Водители-гастарбайтеры: кто теперь будет за рулем маршруток и такси. Запрет работы с иностранным водительским удостоверением Принятый закон о иностранных водительских правах

С 1 июня этого года вступают в силу принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами. Нововведение не коснется иностранцев, использующих автомобиль для личных поездок. А вот за допуск к работе водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей. Вступление в силу этой нормы уже дважды откладывалось - водители-иностранцы и транспортные предприятия были не готовы к новым правилам, из-за этого могли возникнуть сбои в пассажирских перевозках.

По словам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июля они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

В основном они ждут, - сказал Ярослав Щербинин «Известиям». - Особенности наших таксистов таковы, что, пока их штрафовать не начнут, они заниматься переоформлением не будут.

Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.

Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик. При этом они зачастую не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.

Исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации, заведующий кафедрой автомобильных перевозок Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайр Блудян прогнозирует потерю российскими автотранспортными предприятиями в среднем 5% персонала.

В некоторых компаниях до 20–30% водителей - иностранцы, - сказал он «Известиям».-Сколько из них успели оформить документы, неизвестно - такую статистику никто не ведет. Думаю, примерно 5% водителей транспортных предприятий не получат российские права к июлю.

Часть из них просто не успеют этого сделать, потому что поздно начнут этим заниматься. Остальные по объективным причинам: может выясниться, например, что кандидат на получение российских прав находится в розыске. Кто-то не сдаст экзамен, у кого-то не будет необходимых документов. Есть много водителей, которые не могут ни разговаривать, ни читать по-русски. Как он может сесть за компьютер и сдать экзамен? Никак. А мы ему доверили жизни людей.

При этом, как считает Норайр Блудян, на перевозках кадровые изменения не скажутся.

Не надо из этого делать трагедию, надо повышать зарплаты и привлекать для работы в своих компаниях москвичей, жителей других регионов России, - отметил эксперт.

Некоторые иностранные граждане могут не успеть к 1 июня, даже если подадут заявление прямо сегодня: ГИБДД будет делать запрос в компетентные органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Такая межгосударственная переписка может растянуться на три-четыре месяца. Так что для кого-то будет проще и быстрее пройти обучение в российской автошколе и сдать экзамены на общих основаниях. Однако председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов сообщил «Известиям», что не наблюдает наплыва иностранных граждан, желающих учиться.

Сейчас многие иностранцы вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, опять пытаются найти посредников, предлагающих «помощь» в прохождении экзаменационных испытаний, - рассказал Александр Ачкасов. - Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а у некоторых удостоверения и просто фальшивые.

По его мнению, благодаря новым правилам на российских дорогах будет меньше водителей автобусов, маршруток и такси, получивших водительские удостоверения без нормального обучения либо имеющих проблемы с законом. В то же время Ачкасов считает нерациональным выдавать срочное водительское удостоверение для работы по найму гражданам других стран, которые приезжают работать водителями лишь на определенный сезон.

Было бы разумнее внедрить практику периодического подтверждения профессиональной квалификации иностранным водителям, которые работают по найму, - пояснил Александр Ачкасов. - Если бы они ежегодно сдавали тест по правилам дорожного движения и проходили медицинское освидетельствование, то это бы привело к реальному повышению безопасности на дорогах.

В Союзе автошкол отмечают, что такая практика не противоречит мировому опыту: во многих странах права для водителей-профессионалов и обычных автомобилистов существенно различаются по процедуре получения и продления.

Граждане СНГ с водительскими правами, которые приехали в Россию и ведут здесь предпринимательскую деятельность или работают, в обязательном порядке должны произвести обмен водительских удостоверений на удостоверения Российского образца.

Без этого управление автотранспортом на территории РФ не допускается.

Водительское удостоверение для иностранцев - граждан СНГ

В каких случаях необходимо заменять права национального образца на удостоверение водителя РФ

Согласно союзного договора, заключенного с рядом государств бывшего СССР, граждане этих государств имеют право проживать на территории России, работать здесь и осуществлять предпринимательскую деятельность.

В текст федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995г. в 2013 году были внесены некоторые изменения, в числе которых было введено новое правило: граждане иностранных государств имеют право работать на должности водителя только с водительским удостоверением российского образца, которое должно быть оформлено органами ГИБДД в должном порядке.

