Усложнение или упрощение схематических представлений. Барьеры профессионально-педагогического общения

Екатерина Фетищева
Тренинг по культуре педагогического общения

Групповое развивающее занятие для педагогов

«Культура педагогического общения »

Задачи :

Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование навыков общения ;

Способствовать повышению у педагогов уровня развития эмпатии, коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений ;

Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.

Оборудование : карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши.

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

Цель : знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание : все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит : «Здравствуйте. Я - Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами) . Вся группа говорит : «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят : «Здравствуйте!»

Основная часть

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми, родителями, педагогами . Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога . Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения .

Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым) .

Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания .

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение .

Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.

Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.

Продуктивные способы активного слушания :

Повторение – цитирование сказанного партнером в своих фразах («Итак, ты считаешь… (далее цитата) » или «Насколько я тебя поняла. (далее цитата) »

Перефразирование – состоит в возвращении собеседнику его же высказываний, выбирая наиболее существенные моменты («По вашему мнению…» , «Другими словами). Цель – уточнение информации.

Резюмирование предполагает сокращенное воспроизведение слов партнера. Помогает при обсуждении претензий или несогласий («Если теперь подытожить сказанное…» )

Развитие идеи (интерпретация сказанного) позволяет уточнить смысл сказанного («Ты, вероятно, имеешь в виду, «Вы, наверное, говорите это, потому что?» )

Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника.

Пассивное слушание – бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно – успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции» : «да-да» , «угу» , кивание головой. Техника эта требует от вас одного : чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет» . Затем можно включать активное слушание.

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения , из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.

Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

Существуют :

Коммуникативные Психологические

Когда человек не понимает речи, например, если люди

собеседника по тем или иным не понимают друг друга

причинам, например, если речь из-за разницы в возрасте

искажена или люди беседуют на или первое впечатление

разных языках. оказало слишком сильное

Личностные барьеры педагогического общения бывают :

Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)

Предвзятость – внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

Неправильное отношение друг к другу

Отсутствие внимания и интереса к другому

Пренебрежение фактами

Барьер страха

Барьер страдания

Барьер плохого настроения

Барьер презрения

Барьер недостаточного понимания важности общения

Барьер речи

Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения : быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.

Проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;

Быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;

Как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;

Уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;

Никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;

Хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;

Обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;

Прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;

Задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;

Хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;

Делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;

Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса , состоит в передаче общественного и профессионального опыта.

Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

1. Упражнение на развитие навыков слушания

Текст : «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских. Он должен вернуться к 14 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

Анализируется, как и когда была искажена информация.

Делается вывод : так и в жизни (в семье, на работе, среди знакомых) информация искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. 2. Упражнение «Рисование по инструкции»

Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим? Что было трудно? Что не получилось? Почему?

(Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).

3. Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий : Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу : “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

Правая рука к правой руке!

Левая рука к левой руке!

Спина к спине!

Друг к дружке!

Бедро к бедру!

Ладошка к ладошке!

Пятка к пятке!

Друг к дружке!

Носок к носку!

Живот к животу!

Большой палец руки к большому пальцу руки!

Друг к дружке!

Бок к боку!

Колено к колену!

Мизинец к мизинцу!

Друг к дружке!

Затылок к затылку!

Локоть к локтю!

Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

4. Упражнение «Волшебные слова»

Все люди на свете испытывают потребность в общении . О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения , подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести : доброжелательность, отзывчивость, вежливость.

Требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. Очень часто эту простую истину забывают, особенно дома, в отношениях с близкими родственниками.

Ведущий : Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен овладеть общительный человек, является умение говорить "волшебные слова". В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отношения

Сегодня мы вспомним некоторые "волшебные слова" и выражения.

Какие "волшебные слова" вы знаете? Прошу высказываться. При этом желательно обосновать, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект.

Ответы педагогов .

Пословицы :

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Из одних слов шубы не сошьёшь.

Анкета “Обратная связь”

Анкета «Мнение»

1. Степень твоей включенности : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(Обведи кружочком соответствующий балл.)

2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв» , что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

4. Что тебе не понравилось на этом занятии? Почему?

5. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.)

Ведущий : Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Правила схемы - специальные задачи, выполняемые во время создания и обновления схематического представления с целью упростить содержание или создать новые объекты схемы на основе первоначального содержания.

