Штрафы работодателю за работу иностранных граждан и как их избежать. Какой штраф за неоформленного работника? Юридическая практика

Для многих бизнесменов использование труда гастарбайтеров – способ решения двух важных задач: снижение производственных затрат и восполнение дефицита неквалифицированной рабочей силы. Однако не стоит забывать о том, что в последнее время законодательство довольно жестко регулирует процесс найма таких работников. Помимо требований Трудового и Налогового кодексов, работодатель обязан придерживаться правил Миграционной службы. При нарушениях штраф ИП за иностранного работника в 2017 году может составить внушительную сумму,

Разрешите поработать

Правила приема иностранных граждан и вопросы их оформления довольно подробно описаны в «Памятке работодателя» , находящейся на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

Суть сводится к нескольким тезисам:

  1. Российские работодатели вправе привлекать иностранных граждан к работе, если есть на такое привлечение и работник достиг 18 лет.
  2. Разрешение на привлечение не нужно для иностранцев, постоянно или временно живущих в РФ, журналистов изданий на иностранном языке, участников программы переселений соотечественников, сотрудников иностранных юрлиц, выполняющих работы на территории РФ по настройке и обслуживанию оборудования, приглашенных преподавателей, студентов, работающих на каникулах, волонтеров благотворительных организаций, сотрудников дипмиссий и представительств. Без разрешения также можно нанимать иностранцев, прибывающих в РФ без визы, высококвалифицированных специалистов и членов их семей, студентов-очников аккредитованных вузов и ссузов и сотрудников, направленных в представительства иностранных компаний, расположенных на территории РФ.
  3. Работодатель вправе использовать труд гастарбайтеров только на территории региона, в котором выдано соответствующее разрешение.
  4. Разрешение иностранцу выдается сроком на один год.
  5. Работодатель должен уведомить миграционную службу о заключении трудового контракта с иностранцем.

Наказание за нелегала

Список деяний, за которые обычно штрафуют работодателей, привлекающих иностранцев на работу, делится на две группы. Это нарушение миграционного законодательства и нарушение Трудового кодекса.

Первая группа нарушений, как и санкции за них, прописаны в главе 18 КоАП.

Например, статья 18.15 описывает наказания за незаконное трудоустройство иностранцев. За привлечение к труду без разрешения индивидуальному предпринимателю грозит максимальный штраф в размере 50 тысяч рублей. Аналогичная санкция возможна, если работодатель не уведомил МВД о заключенном контракте.

Статья 18.16 говорит о привлечении на работу иностранцев без разрешения на торговых объектах. Штраф для предпринимателей в этом случае составляет 300-800 тысяч рублей. Возможно и приостановление работы на срок 90 суток. Если факты вскрыты на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областях, то штрафы вырастают до 450 тысяч – 1 млн рублей.

При оценке второй группы нарушений не делается разницы в том, чьи права были нарушены – российских или иностранных граждан. Санкции за неправильное оформление, несвоевременную выплату заработной платы и прочее абсолютно одинаковы.

Нанимать иностранцев без разрешения на работу стало довольно дорогостоящим занятием. Так или иначе, но полицейские с проверкой к вам все же придут, и это будет означать фактический конец бизнеса. Поэтому если вы считаете, что без гастарбайтеров вам не обойтись, то придется потратить время и средства на получение всех необходимых документов.

Оформление в штат нерезидентов РФ – это не только возможность найти хорошего профессионала на трудовом рынке мигрантов, но и дополнительные сложности, касающиеся процедуры найма таких сотрудников. Основная трудность для руководителя – непреднамеренное, либо умышленное нарушение миграционных правил. Независимо от того, каков характер таких действий, мера ответственности к нарушителю будет применена в полном соответствии с правовыми нормами. Что грозит работодателю в каждом конкретном случае, дайте разбираться.

Трудоустройство мигрантов — что говорит закон?

В рамках действующего законодательства применительно к осуществлению миграционного учета, под штрафные санкции при легализации процесса трудоустройства иностранных граждан на территории РФ попадает несоблюдение следующих основных принципов и норм:

Когда можно не оформлять работника?

