Публичный договор как обязательный договор. Что такое публичный договор

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи. энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (ст. 426 ГКРФ).

Для П.д. характерно, что одной из сторон всегда является коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Эта деятельность является публичной - коммерсант обращается с предложением воспользоваться плодами его деятельности к неопределенному кругу лиц. Как правило, такое предложение имеет характер публичной оферты. Условия П.д. должны быть одинаковы для всех лиц. пожелавших воспользоваться предложением коммерсанта. Коммерсант по общему правилу не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим по поводу заключения П.д. и его условий. Льготы и предпочтения для отдельных категорий потребителей могут быть

установлены законом или иными нормативными актами. Отказ коммерсанта от заключения П.д. при наличии возможности удовлетворить требования клиента не допускается. Если коммерсант уклоняется от заключения П.д., другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ. В связи с тем, что П.д. большей частью предназначены для обслуживания интересов граждан-потребителей, законом предусмотрена возможность издания Правительством РФ правил,обязательных для сторон при заключении и исполнении П.д., - типовых договоров, положений и пр. Таковы Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные Правительством РФ 15 августа 1997г.

Во второй части ГК РФ к П.д. отнесены: договор купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст.730), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789), договор банковского вклада , по которому вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения влом-барде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919).

Гражданское право иностранных государств не знает П.д. в том виде, в каком они представлены в ГК РФ. Тем не менее практически он существует и используется достаточно широко. Применяются типовые договоры, "формуляры", которые нельзя трактовать только как договоры присоединения, так как они способствуют установлению равных условий для всех "присоединяющихся". Еще в прошлом веке в законодательном или административном порядке была установлена обязательность для железных дорог заключения договоров перевозки с клиентурой на равных условиях для всех грузоотправителей.

Залвсский В.В.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР" в других словарях:

    Финансовый словарь

    По гражданскому законодательству РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна… … Юридический словарь

    Публичный договор - (англ. public contract /agreement) в гражданском праве РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая … Энциклопедия права

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР Юридическая энциклопедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Проставить для статьи более точные категории. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит л … Википедия

    Публичный договор - – договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществить в отношении каждого, кто к ней … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР - договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР - в соответствии со ст. 396 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности… … Юридический словарь современного гражданского права

    публичный договор - по гражданскому законодательству РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна… … Большой юридический словарь

    В соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 426 ГК РФ) договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру… … Энциклопедический словарь экономики и права

"Законодательство и экономика", 2008, N 6

Соискатель кафедры гражданского права Кубанского государственного университета О.С. Левченко предлагает некоторые уточнения норм, касающихся сторон публичного договора, с позиций защиты слабой стороны.

Согласно ст. 426 ГК РФ одной из сторон публичного договора является коммерческая организация, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. В литературе данное положение характеризуется как необоснованно узкий подход к определению перечня субъектов, обязанных заключать публичный договор <1> и отмечается, что вопрос о субъектном составе данного договора нуждается в совершенствовании <2>.

<1> См.: Аминов В., Шкарин А. Единое или делимое? Договор присоединения и публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. N 20.
<2> См.: Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право. 1997. N 11. С. 117.

Учитывая направленность норм о публичном договоре на защиту слабой стороны, можно прийти к выводу: возложение законодателем обязанности заключать публичный договор должно зависеть не от организационно-правовой формы, а от характера деятельности экономически сильного контрагента. Представляется, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в определенной области народного хозяйства, обладает большими знаниями, большим опытом и большими профессиональными возможностями, нежели обращающийся к нему за товарами, работами и услугами потребитель. Именно в такой ситуации, как указывает Конституционный Суд РФ, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне <3>. По этой причине следует поддержать предложение ученых о возложении обязанности заключать публичные договоры на всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью <4>. При этом перечень таких лиц должен включать коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

<3> Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. N 17-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3.
<4> См.: Костикова С.Н. Публичный договор как институт гражданского права: Автореф. ...дисс. к. ю. н. - М., 2007. С. 11; Мищенко Е.А. Публичный договор в российском гражданском праве: Дисс. ...к. ю. н. - М., 2004. С. 8.

