Конституционное производство складывается из следующих стадий решения. Стадии конституционного судопроизводства. Порядок заседания КС РФ. Тема: «Конституционное судопроизводство в России»

I. ПРОВЕРКА ЖАЛОБЫ СЕКРЕТАРИАТОМ КС РФ

Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.

Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению / об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.

При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний .

Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний. В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.

Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается . В принципе, это характерно для западной судебной системы - например, для голландских, английских судов и т.д. - но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».

Принятие решения - а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») - происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.

V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Текст решения обычно уже в день оглашения (хотя и не всегда) появляется на сайте КС РФ по адресу www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx и высылается сторонам по почте.

На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено - изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

Определение , по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 статье 3 (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р);

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение , по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р).

Конституционное судопроизводство включает пять основных стадий. Первая стадия предварительное изучение обращений, поступивших в Суд. Обращение в Конституционный Суд РФ может подаваться в формах запроса, ходатайства или жалобы. В запросах, как правило, излагаются просьбы об оценке конституционности нормативного правового акта, о толковании Конституции РФ. Их направляют уполномоченные органы или суды. В жалобах физических и юридических лиц оспаривается конституционность положений конкретных нормативных правовых актов

Вторая стадия принятие Судом обращения к рассмотрению. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

Третья стадия подготовка дела судьей-докладчиком к судебному слушанию. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Четвертая стадия. рассмотрение и разрешение дела в пленарном заседании или в заседаниях палат. Исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В ходе конституционного судопроизводства предусматриваются следующие формы судебных действий: заслушивание объяснений сторон; ознакомление с заключением эксперта; заслушивание показаний свидетелей; исследование документов, обстоятельств, доказательств; заслушивание заключительного выступления сторон.

Пятая стадия принятие, оглашение и опубликование решения Суда. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ, как правило, считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением. Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания.



Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарном заседании, в котором участвуют все 19 судей, и заседаниях двух палат. Одна включает в себя 10 судей, другая 9 судей. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Однако исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: дает толкование Конституции РФ; разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; решает некоторые принципиальные организационные вопросы деятельности Суда.

Решения Суда по существу отнесенных к его компетенции вопросов именуются постановлениями. Решения Конституционного Суда РФ по существу запросов о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ, а также о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) именуются заключениями. Решения по процедурным вопросам, принимаемым в ходе конституционного судопроизводства, именуются определениями. В форме определений, например, Конституционный Суд РФ отказывает заявителю в принятии обращения к рассмотрению.

Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется следующими признаками. Решения:

1) обязательны на всей территории России для всех государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан иих объединений;

2) не подлежат обжалованию;

3) вступают в силу немедленно после провозглашения; являются окончательными;

4) не могут быть преодолены повторным принятием акта, признанного неконституционным и, как следствие, утратившим юридическую силу;

5) действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта. Этот акт должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

Решения Конституционного Суда РФ имеют сложную правовую природу. С одной стороны, они представляют собой индивидуальные акты правоприменительного органа. С другой стороны, в содержании некоторых решений Суда можно усмотреть положения, которые характеризуются свойством нормативности. Неверно, однако, утверждать, что все решения Суда содержат нормы права и являются, таким образом, источниками права.

Так, постановления Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ носят официальный и обязательный характер. О нормативности соответствующих решений Суда в законодательстве ничего не говорится. В то же время анализ постановлений о толковании позволяют говорить, о нормативном значении конституционного толкования. В отдельных постановлениях Суда положения Конституции РФ были не просто разъяснены или конкретизированы. Например, Конституционный Суд РФ существенно развил процедуру изменения наименования субъекта РФ, предусмотрев включение нового наименования в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ.

Вопрос о том, может ли судебный орган конституционного контроля в процессе толкования создавать нормы права и создает ли он их в реальности, до сих пор остается окончательно нерешенным ни в законодательстве, ни в научной литературе.

Конституционный Суд РФ формулирует правовые позиции. Правовая позиция Конституционного Суда РФ это выводы, доводы Суда в отношении того или иного правового явления, которые служат основанием итоговых решений и образуют их интеллектуально-юридическое содержание. Конституционный Суд РФ в процессе рассмотрения вопроса о конституционности конкретной оспоренной нормы исследует определенный, концептуальный вопрос юридической науки и практики, итоговый вывод, довод по которому будет являться правовой позицией.

Правовые позиции встречаются практически во всех решениях Конституционного Суда РФ, как в их мотивировочных, так и в резолютивных частях.

В качестве примера можно привести следующую правовую позицию:

публичная власть может быть как государственной, так и муниципальной (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П; от 15.01.1998 № 3-П).

Правовые позиции так же, как и решения Конституционного Суда РФ в целом, могут признаваться общеобязательными. В законодательстве прямо не указывается, какую юридическую силу имеют правовые позиции Суда как отдельные части его решений. Общеобязательными, очевидно, могут считаться правовые позиции Конституционного Суда РФ, которые находятся в прямой взаимосвязи с итоговым выводом конкретного решения, непосредственно предопределяют результат разрешения спора.

Об обязательности правовых позиций Конституционного Суда РФ для всех государственных органов и должностных лиц речь идет в одном из определений Конституционного Суда РФ и лишь в отношении правовых позиций, содержащих толкование конституционных норм либо выявляющих конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Суда в резолютивной части его решений.

