О подходах к обучению детей-инвалидов на дому. Воспитание и обучение детей-инвалидов

1. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание детей-инвалидов иобразование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

3. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

4. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

5. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Порядок обучения ребенка-инвалида на дому

1. Основание для организации обучения ребенка-инвалида на дому - это заключение лечебно-профилактического учреждения.

2. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение ребенка-инвалида на дому: утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ [См. Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 "О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы "].

3. Обучение на детей-инвалидов дому осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (как правило, ближайшее к месту жительства ребенка - инвалида)

4. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном для приема граждан в образовательные учреждения.

5. Образовательное учреждение детям-инвалидам , обучающимся на дому:

    предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

    выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании

6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений

7. Педагогические работники могут по договоренности с образовательным учреждением участвовать совместно с педагогическими работниками этого учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида

Возмещение затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов , которые воспитывают и обучают их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание.

Размеры компенсации определяются согласно установленным государственным и местным нормативам финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы по обучению и воспитанию ребенка-инвалида на дому сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) и не компенсируются.

Условия обучения и воспитания ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении

Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания.

Обучение и воспитание должно включать:

    специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов;

    коррекционные методы;

    технические средства;

    среду жизнедеятельности;

    специально подготовленных педагогов;

    медицинское обслуживание;

    социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено)освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

Комиссия дает заключение, на основании которого ребенок-инвалид направляется в специальное коррекционное учебное заведение или в специальный класс, группу п.10 ст. 50 Закона об образовании. Федеральных нормативных актов, подробно регулирующих деятельность ПМПК нет. Есть Инструктивное письмо Министерства образования от 14.07.2003 № 27/2967-6 “О психолого-медико-педагогической комиссии”. В основном деятельность ПМПК регулируется местными нормативными актами, которые часто противоречат Закону об образовании.

Например, в Москве существуют окружные и городская комиссии. Положение о городской комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) школ VIIIвида утвержденное Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19,21 декабря 1998 г. №574/579 противоречит Закону об образовании, поскольку исключают детей с определенными диагнозами из системы образования. Данное Положение предусматривает, что комиссия имеет право направлять детей в учреждения системы соц. Защиты, а учреждения соц. Защиты лицензии на образовательную деятельность не имеют, и соответственно получается, что часть детей лишается права на образование. На федеральном уровне не установлены противопоказания для зачисления в специальные (коррекционные) школы, более того, федеральное законодательство предусматривает открытие специальных классов для детей со сложной структурой дефекта, для детей с глубокой умственной отсталостью. Министерство образования не раз обращало внимание органов образования субъектов федерации на недопустимость нарушения прав детей-инвалидов при освидетельствовании психолого-медико-педагогической комиссией, однако до сих пор в большинстве регионов ПМПК выносит заключение о «необучаемости» ребенка, что противоречит пп.1 и 6 ст. 5 Закона Об образовании, в соответствии с которым, государство гарантирует гражданам получение образования “независимо от их состояния здоровья” и “создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов”.

Родители, детей которых признают «необучаемыми», привыкли получать отказы от различных государственных учреждений, часто они не знают, что права их детей грубо нарушаются. Для изменения сложившейся ситуации необходимо изменить либо признать противоречащими закону нормативные акты субъектов, которые регулируют деятельность ПМПК.

Обучение на дому

Ст. 18 Закона о социальной защите инвалидов предусматривает, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации от 18.17.1998 г.

Основанием для организации надомного обучения является заключение лечебно-профилактического учреждения (перечень заболеваний дающих право на надомное обучения утвержден совместным письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28.07.1980 г.).

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства. Также, обучение на дому могут осуществлять и педагоги специальных (коррекционных) школ по программе этих школ. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.

Детям-инвалидам, обучающимся на дому образовательное учреждение бесплатно предоставляет на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 №17-253-6 устанавливает следующее количество часов для занятий с обучающимся на дому:

    I-III(IV) до 8 часов

    IV(V)-VII классах до 10 часов

    VIII(IX) классах до 11 часов

    IX(X)-X(XI) классах до 12 часов

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому четко не предусматривает возможности обучения по индивидуальному плану, хотя такая возможность установлена Законом о социальной защите инвалидов. Из положений закона о социальной защите следует, что надомное обучение организуется для детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в общих или специальных учреждениях. Понятие «невозможность обучаться по состоянию здоровья» сейчас не включает в себя невозможность освоить общеобразовательную программу. Получается, что порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому регулирует обучение на дому тех детей, которым в силу заболевания трудно ходить в школу, но их обучение не требует специальных методик. На наш взгляд, Закон, предусмотрев возможность обучения по индивидуальному плану, включил в понятие «невозможность обучаться в общем или специальном учреждении» и невозможность освоить общеобразовательную программу, необходимость применения специальных педагогических методик. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому должен быть дополнен положением о возможности обучаться по индивидуальному плану.

