Новые дорожные разметки и их обозначения. Дорожная разметка – что следует о ней знать? Параметры сплошной линии

Графические символы – один из способов регулировки движения. Рассмотрим, к чему обязывает водителей красная разметка на дороге.

Виды

Главное предназначение нанесенной на дорожное полотно маркировки – сообщение информации о разделении полос, ограничение «островков» безопасности, правил и зон парковки, обгона, а также распределение движения. Графическая маркировка может выступать обособленно либо дублироваться соответствующими дорожными указателями.

По способу нанесения существует вертикальная и горизонтальная разметка. В качестве маркировочных знаков выступают прерывистые и сплошные линии, стрелы, пиктограммы, а также их комбинации. Вертикальная разметка, представленная сочетанием полос белого и черного цвета, обозначает габариты дорожных сооружений для зрительного ориентирования. В отдельных случаях, помимо цветовой окраски, для привлечения внимания водителя используется шумовой эффект.

Подробное описание всех видов графических знаков на дороге описаны ПДД Российской федерации в разделе Приложение №2, «Дорожная разметка и ее характеристики» по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004.

Цветовая гамма

Если ориентироваться сугубо на положения вышеуказанного раздела, то ПДД регламентировано использование всего трех цветов графических указателей:

Белый цвет означает, что графический указатель постоянный и при необходимости дублируется стационарными дорожными знаками. Желтый цвет означает правила стоянки и остановки. 1.4 – «Остановка запрещена», 1.10 – «Стоянка запрещена» (водителю дается не более 5 минут для посадки и высадки пассажиров). Наносится у края проезжей части либо поверх бордюров. Дублируется соответствующими . Постановление правительства РФ от 25.09.2003 N 595 утверждает желтый цвет для 1.17. Нарисованная у края проезжей части «корона» означает специально отведенные места для остановки такси и маршрутных транспортных средств. Если дорожные маркировки недостаточно различимы или их значение противоречит установленным знакам, водитель обязан руководствоваться значением дорожных указателей.

Парадокс

Как мы можем увидеть, ни в одном из пунктов красная горизонтальная разметка не фигурирует. Но как тогда поступать водителю, если маркировка есть, а правил нет? Единственный здравомыслящий ответ на такой парадокс – субъективное восприятие цветовой гаммы. Иными словами, воспринятый вами красный цвет, с точки зрения дорожных служб, является оранжевым.

Красная горизонтальная маркировка на дорогах действительно существует. Такой цвет применяется для обозначения временной разметки в Австрии, Швейцарии. Означает она проведение ремонтных работ или необходимость временной реорганизации дорожного движения. Допустимо использование маркировки красного цвета на территории Украины. Одним из пунктов постановления Кабинета Министров Украины от 11 февраля 2013 № 111 «О внесении изменений в Правила дорожного движения» стало внедрения нового вида графического обозначения – 1.15. Горизонтальная красная полоса с белыми штрих-пунктирными линиями означает место пересечения проезжей части велосипедной дорожкой. Также красный цвет используется для выделения пешеходных переходов. В местах частых наездов на пешеходов привычные лини зебры дополняются красными вставками, что делают зону перехода более заметной. Особенно актуально такое нововведение в зимнее время года. Такую же цель имеет использование красного цвета в маркировке 2.3. Такая вертикальная разметка используется для окрашивания щитов под знаками 4.7-4.9.

Временная разметка

Временная маркировка дорожного полотна свидетельствует о реорганизации движения автотранспорта. Это означает, что разметка такого типа может противоречить постоянной маркировке и даже знакам ПДД. В таком случае водитель обязан руководствоваться временными указателями.

К примеру, при ремонтных работах горизонтальная линия оранжевого цвета может пересекаться с полосой разделения встречных потоков. Но пересечение даже двойной сплошной линии белого цвета в таком случае не является нарушением, если автомобиль не покидает границ, обозначенных временными указателями. Напомним, что руководства временных дорожных указателей имеют преимущество над дорожной разметкой и постоянными знаками. Такие указатели могут дублировать временную разметку либо выступать обособленно.

При несоблюдении требований водителя ждет штраф. Оспорить решение сотрудника ГИБДД можно с помощью фото или видеофиксации. Сослаться можно только на плохую видимость маркировки на дороге (загрязнение, изношенность). Использовать в качестве аргумента несоответствие цвета у вас не получится, если разметка наносилась сертифицированными материалами в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 51256-99.

ГОСТ

Некоторые из установленных положений:

  • нанесение временной горизонтальной разметки обязательно, если дорожное движение необходимо реорганизовать более чем на 3 суток;
  • при нанесении разметки, перенаправляющей транспортный поток, положение линий на дорожном полотне должно соответствовать линии установки огородительных и направляющих объектов на участке в соответствии с пунктом 2.5.2;
  • временная маркировка на дороге должна быть выполнена с использованием демаркировочного материала оранжевого цвета. При этом удаление постоянной разметки на участке необязательно. Нерегулярная маркировка должна быть сразу же демаркирована, если в ней больше нет необходимости.

Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 13 декабря 2011 г. N 1175-ст


Документ с изменениями, внесенными:
Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2222-ст.
_____________________________________________________________________

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

  1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Центр инженерно-технических исследований "Дорконтроль" (ООО "ЦИТИ "Дорконтроль").
  2. Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство" и ТК 278 "Безопасность дорожного движения".
  3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1175-ст.
  4. Взамен ГОСТ Р 51256-99.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает форму, цвет, размеры и технические требования к дорожной разметке (далее - разметка) автомобильных дорог общего пользования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 50971-2011. Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
  • ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования
  • ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
  • ГОСТ Р 53170-2008. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Штучные формы. Технические требования
  • ГОСТ Р 53172-2008. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования
  • ГОСТ Р 54306-2011. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Полимерные ленты. Технические требования
  • ГОСТ Р 54809-2011. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля
  • ГОСТ 7721-89. Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и обозначения

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1. Дорожная разметка: линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильных дорог, искусственных сооружениях на них и элементах обустройства автомобильных дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.

3.1.2. Коэффициент яркости дорожной разметки: параметр, определяемый при сухом покрытии и характеризующий видимость разметки в светлое время суток при наблюдении в направлении, перпендикулярном плоскости расположения дорожной разметки из ограниченной области, и являющийся промежуточной координатой цвета Y, выраженной в процентах.

3.1.3. Коэффициент световозвращения дорожной разметки: отношение яркости поверхности в направлении наблюдения к освещенности этой поверхности в плоскости, перпендикулярной направлению падающего света.

Примечание. Коэффициент световозвращения дорожной разметки определяется отдельно для двух ее состояний - при сухом покрытии и при мокром покрытии (во время дождя).

3.1.4. Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении дорожной разметки: отношение яркости поверхности дорожной разметки в заданном направлении к освещенности этой поверхности диффузным освещением, определенное при сухом покрытии.

3.1.5. Координаты цветности поверхности дорожной разметки: параметры, характеризующие цвет поверхности дорожной разметки и определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. .

3.1.6. Функциональная долговечность дорожной разметки: период, в течение которого разметка отвечает нормативным требованиям.

3.1.7. Дорожная разметка горизонтальная со структурной поверхностью: разметка, выполненная из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет менее 100%.

Примечание. Степень заполнения линий - это отношение площади покрытия разметочным материалом к площади поверхности разметки в ее внешних границах, выраженное в процентах.

3.1.8. Горизонтальная дорожная разметка с профильной поверхностью: разметка с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%.

3.1.9. Проектное положение дорожной разметки: положение разметки на проезжей части автомобильных дорог, искусственных сооружениях на них и элементах обустройства автомобильных дорог в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.

3.2. В настоящем стандарте применяют следующие обозначения фотометрических и светотехнических параметров горизонтальной дорожной разметки:

Коэффициент яркости разметки, %;

Коэффициент светоотражения разметки при диффузном дневном или искусственном освещении, ;

Коэффициент световозвращения разметки при сухом покрытии, ;

Коэффициент световозвращения разметки при мокром покрытии (во время дождя), ;

x и y - координаты цветности.

4. Классификация дорожной разметки

4.1. Разметка подразделяется на две группы:

  • горизонтальная разметка;
  • вертикальная разметка.

Каждому типу разметки присваивается номер, имеющий следующую структуру из двух или трех цифр или двузначных чисел, разделяемых точками:
первая цифра номера обозначает группу, к которой принадлежит разметка (1 - горизонтальная разметка, 2 - вертикальная разметка);
вторая цифра или число обозначают порядковый номер разметки в группе;
третья цифра (при наличии) - разновидность разметки.

4.2. Номера, форма, цвет, размеры и назначение каждого типа разметки приведены в Приложении А (таблицы А.1 и А.2).
Допускается наносить разметку 1.1 - 1.12, 1.14.1, 1.14.2 со структурной и профильной поверхностью.
Внешние границы горизонтальной разметки со структурной поверхностью не должны выходить за пределы, установленные настоящим стандартом.
Размеры стрел, букв и цифр приведены в Приложении Б (рисунки Б.1 - Б.9).

4.3. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка, кроме 1.4, 1.10, 1.17, должна быть белого цвета, разметка 1.4, 1.10, 1.17 - желтого цвета (см. Приложение А).
Временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение. При ее нанесении устранение постоянной разметки необязательно.
Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожных работ или иных событий, потребовавших ее нанесение.

5. Технические требования

5.1. Разметка может выполняться краской (эмалями), термопластиком и холодным пластиком по ГОСТ Р 52575, полимерными лентами по ГОСТ Р 54306, штучными формами по ГОСТ Р 53170, световозвращателями по ГОСТ Р 50971. Для придания разметке, выполненной из красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков, штучных форм, световозвращающих свойств применяют микростеклошарики по ГОСТ Р 53172.

