Статья 324 правовая защита. ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. В рамках программы бесплатно обслуживаются

Согласно Конституции, ст. 48, каждый гражданин имеет право на юридическую помощь, в установленных законом случаях - бесплатную. Чтобы узнать о возможности льготного обслуживания, следует обратиться в юридическую организацию. Самостоятельное решение правовых вопросов довольно часто приводит к осложнениям и потребности в услугах юристов для защиты прав граждан. Возможность получения бесплатной поддержки предоставлена государством многим категориям населения, которым следует грамотно воспользоваться своими правами.

Закон о бесплатной юридической помощи

ФЗ № 324 от 2011 года регламентирует предоставление . До принятия закона услугу можно было получить в адвокатских и нотариальных государственных объединениях, на предприятиях у юрисконсультов. С развитием юриспруденции государство стало привлекать к решению вопроса негосударственные и частные юридические организации. Правила оказания бесплатных услуг относятся ко всем формам деятельности юристов.

При этом специалисты обязаны иметь высшее профильное образование и пройти квалификационную комиссию. Доказав свои профессиональные способности, юрист имеет право оказывать бесплатную помощь в создаваемых или существующих организациях. Оказывая услугу на безвозмездной основе, специалист получает гонорар от региональных органов самоуправления.

При обращении гражданину требуется доказать свое право на льготу, предоставив для ознакомления соответствующее удостоверение или справку из социальной службы о доходах. При невозможности личного посещения клиент льготной категории может подать письменную заявку для посещения его на дому специалистом выбранной правовой организации.

Получение услуги регламентировано, то есть законом установлен перечень лиц и список возможных задач, по вопросу которых можно обратиться без оплаты. Выбирая государственную или негосударственную структуру, человек имеет право на равный уровень поддержки и защиты своих интересов. Формы оказания помощи представляют собой:

Консультирование во всех видах: письменное, устное, по интернету;
составление правовых документов и обращений в судебные и государственные инстанции;
защита интересов доверителя в суде и государственных органах.

Кроме основных видов, законодательство позволяет использовать иные способы защиты, не противоречащие правовым установкам. Согласно ст.11 ФЗ №324 надзорные органы в лице прокуратуры имеют право контролировать работу юристов. При неудовлетворительном обслуживании граждан и претензиях со стороны клиентов специалист лишается возможности оказывать бесплатные услуги.

Льготные категории граждан

В рамках программы бесплатно обслуживаются:

Одинокие граждане или семьи, имеющие доход ниже прожиточного минимума по региону;
инвалиды 1 и 2 группы;
заслуженные лица, имеющие соответствующие звания и награды;
дети с инвалидностью и сироты, их законные представители;
пенсионеры с низкими доходами;
несовершеннолетние, находящиеся в исправительных и социальных учреждениях, их представители;
лица, имеющие психиатрический диагноз и недееспособные граждане.

На региональном уровне могут быть предоставлены льготы на обслуживание дополнительным категориям пользователей. Например, это могут быть многодетные семьи и матери, воспитывающие детей в одиночку.

Перечень бесплатных услуг


Услуги специалистов предоставляются по установленному законом перечню задач, а именно:

Вопросы недвижимости, если объект является единственной собственностью обратившегося;
проблемы с жильем, занимаемым по договору социального найма (расторжение или выселение);
права на землепользование и домовладение;
проблемы ЖКХ, оплаты коммунальных услуг;
трудовые отношения, связанные с восстановлением и взысканием заработка;
определение заявителя в статусе безработного и начисление пособия;
взыскание ущерба, связанного с потерей здоровья или смертью члена семьи;
назначение субсидий для малоимущих граждан;
вопросы пенсионного обеспечения;
алиментные дела, признание родственных связей;
признание недееспособности и ограничения, связанные с этим.

Кроме основных направлений, бесплатные консультации охватывают смежные области правовых отношений. Обратившись за первичной консультацией в режиме онлайн, пользователь сможет узнать о предоставляемых льготах на юридическое обслуживание. Специалисты сайта доступны в любое время, проведение консультации не требует оплаты, отклик на поставленный вопрос поступает через несколько минут. Юрист даст грамотный и правомочный ответ на интересующую тему, порекомендует пути разрешения конфликта и опишет требуемую схему действий для достижения оптимального результата.

Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения

1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети "Интернет" либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

2. Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.

3. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами.

4. Правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Некоторые граждане Российской Федерации имеют право получить бесплатную юридическую помощь или бесплатно проконсультироваться по интересующим вопросам. Именно Федеральный закон номер 324 определяет категории таких граждан и случаи, при которых они могут обращаться с вопросами в органы.

