Понятие и сущность государства

При изучении теории государства и права , предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

4. Политический характер. Государственная власть - власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. - то есть для политических отношений.

5. Публичный характер. Государственная власть - власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества . Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

б) стоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).


г) осуществляется специальным отрядом людей . Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности . Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер . Государственная власть - не аморфное образование . Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения . Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти . Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных (например, национальность, язык) не может быть.

10. Наличие налогов . Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством». Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них - классовый подход . Основываясь на марксистской теории государства , сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых , здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых , в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства - государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой - общесоциальные, гуманистические начала.

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти

2) государственный суверенитет;

3) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются:

1. Государственная власть;

2. Суверенитет;

3. Политический режим государства.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе.

2.Функции государства. Краткая характеристика внутренних и внешних функций.

Внутренние функции –характеризуют цели и задачи внутри страны

Политическая

Экономическая

Социальная

Экологическая функция

Налогообложения и финансового контроля

Охрана, защита прав и интересов человека, об-ва, гос.

Внешние функции-раскрывают специфику интересов гос в сообществе, за его пределами территориальных в частности.

Функция обороны

Функции поддержки мирового порядка

Функции сотрудничества по проблемам глобальных

В РБ можно отметить еще функцию демографического хар-ра.

3.Методы и формы осуществления ф-ций гос-ва

Это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

Приемы, с помощью которых государство реализует свои функции, называются методами осуществления государственных функций: убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

4.Формы государства. :

Форма правления (организация высших органов гос власти порядок их образования взаимодействия между собой и населением)

Форма гос устройства (представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию гос власти, раскрывающие взаимоотношения между отдельными частями гос центральной власти и местными органами)

Политический гос режим (совокупность методов и средств с помощью которой формируется гос власть)

Различают монархическую и республиканскую формы правления.

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

5. Государственный аппарат - это система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Система состоит из:

    президента РБ ;

    органа законодательной власти (двухпалатный Парламент -Национальное собрание . Нижняя палата -Палата Представителей , верхняя -Совет Республики );

    местных представительных органов (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские );

    органов исполнительной власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные республиканские организации, областные, городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации );

    органов судебной власти (общие (Верховный суд РБ, областные суды, Минский городской суд, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды) и хозяйственные (Высший хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска) суды, Конституционный суд );

    контрольно-надзорных органов (прокуратуры, комитет государственного контроля, налоговые инспекции и др. ).

Механизм государства - это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.

Любая политическая система включает в себя центральный институт - государство. Это особая форма политической власти, существующая в обществе. Она обладает определенным суверенитетом. Государство для управления использует целую систему специальных органов. Рассматривая понятие и сущность государства, нужно отметить различия в этих значениях.

Монополия на применение силы и других видов физического принуждения. Государство или его органы вправе лишать граждан определенных ценностей, свободы, жизни, если это соответствует действующему законодательству.

Обязательство представлять общество как единое целое, для защиты его интересов и благ.

Понятие государственного управления, в его материальном выражении, имеет силу на всей его территории. Государство имеет высшую власть, которая распространяется только в пределах его границ. Оно само определяет характер своих отношений с другими странами, которые не имеют права вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Независимость государства не зависит от размеров территорий и численности его населения.

Для государства важным признаком является легитимность власти. Это означает ее справедливость.

Сущность государственного управления можно выразить в нескольких признаках.

1. Оно существует для осуществления общих а в особенности интересов господствующего класса.

2. Исполнение интересов всех социальных слоев, которое основывается на принципах компромиссов.

3. Существование государства для исполнения интересов нации.

4. Исполнение интересов религий, представленных в данном государстве.

5. Существование государства во имя интересов определенной расы, которая представлена на его территории.

Понятие и сущность государства, а также его структура, являются системой, которая формировалась в течение долгого периода. Подходить к его классификации можно с разной точки зрения. Можно рассматривать его внутреннюю структуру, систему высших органов власти, территориальное разделение, а также способы осуществления власти.

В зависимости от специфики взаимодействия государства с обществом в той или иной мере проявляется одна из его характеристик.

Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Приведем некоторые из них:

«Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. Моль).

«Союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (В.М. Хвостов).

«Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой).

«Оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния» (А. Градовский).

«Общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми» (Н.М.Коркунов).

«Политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок» (С.С. Алексеев).

«Универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая, прежде всего, интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи» (В. Чиркин).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И.Ленин).

«Множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа» (В. А. Четвернин).

Несмотря на некоторые различия, все определения содержат сходные признаки.

Признаки государства:

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как «внешних» границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права.

Структура территории складывается из следующих элементов:

1) сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю);

2) водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье;

3) подземная территория, а именно недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

4) воздушная территория - атмосфера над сухопутной л водной территорией государства;

5) иные объекты, как-то: морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

В настоящее время практически вся сухопутная поверхность планеты поделена между государствами. Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк - Антарктида.

