В госдуме задумались над изменением преамбулы конституции. Преамбула конституции

Несмотря на все имеющиеся и неоднократно отмеченные многими учёнными и политиками недостатки, Конституция - это выдающийся юридический документ современной эпохи. Термин "конституция" (лат. constitutio - устанавливаю, учреждаю) - основной закон (или совокупность наиболее важных законов) государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.

Вступительная часть Конституции Российской Федерации, предшествующая ее разделам, главам и статьям, обычно называется преамбулой. Преамбула (фр. preambule - предисловие, лат. preambulus - идущий впереди, предшествующий) - вводная часть конституции, международного договора или какого-либо иного важного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели. В ее тексте этот термин не употреблен, она не озаглавлена, как и преамбулы конституций ряда других государств (США, Японии, Италии и др.). В некоторых государствах вступление или его главная часть озаглавлены (Германия, Франция и др.). Преамбула любой конституции играет существенную роль в конституционном праве. Особенно серьезное значение имеют ее структура, юридическая сила и содержание.

К сожалению, даже в различного рода комментариях Основного Закона незаслуженно мало внимания уделяется анализу содержания и юридического значения преамбулы Конституции РФ, не говоря уже о Конституции КЧР. Очевидно, это следствие доминирующей в отечественной правовой теории позиции, что преамбула Конституции не имеет юридического значения, но является лишь политическим документом, разъясняющим существо Основного Закона.

Для того чтобы согласиться, либо опровергнуть отчасти укоренившееся мнение об отсутствии юридического значения преамбулы Конституции, в частности и Карачаево-Черкесской Республики, необходимо подвергнуть сравнительному анализу преамбулу Конституции РФ и преамбулу Конституции КЧР. преамбула конституция карачаевский черкесский

Изначально следует отметить, что юридическое значение преамбулы Конституции Российской Федерации и преамбулы Конституции Карачаево-Черкесской Республики можно определить двумя, присущими обеим, свойствами: с одной стороны, она - только введение в Конституцию и не содержит нормативных предписаний, сформулированных в соответствии с правилами законодательной техники. Поэтому нередко при ссылках на Конституцию Российской Федерации и даже при толковании тех или иных ее положений преамбулу не упоминают. Но, с другой стороны, она составная часть единого официального текста Основного закона, определяющая мотивы его принятия. Конституция - единый политико-юридический документ, каждая часть которого органически связана со всеми остальными и в рамках единой системы выполняет свои функции. Это продуманная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления. Конституция является целостным актом, нормы и институты которого взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы заключается в том, что она обычно определяет стратегию как правотворчества, так и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую обязанность действовать в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами.

Конституция РФ - это первый после воссоздания суверенного Российского государства Основной Закон, поэтому в ней закреплены ряд политических принципов, на которых основывается новая российская государственность. Прежде всего, это категория "многонациональный российский народ", что стало существенным шагом вперёд по сравнению с концепцией советского государственного права, стоявшего на позиции обоснования стирания национальных различий и формирования новой исторической общности "советский народ". В этом контексте Конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает Республика (государство) (Основной Закон Карачаево-Черкесской Республики обращен не к оторванной от реальности абстрактной модели государства вообще, он легитимирует конкретное государство - Карачаево-Черкесию (В п.1 ст.1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики Республика Карачаево-Черкесия определяется как демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Тем самым Карачаево-Черкесская республика как продолжение и развитие отечественной государственности сопрягается с определенной государственной формой, а в его понятие Конституцией включаются соответствующие содержательные характеристики. Республика впервые как государство была определена в части 2 статьи 5 Конституции России. Данная норма была в последствии воспроизведена в конституциях республик, однако, независимо от смысловой нагрузки, которая вкладывается создателями Конституции в понятие государства, несомненно, что государственность как политическая форма существования многонационального народа России является основополагающим принципом Конституции КЧР; причем речь идет здесь о конкретном национально территориальном образовании - республике Карачаево-Черкесия, которое в силу Конституции Республики, обладает вполне определенными признаками, касающимися его природы, устройства, целей, организации власти и принципов деятельности, включая ее связанность законом и правом и т.д. Такое положение становится очевидным, в том числе, и из положений самой Преамбулы Конституции Карачаево-Черкесии, где Республика признается неотъемлемой частью Российской Федерации как государства, а народы республики, (от имени которых принимает Конституцию Народное Собрание (Парламент)), являются частью ее (России), многонационального народа, который, и является источником власти в России, а с юридической точки зрения, народ отождествляется с понятием "граждане" - лиц поддерживающих тесную правовую и политическую связь с российским государством.)). Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что Конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса. Также, что касается категории "многонациональный народ", то следует заметить, что преамбула не лишает отдельные нации и народности, входящие в эту общность права самостоятельности. Наоборот, в ней подчёркнута неизменность следования принципам равноправия и самоопределения народов. Однако юридически это не означает, что преамбула наделяет входящие в состав РФ субъекты правом сецессии. Если с данной категорией возможно согласиться, то, параллельно рассматривая преамбулу Конституции КЧР, мы сталкиваемся с категорией "депутаты Народного Собрания КЧР". Дело в том, что изначально (на стадии разработки Конституции КЧР) полагалось, что в Народном Собрании будут наличествовать представители всех национальностей, "объединившихся в ходе исторического развития единой судьбой на территории Карачаево-Черкесии", а именно: абазины, карачаевцы, ногайцы, русские, черкесы и граждане других национальностей. Однако на практике данный принцип так и не воплотился в жизнь, а положение в преамбуле сохранилось. Всем известно, что представительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность от лица всего народа, делегировавшего первому часть своих прав, касающихся управления. Следовательно, невозможность определённой национальности иметь в представительном органе своего полномочного представителя, формально лишала первых реализовывать своё конституционное право. На сегодняшний день данный пробел частично ликвидирован, так как в соответствии со ст. 8.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2006 года N 46-РЗ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ (ПАРЛАМЕНТА) КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ", выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики осуществляются на основе смешанной мажоритарно - пропорциональной избирательной системы. Однако данное положение являет необходимым пересмотр юридической обоснованности перечисления в преамбуле национальностей, во избежание ущемления прав отдельных категорий лиц. Признание Республики неотъемлемой частью РФ и её многонационального народа даёт такую возможность.

Как известно, исторически Россия (ещё на стадии формирования централизованного государства) складывалась как союз народов. Результат этого процесса выражается тактичной фразой "соединённые общей судьбой на своей земле". Юридически эта фраза может означать следующее: РФ осознаёт себя в границах, сложившихся после распада СССР, не претендует на иные территории, занимаемые другими народами бывшего Союза, но и не намерена отдавать какие - либо из исконно принадлежащих ей территорий.

Следующей категорией является утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия. Данная категория является общей для обеих преамбул, что лишь подчёркивает важность преамбулы, как, своего рода, гаранта каждому человеку достойной жизни. Отсюда в том числе следует, что Конституция является основным законом не только государства, но и общества. Она гарантирует от режима личной власти, неподконтрольной народу и создаваемым им органам, от верховенства аппарата над выборными органами власти народа, от возможного произвола государства и его агентов.

Преамбула Конституции РФ закрепляет принцип сохранения исторически сложившегося государственного единства. Это определение также подпадает под определения как суверенитета России, так и под категорию "многонациональный народ". И в том и в другом случае Карачаево-Черкесия является неотъемлемой частью России.

Возвращаясь к категории "многонациональный народ", важно отметить, что следующий пункт преамбулы Конституции РФ и Конституции КЧР подчёркивает общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, что предоставляет ещё большую возможность для урегулирования вопроса о равноправии всех национальностей в части представительства в органах государственной власти.