Конституционный Суд РФ связан своими правовыми позициями. При рассмотрении и разрешении последующих дел, аналогичных или похожих на предыдущие, Суд обязан ссылаться на ранее высказанные правовые позиции. В случае если большинство участвующих в заседании палаты Конституционного Суда РФ судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Следование Конституционного Суда РФ своим правовым позициям позволяет ему выносить согласованные между собой решения.

Наиболее значимые и часто повторяющиеся в решениях Конституционного Суда РФ правовые позиции можно характеризовать в качестве конституционно-правовых принципов. Среди них можно назвать: принцип предсказуемости действий (бездействия) и решений органов публичной власти; принцип пропорционального (соразмерного) ограничения прав и свобод; принцип информационной открытости, прозрачности деятельности публичной власти и др.

РАЗДЕЛ 13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия конституционного судопро­изводства охватывает относительно замкнутый комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель - вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.

Г"^1ожно выделить следующие стадии судебного конституци­онного процесса: 1) внесение обращений в конституционный


суд; 2) предварительное рассмотрение обращений в конституци­онном суде; 3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательст­ву; 5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы); б) совещание, голосование и принятие конституцион­ным судом итоговых решений; 7) провозглашение, опубликова­ние и вступление в силу решений конституционного суда;

8) исполнение решений конституционного суда.;

\ Процессуальные сроки. Общим для всех стадий конституцион­ного судопроизводства является вопрос о сроках.}

Установление процессуальных сроков имеет своей целью из­бавление от рассмотрения неактуальных дел, предупреждение не­гативных последствий для сторон и общества в целом, которые могут наступить при волоките в судебном рассмотрении дела. Со­блюдение процессуальных сроков дисциплинирует стороны и су­дей в их работе. В целях обеспечения прав человека на судебную защиту Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (пункт 1 статьи 6) ориентирует на рассмотрение дел в судах в ра­зумные сроки. На соблюдение принципа разумной достаточности относительно процессуальных сроков направлены соответствую­щие рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 16 сентября 1986 года. Крайне сжатые сроки на практике могут привести к поверхностному, недостаточно глубокому рассмотре­нию дела, в конечном счете - к судебной ошибке.



Сроки прохождения дела на различных стадиях конституци­онного судопроизводства различны и могут дифференцироваться применительно к отдельным категориям рассматриваемых дел. Течение процессуальных сроков приостанавливается с момента отложения (приостановления) рассмотрения дела либо со вре­мени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для отложения (приостановления) процесса. Со дня возобновле-ния процесса течение процессуальных сроков продолжается.

По просьбе судьи-докладчика или участников процесса кон­ституционный суд или председатель конституционного суда мо­гут продлить установленный срок. Лицам или другим субъектам Обращения, пропустившим установленный срок по причинам, Признанным конституционным судом уважительными, пропу­щенный срок может быть восстановлен.

Весьма сжатыми являются сроки прохождения стадий консти­туционного судопроизводства в Конституционном Суде Армении. Заявитель в пятицневный срок в письменной форме уведомляет­ся о несоответствии его заявления требованиям закона. Предва-


рительное изучение заявления членом Конституционного Суда должно быть завершено не позднее чем через 12 дней после ре­гистрации. В трехдневный срок после доклада Председателю Конституционного Суда о результатах изучения заявления по­следний созывает заседание Конституционного Суда для реше­ния вопроса о принятии дела к рассмотрению. Рассмотрение дела начинается не позднее чем через 20 дней после регистрации заявления. Заседание Конституционного Суда продолжается,до принятия Судом итогового решения.

В Республике Молдова в соответствии с положениями Ко­декса конституционной юрисдикции Председатель Конституци­онного Суда определяет-сроки изучения обращения и представ­ления доклада судьей-докладчиком, которые не могут превы­шать 60 дней с момента регистрации обращения. При необходи­мости изучения большого объема материалов этот срок может бытьпродлен на 30 дней.

/Процессуальные сроки в Конституционном Суде Российской Федерации. В Конституционном Суде Российской Федерации предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента его регистрации. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обра­щения судьей (судьями). Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного Суда или в заседани­ях палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обраще­ний к рассмотрению. Относительно других стадий конституци­онного судопроизводства какие-либо сроки не установлены.

Процессуальные сроки исчисляются с момента регистрации обращения^

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации установил порядок исчисления процессуальных сроков.

Течение сроков, с которыми связывается наступление опре­деленных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, установленной в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" или в решении Конституционного Суда.

Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяца­ми, истекают в соответствующее число последнего года или ме­сяца установленного срока. Если последний день срока прихо­


дится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 15 Федерального конституционного зако­на "О Конституционном Суде Российской Федерации", сроки исчисляются исходя из фактически прошедшего времени неза­висимо от того, является ли соответствующий день рабочим или нерабочим.