Выполнение правил схемы

Начиная с заданных входных данных, с которыми им предстоит работать, компоновщики Schematics создают объекты схемы, ожидаемые в памяти представления. После настройки правила Schematics могут работать на объектах схемы, находящихся в памяти, чтобы автоматически упрощать содержание представления (правила сокращения), либо создавать новые объекты схемы, такие как контейнеры (правила отношений), в представлениях. Эти правила автоматически срабатывают во время создания представлений, а также их обновления, как только компоновщик схем заканчивает работу по созданию/обновлению в памяти. Далее, когда по окончании этого процесса представление сохранено в наборе схематических данных, его содержание отражает как работу компоновщика схем, так и работу, выполненную вследствие срабатывания правил.

Конфигурация правил схемы

Правила схемы назначаются в редакторе набора схематических данных на уровне шаблона представления. Они могут быть настроены для всех шаблонов схематических представлений независимо от компоновщика. Можно редактировать каждое определенное правило и изменять его параметры в любое время.

Можно настроить несколько правил, которые будут выполняться при каждом создании или обновлении представления. В этом случае они выполняются в порядке поступления. Если необходимо, этот порядок может быть изменен.

Готовые правила схем

ArcGIS Schematics 10.1 предоставляет восемь правил схем, которые позволяют автоматически упрощать или усложнять создаваемое схематическое представление.

Правила упрощения

  • Три типа правила схемы для сокращения узлов: сокращение узлов по приоритету , сокращение узлов по потоку , сокращение узлов по маршруту . Эти правила могут быть настроены автоматически для сокращения узлов, подключенных к определенному количеству связей, для проверки некоторых особых критериев и т. д. Эти правила обрабатывают упрощение графика, сохраняя при этом топологию.
  • Правило схемы Свернуть связанные объекты может быть настроено для получения упрощенных схематических представлений, в которых все связанные друг с другом объекты схемы автоматически сворачиваются с сохранением топологии графика.
  • Правило схемы Удаление объектов может быть настроено для автоматического удаления всех или некоторых узлов схемы или связей, которые проверяют некоторые специальные критерии без сохранения топологии графика.

На снимке экрана слева отображается воздействие правила сокращения узлов по приоритету, которое было настроено для автоматического уменьшения всех узлов с двумя подключениями: красными точками между выбранными объектами ГИС, которые используются в качестве входных данных для создания представления.

Правила усложнения

  • Правило отношений позволяет автоматически создавать объекты схемы или отношения с учетом информации, хранящейся в классе отношений.
  • Правила пространственных запросов используются для определения новых объектов на основе их расположения относительно объектов, указанных в качестве исходных входных данных для создания представления, с последующим автоматическим добавлением этих новых определенных объектов в созданное содержание представления.
  • Правила раскрывания связей могут быть настроены для создания представлений, в которых все или некоторые связи будут раскрыты на несколько связей в зависимости от определенных значений, предоставленных исходными входными связями или любыми другими атрибутами других объектов схемы.

На снимке экрана слева показано воздействие правила отношений, которое было настроено для автоматического добавления непространственных объектов, связанных с входным полигоном на созданном схематическом представлении.

Разработка собственного правила схемы

Можно также использовать интерфейс Schematics API для разработки собственного правила ""с нуля"", используя язык программирования, совместимый с COM. Schematics обрабатывает применимые правила так же, как и стандартное правило. Реализация ISchematicRule и IPropertyPage позволяет настраивать собственное правило с вкладки ""Правила"" любого шаблона схематического представления.

Существует два примера SDK в справочной системе ArcObjects for .NET : реализация правила схемы и ее страницы свойств и реализация ISchematicRulesHelper для упрощенной разработки пользовательского правила схемы , - что служит примером реализации применимых правил.

  • Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:
    • контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
    • побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
    • амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.
Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное Достоинство - положительное качество.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">достоинство и Честь - моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих).");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.
В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят Императив (от латинского imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. И. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">императив И. Канта : всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.
Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, Бескорыстие - отсутствие сребролюбия, жадности к имуществу, желания копить богатства; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">бескорыстие , доверие, Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому-нибудь, вызванная этими чувствами.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">милосердие , благодарность, забота, верность слову.