5.2. При нанесении разметки ее отклонение от проектного положения не должно превышать:

  • для горизонтальной разметки в поперечном направлении (относительно оси проезжей части) - 0,05 м;
  • для горизонтальной разметки (за исключением разметки 1.1 - 1.6 и 1.8 - 1.11) в продольном направлении (относительно оси проезжей части) - 0,05 м;
  • для горизонтальной разметки 1.1 - 1.6 и 1.8 - 1.11 в продольном направлении - 1,00 м;
  • для вертикальной разметки - 0,05 м.

Отклонение размеров разметки от установленных настоящим стандартом и ГОСТ Р 52289 не должно превышать:

  • 0,01 м по ширине линий для 1.1 - 1.12 и расстоянию между ними для 1.3, 1.9 и 1.11;
  • 0,10 м по длине штрихов и разрывов между ними для 1.2.2, 1.5, 1.6, 1.8 - 1.11;
  • 0,05 м по длине штрихов и разрывов между ними для 1.7, 1.15;
  • 5% (но не более 0,10 м) по другим линейным размерам.

При нанесении разметки 1.1, 1.2.1, 1.3, 1.4, 1.11 толщиной 1,5 мм и более допускается применение технологических разрывов длиной не более 0,05 м с расстоянием между ними не менее 20 м.

5.3. Горизонтальная разметка (за исключением световозвращателей по ГОСТ Р 50971) не должна выступать над поверхностью, на которую она нанесена, более чем на 6 мм, включая высоту выступов разметки с профильной поверхностью.

5.4. Разметка, выполненная термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев, а красками (эмалями) - не менее трех месяцев.
Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, а разрушение и износ разметки каждого типа по площади не превышают следующих значений:

  • для разметки 1.1 - 1.11, выполненной из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерных лент, штучных форм на любом контрольном участке протяженностью 50 м, - 25%;
  • для разметки 1.12 - 1.25, выполненной из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерных лент, штучных форм, - 30%;
  • для разметки 1.1 - 1.11, выполненной из краски (эмали), термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения менее 1,5 мм на любом контрольном участке протяженностью 50 м, - 50%;
  • для разметки 1.12 - 1.25, выполненной из краски (эмали), термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения менее 1,5 мм, - 50%.

5.5. После нанесения новой разметки следы старой разметки не должны выступать за границы новой разметки более чем на 0,05 м по длине штрихов и разрывов линий разметки и 0,01 м - по остальным геометрическим параметрам.

5.6. Координаты цветности x и y разметки, нанесенной на покрытие проезжей части дорог, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. при источнике света D65 (по ГОСТ 7721) и геометрии измерения 45°/0° (см. рисунок В.1), должны соответствовать указанным в Приложении В (таблица В.1).

5.7. На участках дорог, не имеющих искусственного освещения, белые полосы разметки 2.1 - 2.3 должны быть выполнены из световозвращающего материала (кроме тумб с внутренней подсветкой по ГОСТ Р 52766), а ограждающие и направляющие устройства, обозначенные разметкой 2.4 - 2.6, должны иметь световозвращатели по ГОСТ Р 50971.

5.8. Устанавливается 6 классов разметки в зависимости от величины коэффициента яркости : B0, B1, B2, B3, B4 и B5.
Величина коэффициента яркости поверхности разметки в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.2).

5.9. Устанавливается 6 классов горизонтальной разметки в зависимости от величины коэффициента световозвращения горизонтальной разметки в сухом состоянии: R0, R1, R2, R3, R4, R5.
Величина коэффициента световозвращения горизонтальной разметки при сухом покрытии в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.3).
Устанавливается 4 класса горизонтальной дорожной разметки в зависимости от величины коэффициента световозвращения горизонтальной дорожной разметки при мокром покрытии (во время дождя): RW0, RW1, RW2, RW3.
Величина коэффициента световозвращения горизонтальной дорожной разметки при мокром покрытии (во время дождя) в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.4).
Коэффициент световозвращения вертикальной дорожной разметки не нормируется.

5.10. Устанавливается 5 классов горизонтальной дорожной разметки в зависимости от величины коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении горизонтальной дорожной разметки: Q0, Q1, Q2, Q3, Q4.
Величина коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении горизонтальной дорожной разметки в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.5).
Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении вертикальной дорожной разметки не нормируется.

5.11. Указанные в 5.8 - 5.10 требования к коэффициенту яркости, коэффициенту светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении и коэффициенту световозвращения разметки должны сохраняться:

  • для разметки из красок (эмалей), термопластиков или холодных пластиков с толщиной нанесения менее 1,5 мм - в течение первого месяца эксплуатации;
  • для разметки из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучных форм, полимерных лент - в течение первых трех месяцев эксплуатации.

