Информационная система госзакупок

Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ
Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)

Дата проекта: 2013/10 - 2016/09

Решение о создании единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС) было принято в рамках реализации 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Одной из целей создания ЕИС является повышение прозрачности закупок.

Для контрактов на выполнении работ, мы также готовы предоставить специальную подготовку, охватывающую такую ​​помощь. Проверка ведомости объемов и опыт каждого меню непосредственно нашей компанией, либо в сотрудничестве с дизайнером. В случае подачи апелляций заявителями эта деятельность продлевается.

Дополнительно: Организация общественных бизнес-конкурсов. Мы обрабатываем и формулируем основные параметры вашего предложения в намерении проекта. Обычные услуги «под ключ» включают в себя разработку технико-экономического обоснования, экономический анализ, определение бизнес-плана, анализ стоимости и полезности и т.д. мы предлагаем профессиональные консультации, если вы сами решите разработать проект. Управление проектами - Мы обеспечим реализацию вашего проекта в соответствии с критериями, изложенными в Соглашении о предоставлении гранта. Наша деятельность может включать мониторинг затрат с точки зрения их приемлемости, связи с Исполнительным органом, представление промежуточных отчетов и окончательных отчетов, включая правильное выставление счетов предоставленного гранта. Целью этой услуги является устранение риска возврата субсидии. Подготовка проекта и проектный цикл. Подготовка проекта во многом является важнейшей частью всего цикла: включает определение проблемы, планирование проекта и финансирование. Это правда, что хорошо подготовленный проект имеет гораздо большие шансы на успех. Проблемы, возникающие в этом разделе и не решаемые, будут еще более выраженными во время реализации. Подготовительный этап обычно классифицируется как первая часть так называемого проектного цикла, который является традиционным способом написания проекта. Одним из вариантов является 5 фаз цикла.

  • Анализ ввода.
  • Мы создадим карточку проекта и заявителя.
  • Мы выясним, из каких источников можно было бы финансировать проект.
Идентификация проблемы - ввод формулировки проектных идей в цели, результаты и деятельность проекта.

Назначение системы

ЕИС пришла на смену официальному порталу госзакупок zakupki.gov.ru , на базе которого она и создавалась. Существенное отличие ЕИС от портала госзакупок заключается в размещении в ней всей информации о закупке, начиная с планов закупки и план-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта.

Планирование проекта. Необходимо провести анализ заинтересованных сторон и проектных рисков, а затем разработать логическую структуру проекта. Предоставление финансирования включает в себя создание рабочей группы, рабочий план, бюджеты и завершение проектной заявки.

Реализация - это реализация проекта. Получатель помощи руководствуется содержанием контракта с поставщиком и правилами для получателя помощи. Оценка - это не только административное закрытие проекта, но и подготовка окончательного и оценочного отчета и мониторинг работы и использования результатов.

Помимо информации непосредственно о закупках, система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий.

Кроме того, в ЕИС должны добавляться результаты аудита в сфере закупок и информация о ценах на рынке товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одна из возможностей системы - организация с ее помощью общественного обсуждения закупок.

Государственные органы предоставляют контракты на выполнение работ и оказание услуг. Тем не менее, только небольшой процент контрактов на государственные закупки заключен с компаниями из других стран. Применение правил внутреннего рынка к этим контрактам гарантирует лучшее распределение экономических ресурсов и рациональное использование государственных средств.

До внедрения законодательства Сообщества только 2% государственных контрактов были присуждены компаниям за пределами страны. Они играют ключевую роль в некоторых отраслях промышленности и, как правило, предпочитают национальные поставщики на основе уставных или административных положений. Это отсутствие открытой и эффективной конкуренции было одним из препятствий на пути достижения Единого рынка, что способствовало увеличению расходов, связанных с договаривающимися органами, и препятствовало повышению конкурентоспособности в некоторых ключевых отраслях.

Ход проекта

2017

Система госзакупок оказалась «Ростеху» не по зубам. На помощь снова позвали «Ланит»

«Ланит» осуществлял разработку и запуск системы. В начале 2015 года Федеральное казначейство

Применение правил государственных закупок внутреннего рынка гарантирует более эффективное распределение экономических ресурсов и более рациональное использование государственных средств, поскольку государственные органы получают наивысшую качественную продукцию и услуги по максимально возможной цене в конкурентной среде. Продвижение лучших компаний на европейском рынке повышает конкурентоспособность Европы и укрепляет уважение к прозрачности, равному обращению, подлинной конкуренции и эффективности, что снижает риск мошенничества и коррупции.