Следующим немаловажным критерием является отчасти моральная сторона преамбулы Конституции и РФ и КЧР: "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость"; "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества" "исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями", которая закрепляет, в потенции, высокую нравственную и, отчасти, правовую культуру населения.

Далее преамбула Конституции КЧР априори закрепляет право, проживающих на её территории, народов на достойное существование и процветание, исключая возможность любого геноцида, через следующие слова: "уважая права и законные интересы каждого народа, заботясь о сохранении и самобытном развитии всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии".

В свою очередь, преамбула Конституции РФ говорит о возрождении суверенной государственности России и утверждает незыблемость её демократической основы, тем самым предопределяя режим государственного правления на территории всей страны.

Одним из последних принципов преамбулы Конституций РФ и КЧР провозглашают стремление обеспечить своё благополучие и процветание. Данное положение заключает в себе крайне глубокий смысл. Благополучие и процветание будь-то страны в целом или отдельного субъекта напрямую зависит от благополучия и процветания проживающего на данной конкретной территории народа. В свою очередь, благополучие и процветание народа напрямую зависит от деятельности органов государственной власти. В этом и заключается наиболее важное политическое значение преамбулы Конституции.

Также наряду с этими политическими вопросами преамбула решает очень важный юридический вопрос государственного суверенитета. В Конституции такая новая суверенная государственность должна быть на демократической основе.

Не следует преуменьшать значения преамбулы Конституции и для адекватного понимания и истолкования ее содержания.

Именно Конституция должна выступать основным правопорядком государственной и общественной организации взаимодействия людей и их объединений, а также способом интеграции социальной активности субъектов общественного действия в русло совместно определяемых всем обществом и закрепляемых в самой Конституции целей.

Иными словами, Конституция выступает определенным ограничением государства и гарантией свободы и прав граждан. Легитимируя государственную власть и устанавливая пределы ее дискреции, Конституция определяет основные направления деятельности и преследуемые ею цели, а также средства и способы их реализации, гарантирует общество от его поглощения государством, очерчивает сферу индивидуальной автономии личности и обязывает ее к законопослушанию, в том числе предусматривая определенные обязанности, проистекающие из социальной природы человека и его коллективного бытия.

В связи с этим важное юридическое значение преамбулы заключается и в том, что в ней определена стратегия конституционного и правового регулирования в целом в Российской Федерации и в частности Карачаево-Черкесии. Закрепленные в Основном Законе цели имеют определяющее значение в процессе реализации Конституции и ее норм в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. Они образуют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир, в соответствии с которым должна осуществляться деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. По существу, это изложение некоторых важнейших обязанностей государства и его агентов.

Поэтому представляется очевидным, что игнорировать ее нельзя. При толковании и реализации как Конституции Российской Федерации в целом, так и ее разделов, глав, статей и отдельных положений следует исходить из содержания преамбулы: ничто в тексте этой Конституции не может пониматься как противоречащее мотивам, изложенным в преамбуле. Кроме того, нельзя не учесть и мировой опыт. Преамбулы многих демократических конституций содержат не только общие соображения, полезные при толковании ее нормативных предписаний, но и положения, являющиеся такими предписаниями или признаваемые и действующие в качестве таковых.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. В преамбуле Конституции одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция.

Что касается Карачаево-Черкесской Республики, то преамбула Конституции также содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного Закона. В преамбуле Конституции определяются такие цели и задачи государства, к которым относятся: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия; 3) сохранение самобытного развития всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии; 4) обеспечение благополучия и процветания КЧР. Эти положения, так или иначе, пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете, определяют его смысл и значение. Положения преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федеративного устройства. В преамбуле Конституции выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др.

В преамбуле Конституции Карачаево-Черкесской Республики выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. Сто два слова преамбулы Карачаево-Черкесской Республики дают исходные начала для толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа, выражаемой посредством Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Преамбула, обычная в конституционной практике, в широком социальном плане декларирует становление в Республике конституционализма, превращение государства в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права. Преамбула Карачаево-Черкесской Республики является составной частью Конституции Карачаево-Черкесской Республики и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, с помощью которого выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции, а также иметь место при отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции Карачаево-Черкесской Республики, либо при необходимости изменить или дополнить Конституцию Карачаево-Черкесской Республики, т. е. внести в нее поправки, при разрешении конституционных споров и др.

Что касается юридической силы иных положений преамбулы, то косвенным подтверждением этого факта являются многочисленные решения Конституционного Суда РФ, опирающиеся на их содержание и не делающие различий между ними и нормами основного текста Конституции. Так, КС РФ в Постановление от 16.07.2007, о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях", сослался на преамбулу Конституции в части участия в осуществлении власти в Российской Федерации граждан, посредством политических партий. Также в Постановлении КС РФ от 20.12.1995 N 17-П. суд, отметив, что "Конституция Российской Федерации закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя", для обоснования своей позиции сослался на преамбулу и ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции. Многократно ссылался Конституционный Суд на преамбулу в ее нормативном единстве и сопряжении с рядом иных положений Конституции в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П, в частности для обоснования того, что Конституция, принятая всенародным голосованием, является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального народа России в целом, следовательно, именно ее положения имеют приоритет в правовой системе РФ, включая федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ.

Таким образом, Конституционный Суд подтвердил, что, во-первых, преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции; во-вторых, она является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой, но и имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениями Конституции; в-четвертых, последующие положения Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в стране.

Существенную роль преамбула может сыграть также в последующей трансформации (превращении, актуализации) Конституции применительно к потребностям общественного прогресса или нуждам правового регулирования. Речь идет, во-первых, об общих принципах права, которые оказывают непосредственно регулирующее воздействие на взаимоотношения Республики (государства) и личности в сфере как частноправовых, так и публично-правовых отношений и не могут не учитываться в процессе правоприменения; во-вторых, об изменении Конституции без изменения ее текста, т.е. её адаптации к изменившимся социальным условиям, критерием легитимности которой может служить преамбула Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, преамбула Конституции КЧР имеет существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и собственно юридическом отношениях, как и преамбула Конституции РФ, о чем свидетельствуют около 50 ссылок в решениях Конституционного Суда РФ на ее различные положения (аргументация вырабатываемой Судом правовой позиции, предопределяющей его конечные выводы, интерпретация последующих положений самой Конституции, конституционное истолкование федеральных законов и законов субъектов Федерации, выявление общих принципов права и т.п.). Именно в ней указаны истоки конституционного правотворчества, в основе которого - юридический догмат воли многонационального народа Карачаево-Черкесской Республики и, в целом, Российской Федерации.

Преамбула декларирует цели, во имя которых принята Конституция и которым должна служить Республика (государство), юридические и нравственные основания и ценностные ориентиры её деятельности.

Итогом всего вышесказанного может служить то обстоятельство, что неоспоримым фактом является юридическая сила, роль, значение любого вступившего в законную силу нормативного акта, который, в свою очередь, как правило, характеризуется целостностью и статичностью наличествующей структуры. Исключением не является и Конституция. Так же, с учётом вышеизложенных аргументов в пользу рассмотрения преамбулы Конституции, в частности Карачаево-Черкесской Республики, как юридически значимой составляющей Основного Закона Карачаево-Черкесии, следует признать основополагающую роль преамбулы Конституции.

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула -- вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Выражение "мы.., народ…" встречается в конституциях ряда стран. В преамбуле Конституции Российской Федерации оно указывает, прежде всего, на то, кем определены цели Российского государства и кем данная Конституция принята. Слова "многонациональный народ" означают, во-первых -- совокупность граждан России, во-вторых -- объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей.