При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки в течение срока обеспечения функциональной долговечности допускается снижение значений коэффициента яркости, коэффициента световозвращения и коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении, приведенных в Приложении В, не более чем на 25%.

5.12. Правила применения линий разметки приведены в ГОСТ Р 52289.

6. Методы контроля

Методы контроля разметки по ГОСТ Р 54809.

Приложение А
(обязательное)

ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕРЫ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Таблица А.1

Номер Форма, размеры, м Цвет <*>, назначение
1.1

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах;
обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен;
обозначает границы стояночных мест транспортных средств

1.2 Обозначает край проезжей части
1.2.2. Исключено с 28 февраля 2014 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2222-ст.
1.3 Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя при ширине полос более 3,75 м
1.4 Цвет - желтый.
Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств
1.5

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы;
обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении

1.6 Предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений
1.7 Обозначает полосы движения в пределах перекрестка
1.8

P = 0,4 - на автомагистралях (дорогах, обозначенных знаком 5.1 по ГОСТ 52290);

P = 0,2 - на прочих дорогах

Обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части
1.9

Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование;
разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование

1.10

Цвет - желтый.
Обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств

1.11

В местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории , .

Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы;
обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории)

1.12 Указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 (по ГОСТ Р 52290) или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)
1.13 Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге
1.14.1 Обозначает пешеходный переход при
1.14.2

Обозначает пешеходный переход при P > 6,00 (см. рисунки Б.1);
стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов

1.15 Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть
1.16.1 Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений
1.16.2

Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.

1.16.3

Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.
Размеры и углы наклона линий разметки - как для разметки 1.16.1

1.17
Тротуар, трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью

Цвет - желтый.
Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси

1.18 Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам (см. рисунок Б.2)
1.19 Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений (см. рисунок Б.3)
1.20 Предупреждает о приближении к разметке 1.13 (см. рисунок Б.4)
1.21 Предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5 по ГОСТ Р 52290 (см. рисунок Б.5)
1.22 Обозначает номер дороги (см. рисунки Б.6 - Б.8)
1.23.1 Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств (см. рисунок Б.9)
1.23.2 Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов (рисунок Б.10)
1.23.3
1.24.1 Дублирование предупреждающих дорожных знаков <***>
1.24.2 Дублирование запрещающих дорожных знаков
1.24.3 Дублирование дорожного знака "Инвалиды"
1.24.4 Дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и/или обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация
1.25 Обозначение искусственных неровностей по ГОСТ Р 52605
<*> По умолчанию цвет разметки:
белый - для постоянной горизонтальной дорожной разметки (кроме 1.4, 1.10, 1.17);
оранжевый - для временной горизонтальной дорожной разметки.
<**> Здесь и далее под скоростью движения V следует принимать максимально допустимую скорость движения на данном участке дороги.
<***> Изображения символов знаков должны соответствовать приведенным в ГОСТ Р 52290, увеличенным до необходимого размера с учетом изменени или сохранения пропорций. Допускается дублирование дорожных знаков в цветовом решении, соответствующем ГОСТ Р 52290.

Таблица А.2

Номер Форма, цвет, размеры, м Назначение
2.1.1 - 2.1.3 Обозначение вертикальных поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.):
2.1.1 - слева от проезжей части;
2.1.2 - на проезжей части;
2.1.3 - справа от проезжей части данного направления движения
2.2 Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов
2.3 Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности
2.4 Обозначение сигнальных столбиков, надолб, опор тросовых ограждений и т.п.
2.5 Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на опасных участках
2.6 Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог
2.7 Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности

Приложение Б
(обязательное)

ФОРМА, РАСПОЛОЖЕНИЕ И РАЗМЕРЫ СТРЕЛ, БУКВ И ЦИФР

На всех рисунках фон и разметка приведены с обратной окраской (негативное изображение). Все размеры указаны в метрах.


Рисунок Б.1.1. Расположение стрел на разметке типа 1.14.2


Рисунок Б.1.2. Форма и размеры стрел на разметке типа 1.14.2


Рисунок Б.2. Форма и размеры стрел разметки типа 1.18

Размеры, обозначенные буквами, приведены в таблице Б.1.

Таблица Б.1

V, км/ч l l 1 a 1 a 2 b d 1 d 2 e f k
≤60 5,00 2,05 0,70 0,80 0,50 0,35 2,60 0,50 0,30 0,45
>60 7,50 2,05 1,20 1,30 0,50 1,45 4,60 0,50 0,30 1,05


Рисунок Б.3. Форма, расположение и размеры стрел разметки типа 1.19


Размеры даны для V > 60 км/ч (в скобках - отличающиеся размеры для V ≤60 км/ч)Цвет

Обозначение координат цветности разметки Координаты угловых точек цветовых областей дорожной разметки 1 2 3 4 Белый x 0,355 0,305 0,285 0,335 y 0,355 0,305 0,325 0,375 Желтый x 0,443 0,545 0,465 0,389 y 0,399 0,455 0,535 0,431 Оранжевый x 0,506 0,570 0,610 0,585 y 0,404 0,429 0,390 0,375 Черный x 0,260 0,345 0,385 0,300 y 0,310 0,395 0,355 0,270 Примечание. График цветовых областей разметки приведен на рисунке В.1.

