Признание подавляющим большинством граждан законности. Словарь кратко. Термины и понятия
Раздел «Политика» (11-12)
Занятие 11
Термины и понятия
Власть - способность и возможность отдельного человека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения.
Гражданское общество - это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т.д.
Избирательная система - порядок выбора депутатов в представительные органы и должностных лиц. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями. Под избирательной системой понимают также порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Конституция - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.
Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.
Политическая власть - это господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечённых властными полномочиями.
Политическая партия - политическая организация той или иной части населения, сословия, класса, выражающая его интересы и стремящаяся направить его действия.
Политическая система - целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом.
Политическое сознание - форма общественного сознания, отражающая всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами.
Тестовые задания по теме
Верно ли следующее утверждение?
1. Любые политические институты выражают интересы властных структур.
2. Политическая свобода граждан в обществе невозможна без их политического равенства
3. Власть - это способность одного лица или группы лиц заставить других людей делать нечто, что при отсутствии давления они делать бы не стали.
4. На политическое сознание индивида существенное влияние оказывает социальная среда и его собственный политический опыт.
5. Верно ли, что легальность и легитимность власти - одно и то же?
6. Верхняя палата Федерального собрания РФ избирается путем равного, прямого и тайного голосования.
7. Общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, собственность, свободу и реализацию своих способностей, когда эти права становятся основными опорами общественного здания.
8. При парламентской форме правления парламент обладает самостоятельными властными полномочиями и правит наряду с президентом.
9. Избирательная система оказывает влияние на характер политической системы.
Выберите один правильный ответ
1. Отражение в сознании индивида политических реальностей называется
1) политической культурой; 2) политическим сознанием;
3) политическим интересом; 4) политическим заговором;
5) политической партией
2. Тип легитимности политической власти, основанный на исключительных качествах, приписываемых лидеру, - это:
1) олигархический тип 2) харизматический тип
5) персональный тип
3. Какие из перечисленных ниже организаций и учреждений не носят ярко выраженный политический характер?
1) творческие союзы 2) государство 3) лобби
4) военные союзы 5) либеральные партии
4. Первые политические партии в современном смысле этого слова впервые появляются
1) в Германии 2) во Франции 3) в Англии
4) в Древнем Риме 5) в России
5.Согласно Аристотелю, властвование и подчинение - вещи
1) противоестественные 2) возвышенные 3) необходимые
4) случайные 5) приятные
6. Заменить все формы принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан намеревались
1) коммунисты 2) партия "зеленых" 3) анархисты
4) легисты 5) эсеры
Термины и понятия
Государственный аппарат - система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
Государство - центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определённой территории, имеющая исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать при необходимости насилие.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся устойчивой общностью экономической жизни, языка, территории и национального характера, проявляющегося в особенностях её культуры и быта.
Политическая идеология - совокупность систематизированных идей, взглядов, представлений, сложившихся в результате теоретического осмысления политического устройства общества и политических процессов с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определённой социальной группы.
Политический режим - совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Различают тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.
Политическая культура - уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.
Правовое государство - такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан.
Средства массовой информации - средства систематического распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др.).
Суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти по отношению к негосударственным политическим и гражданским организациям внутри страны, а также в построении отношений с другими государствами.
Форма государственного правления - это порядок образования высших органов государственной власти. По этому признаку государства разделяются на монархии и республики.
Форма государственного устройства - это территориальное устройство государства, определяющее взаимоотношение центральной и региональной власти. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Тестовые задания по теме
Верно ли следующее утверждение
1. Разделение властей - это принцип построения и функционирования государственного управления в современных демократических государствах, предполагающий передачу законодательной и судебной власти финансовой олигархии.
2. Идея государственного суверенитета предполагает, что верховным источником государственной власти является народ.
3. Согласно марксистской теории, государство возникло в результате общественного договора.
4. В федеративном государстве, в отличие от унитарного, субъектами государственного суверенитета являются как крупные территориальные образования, так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.
5. Члены конфедерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства.
6. Английский философ Гоббс считал, что государство - орудие в руках господствующего класса.
