Российское административное право. Режим чрезвычайного положения Чрезвычайное положение в российской федерации

Статья 56 Конституции Российской Федерации сообщает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Не могут быть ограничены:

1. право на жизнь и запрет смертной казни,

2. право на достоинство личности, запрет пыток, насилия, жестокого или унижающего, человеческое достоинство обращения,

3. право не прикосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени,

4. запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия,

5. свобода совести, вероисповедания,

6. свободу использования своего имущества для предпринимательский и иной не запрещенной законом деятельности,

7. право на жилище,

8. права человека в области правосудия (ст. 46-54 Конституции РФ).

Чрезвычайное положение - это вводимый на свей территории страны или в её отдельных местностях особый режим режим деятельности органов государственной и муниципальной власти, их должностных лиц, организаций вне зависимости от формы собственности, общественных объединений, допускающий ограничения прав и свобод граждан России и находящихся на её территории иностранцев, лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайно положение вводится в соответствии с Федеральным конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О чрезвычайном положении" указом Президента РФ при наличие таких обстоятельств, как:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Президент сообщает о его введении Совету Федерации (он утверждает этот указ в течение 72 часов с момента его вынесения) и Государственной Думе. Не утвержденный Советом Федерации указ теряет силу, чрезвычайное положение отменяется. Срок введения режима ЧП - 30 суток на всей территории РФ, 60 - в отдельных местностях, он может быть продлен.

Режим ЧП включает в себя:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами,

л) запрет на проведение на территории ЧП любых выборов.

В случае если он вводится в условиях попыток изменения конституционного строя России, вооруженного мятежа и подобных обстоятельствах также производится:

а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Также в президентском указе может вводится карантин на территории, где введен режим ЧП, производится временно отселение населения в безопасные районы и т. д.

Таким образом режим ЧП вводится при внутренних угрозах или смутах, при угрозе обстоятельств чрезвычайного характера, ограничивает права граждан, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц и налагает на них дополнительные обязанности и ограничения.

Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан, юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001).

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» был подписан президентом Владимиром Путиным 30 мая 2001 года и вступил в силу с момента опубликования. Закон заменил одноимённый акт, принятый Верховным советом РСФСР 17 мая 1991 года.

Ранее Государственная дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики ( -), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Введение чрезвычайного положения в СССР. Программа «Время» от 19.08.1991 г. Начало конца

    ✪ Почему вы не являетесь гражданином Российской Федерации

    ✪ Обращение Б.Н.Ельцина сразу после расстрела ВС РСФСР (полная версия) - 04.10.1993

    Субтитры

Введение и отмена

Чрезвычайное положение в России вводит президент при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе .

Новый закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).

Чрезвычайное положение вводится указом президента на всей территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели введения чрезвычайного положения достигнуты, оно отменяется - полностью или частично.

Указ президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации за эти 3 дня, автоматически утрачивает силу. Президентский указ о продлении чрезвычайного положения требует такого же одобрения Советом Федерации.

При этом указ подлежит не только незамедлительному официальному опубликованию, но и незамедлительному обнародованию по радио и телевидению.

Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности, национальная гвардия и спасатели. В исключительных случаях допускается привлечение военных - для ограничения въезда, для охраны критической инфраструктуры, для разъединения противоборствующих сторон, для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований и для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска в зоне чрезвычайного положения переходят в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.

Допустимые ограничения

Президентский указ о введении чрезвычайного положения должен содержать «исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».

Закон "О чрезвычайном положении" предусматривает три группы временных ограничений, которые может ввести президент.

1. Общие ограничения:

  • приостановка полномочий региональных и местных властей и действия региональных и местных законов, противоречащих указу о чрезвычайном положении;
  • ограничение свободы передвижения, въезда и выезда, дорожного движения, досмотр транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка и критической инфраструктуры, остановка опасных производств;
  • ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрет массовых мероприятий и забастовок;
  • эвакуация ценностей, если есть реальная угроза их похищения или повреждения.

2. Ограничения в случае беспорядков или попытки переворота:

  • комендантский час, выдворение иногородних нарушителей режима;
  • цензура;
  • проверки документов, личных вещей, транспортных средств и жилья;
  • ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
  • продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях - на весь срок действия чрезвычайного положения.

3. Ограничения в случае стихийных или техногенных катастроф:

  • временное отселение в безопасные районы;
  • карантин;
  • мобилизация любых организаций и их переориентация для нужд чрезвычайного положения;
  • отстранение руководителей государственных организаций, неспособных обеспечить режим чрезвычайного положения;
  • мобилизация жителей и их транспортных средств для аварийно-спасательных работ.