Таблица В.2

Цвет разметки Вид покрытия Класс Коэффициент яркости дорожной разметки, , %, не менее
Горизонтальная дорожная разметка
Белый Асфальтобетон B0 Не нормируется
B2 30
B3 40
B4 50
B5 60
Цементобетон B0 Не нормируется
B3 40
B4 50
B5 60
Желтый B0 Не нормируется
B1 20
B2 30
B3 40
Оранжевый B0 Не нормируется
B1 20
B2 30
Вертикальная дорожная разметка
Белый - B0 Не нормируется
B2 30
B3 40
B4 50
B5 60
Черный - Не нормируется

Таблица В.3

Цвет разметки Класс Коэффициент световозвращения горизонтальной дорожной разметки для условий темного времени суток при сухом покрытии , , не менее
Постоянная
Белый R0 Не нормируется
R2 100
R3 150
R4 200
R5 300
Желтый R0 Не нормируется
R1 80
R3 150
R4 200
Временная
Оранжевый R0 Не нормируется
R1 80
R2 100
R3 150

Таблица В.4

Таблица В.5

Цвет разметки Вид покрытия Класс Коэффициент светоотражения горизонтальной дорожной разметки при диффузном дневном или искусственном освещении , , не менее
Белый Асфальтобетон Q0 Не нормируется
Q2 100
Q3 130
Q4 160
Цементобетон Q0 Не нормируется
Q3 130
Q4 160
Желтый Асфальтобетон или цементобетон Q0 Не нормируется
Q1 80
Q2 100
Оранжевый Q0 Не нормируется
Q1 80
Q2 100

Примечание к таблицам В.2 - В.5. Наивысшие значения коэффициента световозвращения, коэффициента светоотражения при диффузном дневном и искусственном освещении и коэффициента яркости не могут быть достигнуты одновременно.

Библиография

Международный светотехнический словарь. 3-е изд., общее для МКО и МЭК. М.: Русский язык, 1979.

Безопасное передвижение по дорогам общего пользования включает в себя много составляющих, и не на последнем месте находится знание правил дорожного движения. Помимо всего прочего, данный свод «законов» включает в себя и информацию о разметке проезжей части городских улиц и междугородних автобанов. Конечно, маркировка на дорожном полотне может встречаться не в каждом населенном пункте (иногда старые обозначения просто «забывают» обновлять), но знать об их значении все же стоит.

По сути, дорожная разметка – это самый простой и эффективный способ организации движения по дорогам общего пользования. Она представлена в виде линий, надписей или других обозначений, нанесенных как на проезжую часть, так и на бордюры и прочие элементы придорожных сооружений. Подобная информация помогает водителю лучше ориентироваться в дорожных условиях, что особенно актуально при передвижении в ночное время, так как часто водителям достаточно сложно придерживаться своей полосы движения при встречном разъезде.

1. Типы, виды и цвет

В зависимости от своего смыслового назначения, разметка на дороге может иметь самую разную форму, в частности, нередко вместе с постоянными обозначениями на дорожное полотно или бордюры наносят временные. Надо сказать, что для нанесения постоянной разметки практически все страны мира используют белую краску. В качестве исключения стоит отметить лишь обозначения желтого цвета, которые указывают на места остановки маршрутных такси или же участки пути, где остановка и стоянка автомобилей вовсе запрещена.

Временная разметка может выполняться с помощью желтой (например, в Германии или Эстонии), оранжевой, либо красной краски (используется в Австрии и Швейцарии). Именно такие цвета используются при выполнении дорожных ремонтных работ и реорганизации движения.

Если на дороге одновременно присутствуют оба вида разметки (постоянная и временная), то приоритетным считается все же второй вариант. Обычно временные обозначения выполняются при помощи недолговечной краской, которая по завершении ремонтных мероприятий стирается сама или же специально удаляется специальными службами.

Для повышения видимости дорожных обозначений часто используют светоотражающие красочные материалы. В отдельных случаях, привлечь внимание водителей помогает шумовая разметка (полосы), которая более чем актуальна на аварийных пешеходных переходах и применяется для обозначения границ полос и их разделения. Подобный вариант разметки может легко «взбодрить» уставшего водителя, напомнив о необходимости снизить скорость движения его автомобиля. Шумовая разметка может быть фрезованной (с помощью фрез в асфальте вырезают ряд неглубоких выемок), приподнятой (наносится поверх дорожного полотна), прессованной или формованной (эти варианты устанавливаются только при сооружении дороги в горячий асфальтобетон).