Обоснованность включения в данный перечень индивидуальных предпринимателей подтверждается ст. 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Кроме того, дополнительным аргументом может выступить сложившаяся практика гражданского оборота, в котором именно от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Обоснованность включения в данный перечень некоммерческих организаций подтверждается ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которой некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана <5>. Такие организации при определенных условиях активно занимаются предпринимательской деятельностью, например, розничной торговлей, оказанием услуг и т.д. В связи с этим мнение, высказанное в литературе, о том, что для некоммерческих организаций предпринимательская деятельность является "побочной" <6>, недостаточно обоснованное. Практика современного оборота показывает: единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является ее осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

<5> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<6> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ. - М., 2000. С. 682.

В отношении организаций, которые в силу их особой природы нецелесообразно подчинять ограничениям договорной свободы, представляется обоснованным предложенное в литературе законодательное установление исключений <7>. Так, ст. 18 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусматривает для таких некоммерческих организаций в случае осуществления ими собственной производственной деятельности право самостоятельно выбирать потребителей выпускаемой ими продукции <8>. С учетом специфики деятельности данных организаций такое исключение оценивается в литературе положительно <9>. Однако если на отношения с участием индивидуальных предпринимателей ученые предлагают распространять действие ст. 426 ГК РФ непосредственно в силу ст. 23 ГК РФ (предполагающей применение к таким отношениям правил, регулирующих деятельность коммерческих организаций), то регулирование ст. 426 ГК РФ (без изменения ее существующей формулировки) предпринимательской деятельности некоммерческих организаций представляется маловероятным. Последний тезис подтверждается сложившейся позицией по данному вопросу органов государственной власти. Например , Минэкономразвития России указало, что поскольку музеи являются некоммерческими учреждениями культуры, действие ст. 426 ГК РФ на них не распространяется <10>. Как удачно иллюстрирует данную норму Г.А. Калашникова, при осуществлении музеем предпринимательской деятельности по представлению музейных экспонатов он в таком случае будет освобожден от обязанности оказывать услуги каждому, кто обратится, а также от обязанности устанавливать для обратившихся равные условия <11>. Очевидно, указанное положение недопустимо как с точки зрения защиты слабой стороны гражданско-правового договора, так и с точки зрения обеспечения права на доступ к культурным ценностям, гарантированного ст. 44 Конституции РФ, ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре и т.д. Следовательно, чтобы обеспечить должную защиту слабой стороны гражданско-правового договора, а также не допустить использования субъектами гражданского оборота внешнего признака организационно-правовой формы для уклонения от обязанности заключать публичные договоры, целесообразно изменить существующую редакцию ст. 426 ГК РФ, указав вместо слов "договор, заключенный коммерческой организацией" - "договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность". При этом для определения перечня обязанных лиц основной акцент необходимо сделать на характере осуществляемой ими деятельности.

<7> См.: Калашникова Г.А. Публичный договор: Дисс. ...к. ю. н. - Краснодар, 2002. С. 55.
<8> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
<9> См.: Калашникова Г.А. Указ. соч. С. 56.
<10> Письмо Минэкономики России от 22 сентября 1998 г. N 7-844 // Библиотека и закон. 2006. Вып. 21.
<11> См.: Калашникова Г.А. Указ. соч. С. 53.

Согласно ст. 426 ГК РФ из характера деятельности таких лиц должна вытекать обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто обратится. В литературе такая деятельность традиционно именуется публичной и является ключевым признаком публичного договора. По нашему мнению, несколько некорректно обозначение такой деятельности в качестве условия публичного договора <12>, так как термин "условия договора" традиционно понимается как правила поведения, установленные соглашением сторон и составляющие его содержание (например, в ст. ст. 421, 424, 427, 428, 431 ГК РФ). В то же время термин "признак", понимаемый как "показатель, знак, по которому можно узнать, определить что-либо" <13>, наиболее четко отвечает значению публичной деятельности, при констатации которой вступают в действие правила о публичном договоре.

<12> См.: Мищенко Е.А. Указ. соч. С. 54.
<13> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995. С. 581.