В законе введено положение, согласно которому предпринимателям и юридическим лицам вменено в обязанность осуществлять проверку работающих у них водителей с иностранным гражданством на предмет наличия у них российских прав. Лиц без российских прав к управлению автотранспортом допускать запрещено.

Есть ли категория, которой разрешено осуществлять управление автомобилем без российского водительского удостоверения?

В упомянутом нами выше ФЗ №196-ФЗ (ч.12 ст.25) указано, что если лицо с иностранным гражданством не занимается предоставлением автомобильных услуг в качестве предпринимателя или работника в должности водителя, а также если у данного лица оформлено постоянное проживание в России, временное проживание или временное пребывание в РФ, то оно может пользоваться российскими, иностранными или международными правами.

При этом, если у данного лица нет водительского удостоверения российского образца, для управления автомобилем у него должны быть при себе международное и национальное удостоверение водителя.

Замена удостоверения водителя для иностранных граждан

Граждане иностранных государств, прибывшие в Россию для постоянного или временного пребывания и собирающиеся работать водителями, должны поменять национальные водительские удостоверения на удостоверения российского образца.

У многих прибывающих из стран ближнего зарубежья бывших соотечественников действующие права помечены знаком «SU», что говорит о том, что выдавались они им еще при СССР. Постановление Правительства РФ №1396 от 15 декабря 1999 г. дает право таким гражданам на обмен их национальных прав на российские удостоверения водителя, которые дают возможность работать водителем на российских дорогах.

Какие документы потребуются для замены водительского удостоверения

Для замены водительских прав гражданин иностранного государства предоставляет в ГИБДД следующие документы:

  1. Свой паспорт;
  2. Миграционную карту;
  3. Водительское удостоверение национального образца;
  4. Справку о прохождении медицинской комиссии;
  5. Разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории России, выданного органами Федеральной Миграционной службы.

ГИБДД рассматривает предоставленные документы и выносит свое решение о замене водительского удостоверения национального образца на водительские права РФ. При этом водительские права национального образца не отбираются, а возвращаются водителю.

Если иностранец зарегистрирован в России как временно пребывающее на территории РФ лицо, он имеет право осуществлять управление автомобилем, имея права международного и национального образца, при этом существуют следующие условия:

  • Права должны соответствовать требованиям Венской конвенции о дорожном движении от 1968 г.;
  • Текст в иностранном удостоверении водителя должен быть сделан (или продублирован) латинскими буквами.

Если записи в правах не содержат записей латиницей, такой вариант допускается только при наличии у него заверенного перевода документа на русский язык. Заверение переводов производится у нотариуса.

Как иностранцу без водительского удостоверения получить права РФ

Иностранец из страны бывшего СССР вправе получить впервые права на управление автомобилем российского образца. Для этого он ходатайствует о получении водительского удостоверения на общих основаниях.

Права для иностранца действуют тот же срок, что и срок его регистрации на территории России. Рассмотрим процесс получения прав для иностранца:

1. Обучение вождению гражданина иностранного государства

Чтобы получить права, любому гражданину необходимо пройти курс обучения по теории и практике. Для того, чтобы поступить в автошколу, достаточно иметь паспорт. Иногда, в связи с тем, что оригинал паспорта иностранца может находиться на оформлении регистрации или у работодателя, с иностранцев, принимая во внимание их положение, даже не спрашивают оригинала паспорта, а вносят в списки по продиктованным им данным из паспорта.

2. Как гражданину СНГ пройти медицинское освидетельствование

Медицинскую справку, которая необходима для допуска к вождению и для получения водительского удостоверения, можно получить, пройдя медицинское освидетельствование в государственной поликлинике или в частном медицинском центре с лицензией на осуществление медицинского освидетельствования.

3. Как иностранцу сдать экзамены в школе вождения

Для того, чтобы быть допущенным к сдаче экзаменов после обучения в автошколе, требуется иметь действующее разрешение на проживание, временное или постоянное. Экзамены в школе вождения введены по последним требованиям к автошколам для предварительной проверки качества знаний перед экзаменом в ГИБДД.

После успешной сдачи экзаменов в автошколе ученик получает свидетельство об окончании школы и водительскую карточку.

