайты районных, городских и других судов общей юрисдикции обновляются очень редко и неполно либо информация на них вообще не публикуется (источник информации — официальный сайт www.wciom.ru).

Что было…

В Интернете и прессе периодически возникала различная информация о сроках действия КАД. Версии отличались: некоторые предполагали, что картотека завершит свое существование одновременно с ВАС РФ и его официальным сайтом, другие утверждали, что она проработает до конца 2014 г., ссылаясь на слова начальника управления информатизации ВАС РФ, говорили о том, что договоры поддержки технической системы будут действовать до 2015 г.

5 августа 2014 г., одновременно с ВАС РФ, прекратил работу и его официальный сайт (www.arbitr.ru) в привычном для пользователей виде. Тогда же произошел сбой в работе системы КАД (страница не открывалась или же открывалась, но в карточку дела пользователь зайти не мог). Многие пользователи, обсуждавшие это в профессиональных группах и на интернет-порталах, предполагали, что это «начало конца». Кроме того, начались сбои в работе сервиса «Мой арбитр» при направлении до­кумен­тов в электронном виде. Все ситуации в итоге разрешились. На день написания статьи картотека работает. Но вопрос о том, сохранится ли «Картотека арбитражных дел» в будущем, все еще остается открытым. Простыми обсуждениями в кулуарах и на интернет-площадках дело не ограничилось. Инициативные юристы пошли дальше.

Для сохранения электронной «Картотеки арбитражных дел» на сайте РОИ (www.roi.ru) в октябре 2014 г. была создана инициатива для голосования за сохранение КАД (номер инициативы — 23Ф15406). В описании инициативы отмечается, что система электронного доступа к правосудию служит удобным подспорьем в работе юристов, является качественной базой для формирования единства правоприменительной практики, обеспечивает реа­лизацию принципа гласнос­ти судопроизводства. При этом скорость работы системы и актуальность информации достигли высокого уровня, а за три года работы системы ею воспользовались более 19 млн пользователей. На момент подписания статьи за инициативу отдано 2803 голоса, что составляет всего 2,8% от числа голосов, необходимых для передачи (для рассмот­рения этой инициативы рабочей группой (на федеральном уровне необходимо 100 000 голосов)). Предлагаемое решение — внести в федеральное законодательство изменения, направленные на сохранение и поддержание работоспособности КАД, а также создать аналогичную картотеку судов общей юрисдикции.

… и что будет?

На этой неделе, 27 января 2015 г., на сайте Правительства РФ (www.government.ru) появилась обнадеживающая информация, позволяющая думать, что картотека все же не будет уничтожена. Правительство РФ в целом поддержало проект федерального закона № 546601-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (о системе «Элект­ронное правосудие»), внесенный в Госдуму РФ на рассмот­рение 16 июня 2014 г.

В пояснительной записке к законопроекту перечислены функции основных электронных сервисов, а также сделана ссылка на упомянутое выше исследование ­ВЦИОМ, которым КАД признана идеальным порталом для публикации судебных актов, существенно превосходящим по полноте и актуальности информации, качеству и удобству поиска, интерфейса и работы систему ГАС «Правосудие», используемую судами общей юрисдикции. Кроме того, в пояснительной записке подчеркивается, что система «Электронное правосудие» во многом не имеет аналогов и за рубежом, что подтверждает передовые позиции России в области информатизации госуправления, сферы правосудия.

С целью сохранения достижений ВАС РФ предлагается внес­ти в АПК РФ изменения, предусматривающие:

  • обязательность опубликования на официальных сайтах судов, а также в картотеке рассматриваемых арбитражными судами дел и банке решений арбитражных судов в Интернете судебных актов арбитражных судов, Судебной коллегии Верховного суда РФ и Президиума Верховного суда РФ, для чего дополнить ст. 15 АПК РФ ч. 4;
  • право участников судопроизводства подавать любые до­кумен­ты в арбитражные суды, а также в ВС РФ с помощью специальной системы подачи до­кумен­тов в суды в электронном виде (сейчас эта система называется «Мой арбитр»);
  • обязательность отражения любых изменений в судебном деле в картотеке дел в Интернете, рассматриваемых арбитражными судами, а также возможность получения информации о движении дела в судах (включая ВС РФ) с помощью автоматизированной рассылки информации по электронной поч­те (сейчас эта система называется «Электронный страж»).