Критерии для установления публичного характера деятельности не являются строго определенными в законе, а потому различно трактуются в литературе. Так, С. Денисов утверждает, что обязанность коммерческой организации заключать договор с каждым, кто к ней обратится, может вытекать из закона и ее учредительных документов <14>. К. Тотьев, напротив, указывает, что такая обязанность должна вытекать непосредственно из характера деятельности субъекта и не быть связанной с формальными ограничениями в учредительных документах <15>. Е А. Мищенко для установления критериев публичного характера деятельности предлагает обратиться к специальным нормам, посвященным отдельным видам публичных договоров <16>. Так, согласно ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. В соответствии со ст. 908 ГК РФ товарный склад признается складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что он обязан принимать товары на хранение от любого товаровладельца. Таким образом, обязанность коммерческой организации заключать договор с каждым, кто пожелает, связывается, в первую очередь, с законом и иными правовыми актами. Однако данный критерий носит общий характер, а потому для установления такой обязанности в конкретном деле суду потребуются ориентиры в области объективной действительности, способные выступить юридическими фактами, порождающими возникновение конкретного правоотношения. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, "основанием обязательства может быть лишь юридический факт, но не закон, который не может быть поставлен на одну линию с юридической сделкой или правонарушением" <17>. По этой причине указание на публичный характер деятельности в учредительных документах или выданной лицензии мы также рассматриваем в качестве общего критерия, служащего, в первую очередь, дополнительным аргументом при доказывании в суде факта осуществления публичной деятельности конкретной организацией.

<14> См.: Денисов С. Публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. N 2.
<15> См.: Тотьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. N 6. С. 3.
<16> См.: Мищенко Е.А. Указ. соч. С. 54, 55.
<17> Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула: Автограф, 2001. С. 352.

Действующее законодательство не связывает регистрацию или получение лицензии с обязанностью осуществлять предусмотренную данными документами деятельность. Установление в отдельных законах обязанности осуществлять определенную деятельность (например, в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <18>) носит временный характер и служит интересам всего общества в чрезвычайных ситуациях, а потому не имеет отношения к режиму, устанавливаемому ст. 426 ГК РФ. Следовательно, непосредственным основанием возникновения обязанности заключать договор с каждым, кто пожелает, должен выступать факт осуществления публичной деятельности, свидетельствующий о проявлении воли такого субъекта на участие в конкретных правоотношениях.

<18> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

Между публичным характером деятельности коммерческой организации и систематическим заключением отдельных видов договоров, прямо отнесенных законом к публичным, есть тесная связь. При этом существенное значение имеют два критерия: во-первых, заключение договора, отнесенного законом к публичным; во-вторых, систематичность заключения такого договора. Исходя из этих критериев, мы не согласны с мнением Г.А. Калашниковой о том, что если договор, прямо отнесенный законом к публичным, заключен разово, то к нему применяются не все правила ст. 426 ГК РФ, а только п. п. 4 и 5, касающиеся стадии исполнения <19>. Большинство договоров, отнесенных специальными нормами к публичным, предполагают в качестве своего существенного признака систематическое заключение. Примерами таких договоров являются договор розничной купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <20>), договор личного страхования (ст. 927 ГК РФ, ст. 6 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <21>) и т.д. Следовательно, разово заключенный договор, обладающий всеми признаками розничной купли-продажи, за исключением систематичности, в соответствии со ст. 492 ГК РФ будет регулироваться общими правилами о договоре купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ), а потому не будет являться публичным и не будет подчинен ни одному из пунктов ст. 426 ГК РФ. В свою очередь, доказанность заключения договора бытового проката, одним из субъектов которого является арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, автоматически предполагает доказанность публичного характера деятельности такого субъекта. В отношении остальных договоров требование систематичности заключения, не указанное прямо в законе в качестве их существенного признака, может быть выведено из характерных признаков их субъектов и обычной практики гражданского оборота. В качестве примеров таких договоров можно указать на договор энергоснабжения, договор об оказании услуг связи, договор об оказании медицинских услуг, договор гостиничного обслуживания.