По типу дорожной разметки все обозначения разделяют на:

Продольные (сплошная, прерывистая, двойная сплошная и двойная прерывистая линии) - помогают организовать движение автомобилей в разных направлениях и обозначают границы полос для передвижения;

Поперечные (включают сплошные и прерывистые линии, а также обозначение пешеходного перехода – «зебру»);

Стрелы – помогают сориентироваться в возможных направлениях движения с той или иной полосы;

Пиктограммы (например, знаки для велосипедистов и инвалидов).

На сегодняшний день наиболее известными маркировками дорожного полотна являются вертикальные и горизонтальные обозначения, характеристики которых должны полностью соответствовать ГОСТу.

2. Горизонтальная маркировка

Из всех видов разметок дорожного полотна чаще всего встречается горизонтальная маркировка, включающая в себя как продольные, так и поперечные линии. К этой категории также относятся стрелы, разные надписи и некоторые другие обозначения, расположенные на проезжей части дороги. Данный вид позволяет установить определенный требуемый порядок передвижения и его режимы. Выделяют следующие варианты горизонтальной маркировки:

Осевые линии – используются на трассе, где предусмотрены 2 или 3 полосы для передвижения автотранспорта и организовано движение в обоих направлениях. Кроме того, подобная разметка нередко выступает в роли границ для полос движения на небезопасных или аварийных участках дороги, ограничений проезжей части, на которые запрещено выезжать, или же границ стоянки. Соответственно, такие линии запрещается пересекать. Также запрещается пересекать сплошные линии, которые используются для выделения границ проезжей части дороги. Пунктирные линии (штрихи в два раза меньше промежутка между ними) зачастую используют с целью обозначения края проезжей части, которая состоит из двух полос для движения.

Пунктирные линии (размер штрихов в три раза больше прерывистых участков) носят название «линий приближения» и информируют водителей о скором приближении к сплошной линии, которая разделяет транспортный поток на противоположные направления.

Пунктирные линии с одинаковыми составляющими частями (размер штрихов и промежутков между ними полностью совпадают) используются для регулировки движения на перекрестках.

Широкие прерывистые линии выступают в роли границ между полосой торможения или разгона и основной полосой движения. Разметка такого рода часто встречается на пересечениях дорог, на перекрестках, остановках автобусов и т.д.

Стоп-линии - информируют водителей о необходимости остановки для соблюдения требований определенного знака, светофора или .

Наверное, одним из наиболее известных и узнаваемых вариантов дорожной разметки является «зебра», которая указывает на место перехода проезжей части. Если пешеходы не всегда обращают внимание на все вышеперечисленные обозначения, то о значении этой маркировки точно знают все участники дорожного движения. Иногда на ней можно встретить и стрелки, соответствующие допустимому направлению движения людей.

3. Вертикальная разметка

Для донесения водителям той или иной информации часто используется вертикальная дорожная разметка, представленная теми же линиями и различными обозначениями. Как правило, все они наносятся на сооружения, присутствующие на пути движения: опоры мостов, путепроводы, внутренние части туннелей, бордюры и прочие ограждения. Данный вид нанесения обозначений используется для повышения уровня видимости некоторых объектов всеми участниками дорожного движения. Вертикальная разметка отлично помогает ориентироваться в параметрах объекта, в том числе и габаритах мостов, туннелей и прочих сооружений, особенно в незнакомой местности.

Все знаки наносят белой и черной краской, с помощью которых также обозначают боковые части ограждений на трассах и островках безопасности. В любом случае, знание тонкостей и нюансов того или иного вида дорожной разметки поможет сделать передвижение по трассе не только безопасным, но и достаточно эффективным. Хотя, по правде сказать, для хорошей ориентации во время передвижения по дорогам достаточно разбираться лишь в основных видах разметки на проезжих частях улиц.

Ежедневно на дорогах России и стран СНГ происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом или тяжелыми травмами. Согласно статистике, практически все они связаны с пренебрежением элементарными правилами ПДД. Разметка - это то, что должен знать и понимать каждый водитель. Осознанное или случайное нарушение правил, связанных с установкой разметки на данном участке дорожного полотна, приводит к фатальным для жизни и здоровья последствиям.

Проскочу, не заметят!

Едва ли не каждый второй водитель в России хоть раз да нарушал осознанно ПДД по дорожной разметке. Это происходит всегда под похожими предлогами. Вне зависимости от основания, благодаря которому водитель решается на правонарушение, мотив остается всегда один. Человеку просто надоело ждать появления разрешающих линий на асфальте любо потребовалось объехать пробку.