В отношении нерезидентов в аспекте соблюдения норм трудового законодательства актуальны практически те же правила, что действуют в отношении российских граждан при их приеме на работу. Соответственно, как и в случае с нашими соотечественниками, иностранца можно не оформлять официально только в единственной ситуации.

Действия руководителя юридически обоснованны, если речь идет о труде, который носит временный или сезонный характер. При этом существует привязка к временным параметрам. Например, разовые наемные работы, выполненные в течение нескольких дней. По закону, максимально возможный в этом случае срок – трое суток. Если время таких работ выходит за данные рамки – оформление обязательно. Работодатель должен заключить с наемником временное двустороннее соглашение.

Как выявляют нелегальных сотрудников – юридическая практика

Все нерезиденты и лица, принимающие их на работу, обязаны следовать букве закона. Проверками легализации положения трудовых мигрантов занимаются специальные инстанции – контролирующие ведомства. Как правило, эти полномочия находятся в компетенции налоговых структур и инспекции по труду. Их действия регламентируются федеральным законодательством и Налоговым кодексом России.

Факты нарушения процедуры оформления на работу выявляются в ходе выездных ревизий или камеральных проверок. Служащие налоговых отделений имеют право проверять документацию предприятия не только на конкретный момент времени, но и за прошлые несколько лет. Допустим опрос лиц, которые могут дать свидетельские показания, при необходимости возможно изъятие необходимых бумаг и документов. Такие действия инспекторов являются юридически обоснованными, и не могут быть обжалованы.

Справка! Для осуществления таких проверок представители исполнительных органов власти обязаны иметь соответствующее предписание. По итогам аудита составляют акт с указаниями выявленных нарушений и дают работодателю 14 суток на их устранение. По истечении этого срока проводится контрольная проверка, но уже по факту исправления несоответствий.

Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца в 2018 году

Поскольку нелегальный труд приносит существенный вред государству, деятельность контролирующих органов направлена на максимальную легализацию данного процесса. Мощным рычагом воздействия в этом направлении является действующая применительно к нарушителям система штрафных санкций, и иных видов административного наказания. Рассмотрим их более детально.

Ответственность ИП

Индивидуальные предприниматели в 2018 году несут административную меру наказания за следующие действия:

  • зачисление в штат иностранного сотрудника, не имеющего официального документа на трудовую деятельность на территории России – это может быть патент или разрешение на работу. При рассмотрении пакета бумаг, заявленных нормативными актами, как обязательные, работодатель должен в первую очередь убедиться именно в наличии этого документа;
  • за привлечение мигранта без наличия на это юридического права;
  • наемный работник осуществляет деятельность по специальности, не регламентированной действующим разрешением;
  • предприниматель в установленный законом, срок, не уведомил миграционные органы о факте приема на работу такого сотрудника.

Способы воздействия за указанные нарушения могут быть различны – это и штрафные санкции, и запрет на осуществление предпринимательской деятельности на срок до трех календарных месяцев. При систематических фактах приема на работу нелегалов возможно лишение лицензии на занятие ИП на постоянной основе.

Что касается штрафов, то их величина варьирует в пределах 10 – 100 тысяч российских рублей, в зависимости от классификации нарушения.

Внимание! Штраф накладывается не совокупно, а за каждого конкретного работника-нелегала.

Ответственность ООО

Юридическое лицо при нарушении трудового законодательства в отношении мигрантов так же несет законную ответственность за свои действия. Штрафные санкции предусмотрены за следующие действия:

  • отсутствие разрешения на работу по данной вакансии;
  • работа по специальности, не заявленной в документе;
  • заключение трудового соглашения с отсутствием конкретных временных рамок, в течение которых иностранец должен прибыть к месту работы и начать свою трудовую деятельность.

За рассмотренные противоправные действия предусмотрен штраф в размере от 30 до 70 тысяч рублей, а деятельность производства может быть полностью остановлена на период до 90 суток.

Обратите внимание! При зачислении в штат нерезидента следует смотреть наличие регистрации, так как ее отсутствие – очередной административный мотив к наказанию работодателя, оформившего человека без предварительной постановки на первичный учет.