<19> См.: Калашникова Г.А. Указ. соч. С. 102.
<20> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<21> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

Другая сторона публичного договора традиционно именуется в литературе потребителем <22>. Причем правила ст. 426 ГК РФ по данному вопросу не являются определенными. Так, п. 1 ст. 426 указывает на то, что публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

<22> См.: Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой, части второй, части третьей (постатейный) с постатейными материалами. - М., 2002. С. 416, 417; Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Части первая - третья / Под ред. Е.Л. Забарчука. - М., 2003. С. 427, 428; Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2003. С. 817, 818.

В то же время п. 2 ст. 426 предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Налицо два различных субъекта: во-первых, каждый, кто обратится (т.е. как физическое, так и юридическое лицо; как предприниматель, так и не являющийся предпринимателем), во-вторых, - потребитель. Более того, последнее понятие в законодательстве также толкуется различно. Наиболее признанным является определение потребителя Законом РФ "О защите прав потребителей" <23> как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести, либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, по смыслу данного Закона потребителем может выступать только физическое лицо. В то же время п. 2 ст. 497 ГК РФ определяет дистанционный способ заключения договора розничной купли-продажи как осуществляемый способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. При этом п. 3 ст. 497 ГК РФ указывает: если место передачи товара таким договором не определено, он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица. Таким образом, потребителем в таком договоре может быть и физическое, и юридическое лицо. Данные разночтения приводят к неопределенным толкованиям в литературе. Так, Т.В. Ларина при описании субъектного состава публичного договора указывает: "Коммерческая организация - с одной стороны и в большинстве случаев гражданин - с другой" <24>. Это положение отражает сложившуюся практику гражданского оборота, но носит описательный характер и имеет весьма малое научное значение, так как для решения многих научных и практических задач, в том числе отнесения тех или иных договоров к публичным, важным является именно четкое определение субъектного состава данного договора. По нашему мнению, в данном вопросе ключевое значение имеет цель исследуемого института, а именно защита слабой стороны гражданско-правового договора.

<23> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
<24> Ларина Т.В. Особенности правового регулирования публичного договора в России // Юрист. 2004. N 4. С. 18.

Несмотря на относительную новизну категории "слабая сторона договора" и отсутствие единства мнений по данному вопросу, в литературе вполне обоснованно вычленяется в качестве одного из аспектов данного понятия неравенство в социальном и имущественном положении, а также экономическая зависимость одного субъекта от другого. Так, Д.В. Славецкий приходит к справедливому выводу о том, что понятие "слабая сторона договора" не является надуманным, а указывает на "объективно существующее фактическое неравенство в возможностях отдельных субъектов по созданию и воздействию на динамику договорных отношений" <25>. Любое лицо (физическое или юридическое), обращающееся в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, к предпринимателю, систематически осуществляющему продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обладает значительно меньшими опытом, квалификацией и профессиональными навыками, а потому нуждается в компенсации своего "слабого" положения.

<25> Славецкий Д.В. Принцип защиты слабой стороны гражданско-правового договора: Дисс. ...к. ю. н. - Самара, 2004. С. 30.

Следовательно, более всего отвечающим целям института публичного договора является признание в качестве контрагента коммерческой организации в публичном договоре "каждого, кто обратится в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью". При внесении такого указания в ст. 426 ГК РФ оно будет охватывать собой любых субъектов (как физических, так и юридических лиц) во всех случаях, когда, вступая в гражданские правоотношения, они могли бы испытывать на себе неблагоприятные последствия своей экономической, профессиональной и т.п. "слабости". При этом аналогично правовому регулированию розничной купли-продажи гарантии, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", будут распространяться только на потребителя в смысле, придаваемом ему данным актом. По этой причине в целях устранения двусмысленности мы предлагаем не использовать термин "потребитель" в ст. 426, заменив его термином "каждый обратившийся в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью".

Таким образом, мы считаем целесообразным распространять режим ст. 426 ГК РФ на правоотношения, в которых с одной стороны выступает лицо, систематически занимающееся предпринимательской деятельностью, а с другой - лицо, обращающееся в непредпринимательских целях, поскольку именно в таких случаях имеет место экономическое, профессиональное и т.п. неравенство, требующее компенсации законодательными мерами.