Правительство РФ в отзыве указывает ряд замечаний к законопроекту. Но ключевая идея проекта о том, что электронные сервисы ВАС РФ, включая «Картотеку арбитражных дел», нужны и в новых реалиях, поддержана без сомнений.

В Российской Федерации во многих сферах вводят электронные информационные системы, которые ускоряют процессы, деятельность госорганов становится на порядок прозрачней. Одной из таких на сегодняшний день есть картотека арбитражных дел, причем она является одним из «первенцев» перехода на электронный вариант взаимодействия разных сторон судопроизводства, так как работает уже не первый год.

Высший арбитражный суд картотека дел, что это?

Данная картотека поддерживает получение, сохранение, выдачу информации по всем делам которые рассматривает каждый российский арбитражный суд, как уже закрытых, то есть тех, по которым принято решение и только проходящих рассмотрение. Это дало возможность создать единое рабочее пространство, которое обеспечивает эффективную работу судей, адвокатов, других специалистов, удобный, оперативный доступ всех участников судебных разбирательств, что делает правосудие, более прозрачным, позволяет быстро разрешить спор, а значит соответствующим своему названию. Высокий уровень удобства, эффективности сделал сервис востребованным, многие специалисты уже задумываются о создании полноценной системы, обеспечивающей электронное правосудие.

Эту систему часто связывают с ВАС (Высший арбитражный суд, расформирован в 2013 г, ее функции возложены на Верховный суд РФ), так как данная инстанция внедрила сервис, причем его работа была открыта сразу во всех арбитражных судебных учреждениях.

Сегодня происходит объединение картотеки с системой ГАС Правосудие, это основной электронный инструмент судов общей юрисдикции и скорей всего в 2018 г. произойдет прекращение самостоятельного существования картотеки, заработает новая версия системы. Но, пока что сервис будет оставаться образом успешной модернизации госсистемы.

Как искать документ?

Чтобы найти нужный судебный документ, акт нужно иметь Интернет и с его помощью попасть на http://kad.arbitr.ru/, можно просто набрать Арбитр.ру или Кадарбитр. Также можно попасть в картотеку посетив официальный сайт любого из 112 арбитражных судов или с главного сайта арбитражных судов (www.arbitr.ru). На любом их них в левой колонке или сверху нужно найти раздел «Картотека арбитражных дел», нажав кнопку попасть в нужный раздел, где останется ввести собственные данные, затем получить документ.

Кad arbitr ru

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Место в судебной системе

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Хотелось бы затронуть проблему, которая волнует не каждого, а прежде всего юристов, представителей бизнеса и тех граждан, кому в решении рабочих вопросов необходима информация о ходе и результатах арбитражных судебных дел.

После принятия Государственной Думой РФ пакета президентских поправок «О реформировании судебной системы и объединении Верховного Арбитражного суда (ВАС) РФ и Верховного суда (ВС) РФ» сразу стало ясно – кардинальных изменений долго ждать не придется, в том числе и в сфере информационно-технического обеспечения работы судов. Всех, кому приходилось пользоваться картотекой арбитражных дел (КАД), очень обеспокоил вопрос сохранения картотеки в том виде, в котором она существует на сегодняшний день.

Картотека арбитражных дел - это ресурс, который предоставляет информацию практически по всем делам, которые когда-либо были рассмотрены в арбитражных судах России. К каждому делу формируется карточка, где отражается вся информация по делу и прикрепляются принятые по делу процессуальные документы.В свое время появление КАД сделало арбитражный процесс удобным и прозрачным.

Картотекой пользовались не только юристы, которым стало проще узнавать об информации по делу и заседаниях, знакомиться с документами, но и представители бизнеса, в частности - инвесторы, которые узнавали сведения об исках против компании, изучали практику, оценивали риски.

Финансирование системы предусмотрено внутренними регламентными документами ВАС РФ. Ежегодно на ее поддержание требуется около 15 млн. рублей.