Слова "соединенные общей судьбой на своей земле" подчеркивают, что сплочение народов (этносов) и других этнических общностей на территории России -- результат многовекового исторического процесса и что этому сообществу предстоит существовать и в будущем.

Формула "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие" называет главные цели, ради которых принята данная Конституция. Под правами и свободами человека подразумеваются, прежде всего, те, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). К этим документам следует отнести также российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в 1991 году. Под гражданским миром и согласием подразумевается такое состояние общества, когда отсутствуют острые политические и социальные конфликты, существует взаимопонимание общественных сил. Обе цели -- утверждение прав и свобод человека и утверждение гражданского мира и согласия -- даны рядом, и это не случайно. Они органически связаны и взаимозависимы.

Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем. Она надежный гарант стабильности и нормальной жизнедеятельности как Российской Федерации в целом, так и всех составляющих ее частей (субъектов Федерации). Поэтому забота о государственном единстве есть долг всех институтов власти, общественных объединении и движений, всех российских граждан Положение "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов" означает следующее.

Общепризнанными считаются принципы, разделяемые мировым сообществом и закрепленные в соответствующих международно-правовых актах. Принципы равноправия и самоопределения народов получили отражение в Уставе ООН (1945 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о воспитании народов в духе мира (1978 г.) и в ряде других документов.

Многие государства объявили общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью своих правовых систем. Будучи включенными в такие системы, эти принципы и нормы нередко осуществляются при регулировании отношений внутри страны специфическим образом. Претворение в жизнь принципов равноправия и самоопределения народов имеет в России ряд особенностей, обусловленных пребыванием ее народов в составе одного федеративного государства и необходимостью учета специфики российского федерализма.

Положение "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость" раскрывает по преимуществу гражданско-нравственную позицию россиян. В этих словах -- признание того, что многонациональный народ России помнит и ценит свое прошлое, осознает и хранит преемственную связь с ним, наследует патриотические чувства предков, их оптимизм и стремление к справедливости.

Формула "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" появилась в преамбуле Конституции в связи с тем, что вплоть до последних лет государственность России была лишена многих черт суверенности. Она даже в большей мере, чем другие союзные республики, страдала от чрезмерной централизации в Союзе ССР. Россия, в отличие от других республик, не имела своих органов в некоторых отраслях управления (их функции на ее территории выполняли непосредственно союзные министерства и ведомства). Основная часть промышленности находилась в прямом союзном подчинении. Не была Россия и полноправным субъектом международного права.

Термин "возрождение" нельзя, однако, толковать таким образом, будто сейчас решается задача восстановить суверенную российскую государственность в одной из тех ее конкретных политико-правовых форм, в которые она в прошлом облекалась: до февраля 1917 года, в период с марта по октябрь 1917 года либо на короткое время после октября 1917 года. Возврата к старым политико-юридическим формам быть не может. Речь идет об обретении суверенитета новой Россией -- государством, утверждающимся на незыблемой демократической основе. Начало этому процессу было положено принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России.

Слова "стремясь обеспечить благополучие и процветание России" тоже исполнены большого смысла. Они означают такое будущее состояние нашей страны, при котором достигнут достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ, налажено спокойное, без каких-либо эксцессов, течение жизни, успешно развиваются все сферы общества.

В формуле "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним- и. Будущими поколениями" отражена воля россиян взять на себя ответственность за положение дел в стране, за судьбы Отечества. Ответственность, о которой говорится в этой части преамбулы, -- морально-политическая, а не юридическая. Пренебрегший ею обычному суду не подлежит и может быть судим лишь судом истории. Но воплощение этой ответственности в практических действиях, поступках граждан России -- серьезная гарантия того, что ее настоящее и будущее станут именно такими, какими их хочет видеть наш многонациональный народ.

Формула "сознавая себя частью мирового сообщества" означает не только оценку народом Российской Федерации своего положения в современном мире, но и понимание того, что Россия действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом. Поэтому Российское государство соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, заключает и выполняет международные договоры, участвует в международных организациях, в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами оно прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Торжественные слова "принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" имеют непосредственное правовое значение. Мировая практика знает различные способы принятия конституции: решением парламента, решением учредительного собрания, путем референдума и т. д. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Проект этой Конституции -- результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В его подготовке активно участвовали и представители ряда общественных объединений, а также предпринимательских кругов, видные юристы. Проект широко освещался в средствах массовой информации и подвергся тщательному обсуждению на Конституционном Совещании (июнь--октябрь 1993 г.), охватывавшем по своему составу все слои российского общества. Только после этой предварительной работы проект Конституции был вынесен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование и одобрен гражданами России.

Представляем вашему вниманию начало "Проблемного комментария к Конституции Российской Федерации" из 6-го тома "Национальной идеи России" .


Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) :


Преамбула


Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем Конституцию Российской Федерации.

Комментарий к преамбуле


Анализ преамбулы Конституции Российской Федерации, проведенный на основе исследования вышеперечисленных вопросов, позволяет сделать следующие выводы:


1. В качестве автора Конституции РФ и источника власти (статья 3) в преамбуле указывается «многонациональный народ». Вопрос о русском народе, доминирующем численно и являющемся носителем цивилизационных потенциалов страны, при этом проигнорирован. Причем это сделано не только в тексте преамбулы, но во всей Конституции РФ. Единственное упоминание «русскости» в тексте связывается с русским языком, который, однако, упоминается в контексте множественности «государственных языков» (статья 68). Темы цивилизационной идентичности страны, ее «русскости» в Конституции РФ полностью отсутствуют и, судя по системности приема умолчания, это было сделано целенаправленно.


Отметим, что «многонационального народа» не существует и существовать не может. Ни в одной стране в мире нет аналогичных российской конституционной формуле правовых конструкций «многонационального народа».

Народ не может быть многонациональным, многонародной может быть нация. Эта неправильная конструкция является советским наследием: формулировка «многонациональный советский народ» прозвучала в докладе на XXIII съезде КПСС в 1966 г.

Термин «народ», без дополнительных оговорок или использования в качестве имени собственного, тяготеет к этнической смысловой нагрузке. Тем более что в самой Конституции РФ упоминаются народы внутри страны во множественном числе (часть 3 статьи 5). И упоминаются наряду с правом на самоопределение, которое создает угрозу сепаратистского развала страны.


В преамбуле также содержится указание на право народов на самоопределение. Причем предположение, что в этой строке преамбулы речь идет о праве «многонационального народа» на самоопределение не подтверждается в силу нормы части 3 статьи 5. В конституциях ряда государств, обладающих подобной российской этнической структурой населения, где по численности доминирует один народ, являющийся носителем цивилизационной идентичности страны, последний упоминается в тексте в этом доминирующем качестве, с одновременным упоминанием иных народов, составляющих население страны. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., численность русских в постоянном населении РФ составляет 115969,5 тыс. человек или 81,3%.

Таким образом, Конституция РФ игнорирует существование русского народа и его цивилизационно-ценностных накоплений как основы жизнедеятельности российского общества и государства при его многоэтническом характере.

Русскость в цивилизационном смысле, защищаемая конституционно-правовым путем, - это путь к гражданской нации, к государству-нации. Фактическая конституционная государственная доктрина «российского многонационального народа» не решает ни проблем цивилизационного укрепления государства, ни создания государства-нации, ни создания гражданской нации в России.


2. Мотивация принятия Конституции РФ прочитывается в словах «стремясь обеспечить благополучие и процветание России» и «исходя из ответственности за свою Родину». Что, однако, понимается под благополучием и процветанием? Однозначного смыслового раскрытия этой номинации, так же как и понятия «ответственность», в Конституции РФ нет. Вопроса вечного существования страны также не поставлено, соотношения суверенитета и «процветания» не предложено, хотя эти факторы часто и принципиально конфликтуют между собой.