О.С.Левченко

Соискатель

кафедры гражданского права

Кубанского государственного университета

Публичный договор: условия заключения в 2019 году. При каких обстоятельствах составляется публичный договор, и договор присоединения. Чем публичный договор отличается от других?

В чем схожесть механизма работы? Примеры того, как работает публичный договор? В каких сферах используется публичный договор?

Публичный договор ─ это часть условий для работы частного предпринимателя. Отношения между людьми, их обязательства и права друг перед другом регулируются законом. Поскольку люди не привыкли верить друг другу на слово, они желают получать гарантии того, что обещанное они получат. Публичный договор является одной из форм гарантии. И каждый день составляются различные договора, которые регулируют отношения в разных сферах. Так и публичный договор имеет свою сферу действия.

Публичный договор ─особенная форма договорных отношений

Публичный договор составляется по определенной форме, с учетом закона. Публичный договор ─ это специальный вид документа, который регулирует отношения двух сторон договора, сюда входит вся сфера обслуживания. Публичный договор указывает на нюансы такого взаимодействия.

Поскольку публичный договор заключается в одностороннем порядке, то составитель должен опираться на закон, с учетом того в какой сфере он работает. Для разъяснения можно сказать: публичный договор говорит, что одна сторона сама устанавливает договор для разных людей. Публичный договор вовлекает во взаимодействие неограниченный круг лиц, которые находятся на равных условиях.

Для кого подписывается публичный договор?

В некоторой мере у второй стороны публичного договора даже больше прав и свободы, потому что она вообще ничем не ограничена. А вот тот, кто публичный договор формировал, вписывал в этот публичный договор и обязательства. Как он будет осуществлять работы, продавать товар и т.д. Для каждого рода деятельности есть свои законы и особенности работы. Именно так и работает публичный договор.

Публичный договор говорит, что теперь все группы населения становятся участниками этого договора. Все эти лица автоматически стали участниками договора и теперь они становятся конгрегатами первой стороны. То есть если они пользуются, какой либо услугой, которая была прописана в публичном договоре первой стороной, то автоматически становятся второй стороной договора. Для второй стороны это не несет никакой угрозы и не налагает дополнительной нагрузки. Но если вдруг покажется. Что вас ущемляют или такое на самом деле будет, то можно обратиться к защитникам потребителей.

Как работает публичный договор?

Два типа договора, о которых говорилось выше, отличаются от типовых договорных соглашений. Что происходит с типовым соглашением? Его разрабатывает юридическое лицо, чтоб процедура заключения договора была значительно упрощена. Это кардинально меняет ситуацию, потому что здесь договорные положения по желанию второй стороны могут быть пересмотрены. Публичный договор этого не предусматривает.

Таким образом, в реальной жизни публичный договор проявляется совсем иначе. В публичном договоре можно все выразить как в отношениях, которые возникают между покупателем и продавцом. При этом, когда продавец заключает публичный договор, то он обязуется обслужить любого покупателя.

Для каждого покупателя все права распространяются в равной мере без исключений. Единственное, когда невозможно осуществить такое равное обслуживание, ─ это когда товара нет в наличии. А так публичный договор на стороне потребителя. Публичный договор работает и на железнодорожных станциях, и вокзалах. Предприниматели сферы обслуживания составляют такой публичный договор.

По закону в любой сфере могут быть оговорены льготные категории, для них могут быть снижены расценки, например льготы на проезд. Эти льготы могут распространяться на одну и более категорий, например на студентов и пенсионеров.

Публичный договор предусматривает и такие оговорки, но в целом все остальные получают услуги, так как они прописаны в публичном договоре. Публичный договор работает в магазинах, и различных сферах обслуживания. Как бы там ни было сам публичный договор дает много преимуществ второй стороне.

Чтоб публичный договор был составлен так как должен быть составлен договор, можно проконсультироваться с специалистами. Если публичный договор составлен неправильно, то этот договор нужно будет переделать. Он не будет иметь силу. Публичный договор должен быть у первой стороны на руках, как документ разрешающий заниматься своей деятельностью и должен быть публичный договор в госструктурах. Поэтому публичный договор имеет силу, как и другие документы. Вот так работает публичный договор в своей сфере.

