Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Госгортехнадзор России. МЧС РФ. Белорусский Национальный Технический Университет Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций кратко


  • Структура РСЧС
  • Мониторинг как система

4. Центр «Антистихия»

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Службы спасения

Центр «Антистихия»

на федеральном уровне

региональн. уровне

территориал. уровне

на уровне объекта

местном уровне

Межведомственная комиссия (МВК)

Региональн центры ГОЧС

Комиссия ЧС

Комиссия ЧС

Комиссия ЧС


Мониторинг – комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.


Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование – это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого – либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:

  • первый эвристический - через изучение предвестников конкретных опасных природных явления и анализ информации мониторинга;
  • второй математический - через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.

Основная цель – выявление времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.


В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций – факт возникновения чрезвычайного события, его место, время, интенсивность, возможные масштабы.

При возникновении ЧС прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации ЧС, необходимый состав сил и средств.

Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации.

Для прогнозирования техногенной ЧС мониторинг организуется на конкретных объектах экономики.

Например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надёжность технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектной нагрузки.


Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России – Центр «Антистихия» был образован 1 июля 1999 года и стал правопреемником Всероссийского центра наблюдения и лабораторного контроля МЧС России.


1. Мониторинг объектов окружающей среды, чрезвычайных ситуаций и их источников

2. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий

Начальник Центра "Антистихия" МЧС России Болов Владислав Рамазанович .

3. Создание, развитие и анализ банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Российской Федерации.


сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС

создание банка данных по источникам ЧС

проведение наблюдений за источниками ЧС

прогнозирование ЧС

обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС


Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны.

Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.


Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов.

Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.

При ликвидации последствий схода селевого потока в июле 2000 г. в г. Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика) специалисты Центра в составе оперативной группы МЧС России осуществляли координацию деятельности всех служб, задействованных в ликвидации последствий селя, организовывали посты наблюдения и постоянно следили за возможным формированием селевых потоков.


краткосрочные (экстренное предупреждение, ежедневный и декадный прогнозы) природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

среднесрочные (ежемесячные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.


Оправдываемость прогнозов, которые готовят сейчас специалисты Центра «Антистихия», составляет в среднем 75%

« предупрежденность» чрезвычайных ситуаций – 73% .


  • поиск и спасение
  • тушение пожаров

людей в

экстремальных

природных ситуациях

и эвакуация

пострадавших

из очагов поражения

извлечение пострадавших

из обрушившихся зданий,

подземных сооружений,

транспортных средств


Как мы можем видеть, основными задачами центра являются: мониторинг, прогнозирование и создание, развитие, анализ базы данных по ЧС на территории Российской Федерации. В соответствии с возложенными задачами центр выполняет многочисленные функции.

Опыт чрезвычайных ситуаций показывает, без центра ” Антистихия ” нам не обойтись, так как очень часто случаются ЧС и мы должны о них знать и быть к ним готовы, и именно благодаря данному центру, мы в курсе происходящего в природе

Домашнее задание

§ 5.1 стр.77-80

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Рубрика (тематическая категория) Охрана безопасности жизни

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), которые являются источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития ситуаций, определœения их масштабов с целью решение задач по предупреждению и организации ликвидации бедствия.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является многоплановой. Она осуществляется многими организациями (учреждениями) с использованием многих методов и средств. Так, к примеру, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями Госкомгидромета , который кроме того ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы. Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляется системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и системы наблюдения Национальной академии наук, МЧС, Минобороны и Госстроя.

Важную роль в делœе мониторинга играет Минэкологии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляет общее руководство государственной системы экологического мониторинга.

Министерство здравоохранения через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование в этой сфере.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляют Госгортехнадзор, Госатомрегулирование, а также надзорные органы в составе министерств и ведомств, в т.ч. и МЧС.

Следует подчеркнуть, что качество мониторинга и прогноз чрезвычайных ситуаций главным образом влияет на эффективность деятельности в области уменьшения рисков их возникновения и масштабов.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования ЧС на государственном уровне осуществляется МЧС, в частности управлением прогнозирования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в перспективе должно быть превращенным в Службу прогнозирования.