Техподдержкой ЕИС в 2016 году занималась «Онланта». Конкурс на эксплуатацию системы в первом полугодии 2017 года также выиграла она.

Ранее к функционированию ЕИС возникали серьезные претензии, касающиеся сбоев и некорректной работы системы. В начале 2017 года ситуация оказалась особенно критической: из-за сбоев в системе зависли торги на миллиарды рублей (подробнее об этом - в блоках ниже). На этом фоне мэр Москвы Сергей Собянин предлагал разрешить городам федерального значения - Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, - а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 млрд рублей в год использовать в этой сфере собственные интернет-порталы.

Действительно открытый единый рынок может быть реализован только в том случае, если все компании могут конкурировать за равные права. В Сообществе имеется законодательство, призванное координировать национальное законодательство, которое позволяет устанавливать обязательства, связанные с публикацией приглашений к участию в торгах, и объективных критериев контроля за приглашениями к участию в торгах. С момента принятия многочисленных законодательных актов, начиная с года, Сообщество решило упростить и консолидировать законодательство о государственных закупках и приняло для этой цели четыре директивы.

Ранее, когда первый вице-премьер Игорь Шувалов убеждал президента Владимира Путина в целесообразности передачи системы закупок «Ростеху», он отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна «существенная доработка функционала» ЕИС, а «РТ-проектные технологии» обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами» .

«Публичные контракты» означают договоры на денежные проценты, заключаемые в письменной форме между одним или несколькими договаривающимися органами и одним или несколькими подрядчиками; Предметом этих контрактов является выполнение работ, поставка товаров или предоставление услуг.

«Договаривающиеся органы» - государственные, региональные или местные органы власти, органы, регулируемые публичным правом или ассоциациями, образованные одним или несколькими из этих органов или одним из органов, регулируемых публичным правом. «Концессии» означает контракты на денежную долю в письменной форме, в соответствии с которыми по меньшей мере один договаривающийся орган или договаривающаяся организация возлагает на работу или работу работ или предоставление услуг и управляет ими по меньшей мере с одним подрядчиком, для которого единственным правом управлять зданием или использовать услуги или это право вместе с оплатой.

В «Ростехе» заявили TAdviser, что субподрядные организации «Онланта» и «Ланит-Технологии» работают с системой с 2009 года в части проектирования и создания, а с 2011 года также ответственны за ее эксплуатацию и развитие. Благодаря длительной работе над проектом «Онланта» и «Ланит-Технологии» обладают профессиональной экспертизой в части, например, нормативно-правого обеспечения, многолетним опытом автоматизации закупочной деятельности, создания и эксплуатации высоконагруженных государственных информационных систем.

Процедура закупок

Предоставление концессии влечет за собой передачу операционного риска концессионеру. Приглашения к участию в торгах должны соответствовать различным типам процедур, используемых на основе пороговой системы, в сочетании с методологиями для расчета оценочной стоимости каждого публичного контракта и указаниями процедур, которые должны использоваться, обязательными или ориентировочными, в соответствии с директивами. В «открытой процедуре» тендер может быть подан любым заинтересованным экономическим оператором.


Задача «РТ-проектные технологии» чуть шире: помимо обслуживания, это еще и модернизация существующей системы, добавили в госкорпорации. В компании пояснили TAdviser, что для этого специалисты «РТ-проектные технологии» возьмут на себя создание и развитие единого каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках. У пользователей новой системы будет возможность сравнивать цены, выполнять данную процедуру оперативно без ввода и анализа огромного количества данных, а также автоматически получать на всех этапах предупреждение о возможных отклонениях в цене или качестве.

В «ограниченной процедуре» заявки могут подаваться только приглашенными кандидатами. Любой трейдер может участвовать в «конкурсной процедуре с переговорами», но только кандидаты, приглашенные на основании оценки предоставленной информации, могут представить предварительное предложение, которое станет основой для дальнейших переговоров. Любое юридическое лицо может участвовать в процедуре «конкурентного диалога», но только приглашенные кандидаты участвуют в диалоге. Он применяется, когда договаривающиеся власти не могут определить, как выполнить свои контрактные потребности, или оценить решение, которое может предложить рынок.