Население . Представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством (подданством). В первобытном обществе людей связывают кровное родство, общий предок - тотем, клановая организация повседневной жизни. Охота и собирательство ввиду постепенного истощения пищевых ресурсов исключают круглогодичное сосредоточение племени на одном месте, обусловливают кочевой образ жизни. Переход от родовой к соседской общине, породивший тесные связи между людьми по месту общего проживания, - важнейший фактор возникновения и становления государства.

Но проживания на определенной территории еще недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. Такое правоотношение называется гражданством. Гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на"имя высшего должностного лица государства, как правило, президента; в результате территориальных изменений между государствами и т.д. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Последнее касается избирательного процесса, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общую территорию проживания можно назвать формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовно-культурные и этнические факторы, элементы материальной культуры и масса других аспектов. В совокупности все эти факторы и обусловливают принадлежность индивида к населению определенного государства.

Государственный аппарат . Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства. Государство есть политически организованное общество.

Власть - способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В первобытном обществе власть носит характер общественного самоуправления, выражает интересы всех членов рода как одной большой семьи, в управлении жизнью которой принимают участие все соплеменники. В свою очередь, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая «внешнее» управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Последние не участвуют в материальном производстве и производстве нематериальных благ. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями. В условиях первобытной борьбы за существование все индивиды должны были заниматься производительным трудом. Здесь не было возможности освободить кого-либо от добывания материальных благ, поэтому не существовало людей, занимавшихся исключительно управлением. Производительный труд совмещался с периодически осуществляемой управленческой, военной, ритуальной, судебно-правоохранительной деятельностью. В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство - единственная организация в обществе, располагающая военизированными формированиями (армия, тюрьмы, полиция). Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие, включая смертную казнь индивида. Разумеется, такое насилие должно носить правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона.

Суверенитет. Включает два аспекта - внутренний и внешний. К. первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму - независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организации. Слово «суверенитет» происходит от французского «sovreins», означающего «неограниченный», «самодержавный», «абсолютный».

В любом обществе существует множество систем «власти-подчинения». При этом государственная власть обладает верховенством по отношению ко всем остальным властным источникам. То есть при всем многообразии источников власти государственная власть обладает безусловным приоритетом. Нет власти выше государственной. Последняя носит универсальный характер, распространяя свое властное действие на все население, на всю территорию страны. Веления государства являются всеобщими, имеют безусловный приоритет перед велениями любых других коллективов и организаций.

Государство как суверен вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Однако свобода государственного усмотрения не должна подменяться произволом. В настоящее время интеграция мирового сообщества достигла такой степени, что политические решения государств регулируются и реально ограничиваются нормами международного права, прежде всего, в области прав человека. Государство, которое, ссылаясь на свой суверенитет, грубо нарушает общечеловеческие ценности, общепризнанные принципы международного права, права и свободы граждан, рискует оказаться в положении изгоя на международной арене. Таким образом, суверенитет государства не носит абсолютного, неограниченного характера.

Денежная система . Включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии (выпуск новых денег в обращение) и денежного обращения.

Налоги. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный и др.) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет есть своеобразный «общий котел», создаваемый всеми членами общества - налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Государство обладает исключительной монополией принудительно и без судебного решения изымать у собственников часть имущества в централизованные денежные фонды. Во всех иных случаях изъятие собственности без согласия собственника допускается только по решению суда.

О налогах не договариваются. Налог - это обязательный взнос в бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и обеспеченный его принудительной силой. Собранные посредством налогов финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан.

Система права. Представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Государственная символика . Включает официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сформулируем понятие государства, интегрирующее указанные выше признаки.

Государство - суверенная политическая организация классового общества, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, служащая целям обеспечения социального компромисса в данном обществе.

Сущность государства.

Сущность государства традиционно определяется социальным назначением, природой государства. Кто и как управляет государством? Чьи интересы защищает государственная власть? Каковы его назначение и основные функции?

Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую - общесоциальной.

Классовая природа государства . Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее Может осуществляться в форме прямого насилия или «мягкого» пропагандистского навязывания своей воли большинству населения - так называемое информационное зомбирование. В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей, элиты.

Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую составляющую государства. Согласно этой теории государство есть орудие насилия экономически господствующих классов - владельцев основных средств производства, призванное подавлять эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, - это организация насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право - всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства.

Общесоциальная природа государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет «функцию общих дел», выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми Его задача - преодоление социальных противоречии, конфликтов, разногласии, учет и координация интересов различных групп населения

Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Соотношение между общесоциальным и классовым в государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой - «все меньше классового, все больше общесоциального».

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Государство олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства - «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Н Макиавелли).

Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности».

Таким образом, можно определить сущность государства как проявление определенных регулятивных, организационных начал в обществе, состоящих из разных слоев, классов, групп, упорядочения их совместной жизнедеятельности, как средство обеспечения различными методами (от убеждения до принуждения) порядка, стабильности и поступательного развития общества.

Другими словами, сущность государства заключается в том, что оно является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, преодоления социальных противоречий внутри страны и за её пределами.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Основные признаки государства:

1. Организация политической публичной власти в обществе:

Государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

Государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти):

Государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах, цель государственной власти обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти)

2.Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет): способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф - 200 морских миль от линии максимального отлива: воздушное пространство на высоте до 100 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6. Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т.п.

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказании за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа - штраф, за убийство тиуна - смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Тип государства и права - это совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств. Типология необходима для раскрытия социальной сущности государства и права; к определению типа государства и права возможны два подхода -формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства - это совокупность средств производства и производственных отношений, которые составляют экономический базис государства. Базис определяет характер и сущность надстройки, в которую входят государство и право.

Типы государств:

1. Рабовладельческое государство: экономически господствующий класс рабовладельцев имеет право собственности на средства производства и на рабов, присваивает плоды их труда. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только рабовладельцев, приравнивая рабов к «живым орудиям труда».

2. Феодальное государство: экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимых крестьяне несут обязательные повинности в виде барщины и оброка за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только феодалов

3. Буржуазное (капиталистическое) государство: господствующий класс буржуазии держит в экономической зависимости пролетариат, имея собственность на средства производства.

Пролетариат лично не зависит от буржуазии, но вынужден продавать свой труд. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы прежде всего буржуазии.

4. Социалистическое государство (существует и переходный период к коммунизму) является общенародным, т,е. бесклассовым. Государственная собственность на средства производства исключает возможность эксплуатации человека человеком. Государство становится общесоциальным, а затем отмирает, т.к. оно может существовать только в классовом обществе. Право защищает интересы каждою члена общества.

Цивилизациониый подхо д. Существует множество определений цивилизации, поэтому цивилизационных подходов несколько.

Цивилизация - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

1. У.Ростоу от уровня экономического развития - доиндустриальное (преобладает сельское хозяйство), индустриальное (промышленность), постиндустриальное (информационные технологии).

2. А.Тойнби выделяет типы государств в зависимости от общности географических признаков (европейские, латиноамериканские, африканские), религиозных признаков (православные, исламские, протестантские), менталитета (западные, восточные), нации-основитепьницы государства (китайское, российское, мексиканское).

3. Г.Кельзен: в зависимости от степени участия человека в принятии государственных решений - демократические и автократические.

4. Г.Еллинек: - в зависимости от исторического времени и характера государственного объединения: древневосточные деспотии, древнегреческое и древнеримское (рабовладельческие), средневековые, современные.

Таким образом, одно и то же государство может быть отнесено к разным типам государств, что в совокупности позволяет наиболее глубоко раскрыть его социальную сущность, которая отражается также в праве.

6. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов

Форма государства - это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства :

1. Форма правления - что элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть: как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет две формы правления - монархию и республику.

- Монархия:

- Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

2. Государственно-территориальное устройство - но элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

- унитарное государство, территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органом государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

- федеративное государство, сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3. Государственно-правовой режим - это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть:

А) демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм;

Б) антидемократические режимы:

- тоталитарный режим предполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государстаенной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарный режим является переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определенную форму правления, государственно-территориального устройства и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

7. Форма правления: понятие и виды

Форма правлен ия - это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть: как она передается: существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет два вида формы правления - монархию и республику.

1.Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

Виды монархий:

- абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV);

- сословно-представителъная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове);

- дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представительного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 - 1906 гг.) Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время;

- ограниченная - конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии- Великобритания, Испания, Голландия).

2.Республика - государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

Виды республик:

- президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно (США);

- парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту (ФРГ, Италия);

- смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик (Россия);

- суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчетно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);

- советская - отсутствует разделение властей (СССР).

Таким образом, существуют различные виды монархий и республик.

8. Форма государственного устройства: понятие и виды

Государственно-территориальное устройство - это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.

История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства -унитарную и федеративную.

1. Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

Унитарное государство может иметь в своем составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания).

2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.

Виды федераций можно выделять по различным основаниям:

А) по принципу формирования субъектов федерации:

- национальные федерации: территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия);

- территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);

- смешанные (национально-территориальные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия).

Б) по разграничению предметов ведения и полномочий:

- кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий - сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия);

- дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США).

В) по роли федерального центра:

- относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);

- относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).

B) выработка и обоснование долгосрочной программы развития государства

  • Активные операции коммерческих банков: основные признаки и структура