14.2.2. Направленность педагогического процесса

Специфика Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">педагогического общения , прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе Умение - способность осознанно выполнить определенное действие.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">умений . В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения) (Ершов П.М., 1998; см. аннотацию).
В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения (Митина Л.М., 1996; см. аннотацию).
Качество педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А.А. Брудному, но только в общем плане. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя - учеников, учеников между собой.
Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек - человек" (по Е.А. Климову).

  • Напомним, что среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:
    1. Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей".
    2. Умение слушать и выслушивать.
    3. Широкий кругозор.
    4. Речевая (коммуникативная) культура.
    5. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту".
    6. "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше".
    7. Способность сопереживать.
    8. Наблюдательность и др. ().

14.2.3. Модели педагогического общения

Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

  • Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные Модель (франц. modele, от лат. modulus - мера, образец) - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">модели общения:
    1. учебно-дисциплинарную;
    2. личностно-ориентированную.

В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения (см. ниже).
Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя - педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему в готовом виде. У него не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленный учебно-воспитательный процесс практически не достигает основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к Адекватный - тождественный, вполне соответствующий, точно совпадающий, правильный.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного директивного воздействия приобретает черты зависимости, Конформность - (психол.) усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной группы.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">конформности (Анцупов А.Я., 1996).

2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения (рис. 8) (Павлова Л.Г., 1991; см. аннотацию).
Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения (Синагина Н.Ю. и др., 2001; см. аннотацию). Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

  • Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
  • Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
  • Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии (рис. 9 , анимация). (Курганов С.Ю., 1989; см. аннотацию). В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm ; см. статью Якиманской И.С. "Разработка технологии личностно-ориентированного обучения").

14.3. Социально-психологические аспекты педагогического общения

14.3.1. Основные стороны педагогического общения

  • В Социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">социальной психологии принято выделять три основные стороны общения ():
    • взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения);
    • обмен информацией (коммуникативный аспект);
    • осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).

Каждый из названных компонентов в условиях педагогического процесса и педагогического общения приобретает свои особенности.
Перцептивный компонент педагогического общения опосредован своеобразием ролей участников диалога. В педагогическом процессе осуществляется формирование личности учащегося, которое проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого сознания и Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">мировоззрения . На ранних этапах этого процесса педагог обладает рядом изначальных преимуществ, т.к. он является носителем сформировавшейся личности, а также обладает сложившимися представлениями о целях и механизмах формирования личности воспитанников. Особенности личности педагога, его индивидуально-психологические и профессиональные качества выступают важным условием, определяющим характер диалога. К необходимым профессиональным качествам педагога относится его умение отмечать и Адекватный - тождественный, вполне соответствующий, точно совпадающий, правильный.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">адекватно оценивать индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, настроения. Лишь выстраиваемый с учётом этих особенностей педагогический процесс может быть эффективным.
Коммуникативный компонент педагогического общения также во многом обусловлен характером взаимоотношения ролей участников диалога. На ранних этапах педагогического взаимодействия ребёнок ещё не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией, т.к. не имеет достаточных для этого знаний. Педагог выступает носителем человеческого опыта, который воплощён в заложенных в образовательную программу знаниях. Это, однако, не означает, что педагогическая коммуникация даже на ранних этапах является односторонним процессом. В современных условиях оказывается недостаточным простое сообщение ученикам информации. Необходимо активизировать их собственные усилия по усвоению знаний. Особую важность при этом приобретают т.н. активные методы обучения, стимулирующие самостоятельное нахождение учащимися необходимой информации и её последующее использование применительно к разнообразным условиям. По мере овладения всё большим массивом данных и формирования способности оперировать ими, учащийся становится равноправным участником учебного диалога, вносящим значительный вклад в Коммуникативный - способный, склонный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их, общительный.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">коммуникативный обмен.

14.3.2. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

  • Механизмами межличностного восприятия являются:
    • проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества);
    • децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);
    • идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);
    • эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);
    • Стереотипизация (механизм межличностного познания) (рис. 10) .

Рассмотрим стереотипизацию подробнее. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны-стереотипы, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности.

    Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов (Реан А.А. и др., 1999; см. аннотацию):
    1. антропологические;
    2. этнонациональные;
    3. социально-статусные;
    4. социально-ролевые;
    5. экспрессивно-эстетические;
    6. вербально-поведенческие.

Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда о нем вынуждены судить по первому впечатлению.
1. Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.
2. Этнонацнональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">расе , Нация (от латинского natio - племя, народ) - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера. В современной литературе ряд ученых связывает нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие предлагают рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">нации , Этнос (греч. ethnos - народ) - исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием. Термин близок к понятию " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">этнической группе (например, "немец-педант", "темпераментный южанин" и т.п.).
3. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого роста казался человек).
4. Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного и т.п.).
5. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека ("эффект красоты": чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).
6. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, Пантомимика - внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. Эмоции), проявляющиеся в мимике, пантомимике и " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">пантомимики и т.п.).
В процессе познания педагогом личности учащегося механизм "стереотипизации" действует во всех направлениях: "работают" и социальные, стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. У педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: "отличник", "двоечник". Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику "отличника" или "двоечника", педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств. Среди преподавателей чрезвычайно распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с характеристиками его личности: успешно учится - значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо - значит, бесталанный, ленивый, несобранный и т.п. Распространен и такой стереотип у педагогов, что "неблагополучными" детьми, склонными к асоциальному поведению, чаще всего являются "ершистые", беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчиненно реагировать на замечания, способны вступить в пререкания. А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний педагога, оцениваются польщенным педагогом как "благополучные".
Эмоционально-эстетические стереотипы также могут играть определенную роль в процессе педагогического общения: оценивая свое отношение к незнакомым ученикам (по их фото) и их поступкам (описание неблаговидных поступков), педагоги оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность (Бодалев А.А., 1995; см. аннотацию).

  • В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Использование стереотипов может быть частично приемлемо:
    • если педагог, опираясь на них, дает лишь вероятностную оценку личности учащегося ("Возможно, он доставит мне много хлопот");
    • если педагог "знает себя" и отдает себе отчет в существовании субъективных оценочных стереотипов;
    • если опора на стереотипы используется лишь в условиях дефицита информации, впоследствии уступая место целенаправленному, профессиональному изучению личности.

14.3.3. Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе

  • Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся (рис. 11) . Основные из них таковы:
    1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у педагога задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания учащегося.
    2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми учащиеся заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
    3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности учащегося до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые педагоги, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз встретились с ним или увидели его.
    4. Безотчетное структурирование личности учащегося - логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
    5. Эффект "ореола" - первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося распространяется на весь его образ, а затем общее впечатление о нем переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление об учащемся благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление об ученике отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или превратно истолковываются как своекорыстные.
    6. Эффект "проецирования" - другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: "все люди подобны мне" или "другие противоположны мне". Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через "розовые очки" и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
    7. Эффект "первичности" проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация об ученике или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. Даже потом, если человек получит другую информацию, которая будет опровергать первичную, он все равно будетет больше помнить и учитывать первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно "настроиться на него".
    8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
    9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках учащихся, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение об ученике не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
    10. Эффект "последней информации" - если последняя информация, полученная о человеке, будет негативной, она может изменить прежнее мнение о нем.

14.3.4. Барьеры педагогического общения

14.4.2. Коммуникативные умения, навыки и их характер

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности , проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей . Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода:
1. Разговор о способностях к Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.
2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые, может быть в меньшей степени, необходимы представителям других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение правильно вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно выделить низкий, средний и высокий подуровни (рис. 17).
Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику, пантомимику.
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.
Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

  • Связанные с этим коммуникативные способности включают:
    • умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
    • умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
    • умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
    • умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;

СИЛА СТЕРЕОТИПОВ - ЛИЧНОЕ БЕССИЛИЕ
Стереотипы – социальный феномен: устойчивое, упрощённое и схематичное представление о чём – либо.
Навязанные влияния - ментальные костыли, упорядочивают многообразие и хаос индивидуальных отличий.
Типизация как будто облегчает жизнь и восприятие.
Так формируются стереотипы сознания.

Наиболее шаблонизированные сферы - отношения, мужские/женские роли.
Затем – работа, деньги.

Стереотипы для большинства - это нормально. Ещё 300 лет назад внешние авторитеты были необходимы. Не было теперешнего генетического разнообразия, люди не были столь чувствительны.