7. Политический строй, осуществляющий полный контроль над всеми сферами жизни своих граждан и опирающийся на средства прямого насилия, называется унитарным.
Направление развития, для которого характерны изменения к худшему, переход от высшего к низшему, утрата способности к выполнению тех или иных функций.
А) прогресс Б) реформа В) регресс Г) революция
2. Нормы какой отрасли права нарушает волк из «Ну, погоди!»?
А) уголовное право Б) административное право
В) гражданское право Г) трудовое право
А) Петя сегодня пойдёт гулять, а Саша останется дома делать уроки.
Б) Отчасти преступления не являются умышленными.
В) Все люди - существа, обладающие разумом, Артём - человек, следовательно, Артём - обладает разумом.
Г) Этот студент. Он является отличником.
Из перечисленных религий, выберите те, которые относятся к национальным религиям.
а) джайнизм б) синтоизм в) буддизм г) даосизм
д) конфуцианство е) христианство ж) индуизм з) ислам
А) а, б, в, г, д, ж Б) а, б, г, д, ж В) в, ж, з, е Г) а, б, ж, з
5.Из перечисленных налогов выберите те, которые относятся к косвенным налогам .
а) акцизы
б) налог на добавленную стоимость
в) налог на прибыль организации
д) поимущественный налог
А) а, б, е Б) а, б, г В) б, в, д Г) в, г, д
Летние Максим Г. и Вадим Ф., ученики 9 класса, не хотели писать контрольную работу по физике. Максим предложил другу пошутить и сообщить о том, что в школе готовится теракт. Молодые люди позвонили в правоохранительные органы и сообщили о том, что в школе заложена бомба. Могут ли пошутивших учеников школы привлечь к уголовной ответственности?
А) нет, не могут, так как согласно УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет
Б) нет, не могут, так как данное преступление относится к категории преступлений средней степени тяжести
В) да, могут, так как за данный вид преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет
Г) нет, так как ребята пошутили, не причинили реального вреда
За год номинальный доход предприятия вырос с 10 миллионов до 42 миллионов рублей, а уровень цен за этот период удвоился. Как изменился реальный доход предприятия за текущий год?
А) увеличился на 160 % Б) увеличился на 110 %
В) уменьшился на 110% Г) увеличился на 320%
Соотнесите формы общественного поведения и примеры к ним.
А) 1е2г3б4д5а6в Б) 1б2д3е4г5в6а В) 1б2д3а4в5г6е Г) 1е2г3б4д5в6а
Разгадайте ребусы. Выберите понятие, которое объединяет все ребусы.
А) экономика Б) политика
В) образование Г) религия
Каким понятиям соответствуют следующие определения?
1. Система организации верховной государственной власти, которая характеризуется разделением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.
2. Выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность.
3. Преклонение перед чем- или кем-либо, чрезмерное возвеличивание чего- или кого-либо.
4. Признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.
5. Высшая степень творческой одаренности, ума, таланта.
6. Неразрешимое при данных условиях противоречие; острая, непримиримая борьба (противостояние) двух противоположных сторон.
7. Научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов.
8. Положение, которое принимается за непререкаемую истину, но зачастую имеет абстрактный, оторванный от реальный жизни характер.
(Документ)
n1.doc
Заблуждение - ошибочное мнение (мысль, утверждение), являющееся следствием предубеждений, пристрастий, недостаточной образованности (или попросту неграмотности), недобросовестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.Задатки - биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности. Они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Поэтому задатки считают природными предпосылками способностей.
Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких. Это определяется стремлением производителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи.
Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше - при высоких.
Знание - результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики. Знания определяются потребностями общества и фиксируются в языке. Существует обыденное знание повседневной жизни и на -учное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Различают также явное знание, выраженное в языке, и неявное знание, связанное с навыками и умениями.
Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу человеческого разума играет значимую познавательную роль, стимулируя получение новых знаний. В этом ее отличие от религиозной веры, в центре которой находится представление о сверхъестественных силах (Боге, ангелах и т. д.).
Антипод знания - незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незнание - это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.