Штраф за начало работы без патента

Если мигрант устроился на работу, но при этом еще не имеет патента, его статус классифицируется как нелегальный, а действия попадают под административное нарушение действующего российского законодательства. Статьями УК РФ регламентированы меры ответственности, которые могут быть примерены к нерезиденту. Как правило, при первом нарушении – это штраф от 2 до 5 тысяч рублей. При этом в некоторых крупных региональных центрах сумма может быть несколько выше.

Если мигрант уже нарушал, таким образом закон, ему грозит принудительная депортация и выдворение из страны по статье «нелегальная трудовая деятельность».

Накажут за отсутствие патента и руководителя, допустившего к работе такого сотрудника. Мера ответственности, в зависимости от статуса работодателя, будет следующей:

  • физические лица – штраф до 5 000 рублей;
  • должностные (уполномоченные заниматься приемом на работу) лица – до 50 тысяч;
  • юридические – от 200 000 до 800 000 рублей.

Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников?

По факту проведения плановой или внезапной проверки ведомствами, курирующими вопросы внешней и внутренней миграции населения, в обязательном порядке должен быть оформлен акт. В документе отражается вся информация по данному факту – вид нарушения, обстоятельства, доказательная база, собранная в процессе проведения проверки.

Кроме того, в акте прописываются временные параметры аудита и реквизиты сотрудника и работодателя. Документ делают в двух экземплярах – один после подписания остается у руководителя, второй – передается в ФМС для дальнейшего ведения делопроизводства. По его завершении все наработанные материалы передают работодателю под роспись.

Вместе с материалами дается официальное заключение по факту проведения проверки с констатацией фактов нарушения и способов наказания. Его можно использовать при попытке оспорить актуальность наложения штрафа в судебных инстанциях, если руководитель считает заключение представителей ФМС необоснованным.

Заключение

Легализация процесса трудоустройства – это гарантия того, что иностранный подданный получит в России законную вакансию, а его работодатель будет избавлен от оплаты штрафов и бесконечных проверок. Чтобы каждая из сторон чувствовала себя юридически защищенной, мигранту необходимо получить разрешение, а руководителю – оформить нового сотрудника в соответствии с требованиями нормативных правил.

Внимание!

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать - напишите вопрос в форме ниже:

Прием на работу иностранных граждан для российских работодателей всегда сопряжен с некоторыми сложностями. Основная причина – это возможность нарушения миграционных предписаний по незнанию или неосторожности. Борьба с такими работниками и фирмами ведется в России довольно давно. Самыми эффективными рычагами воздействия в этом вопросе в 2019 году выступают штраф за нелегального рабочего, который взимается с безответственного работодателя, и депортация такого же нерадивого мигранта за пределы страны с запретом на въезд.

Что может стать причиной штрафа

Первое, что необходимо принять во внимание: за нарушение миграционных законов наказание последует неизбежно. При этом постигнет оно обе стороны - и нанимателя, и наемного сотрудника. Степень штрафной санкции будет зависеть от характера нарушения.

Итак, список нарушений включает в себя:

  • отсутствие у мигранта патента или разрешения на ведение трудовой деятельности;
  • отсутствие у работодателя специального разрешения, на основании которого он может прибегать к услугам иностранной рабочей силы;
  • несвоевременное уведомление или неуведомление компанией миграционной службы о принятии или увольнении работника-иностранца;
  • если мигрант работает по другой специальности, чем та, которая указана в его разрешении, или делает это за пределами своего региона.

Большой неосторожностью будет забыть и о том, что штраф может быть выписан за несоблюдение техники безопасности или нарушение Трудового кодекса: это касается как российских граждан, так и иностранных.

Что предписывает закон

Важным остается вопрос, работниках в случае обнаружения таковых. Уполномоченной инстанцией по всем вопросам мигрантов является миграционная служба. Подать уведомление можно в письменной форме непосредственно в отделении, отправив сообщение посредством почты или заполнив электронную форму на сайте ГУВМ МВД.

ФМС начали проверять оплату патента автоматически: Видео

Здравствуйте!