^бТгг^с^, 2. Внесение обращений в конституционный суд

(, Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет ме­сто применительно ко всем категориям дел за исключением тех случаев, когда возбуждение разбирательства осуществляется по инициативе самого конституционного суда. Но и в этом случае, видимо, можно признать наличие этой стадии, так как инициати­ва должна исходить от судьи, либо группы судей, либо должност­ных лиц суда (председателя и других^

Обращение в конституционный суд - это может быть за­прос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.п., - отве­чающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела в конституционном суде. Практически в конституционный суд может обратиться любой субъект права (будь то гражданин или государственный орган) вне зависимости от того, предостав­лено ему такое право законом или нет. Иными являются по­следствия. Обращение будет принято судом к рассмотрению лишь от тех субъектов, которым дано такое право по закону, регулирующему конституционное судопроизводство.

Общие требования к обращению. В обращении указываются все необходимые реквизиты того, кто обращается в конституци­онный суд, а также наиболее полный перечень данных, включая обоснование правовой позиции, с тем чтобы конституционный суд, не запрашивая всякий раз дополнительные документы, мог решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению. Законы о конституционных судах подробно регламентируют общие и специальные требования, предъявляемые к обращению по той или иной категории дел.

^ внесение обращения в Конституционный Суд Российской Фе­дерации. Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.


В соответствии со статьей 37 Федерального конституцион­ного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомочен-ными лицами). В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд в качестве органа, в который на­правляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фами­лия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и Федераль­ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубли­кования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положе­нии Конституции Российской Федерации, подлежащем толко­ванию;

7) конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституцион­ным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее пра­вовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Кон­ституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (статья 38) определяет перечень необходимых документов, прилагаемых к обращению, с указа­нием количества представляемых экземпляров. В их числе:

1) текст_акта^ подлежащего проверке, или положения Кон­ституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий пол­номочия представителя, за исключением"случаев, когда предста­вительство осуществляется по должности, а также копии доку­ментов, подтверждающих право лица выступать в Конституци­онном Суде Российской Федерации в качестве представителя;


3)^документ^об^ уплате государственной пошлины;

4) переводина государственный язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов^ которых предлагается вызвать в заседание Конститу­ционного Суда, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы и иные мате­риалы представляются в Конституционный Суд Российской Фе­дерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Гражда^ не представляют необходимые документы с копиями в количест-BCJpex экземпляров.

Государственная пошлина. Конституционное судопроизводст­во осуществляется бесплатно. Однако это не исключает уплату государственной пошлины стороной, которая обращается в кон­ституционный суд, а также того, что сторона, проигравшая в де­ле, несет часть судебных расходов.

В соответствии со статьей 39 Федерального конституцион­ного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения в Конституционный Суд оплачиваются государст-венноидощлиной:

^запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

f жалоба юридического лица - в размере пятнадцати мини­мальных размеров оплаты труда;

) жалоба гражданина - в размере одного минимального раз­мера оплаты труда.

В Российской Федерации государственной пошлиной не оп­лачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, за­просы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого престу­пления.

/Конституционный Суд Российской Федерации своим реше-»*BieM может освободить гражданина, с учетом его материального "положения, от уплаты государственной пошлины либо умень-[Идггь ее размер.

^Государственная пошлина возвращается заявителю в случаях, вели обращение не было принято к рассмотрению! Регламент Конституционного Суда Российской Федерации определил по­рядок освобождения от уплаты государственной пошлины и воз-


вращения государственной пошлины. Вопрос об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины или уменьше­нии ее размера решается Конституционным Судом по заявле­нию гражданина, которое может быть рассмотрено на любой стадии конституционного судопроизводства. Об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера или об отказе ему в этом Конституционный Суд вы­носит мотивированное определение, излагаемое в виде отдель­ного документа.

Если в предусмотренных законом случаях обращение не принято к рассмотрению или возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом Кон­ституционного Суда, государственная пошлина возвращается полностью на основании справки за подписью руководителя Секретариата, которая выдается заявителю вместе с подлинным документом о произведенной уплате государственной пошлины. В таком же порядке заявителю возвращается излишне уплачен­ная государственная пошлина.

Всдучае вынесения Конституционным Судом определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату^ При этом заявителю^11ьщается~"справка за подписью руководителя Секретариата Суда и подлинный документ о произведенной уп­лате государственной пошлины.

Государственная пошлина, уплаченная при обращении в Конституционный Суд в размере, установленном законом, дей­ствовавшим на момент ее уплаты, не может быть пересмотрена в сторону увеличения.

3. Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах

[Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью проверку обращения заявителя в конституционный суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям^

[Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в конституционном суде в предварительном порядке^ Прежде всего, оно может быть рассмотрено структурными подразделе­ниями аппарата конституционного суда.^Роль аппарата консти­туционного суда зависит от тех полномочий по определению


судьбы поступившего в конституционный суд обращения, кото­рыми он наделяется: будет ли оно принято, или оно будет воз­вращено заявителю, или направлено в другие органы и учрежде­ния по подведомственности^

Существует несколько подходов в определении полномочий аппарата конституционного суда: 1) аппаоат_суда_вуполняет чисто организационно^гехнические, регистрационные функции (ведет делопроизводство^ прйем""посетителей и т.п.). В этом слу­чае основной объем работы по проверке обращений выпадает на долю судей. Обычно для рассмотрения обращений на этой ста­дии судопроизводства создаются небольшие по численному со­ставу структурные подразделения суда (секции судей); 2) аппа­рат суда наряду^^казанными функциями наделяется_подномо чиями по проверке_обра1цений_^1@_^ормальнь1м__основаниям (форма обращения, уплата государственной пошлины и др7). Удовлетворяющие требованиям закона обращения направляются из аппарата председателю суда, председателем - коллегии (палате, сенату, секции) или судьям непосредственно для изуче­ния и принятия по ним решений; 3) аппарат-конституционного суда наделяется дополнительно полномочиями по_проверке об­ращений по^^^ерйальныкГ^основаниям (подведомственность обращения, надлежащийТСЯГнёнадлежащий субъект обращения и др.). В этом случ^ае^алшарат^<ежетвеЕнуть_заявитедю его об­ращение как неподведомственное^не допускаемое для рассмот­рения конституционным судом.