Помощь юриста

Публичный договор является документом, а потому должен быть правильно составлен. Обратитесь за консультацией к юристу, вместе с ним составьте публичный договор, либо получите ответы относительно того, зачем нужен публичный договор?

Редактор: Игорь Решетов

Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией, устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится.

К числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Частичный перечень этих видов приводится ГК РФ. К ним относятся розничная торговля, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание.

Перечень публичных видов деятельности дополняется другими нормами кодекса, законами и нормативными актами. Например, ГК относит к таким видам бытовой подряд.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Исключением является только один случай: организация не имеет возможности предоставить потребителю товары и услуги.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе предъявить в суд требование о понуждении заключить договор. Такой договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления решения в силу (п.4 ст.445 ГК).

Публичный договор заключается коммерческой организацией с потребителем.

Закон о защите прав потребителей называет таковыми только граждан, приобретающих товары и заказывающих работы и услуги для личных нужд.

В статье 426 ГК, определяющей основные положения о публичных договорах, вопрос о том, может ли быть потребителем и юридическое лицо, остается открытым.

Нормы статьи 426 ГК, являясь общими нормами о публичном договоре, конкретизируются в отдельных видах (типах) договоров, в которых вопрос том, кто является потребителем, решается не однозначно.

Так, нормы о договорах бытового подряда и называют потребителями только граждан.

В других номах кодекса о публичных договорах прямых указаний в отношении субъектов этих договоров не имеется. Поэтому можно сделать вывод, что в таких договорах потребителем может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Подобным образом закон решает вопрос об отнесении того или иного договора к публичному. Часть статей раздела IY ГК прямо называет ряд договоров публичным. Это уже упоминавшиеся договоры бытового подряда, розничной купли - продажи, перевозки общественным транспортом и другие.

Между тем статья 539 ГК, регулирующая договор энергоснабжения, к публичному этот договор не относит. Возможно, и потому, что в качестве такового он назван в статье 426 ГК. Но и без этого указания имеются все основания отнести договор электроснабжения к публичным договорам, поскольку он удовлетворяет совокупности признаков таких договоров.

Какие это признаки?

Во-первых, строго ограниченный состав субъектов договора: коммерческая организация и потребитель.

Во - вторых, коммерческая организация должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого обратившегося к ней потребителя.

Третьим признаком можно назвать единые цены для каждого потребителя.

Определение публичности договора не по формальным (прямого указания о публичности в законе), а по материальным признакам в практической деятельности очень важно, поскольку закон позволяет сторонам как им предусмотренные, так и не предусмотренные.

В последнем случае, придя к выводу о публичности договора по содержащимся в нем признакам, потребитель получает немало преимуществ, которых бы он не имел при заключении обычного договора.

Преимущества заключаются в следующем.

Как уже упоминалось, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категории потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Возбуждение преддоговорного спора по отдельным условиям договора потребителем не требует согласия на это коммерческой организации, как это было бы при разрешении в суде разногласий по обычному договору.

Как видите, публичный договор является прямой противоположностью Ограничивает он и другой основополагающий принцип гражданского права – невмешательство в частные дела. Целью таких ограничений является обеспечение правопорядка в наиболее важных областях жизни общества. Отсюда происходит и название договора: в переводе с латинского прилагательное «публичный» означает «общественный».

Юридическую основу использования конструкции публичного договора регламентирует ст. 426 ГК РФ. В п. 1 указанной нормы сформулированы условия, позволяющие идентифицировать публичную сделку и определить отличия от иных типов соглашений.

Под публичным договором ГК РФ подразумевает соглашение со следующими ключевыми особенностями (ст. 426 ГК РФ):

  • Заключение договора осуществляется стороной — субъектом предпринимательской, а равно иной деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Таким образом, одной из сторон сделки обязательно будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
  • Соглашением предусмотрена обязанность хозяйствующего субъекта продать товар, оказать какую-либо услугу или выполнить работу и т. д.
  • Характер деятельности предпринимателя или коммерческой организации позволяет заключать сделки с любым лицом, обратившимся с офертой на заключение соглашения.