Это важно для анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам. Все участники закупок, включая контролирующие органы, смогут в режиме реального времени автоматически анализировать массивы информации и получать рекомендации по ценам. У контролирующих органов появится дополнительный превентивный инструмент контроля в области госзакупок, объясняют в «Ростехе».

Контракт присуждается исключительно на основе оптимального соотношения цены и качества. Новая процедура - «Инновационное партнерство» - была создана для нужд инновационного решения, которое еще не доступно на рынке. Контрактирующий орган решает создать инновационное партнерство с одним или несколькими партнерами, которые самостоятельно проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, чтобы обсудить новое инновационное решение во время процедуры присуждения контракта. Наконец, в некоторых случаях и обстоятельствах подрядные органы могут заключать договор на основе согласованной процедуры без предварительной публикации уведомления о контракте.


В «Ростехе» отмечают, что госкорпорация в лице «РТ-проектные технологии» не ставит перед собой цель получить прибыль от разработки ЕИС. На данный момент только 6% от общего контракта пойдет на погашение операционных издержек работы компании. Это длительный проект и ключевую прибыль от него планируется получить в долгосрочной перспективе по итогам продажи дополнительных услуг (например, получение справок) в рамках работы каталога после его запуска.

Контрактирующие органы должны заключить договор на основе наиболее экономически выгодного тендера. Во время реформы правил закупок был введен новый критерий вознаграждения на основе наиболее экономически выгодного тендера, направленного на обеспечение наилучшего качества по данной цене, то есть с учетом качества, а также стоимости или стоимости жизненного цикла для работ, товаров или услуг. В соответствии с этим критерием акцент делается на качественных, экологических и социальных соображениях, а также на инновациях.

Правила публикации объявления и прозрачности

В процедуре закупок необходимо обеспечить необходимую прозрачность на каждом этапе. Это возможно в первую очередь путем публикации наиболее важных элементов процедуры присуждения контрактов и распространения информации о кандидатах и ​​участниках торгов, а также предоставления достаточной документации на всех этапах процедуры.

Ответственным за госзакупки стал Минфин

Подписанным постановлением Минфин России определён федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на исполнение функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также ведению реестра инвестиционных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - говорится в тексте документа.

Правительство назначило «Ростех» единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации системы госзакупок

Решение правительства принято в соответствии с поручением президента Владимира Путина и направлено на совершенствование ЕИС с целью реального снижения цен и обеспечения справедливой конкуренции в сфере закупок, говорится в сообщении «Ростеха».

Для того чтобы иметь возможность принимать меры в случае нарушения органами закупок правил публичных закупок, Директива об апелляциях устанавливает эффективную систему апелляций, охватывающих как директивы о государственных закупках, так и директиву концессии, и вводит два важных элемента. Период приостановления - после принятия решения о присуждении контракта - дает участникам торгов возможность рассмотреть решение и решение или инициировать процедуру обжалования. В течение такого десятидневного периода подрядные организации не могут подписывать контракт.

В основу проекта развития ЕИС заложен ряд ключевых элементов: создание справочников (классификаторов), каталогов продукции, баз данных средневзвешенных цен, аналитической системы. Реализация проекта должна обеспечить сквозной процесс от системного планирования закупок до заключения контрактов, отмечают в «Ростехе».

На этапе планирования закупок будет проводиться автоматическое формирование справочников классификаторов и каталогов на все товарные группы, формирование прозрачного конкурентного ценообразования и оценки результатов проведения работ и оказания услуг. На всех этапах работы ЕИС будет обеспечена функция автоматического предупреждения о возможных отклонениях в ценовых и в качественных показателях.

Директива об апелляционных процедурах также предусматривает более строгие положения для защиты от незаконного прямого присуждения контрактов. Новое законодательство стимулирует «зеленые» государственные закупки на основе подхода, основанного на стоимости жизненного цикла, и возможности использования специальной экомаркировки или этикетки. Важны также социальные аспекты, а также конкретные положения в директивах о социальной интеграции, социальных критериях, субподряде и упрощенной системе контрактов на государственную службу.