В целях обеспечения права человека на судебное рассмотре­ние дела в разумные сроки, повышения эффективности отправ­ления правосудия предпринимаются меры по разгрузке консти­туционных судов в условиях все возрастающего числа дел, по освобождению судей от внесудебных функций с одновременным расширением полномочий аппаратов конституционных судов. [Наблюдается тенденция наделения аппаратов конституционных судов широкими полномочиями не только административного характера, но и юрисдикционными, связанными с проверкой обращений в конституционный суд по формальным и матери­альным основаниям^ Это позволяет отсеивать неподведомствен­ные суду обращения, экономить силы и время судей, давая им возможность сосредоточиться на сугубо судейских функциях, Дозволяет отправлять правосудие в приемлемые сроки") Как от-1<вчали участники конференции руководителей секретариатов ^дебных органов, организованной Советом Европы совместно с Европейским союзом судебных секретарей и проходившей 19-


21 марта 1997 года в Страсбурге, объем полномочий аппаратов судов, распределение компетенции между ними и судьями до сих пор являются предметом дискуссий.

Как бы ни распределялись полномочия между аппаратом конституционного суда и судьями, в конечном итоге последнее слово остается за судьями- и конституционным судом в целом.

Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде Российской Федерации. /Федеральным конституционным законом "О КонституционномСуде Российской Федерации" на Секретариат Конституционного Суда возложены помимо обыч­ных для аппарата учреждения функций весьма ответственные полномочия по предварительному рассмотрению поступающих обращений.^

Изучение обращения начинается с группы писем. Обраще­ние может быть подано лично через приемную и канцелярию Конституционного Суда.

(обращения по вопросам, входящим в компетенцию Консти­туционного Суда Российской Федерации, с соответствующими предложениями передаются руководителю Секретариата Кон­ституционного Суда либо его заместителю в зависимости от рас­пределения полномочий между ними.)

В случае необходимости предварительного, более глубокого изучения специальных вопросов обращение направляется в со­ответствующие управления, после чего оно с краткой справкой управления по изученному вопросу возвращаетсяТруководителю Секоета^иаталибо ргтямрптмт^пп, Пдг-.др^нир.дередаю! обра-щенияПредседателю Конституционного Суда либо его замести­телю для направления судьям/

" В Федеральном конституционном законе "О Конституцион-, ном Суде Российской Федерации" (статья 40) установлено, что в случаях, если обращение:

( 1) явно не подведомственно Конституционному Суду Рос­сийской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям Федерального консти-| туционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

1 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не ус­тановлено Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.


Заявитель после устранения недостатков, связанных с фор­мой обращения, и при оплате государственной пошлины вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Россий­ской Федерации.

(если обращение явно не подведомственно Конституционно­му Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда может направить его в государственные органы или орга­низации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. \

^Т1ри предварительном рассмотрении обращений Секретариа­том Конституционного Суда не вызывает особых трудностей проверка обращений на их соответствие требованиям Федераль­ного конституционного закона "О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации" по форме, включая уплату государственной пошлины, а также определение некомпетентного на подачу об­ращения в Конституционный Суд органа или лица-J

Значительно сложнее определить "явную неподведомствен­ность Конституционному Суду" обращений компетентных орга­нов и лиц. Приведем наиболее характерные примеры такого ро­да обращений в Конституционный Суд.

Заявители просят о пересмотре приговора, судебного реше­ния, правоприменительного акта об отказе в получении кварти­ры, выплаты пенсии и т.д., что связано, как правило, с установ­лением фактических обстоятельств, их правовой квалификацией, с проверкой доказательств. В соответствии с действующим зако­нодательством подобные обращения подведомственны исполни­тельным, правоохранительным органам государственной власти, судам общей юрисдикции, арбитражным судам.

Явно неподведомственны Конституционному Суду обраще­ния заявителей о заведомо ненормативных актах (в случае со­мнения относительно характера правового акта обращения пере­даются судьям для предварительного изучения), обращения гра­ждан и судов о проверке конституционности подзаконных нор­мативных актов (указов Президента Российской Федерации, по­становлений Правительства Российской Федерации, норматив­ных актов министерств и ведомств^

Компетенция и практика работы Секретариата Конституци­онного Суда Российской Федерации время от времени вызывает споры в самом Суде, иногда ее оспаривают и заявители. Защита от возможных ошибок Секретариата обеспечивается правом зая­вителя во всех случаях потребовать вынесения решения Судом (часть вторая статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").