4. Сдача экзамена в ГИБДД для граждан СНГ

Граждане СНГ перед экзаменами в ГИБДД проходят допуск к экзаменам. Решение о допуске принимается в срок не более 15 суток.

Для того, чтобы получить допуск к экзаменам в ГИБДД надо представить следующие документы:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Свидетельство о прохождении обучения в школе вождения;
  3. Заявление на прохождение экзамена;
  4. Медицинскую справку о состоянии здоровья;
  5. Документ о
  6. Квитанцию об оплате государственной пошлины за получение водительского удостоверения.

В каких случаях в допуске могут отказать?

Все причины, по которым иностранцу могут отказать в допуске к экзаменационному испытанию в ГИБДД, перечислены в Постановлении Правительства РФ № 106 от 14 сентября 1999 г. Согласно этому документу не допускаются к экзамену следующие категории лиц с иностранным гражданством:

  • Те граждане союзных государств, которые имеют за нарушение правил дорожного движения;
  • Лица в розыске;
  • Иностранцы, которых лишили права управления автомобилем по судебному решению;
  • Если права у гражданина изъяты ГИБДД;
  • Иностранные граждане, у которых имеются медицинские противопоказания к вождению автомобиля;
  • Граждане иностранных государств, которые имеют права по категории «В» и срок действия которых не вышел.

Как проходит сдача экзамена для иностранцев?

Первым этапом экзамена в ГИБДД является компьютерное тестирование теоретических знаний. В ходе тестирования проверке подвергаются знания правил дорожного движения, правил оказания первой помощи пострадавшим в авариях, а также устройства двигателя внутреннего сгорания.

Как только теоретическая часть экзамена закончена, экзаменуемый приглашается на автодром, где сдаются практические упражнения по умению управлять автомобилем в стандартных ситуациях.

Третья часть экзамена представляет собой практическую езду по определенному маршруту в условиях городского движения. В процессе этого этапа инспектор присутствует с экзаменуемым в одном автомобиле и оценивает его знание правил дорожного движения, умение двигаться в общем потоке дорожного движения и способности ориентироваться в реальных условиях.

5. Выдача прав на управление ТС иностранцам

Спустя не более 7 дней с момента сдачи экзамена в ГИБДД каждый успешно сдавший получает водительское удостоверение российского образца. Иностранцы получают такие же права, как и все остальные.

Требуется ли замена прав для иностранных граждан постоянно проживающих в РФ

Граждане союзных государств, переехавшие на постоянное место жительства в Россию и имеющие национальные водительские права, должны в обязательном порядке сменить их на российские в течение 60 дней после получения разрешения на постоянное проживание в отделе внутренних дел или, если разрешение они получили раньше, еще в консульстве, то в течение 60 дней с момента въезда на территорию РФ.

60 дней у них будет действовать удостоверение национального образца, но если за этот срок замена прав произведена не будет, то гражданам грозит административный штраф до 15 000 рублей, как указано в части 1 статьи 12.7 Кодекса Административных правонарушений РФ.

Внутри Российской Федерации действуют права на управление транспортными средствами определенного типа, соответственно, всем въезжающим на территорию РФ иностранцам для получения возможности беспрепятственно работать водителем необходимо получить права соответствующего образца. Это правило обязательно для всех и единственное временное исключение действует только для граждан, получивших право на постоянное проживание, и то старые права необходимо поменять на Российские в течение 2 месяцев.

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.

С 1 июня 2017 года иностранные водители, работающие на автотранспорте (на автобусах, грузовых автомобилях, в такси) будут отстранены от работы и не будут иметь права заниматься перевозками согласно ФЗ от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, если эти иностранные профессиональные не получат российские водительские права, заменив тем самым свои национальные водительские удостоверения.

И так, с 1 июня этого года вступает пункт федерального закона, который запрещает управление автотранспортом иностранными водителями с иностранными правами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, которая непосредственно связана с управлением ТС.

В итоге, те иностранные водители, которые управляют автомобилем с целью предпринимательской деятельности или работают в сфере оказания транспортных услуг будут обязаны получать российские права, пройдя специальную процедуру, которая прописана в законе.

Но прежде чем мы перейдем к обсуждению процедуры замены прав иностранными водителями, стоит сказать пару слов по поводу постоянных отсрочек данного закона.