Ответственность перед нынешним и будущими поколениями номинирована, но почему-то «прошлые поколения» в тексте не упоминаются. И это совсем не случайно. Ответственность перед прошлыми поколениями, на которую вроде бы указывается в словах «чтя память предков», торпедируется в самой же преамбуле. Слова «возрождая суверенную государственность России» буквально означают, что в СССР не воплощалась российская государственность, что он не преемствовал дореволюционной России. А значит, современные международно-правовые констатации РФ как правопреемницы СССР противоречат ее Конституции. При этом правовой конструкт преамбулы - «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» - противоречит предыдущему суждению.


В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что преамбула торпедирует историческую преемственность России, ее исторически сложившуюся цивилизационную идентичность.


Слова преамбулы «соединенные… на своей земле» обходят вопрос об этой самой земле, закрывают сложнейшую тему и выбор, касающиеся территории России. Тема русской цивилизации, исторических земель России и народов, которые издревле объединялись под ее флагом вовсе не в пределах современной земли, тема русского мира, соотечественников и расколотого русского народа не просто обойдена в Конституции РФ. Она такой формулировкой просто «закрыта».


Не ясны слова «сознавая себя частью мирового сообщества». Какой именно в активном смысле слова частью? Какую роль в мире эта «часть» для себя считает уместной? Ответа в преамбуле, как и в самом тексте Конституции, не содержится, выбор геополитического субъектного позиционирования России в мире не сделан.


Мотивация принимающего Конституцию РФ актора прочитывается в от глагольной форме в строках «утверждая права и свободы», «возрождая суверенную государственность», «утверждая незыблемость ее демократической основы». Очевидно, что из всего широкого набора ценностей, необходимых стране для ее успешности, выбраны только две: права и свободы и демократия.


Относительно первой ценности важно отметить, что в преамбуле не содержится упоминания о социализированности категории свободы, об ответственности за располагание правом также не упомянуто. Это конструкции либеральной доктрины. Однако не понятно, почему Россия должна устанавливать ее для себя. Цивилизационная история России основана на принципиально иной доктрине, а именно, социализированной. Понятно, что богатому меньшинству либеральные установки приятны и полезны. Но конституция - это не манифест богатого меньшинства, это правило жизни всего народа и всей страны.


Что понимается под демократией - в Конституции РФ не раскрывается. Предполагается, что в качестве образца здесь выступают политические режимы США и государств Европы. Однако это дискредитирует идею о специфичности обустройства конкретной страны для достижения ее максимальной жизнеспособности. Никаких иных ценностей в качестве основы мотивации в преамбуле не предлагается.


3. Язык преамбулы лишен сакральности как по стилю, так и по содержанию. В ней не содержится никаких упоминаний о ценности страны, ее истории, испытаниях, победах и поражениях. В преамбуле нет ни одного уместного здесь пафосного качественно-оценочного слова в связи с такими понятиями, как Родина, Отечество. Психологическое, воспитующее, сак раль ное, объединяющее, клятвенное содержание преамбулы отсутствует. Гражданина России здесь ничто не мотивирует чтить Конституцию РФ, даже если что-то и сподвигнет его прочесть ее текст.


4. Цели принятия (в отличие от целей сохранения страны и ее устойчивости) преамбула упоминает следующие. «Права и свободы» - о них смотри выше. «Гражданский мир и согласие» - это ситуативная цель 1993 г., возникшая после обстрела Белого дома. «Суверенная государственность», которая подразумевает исторический разрыв российской государственности и, в условиях сепаратизма, ее ослабление вплоть до распада. «Благополучие и процветание» - о них также смотри выше.


5. Ценности верхнего уровня в преамбуле Конституции РФ четко указаны. Однако насколько они полезны для нашей страны, нужны для ее сохранения и развития? Что провозглашает преамбула в качестве ценностей? Во-первых - «права и свободы» - ценность, дезавуированную асоциализированной трактовкой. Во-вторых - «государственное единство», подрываемое или размываемое федеративной формой государственного устройства, игнорированием русского народа и русской цивилизационной идентичности страны, закреплением права народов на самоопределение. В-третьих - «равноправие и самоопределение народов», программирующее сепаратизм, распад государственности и игнорирование роли русского народа. В-четвертых - «демократическую основу», содержание которой непонятно и неизвестно.

Очевидно, что ценности, провозглашаемые в преамбуле, противоречивы, взаимоисключающи, фрагментарны и абсолютно недостаточны для конституции как документа, сохраняющего и повышающего жизнеспособность страны и ее устойчивость.


Ценности российской государственности, нравственности, социальности, коллективизма, труда, милосердия и множество других, чрезвычайно важных для сохранения страны, в преамбуле не упоминаются. В ценностном функциональном поле преамбулы преобладает единственная доктрина - по своему характеру либеральная в худшем ее понимании как доктрина для меньшинства (фактически только для богатого меньшинства), транснационального или космополитического субъекта.


6. Указаний в преамбуле на российскую уникальность и специфические особенности страны не содержится. Это можно проверить следующим способом - мысленно заменить название страны на любое другое. Результат этого эксперимента показывает, что текст преамбулы в своей неизменной форме применим практически к любой стране. Значит, данная Конституция не является конституцией конкретной страны.


7. В преамбуле указания на активное и суверенное позиционирование себя Россией в мире отсутствуют. В тексте определено только то, что Россия - часть мира. Никаких принципов соотнесения себя с миром при этом не приводится.


8. В первой и последней строке преамбулы акцентируется, что Российское государство является федерацией. Сложнейший выбор формы государственного устройства, т. е. выбор степени централизации или унитарности (а цена вопроса тут - единство и целостность, управляемость и устойчивость развития) страны, был сделан в пользу федерации. Акцент при выборе названия между Россией (смысловое и сакральное указание на единство и неделимость, целостность и прочность страны) и Российской Федерацией (смысловая апелляция к множественности, лоскутности, потенциалу сепаратизма и тенденциям распада наряду с правом народов на самоопределение внутри федерации) сделан в преамбуле на «Российской Федерации».


При этом зачем-то установлена тождественность двух названий страны, что дискредитирует ее историческое название - Россия и нацеливает на название, уязвимое с точки зрения устойчивости и являющееся гораздо более узким и указывающим только на форму государственного устройства, не более того.


9. Принципы мировоззренческого (ценностно-мотивирующего) мира человека не раскрыты. Так, в тексте преамбулы не содержится никаких упоминаний о религиозности или священности. Мировоззренческие указания также отсутствуют, за исключением упоминания «любви и уважения к Отечеству, веры в добро и справедливость». Но это не дает оснований считать, что ценностная мировоззренческая мотивационная для человека поведенческая матрица хотя бы оконтурена. Таким образом, этот вопрос остался нераскрытым.


10. Тип волевого акта в тексте Конституции РФ обозначен. Это просто «принятие» Конституции. Момент сакральности, апелляция к важности и исключительности события (акта) ее принятия, указание на жизненную важность появления такого документа для страны и ее народа, заявка на регулирование обустройства страны отсутствуют.