В Государственную Думу поступили предложения об изменении статьи 40 Закона, направленные на лишение Секретариата Конституционного Суда права возвращать заявителям явно не подведомственные Суду обращения, а также направлять их в компетентные государственные органы или органи­зации.

Внесение в Закон такого изменения привело бы к перегрузке Суда ты­сячами ошибочных обращений, к замедлению рассмотрения дел, действи­тельно того заслуживающих, т.е. просто дезорганизовало бы его работу, Достаточно сказать, что обращения, не имеющие отношения к конституци­онной материи, составляют примерно 97 процентов всех обращений в Кон­ституционный Суд, которых в год поступает около 10 тысяч.

Право пересылать обращения в компетентные органы служит интересам граждан. Впрочем, Секретариат пользуется этим пра­вом осторожно: в первом квартале 1997 года из поступивших более 2,7 тысячи обращений в компетентные органы было пере­слано 127.

В случае, если заявителем оспаривается вывод, содержащийся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата, о несоот­ветствии обращения требованиям Закона, Председатель Консти­туционного Суда поручает одному или нескольким судьям (в со­ответствии с установленными критериями распределения обраще­ний между судьями) провести проверку обоснованности приня­того Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее месяца_докладываются судьей в пленарном заседании.

Щри признании решения Секретариата обоснованным Кон­ституционный Суд выносит определение о несоответствии об­ращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Копия оп­ределения Конституционного Суда направляется заявителю.

Если обращение подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, исходит от надлежащего субъекта и оформлено в соответствии с предъявляемыми Законом требова­ниями, Председатель Конституционного Суда Российской Фе­дерации в соответствии со статьей 41 Федерального конституци­онного закона "О Конституционном Суде Российской Федера­ции" поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения] которое должно быть завершено не позд­нее двух месяцев с момента регистрации обращения.! Предвари­тельное изучение обращения судьей (судьями) является обяза­тельной стадией производства в Конституционном Суде Россий-ской-Федерацшу

[При поступлении обращения к судье в порядке статьи 41 Закона в случае обнаружения Конституционным Судом на­рушений требований Закона, предусмотренных статьями 37-39,


которые могут явиться препятствием для принятия обращения к рассмотрению, судья докладывает свое мнение Председателю Коуституционного Суда или его заместителю.

(Предварительное изучение обращения судьей предполагает в соответствии с частью второй статьи 36 Закона обязательную про­верку наличия основания к его рассмотрению Судом, каковым является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, со­ответствуют ли Конституции Российской Федерации закон и другие нормативные акты, договор между органами государствен­ной власти, не вступивший в силу международный договор или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлеж­ности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Россий­ской Федерации и т.д., т.е. неопределенность по вопросам, со­ставляющим компетенцию Конституционного Суда.

По конституционным жалобам и запросам судов должно быть проверено, был ли применен или подлежит ли примене­нию в конкретном деле закон, о проверке конституционности которого ставится Bonmic-J

ГВ процессе изучения обращений судья руководствуется по­ложениями статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации^! Прежде всего необходимо установить, действует ли проверяемый норма­тивный акт, договор и т.д. Отмененный или утративший силу акт, договор не рассматривается Конституционным Судом, за исключением случаев, когда действием этого актабыли наруше­ны конституционные права и свободы граждан. fKoHcraTyuHOH-ный Суд не принимает обращения к рассмотрению, если 1) раз­решение вопроса, поставленного в обращении, не подведомст­венно Конституционному Суду; 2) обращение в соответствии с требованиями Закона не является допустимым; 3) по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено по­становление, сохраняющее свою силу. По этим основаниям на основе заключения судьи Конституционный Суд принимает ре­шение об отказе в принятии обращения к рассмотрении^)

Наиболее трудным является определение допустимости об­ращений. Подчас очень сложно провести разграничение между неподведомственностью и недопустимостью обращений. Вопрос о допустимости обращений как наиболее сложный решается предварительно судьями, а не Секретариатом.

«Обращение не является допустимым, если заявителем по­ставлен вопрос политический, а не правовой, если это вопрос не


конституционного уровня и не нашел разрешения в Конститу­ции Российской Федерации] если оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина.

Не признаются допустимыми обращения, в которых заяви­тель жалуется на пробел в Конституции или законе либо на не­совершенство закона, фактически ставя перед Судом вопрос о необходимости частичного изменения этого закона, его совер­шенствовании.

7 Вопрос о допустимости обращений не одинаково разрешает­ся Федеральным конституционным законом "О Конституцион­ном Суде Российской Федерации" применительно к различным категориям дел, рассмотрение которых отнесено к компетенции Конституционного Суда.^ Поэтому в стадии предварительного изучения обращения рассмотрение вопроса о допустимости за­проса, ходатайства или жалобы имеет важное значение для по­следующих стадий конституционного судопроизводства.

Определение допустимости обращения, поступившего в Кон­ституционный Суд, осуществляется на основании тщательного юридического анализа статьи 125 Конституции Российской Фе­дерации и соответствующих статей законов, определяющих ком­петенцию Конституционного Суда, а также с учетом ранее вы­раженной Конституционным Судом при рассмотрении конкрет­ных дел правовой позиции.