Публичный договор может быть заключен только организацией либо его также вправе заключать индивидуальные предприниматели?

Из сущности публичного обязательства можно сделать вывод, что соглашение заключается между хозяйствующим субъектом с целью извлечения прибыли и потребителем. Потребителями могут являться как граждане, действующие в личных целях, так и организации. Отметим, что согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ условия соглашения не должны содержать преимущества одних потребителей над другими (для всех устанавливаются равные права и обязанности).

Наличие в публичном договоре условий, явно свидетельствующих о преимуществе каких-либо категорий потребителей, являются ничтожными (по общему правилу). В этом случае по иску заинтересованного в заключении сделки на льготных условиях лица суд вправе принудить хозяйствующего субъекта оформить соглашение. Однако в п. 4 ст. 426 ГК РФ сделана оговорка, согласно которой в случаях, предусмотренных законом, условия публичного договора для отдельных категорий потребителей могут отличаться от общих (например, для инвалидов и т. д.).

Отметим, что стороной в сделке выступают как юридические лица, так и ИП. Основное условие — осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Таким образом, некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Признаки публичного договора по ГК РФ. Когда договор признается заключенным?

Полный перечень публичных договоров ГК РФ не закрепляет. Их список является открытым, и любой договор может быть признан публичным, если он имеет признаки такового, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.

Публичным признается договор, заключенный с учетом следующих квалифицирующих признаков:

  • формальный — соответствие правовой конструкции соглашения по предмету;
  • субъективный — по характеру деятельности исполнителя.

Для признания соглашения публичным достаточно доказать, что характер осуществления деятельности лица, получающего доход от предпринимательства, предполагает обязанность заключения соглашения с каждым потребителем, который обратится с соответствующей офертой.

Например, страховщики как коммерческие организации обязаны заключать договоры ОСАГО с каждым потребителем. Это обуславливается тем, что такого рода соглашения не могут быть заключены организациями, не являющимися страховщиками, то есть круг субъектов-предпринимателей, заключающих такие договоры, ограничен. Соответственно, если бы договор ОСАГО не был публичным, граждане и юридические лица лишились бы возможности исполнить установленную законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.

По правилам ст. 433 ГК РФ соглашение считается заключенным при наличии акцепта от лица, которому направлена оферта. Для анализируемого вида соглашений моментом заключения признается обращение потребителя с целью приобретения товара или получения услуги. Отказ от исполнения сделки по инициативе коммерческой организации или ИП не допускается в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ.

Виды и примеры публичных договоров

Законодатель определяет в качестве публичных следующие виды договоров:

  • энергоснабжения, купли-продажи (розничной), оказания медицинских услуг и другие виды, сформулированные в п. 1 ст. 426 ГК РФ;
  • подряда, в том числе бытового (п. 2 ст. 730 ГК РФ);
  • хранения на складе (п. 2 ст. 908 ГК РФ);
  • банковского вклада для граждан в кредитных организациях (ст. 834 ГК РФ);
  • хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде (п. 1 ст. 923 ГК РФ);
  • перевозки пассажиров общественным транспортом (п. 1 ст. 426 ГК РФ);
  • обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 1 закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

***

В заключение отметим, что публичный режим соглашений закреплен с целью гарантии прав потребителей, признаваемых гражданским законодательством слабой, наименее защищенной стороной в обязательствах. Правовая конструкция публичного договора необходима для того, чтобы предприниматели не имели права отказывать в заключении договоров с каждым обратившимся потребителем. В противном случае такие отказы повлекли бы многочисленные проблемы и споры. Например, граждане, желающие проехать на автобусе или троллейбусе, могли бы лишиться такой возможности, если бы предприниматели произвольно отказывали в возможности заключить соответствующие договоры.

При таких обстоятельствах публичный договор — это в первую очередь способ защиты прав потребителей, который призван ограничить возможность по отказу предпринимателей в заключении соглашений, являющихся общественно важными для населения.