Знания различаются по объекту познавательной деятельности. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания.
Идеология (от греч. 1аеа - образ, идея и 1о&оз - учение) - в широком смысле - система взглядов и идей (политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ поведения. Творцами идеологий являются идеологи - представители определенных классов, социальных групп, партий, государств.
Идеология может опираться на данные науки, но может, отражая интересы определенной социальной группы, создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентирована на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений.
Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).
Избирательная система - 1) порядок выбора депутатов в представительные органы и должностных лиц. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями.
Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых странах - отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.
Избирательный процесс включает следующие стадии: назначение выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и установление результатов голосования, возможный второй этап голосования и (или) новые выборы, окончательное определение и опубликование результатов выборов;
2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Основными избирательными системами являются мажоритарная (система большинства) ипропорциональная (система представителей политических партий), но также существует и смешанная избирательная система.
При мажоритарной системе (один депутат - один округ) победителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто завоевал 50% + 1 голос (абсолютное большинство).
Пропорциональная система (избирательные округа, как правило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общенациональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.
Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорциональную системы. Она действует, например, при избрании депутатов Государственной думы РФ.
Индивид (от лат. "ташаиит - неделимое, особь) - отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.
Социальная история человека началась тогда, когда он отделился от природы, стал индивидом. Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необходимо было удовлетворить, для чего он вступал в отношения е другими людьми.
По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний несравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения индивида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на малую частицу общества.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности.
Индивидуальность (от лат. ташаиит - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. . .
Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.
Институт права - один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм, внутри какой-либо отрасли права.
Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее отдельные стороны.
Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового договора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие.
Институт социальный (лат. тзШШит - установление и 5ОСШ//5 - общественный) - исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие требности. К важнейшим социальным институтам относятся: семья (удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода); производство (потребность в добывании средств существования); государство (потребность в безопасности, социальном порядке); религия (потребность в решении духовных проблем); образование (удовлетворяет потребность в передаче знаний, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.
Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» - научного или образовательного учреждения.
С понятием социального института связано и понятие и н -ституциализации, означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений.
Интуиция - знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения.
Искусство - форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах. Именно создание художественного образа является отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают разные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи - через зрительные образы, в скульптуре - через объемно-пространственные формы, в музыке - через зву-коинтонации и т. д.
Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение - изобразительное искусство.
Ислам (от арабского слова «покорность») - одна из мировых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама называют мусульманами. По количеству приверженцев является второй религией в мире (после христианства), общая их численность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства. иудаизма и местных религиозных верований. Основателем ислама является Мухаммед (570 - 632). Вероучение изложено в священной книге Коране. Основной догмат ислама - поклонение единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле всевышнего, но и земным властям. Для ислама характерно активное проникновение во все сферы жизни людей, когда практически любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В России ислам исповедуют 13 млн человек (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны.
Истина - подкрепленное практикой (научным экспериментом) утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина - цель и результат познавательной деятельности.
Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития Этим объясняется относительный характер истины - ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.
История (от греч. Мзгопа - рассказ о прошедшем, об узнанном) - 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и крушение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, новую историю, новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют так#е исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники Исторической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся 9 памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.
Исторический процесс (от лат. ргосеззиз - ход, развитие, изменение) - последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая 0о времени и в пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостановочно и не может быть завершен, ибо жизнь человечества постоянно продолжается.
Участники исторического процесса - индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность - народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются народные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях человеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за существующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей.
В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты - тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие общественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить. В историческом процессе участвуют и личности, активно действующие в составе определенных общественных групп (движения, классы, партии).
Человек - центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все совершающееся в истории. Одна из особенностей исторического процесса конца XX в. состоит в том, что в ряде стран получили невиданное раньше развитие самосовершенствование личности, следование общезначимым моральным ориентирам, возросла образованность населения, овладевающего демократической культурой; все это приводит к возрастанию роли в истории человека мыслящего и чувствующего. Данное положение находит свое подтверждение в повышении личной инициативы и заинтересованности индивида при решении современных глобальных проблем, в миротворческой деятельности, в поддержке людей, попавших в беду.