11. Статус и функциональное назначение Конституции не обозначены. В тексте указывается, что конституция принимается, но о том, что такое конституция и зачем она принимается - сведений нет. Вместе с тем, конституция в правовом отношении может представлять собой максимально интегрированный правовой акт. То есть помимо норм и правил устройства государственных институтов и институтов публичной власти, в соответствии с современными тенденциями конституционно-правового регулирования она может и должна задавать прежде всего обустройство всех сторон жизни в стране, внося в правовое регулирование ценностную матрицу. Закладывая выбор в пространстве «добра» и «зла» в социальной, региональной и гуманитарной сферах, сфере устройства экономики и т. п., конституция способна служить задаче жизнеобустройства страны. Преамбула Конституции РФ обходит молчанием вопрос о ее функциональном назначении. К сожалению, содержание преамбулы задает тон всему тексту Конституции РФ.


Авторы нового макета Конституции предлагают следующий текст преамбулы, в котором каждые слово и смысл продуманы и имеют связь с высшими ценностями и системой госуправления, заявленными в Конституции:

ПРЕАМБУЛА


Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой истории в единый Народ России;


объявляя абсолютной высшей ценностью преемствующую в веках и поколениях на единой российской священной земле нашу общую Родину Россию;


провозглашая для нашей страны и всех нас будущее, основанное на приверженности высшим ценностям России;


будучи убежденными в том, что источниками счастья человека, блага и благополучия всех и каждого являются труд, свобода и ответственность, совесть и нрав ственность, любовь и товарищество, справедливость и единство, семья;


считая основополагающими для себя заботу всех о благе каждого и заботу каж-дого о благе всех;


уважая каждый народ, живущий в России, его культуру, язык, вероисповедание и традиции; исходя из принципов народовластия, неразрывной связи прав и обязанностей человека и гражданина, социальной справедливости и равноправия всех людей в их достоинстве;


признавая нашу общую ответственность за свою Родину перед прошлыми, ны-нешним и будущими поколениями;


чтя память и традиции предков, завещавших нам сохранение Отечества, любовь и уважение к нему, веру в добро, справедливость и высоту человеческого духа;


осознавая исторический вклад самобытной русской (российской) цивилизации в мировое развитие и свою ответственность за судьбы мира и человечества;


утверждая нерушимое единство, территориальную целостность, суверенитет и независимость Российского государства;


стремясь обеспечить благополучие, процветание и вечное существование Народа России, самой России, гарантировать уважаемую, авторитетную и ответственную государственную власть; являясь равными в правах и осознавая свои обязанности по отношению к общей и единой России;


заявляя о своей ответственности перед Богом, собственной совестью и людьми;


ПО СВОЕЙ ДОБРОЙ ВОЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМ В КОНСТИТУЦИИ РОССИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО НАШЕЙ СТРАНЫ.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Комментарий к преамбуле

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

Утверждение прав и свобод человека,

Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. Так, утверждению прав и свобод человека посвящены целиком гл. 2 (ст. 17 - 64) и ряд положений в других главах (например, ст. 2, 6, 7 и др.). Включение этих статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и свобод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе.

Возрождение российской государственности раскрывается в гл. 1 "Основы государственного строя", в гл. 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России. Именно Конституция 1993 г. утвердила действительное равноправие всех субъектов Российской Федерации и провозгласила в качестве одного из важнейших принципов нашего государственного устройства наряду с разделением властей согласованность функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. Об актуальности достижения политической стабильности в обществе свидетельствует Договор об общественном согласии, подписанный весной 1994 г. руководителями государственных органов власти России и субъектов Федерации, политическими партиями и общественными движениями.

В Отечестве нашем сильны исторически сложившиеся традиции верности народа Российскому государству, которое выдержало немало суровых испытаний. Это не только имевшие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но прежде всего героическая защита нашей Родины от ее многочисленных врагов, приходивших к нам с мечом в руках и посягавших на само существование нашей Отчизны, сильной общей преданностью к ней всех граждан независимо от их национальности. Именно поэтому в преамбуле выражена мысль о признательности к памяти наших предков, передавших потомкам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Но Конституция не только чтит память о прошлом, а прежде всего утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция - это и возрождение подлинной суверенной государственности России, которую она обрела только с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о независимости.

И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая свою Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества. А это означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами как условие демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. Поскольку эти цели пронизывают все конституционные положения (статьи), то в основных законах ряда государств вводная часть вообще отсутствует, т. е. преамбула не является обязательным элементом закона.

Вместе с тем в последние десятилетия можно отметить тенденцию к включению в конституции развернутых преамбул. Нередко во вводной части выражаются политические цели и стремления ее создателей. Такие цели, к примеру, легко просматриваются в четкой формуле преамбулы Основного Закона ФРГ 1949 г. Уже тогда, в условиях раскола Германии на два государства, в ней было сказано, что действие Конституции "распространяется на весь немецкий народ". Тем самым не только проводилась мысль о единстве немецкого государства, но и фактически предопределялось, что при объединении двух немецких государств на всей территории Германии будет действовать Конституция ФРГ, а не Конституция Восточной Германии (ГДР), что и подтвердилось ходом исторических событий в начале 90-х гг.

Конституции большинства государств, образованных на территориях бывших союзных республик, в качестве главных целей и исходных позиций выдвигают прежде всего идеи национального возрождения и институты демократии, например:

Право на самоопределение, приверженность общечеловеческим ценностям, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства (Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.);

Незыблемость казахской государственности, создание демократического общества и правового государства, приоритет прав и свобод человека, желание обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и потомков (Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г.).

Особенно сильно национальные черты новой государственности выражены в преамбулах основных законов государств Балтии. Так, в Конституции Эстонии от 28 июня 1992 г. указывается, в частности, на непреходящее право государственного самоопределения народа Эстонии, обеспечение сохранности эстонской нации и культуры на века. Главная мысль преамбулы Конституции Литовской Республики от 6 ноября 1992 г. сосредоточена на обосновании исторических корней Литовского государства, его правового фундамента на Литовских Статутах и конституциях Литовской Республики, сохранении своего духа, родного языка, письменности и обычаев.

Вместе с тем с глубоким сожалением придется признать, что высокие задачи, излагаемые в преамбулах конституций и их содержании, не всегда в полной мере реализуются в законах, принимаемых на основе этих конституций. Это, в частности, относится к Закону о гражданстве, принятому в июне 1994 г. в Латвии. Этот Закон грубо нарушает права лиц, не относящихся к коренной национальности.

Отмеченные примеры иллюстрируют не только различные подходы к формулированию и реализации основных целей в разных конституциях, но и важность вводной части для правильной оценки содержания самого основного закона. В этой связи приобретают особое значение основные цели развития Российского государства, выраженные в тексте преамбулы его Конституции: утверждение прав и свобод человека, необходимость гражданского мира и согласия, сохранение государственного единства, обеспечение благополучия и процветания России как демократического государства. Отражено в Конституции и осознание того факта, что Российская Федерация является частью мирового сообщества.

Раздел первый

Рита Васильевна

Преамбула Конституции

Российской Федерации:

нормативное содержание

и проблемы реализации

Специальность 12.00.02 -

конституционное право; муниципальное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва - 2007
Диссертация выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин ННОУ «Московский гуманитарный университет»

Научный руководитель:доктор юридических наук

Пашенцев Дмитрий Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Гулиев Владимир Евгеньевич

кандидат юридических наук

Исраелян Валентин Борисович

Ведущая организация:АНО « Международная академия

предпринимательства» (Институт)

Одной из структурных частей действующей Конституции Российской Федерации является Преамбула.

Преамбула как вводная часть Конституции привлекает меньше внимания исследователей и практиков, чем базовые положения Основного закона. В то же время, она выполняет важную структурную роль, несет определенную смысловую нагрузку, обладает и нормативным содержанием. Научный анализ основных положений Преамбулы и проблем их практической реализации может существенно обогатить науку конституционного права, а также помочь в преодолении разрыва между Конституцией юридической и фактической.