Судья в процессе предварительного изучения обращения мо­жет дать поручение специалистам аппарата Конституционного Суда по анализу отдельных правовых вопросов^ Такое поручение оформляется в письменном виде с указанием конкретных вопро­сов, которые подлежат изучению, и направляется через руково­дителя Секретариата Конституционного Суда или непосредст­венно в отраслевое управление, но с уведомлением руководителя Секретариата.

УИстребование, в случае необходимости, дополнительных до­кументов и материалов осуществляется в процессе предвари­тельного изучения обращения в форме письменных запросов в учреждения или соответствующим должностным лица^

В письменном виде оформляется поручение экспертам о произ­водстве соответствующих экспертиз либо специальных исследова­ний. Заключение эксперта во всяком случае должно быть получено в письменном виде, о чем указывается в самом поручении.

В случае необходимости воспользоваться консультацией спе­циалиста (специалистов) и получить письменное консультативное


заключение судья направляет соответствующее письменное пору­чение с указанием срока исполнения и с формулировкой вопро­сов, по которым требуется мнение специалиста. Для устной кон­сультации специалист может быть приглашен судьей соответст­вующим письмом или по телефону в Конституционный Суд.

Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.

fTio результатам предварительного изучения обращения судьей делается заключение. Оно может быть устным или письменны^}

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Россий­ской Федерации по результатам предварительного изучения об­ращения докладывается в пленарном заседании Конституцион­ного Суда Российской Федерации.

(Если судья пришел к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению Судом, то он вместо заключения либо наряду с заключением готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению^

Т fio окончании предварительного изучения обращения и док­лада Председателю Конституционного Суда о результатах такого изучения судья с помощью своего аппарата производит рассылку материалов всем судьям. При этом судьям направляются:

Копия обращения;

Копии необходимых нормативных актов (полный текст) с предварительной проверкой, что все нормативные акты даны с вносившимися в них изменениями и дополнениями и представ­лены в виде интегрированного текста;

Копии заключений специалистов и экспертов вместе с ко­пиями письменных поручений и перечнем вопросов, которые ставились перед специалистами и экспертами.]

(По согласованию с председательствующим заявителю, а так­же органам или должностным лицам, издавшим оспариваемый акт, или сторонам, участвующим в споре о компетенции, могут быть направлены письменные уведомления о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии об­ращения к рассмотрению.!

ГПередача обращении в процессе предварительного изучения от одного судьи другому осуществляется Председателем Консти­туционного Суда и регистрируется в аппарате руководителя Секретариата Конституционного Суда.

Секретариатом Конституционного Суда Российской Федера­ции ведется реестр поступивших и переданных судьям для пред-


варительного изучения обращений, который не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям^

4. Принятие конституционными судами обраще­ний к рассмотрению. Отклонение обращений

/Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу либо в этом ему будет отказано. Основанием к принятию и рассмот­рению дела является обнаружившаяся правовая неопределен­ность в свете положений действующей конституции в вопросах, находящихся в компетенции конституционного суда.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается конституционным судом в пленарном заседании, либо в заседании его коллегии (палаты, сената и т.д.), либо спе­циально созданным структурным подразделением суда (секцией). О принятом конституционным судом решении уве­домляются стороны, по усмотрению суда - другие заинтересо­ванные лица и органы^

Конституционный суд может обратиться к соответствующим государственным органам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, договора и т.п. до завершения рас­смотрения дела, если реализация данного акта может повлечь необратимые процессы и нежелательные результаты.

Обращения в конституционный суд могут быть отклонены, что будет означать отказ в возбуждении конституционного судо­производства. Обычно в законах о конституционных судах дает­ся перечень оснований отклонения ходатайств как в общем виде (применительно ко всем видам производства), так и в отноше­нии конкретных видов производства. В силу этого основания отклонения обращений в конституционный суд можно разделить на общие и специальные. Основания отклонения обращений могут быть также классифицированы на материально-правовые (по существу ходатайства) и формально-юридические. Отклоне­ние обращений по формально-юридическим основаниям не по­гашает права вторичного обращения в конституционный суд при исправлении указанных недостатков в оформлении. При этом зачастую устанавливается определенный срок для внесения не­обходимых исправлений в обращения.

Используются и такие основания отклонения обращений,ко­торые, по существу, носят оценочный характер, например по


мотивам необоснованности обращения либо явной незначитель­ности поднимаемого в нем вопроса.

По всем видам производства в Конституционном Суде Авст­рии обращения могут быть отклонены в силу: а) их явной не­подсудности Конституционному Суду; б) пропуска установлен­ного законом срока; в) неустранения недостатков в оформлении, которое не соответствует необходимым требованиям; г) наличия по делу вступившего в законную силу решения, приговора.

К формально-юридическим основаниям отклонения хода­тайств о защите конституционных прав и свобод относятся:

а) предъявление иска после предусмотренного срока; б) предъ­явление иска без соблюдений установленных законом условий или без приложения предусмотренных документов. В Испании обращения по поводу нарушений конституционных прав могут быть отклонены в случаях: а) если в предъявленном иске речь идет о правах и свободах, не подпадающих под конституцион­ную защиту; б) если в предъявленном иске поставленный вопрос не составляет исключительную прерогативу Конституционного Суда; в) если Конституционный Суд ранее уже отклонил по су­ществу обращение по аналогичному случаю, т. е. решение Суда имеет преюдициальное значение.