Общие положения ФЗ 324

Закон об оказании юридической помощи был принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года. Последние изменения в него были внесены 28 ноября 2015 года. ФЗ об оказании бесплатной юридической помощи содержит 7 глав и 31 статью. Этот закон регламентирует процессы и способы получения гражданами РФ квалификационной, эффективной и бесплатной юридической помощи. Также закон предоставляет нормы и процессы информирования и обучения граждан всем тонкостям их прав.

Краткое содержание Федерального закона номер 324 о бесплатной юридической помощи:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Перечислены цели, задачи и сфера, на которую закон влияет. Описаны права граждан России на получение бесплатных юридических консультаций и на получение юр. специалиста. Оформлена информация о возникающих в этой области правоотношениях. Описан вектор развития внешней и внутренней политики РФ в настоящей сфере. Перечислены основные принципы и нюансы оказания бесплатной помощи. Даны списки видов и категорий такой помощи. Перечислены субъекты, оказывающие гражданам бесплатную юр. помощь. Оформлены требования и условия для специалистов;
  • В главе второй перечислены полномочия, права и обязанности различных госучреждений в области оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Перечислены полномочия президента РФ, органов местного самоупр., правительства России, прокуратуры, госорганов исполн. власти, госорганов субъектов РФ в области оказания бесплатной юр. помощи;
  • В главе номер три оформлена информация об основных принципах и нюансах системы оказания описываемой помощи гражданам. Перечислены лица, являющиеся участниками настоящей системы. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается к фед. органам исполн. власти. Также описаны процессы оказания помощи, если лицо обращается к гос. юридическим бюро, нотариусам и адвокатам (подробнее о ФЗ об адвокатуре ). Даны списки категорий граждан, имеющих право получить описываемую юридическую помощь. Подробно оформлена информация о процессах получения юр. помощи по государственной программе;
  • В г. четыре описаны особенности и нюансы получения помощи по негосударственным программам. Перечислены лица, являющиеся участниками негосударственных программ. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается в специальные клиники и центры. Дан список центров, в которых лицо может получить бесплатную юр. помощь. Оформлена информация о взаимодействиях государственных органов и негосударственных центров с целью оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Описана государственная поддержка таких центров и клиник;
  • В пятой г. описана деятельность по информированию граждан РФ при получении бесплатных юридических консультаций и по правовому просвещению;
  • В шестой оформлена экономическая сторона описываемой области, финансирование и бюджет;
  • В седьмой оформлены дополнительные положения и заключительные условия и требования закона.

Ознакомьтесь с актуальными изменениями о судебной системе в 2018 году

Регулирование и контроль просвещения населения и оказания гражданам бесплатных юридических консультаций и помощи осуществляется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, другими ФЗ, актами субъектов России и уголовно-процессуальными законами.

Федеральный закон о психиатрической помощи читайте

Кому полагается бесплатная юридическая помощь по закону?

Согласно 20 статье «О бесплатной юридической помощи в РФ» ФЗ, существуют определенные категории граждан, имеющие право получить бесплатную юр. консультацию.

В статье перечислены следующие категории:

  • Семья, в которой общий доход на всех составляет сумму ниже, чем установленный в России прожиточный минимум;
  • Лица, пострадавшие во время или после чрезвычайных ситуаций и катастроф, перечисленных в настоящем ФЗ;
  • Лица, получившие инвалидность первой или второй группы;
  • Лица, являющиеся временно или постоянно недееспособными;
  • Граждане, являющиеся ветеранами Великой Отечественной Войны, а также получившие статус Герой Российской Федерации или Герой СССР;
  • Несовершеннолетние граждане, проживающие в детских домах или в специальных центрах, либо отбывающие срок в местах лишения свободы (вместо ребенка может обратиться его представитель);
  • Пожилые граждане, проживающие в домах престарелых или в других соответствующих центрах;
  • Дети, оставшиеся без родителей или дети-инвалиды (вместо несовершеннолетнего может обратиться его представитель).

В случае если лицо не имеет гражданства РФ или является иностранным, то получить оно может бесплатную юр. помощь или консультацию согласно условиям международных договоров и других ФЗ.

Поправки, внесенные в закон о бесплатной юридической помощи

Последние изменения в Федеральный закон 324 были внесены 28 ноября 2015 года, при принятии ФЗ номер 358. Согласно новой редакции, изменения произошли в статье 20, части 1, пункт 5. В статье 20 перечислены категории лиц, имеющие право получить бесплатную помощь от юриста. В пункте 5 оформлена информация, что ее могут получать и пожилые люди, и инвалиды, проживающие в специализированных учреждениях.