Крайне важны также сокращение административных формальностей и повышение доступности государственных закупок для МСП. Новое законодательство вводит единый европейский контрактный документ и предусматривает использование собственных деклараций. Будет обеспечен доступ к МСП для государственных закупок, в частности путем возможности разделения закупок на части и ограничения потребностей в годовом обороте. Новые Директивы предусматривают постепенное введение мандата по электронным закупкам и подробные положения о методах и инструментах для электронных закупок и совокупных закупок, таких как рамочные контракты, динамические системы закупок, электронные аукционы, электронные каталоги, централизованная закупочная деятельность и трансграничные международные закупки. Директивы учитывают прецедентное право Европейского суда по внутренним отношениям, которое позволяет договаривающимся органам при определенных условиях присуждать контракт предприятию без подачи заявки на процедуру присуждения контракта.

Преимуществом данного подхода по отношению к существующему в «Ростехе» называют возможность автоматического анализа больших массивов информации в режиме реального времени с формированием предварительных рекомендаций по ценам всем участникам закупок, включая контрольно-надзорные органы.


На момент принятия правительственного решения «Ростех» в рамках рабочих групп с Казначейством приступил к разработке системного проекта на развитие функциональности ЕИС. Работа с ЕИС будет осуществляться силами отечественных разработчиков на основе российского ПО с открытым исходным кодом, заявили в «Ростехе».

Из-за сбоев в системе госзакупок зависли торги на миллиарды рублей

В январе 2017 года с вступлением в силу изменений в 44-ФЗ о контрактной системе заказчики по всей России , попадающие под действие этого закона, столкнулись с проблемами размещения информации о закупках в федеральной ЕИС закупок. Из-за сбоев в системе возникли, например, проблемы с размещением в ЕИС планов-графиков закупок, а без их публикации тендеры проводить нельзя. За нарушение правил размещения данных в ЕИС заказчикам грозят штрафы.


Сергей Собянин просит независимости от ЕИС госзакупок для регионов

Собянин в своем письме отмечает, что в работе ЕИС наблюдаются регулярные технические сбои. Это, по его мнению, мешает публикации сведений о госзакупках и контрактах, тем самым ведет к их срыву. В связи с этим мэр предложил дать субъектам РФ возможность использовать независимые региональные информационные системы для данных целей.

В Комитете по госзаказу Санкт-Петербурга говорят, что их специалисты в ручном режиме исправляют ошибки, выданные ЕИС госзакупок и поддерживают инициативу Сергея Собянина. В комитете также предложили приоритетно размещать информацию в региональных системах с последующим обязательным размещением в ЕИС. Региональные системы представляют логический механизм учета, планирования и исполнения закупочных операций, что нельзя сказать о ЕИС. Правильнее было бы использовать ее для сбора и аналитики данных регионов, полагают в Санкт-Петербурге.

Представитель Шувалова подтвердил изданию, что первый вице-премьер уже поручил Минэкономразвития , Минфину и Казначейству внести в правительство акт о назначении «РТ-проектные технологии» единственным исполнителем.


Владимир Путин поддержал предложение Игоря Шувалова передать систему госзакупок «Ростеху»

Изначально в Белом доме рассчитывали с помощью ЕИС перевести все госзакупки в электронный вид осенью 2016 года, но затем переход на электронные процедуры сдвинули на 1 января 2018 года из-за неготовности каталога товаров, работ и услуг и самой системы. Шувалов отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна существенная доработка функционала ЕИС, а «РТ-проектные технологии» «обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами».

Источник «Коммерсанта», близкий к «Ростеху», говорит, что «РТ-проектные технологии» будут оператором, привлекающим другие компании - внутри «Ростеха» или вне его. В компании заявили изданию, что сейчас «критически важная система» реализована на платформе Oracle , что несет риск «утечки информации, дистанционного отключения систем или санкционного давления». В компании считают, что новую ЕИС нужно создать «на основе российских софтов с открытым исходным кодом и силами отечественных разработчиков», используя для ее создания « , роботизированное ведение классификаторов и справочников-каталогов, методы искусственного интеллекта и многофакторного предикативного анализа предмета закупок на всех стадиях».

«Универсальным прототипом» новой системы должна стать ИАС закупок лекарств - президент поручил «Ростеху» и нескольким ведомствам создать ее в августе 2016 года.

Перезапуск ЕИС в 2017-2019 годах будет стоить 350 млн руб. в год - за счет госпрограммы по управлению государственными финансами. Источники «Коммерсанта» в Белом доме пояснили, что передачу ЕИС будет контролировать казначейство.

2016

Правительство готовится отдать «Ростеху» систему закупок

1 декабря 2016 года стало известно о планах правительства отдать «Ростеху» госконтракт на систему закупок. Корпорация может стать единственным поставщиком без конкурса.