ГТТринятие обращения к рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации или отказ в принятии обращения к рас­смотрению. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное за­седание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению^

f Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие J}_cnooe__p компетенции, JMoryr быть заблаговременно уведомлены о времени и месте за­седания Конституционного Суда по вопросу о принятии соот­ветствующего обращения к рассмотрению]

F~Ha основании статьи 42 Федерального конституционного за­кона " О Конституционном Суде Российской Федерации" реше­ние по вопросу о принятии обращения к рассмотрению прини­мается Конституционным Судом Российской Федерации в пле­нарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями}^

рГ случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствую­щим органам и должностным лицам с предложением о приоста­новлении действия оспариваемого акта,упроцесса вступления в

  1. Обращение в Суд . Оно должно соответствовать Закону «О Конституционном Суде РФ», содержащему как общие требования, так и специфические по каждой категории дел.
  2. Предварительное рассмотрение обращения секретариатом . В случае несоответствия обращения установленным требованиям оно возвращается.
  3. Предварительное рассмотрение обращения судьями . Один или несколько судей составляют заключение о юридических основаниях для рассмотрения в КС, которое обсуждается на пленарном заседании. Там и решается, принимается обращение к рассмотрению либо нет.
  1. Назначение и подготовка дела к слушанию и назначение судьи-докладчика происходит на пленарном заседании. Судья-докладчик проводит анализ дела, готовит проект решения.
  2. Судебное разбирательство аналогично разбирательствам в других судах, только уровень обсуждения иной: достаточно сказать, что представителями сторон, кроме руководителей и адвокатов, могут быть только кандидаты и доктора юридических наук...

Итоговое решение выносится в форме Постановления. Оно принимается в совещательной комнате после обсуждения, открытым голосованием, путем поименного опроса судей, простым большинством голосов. (Только решения о толковании Конституции РФ принимаются большинством не менее двух третей.) Судья, несогласный с Постановлением, вправе изложить особое мнение, которое публикуется вместе с Постановлением. Это важный элемент гарантии независимости конституционных судей. После провозглашения Постановление рассылается всем заинтересованным лицам (участвовавшим в деле), соответствующим органам исполнительной и законодательной власти и публикуется в официальных изданиях высших органов власти.

Постановления (определения) Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу.

Постановление Конституционного Суда многие юристы относят к источникам права с высшим статусом, так как оно может отменить действие закона, на него вправе ссылаться другие суды как на законодательное основание своих решений. Причем обязательна не только та часть решения, которая признает неконституционность и фактически отменяет отдельные статьи законов. Обязательным является и толкование действующих норм. Пример этому приведенное выше постановление по жалобе осужденного 3. Р. Шенгелая. Аналогично толкование Конституционным Судом РФ статьи 1070 ГК о праве на возмещение вреда при незаконном задержании по жалобе Т. Н. Али-киной, о котором мы говорили, знакомясь с уголовным процессом.

В РФ, понятие, принципы, стадии рассмотрения обращений регламентируются федеральным законом. В нормах предусмотрен строгий процессуальный порядок принятия заявлений, проверки правильности их оформления, разбирательства по существу и вынесения постановлений. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Конституционные суды существуют более 70 лет. В России этот орган был учрежден сравнительно недавно по решению Съезда депутатов 19 декабря 1990-го г. С этого момента начала формироваться в стране. Сегодня такие органы действуют республиках Башкортостан и Татарстан, в Дагестане, Удмуртии, Саха (Якутии), Коми, Бурятии, Чечне, Карелии. В Свердловской области функционирует Уставный суд.

Специфика

Возникновение Конституционного суда сложно представить в условиях тоталитарного режима. В недалеком прошлом такие институты не вписывались в политические структуры, не проводившие четкого разделения власти на ветви. Формированию (в числе прочего) мешала централизация госуправления. В настоящее время в России взят четкий курс на общедемократические ценности. Именно поэтому стало возможно создание Конституционного суда. Он выполняет важнейшие функции в правовом государстве.

Понятие стадий конституционного судопроизводства

Деятельность КС, как выше было сказано, четко регламентируется законодательством. Нормами определены этапы, в рамках которых совершаются конкретные процессуальные действия. Схема стадий конституционного судопроизводства включает в себя:

  1. Внесение обращения.
  2. Предварительное рассмотрение.
  3. Принятие/отклонение обращения.
  4. Подготовка к разбирательству.
  5. Рассмотрение обращения по существу.
  6. Обсуждение, голосование и вынесение решения.
  7. Обнародование, опубликование и вступление в действие постановления.
  8. Исполнение решения.

Внесение обращений

Первой стадией конституционного судопроизводства является направление жалобы, ходатайства или запроса. Обращение должно соответствовать предписаниям, предусмотренным в ФЗ. Закон устанавливает основания, по которому дело принимается к рассмотрению. В качестве них выступают:

  1. Выявленная неопределенность в вопросе соответствия Конституции закона, иного правового акта, договора между органами госвласти, не вступившего в действие международного соглашения.
  2. Обнаруженное противоречие в позициях сторон, касающихся принадлежности полномочия в рамках споров о компетенции.
  3. Выявленная неопределенность в понимании конституционных положений.
  4. Выдвижение Госдумой обвинения Президенту в госизмене либо совершении другого преступления тяжкого характера.

