Признание подавляющим большинством граждан законности. Словарь кратко. Термины и понятия

Раздел «Политика» (11-12)

Занятие 11

Термины и понятия

Власть - способность и возможность отдельного человека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения.

Гражданское общество - это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т.д.

Избирательная система - порядок выбора депутатов в представительные органы и должностных лиц. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями. Под избирательной системой понимают также порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Конституция - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.

Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.

Политическая власть - это господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечённых властными полномочиями.

Политическая партия - политическая организация той или иной части населения, сословия, класса, выражающая его интересы и стремящаяся направить его действия.

Политическая система - целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом.

Политическое сознание - форма общественного сознания, отражающая всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами.



Тестовые задания по теме

Верно ли следующее утверждение?

1. Любые политические институты выражают интересы властных структур.

2. Политическая свобода граждан в обществе невозможна без их политического равенства

3. Власть - это способность одного лица или группы лиц заставить других людей делать нечто, что при отсутствии давления они делать бы не стали.

4. На политическое сознание индивида существенное влияние оказывает социальная среда и его собственный политический опыт.

5. Верно ли, что легальность и легитимность власти - одно и то же?

6. Верхняя палата Федерального собрания РФ избирается путем равного, прямого и тайного голосования.

7. Общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, собственность, свободу и реализацию своих способностей, когда эти права становятся основными опорами общественного здания.

8. При парламентской форме правления парламент обладает самостоятельными властными полномочиями и правит наряду с президентом.

9. Избирательная система оказывает влияние на характер политической системы.

Выберите один правильный ответ

1. Отражение в сознании индивида политических реальностей называется

1) политической культурой; 2) политическим сознанием;

3) политическим интересом; 4) политическим заговором;

5) политической партией

2. Тип легитимности политической власти, основанный на исключительных качествах, приписываемых лидеру, - это:

1) олигархический тип 2) харизматический тип

5) персональный тип

3. Какие из перечисленных ниже организаций и учреждений не носят ярко выраженный политический характер?

1) творческие союзы 2) государство 3) лобби

4) военные союзы 5) либеральные партии

4. Первые политические партии в современном смысле этого слова впервые появляются

1) в Германии 2) во Франции 3) в Англии

4) в Древнем Риме 5) в России

5.Согласно Аристотелю, властвование и подчинение - вещи

1) противоестественные 2) возвышенные 3) необходимые

4) случайные 5) приятные

6. Заменить все формы принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан намеревались

1) коммунисты 2) партия "зеленых" 3) анархисты

4) легисты 5) эсеры

Термины и понятия

Государственный аппарат - система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

Государство - центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определённой территории, имеющая исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать при необходимости насилие.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся устойчивой общностью экономической жизни, языка, территории и национального характера, проявляющегося в особенностях её культуры и быта.

Политическая идеология - совокупность систематизированных идей, взглядов, представлений, сложившихся в результате теоретического осмысления политического устройства общества и политических процессов с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определённой социальной группы.

Политический режим - совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Различают тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.

Политическая культура - уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.

Правовое государство - такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан.

Средства массовой информации - средства систематического распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др.).

Суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти по отношению к негосударственным политическим и гражданским организациям внутри страны, а также в построении отношений с другими государствами.

Форма государственного правления - это порядок образования высших органов государственной власти. По этому признаку государства разделяются на монархии и республики.

Форма государственного устройства - это территориальное устройство государства, определяющее взаимоотношение центральной и региональной власти. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Тестовые задания по теме

Верно ли следующее утверждение

1. Разделение властей - это принцип построения и функционирования государственного управления в современных демократических государствах, предполагающий передачу законодательной и судебной власти финансовой олигархии.

2. Идея государственного суверенитета предполагает, что верховным источником государственной власти является народ.

3. Согласно марксистской теории, государство возникло в результате общественного договора.

4. В федеративном государстве, в отличие от унитарного, субъектами государственного суверенитета являются как крупные территориальные образования, так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.

5. Члены конфедерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства.

6. Английский философ Гоббс считал, что государство - орудие в руках господствующего класса.

7. Политический строй, осуществляющий полный контроль над всеми сферами жизни своих граждан и опирающийся на средства прямого насилия, называется унитарным.

Направление развития, для которого характерны изменения к худшему, переход от высшего к низшему, утрата способности к выполнению тех или иных функций.