В ноябре 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину , Минэкономразвития , ФАС и Федеральному казначейству подготовить доклад президенту о назначении «РТ-проектные технологии» («дочка» «Ростеха») единственным разработчиком Единой информационной системы закупок, пишут «Ведомости» со ссылкой на текст этого поручения.

Авторам доклада, который Шувалов должен был получить еще в середине ноября, необходимо было указать стоимость госконтракта на создание, ведение и обслуживание системы. Создание новой системы с нуля и перенос накопленной информации потребует около 1 млрд рублей, считает глава Cognitive Technologies Андрей Черногоров .

За разработку единой информационной системы, запущенной в 2016 году, отвечает «Ланит» , за техподдержку - его «дочка» «Онланта» . В начале года Минэкономразвития говорило о необходимости заменить иностранное оборудование и программы, на которых строится система госзакупок, на российское, поскольку зарубежные решения могут повлиять на ее работоспособность.

В начале мае 2016 года стало известно о планах Минэкономразвития по передаче системы госзакупок в частные руки. Для этого на ней могут сделать площадку для торгов и ввести платные услуги, пишут «Ведомости» .

В апреле 2016 года Минэкономразвития отправило в правительство письмо, в котором предложило развивать единую информационную систему (ЕИС), собирающую данные обо всех закупках государства и госкомпаний, как объект концессии. Представитель министерства подтвердил изданию, что этот вопрос прорабатывается.


Минэкономразвития предлагает отдать систему госзакупок в частные руки

ЕИС аккумулирует данные обо всех госзакупках и закупках госкомпаний в открытом доступе. Начиная с 2017 года в системе также появится каталог товаров, в который за плату по регулируемому тарифу Минэкономразвития предлагает включать товары поставщиков. Таким образом, процедура станет более конкурентной и выгодной для частных инвесторов, отмечают в министерстве.

Кроме того, как говорят в Минэкономразвития, ЕИС могла бы функционировать как торговая площадка, а концессионеры смогли зарабатывать на обеспечении заявки, которое вносят поставщики. По словам чиновника министерства, при полном переходе госзакупок и закупок госкомпаний в электронный формат ожидаемый годовой доход всех электронных площадок, где будут проходить торги, составит 32–48 млрд рублей.

Еще одно прибыльное направление ­- создание платежной системы концессионера для онлайн-расчетов между заказчиками и поставщиками, говорится в презентации Минэкономразвития.

Минэкономразвития задумалось над импортозамещением в ЕИС

В середине февраля 2016 года газета «Ведомости» опубликовала материал, в котором сообщила о предложении Минэкономразвития заменить иностранное ПО на российское в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС). Участники рынка считают, что такое импортозамещение возможно, но оно будет непростым.

ЕИС во многом зависит от зарубежного оборудования и софта, что может негативно повлиять на функционирование системы, например, из-за введения международных санкций, пишет издание со ссылкой на письмо Минэкономразвития Федеральному казначейству . Последнее согласно с необходимостью заменить импортные программы на российские и намерено искать подходящие решения, сообщил заместитель руководителя казначейства Сергей Гуральников .


Минэкономразвития опасается, что иностранное ПО и оборудование могут повредить Единой информационной системы госзакупок

Вместе с тем он признал, что альтернатив западным продуктам, которые бы не уступали им по производительности, пока нет. Их надо искать, тестировать и убедиться, что не пострадает то, что уже работает, и, возможно, в 2016 году будет принято решение, на какое ПО переходить, сообщил Гуральников.

Систему нужно будет перестраивать почти с нуля, предупреждает президент IT-интегратора IBS Сергей Мацоцкий . Придется переходить на новые базы данных, это может привести к сбоям в работе, замечает предправления ГК «АйТи» Тагир Яппаров .

Как сообщил газете представитель Минэкономразвития, стоимость проекта импортозамещения технологий в ЕИС должна быть определена казначейством. Георгий Генс полагает, что переход обойдется значительно дороже поддержки иностранных решений, поскольку система госзакупок является сложной и очень нагруженной, и она должна работать непрерывно.

Единую систему закупок запустили с множественными недоработками

В январе 2016 года организация Общероссийский народный фронт (ОНФ) провела мониторинг работы ЕИС в сфере закупок, которая по указанию Дмитрия Медведева должна была заработать в полную силу с начала года, и сообщила об обнаруженных множественных недоработках системы.