П.8 Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому предусматривает, что родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями). Данная норма вызывает некоторую путаницу, не совсем понятно, что законодатель имеет в виду, говоря о родителях, осуществляющих обучение своих детей самостоятельно, имеется ли в виду семейное образование или что-то другое. Если в п. 8 Положении говорится о семейном образовании, непонятно, почему вводится дополнительное определение, форма семейного образования достаточно подробно урегулирована законом об образовании. Например, во Владимирской области в Положении о порядке выплаты и размерах компенсации затрат родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание детей-инвалидов на дому» утв. Решением Владимирского городского совета народных депутатов от 17.04.2003 №82 данная норма трактуется именно как семейное образование, и компенсации выплачиваются родителям, осуществляющим обучение своих детей в семье.

Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями. Дети, обучающиеся на дому находятся в более невыгодном положении, чем дети, обучающиеся в спец. школах, поскольку спец. школа кроме образования оказывает услуги по социальной и медицинской реабилитации. Дети, обучающиеся на дому могут получить такие услуги с помощью ИПР, но, поскольку механизм ИПР действует неудовлетворительно, дети, обучающиеся на дому фактически не получают таких услуг. Министерство образования для преодоления данных недостатков надомного обучения рекомендует создавать образовательные учреждения надомного обучения (школы надомного обучения) 10 .

В этом смысле интересен опыт Москвы . Закон об общем образовании в городе Москве перечисляет школу надомного обучения среди учебных заведений, реализующих общеобразовательные программы. Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения) утверждено Распоряжением премьера Правительства Москвы от 25.07.1995 г. №726-РП.

Школа надомного обучения, реализуя цели и задачи государственного образовательного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе, в возрасте до 16 лет (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому - письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980 г. N 281-М/17-13-186. Формы обучения могут быть различными: классно-урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индивидуальная. Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка. На данный момент органы образования Москвы считают школы надомного обучения средством интеграции детей-инвалидов.

· Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861.

· Письмо Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

· Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 08/28.07. 1980 №281-М/17-13-186

· Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утверждено Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 25 июля 1995 г. N 726-РП;

Вопросы получение инвалидами начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования регулируются следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", с изменениями на 23.12.2003, (п.3 ст.11 и п.3 ст.16);
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с изменениями на 25 июля 2002 г., (п. 15 ст. 14);
  • Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с изменениями на 25.07.2002 г., (п. 18 ст. 14);
  • Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. N 4304)
  • Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 500, с изменениями на 14.01.2003, (п. 21);
  • Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования";
  • Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 г. N 487 (п. 24);
  • Письмо Минтруда РФ от 21 января 2002 г. N 365-ГК "О справке для получения государственной социальной стипендии";
  • Письмо Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. N 19-36-93ин/19-10 "О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги" (п. 2)

Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию .

Специальный доклад российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR)

(Доклад представлен в связи с рассмотрением Комитетом ООН в ноябре 2003 г. Четвертого периодического доклада Российской Федерации)

Исполнители:

1) Борис Альтшулер,РОО «Право ребенка»,

Москва, 119019, ул. Новый Арбат, оф. 19-18, 19-20, тел.: (7-095) 291-58-72; тел./факс: 291-9176;e-mail: [email protected] & [email protected] Веб-страница: www.pravorebenka.narod.ru

2) Сергей Колосков и Марина Царькова,«Ассоциация Даун синдром»\МООИ «Общество Даун Синдром», Москва, 101000, ул. Мясницкая, 13-3; тел./факс: (7-095) 925-6476;

e-mail: [email protected] Веб-страницы: www.mdrr.org.ru & www.notabene.ru

3) Роман Дименштейн и Ирина Ларикова,Региональная благотворительная общественная организация (РБОО) «Центр лечебной педагогики»,