В целом, актуальность темы исследования определяется следующими соображениями.

Во-первых, совершенствование механизма реализации конституционных норм предполагает научное осмысление сущностной роли каждого элемента системы Конституции, в том числе, Преамбулы, в современных условиях.

Во-вторых, развитие науки конституционного права предполагает углубленный анализ основополагающих принципов и положений Конституции, в то время как Преамбула оказывает значительное воздействие на особенности этих принципов.

В-третьих, современная практика толкования Конституции вызывает потребность в доктринальных источниках такого толкования, основой которого могут стать положения Преамбулы.

Степень научной разработанности темы исследования. Специальные работы по Преамбуле Конституции Российской Федерации практически отсутствуют. Вместе с тем, автор в процессе исследования опирался на идеи и положения, высказанные в работах таких ученых, как С.А.Авакьян, М.П.Авдеенкова, Н.А.Боброва, В.Г.Вишняков, Ю.А.Дмитриев, В.Д.Зорькин, Т.Д.Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В.Лазарев, В.О.Лучин, О.В.Мартышин, Н.А.Михалева, А.М.Николаев, Т.М.Пряхина, Ф.М.Рудинский, Ю.И.Скуратов, М.П.Фомиченко, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркин, Б.С.Эбзеев и другие.

Нормативную основу исследованиясоставляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, конституции зарубежных государств. В процессе исследования также изучены конституционные документы советского периода.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие при реализации норм Преамбулы Конституции Российской Федерации.

Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, которые направлены на реализацию положений Преамбулы.

Целью исследования является анализ содержания Преамбулы Конституции Российской Федерации, направленный на выявление проблем и способов реализации ее нормативных предписаний.

Общая цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

Исследовать содержание и структуру Преамбулы;

Выявить место и роль Преамбулы в структуре Конституции;

Исследовать основные этапы развития Преамбулы;

Проанализировать концептуальные подходы к формулированию преамбул в зарубежных странах;

Исследовать императивно-волевой характер нормативных предписаний Преамбулы;

Исследовать народовластие как принцип, закрепленный в Преамбуле;

Проанализировать положение Преамбулы о государственном суверенитете;

Исследовать диалектику взаимоотношений демократии и личности в структуре Преамбулы.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частно-научные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный, компаративный и другие. Основные положения Преамбулы проанализированы в развитии, во взаимосвязи с существующей конституционной практикой, в сравнении с соответствующим опытом зарубежных государств.

Эмпирическую базу исследования составил анализ 23 постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации (1993-2006); анализ деятельности 5 комиссий по разработке проекта Конституции Российской Федерации (1992 - 1993); анализ 6 докладов и отчетов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2000 - 2006); анализ 5 посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Научная новизна диссертации состоит в том, что это одно из первых монографических исследований, посвященных анализу Преамбулы Конституции Российской Федерации. В работе выявлены особенности структуры и содержания Преамбулы; раскрыта роль Преамбулы в структуре Конституции; выявлены основные этапы развития Преамбулы; определены проблемы реализации основных положений Преамбулы; доказан императивно-волевой характер нормативных предписаний Преамбулы.

Основные выводы и положения, выносимые на защиту :

1. По мнению автора, правомерно говорить о наличии двух видов преамбул: преамбула кодифицированной конституции и преамбула некодифицированной конституции. В первом случае преамбула - это составная структурная часть единого документа - основного закона государства. Во втором случае преамбула - это основные вводные положения и принципы, содержащиеся в отдельном документе, входящем в состав некодифицированной конституции государства.

2. Преамбула - это правовое выражение общечеловеческих интересов с учетом интересов господствующих в обществе социальных сил, признаваемое большинством членов общества и закрепленное в самом общем и кратком виде. По мнению диссертанта, преамбула обязательно должна иметь концептуально-идеологическую нагрузку. Это связано с тем фактом, что любая конституция должна опираться на прочные идеологические основания, которые на практике могут находиться в сфере как классовых, так и общечеловеческих ценностей.

3. Преамбула как структурная часть конституции имеет два основных признака: более общее содержание по сравнению с основным текстом конституции; выполнение роли идеологического и учредительного основания для основного текста конституции.

4. Функции преамбулы - это ее основные задачи, то, для чего она создается. По мнению автора, целесообразно выделить следующие функции преамбулы: идеологическую, политическую, воспитательную, учредительную.

5. Преамбула, как составная часть Конституции, по мнению диссертанта, имеет прямое действие. Прямое действие Преамбулы проявляется в том, что она выступает как основа определенных видов общественных отношений. В диссертации приведены примеры в пользу наделения преамбулы Конституции Российской Федерации юридической силой.

6. Реализация основных положений Преамбулы осуществляется в двух плоскостях. Во-первых, положения Преамбулы раскрываются и уточняются в основной части текста Конституции. Во-вторых, положения Преамбулы реализуются в реальной конституционной практике.

7. Проведенное исследование позволило выделить четыре основных этапа в развитии преамбулы как составной части отечественных конституций. Первый этап датируется 1918 - 1935 гг. Он связан с наличием в тексте основных законов преамбул, имевших ярко выраженный классовый характер. Второй этап охватывает период с 1936 по 1977 гг. Для него характерно отсутствие преамбулы в тексте конституций. Третий этап продолжался с 1977 по 1993 гг. Он связан с наличием преамбулы, которая имела идеологизированный характер. Четвертый период начался с принятием Конституции 1993 г., преамбула которой основана на общечеловеческих ценностях.

8. В структуре Преамбулы можно выделить три составных части. Первая часть закрепляет суверенитет российского народа в виде формулы «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле…». Вторая часть включает в себя перечисление принципов, которые провозглашает народ при принятии Конституции, и целей, которые он стремится достигнуть. Третья часть Преамбулы имеет волевое нормативно-правовое значение, которое выражается в словах «принимаем Конституцию Российской Федерации». Нормативное значение Преамбулы проявляется в том, что она от имени многонационального народа России фактически вводит Конституцию в действие, придает ей высшую юридическую силу.

Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и сделанными выводами. Материалы диссертации расширяют представление о Преамбуле Конституции Российской Федерации, ее нормативном характере, о роли Преамбулы в закреплении основных конституционных принципов. Выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований в сфере конституционного права.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений в процессе совершенствования практики применения конституционных норм органами государственной власти Российской Федерации, а также при толковании Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Материалы и выводы исследования также могут быть использованы в процессе преподавания курса конституционного права, при подготовке учебных пособий для студентов юридических факультетов по данной дисциплине.

Апробация работы осуществлялась по следующим основным направлениям:

1. Основные положения и выводы исследования апробированы в выступлениях на Межвузовской научно-практической конференции «Государство и право России в ХХ I веке» (Москва, 2005) и Международном конгрессе студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2007» (Нальчик, 2007).

2. Апробирование осуществлено путем опубликования 4 статей в периодических научных изданиях и сборниках.

3. Основные методические установки внедрены в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российского государственного социального университета и Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ по дисциплине «конституционное право».

4. Основные положения и выводы исследования внедрены в практику работы субъектов Российской Федерации, таких, как Республика Татарстан, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ивановская область и Рязанская область.

Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна и практическая значимость исследования.

Первая глава диссертации «Преамбула как составная часть Основного закона» состоит из четырех параграфов.В первом параграфе « Содержание и структура Преамбулы Конституции Российской Федерации» отмечается, что в структуре Преамбулы можно выделить три составных части. Первая часть включает в себя формулу «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле…». Вторая часть включает в себя перечисление принципов, которые провозглашает народ при принятии Конституции, и целей, которые он стремится достигнуть. Третья часть Преамбулы состоит из слов «принимаем Конституцию Российской Федерации».