В ст. 20 также оформлен список случаев, когда юридические бюро, учреждения и организации консультируют граждан:

  • Любые действия связанные со сделками с недвижимым имуществом гражданина или его семьи;
  • Восстановление каких-либо прав или возмещение ущерба вследствие чрезвычайных случаев;
  • Любые выселения из жилых помещений или действия с этими жилыми помещениями, в случае, если там должны проживать дети-сироты, дети-инвалиды или несовершеннолетние, оставшиеся без родителей;
  • Обжалование актов органов без привлечения судебных органов;
  • Признание прав собственности и признание прав владения недвижимостью;
  • Проведение медицинской или социальной экспертизы для реабилитации инвалидов;
  • Защита прав при предоставлении коммунальных услуг;
  • Обжалование случаев, когда были нарушены права граждан при оказании психиатрической помощи;
  • Нарушения, осуществленные работодателем и несоответствующие Трудовому кодексу;
  • Ограничение дееспособности;
  • Официальное признание лица неспособным к труду и получение им специального пособия по безработице;
  • Реабилитация лиц, пострадавших вследствие политических репрессий;
  • Возмещение ущерба, компенсации и пособия в случаях, когда в семье погиб кормилец из-за чрезвычайной ситуации или при трудовой деятельности;
  • Установление материнства или отцовства ребенка, а также оспаривание его. Требования по выплате алиментов;
  • Перерасчет или выплата пенсий, специальных пособий;
  • Меры поддержки малоимущих семей, оплата жилья и коммунальных услуг.

В 324 ФЗ ст. 28 написано, что гражданам может быть предоставлена следующая информация бесплатно:

  • Порядки, процессы и особенности получения бесплатной юр. помощи;
  • Порядок и процесс осуществления гражданином юридически значимых действий. Могут быть перечислены и описаны ошибки, чаще всего совершаемые лицами;
  • Способы реализации, нюансы осуществления прав и интересов граждан согласно закону;
  • Предоставление форм, бланков, описание процесса подачи жалобы на действия сотрудников каких-либо органов;
  • Правила и соответствующие нормы, определенные государством по предоставлению коммунальных услуг;
  • Функции и цели действий фед. органов, органов власти, госучреждений. Их полномочия и компетенция в определенных вопросах.

Также согласно настоящему Федеральному закону и другим ФЗ, государственные органы обязаны предоставлять бесплатную информацию о собственных действиях в сети Интернет и посредством средств массовой информации.

Скачать действующую редакцию закона

Федеральный закон 324 был принят для контроля над процессами оказания бесплатной юр. помощи гражданам РФ. В законе определены категории граждан, которые могут получить ответы на интересующие вопросы и поддержку, а также случаи, когда они могут обратиться за ней. Если лицо подходит под одну из категорий граждан, перечисленных выше и ему необходима консультация или помощь, рекомендуется изучить настоящий закон.

Настоящее издание представляет собой подробный постатейный комментарий к Федеральному закону "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Данный Закон для нашей страны стал первым нормативным актом, комплексно урегулировавшим вопросы всей системы бесплатной юридической помощи. В комментарии рассмотрены право на получение квалифицированной юридической помощи, государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, виды юридической помощи и субъекты, ее оказывающие, квалификационные требования, предъявляемые к таким субъектам, принципы оказания бесплатной юридической помощи. Кроме того, анализу подвергнуты полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Отдельно охарактеризованы государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи. Раскрыты особенности информационного обеспечения деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, а также порядок финансового обеспечения государственных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Авторами анализируются принятые во исполнение комментируемого Закона многочисленные подзаконные акты в этой сфере, нормативные правовые акты субъектов РФ, современная судебная практика, включая решения ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ. В работе над комментарием использован обширный перечень научных трудов отечественных и зарубежных авторов, проанализирована практика работы системы юридической помощи в зарубежных странах. Комментарий предназначен для всех участников современной системы бесплатной юридической помощи в России. Кроме того, комментарий адресован преподавателям, аспирантам, студентам юридических вузов, а также практикам, интересующимся проблемами реализации конституционных прав граждан. При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 25 декабря 2012 г.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 4. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Книги и учебники по дисциплине Конституционное право:

  1. А.П. Галоганов. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (постатейный) - 2012 год
  2. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И.. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник - 2009 год