Источники (или формы) права - это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера.
Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай (или обычное право) - наиболее древний источник права, представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками - юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае явно видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном занималась мать.
Судебный прецедент (прецедентное право)- это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.
Иудаизм - самая древняя монотеистическая (см. Монотеизм) религия в мире. Возник в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в Палестине, распространен в основном среди евреев. Основные положения вероучения изложены в Торе и Талмуде. Основа иудаизма - вера в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии (спасителя), богоизбранность еврейского народа. Иудаизм содержит множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все сферы быта верующих. Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ислама. Общая численность верующих иудеев составляет приблизительно 20 млн человек.
Коммуникация (от лат. соттитсаИо - связываю) - наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности.
Не менее распространенным является другое значение этого термина - «путь, сообщение (связь) одного места с другим».
Компромисс (от лат. сотргот188ит) - соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок. Конституционное право - ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти; основы правового положения личности; национально-территориальное государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государственное право».
Основными принципами конституционного (государственного) права являются: республиканская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека, разделение властей, федера-лиЗм.
Главный источник конституционного права в России- Конституция РФ. К Другим источникам относятся: федеральные конституционные законы («О референдуме Российской Федерации», «О Конституционном суде» и пр.); федеральные законы («О выборах Президента Российской Федерации» и др.).
Основанием для наступления конституционной ответственности является виновное поведение субъекта, нарушающее предписания (нормы) конституционного права.
Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. В отличие от государственного строя конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Ключевой характеристикой конституционного строя является верховенство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека (см. Права человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.
Основы конституционного строя Российской Федерации устанавливает первая глава Конституции РФ.
Конституция (лат. сопзШипо - установление) - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.
Конституция - политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она отражает соотношение социальных и политических сил в обществе. Юридические свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.
Конституция Российской Федерации 1993 г. - основной закон Российского государства, закрепляющий основы его конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
Конфессия (от лат. соп/евкю - признание, исповедание (то же, что и вероисповедание) - какая-либо религия, церковь, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и организационную структуру.
Конфликтология - сравнительно молодая наука, возникшая на стыке социологии, политологии, социальной и политической психологии. Наиболее важными направлениями этой теории конфликтов является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, роли в жизни общества и путей преодоления. Занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени протекания.
Конформизм (от лат. соп - си югта - форма) - приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собственную позицию.
Критерии истины - оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом.
Основным критерием истинности является практика, составляющая основу процесса познания. Практика -движущая сила познания; на каждом историческом этапе она ставит перед познанием конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В философии практика понимается как система всемирно-исторической деятельности человечества; в ней представлен как прошлый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.
В качестве остальных критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.
Кругозор - 1) пространство, охватываемое взором, горизонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (экономические, политические, культурные, экологические и др. (проблемы и явления.
Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять свой кругозор.
Культ (от лат. сиЯиз - почитание) - 1) один из основных элементов религии, совокупность определенных обрядов, ритуалов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с Богом и святыми; 2) слепое преклонение, чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (культ личности, культ вещей).
Культура (от лат. сиИига ~ возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. В основе ее лежит преобразующая человеческая деятельность, поэтому культура включает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира (машины, постройки, произведения искусства, результаты познания и т. д.), так и человеческие способности и силы, которые он приобретает и реализует в этом процессе (знания, умения, навыки, мировоззрение, формы общения людей и т. д.). В связи с этим различают материальную и духовную культуру. К материальной относят все, что создается в процессе материального производства (техника, материальные ценности, производство и т. д.); к духовной - все созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера мировоззрения и т. д.).
Культура создается, с одной стороны, путем суммирования, накопления опыта н культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; с другой стороны - путем приращения культурного богатства в процессе творчества, т. е. новаторства. В процессе освоения культуры, культурной деятельности, человек формируется как культурно-историческое существо.