Ранее, при рассмотрении Госдумой проектов новых законов о деятельности объединенного Верховного суда России, ВАС предложил поправки о сохранении картотеки арбитражных дел. В частности, ВАС просил оставить в рабочем состоянии все информационные ресурсы арбитражных судов, включая их официальные сайты, интернет-портал арбитражных судов, картотеку арбитражных дел, банк решений арбитражных судов, а также «систему подачи документов в арбитражные суды в электронном виде, систему делопроизводства в арбитражных судах, систему электронного документооборота, систему единого штатного расписания». По замыслу ВАС поддержкой этих ресурсов должны были заняться «объединенный» ВС и Судебный департамент при ВС. Однако, эта инициатива поддержки у депутатов Госдумы не встретила.

В базе картотеки находится информация об 11,9 млн. дел. За три года картотекой воспользовалось 19 млн. человек. Опасения пользователей по поводу утраты картотеки основаны на предположении, что ВС не будет поддерживать чужой продукт и может соединить его со своей картотекой ГАС «Правосудие», которая основана на совершенно иных принципах. И попытка сэкономить средства может привести к утрате актуальной информации.

В феврале 2013 года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса юридического сообщества по вопросу сравнения систем КАД и ГАС. По оценкам большинства КАД является «идеальным порталом для публикации судебных актов». ГАС же, по мнению участников исследования, необходимо еще долго развивать до уровня КАД.

По словам начальника управления информатизации ВАС Игоря Соловьева картотека арбитражных дел точно будет существовать до начала 2015 года - все необходимое для ее бесперебойной работы ВАС сделал: деньги выделены и заключены договоры для техподдержки системы. Однако никто сегодня не даст гарантий, что картотека сохранится в прежнем виде и после 2014 года.

Уже сейчас специалисты сталкиваются с проблемой участившихся сбоев в работе КАД. Если она исчезнет совсем или будет работать с такими же перебоями и такой же организацией, как ГАС «Правосудие», то становится совершенно непонятно, каким образом будет организована информационная работа судов? И это - в ситуации сегодняшнего дня, когда объем рассматриваемых дел и информации по ним постоянно увеличивается.

Суды просто физически не смогут предоставлять оперативную информацию хотя бы по самым распространенным вопросам: о дате и о времени судебных заседаний! Сегодня необходимо затратить определенное время, чтобы позвонить в арбитражный суд и узнать интересующую информацию, а уж о судах общей юрисдикции вообще говорить не приходится - туда не просто сложно, но зачастую невозможно дозвониться. У большинства юристов в производстве, как правило, не одно дело, а несколько, и они могут быть в разных судах. Таким образом, если не получилось дозвониться – приходится ехать в суд, стоять в очередях, - и только затем, чтобы узнать информацию! Все это происходит в XXI веке! - веке, когда информация играет наиболее важную роль, а оперативность ее получения предоставляет возможность принимать обдуманные и проанализированные решения.

Еще один существенный и нерадостный момент: судебные системы объединяют не по принципу организованного арбитража, а по принципу абсолютно неорганизованной общей юрисдикции.

КАД является частью системы «Электронное правосудие», включающей и другие компоненты, такие, как «Мой Арбитр» (подача электронных документов в суд), «Календарь судебных заседаний». Разработкой этой системы занималось ЗАО «Право.ru». Сейчас лицензией на использование «Электронного правосудия» обладает ВАС РФ. Она предоставлена на весь срок действия исключительного права. Дополнительных лицензионных платежей договор не предусматривает. Эта лицензия будет распространяться и на ВС РФ как правопреемника ВАС РФ. Техническая поддержка должна осуществляться до конца 2017 года. Только встает вопрос: а будет ли ВС РФ выделять денежные средства на картотеку и ресурсы для ее нормального функционирования? Нужно ли это Верховному Суду РФ? Пока вопросы остаются без ответа.

На фоне уже совершенных действий, таких как: полная ротация состава Коллегии по экономическим спорам; заявления о пересмотре большинства Постановлений Пленума ВАС РФ, и наличие до конца не понятных и не урегулированных процессуальных вопросов – ликвидация или, как минимум, изменение такого налаженного механизма, как картотека арбитражных дел, свидетельствует о том, что судебную систему в Российской Федерации сегодня «лихорадит», и пойдет ли она «на поправку» в ближайшее время - не известно.