По мнению диссертанта, преамбула обязательно должна иметь концептуально-идеологическую нагрузку. Это связано с тем фактом, что любая конституция должна опираться на прочные идеологические основы, которые на практике могут находиться в сфере как классовых, так и общечеловеческих ценностей.

Преамбула, по нашему мнению - это правовое выражение общечеловеческих интересов с учетом интересов господствующих в обществе социальных сил, признаваемое большинством членов общества и закрепленное в самом общем и кратком виде.

Функции преамбулы - это ее основные задачи, то, для чего она создается. По мнению автора, целесообразно выделить следующие функции преамбулы: идеологическую, политическую, воспитательную, учредительную. В параграфе раскрываются особенности этих функций.

Также в параграфе исследованы основные черты преамбулы, к которым автор относит следующие: всеобщность, доступность, краткость, общий характер, отсутствие противоречий, соответствие общечеловеческим ценностям, соответствие исторической судьбе народа.

Во втором параграфе « Преамбула в структуре Конституции Российской Федерации» отмечается, что структура конституции - это принцип ее внутреннего строения, которое подразумевает определенный порядок расположения правовых норм основного закона государства.

Конституция Российской Федерации может быть отнесена к числу кодифицированных или консолидированных, так как она представляет собой единый документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и принимаемый в особом порядке. Именно в тексте Конституции урегулированы основы государственного устройства Российской Федерации и основы правового статуса личности на территории России.

Для внутренней структуры конституции характерен переход от более общих положений к менее общим. При таком подходе наиболее общие положения нередко выделяются в особую, первую часть конституции - ее преамбулу.

Преам­була (от лат. preambulus - идущий впереди, предшествующий) - вводная часть какого-либо важного акта, определяющая повод к его изданию.

Преамбула конституции - это вступительная, наиболее общая часть ее структуры, которая объясняет цели принятия конституции, определяет основные ориентиры и признаки конституционного строя, которые более подробно раскрываются в основном тексте конституции. «В практике большинства стран принято начинать конституцию с преамбулы - вводного текста, имеющего, как правило, политическую направленность. Она бывает нужна для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие» .

По мнению автора, правомерно говорить о наличии двух видов преамбул: преамбула кодифицированной конституции и преамбула некодифицированной конституции. В первом случае преамбула - это составная структурная часть единого документа - основного закона государства. Во втором случае преамбула - это основные вводные положения и принципы, содержащиеся в отдельном документе, входящем в состав некодифицированной конституции государства.

Так как Российская Федерация имеет кодифицированную Конституцию, представляющую собой единый документ, наделенный высшей юридической силой, то вполне естественно, что преамбула включена непосредственно в текст основного закона.

Преамбула как структурная часть конституции имеет два основных признака: более общее содержание по сравнению с основным текстом конституции; выполнение роли идеологического и учредительного основания для основного текста конституции.

Основные черты преамбулы характеризуют ее связь как важного структурного элемента конституции с общественным развитием, с одной стороны, и с основным текстом конституции, с другой стороны.

К таким чертам можно отнести следующие: всеобщность, доступность, краткость, общий характер, отсутствие противоречий, соответствие общечеловеческим ценностям, соответствие исторической судьбе народа. В параграфе раскрывается сущность этих черт.

Преамбула, как составная часть Конституции, по мнению диссертанта, имеет прямое действие. Прямое действие преамбулы проявляется в том, что она выступает как основа определенных видов общественных отношений.

Нормы Преамбулы как составной части текста Конституции должны обладать юридической силой. Об этом свидетельствует и то, что Конституционный Суд сослался на Преамбулу в одном из своих решений.

В целом, положения преамбулы выступают как общее по отношению к основной части Конституции, выступающей в качестве особенного.

Во третьем параграфе первой главы «Основные этапы развития Преамбулы Основного закона» отмечается, что создатели конституции всегда опираются на соответствующий опыт, накопленный в прошлом, учитывают или, наоборот, отметают существующие традиции. По справедливому утверждению Т.И. Пряхиной, конституция является продуктом совокупного действия ряда факторов, важнейший из которых - конституционные традиции конкретной страны .

В параграфе проанализирована история отечественных конституционных документов. Рассматриваются преамбулы Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1925 г. Исследовано содержание преамбулы Конституции СССР 1977 г., в структуре этой преамбулы диссертант выделяет две составных части.

Содержание преамбулы Основного закона 1977 г. позволяет говорить о том, что она выполняла две основные функции: идеологически-пропагандистскую, связанную с разъяснением особенностей существовавшего общественного строя и постановкой дальнейших задач развития государства и общества, а также учредительную - принятие конституции от имени народа и, соответственно, повышение ее легитимности.

Преамбула раскрывала цели конституции: закрепить и провозгласить основы общественного строя, установить права, свободы и обязанности граждан, принципы организации государства.

Диссертант отмечает выраженную идеологическую направленность преамбулы, в которой говорится о верности революционным традициям, об идеях научного коммунизма, о «великих завоеваниях» социализма, о социалистической демократии и т.д.

В параграфе также проанализировано содержание преамбулы Конституции РСФСР 1978 г. Отмечается, что преамбула российской Конституции 1978 г. была существенно короче соответствующего раздела союзного основного закона.

В отличие от преамбулы союзной Конституции, преамбулу российского Основного закона сложнее структурировать на две части, она меньше по объему, в целом, очевидно, что она составлена на основе предшествующей союзной преамбулы, а не самостоятельно.

В параграфе проанализированы те варианты преамбулы, которые предлагались разработчиками различных проектов российской Конституции в 1993 г. Сделан вывод, что Преамбула в ее окончательном варианте имеет немного общего с теми преамбулами, которые были в советских конституциях и теми преамбулами, которые представлены в различных проектах новой российской Конституции. Основой для окончательного варианта послужила преамбула, представленная в конституционном проекте Президента.

В четвертом параграфе первой главы « Концептуальные подходы к формулированию преамбул в конституциях зарубежных государств и возможности их использования в Российской Федерации» исследованы преамбулы конституций ряда западных и восточных государств: Конституции Французской Республики, Основного закона Федеративной Республики Германии, Конституции Соединенных Штатов Америки, Конституции Японии, Конституция Индии. Отмечается, что конституция является продуктом западной политико-правовой мысли, поэтому заимствования отдельных идей на западе и включение их в состав российского основного закона является логичным. В параграфе выявлены такие заимствования, сделанные в Преамбуле российской Конституции. В то же время, показано, что Преамбула имеет и определенную специфику, отличающую ее от преамбул конституций других государств. Эта специфика обусловлена синтезом заимствований с запада и собственного исторического опыта, собственного менталитета российского народа.

В параграфе выявлены общие черты, присущие преамбулам конституций в различных странах, показано, какие положения в преамбуле являются общими, «общечеловеческими», а какие относятся к числу специфических, присущих данной конкретной стране. Проанализированы преамбулы конституций стран-членов СНГ. Отмечается, что мировая практика знает случаи внесения поправок в текст преамбулы после изменения политической ситуации в государстве. Это, по мнению диссертанта, свидетельствует о важной основополагающей политико-правовой роли преамбулы как составной части конституции.

Вторая глава диссертации «Основные направления реализации положений Преамбулы Конституции Российской Федерации» состоит из четырех параграфов. В первом параграфе главы «Императивно-волевой характер нормативных предписаний Преамбулы» отмечается, что одним из ключевых моментов, которые необходимо выделить в отношении Преамбулы, является формула «мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию Российской Федерации». Эта формула фактически «обнимает» все содержание Преамбулы, она открывает и закрывает ее, оставляя остальное содержание вводной части внутри себя. И это не случайно. То, что в Конституции закреплено ее принятие от имени народа и самим народом, накладывает отпечаток на все содержание основного закона и особенно практику его реализации.