А) прогресс Б) реформа В) регресс Г) революция

2. Нормы какой отрасли права нарушает волк из «Ну, погоди!»?

А) уголовное право Б) административное право

В) гражданское право Г) трудовое право

А) Петя сегодня пойдёт гулять, а Саша останется дома делать уроки.

Б) Отчасти преступления не являются умышленными.

В) Все люди - существа, обладающие разумом, Артём - человек, следовательно, Артём - обладает разумом.

Г) Этот студент. Он является отличником.

Из перечисленных религий, выберите те, которые относятся к национальным религиям.

а) джайнизм б) синтоизм в) буддизм г) даосизм

д) конфуцианство е) христианство ж) индуизм з) ислам

А) а, б, в, г, д, ж Б) а, б, г, д, ж В) в, ж, з, е Г) а, б, ж, з

5.Из перечисленных налогов выберите те, которые относятся к косвенным налогам .

а) акцизы

б) налог на добавленную стоимость

в) налог на прибыль организации

г) подоходный налог

д) поимущественный налог

е) таможенная пошлина

А) а, б, е Б) а, б, г В) б, в, д Г) в, г, д

Летние Максим Г. и Вадим Ф., ученики 9 класса, не хотели писать контрольную работу по физике. Максим предложил другу пошутить и сообщить о том, что в школе готовится теракт. Молодые люди позвонили в правоохранительные органы и сообщили о том, что в школе заложена бомба. Могут ли пошутивших учеников школы привлечь к уголовной ответственности?



А) нет, не могут, так как согласно УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет

Б) нет, не могут, так как данное преступление относится к категории преступлений средней степени тяжести

В) да, могут, так как за данный вид преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет

Г) нет, так как ребята пошутили, не причинили реального вреда

За год номинальный доход предприятия вырос с 10 миллионов до 42 миллионов рублей, а уровень цен за этот период удвоился. Как изменился реальный доход предприятия за текущий год?

А) увеличился на 160 % Б) увеличился на 110 %

В) уменьшился на 110% Г) увеличился на 320%

Соотнесите формы общественного поведения и примеры к ним.

А) 1е2г3б4д5а6в Б) 1б2д3е4г5в6а В) 1б2д3а4в5г6е Г) 1е2г3б4д5в6а

Разгадайте ребусы. Выберите понятие, которое объединяет все ребусы.

А) экономика Б) политика

В) образование Г) религия

Каким понятиям соответствуют следующие определения?

1. Система организации верховной государственной власти, которая характеризуется разделением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.

2. Выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность.

3. Преклонение перед чем- или кем-либо, чрезмерное возвеличивание чего- или кого-либо.

4. Признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.

5. Высшая степень творческой одаренности, ума, таланта.

6. Неразрешимое при данных условиях противоречие; острая, непримиримая борьба (противостояние) двух противоположных сторон.

7. Научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов.

8. Положение, которое принимается за непререкаемую истину, но зачастую имеет абстрактный, оторванный от реальный жизни характер.

(Документ)

  • ЕГЭ 2011 - 2 демо варианта по обществознанию к ЕГЭ 2011 (Документ)
  • Демонстративная работа по обществознанию ЕГЭ 2011 года (Документ)
  • Сборник словарей биржевых и экономических терминов (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 2 (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 1 (Документ)
  • Мордкович А.Г. Школьный курс математики. Краткий справочник (Документ)
  • Петрунин Ю.Ю. (ред.) и др. Словарь по обществознанию (Документ)
  • Алеев Равиль. Юридический этимологический словарь (Документ)
  • n1.doc

    Заблуждение - ошибочное мнение (мысль, утвержде­ние), являющееся следствием предубеждений, пристрастий, не­достаточной образованности (или попросту неграмотности), не­добросовестности в обработке материала, поспешности в выво­дах и обобщениях.

    Задатки - биологически унаследованные свойства чело­века, его анатомо-физиологические особенности. Они могут раз­виваться в различных направлениях, превращаясь в способно­сти. Поэтому задатки считают природными предпосылками спо­собностей.

    Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких. Это определяется стремлением произ­водителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи.

    Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше - при высоких.

    Знание - результаты познания окружающего мира и са­мого человека, обоснованные процессом практики. Знания оп­ределяются потребностями общества и фиксируются в языке. Существует обыденное знание повседневной жизни и на -учное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Раз­личают также явное знание, выраженное в языке, и неяв­ное знание, связанное с навыками и умениями.

    Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу чело­веческого разума играет значимую познавательную роль, стиму­лируя получение новых знаний. В этом ее отличие от религиоз­ной веры, в центре которой находится представление о сверхъ­естественных силах (Боге, ангелах и т. д.).

    Антипод знания - незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание вы­ражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незна­ние - это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.

    Знания различаются по объекту познавательной деятельно­сти. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-на­учное, социальное и гуманитарное знания.

    Идеология (от греч. 1аеа - образ, идея и 1о&оз - уче­ние) - в широком смысле - система взглядов и идей (поли­тических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отно­шения людей к действительности и друг к другу. Идеология вы­ражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ поведения. Творцами идеологий являются идеологи - представители определенных классов, социальных групп, партий, государств.

    Идеология может опираться на данные науки, но может, отражая интересы определенной социальной группы, создавать искаженные представления о действительности. Идеология все­гда ориентирована на человеческие практические потребнос­ти, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений.

    Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).

    Избирательная система - 1) порядок выбора депута­тов в представительные органы и должностных лиц. Он регули­руется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями.

    Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых стра­нах - отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.

    Избирательный процесс включает следующие стадии: назна­чение выборов, установление избирательных округов и участ­ков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и установление результатов голо­сования, возможный второй этап голосования и (или) новые вы­боры, окончательное определение и опубликование результатов выборов;

    2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

    Основными избирательными системами являются мажо­ритарная (система большинства) ипропорциональная (система представителей политических партий), но также суще­ствует и смешанная избирательная система.

    При мажоритарной системе (один депутат - один округ) победителем на выборах считается либо тот, кто набрал наи­большее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто завоевал 50% + 1 голос (абсолютное большинство).

    Пропорциональная система (избирательные округа, как пра­вило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общена­циональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.

    Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорцио­нальную системы. Она действует, например, при избрании де­путатов Государственной думы РФ.

    Индивид (от лат. "ташаиит - неделимое, особь) - от­дельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделен­ного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.

    Социальная история человека началась тогда, когда он от­делился от природы, стал индивидом. Предполагают, что чело­век тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспо­мощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необхо­димо было удовлетворить, для чего он вступал в отношения е другими людьми.

    По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний не­сравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения ин­дивида. Изменения общества приводили к изменениям индиви­да. Вот почему существует взгляд на индивида как на малую частицу общества.

    Накопление индивидом духовных, психологических, соци­альных качеств есть процесс становления и развития лич­ности.

    Индивидуальность (от лат. ташаиит - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уни­кальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаем­ся отметить связь человека с другими представителями челове­ческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выде­ляет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально зна­чимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и лич­ности. . .

    Как противоположность общего, типичного слово «индиви­дуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

    Институт права - один из составных элементов систе­мы права, представляющий собой группу взаимосвязанных пра­вовых норм, внутри какой-либо отрасли права.

    Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе раз­вития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных от­ношений, а только ее отдельные стороны.

    Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Тру­довое право) существует, в частности, институт трудового дого­вора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отно­шения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, до­стоинства личности; институт преступлений против собствен­ности и многие другие.

    Институт социальный (лат. тзШШит - установление и 5ОСШ//5 - общественный) - исторически сложившаяся фор­ма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие требности. К важнейшим социальным институтам относятся: семья (удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода); про­изводство (потребность в добывании средств существования); государство (потребность в безопасности, социальном поряд­ке); религия (потребность в решении духовных проблем); об­разование (удовлетворяет потребность в передаче знаний, под­готовке кадров). Каждый социальный институт представляет со­бой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.

    Широкое научное понятие социального института отличает­ся от узкого значения слова «институт» - научного или обра­зовательного учреждения.

    С понятием социального института связано и понятие и н -ституциализации, означающее процесс придания соци­альным отношениям упорядоченного, организованного характе­ра, завершающийся принятием определенных законов и созда­нием соответствующих учреждений.

    Интуиция - знание, возникающее как результат позна­вательного озарения, без осознания путей и условий его полу­чения.

    Искусство - форма человеческой деятельности, худо­жественное творчество, проявляющееся в различных его ви­дах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит вос­произведение и преобразование действительности в художе­ственных образах. Именно создание художественного образа яв­ляется отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают раз­ные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством сло­ва, в живописи - через зрительные образы, в скульптуре - через объемно-пространственные формы, в музыке - через зву-коинтонации и т. д.

    Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение - изобразительное искусство.

    Ислам (от арабского слова «покорность») - одна из ми­ровых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама назы­вают мусульманами. По количеству приверженцев является вто­рой религией в мире (после христианства), общая их числен­ность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства. иудаизма и местных религиозных верований. Основате­лем ислама является Мухаммед (570 - 632). Вероучение изло­жено в священной книге Коране. Основной догмат ислама - поклонение единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле все­вышнего, но и земным властям. Для ислама характерно актив­ное проникновение во все сферы жизни людей, когда практи­чески любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В России ислам исповедуют 13 млн чело­век (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны.

    Истина - подкрепленное практикой (научным экспери­ментом) утверждение, точно (адекватно) отражающее действи­тельность; истина - цель и результат познавательной деятель­ности.

    Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыс­лей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и обще­ства на данном этапе их развития Этим объясняется отно­сительный характер истины - ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчер­пывающим отображением объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.

    История (от греч. Мзгопа - рассказ о прошедшем, об уз­нанном) - 1) процесс развития природы и человеческого об­щества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии различные формы человеческой жизнедеятельности, возникно­вение и крушение государств и империй, заслуги великих лич­ностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеоб­щей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, новую историю, новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют так#е исторические дисциплины, изу­чающие различные стороны культуры, науки и техники Исто­рической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся 9 памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.

    Исторический процесс (от лат. ргосеззиз - ход, раз­витие, изменение) - последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая 0о времени и в пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятель­ности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происхо­дит безостановочно и не может быть завершен, ибо жизнь чело­вечества постоянно продолжается.

    Участники исторического процесса - индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность - народ, роль которо­го в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются на­родные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях че­ловеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за су­ществующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей.

    В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты - тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие об­щественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить. В историческом процессе участвуют и личности, активно действу­ющие в составе определенных общественных групп (движения, классы, партии).

    Человек - центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все совершающееся в истории. Одна из особенностей исторического процесса конца XX в. состоит в том, что в ряде стран получили невиданное раньше развитие самосо­вершенствование личности, следование общезначимым мораль­ным ориентирам, возросла образованность населения, овладе­вающего демократической культурой; все это приводит к возра­станию роли в истории человека мыслящего и чувствующего. Данное положение находит свое подтверждение в повышении личной инициативы и заинтересованности индивида при реше­нии современных глобальных проблем, в миротворческой дея­тельности, в поддержке людей, попавших в беду.

    Источники (или формы) права - это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закреп­ления правовых норм с целью придания им общеобязательно­го, юридического характера.

    Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

    Правовой обычай (или обычное право) - наиболее древний источник права, представляющий собой правило, ко­торое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья факти­чески были сводами обычного права (Русская Правда, Саксон­ская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками - юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, ре­шая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае явно видно влияние обычая, когда воспи­танием детей в основном занималась мать.

    Судебный прецедент (прецедентное право)- это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (преце­дентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в зако­нодательстве страны нет необходимой для данного случая пра­вовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Сред­невековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.

    Иудаизм - самая древняя монотеистическая (см. Моно­теизм) религия в мире. Возник в конце II - начале I тысяче­летия до н. э. в Палестине, распространен в основном среди евреев. Основные положения вероучения изложены в Торе и Талмуде. Основа иудаизма - вера в единого Бога Яхве, бес­смертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии (спа­сителя), богоизбранность еврейского народа. Иудаизм содержит множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все сферы быта верующих. Иудаизм оказал влияние на формирова­ние христианства и ислама. Общая численность верующих иудеев составляет приблизительно 20 млн человек.

    Коммуникация (от лат. соттитсаИо - связываю) - наиболее употребительный термин в социологии, обозначаю­щий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности.

    Не менее распространенным является другое значение это­го термина - «путь, сообщение (связь) одного места с дру­гим».

    Компромисс (от лат. сотргот188ит) - соглашение, до­стигнутое на основе взаимных уступок. Конституционное право - ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) об­щественные отношения. Ими охватываются: конституцион­ный строй; формы и способы осуществления государственной власти; основы правового положения личности; нацио­нально-территориальное государственное устройство; систе­ма, порядок формирования, принципы организации и деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправ­ления.

    В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государ­ственное право».

    Основными принципами конституционного (государствен­ного) права являются: республиканская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и неруши­мость прав и свобод человека, разделение властей, федера-лиЗм.