Часто под культурой понимают только специфическую эстетическую деятельность, обогащающую сферу духовной жизни
Культура массовая - явление культуры XX в., связанное с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриально развитого общества. Массовая культура является коммерческой формой производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ. Это в первую очередь коммерческая культура, поскольку ее содержание выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры - ориентация на вкусы и запросы массового потребителя.
Культура межнациональных отношений - вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики. Культура национальных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, на нормах: моральных, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политике-правовых, утверждающих равенство всех землян. Демократическая культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности поведения, сознания, деятельности отдельного человека, больших групп населения, органов власти в области национальных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной (обязательной) реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального самосознания, менталитета, языка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявления национального недоверия, вражды. Культура межнациональных отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфликтов.
Систематическая реализация требований культуры межнациональных отношений - одна из существенных характеристик демократического общества. В становлении и укреплении культуры межнациональных отношений важную роль играет самосовершенствование индивида, прочность гуманистических убеждений.
Культура элитарная (от франц. е"Ше - лучшее, избранное) - явление, противопоставляемое массовой культуре, рассчитанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовленных к восприятию сложных по содержанию произвсдениГ! культу -ры. Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры.
Культурология (от лат. сиИига - возделывание, обработка и греч. 1о§оз - слово, учение) - наука, изучающая культуру как целостное и уникальное явление (теория культуры), а также исследующая культуры различных народов во всей их неповторимости и многообразии. -и.^.. 1 .
Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при- " нимаемых ею законодательных актов и решений.
Личность - это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельно- I сти с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности.
Термин «личность» (англ. регзопаШу) происходит от латинского слова регзопа, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности в ходе ее деятельности и общения с другими людьми.
Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации индивида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость (см. Индивидуальность).
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
В поле внимания н деятельности личности не только внешний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемости личности, ее бесконечном содержании.
Логика (от греч. «логос» - мысль, слово, закономерность) - 1) философская наука о законах и формах правильного мышления; 2 (совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира («логика событий», «логика каких-либо действий»).
Люмпен (от нем. 1мтреп - лохмотья) - общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально-культурных связей, социальная незащищенность граждан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни.
5.1. Инт__рпр____тация – толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь.
5.2 ..__м____грация – въезд в страну на временное или постоянное место жительства.
5.3 Л_____г_____тимность– признание подавляющим большинством граждан законности существующей власти.
5.4. Д_____скр______м_____нация – ущемление прав по тем или иным признакам
5.5. М_____нт_____л_____тет – образ мышления, мировоспрития, общая духовная настроенность социальной группы или индивида.
5.6. С__р__тизм – стремление к отделению, обособлению.
5.7. __кси__логия – учение о ценностях.
5.8. К__пр__ми__.- соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.
5.9. С__кул__ризация – процессосвобождения общества от господства церкви
5.10. Д__в__львация - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам
Результаты занесите в таблицу:
А | Б | В | Г |
1. «Вчера вражеская артиллерия зверски обстреляла наши самолеты, которые мирно бомбили их города». (Я. Гашек)
2. «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М. Исаковский.)
3. Античные греки, пытаясь себе представить как выглядели боги Олимпа, придали им человеческие черты.
4. Индивид имеет лишь ему одному присущие способности, навыки, которые порождают специфический тип восприятия реальности.
5. Чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.
6. «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял потому лишь, что это предмет общей веры». (Ф. Бэкон)
Составьте схему, отражающую соотношения между приведенными в перечне понятиями: практическая, познавательная, прогностическая, социально-преобразовательная, деятельность, ценностно-ориентировочная, материально-производственная, духовная.
Олимпиада по обществознанию
1. Задания для выбора ответа
(«да» - если высказывание верно, «нет» - если высказывание неверно)
1.1. До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе.
1.2. При прочих равных условиях, снижение величины совокупных инвестиций может спровоцировать рецессию в экономике.
1.3. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?
1.4. Традиционные культуры стремятся к целенаправленному преобразованию мира, обеспечению власти человека над природой.
1.5. Элита общества - это группа людей, стоящая на верхней ступени иерархии, способная создавать образцы потребностей и поведения.
1.6. К характерным признакам государства относится выборность органов государственной власти.