Полицейских нет, а пробка есть. Вот, например, современный автомобиль марки «БМВ» выезжает на встречную полосу, через две сплошных линии. Дальнейший сценарий известен: водитель-нарушитель успешно завершает свой преступный маневр. Однако так ему может везти не всегда: лобовое столкновение на скорости - и в лучшем случае инвалидность на всю жизнь, а в худшем - смерть. Но, что самое страшное, пострадают невиновные люди. Нарушать ПДД по дорожной разметке нельзя. Это не правило, это закон, который обязателен для всех.

Да, могут опасного маневра или просто не принять меры. Но однажды трагедия может стать неизбежной. Казалось бы, простое правило. К тому же все знают разметку и умеют ее соблюдать, но из года в год число ДТП неуклонно растет.

Разметка бывает разной

Полосы, отвечающие за дорожное движение, могут быть совершенно разными. Их достаточно много. Многие неопытные водители интересуются, где же можно выучить разметку. ПДД никто не отменял, там все написано. В этом сравнительно небольшом своде правовых норм содержится информация обо всех видах и типах разметки. Все проиллюстрировано картинками, так что вероятность непонимания полностью исключена.

Виды разметки

Разметка делится на два вида. Это постоянные линии и временные. Первые наносятся на асфальт погодоустойчивой краской и сохраняются на несколько лет. Как правило, такая разметка в субъектах РФ и многих странах СНГ существует недолго и попросту стирается.

Временная разметка по ПДД наносится оранжевой или желтой краской. Применяется в том случае, если на участке дороги проводятся строительные работы или является экспериментальной. Данный вид дорожной разметки находится в приоритете над постоянным. Если на асфальте присутствуют оба вида - водителю следует придерживаться желтой.

Что делать, если разметки попросту нет? Ответ прост: ориентироваться по третьему типу дорожного обозначения. Это невидимые линии. Водитель сам мысленно делит дорогу на попутное и встречное направления, а по умолчанию между ними якобы находится сплошная линия. Это звучит как шутка, но, к сожалению, такое встречается сплошь и рядом. Многие субъекты федерации на второстепенных дорогах годами не обновляют дорожную разметку. В некоторых местах и вовсе не на что ее наносить. Освоить навыки езды по таким дорогам обязан каждый начинающий водитель, ведь он подразумевает не только интуитивное разделение дорожного полотна, но и постоянный контроль знаков, которые были бы способны внести ясность в невидимые линии. К примеру - на участке с разрешенным обгоном линия будет явно не сплошной.

Границы дороги

В ПДД разметка может регулировать не только транспортные потоки на дорожном полотне, но и являться своеобразным ограничителем. Особое внимание этому следует уделять при международных поездках, особенно в странах с развитой велосипедной инфраструктурой. Часто старые улочки расширить нет возможности, именно поэтому ограничительная разметка разграничивает сразу три сегмента: автомобильный, для велосипедного транспорта и для пешеходов.

В России подобный вид также часто встречается, однако в основном на федеральных трассах и автомобильных магистралях. В городах он встречается крайне редко и в большинстве случаев выполняет эстетическую функцию.

Сплошная

В ПДД сплошная линия разметки не считается основной, однако она преобладает. Даже ребенок знает, что при сплошной белой полосе обгон запрещен до тех пор, пока полоса не станет прерывистой. Существует несколько видов такой дорожной разметки, это одинарная и двойная. В первом случае белая полоса запрещает обгон и должна восприниматься каждым водителем как физическое препятствие. Двойная же полоса не просто запрещает любые маневры на этом участке пути, но и воспринимается участниками дорожного движения как непреодолимая стена. В случае совершения правонарушения последует справедливое наказание. За пересечение двойной сплошной могут лишить прав. Кроме того, следует хорошо подумать, прежде чем нарушать. Такая разметка никогда не размещается на безопасных отрезках пути. Если она там есть, значит, выезд на полосу встречного движения представляет опасность даже для опытного водителя.

Знаки

Согласно знаки и разметка образуют единую систему, которая указывает водителю на максимально приемлемое поведение на данном участке. Знаки могут как дублировать дорожную разметку, так и противоречить ей. На первый взгляд, в подобной ситуации будет более правильным руководствоваться именно разметкой. Однако, если посмотреть на такую неприятную ситуацию через призму объективности, мы заметим, что практически во всех городах стран СНГ разметка не обновляется десятилетиями. Она может попросту устареть и не совпадать с новыми знаками. Известна и обратная ситуация. Если злоумышленник поставил другой знак, то вернее будет следовать именно разметке. Такой логический казус порождает множество юридических коллизий. Законодатель работает над универсальным решением этого сложного вопроса.

Линии

В хороших печатных изданиях ПДД линии разметки красочно проиллюстрированы. Это максимально понятная информация, которую несложно запомнить. Выделяют такие виды линий:

  • горизонтальные;
  • вертикальные.