В соответствии с п. 1, п.2. п.4.5 ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии состатьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образо

То есть, работодатель имеет право привлекать на рабту иностранных граждан без получения специального разрешения, если работники прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы или являются высококвалифицированными специалистами.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без разрешения (патента) в вышеуказанных случаях. Поэтому, если работники имеют РВП или ВНЖ на территории РФ или иные основания, то они имеют право работать без патента.

В силу ст. 18 .10 КоАП РФ Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

То есть, иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности за нарушение вышеуказанных требований законодательства.

Порядок проведения проверок работодателей н апредмет моблдения вышеуказаннго законодательства установлен Приказом МВД РФ N 338, ФМС РФ N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" {

СОгласно п. 15 18, п.22-26 , п. 37 Регламента Выездная проверка проводится в срок до 7 дней. Срок проверки, в том числе проводимой с участием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, может быть продлен назначившим ее должностным лицом системы ФМС России на 7 дней. Участие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в выездной проверке при продлении сроков ее проведения согласовывается с руководителем соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 50 - 53 Административного регламента.

Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) - 14 дней.

Документарная проверка проводится в срок до одного месяца. Срок документарной проверки может быть продлен назначившим проверку должностным лицом системы ФМС России на один месяц.

Проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении.

Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в распоряжении о ее проведении.

Назначившее проверку должностное лицо системы ФМС России может продлить период проверки в случае:

необходимости изучения значительного объема проверяемой информации;

непредоставления проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заказчиком работ (услуг) и/или иными организациями документов в установленный срок;

необходимости запроса и изучения дополнительных документов и материалов.

Виды проверок: 22.1. Выездная проверка за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами, находящимися по адресу проведения выездной проверки в период ее проведения, в отношении проверяемого объекта проводится группой сотрудников подразделений системы ФМС России по месту нахождения объекта проверки и (или) ведения им деятельности. 22.1.1. Основанием для проведения плановой или внеплановой выездной проверки является: наличие сведений о проверяемом объекте в плане проведения проверок, формируемом на соответствующий период, предусмотренный установленным порядком планирования деятельности подразделений системы ФМС России;осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом определений об устранении причин и условий нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации; осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом положений миграционного законодательства Российской Федерации в случае поступления информации о наличии в его деятельности нарушений положений миграционного законодательства Российской Федерации;получение подразделением системы ФМС России информации, свидетельствующей о наличии признаков административных правонарушений в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере миграции;получение подразделением системы ФМС России и (или) органом внутренних дел Российской Федерации информации, свидетельствующей о возможных фактах нарушения иностранными гражданами законодательства Российской Федерации в сфере миграции;непосредственное выявление факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением положений миграционного законодательства Российской Федерации. 22.1.2. Выездная проверка по контролю за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), а также в местах фактического осуществления трудовой деятельности проводится сотрудниками подразделения системы ФМС России по месту фактического либо установленного по имеющимся сведениям о миграционном учете места проживания (пребывания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также места фактического осуществления им трудовой деятельности. В случае выявления нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), установленных по адресу, указанному в распоряжении, при выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации назначается проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо заказчика работ (услуг), привлекающих иностранных работников в Российскую Федерацию и использующих их труд.22.2. При проведении совместной выездной проверки (плановой или внеплановой) группой сотрудников подразделения системы ФМС России, в состав которой по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также иными органами государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке включены сотрудники указанных органов, проверяется соблюдение положений миграционного законодательства Российской Федерации проверяемым объектом.Совместная выездная проверка проводится в соответствии с пунктами 44 - 54 Административного регламента.

Документарная проверка проводится в случае получения подразделением системы ФМС России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства Российской Федерации, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение.

Проверка осуществляется на основании распоряжения о проведении проверки.Распоряжение о проведении совместной выездной плановой или внеплановой проверки издается в случае, если имеются основания полагать, что в процессе проведения проверки могут быть выявлены нарушения требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию ФМС России.

В случае выявления при проведении проверки нарушений законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых не относится к компетенции ФМС России, материалы, полученные при проведении проверки, направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления уголовных составов преступления - незамедлительно.