1.7. Публичные слушания являются одной из форм непосредственной демократии.
1.8. Президент Российской Федерации вправе отменить закон, противоречащий Конституции Российской Федерации .
___________________________________________________________
2.1.2. Политические партии, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, орган общественной самодеятельности
_________________________________________________________________
2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
2.2.1. Православный, поэт, ученый, семьянин, юноша, школьник.
2.2.2. Законодательное собрание края, Генеральная прокуратура, министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба, муниципальное собрание _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.2. Найдите в приведенном ниже списке признаки рецессии в экономике и выпишите в ответ подряд.
1) отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования и капитальные товары увеличивают спрос на рабочую силу
3) рост числа людей, обращающихся за пособием по безработице
4) рост незанятости населения в целом по экономике
5) рост числа трансфертных выплат
6) изменения в предложении труда, когда люди уходят в массовые отпуска в третьем годовом квартале
Ответ в виде числа запишите без пробелов и каких-либо знаков, указывая последовательно выбранные цифры.
_________________________________________________________________
6.3. Установите с оответствие между функциями морали и характеристиками их содержания, данные известными философами и общественными деятелями.
Функция морали | Характеристика функции |
||
регулятивная | Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. И. Кант |
||
ценностно-ориентировочная (мировоззренческая) | Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда. Демокрит |
||
мотивационная | Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами. Карл Маркс |
||
социализации | Внеобщественный человек не может иметь морали. Вольтер |
||
коммуникативная | Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт |
||
познавательная | «…что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т. д. С. Н. Булгаков |
Запишите ответ в виде последовательности цифр и соответствующих им букв (без пробелов и каких-либо символов). Например: 1А2Б3В4Г.
__________________________________________________________________
7. Какие явления описаны в нижеследующих текстах?
7.1. «После первой мировой войны в Германии была открытая инфляция грандиозных масштабов… Были периоды, когда цены росли не на 50% ежемесячно, а удваивались каждую неделю, а в некоторых случаях даже в течение дня. Иногда рост цен достигал такого уровня, что фирмы начинали платить заработную плату своим работникам три раза в день… Фактически это была экстраординарная инфляция, и она продолжалась около трех лет.
Инфляция нанесла Германии колоссальный ущерб. Обнищание средних классов, безжалостное перераспределение доходов и безумная нестабильность, бесспорно, подготовили почву для появления Гитлера».
М. Фридман
Дайте определение описанному явлению:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.2. В мае 2009 г. спикер британской Палаты общин лейборист лорд Майкл Мартин добровольно ушел в отставку из-за скандала в парламенте вокруг злоупотреблений депутатами системы возмещения расходов и нецелевым использованием государственных средств. Уход высшего должностного лица Палаты общин в отставку - беспрецедентный для Великобритании случай. Эта должность пожизненная, и спикер может только уйти на пенсию.
Министр обороны Великобритании Лиам Фокс 14 октября 2011 г. подал в отставку из-за скандала, в который он оказался вовлечен из-за своего друга Адама Уэррити. Фокс был уличен в том, что включал Уэррити в состав официальных делегаций в поездках за рубеж, не имея на это права, причем поездки Уэррити оплачивали некие частные спонсоры.
Укажите, какие принципы правового государства были реализованы в рассматриваемых случаях? Обоснуйте свой ответ.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Решите кроссворд.
12. М |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Система взглядов на мир и место человека в нем, на смысл его жизни и деятельности.
2. Вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности.
3. Форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта, путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения.
4. Столкновение сторон, мнений, сил.
5. Косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны.
6. Отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
7. Продукт, предназначенный для продажи и обмена.
8. Знание, возникающее как результат познавательного озарения без осознания путей и условий его получения.
9. Признание подавляющим большинством граждан законности, существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.
10. Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.
11. Общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход.
12. Ситуация на рынке, когда имеется один единственный покупатель, полностью контролирующий спрос на товар.
8.1. В выделенных клетках по вертикали получится название одного из направлений мировой экономической мысли. Запишите его определение.
________________________________________________________________
8.2. Кто из известных экономистов выступал против идей, выдвигаемых представителями этого направления?