Вертикальные полосы

Вертикальная разметка состоит из черных и белых полос, иногда присутствует оранжевый. Часто они находятся под наклоном. Эту разметку можно увидеть на элементах различных сооружений. Поскольку подобное решение сильно выделяет помеченный объект, то такая разметка играет важную роль в зрительном реагировании. Также похожее выделение чего-либо прекрасно очерчивает габариты опасного объекта. Результат получается настолько четким, что его можно разглядеть даже туманной ночью.

Если желтый - значит, в приоритете!

В ПДД знака разметки не существует. Нет необходимости показывать, что на данном участке пути есть разметка. Она по всем правилам всегда должна быть нанесена на проезжую часть. Однако иногда знаки заменяют разметку. Чаще всего это происходит во время ремонта участка автомобильной дороги. В такой ситуации знаки оранжевого или желтого цвета всегда имеют приоритет над белыми линиями разметки. Конечно, помимо таких обозначений должна присутствовать и временная разметка, но на ней почти всегда экономят.

Разновидности

В правилах ПДД разметка весьма разнообразна. Помимо общего деления на вертикальную и горизонтальную, временную и постоянную, выделяют также разновидности по регулированию. Горизонтальная разметка бывает сплошной, прерывистой, прерывисто-сплошной, двойной. Также сюда относятся стрелки на проезжей части. Изображения предупреждений о фото- и видеофиксации транспортного потока и даже скоростной режим - все это входит в общее понятие горизонтальной разметки.

Вертикальная же включает в себя индикацию опор путепроводов, бетонных блоков, железнодорожных и пешеходных остов, укрепленных КПП и даже любого недвижимого объекта, представляющего гипотетическую опасность для участников дорожного движения.

ОПИСАНИЕ И КОММЕНТАРИИ.

Приложение 1

Российской Федерации

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

(по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)

Дорожный знак - техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

Постоянные дорожные знаки устанавливают с правой стороны дороги, в некоторых случаях их вывешивают на специальной растяжке над проезжей частью, а также знаки могут быть установлены и с левой стороны дороги (проезжей части).

Некоторые знаки, несущие важную информацию, могут быть продублированы.

Дорожные знаки могут быть постоянными и временными.

Желтый фон на знаках 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 — 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 — 3.16, 3.18.1 — 3.25 , установленных в местах производства дорожных работ, означает, что эти знаки являются временными.

В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Предупреждающие знаки. Имеют треугольную форму. Фон - белый, рисунки - чёрные. Красная окантовка. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях, информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
предупреждающие знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м., а в населенных пунктах за 50 - 100 м.

Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5 — 1.33 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150 — 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Знаки приоритета (знаки преимущественного права проезда) устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Основные знаки приоритета («Главная дорога», «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено») имеют особые формы и цвет.
Это сделано для того, чтобы в любое время года каждый из них в любом состоянии можно было узнать по форме.
Устанавливаются непосредственно перед перекрёстком или узким участком дороги.

Запрещающие и ограничивающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Все знаки этой группы имеют круглую форму и большинство – красную кайму. Запрещающие знаки с красной каймой вводят ограничения, с чёрной – отменяют. Они чаще всего устанавливаются непосредственно перед участками дорог, на которых вводится соответствующее ограничение, или же в местах снятия ограничений.
В некоторых случаях для заблаговременного предупреждения участников движения о вводимом ограничении запрещающие знаки могут устанавливать заблаговременно с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Предписывающие знаки устанавливаются в непосредственной близости от места, где вступает в силу предписание и могут повторяться. Почти все знаки этой группы круглой формы, с голубым фоном и белыми символами.

Они предписывают водителю определённые направления движения, минимально допустимую скорость движения, разрешают дальнейшее движение только определённым видам транспорта, а также указывают пути движения велосипедистам и пешеходам.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения.

Предназначены для оповещения водителей и других участников движения об особенностях дорожной обстановки, наименованиях населенных пунктов, порядке их проезда и установлении режимов движения на отдельных участках дорог.


Информационные знаки информируют о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов.
Знаки сервиса устанавливаются непосредственно у объектов, у мест поворота к ним, если они расположены в стороне от дороги. В последнем случае на знаке указывается направление движения к объекту и расстояние до него.
На дорогах вне населённых пунктов знаки сервиса размещаются предварительно за 60 – 80, 15 – 20 км и 400 – 800 м от обозначаемого объекта, в этом случае на знаках указывается расстояние до объекта. На дорогах в населённых пунктах знаки сервиса устанавливаются предварительно за 100 – 150 м от обозначаемого объекта и на ближайших к нему местах поворота (перекрёстках).

Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.
Являются дополнением к знакам всех категорий.
Отдельно не используются.
Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или распространяя их только на определённые категории транспортных средств (например, только для грузовиков), или предоставляют другую дополнительную информацию.
Форма - прямоугольная, цвет фона - белый, цвет рисунка - чёрный, окантовка - чёрная.

Приложение 2
к Правилам дорожного движения
Российской Федерации

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.