Организация выездных проверок возлагается на начальника или заместителя начальника подразделения системы ФМС России, сотрудники которого на основании распоряжения проводят проверку. Последовательность действий при проведении выездной проверки:выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;объявление распоряжения о проведении проверки;предъявление служебного удостоверения;вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта;ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки;осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. В случае составления протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись:изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на проверяемом объекте;передача запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в порядке, установленном Административным регламентом;изучение предоставленных по запросам документов;сопоставление оригиналов истребуемых документов с их копиями и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;запрос (устный) у представителя проверяемого объекта и получение устных пояснений по мере необходимости;по мере необходимости запросы у должностных лиц проверяемого объекта, иных организаций и органов государственной власти дополнительных документов и информации;фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации;завершение проверки.Направление (вручение) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект.

Полномочия сотрудников, проводящих проверку, подтверждаются служебными удостоверениями и распоряжением о проведении проверки.В начале проведения проверки сотрудник, проводящий проверку, объявляет распоряжение о проведении проверки и вручает представителю объекта проверки копию распоряжения о проведении проверки. На оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника, проводящего проверку, представитель проверяемого объекта проставляет отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса представителя), фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии. Подписанный представителем проверяемого объекта оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки.В случае отказа представителя проверяемого объекта от получения копии распоряжения о проведении проверки, в оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись.

В случае выявления в действиях иностранных граждан, находящихся на территории проверяемого объекта, административного правонарушения, сотрудниками, проводящими проверку, незамедлительно принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

В ходе проведения проверки сотрудники, проводящие проверку, вправе истребовать документы, обязательные к наличию в соответствии с перечнями, установленными в нормативных правовых актах, предусмотренных пунктом 8 Административного регламента.

Сотрудник, проводящий проверку, знакомит представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями. После вручения копии распоряжения о проведении проверки и ознакомления представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями сотрудники, проводящие проверку, приступают к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра территории по адресу проведения проверки, и сравнению ее с информацией, полученной путем изучения и анализа документов, сведений и информации, предоставленных представителем проверяемого объекта. В дальнейшем выездная проверка проводится путем последовательного истребования и изучения документов, сведений и информации на проверяемом объекте, в иных организациях, органах государственной власти и сведений, имеющихся в подразделениях системы ФМС России.Представляемые копии документов должны быть заверены подписью представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, заказчика работ (услуг) или уполномоченного ими лица, представляющего сведения, и скреплены печатью. Оригиналы документов предоставляются только сотрудникам группы по проведению проверки. Изъятие сотрудниками, проводящими проверку, оригиналов документов или копий документов, в предоставлении которых было отказано, допустимо только в случае выявления административного правонарушения в качестве обеспечительной меры в предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.В случае если по требованию сотрудника, проводящего проверку, документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют, уполномоченное лицо проверяемого объекта должно до истечения такого срока предоставить сотруднику, проводящему проверку, письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.Требование о предоставлении документов оформляется письменным запросом. Запрос оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр вручается (направляется) представителю проверяемого объекта с подтверждением его вручения (направления), второй приобщается к материалам проверки. В случае если по решению сотрудника, проводящего проверку, заверенные копии документов подлежат приобщению к материалам проверки, сотрудником и представителем проверяемого объекта подписывается акт приема-передачи документов.Акт приема-передачи документов подготавливается в двух экземплярах. В акте приема-передачи документов указывается перечень документов, передаваемых представителем проверяемого объекта в подразделение системы ФМС России и (или) орган внутренних дел Российской Федерации, и дата приема-передачи документов.

Права и обязанности сотрудников, осуществляющих проверку, определяются законодательством Российской Федерации.

При проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать у лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта, документы, удостоверяющие их личность, и документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации, а также, при необходимости, документы, подтверждающие право на осуществление ими трудовой деятельности. При проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать от представителя проверяемого объекта :документы о его государственной регистрации и иные сведения, установленные законодательством Российской Федерации;сведения об иных юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу;документы и сведения, установленные законодательством Российской Федерации, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства Российской Федерации в отношении иностранных граждан и иностранных работников;иные документы и сведения, необходимые для целей проверки.