Москва, 119311, ул. Строителей, 17 «Б»; тел./факс: (7-095) 131-0683, (7-095) 133-8447;

e-mail: [email protected] & [email protected]

1. На конец 2001 г. численность детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемые службами медико-социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек, из них 71% (т.е. 467 тыс.) дети-инвалиды школьного возраста 7-17 (полных) лет. Вместе с тем, как сообщила профессор Лариса Балева: «По расчетам специалистов, показатели детской инвалидности должны быть выше – не меньше 1 миллиона, потому что очень многим детям-инвалидам инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо». Из общего числа официально зарегистрированных инвалидов 91% живут в семье, 60,9 тыс. (9%) – в интернатных учреждениях Минздрава, Минобразования и Минтруда России. Основными заболеваниями, приводящими к инвалидности (60% всех детей-инвалидов, т.е. около 400 тыс. человек) являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения и врожденные аномалии. 96,3 тысячи детей-инвалидов (14,6% от общего числа детей-инвалидов) страдают интеллектуальной недостаточностью. 29 тысяч детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 4 до 18 лет, проживают в интернатах Минтруда (что составляет 30,1% детей-инвалидов с таким диагнозом).

2. Ни один из государственных докладов не сообщает о том, сколько детей-инвалидов получают образование . (В ежегодных Государственных докладах всегда приводятся данные об обучении «детей с ограниченными возможностями» - понятие очень широкое, включающее и множество детей, не являющихся официально признанными инвалидами). Однако, проведенное Ассоциацией Даун Синдром исследование первичных данных, предоставленных Госкомстату РФ в 2000 г. Минобразованием России (Формы государственной статистической отчетности 76-РИК и Д-9) и данных Минтруда, позволило установить число учащихся детей-инвалидов – 184,6 тыс.. Сопоставление этой цифры с вышеприведенным числом детей-инвалидов школьного возраста показывает, что из них почти 300 тыс. лишены конституционного права на образование. В основной массе это дети с психоневрологическими нарушениями, в отношении которых даже в официальных документах зачастую употребляется, в сущности, варварская формула «не подлежащие обучению» (использовало эту не предусмотренную никакими законами формулу и Правительство РФ в своем Ответе на вопрос № 34 Комитета ООН, указав при этом примерно в 10 раз заниженное число таких детей). Мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. по 41 региону России показал, что дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью получают образование лишьв редких случаях . «Центр лечебной педагогики» обладает множеством документальных свидетельств официальных отказов родителям детей-инвалидов в предоставлении предусмотренных законом услуг по развитию и образованию ребенка-инвалида.

3. Исходя из международного опыта образования детей-инвалидов, сформулированного в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, принятой 92 странами членами ООН, реализация права на образование всех детей-инвалидов может быть обеспечена посредством интегративного обучения, т.е. посредством создания условий для их обучения в системе общего образования. Такой подход, составляющий во многих странах основу мер по осуществлению важнейшего права инвалидов на социальную интеграцию и закрепленный в ст.18, 19 ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 (далее Закон №181), на практике не реализуется . По данному вопросу отсутствуют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые требуются для применения Закона №181 и не определяется финансирование.

4. Практически полностью отсутствует инфраструктура реабилитационной помощи детям с серьезными нарушениями развития. Крайне важно отметить отсутствие важнейшей для реабилитации детей-инвалидов службы по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста (0-3 года).

5. В такой ситуации особое значение приобретает реализация механизмов, предусмотренных Законом №181 (ст. 11, 18) и Законом «Об образовании» (ст. 40, п. 8), согласно которым государство компенсирует семье затраты на реабилитационно-образовательные услуги, полученные вне рамок государственной системы образования и реабилитации (в денежном виде), если не может предоставить такие услуги непосредственно (в «натуральной» форме). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду реабилитацию и образование за счет целевых бюджетных средств. Однако сегодня выполнение этих норм законов встречает следующие основные препятствия:

(1) - в массовом порядке, в нарушение ст. 11 Закона №181, не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида (ИПР): «В 2001 г. для 122,5 тыс. детей-инвалидов разработаны ИПР», откуда следует, что 535,6 тыс. (из общего числа 658,1 тыс.) детей-инвалидов России лишены права на реабилитацию. Эти выводы подтверждаются и резко негативным заключением Генерального Прокурора по результатам проверки исполнения Закона № 181 во всех регионах России, осуществленной по поручению Президента РФ (об этом поручении сказано в ст. 20 комментируемого Четвертого госдоклада в Комитет ООН):«законодательство о социальной защите детей-инвалидов выполняется неудовлетворительно»; ИПР «…разрабатываются лишь в единичных случаях». В том же письме Генерального прокурора отмечается: «В соответствии со ст. 11 Закона №181 основанием для реабилитации инвалида и предоставления ему предусмотренных законодательством льгот и гарантий является индивидуальная программа реабилитации», то есть указанные в Письме Генпрокурора факты являются прямым нарушением действующего законодательства. Даже самые крупные города не являются исключением, что подтверждают, например, результаты проверки, проведенной московской прокуратурой (Письмо Прокуратуры г. Москвы от 10.07.2003 № 21-116-03): «…обращение о нарушении государственной службой медико-социальной экспертизы Москвы прав детей-инвалидов в части составления индивидуальных программ реабилитации признано обоснованным…».

(2) - в тех редких случаях, когда индивидуальная программа реабилитации (ИПР) все же составлена, и родители смогли получить услуги в негосударственном секторе, компенсация средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится (вопреки требованиям ст. 11 Закона № 181 - о возмещении семье средств, потраченных ею на реализацию ИПР ребенка-инвалида), добиться ее получения можно только по решению суда (родителям удалось выиграть несколько таких судебных процессов – см. об этом в вышеназванных изданиях «Центра лечебной педагогики»). Как свидетельствуют результаты уже упомянутой проверки Генеральной прокуратурой, «одной из причин создавшегося положения является то, что Правительство РФ в нарушение требований ст. 10 Закона № 181-ФЗ, принятого в 1995 г., до настоящего времени не утвердило «Федеральную базовую программу реабилитации инвалидов и порядок ее реализации». Тем самым, в условиях тотальной несостоятельности государства в сфере реабилитации детей с серьезными нарушениями развития, родителям перекрывается и финансовая возможность альтернативного выбора.

6. В отсутствии инфраструктуры помощи детям-инвалидам с интеллектуальной недостаточностью по месту жительства, его семья стоит перед выбором: одному из родителей отказаться от работы и получать пособие по уходу за ребенком 75 руб. (2,5 доллара) в месяц или поместить ребенка в интернат. При этом социальное пособие («пенсия») на ребенка инвалида составляет 681,1 руб. (22,7 доллара) в месяц и не обеспечивает прожиточного минимума даже для здорового ребенка - 1500 руб. (50 долларов) в месяц. «У нас совершенно не развита система временного содержания инвалидов и помощи таким семьям», - Лариса Балева в вышеназванном интервью «Новым Известиям». Это приводит к тому, что, несмотря на рекомендации Комитет ООН по правам ребенка сократить количество детей-инвалидов в интернатах, за последние годы государство так и не сделало значимых практических шагов в этом направлении.

7. Дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью (см. п.1), проживающие в интернатах Минтруда, более 50% из них - социальные сироты, не получают образования, поскольку подавляющее большинство данных интернатов не имеет статуса образовательных учреждений, условий и ресурсов, которые предусмотрены законодательством об образовании. При этом свыше 40% этих детей признаются не подлежащими никакому обучению. Для этих детей не предусматривается какой-либо педагогический персонал, что приводит к нарушению их права на воспитание, тем самым дети подвергаются «психологическому насилию, отсутствию заботы и небрежному обращению», «бесчеловечному и унижающему достоинство обращению», подпадающему под соответствующее определение Конвенции о Правах Ребенка (ст.19 п.1 и ст. 39), на что многократно указывалось российской и международной общественностью в течение нескольких лет.

В 2000г. умерло 767 детей из списочного количества 28546 детей, находящихся в детских домах-интернатах для детей с глубокой умственной отсталостью (ДДИ) в возрасте от 4 до 18лет . К сожалению, статистические сведенья о смертности детей-инвалидов в РФ не собираются, что не дает нам возможности сравнить эти данные со смертностью детей с таким же диагнозом, проживающим в семьях. Однако смертность в ДДИ представляется нам слишком высокой. Приведем данные о смертности детей в РФ: Всего умерших от всех причин 57,1 на 100000 человек соответствующего возраста. В том числе от несчастных случаев, травм и отравлений 29,1 на 100000. От болезней по России умерло 28 детей на 100000. Младенческая смертность 1530 детей на 100000.