Кто занимается саморазвитием знает: стереотипы сознания мешают.
На личном уровне шаблонизация приводит к стереотипам о себе самом.
Следствие - конфликт между телом и умом, недовольство жизнью, собой, отсутствие реализации, болезни.

В обычной жизни из Ума думать, что их нет = отсутствию осознания.
Попытка избавиться от них из Ума = замене одних на другие: менее совершенные на более совершенные, более распространённые на менее распространённые, менее привлекательные на более красивые.

Так можно бесконечно менять образы себя, не касаясь глубинной сути.
Работа с убеждениями – хорошая штука.
Однако без знания своей природы не помогает.
Превращается в ментальное словоблудие и подпитку иллюзий.

Чтобы начать видеть, нужна дистанция – количество времени в эксперименте и опыт принятия решений своим способом.
Это меняет физическое тело и психику.
Параллельно – работа с шаблонами Ума.

Я начала видеть свои стереотипы с 4 года эксперимента.
Я была уверена, что у меня их нет.

Истинная уникальность каждого не помещается в собственные или чужие стереотипы.
Равно как не проявляется и не реализуется в рамках привычных удобных шаблонов.
Дизайн Человека тоже типизирует: , .
Кажется - слишком просто.
В действительности данная типизация касается только естественного поведения человека определённого типа, темы его темы «счастья», и архетипичной роли.
Как будет это реализовано – зависит от невероятного многообразия индивидуальных отличий.

В жизни шаблонизированный Ум не даст ему пойти за своей созидающей энергией и получить от этого удовольствие. «Надо делать вот это. Надо делать вот так. Так правильно/неправильно, хорошо/не хорошо».

Шаблонизированный Ум не может распознать отличий и уникальности Генератора и направить его. «Они должны быть такими. Делать вот это. Не делать того. Делать так, а не эдак».

Шаблонизированный Ум не позволяет ему оказывать влияние и изменять жизнь вокруг.

– зеркала всех этих шаблонов. Они задыхаются от них в сером однообразии. А хотят свежего воздуха различий.

Избавление от стереотипов сознания - постепенный процесс.
Награда: видеть вещи такими, какие они есть.
И реализация индивидуальной уникальности.

© Татьяна Стефанова-Кауфманн, 2017

Школьный этап олимпиады по обществознанию. 7 класс

(РАБОТА РАССЧИТАНА НА 1 ЧАС 20 МИНУТ)

Ф.И.О. учащегося (полностью)_________________________________________

Задания части А (1 балл за каждый правильный ответ)

1. К отличиям человека от животных не относится:

А) способность к целеполаганию (постановке целей)

Б) членораздельная речь

В) целесообразный характер деятельности

Г) систематическое осуществление трудовой деятельности с применением специально изготовленных орудий труда

2. Нормы права регулируют:

А) мысли человека

Б) совесть человека

В) действия человека

Г) все варианты верны

3. К какой из сфер общественной жизни относится семья?

А) экономической

Б) социальной

В) политико-правовой

Г) духовной

Д) ни к одной из выше перечисленных

4. Государственный суверенитет – это:

А) право народа на выбор социального и политического строя

Б) принцип, характеризующий господство государства над обществом

В) наличие в государстве избирательной системы

Г) самостоятельность государства в проведении внешней и внутренней политики

5. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

А) как мотив

Б) как средство

В) как объект

Г) как субъект

6. В Российской Федерации государственной религией является (являются):

А) христианство

Б) православие

В) традиционные религии России - православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм

Г) ни один из ответов не верен

7. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:

Б) принуждением власти

В) совестью человека

Г) традициями общества

8. Какому из приведенных понятий соответствует следующее определение: «Строго соблюдаемый порядок выполнений действий, совершаемых в определенных особо значимых случаях»?

А) обычай

Б) ритуал

В) этикет

Г) традиция

9. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?

А) уплата налогов государству

Б) соблюдение законов

В) забота о сохранении исторического и культурного наследия

Г) участие в выборах

10. Первым в европейской истории документом, закрепившим права человека на защиту от произвола государственной власти, считается:

А) «Великая хартия вольностей»

Б) Всеобщая декларация прав человека

В) Декларация прав человека и гражданина

Г) Билль о правах

Часть В

1. Что из перечисленного не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации? Отметьте «лишние» элементы (элемент) и кратко обоснуйте свое решение.