С 1 по 6 января портал госзакупок был закрыт на регламентные работы. 6 января пользователи впервые смогли увидеть новую систему. С 9 на 10 января вновь ЕИС была отключена для проведения регламентных работ. В воскресенье 10 числа система заработала с незначительными изменениями дизайна на ряде страниц.

В числе проблем, с которыми сталкиваются пользователи при работе с системой, - не работает система поиска и фильтрации, в реестре контрактов на обновленном сайте отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком. Многие разделы не функционируют, в некоторых присутствуют только тестовые записи, не выводятся данные, в ряде разделов сервер выдает ошибку.


Разработку и запуск системы осуществлял «Ланит» . В начале 2015 года Федеральное казначейство заключило с компанией госконтракт объемом 525 млн руб. на выполнение работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО системы. Позднее, в сентябре, с компанией был заключен еще один контракт на выполнение работ по развитию системы объемом 143 млн руб.

В Федеральном казначействе и в «Ланите» не прокомментировали проблемы в работе ЕИС на момент публикации материала. В Минэкономразвития заявили TAdviser, что все представленные замечания прорабатываются с техническими специалистами, и необходимые меры будут приняты в кратчайшие сроки.


Приемка работ осуществлялась межведомственной комиссией с участием Минэкономразвития, ФАС , Минкомсвязи , Минфина и Федерального Казначейства. В период приемки система функционировала без сбоев, добавили в Минэкономразвития.

2015

Медведев утвердил срок запуска единой системы в сфере закупок

В январе 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок. В соответствии с документом, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод системы в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года, а в срок до 1 мая 2015 года - утвердить состав межведомственной комиссии по созданию системы в сфере закупок и положение о этой комиссии.

Документом также определяется, что перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС в сфере закупок определяется в технической документации на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Минэкономразвития .

Ранее в Минэкономразвития заявляли TAdviser, что, по мнению ведомства «из системного понимания закона», система должна была быть введена в эксплуатацию с таким расчетом, чтобы с ее использованием можно было планировать закупки на 2016 год. То есть, окончательный ввод системы в эксплуатацию предполагался на 4-й квартал 2015 года.

ТЗ на создание ЕИС по госконтракту, который Минэкономразвития заключило с научно-исследовательским центром ВШЭ, было разработано в 2013 году, а в течение 2014 года оно прошло дополнительно 2 этапа доработки, рассказали TAdviser в ведомстве.

Доработки были связаны с изменениями в закон 44ФЗ, которые были приняты в декабре 2013 года и в июне 2014 года, а также в связи с принятыми подзаконными актами, которые конкретизируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок. В июле 2014 года появилась итоговая редакция ТЗ. Параллельно с доработкой ТЗ осуществлялась проработка финансово-экономического обоснования стоимости этого проекта, а по состоянию на ноябрь 2014 года казначейство вело работу по подготовке документации на заключение контракта на создание ЕИС.

Единая информационная система устранит «аномально» устойчивые связи в закупочном процессе

Возможность отслеживать «аномально» устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru . Об этом сообщил глава департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов в декабре 2015 года.

Ведомство предлагает все конкурентные процедуры перевести в электронный вид. «Это станет прорывным шагом», - уверен М. Чемерисов, отмечая, что в таком случае все процессы торгов станут максимально публичными.

В числе дополнительный функций Единой информационной системы появится единый каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок.

Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам, считает М. Чемерисов. «Задержки расчетов с поставщиками является серьезным препятствием эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить», - сказал М. Чемерисов.

Раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Кроме того, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.

«Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях – в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий», - отметил М. Чемерисов.

2014

Передача проекта от МЭР к Казначейству

В конце сентября 2014 года в соответствии с постановлением правительства полномочия по созданию и развитию ЕИС были переданы от Минэкономразвития Федеральному казначейству . К Казначейству перешла также обязанность установления порядка регистрации в ЕИС и использования системы.

«Закрепленная постановлением схема распределения полномочий между Минэкономразвития и Казначейством позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся у нас экспертизу по созданию государственных информационных систем федерального уровня, а также ту информационно-технологическую инфраструктуру, которой наше ведомство располагает», - сказал по этому поводу 12 ноября 2014 года Сергей Гуральников, заместитель руководителя Казначейства.