8. В 2002-2003 гг. по инициативе Ассоциации Даун Синдром в Правительство РФ по вопросам защиты социальных прав детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью обратились Комиссия по правам человека Президента РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и профильный комитет Госдумы. Позитивным результатом этих усилий стали письма Минтруда и Минобразования, направленные зимой 2003 г. во все регионы России – с рекомендацией провести лицензирование и аккредитацию в качестве образовательных учреждений ДДИ, провести учет детей-инвалидов и обеспечить их образовательными услугами. Однако, вышеуказанный мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. в 41 регионе России, показал, что эти рекомендации выполняются неудовлетворительно (в частности штат воспитателей и учителей ДДИ почти повсеместно в 5-15 раз меньше предусмотренного образовательными стандартами).

О подходах к обучению детей-инвалидов на дому

«Воспитание не только должно развивать ум,

вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду

серьезного труда, без которого жизнь его не может

быть ни достойной, ни счастливой»

К.Д.Ушинский

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей-инвалидов предусматривает создание для них специальных условий, обеспечивающих адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Для обучающихся, не посещающих образовательные организации по состоянию здоровья, обучение по образовательным программам начального общего образования организуется на дому. Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение реализации прав детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей данной категории определяются индивидуальной программой обучения инвалида. Но как работать с детьми-инвалидами? Как правильно управлять учебной деятельностью, чтобы не навредить здоровью ребенка, чтобы не упустить главного в обучении, добиться успехов? Какие использовать методы, приемы для индивидуальной работы? Какие для этого нужны условия? На все эти вопросы помогает ответить Е.А.Юнина. Именно в ее трудах мы получили конкретный ответ на вопрос: «Как концептуально выстроить стратегическую программу деятельности учителя начальных классов с ребенком-инвалидом». Эта проблема концептуального подхода к обучению на дому стала для нас актуальной, так как через него можно осмысленно подойти к предмету деятельности, определить ее сильные и слабые стороны, наметить пути решения выявленных проблем. Советы Юниной Е.А. помогли сосредоточиться на главном, осознанно подойти к разработке концепции индивидуального обучения на дому детей-инвалидов.

Выстроить концепцию мыслительного содержания помог нам денотатный граф (по Щедровицкому, на который делает упор Юнина Е.А.), где граф-структура, денотат-содержание, т.е. структурированное содержание. Исходя из вышесказанного, мы можем теперь назвать необходимые этапы этого вида деятельности:

1 этап: Разработка концепции.

Наработка мыслительного содержания.

Систематизация мыслительного содержания.

Диалектическое исследование мыслительного содержания.

    анализ каждого кирпичика в денотатном графе.

    обобщение проведенного анализа.

    написание текста заключения концепции.

2 этап: Составление тезауруса денотатного графа.

3 этап. Разработка стратегии на год.

Постановка концептуальной цели.

Составление психологического портрета обучающегося.

Постановка стратегической цели.

Определение задач.

Формулирование проблемы.

Постановка проблемного вопроса.

Поиск вариантов решения проблемного вопроса, конструирование оптимального варианта.

Создание тезиса.

Рассмотрим каждый этап концептуального подхода к индивидуальному обучению на дому.

Концепция

индивидуального обучения детей-инвалидов на дому

Направлена на (цель)

создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих обеспечить успешное овладение детьми-инвалидами основной образовательной программой НОО

Опирается на (принципы)

индивидуализации непрерывности системности соблюдения

интересов ребенка

Достигается через (средства)

психолого-педагогическое активные методы дистанционные коррекцию

обследование (диагностику) и приемы обучения технологии

Приводит к (результат)

освоению ребенком личностному накоплению коррекции недостатков

ООП НОО развитию опыта работы в физическом и

с детьми-инвалидами психическом развитии

Обучающегося

Зависит от (ресурсы)

кадров помощи извне МТБ

Тезаурус

Специальные условия – условия, способствующие освоению детьми-инвалидами основной образовательной программы начального общего образования

Принцип индивидуализации – учет индивидуальных особенностей конкретного индивида

Принцип непрерывности –принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению

Принцип системности – единство диагностики, коррекции, развития.

– решение проблемы ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

– использование тестового материала узкими специалистами для исследования личности в целом или отдельных ее сторон.

Активные методы и приемы обучения – те, которые повышают познавательную активность ученика, развивают творческие способности, активно вовлекают обучающегося в ОП, стимулируют самостоятельную деятельность.