При этом предполагаются оплата труда мобилизованных жителей, компенсации за использованное имущество. Запрещается создание чрезвычайных судов или ускоренное судопроизводство, судебная система и прокуратура действуют в прежнем виде. Запрещается расширять применения физической силы, специальных средств и оружия.

Порядок управления

Закон "О чрезвычайном положении" предусматривает три варианта управления в случае чрезвычайного положения. Первый, базовый предполагает создание комендатуры. Второй и третий называются "особым управлением" и вводятся в особенно сложных условиях.

1. Обычное управление и комендатура

При введении чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в зоне действия чрезвычайного положения автоматически продлеваются. Если режим вводится на всей территории страны, Совет Федерации и Государственная дума продолжают работу в течение всего периода его действия.

Президент назначает в зоне действия чрезвычайного положения коменданта, который управляет обеспечивающими режим чрезвычайного положения правоохранителями и военными, определяет порядок действия введенных ограничений или предлагает президенту ввести дополнительные, а также участвует в работе любых государственных или местных органов на своей территории. Для координации действий различных сил и средств комендант может создать объединенный оперативный штаб.

Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого президентом к населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на такой территории.

2. Временное специальное управление

Временный специальный орган управления территорией принимает на себя региональных и местных властей, полностью или частично. Руководителя этого органа назначает президент, а комендант становится его первым заместителем.

3. Федеральное управление

Федеральный орган управления заменяет временный специальный орган, если тот не справился со своими задачами. Его руководителя также назначает президент, а комендант так же становится его первым заместителем. При этом федеральный орган полностью принимает на себя полномочия региональных и местных властей.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ* Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 года**, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер . С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые – поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые – поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности,

* Предусмотренный Конституцией РФ федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении внесен Президентом в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.

** Ведомости РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773. -

Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

Социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных мест-ностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;

Криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

Природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку – ставится вопрос о введении ЧП.

ЧП на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах Федерации вводится указом Президента Российской Федерации. Конституции республик, в которых предусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и ст. 102 Конституции РФ. Указ Президента о введении ЧП в течении 72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.

В указе Президента Российской Федерации о введении ЧП должны быть определены:

Обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП и обоснование необходимости его введения;

Перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;

Государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция;

Границы территории, на которой вводится ЧП, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится ЧП.

Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения – о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента Российской Федерации. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества», и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соответствии их законодательству.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер – совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера – особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

2. Социально-политические и контркриминогенные – комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; «сплошная» проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

3. Природно-техногенные – временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Согласно ст. 25 Закона социально-политические и природно-техногенные меры могут применяться только в период действия режима ЧП. Однако законодательство и практика свидетельствуют о том, что многие из них осуществляются и в иных условиях, без введения ЧП (эвакуация, карантин, выдворение за пределы территории, мобилизация ресурсов государственных организаций). Желательно, чтобы такие меры, как предварительная цензура, особый режим въезда и выезда, приостановление деятельности политических партий не просто назывались в законе, а подробно регулировались, с определением их понятия, основания и порядка применения. В противном случае это будут делать временные органы, обеспечивающие поддержание ЧП, по своему усмотрению.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления . Закон предусматривает следующие изменения в системе публичной администрации:

1) передача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации полномочий по применению мер режима ЧП;

2) подчинение органов исполнительной власти субъекта Федерации, территориальных федеральных органов непосредственно Президенту Российской Федерации или назначенному им органу (должностному лицу);

3) создание специальных временных органов, с передачей им части или всех полномочий органов государственной власти территории, на которой введено ЧП, с приостановлением их деятельности или без такового.

При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти продолжать свою деятельность, масштабы территории, где предполагается установить режим. Если органы исполнительной власти территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация, продолжают нормально функционировать, они могут быть наделены чрезвычайными полномочиями. Так, в период действия ЧП в Москве с 3 по 18 октября 1993 г. функции администрации района ЧП были возложены на Правительство Москвы. Отдельные меры было поручено осуществлять федеральным органам исполнительной власти*.

* САПП РФ. 1993. № 40. Ст. 3751.