В Минэкономразвития относительно передачи функций по созданию ЕИС от их ведомства к Казначейству заявили TAdviser, что это обусловлено, во-первых, тем, что принято решение создавать ЕИС на базе уже существующего официального сайта zakupki.gov.ru, который находится в ведении Федерального казначейства, а, во-вторых, с тем, что сейчас Федеральное казначейство совместно с Минфином разрабатывают государственную информационную систему «Электронный бюджет», которая должна быть интегрирована в единые информационные системы. Поэтому целесообразно, чтобы эти два государственных информационных ресурса находились под управлением одного ведомства, заключили в Минэкономразвития.

Федеральное Казначейство о системе

По мнению Сергея Гуральникова, использование программно-аппаратного комплекса официального сайта РФ при создании ЕИС позволит уменьшить сроки и сократить стоимость реализации проекта.

«Такой подход, как мне видится, обеспечит реализацию основного приоритета создания и поэтапный запуск функционала новой системы без излишних потрясений как для заказчиков, так и поставщиков», - сказал Гуральников.

По его мнению, это также обеспечит максимальную преемственность того функционала, который уже был создан ранее, и возможность использования новых технологических инструментов для его совершенствования.

Гуральников также пояснил, что в настоящее время бюджетный закупочный процесс на технологическом уровне является разрозненным. Заказчики вынуждены работать в нескольких информационных системах, перенося данные из одной в другую, а также дублируя их. Отсутствие единых справочников, классификаторов в бюджетных и закупочных системах, по заверению чиновника, требует дополнительных трудозатрат на обеспечение непротиворечивости этих данных в различных системах.

Говоря о масштабах системы, Гуральников сообщил, что ЕИС будет представлять собой информационную площадку для работы порядка 1,5 млн участников - организаций-заказчиков и поставщиков.

«Мы планируем, что порядка 5 млн извещений будет публиковаться в ЕИС в течение года, - заявляет чиновник. - В связи с этим предстоит дополнительная работа совместно с Минкомсвязи по резервированию данных ЕИС при использовании инфраструктуры электронного правительства".

В Казначействе уверены, что нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия: «Это, несомненно, повысит прозрачность и доступность информации о госзакупках, расширит возможности по аналитике и поиску, приведет к снижению стоимости госконтрактов, позволит расширить контингент участников».

Доклад о Контрактой системе Сергея Гуральникова на CNews FORUM 2014


Замечания Счетной палаты к реализации проекта

В ноябре 2014 года по итогам проверки эффективности использования средств в рамках формирования контрактной системы за 9 месяцев Счетная палата сообщила, что результаты ранее выполненной ВШЭ работы не использовались, а срок запуска единой информационной системы в сфере закупок теперь и вовсе не определен.

«Учитывая, что для формирования программно-аппаратного комплекса ЕИС и ее опытной эксплуатации необходим определенный срок, а конкурс на разработку системы до настоящего времени не объявлен, декларируемая задача по повышению прозрачности закупок за счет внедрения ЕИС в 2014–2015 годах выполнена не будет», - отмечают в Счетной палате.

2013: ВШЭ создает концепцию за 6,9 млн руб

Работы над созданием системы начались еще в 2013 году. Тогда в сентябре правительство наделило Минэкономразвития функциями по выработке требований по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также установлению порядка регистрации и порядка пользования ею.


Единая информационная система в сфере закупок должна прийти на смену порталу zakupki.gov.ru

В 2013 году Минэкономразвития заключило контракт с «Высшей школой экономики» (ВШЭ) на разработку концепции и технического задания на создание ЕИС. Стоимость этих работ составила 6,9 млн руб. при максимальной (начальной) цене контракта в 37 млн руб. Помимо ВШЭ на выполнение этих работ претендовали также NVision Group , «Ланит» , Inline Technologies и другие, однако ВШЭ предложила наиболее низкую цену.

Осенью 2013 года в Минэкономразвития заявляли, что ЕИС будет создана к 2015 году, а позднее, в декабре, заявили, что поэтапное введение системы начнется только с 2016 года. Тогда же чиновники сообщали, что в марте-апреле 2014 года Минэкономразвития объявит тендер и заключит контракт на создание ЕИС.