Прогноз рисков ЧС на территории страны в целом осуществляет МЧС во взаимодействии с другими центральными органами исполнительной власти. Как показывает многолетний опыт, без учета данных мониторинга и прогнозирования ЧС невозможно планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования зависит эффективность и качество программ, планов и принятия решений по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В основу мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению возможных потерь и ущерба от них возложены конкретные превентивные меры научного инженерно-технического и технологического характера, которые реализуются по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий осуществляется в рамках инженерного, радиационной, химической, медицинской, медико-биологического и противопожарной защиты населœения и территорий от ЧС.

Предотвращения большинства опасных природных явлений связано со значительными трудностями по причинœе невозможности сопоставить их мощность с возможностями людей.

При этом, существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативное развитие которых можно остановить целœенаправленной деятельностью людей. К ним можно отнести меры по предупреждению градобития, предотвращению восхождения лавин, заблаговременному срабатыванию селœевых озер и тех, которые образовались вследствие завалов русел горных рек, а также другие случаи, когда систематическое снижение накопленного потенциала опасных природных явлений является эффективным.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и убытков, уменьшения масштабов ЧС также являются многочисленными и многоплановыми и реализуются по ряду направлений.

Одним из направлений снижения масштабов ЧС является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, которые защищают водоемы и водотоки от распространения радиационного и химического загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от других поверхностных загрязнений. Гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, дамбы и т.д.) используются для защиты от наводнения. К этим мерам следует отнести также и берегоукрепительные работы. Для уменьшения убытков от оползней, селœей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населœенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов ЧС являются меры по повышению физической устойчивости объектов к воздействию повреждающего фактора в случае аварий, природных и техногенных катастроф.

Указанные направления превентивных мер бывают объединœены в одно - инженерная защита территорий и населœения от повреждающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Важным направлением превентивных мер, способствующих уменьшению масштабов ЧС (особенно в части потерь) является создание и использование систем своевременного оповещения населœения, персонала объектов и органов управления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет принять своевременные меры по защите населœения.

К организационным мероприятиям этого направления следует отнести: охрану труда и соблюдение правил безопасности, содержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселœение или эвакуация населœения из опасных зон, обучение населœения, содержание в готовности органов управления и сил к ликвидации последствий ЧС.

Планирование мер осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые разрабатываются на всœех уровнях системы гражданской защиты. К этим планам входят мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, которые требуют значительных финансовых и материальных затрат, решаются в рамках национальных, государственных и территориальных целœевых программ по предотвращению ЧС.

Конкретные мероприятия по предотвращению ЧС реализуются при подготовке объектов и систем жизнеобеспечения населœения к работе в условиях ЧС. Эта подготовка осуществляется путем проведения уже проведенных отдельных мероприятий.

Территория города, с учётом преимущественно функционального назначения, делится на пригодную для проживания, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Вместе с тем, выделяются зоны возможного опасного землетрясения, возможного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений, радиоактивного загрязнения, химического заражения, пограничная зона, зона возможных разрушений в результате вооруженного конфликта͵ возможного образования завалов, внегородская зона, для которых также разрабатываются и проводятся мероприятия по предотвращению ЧС.

Следует заметить, что с целью обеспечения безопасности населœения особенное внимание уделяется размещению потенциально опасных объектов и пригодных для проживания территорий.

В районах, которые поддаются влиянию землетрясений, наводнения, селœей, оползней, обвалов должно быть предусмотрено местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры.

В сейсмических районах целœесообразно расчленять планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывоопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмической опасностью 7-9 баллов, как правило, должны применяться двухсекционные жилые дома, высотой не более как 4-этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками.

При планировании населœенных пунктов крайне важно обеспечить снижение пожарной опасности застройки и улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населœения.

При планировании строительства и реконструкции городских и сельских посœелœений должна быть предусмотрена единая система транспорта͵ которая бы обеспечивала удобные, быстрые и безопасные транспортные связки. Аэродромы следует размещать на таком расстоянии от населœенных территорий, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ бы обеспечивало безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума и электромагнитных излучений.

Сооружения морских и речных портов размещаются за пределами населœенных территорий. Желœезные дороги отделяются от жилищной застройки санитарно-защитной зоной с учетом пожаро - и взрывоопасных грузов, а также допустимых уровней шумов и вибрации.