То есть, при проведении проверки сотрудники ФМС имеют вышеуказанные права, том числе осмотр мест фактического осуществления трудовой деятельности и истребование документов у работодателя и работников.

ОДнако изъятие паспортов иностранных граждан является неправомерным.

Поэтому иностранные работники имеют право обжаловать действия УФМС в административном порядке. В свою очередь ИП имеет право обжаловать нарушения процедуры проведения проверки в в административном и судебном порядке.

С могу оказать услугу по составлению жалобы, а также проконсультировать по обжалованию иных неправомерных действий сотрудников ФМС.

С уважением Ф. Тамара

Согласно Статье 18.10 «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» Федерального Закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 23.04.2018 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 14.05.2018) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, безвизовый мигрант несёт административную ответственность в следующих ситуациях :

  • осуществление трудовой деятельности без патента;
  • работу не по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) – в том случае, если таковая указана в патенте;
  • вступление в трудовые отношения вне пределов субъекта РФ, где выдан патент;
  • нарушение сроков предоставления сведений для внесения изменений в патент.

Справка . Отсутствием патента как официального разрешения на осуществление трудовой деятельности считаются также случаи, при которых имеющийся патент оказался подложным или аннулированным по истечению срока действия.

Отдельно рассматривается нарушение сроков обращения за оформлением . Закон гласит, что иностранец обязан обратиться за оформлением указанного документа в течение 30 календарных дней после въезда на территорию РФ.

Какой штраф и другие наказания для иностранных граждан предусмотрены за отсутствие документа?

Какие санкции применяет государство по отношению к нелегальным безвизовым трудовым мигрантам?

Кроме того, может последовать административное выдворение за пределы Российской Федерации. В том случае, если мигрант допустил подобное нарушение впервые, представители государственной власти могут не применять механизм депортации. Также не выдворяют тех мигрантов, которые вовремя не предоставили сведения для внесения изменений в патент.

Внимание! Если иностранный гражданин нелегально трудился на территории Москвы или Санкт-Петербурга, а также в пределах Московской или Ленинградской области, сумма штрафа составит от 5000 до 7000 рублей. За нарушение трудового законодательства в этих регионах иностранца обязательно выдворят из страны.

Повторное нарушение чревато штрафом в сумме от 5000 до 7000 рублей , и гарантированной депортацией нелегального трудового мигранта. Причём в такой ситуации государство не прибегает к депортации в форме самостоятельного контролируемого выезда, а применяет механизм принудительного административного выдворения после помещения в СУВСИГ.

Какую ответственность несет работодатель?

  • нарушение совершено в результате тяжёлой личной или семейной ситуации;
  • к нарушению привела угроза или принуждение;
  • ситуация сложилась вследствие материальной, служебной или иной зависимости нарушителя;
  • тяжёлое материальное положение;
  • иные убедительные обстоятельства.

Кто и как выясняет, что на организацию работает нелегальный мигрант?

В соответствии с миграционным законодательством РФ, вопросами, касающимися нелегальных мигрантов, занимается территориальное отделение по вопросам миграции ГУВМ МВД. У рядовых граждан, которые подозревают, что где-то живут или трудятся незаконно привлечённые к работе иностранные граждане, есть возможность сообщить об этом сотрудникам территориального отдела МВД.

Сотрудники миграционных отделов ГУВМ МВД РФ регулярно проводят проверки предприятий и организаций, в том числе по факту обращения или жалобы от гражданина России. В ходе проверки официальное лицо может обратиться к любому из предполагаемых сотрудников организации и выяснить, в каком качестве человек находится на территории предприятия. Если выяснится, что сотрудник не имеет патента, начнётся проверка, и последует разбирательство.

Таким образом, нелегальное трудоустройство не несёт радужных перспектив кому-либо из участников незаконной договорённости . Любые возможные выгоды перекрываются суровым наказанием. Безвизовые мигранты и работодатели напрямую заинтересованы в наличии действующего .