В качестве временных специальных органов, создаваемых на период ЧП, выступают комендант территории ЧП и временная администрация территории ЧП . В период действия ЧП в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике с ноября 1992 по январь 1995 г. была образована Временная администрация, с подчинением ей всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, действующих на территории, где введено ЧП*. Временная администрация являлась федеральным государственным органом, состоящим из главы Временной администрации, его заместителей, штаба Временной администрации и иных административных структур. В ее компетенцию входило руководство органами исполнительной власти на территории действия режима ЧП, обеспечение поддержания правопорядка и безопасности граждан, обеспечение населения продуктами питания и товарами первой необходимости, координация работ по оказанию помощи вынужденным переселенцам, их охране и обустройству.

При введении ЧП в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя, массовыми беспорядками, Президент Российской Федерации может назначить коменданта территории ЧП или поручить его назначение иным должностным лицам. Комендант территории ЧП:

Издает обязательные к исполнению на соответствующей территории акты по вопросам обеспечения режима ЧП;

Устанавливает срок действия комендантского часа, определяет места содержания нарушителей требовании режима;

Назначает комендантов участков и руководит их деятельностью;

Определяет порядок деятельности контрольно-пропускных пунктов;

. организует применение таких мер, как выдворение нарушителей общественного порядка за пределы территории, изъятие оружия, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ и определяет места его хранения, досмотр транспортных средств, личный досмотр, проверка документов;

Привлекает к административной ответственности за нарушение требований режима ЧП.

* Ведомости РФ. 1992. № 46. Ст. 1117.

Режим чрезвычайного положения – это вводимый в соответствии с Конституцией и ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Обстоятельства введения чрезвычайного положения:

Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Порядок введения чрезвычайного положения:

Издание указа Президентом РФ;

Утверждение указа Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ;

Обнародование указа Президента РФ.

Сроки действия чрезвычайного положения:

На всей территории Российской Федерации не может превышать 30 суток;

В отдельных местностях Российской Федерации не может превышать 60 суток.

Меры и временные ограничения, применяемые независимо от обстоятельств введения чрезвычайного положения:

Полное или частичное приостановление на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

Установление ограничений на свободу передвижения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на выезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

Установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных массовых мероприятий;

Запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

Приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологически опасные вещества;

Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

При введении чрезвычайного положения на всей территории страны Совет Федерации и Государственная Дума проолжают свою работу в течение всего периода его действия, а при введении чрезвычайного положения на части территории РФ выборы и референдумы не проводятся до момент отмены чрезвычайного положения при автоматическом продлении срока полномочий соответствующих выборных ОГВ, ОМС и ДЛ.

Обеспечивают режим чрезвычайного положения, в основном, органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, фед. органы безопасности и внутренние войска, однако в исключительных случаях допускается привлечение ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов.

Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращенного Президентом РФ к населению и ДЛ ОГВ субъекта РФ и ОМС, действующих на такой территории.

Указы Президента и иные НПА РФ, НПА субъектов РФ, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Порядок введения чрезвычайного положения:

  • 1. издание указа Президентом РФ;
  • 2. утверждение указа Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • 3. обнародование указа Президента РФ. Сроки действия чрезвычайного положения:
  • 4. на всей территории Российской Федерации не может превышать 30 суток;
  • 5. в отдельных местностях Российской Федерации не может превышать 60 суток.
  • 1. обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  • 2. обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  • 3. границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • 4. силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  • 5. перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • 6. государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  • 7. время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Меры и временные ограничения , применяемые независимо от обстоятельств введения чрезвычайного положения:

  • 1. полное или частичное приостановление на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;
  • 2. установление ограничений на свободу передвижения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на выезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • 3. усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • 4. установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • 5. установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • 6. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных массовых мероприятий;
  • 7. запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • 8. ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  • 9. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологически опасные вещества;
  • 10. эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Меры и временные ограничения , применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного в соответствии с п. "а" ст.3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" «…а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; …»:

  • 1. введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
  • 2. ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
  • 3. приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • 4. проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • 5. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • 6. выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
  • 7. продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Меры и временные ограничения , применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного в соответствии с п. "б" ст.3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" «…б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. »:

  • 1. временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  • 2. введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
  • 3. привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
  • 4. отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  • 5. отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. "ж" ст.11 и п. "в" ст.13 ФКЗ "О чрезвычайном положении", и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  • 6. в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения : органы внутренних дел, органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы безопасности, внутренние войска, органы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дополнительные силы, привлекаемые в исключительных случаях (Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы).

Задачи, решаемые Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами :

  • 1. поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;
  • 2. охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
  • 3. разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
  • 4. участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
  • 5. участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.