Рассматриваемое положение преамбулы имеет в своей структуре два важнейших вопроса: действительно ли народ стал творцом Конституции и насколько положения Конституции отражают желания и интересы народа, то есть насколько принцип народовластия стал принципом конституционного строя России.

Действующая российская Конституция была принята на референдуме. В соответствии с этим, в Преамбуле Конституции говорится о том, что Конституцию принимает многонациональный народ России. В связи с этим, в параграфе анализируется, насколько это положение, которое можно отнести к основополагающим в составе Преамбулы, соответствует реальности. Насколько народ России действительно принимал участие в создании и принятии основного закона, и насколько народ реально имеет власть в государстве, как это предполагается Конституцией и ее преамбулой?

Диссертант отмечает, что в России проект Конституции разработали фактически без участия народа. Более того, инициатива тоже исходила не от народа. Таким образом, можно считать российскую Конституцию октроированной, дарованной сверху. Правящая верхушка подарила народу ту конституцию, которую сочла нужной, формируя ее нормы в соответствии со своими интересами и своим пониманием необходимых принципов организации государственной власти и государственного устройства.

Более того, народ не может и изменить Конституцию, что было бы вполне логично: если народ принял основной закон, он как источник власти может его и поменять. Дело в том, что согласно тексту Конституции, новый основной закон вправе разрабатывать и принимать лишь Конституционное Собрание. Однако Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» не принято. В результате, народ не имеет никакой легальной возможности изменить нелегитимную Конституцию.

Рассмотренные положения неразрывно связаны с нормативным содержанием Преамбулы. Дело в том, что нет ни одного документа, который объявил бы о введении Конституции в действие, кроме самой Конституции. Это также повышает юридическое значение Преамбулы. По мнению Ю.А. Дмитриева, которое разделяет автор, « строка преамбулы "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации" и есть юридический акт, объявляющий Конституцию действующей. В этом заключается юридический смысл преамбулы» .

Во втором параграфе главы «Народовластие как принцип, закрепленный в Преамбуле», отмечается, что Преамбула российской Конституции представляет собой не просто вводную часть к основному закону страны. В ней закрепляется ряд основных принципов, целей и задач развития отечественной государственности.

Реализация основных положений Преамбулы осуществляется в двух плоскостях. Во-первых, положения Преамбулы раскрываются и уточняются в основной части текста Конституции. Во-вторых, положения преамбулы реализуются в реальной конституционной практике.

В параграфе исследованы особенности практической реализации фактически провозглашенного в преамбуле принципа народовластия. Отвечая на вопрос, существует ли подлинная власть народа в современной России, диссертант отмечает, что, прежде всего, народ не обладает собственностью, которая в основном сосредоточена в руках небольшого слоя обеспеченных людей. Около трети населения имеют доход ниже прожиточного минимума. Более 90% доходов от собственности приходится на долю 10 - 15% населения .

В параграфе рассмотрены такие способы проявления власти народа, как участие его в деятельности местного самоуправления, а также в выборах. Сделаны выводы относительно негативной динамики развития соответствующего законодательства.

В параграфе сделан вывод о том, что суверенитет народа проявляется, фактически, только в том, чтобы поручать функцию законотворчества специальным органам и не вмешиваться в их деятельность. В этих условиях растет отчуждение власти и народа, увеличивается разрыв между ними. Также в параграфе рассмотрен смысл понятия «многонациональный народ» и сделаны соответствующие выводы.

В третьем параграфе второй главы «Преамбула Конституции Российской Федерации как основа государственного суверенитета» отмечается, что в качестве одной из важнейших целей, которые провозглашает Преамбула Конституции, является «возрождение суверенной государственности России». Проблема государственного суверенитета является одной из важнейших проблем современной науки и практики конституционного права.

Под суверенитетом, по мнению автора, можно понимать внешнюю независимость государства и его верховенство на своей территории. При этом суверенитет следует рассматривать как признак государства, в силу которого государство располагает верховной властью, не допуская иной власти, «которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля» .

В параграфе проанализированы два аспекта государственного суверенитета: внутренний и внешний суверенитет. Также исследована история вопроса о закреплении государственного суверенитета России в конституционных актах.

Когда в Преамбуле говорится о возрождении суверенной государственности России, имеется в виду, что в период, когда Россия входила в состав СССР, она не обладала государственным суверенитетом и вновь его обрела после выхода из Союза.

Положение Преамбулы о государственном суверенитете получило своей развитие в ст.4 Конституции Российской Федерации. П.1 данной статьи говорит, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. П.2 ст.4 Конституции устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Государственный суверенитет неразрывно связан с суверенитетом народа, является производным от него. Именно народ, обладая властью, делегирует эту власть государству в лице его органов и должностных лиц. Именно воля народа, его интересы должны определяет политику государства, основные направления его развития. На практике такое положение дел существует далеко не всегда, что затрудняет практическую реализацию одного из основополагающих положений преамбулы Конституции Российской Федерации.

В четвертом параграфе второй главы « Закрепление в Преамбуле Конституции Российской Федерации основ демократического государства и правового статуса личности» отмечается, что Положение Преамбулы о демократических основах российской государственности получило развитие уже в ст.1 Конституции Российской Федерации, где говорится, что Российская Федерация есть демократическое государство.

Демократия как политический режим и права личности тесно взаимосвязаны. Формы демократии и основные права человека и гражданина устанавливаются непосредственно в самом тексте основного закона. В то же время, определяющее значение имеет закрепление демократических принципов и прав личности в преамбуле конституции.

В Преамбуле говорится о незыблемости демократической основы российской государственности. В связи с этим, в параграфе рассмотрены понятие и виды демократии, исследован вопрос о том, насколько демократичным является современный политический режим в России. Сделан вывод о том, что демократия, провозглашенная в Преамбуле российской Конституции, на практике далека от планируемого идеала и нуждается в дальнейшем совершенствовании на основе принципов Преамбулы.

В Преамбуле Конституции также говорится об утверждении прав и свобод человека. Это положение нашло свою реализацию в основном тексте Конституции, где правам и свободам человека отведена целая глава. В связи с этим, в параграфе исследована история закрепления прав и свобод в отечественных конституциях, а также практика их непосредственной реализации. Отмечается, что существует определенная разница между нормами Конституции, говорящими о правах и свободах человека и гражданина, и практикой возможного использования этих прав и свобод. Сделан вывод о необходимости совершенствования институтов защиты прав и свобод в условиях современной России.

В Заключении сформулированы основные выводы диссертации.

Основные положения и выводы диссертации изложены в научных публикациях автора:

1. Артемьева Р.В. Преамбула в структуре Конституции Российской Федерации // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2006. - №4. - С.96-98. - 0,6 п.л.

2. Артемьева Р.В. Преамбула в структуре российской Конституции: понятие, функции, значение // Актуальные проблемы права в современной России: Сборник научных статей. Вып.4. - М.: Готика, 2006. - С.23-30. - 0,7 п.л.

3. Артемьева Р.В. Конституционализм как системообразующая категория науки конституционного права // Государство и право России в ХХ I веке: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под. ред. Л.И.Рогачевой. - М.: Готика, 2005. - С.11-13. - 0,3 п.л.

4. Артемьева Р.В. Преамбула Российской Конституции (историко-правовые аспекты) // Перспектива - 2007: Материалы докладов Международного конгресса студентов, аспирантов и молодых ученых. - Т.3. - Нальчик: Изд-во КабГУ, 2007. - 0,4 п.л.