Во-первых,комплекс мероприятий, цель которых — максимально выгодное для заказчика приобретение за счет бюджетных средств товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Во-вторых, система государственных закупок представляет собой не только совокупность действий в сфере госзаказа, но и включает в качестве своих элементов участвующих в закупке лиц, в т. ч.:

  • заказчиков;
  • поставщиков;
  • участников торгов/конкурсов и иных форм проведения госзакупок;
  • уполномоченные и контрольные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы в рассматриваемой сфере;
  • специализированные организации;
  • экспертов / экспертные организации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данную область правоотношений, является закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

Специальным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) урегулированы правила проведения госзакупок в тех ситуациях, когда в роли заказчика выступает организация, созданная при участии государства, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ.

Немаловажным фактором является и включение в систему госзакупок специальных технических и информационных средств, в т. ч. специализированной информационной системы.

Единая система госзакупок: заказчики и поставщики

В качестве заказчика могут выступать:

  • госорганы (в т. ч. органы госвласти);
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • государственные и муниципальные казенные учреждения, выступающие от имени РФ (субъекта РФ) или муниципального образования соответственно;
  • прочие получатели средств госбюджета различных уровней, уполномоченные на размещение заказов на поставку товаров или оказание услуг за счет бюджетного финансирования (пп. 5-6 ст. 3 закона № 44-ФЗ);
  • юрлица, имеющие долю участия государства в уставном капитале не менее 50%;
  • бюджетные учреждения при наличии надлежащим образом утвержденного положения о закупке, размещенного на специализированном информационном ресурсе в сети интернет до начала года;
  • организации, осуществляющие госзакупки за счет грантов от граждан и юрлиц, а также за счет субсидирования федеральным бюджетом;
  • физлица и юрлица, осуществляющие госзакупки за счет средств, получаемых ими от ведения приносящей им доход деятельности, за исключением средств, получаемых в целях оказания и оплаты медпомощи по обязательному медстрахованию (п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Участвовать в госзакупках в роли потенциальных поставщиков могут юрлица абсолютно любых организационно-правовых форм, независимо от их формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний.

Система государственных закупок представляет собой также поле деятельности для физлиц, в т. ч. имеющих регистрацию в форме индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 3 закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Они также могут выступать в роли участников госзакупок.

Единая информационная система госзакупок как инструмент обеспечения контрактной системы в сфере закупок

Согласно положениям ст. 4 закона № 44-ФЗ все госзаказы должны быть размещены в Единой информационной системе (далее — ЕИС). ЕИС — это совокупность данных (с их перечнем можно ознакомиться в п. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ), а также технологических и технических средств, направленных на формирование, систематизацию и хранение этих данных и их представление на специальном ресурсе в сети интернет (п. 9 ст. 3 закона № 44-ФЗ).

Данная ЕИС размещается на официальной странице госзакупок в сети интернет, доступ к которой бесплатный (п. 4 Правил функционирования ЕИС в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, далее — правила № 1414).

Таким образом, система государственных закупок представляет собой в т. ч.совокупность действий участников госзаказа с использованием специализированной ЕИС (кроме случаев, когда это не предусмотрено законом).

Субъектам ЕИС доступ к ней будет предоставлен после прохождения процедуры регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации (п. 7 правил № 1414). При этом к субъектам ЕИС отнесены участники госзакупок, а также иные лица, использующие ресурс для реализации своих полномочий и функционала в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Прочим лицам, которые используют базы данных в чисто информационных целях, доступ предоставляется без регистрации в ЕИС (п. 8 правил № 1414).

Формы размещения госзаказов

Выбор способа размещения госзаказа предоставлен заказчику. При этом законом № 44-ФЗ установлен закрытый перечень форм организации госзакупок:

  • конкурс: открытый, с ограниченным участием, открытый 2-этапный, закрытый, закрытый 2-этапный;
  • аукцион: электронный и закрытый;
  • запрос котировок или предложений.

Также ст. 93 закона № 44-ФЗ регламентирует, при каких условиях госзакупка может быть осуществлена у единственного поставщика.

Если в рамках названного выше закона система государственных закупок представляет собой строго регламентированный этим НПА порядок действий, производимых при определенных тем же законом условиях, то условия госзакупок по закону № 223-ФЗ во многом определяются самими заказчиками посредством их утверждения в положении о закупках (например, условия осуществления госзакупки у единственного поставщика).

Итак, можно сделать вывод: система государственных закупок представляет собой инструмент, используемый государством в целях удовлетворения госнужд в товарах и услугах. В роли потенциальных поставщиков могут выступать как юрлица всех организационно-правовых форм, так и физлица (в т. ч. индивидуальные предприниматели).