    Главный источник конституционного права в России- Конституция РФ. К Другим источникам относятся: федераль­ные конституционные законы («О референдуме Российской Федерации», «О Конституционном суде» и пр.); федераль­ные законы («О выборах Президента Российской Федерации» и др.).

    Основанием для наступления конституционной ответствен­ности является виновное поведение субъекта, нарушающее пред­писания (нормы) конституционного права.

    Конституционный строй - система социальных, эко­номических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-пра­вовыми актами государства. В отличие от государственного строя конституционный строй всегда предполагает наличие в го­сударстве конституции.

    Ключевой характеристикой конституционного строя являет­ся верховенство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, неруши­мость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод чело­века (см. Права человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.

    Основы конституционного строя Российской Федерации ус­танавливает первая глава Конституции РФ.

    Конституция (лат. сопзШипо - установление) - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической си­лой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.

    Конституция - политический, юридический и идеологичес­кий документ. Как политический документ, она отражает соот­ношение социальных и политических сил в обществе. Юриди­ческие свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопоряд­ка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. - основной за­кон Российского государства, закрепляющий основы его кон­ституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов госу­дарственной власти.

    Конфессия (от лат. соп/евкю - признание, исповедание (то же, что и вероисповедание) - какая-либо религия, цер­ковь, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и организационную структуру.

    Конфликтология - сравнительно молодая наука, воз­никшая на стыке социологии, политологии, социальной и по­литической психологии. Наиболее важными направлениями этой теории конфликтов является познание закономерностей возник­новения конфликтов, их сущности, роли в жизни общества и путей преодоления. Занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени протекания.

    Конформизм (от лат. соп - си югта - форма) - при­способление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенден­циям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать соб­ственную позицию.

    Критерии истины - оценочные характеристики степе­ни соответствия человеческих знаний действительности и «со­впадения» содержания мысли с ее объектом.

    Основным критерием истинности является практика, со­ставляющая основу процесса познания. Практика -дви­жущая сила познания; на каждом историческом этапе она ста­вит перед познанием конкретные проблемы, требующие не­отложного решения. В философии практика понимается как си­стема всемирно-исторической деятельности человечества; в ней представлен как прошлый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.

    В качестве остальных критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслитель­ной деятельности, результаты научных экспериментов.

    Кругозор - 1) пространство, охватываемое взором, го­ризонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (эко­номические, политические, культурные, экологические и др. (про­блемы и явления.

    Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять свой кругозор.

    Культ (от лат. сиЯиз - почитание) - 1) один из основных элементов религии, совокупность определенных обрядов, риту­алов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непос­редственного общения с Богом и святыми; 2) слепое преклоне­ние, чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (культ личности, культ вещей).

    Культура (от лат. сиИига ~ возделывание, обработ­ка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Культура является ис­торической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. В основе ее лежит преоб­разующая человеческая деятельность, поэтому культура вклю­чает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира (машины, постройки, произведения искусства, результаты познания и т. д.), так и человеческие способности и силы, которые он приобретает и реализует в этом процессе (знания, умения, навыки, мировоз­зрение, формы общения людей и т. д.). В связи с этим различа­ют материальную и духовную культуру. К материальной относят все, что создается в процессе материального производ­ства (техника, материальные ценности, производство и т. д.); к духовной - все созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера ми­ровоззрения и т. д.).

    Культура создается, с одной стороны, путем суммирования, накопления опыта н культурных ценностей предыдущих поко­лений, т. е. создания традиций; с другой стороны - путем при­ращения культурного богатства в процессе творчества, т. е. новаторства. В процессе освоения культуры, культурной дея­тельности, человек формируется как культурно-историческое су­щество.

    Часто под культурой понимают только специфическую эстетическую деятельность, обогащающую сферу духовной жизни

    Культура массовая - явление культуры XX в., связан­ное с размыванием территориальных и социальных границ в ус­ловиях индустриально развитого общества. Массовая культура является коммерческой формой производства и распростране­ния с помощью средств массовой информации стандартизиро­ванных духовных благ. Это в первую очередь коммерческая куль­тура, поскольку ее содержание выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Ос­новная черта массовой культуры - ориентация на вкусы и за­просы массового потребителя.