1) Министерство здравоохранения и социального развития РФ

2) Федеральная налоговая служба

3) Управление образования и науки Тамбовской области

4) Глава Администрации Тамбовской области

5) Тамбовская Городская дума

6) Мэр Москвы

7) Законодательное собрание Красноярского края

8) Генеральный прокурор Российской Федерации

2. Подберите общее понятие к каждому из следующих рядов:

А) речь, жесты, мимика, взгляд

Обобщающее понятие: __________________________

Б) игра, труд, учение

Обобщающее понятие: ____________________________________

В) компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление

Обобщающее понятие: _________________________________________________

3. Одним из главных международных документов о правах человека является Всеобщая декларация прав человека. Укажите точную дату ее принятия (день, месяц, год). Объясните, какие события стали побудительной причиной принятия данного международного документа именно в это время. _______________________________________________

4. 17-летний А. является студентом одного из вузов. Получив первую стипендию, он решил «отметить» это событие. Домой после этого А. пришел в нетрезвом состоянии. Родители заявили сыну, что вынуждены будут в случае повторения подобного поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. Правы ли родители А. с точки зрения законодательства? Ответ обоснуйте .

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Межличностный конфликт может быть вызван стремлением партнеров по

общению отстоять противоположные взгляды.

2. Штраф является мерой только уголовно-правовой ответственности. 3.

Руководство внешней политикой Российской Федерации осуществляет

Президент РФ.

4. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои

функции без вмешательства других государств.

5. Этносы формируются одновременно с возникновением государства.

6. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

А экономическая

1.Представитель партии принял участие в теледебатах

Б политическая

В социальная

2. В Третьяковской галерее открылась выставка работ В. М. Васнецова

Г духовная

3. Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями

4. На химическом предприятии открыт новый цех

5. В школе состоялся литературный вечер.

6. Государственная дума приняла новый Закон об образовании

7. Фермер собрал большой урожай пшеницы

Максимальный бал - 7

7. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (по 2 балла)

    край, область, автономный округ, республика – это ________субъекты РФ __

    Мораль, обычай, право – это социальные нормы ____________________

    Герб, гимн, флаг – это __символы государств

8. Решите правовую задачу . (по 2 балла)

В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.

    Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери? ______

    Куда ему следует обратиться с такой просьбой?________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

9. Решите обществоведческий кроссворд

По горизонтали:

1. Совокупность традиционных действий, сопровождающих важные

моменты жизни человека, установленные обычаем или ритуалом

2. «Делание добра», помощь нуждающимся, полезная общему благу

деятельность

4. Ручательство; условие, обеспечивающее что-либо

7. Социально и духовно развитый человек

10. Ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в капитале

выпустившего ее предприятия и дающая ему право на получение части

прибыли этого предприятия

По вертикали:

2. Обмен одного товара на другой без помощи денег

3. Процесс приобретения человеком знаний

5. Устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо

6. Денежная единица страны

8. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития личности

9. Представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе

11. Союзное государство, составными частями которого являются

относительно самостоятельные государственные образования

Ответ

По горизонтали:

1. Обряд

2. Благотворительность

4. Гарантия

7. Личность

10. Акция

По вертикали:

2. Бартер

3. Познание

5. Стереотип

6. Валюта

8. Потребность

9. Мораль

11. Федерация

По 1 баллу за каждое верное слово.

Максимум за задание 12 баллов.

Ответы

__________________________________________________________________

1

2

3

4

5

Ответ

6

7

8

9

10

Ответ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1: (1 балл)

В систему органов государственной власти не входит Тамбовская Городская дума (5). Она является органом местного самоуправления, а согласно Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Ответ на вопрос 2: (3 балла)

А) средства общения

Б) виды деятельности

В) способы поведения в конфликте

Ответ на вопрос 3: (3 балла)

10 декабря 1948 г.

Побудительной причиной стали массовые зверства и нарушения прав человека нацистской Германией и ее союзниками в годы Второй мировой войны и стремление создать условия, которые исключили бы их повторение.

Ответ на вопрос 4: (3 балла)

Родители вправе поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. По действующему законодательству, при наличии достаточных оснований (напр., когда несовершеннолетний тратит эти деньги на покупку алкогольных напитков) суд по ходатайству родителей может принять такое решение.

Общий балл -60