Жилищные районы крайне важно размещать с наветренной стороны относительно производственных предприятий, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также имеют повышенную пожарную опасность. Составы, в которых хранятся ядохимикаты, боеприпасы, удобрения, взрыво- и пожароопасные составы и производства, очистные сооружения, размещаются с подветренной стороны относительно населœенных территорий.

Территории городских и сельских посœелœений, курортные зоны и места массового отдыха размещаются выше по течению рек и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых вод.

Проекты посœелœений должны предусматривать создание по берегам водохранилищ водоохранных зон. В водоохранных зонах запрещается размещение полигонов для твёрдых, бытовых и промышленных отходов, складов нефтепродуктов и минœеральных удобрений, а также жилых домов и баз отдыха.

Размещение складов государственных материальных резервов, складов и перевалочных баз нефти и нефтепродуктов, складов взрывчатых материалов и базисных складов химически опасных веществ осуществляется рассредоточено за пределами территорий городов и их земельных зон в отделœенных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных и противопожарных норм. Полигоны для утилизации, обеззараживания и захоронения твердых бытовых и токсичных промышленных отходов размещаются на безопасном расстоянии от населœенных пунктов.

Большое значение для предотвращения ЧС имеют инженерно-технические мероприятия. Οʜᴎ планируются и реализуются в районах геологических процессов. Инженерная защита от одного или от нескольких опасных геологических процессов планируется и осуществляется независимо от ведомственной принадлежности территории, которая защищается, и объектов в рамках единой системы мероприятий относительно предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций" 2017, 2018.

Цели и задачи урока: -познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС -изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование» -закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами -воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих
















Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.







Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ





Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.






Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС -снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); -заблаговременное определение параметров источников ЧС; -заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС; -организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.




Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции. Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.



Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др. Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.


Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями: Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:




Вид ЧСПоражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ


Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. Задание Задание На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь. На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь.

Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера .

Ответственные субъекты

Оценка вероятности возникновения катастроф и аварий на объектах, функционирующих в экономических отраслях, и их последствий, проводится руководителями и компетентными специалистами таких объектов.

Прогноз рисков ЧС, вызываемых природными катастрофами, стихийными бедствиями, возможных на территориях субъектов, муниципалитетов, осуществляют соответствующие территориальные центры.

Оценку вероятности ЧС на территории страны выполняет МЧС в тесном взаимодействии с прочими компетентными структурами исполнительной власти.

Классы чрезвычайных ситуаций

ЧС - обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.

Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.

Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба - не больше 5 млн р.

Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба - не больше 5 млн р.

Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.

Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.

Природа возникновения чрезвычайных ситуаций

В зависимости от этого признака выделяют ЧС:

  • Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.
  • Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.
  • Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.
  • Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.
  • Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.
  • Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.

Причина возникновения

По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.

В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.

Причины ЧС можно разделить на:

  • Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
  • Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.

Стадии развития

Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций - их стадийность. Выделяют 5 этапов:

  1. Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
  2. Развитие катастрофы.
  3. Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
  4. Стадия затухания.
  5. Этап ликвидации последствий.

Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.

Для возникновения ЧС необходимы:

  • Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
  • Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
  • Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.

Заключение

Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.

В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.


Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.


Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.


Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.


Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.


Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.


Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия» осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

  1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);
  2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;
  3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;
  4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
  5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;
  6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;
  7. оперативный ежедневный прогноз;
  8. экстренное предупреждение.

В таблице приведены данные об оправдываемости прогнозов различной степени заблаговременности.

Показатели оправдываемости прогнозов ЧС (%)

На основе прогнозирования разрабатываются мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС. Они подразделяются на фоновые и защитные. Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия основаны на долгосрочном прогнозе. Сюда относятся создание надежной системы оповещения населения об опасностях; устройство защитных сооружений; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля; обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; отказ от строительства АЭС, химических и других опасных объектов - источников опасности в экономически уязвимых районах.


Защитные мероприятия осуществляются после предсказания момента ЧС: развертывание систем наблюдения и разведки для уточнения прогноза, ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, нейтрализация источников (объектов) повышенной опасности, готовность спасательных служб, частичная эвакуация населения.