    Культура межнациональных отношений - вид ду­ховной культуры, составная часть культуры личности и меж­личностных отношений, государственной национальной поли­тики. Культура национальных отношений основывается на гу­манистической направленности мировоззрения, на нормах: мо­ральных, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политике-правовых, утверждающих равенство всех землян. Демократическая куль­тура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности поведения, сознания, деятельности от­дельного человека, больших групп населения, органов власти в области национальных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной (обязательной) реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального само­сознания, менталитета, языка, религии, культуры, обыча­ев, исключает малейшие проявления национального недоверия, вражды. Культура межнациональных отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфлик­тов.

    Систематическая реализация требований культуры межна­циональных отношений - одна из существенных характеристик демократического общества. В становлении и укреплении куль­туры межнациональных отношений важную роль играет само­совершенствование индивида, прочность гуманистических убеж­дений.

    Культура элитарная (от франц. е"Ше - лучшее, избран­ное) - явление, противопоставляемое массовой культуре, рас­считанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовлен­ных к восприятию сложных по содержанию произвсдениГ! культу -ры. Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры.

    Культурология (от лат. сиИига - возделывание, обра­ботка и греч. 1о§оз - слово, учение) - наука, изучающая культуру как целостное и уникальное явление (теория культу­ры), а также исследующая культуры различных народов во всей их неповторимости и многообразии. -и.^.. 1 .

    Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при- " нимаемых ею законодательных актов и решений.

    Личность - это человек, активно осваивающий и целе­направленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индиви­дуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоцио­нальными, волевыми, нравственными и др.). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельно- I сти с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности.

    Термин «личность» (англ. регзопаШу) происходит от латин­ского слова регзопа, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к ок­ружающим.

    Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.

    Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особен­ностями личности в ходе ее деятельности и общения с други­ми людьми.

    Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации инди­вида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобра­зие, неповторимость (см. Индивидуальность).

    Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятель­ность.

    В поле внимания н деятельности личности не только внеш­ний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемос­ти личности, ее бесконечном содержании.

    Логика (от греч. «логос» - мысль, слово, закономер­ность) - 1) философская наука о законах и формах правильно­го мышления; 2 (совокупность правил, которым подчиняется про­цесс мышления, отражающий действительность; 3) закономер­ности объективного мира («логика событий», «логика каких-либо действий»).

    Люмпен (от нем. 1мтреп - лохмотья) - общее назва­ние деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенно­го места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов ока­зывают сильное влияние безработица, утрата привычных со­циально-культурных связей, социальная незащищенность граж­дан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни.

    5.1. Инт__рпр____тация – толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь.

    5.2 ..__м____грация – въезд в страну на временное или постоянное место жительства.

    5.3 Л_____г_____тимность– признание подавляющим большинством граждан законности существующей власти.

    5.4. Д_____скр______м_____нация – ущемление прав по тем или иным признакам

    5.5. М_____нт_____л_____тет – образ мышления, мировоспрития, общая духовная настроенность социальной группы или индивида.

    5.6. С__р__тизм – стремление к отделению, обособлению.

    5.7. __кси__логия – учение о ценностях.

    5.8. К__пр__ми__.- соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.

    5.9. С__кул__ризация – процессосвобождения общества от господства церкви

    5.10. Д__в__львация - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам

    Результаты занесите в таблицу:

    А Б В Г

    1. «Вчера вражеская артиллерия зверски обстреляла наши самолеты, которые мирно бомбили их города». (Я. Гашек)

    2. «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М. Исаковский.)

    3. Античные греки, пытаясь себе представить как выглядели боги Олимпа, придали им человеческие черты.

    4. Индивид имеет лишь ему одному присущие способности, навыки, которые порождают специфический тип восприятия реальности.

    5. Чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.

    6. «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял потому лишь, что это предмет общей веры». (Ф. Бэкон)

    Составьте схему, отражающую соотношения между приведенными в перечне понятиями: практическая, познавательная, прогностическая, социально-преобразовательная, деятельность, ценностно-ориентировочная, материально-производственная, духовная.

    Олимпиада по обществознанию

    1. Задания для выбора ответа
    («да» - если высказывание верно, «нет» - если высказывание неверно)

    1.1. До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе.

    1.2. При прочих равных условиях, снижение величины совокупных инвестиций может спровоцировать рецессию в экономике.

    1.3. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?

    1.4. Традиционные культуры стремятся к целенаправленному преобразованию мира, обеспечению власти человека над природой.

    1.5. Элита общества - это группа людей, стоящая на верхней ступени иерархии, способная создавать образцы потребностей и поведения.