Дистанционные технологии информационные технологии, обеспечивающие доставку обучаемому основного объем изучаемого материала. Технологии, которые предоставляют возможности для самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения.

Коррекционная работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей-инвалидов в условиях обучения на дому; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном.

Личностное развитие - готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускника начальной школы, отражающие его индивидуально-личностную позицию, социальные компетентности, личностные качества.

– умение организовывать ОП в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка-инвалида и оказывать психолого-медико-педагогическую помощь.

Диалектическое исследование индивидуального обучения на дому детей-инвалидов

Положительный ряд

Понятие

Отрицательный ряд

Выходы

1.Создают ситуацию успеха для ученика

2.Позволяют последовательно решать образовательные задачи

3.Способствуют развитию обучающегося

4.Индивидуализируют процесс обучения

Специальные условия

Отсутствие опыта в

разработке индивидуальной образовательной программы

1.Знакомство с опытом других учителей, работавших с детьми данной категории

2.Получение информации из Интернета

3.Изучение специальной литературы

1.Повышает качество образования

2. Способствует сохранению здоровья ребенка

3.Повышает мотивацию к учению

4.Позволяет своевременно проводить коррекцию

Принцип индивидуализации

Незнание всех физических, психологических особенностей ученика

3. Проведение диагностики

1.Ориентирует на достижение целостности образовательного процесса

2.Позволяет в системе реализовывать программный материал

3.Гарантирует постоянную помощь ребенку и родителям

4.Обучающийся постоянно развивается

Принцип непрерывности

Личностный фактор

2.Получение совета от родителей

1.Позволяет последовательно реализовывать содержание учебного материала

2.Своевременно проводится диагностика, коррекция знаний обучающегося.

Принцип системности

Не знаешь, что может помешать в обучении ребенка-инвалида

1.Нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость, отставание в развитии

2.Не допускать нарушения системы

1.Повышает познавательный интерес к учению

2.Создает ситуацию успеха

3.Решаются проблемы ребенка с максимальной пользой

4.Позволяет полно реализовывать ребенку внутренние резервы

Принцип соблюдения интересов ребенка

Непонимание родителями всех трудностей ребенка

1.Консультация у педагога

2.Анализ ситуации

3.Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка

1.Позволяет выявить проблемы развития

2.Определяет индивидуальную структуру ценностей сферы личности

3.Помогает выполнить требования ФГОС второго поколения

Психолого-педагогическое обследование

Трудоемкая работа

1.Привлечение специалистов

2.Опора на имеющийся опыт

1.Повышают мотивацию к учению, познавательную активность

2.Способствуют включению ученика в решение творческих задач в начале процесса усвоения нового содержания

3.Делают обучение сознательным, продуктивным, более результативным

Активные методы и приемы обучения

Не все методы, технологии подходят для индивидуального обучения на дому

1.Своевременный отбор методов и технологий для индивидуального обучения

2.Изучение научной литературы

3.Опора на имеющийся опыт работы на дому

4.Оформление заявки на нужную литературу в кн.магазине, библиотеке

1.Повышают качество обучения за счет объемных электронных библиотек

2.Развивают самостоятельность

3.Снижают затраты на обучение

4.Повышают мотивацию

5.Создают условия для быстрого получения нужной информации

Дистанционные технологии

Отсутствие опыта в использовании дистанционных технологий

1.Получение консультации у специалиста

2.Обучение на курсах

1.Своевременно проводится коррекция

недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося

2. Создается ситуация успеха

3.Повышается самооценка у ученика

4. Создает условия для индивидуального развития обучающегося

Коррекционная работа

Не всегда учитель может решить проблемы

1.Обращение к узким специалистам

2.Получение совета

1.Помогает выявлять и развивать способности обучающихся

2.Обеспечивает решение образовательных задач

3.Предусматривает:

достижение планируемых результатов ООП НОО обучающимся

Основная образовательная программа начального общего образования

Отсутствует возможность включения обучающегося в процессы преобразования внешкольной социальной среды

1.Использование дистанционных технологий

2. Подключение к работе других информационных ресурсов

1.Происходят качественные изменения хорошего к лучшему.

2. После изменений человек осознает себя другим и ведет себя по-другому.