Обращения направляются в КС в письменной форме. Они должны быть подписаны управомоченным субъектом. Законом предусмотрена обязательность уплаты госпошлины.

Предварительное рассмотрение

На этой осуществляется регистрация обращений. Председатель КС в установленном порядке направляет поручения одному или нескольким должностным лицам об изучении поступивших материалов. На это судьям отводится не больше 2-х мес. Предварительное рассмотрение - обязательный этап. По окончании этой составляется заключение. Оно докладывается на пленарном заседании.

Принятие/отклонение обращения

Соответствующее решение принимается на пленарном заседании. Для этой стадии конституционного судопроизводства в РФ отводится не больше месяца. Исчисление срока начинается с даты окончания предварительного рассмотрения обращения. О решении, которое принято на заседании, уведомляются стороны разбирательства. Отклонение заявления, ходатайства, запроса допускается, если:

  1. Разрешение вопроса по существу не относится к компетенции КС.
  2. Обращение, согласно требованиям ФЗ, не допустимо.
  3. По данному вопросу ранее было принято решение, сохраняющее силу.

От этого зависит возможность перехода на следующие какой-либо стороны (или обеих сторон).

Подготовка к разбирательству

На этой назначается один либо несколько докладчиков. В процессе изучения обращения и последующей подготовки к разбирательству, уполномоченное лицо запрашивает необходимые материалы, поручает выполнение проверок, экспертиз, исследований. Он может воспользоваться консультациями специалистов и направить запросы. Докладчик и председатель заседания устанавливает круг лиц, которые подлежат вызову, дают распоряжения об извещении субъектов о времени и месте слушания, направлении им материалов дела.

Разбирательство

Руководство заседанием осуществляет председательствующий. Он удостоверяется в явке сторон, проверяет полномочия их представителей. При отсутствии кого-либо из участников или соответствующих прав выступать от чьего-либо лица, обсуждается вопрос о возможности разбирательства. Сторонам и представителям разъясняются обязанности и ответственность. В соответствии с Регламентом КС, на заседании ведется протокол. В нем фиксируется процесс и результаты слушания.

Председательствующий исключает из разбирательства все, что не относится к делу. Он предоставляет судьям и участникам процесса возможность высказаться. При этом председательствующий вправе прервать выступающего, лишить слова, если кто-либо самовольно нарушает последовательность. Изучение дела по существу начинают с сообщения докладчика об основаниях и поводах к рассмотрению, сути вопроса, содержании материалов и мерах, которые были предприняты на подготовительной стадии конституционного судопроизводства . Председательствующий предлагает участникам процесса дать пояснения, привести юридические аргументы, обосновывающие их позиции. Кроме этого, заслушиваются эксперты, свидетели, изучаются дополнительные документы. Все материалы, исследованные в заседании, приобщаются к делу в заверенных копиях или подлинниках. По завершении исследования сторонам предлагается выступить с заключительным словом. Если после этого Суд сочтет необходимым выяснить какие-либо дополнительные факты, имеющие значение для рассмотрения дела, исследовать новые материалы, выносится решение о возобновлении процесса. Прекращение разбирательства имеет место, если по ходу разбирательства будут обнаружены основания для отказа к принятию обращения. После признания изучения вопросов оконченным объявляется об окончании слушания.

Принятие решения

Итоговое постановление выносится Судом в рамках закрытого совещания. При обсуждении участвуют только должностные лица КС, рассматривавшие дело. В совещательной комнате допускается присутствие сотрудников, обеспечивающих протоколирование. В процессе обсуждения судьи вправе свободно выразить свое мнение и просить других членов коллегии уточнять их выводы. В фиксируются вопросы, выставленные на голосование, а также результаты его проведения. Акт подписывается всеми судьями и оглашению не подлежит.

Виды решений

Итоговый акт по существу любого вопроса, приведенного в п. 1-4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О конституционном суде", называется постановлением. Оно выносится от имени Российской Федерации. Заключительное решение по существу рассмотренного запроса о выполнении установленного порядка выдвижения против Президента обвинений в госизмене или ином тяжком деянии, называется заключением. Все прочие акты, вынесенные КС, именуются определениями.

Оглашение, опубликование, вступление в действие решений

Провозглашение актов осуществляется в открытом заседании незамедлительно после подписания. Заключения и постановления КС в двухнедельный срок должны быть направлены:


Решение могут направляться и иным органам, организациям, должностным лицам, общественным объединениям или гражданам. Заключения и постановления должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях госорганов федеральной, региональной власти, которых указанные акты касаются. Решения печатаются и в "Вестнике КС". Акты, принятые Судом считаются окончательными, и не подлежат обжалованию. Вступление в действие осуществляется сразу после провозглашения.

Исполнение

Решение КС должно быть выполнено незамедлительно после опубликования или вручения официального его текста. Иные сроки могут специально оговариваться непосредственно в акте. Невыполнение, ненадлежащее исполнение или создание препятствий для реализации решений Конституционного Суда влечет ответственность, предусмотренную в федеральном законодательстве.