    1.6. К характерным признакам государства относится выборность органов государственной власти.

    1.7. Публичные слушания являются одной из форм непосредственной демократии.

    1.8. Президент Российской Федерации вправе отменить закон, противоречащий Конституции Российской Федерации .

    ___________________________________________________________

    2.1.2. Политические партии, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, орган общественной самодеятельности

    _________________________________________________________________

    2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

    2.2.1. Православный, поэт, ученый, семьянин, юноша, школьник.

    2.2.2. Законодательное собрание края, Генеральная прокуратура, министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба, муниципальное собрание _________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    6.2. Найдите в приведенном ниже списке признаки рецессии в экономике и выпишите в ответ подряд.

    1) отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования и капитальные товары увеличивают спрос на рабочую силу

    3) рост числа людей, обращающихся за пособием по безработице

    4) рост незанятости населения в целом по экономике

    5) рост числа трансфертных выплат

    6) изменения в предложении труда, когда люди уходят в массовые отпуска в третьем годовом квартале

    Ответ в виде числа запишите без пробелов и каких-либо знаков, указывая последовательно выбранные цифры.

    _________________________________________________________________

    6.3. Установите с оответствие между функциями морали и характеристиками их содержания, данные известными философами и общественными деятелями.

    Функция морали

    Характеристика функции

    регулятивная

    Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

    И. Кант

    ценностно-ориентировочная (мировоззренческая)

    Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

    Демокрит

    мотивационная

    Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

    Карл Маркс

    социализации

    Внеобщественный человек не может иметь морали.

    Вольтер

    коммуникативная

    Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

    Теодор Рузвельт

    познавательная

    «…что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т. д.

    С. Н. Булгаков

    Запишите ответ в виде последовательности цифр и соответствующих им букв (без пробелов и каких-либо символов). Например: 1А2Б3В4Г.

    __________________________________________________________________

    7. Какие явления описаны в нижеследующих текстах?

    7.1. «После первой мировой войны в Германии была открытая инфляция грандиозных масштабов… Были периоды, когда цены росли не на 50% ежемесячно, а удваивались каждую неделю, а в некоторых случаях даже в течение дня. Иногда рост цен достигал такого уровня, что фирмы начинали платить заработную плату своим работникам три раза в день… Фактически это была экстраординарная инфляция, и она продолжалась около трех лет.

    Инфляция нанесла Германии колоссальный ущерб. Обнищание средних классов, безжалостное перераспределение доходов и безумная нестабильность, бесспорно, подготовили почву для появления Гитлера».

    М. Фридман

    Дайте определение описанному явлению:

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    7.2. В мае 2009 г. спикер британской Палаты общин лейборист лорд Майкл Мартин добровольно ушел в отставку из-за скандала в парламенте вокруг злоупотреблений депутатами системы возмещения расходов и нецелевым использованием государственных средств. Уход высшего должностного лица Палаты общин в отставку - беспрецедентный для Великобритании случай. Эта должность пожизненная, и спикер может только уйти на пенсию.

    Министр обороны Великобритании Лиам Фокс 14 октября 2011 г. подал в отставку из-за скандала, в который он оказался вовлечен из-за своего друга Адама Уэррити. Фокс был уличен в том, что включал Уэррити в состав официальных делегаций в поездках за рубеж, не имея на это права, причем поездки Уэррити оплачивали некие частные спонсоры.

    Укажите, какие принципы правового государства были реализованы в рассматриваемых случаях? Обоснуйте свой ответ.

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    8. Решите кроссворд.

    12. М

    ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

    1. Система взглядов на мир и место человека в нем, на смысл его жизни и деятельности.

    2. Вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности.

    3. Форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта, путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения.

    4. Столкновение сторон, мнений, сил.

    5. Косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны.

    6. Отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

    7. Продукт, предназначенный для продажи и обмена.

    8. Знание, возникающее как результат познавательного озарения без осознания путей и условий его получения.

    9. Признание подавляющим большинством граждан законности, существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.

    10. Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.

    11. Общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход.

    12. Ситуация на рынке, когда имеется один единственный покупатель, полностью контролирующий спрос на товар.

    8.1. В выделенных клетках по вертикали получится название одного из направлений мировой экономической мысли. Запишите его определение.

    ________________________________________________________________

    8.2. Кто из известных экономистов выступал против идей, выдвигаемых представителями этого направления?