Личностное развитие

Требуется время

1.Проявление терпения

2. Не ставить перед собой чрезмерно завышенных целей, чтобы добиться результата в намеченные сроки

1.Позволяет правильно выстроить стратегию обучения на дому

Опыт работы с детьми-инвалидами

Не всегда опыт одного учителя приносит положительные результаты у другого

1.Критически подходить к используемым материалам

2.Вносить соответствующие коррективы в соответствии с особенностями обучаемого

Заключение

Разработанная концепция индивидуального обучения детей-инвалидов на дому обладает на наш взгляд рядом сильных сторон: во-первых, данная концепция позволяет последовательно решать образовательные задачи, во-вторых, способствует развитию личностных качеств; выполнять требования ФГОС второго поколения; в-третьих, создает условия для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, обучающихся на дому; в-четвертых, делает обучение сознательным, продуктивным, более результативным; в-пятых, учит ученика объективно оценивать свои силы.

Наряду с сильными сторонами концепции отметим также ограничения, которые являются серьезными препятствиями для успешной реализации данной концепции, в частности, к такого рода ограничениям можно отнести отсутствие опыта в разработке индивидуальной образовательной программы и в использовании дистанционных технологий; недостаток знаний об ученике-инвалиде; непонимание родителями всех трудностей ребенка; не все активные методы могут подойти для индивидуального обучения на дому.

Понимая всю сложность этих трудностей, мы все же считаем, что они решаемы, например, проблему отсутствия опыта в разработке индивидуальных программ обучения можно, с нашей точки зрения, решить следующим образом: познакомиться с опытом других учителей, получить рекомендации от администрации ОУ, изучить специальную литературу; найти нужную информацию в Интернете; проблему отсутствия опыта в использовании дистанционных технологий можно решить так: получить консультацию у специалиста, пройти курсовую подготовку; проблему недостатка знаний об ученике-инвалиде решается таким образом: побеседовать с родителями, получить совет от них, изучить рекомендации узких специалистов; проблему непонимания родителями всех проблем ребенка можно решить следующим образом: проконсультировать родителей, провести анализ проблемных ситуаций и обозначить выходы из них; если не все активные методы и приемы подходят для индивидуального обучения, необходимо осуществить отбор только тех, которые подходят для детей-инвалидов, изучить научную литературу, сделать заявку в книжном магазине на приобретение нужных методических рекомендаций.

Ценность диалектического исследования состоит в том, что этот этап Разработки концепции развивает: глубину мышления, системность мышления, диалектичность мышления, аналитичность мышления, умение прогнозировать, снимает страх перед трудностями.

Стратегия индивидуального обучения на дому

на 2014-2015 учебный год

Аудитория: ребенок-инвалид

Концептуальная цель : создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих обеспечить успешное овладение обучающимся основной образовательной программой начального общего образования

Стратегическая цель : развитие обучающегося в условиях домашнего обучения

Задачи:

1.Обеспечить выполнение требований Стандарта.

2.Способствовать личностному развитию и укреплению здоровья.

3.Добиваться достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

4.Предоставлять обучающемуся возможности для эффективной самостоятельной работы.

5.Использовать активные методы и приемы обучения.

6.Научить владеть диалогической формой коммуникации, использовать, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

7.Организовать участие обучающегося в дистанционных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и др.

8.Способствовать общению с одноклассниками.

9.Своевременно проводить коррекционную работу.

10.Оказывать помощь родителям.

Проблема: ФГОС предусматривает развитие УУД.

Проблемный вопрос : Какими же средствами можно создать образовательное пространство, которое позволит обеспечить развитие УУД у ребенка-инвалида, обучающегося на дому?

Варианты решения:

1.Использование дистанционных технологий.

2.Включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения.

3.Организация встреч со сверстниками.

4.Выход за рамки урока (вывоз ребенка на внеклассные мероприятия в школу)

5.Диалоговое обучение.

Оптимальный вариант : 3, 1, 5, 2, 4.

Чтобы помочь ребенку-инвалиду в социальной адаптации, личностном развитии необходима организация встреч со сверстниками на дому, использование дистанционных технологий, предполагающих внедрить TV-технологию, интернет-технологию, кейсовую технологию; а также – диалогового обучения, предполагающего ситуации откровения, эмпатию; включение активных методов и приемов обучения, осуществление выхода за рамки урока (включая ребенка в участие, с детьми класса, в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества и других формах дополнительного, дистанционного образования).

Тезисы:

Образование должно высветить лучшее, что заложено в человеке.

Дж.Пол.Ф.Рихтер

Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам.

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.