Проект закона долгое время мариновался в высоких кабинетах, хотя должен был вступить в силу еще четыре года назад, в 2013 году. Однако по ряду обстоятельств принятие постоянно откладывалось. Одним из самых серьезных препятствий стало отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях, в которые для замены прав обращались работодатели у которых работали водители из стран ближайшего зарубежья и сами иностранные водители.

Очередной документ, который должен был перенести принятие закона был предложен в апреле этого года и даже прошел первое чтение. Согласно тексту документа, иностранные водители обязаны были бы получить водительские права , однако, такой отсрочки водителям- мигрантам решено было не давать.

Таким образом профессиональные водители с национальными правами с 1 июня 2017 года окажутся вне закона. Согласно вводимым правилам, иностранные водители будут ОБЯЗАНЫ получить российское водительское удостоверение, иначе у них не будет права работать в России на транспорте.

Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей , говорится в документе.

Что нужно сделать для того чтобы не нарушить закона, если вы являетесь работником транспортной сферы и приехали в Россию из-за рубежа?

Процедура по замене прав иностранными водителями проста:

1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного законодательством РФ возраста.

18 лет для легковых и грузовых автомобилей транспортными средствами категорий "А", "В", "С" и подкатегорий "B1", "C1"

А также управления транспортными средствами категории "М" и подкатегории "А1" - лицам, достигшие 16 лет.

2. Получившие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами (медсправку)

3. Прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение

4. И наконец, самое главное, необходимо пройти экзамен. Обязательным условием обмена водительских удостоверений является сдача трех экзаменов - одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения).

Если все испытания были сданы, водитель получает водительские права российского образца.

ВАЖНО! Поскольку практические экзамены принимаются как на автомобилях с механической, так и с автоматической трансмиссией, лицам, сдавшим экзамен на автомобиле с автоматической КПП будут выданы права, дающие возможность управления только транспортными средствами открытых категорий исключительно с автоматической трансмиссией. Если практический экзамен был сдан на «механике», управлять можно автомобилем с любой трансмиссией.

Таким образом для замены иностранного водительского удостоверения на российское потребуются следующие документы:

заявление

паспорт

медицинская справка

иностранные права

Если у водителя открыты одновременно несколько категорий, то ему придется сдать экзамены только 1 раз (на высшую категорию).

ВАЖНО! Зарубежные права, не соответствующие требованиям международных договоров РФ, обменять на российские не получится.

При замене иностранного ВУ на российское, обучение в автошколе проходить не требуется

Всего пару недель назад депутаты Госдумы обещали, что закон об отмене иностранных водительских прав в России принимать пока не будут. Мол, примем поправки, какие надо. И отложим до следующего года. Однако принять ничего не успели. И сами не заметили, как тот самый закон благополучно вступил в силу (с 1 июня). Теперь с иностранным удостоверением в нашей стране можно ездить только на личной машине. Или взятой напрокат, например. Занимать же должность шофера можно только с российскими правами. Иначе штраф - от 5 до 15 тысяч рублей водителю, и 50 тысяч - его работодателю (юридическому лицу).

«ПОНАЕХАЛИ, ПОНИМАЕШЬ!»

И вот спустя неделю после того, как приняли этот закон, я стою возле станции метро «Коньково» и вызываю машину. Ну, думаю, сейчас проверим, у кого какие права. Сервис «Яндекс .Такси» направил ко мне извозчика, которого зовут Назирли Гусейнага Назар оглы. Я, конечно, деликатно верил, что у него с документами все в порядке... Но все же до последнего мне что-то подсказывало, что это не так.

Мне эти ваши права совсем не нужен! - вспыхнул водила словно порох. - У меня смс -ка есть!

Таксист передал мне свой мобильный телефон, в котором было написано: «Профсоюз трудящихся мигрантов информирует: вы можете продолжать использовать зарубежные права. По нашим данным, сотрудникам ГИБДД дано указание не штрафовать за них, а Госдума перенесет введение закона на июнь 2018».

Да я на прошлой неделе с депутатом Госдумы общался, который этот закон принимал! - хотел всплеснуть я руками, но вовремя притаился.

Это все-таки профсоюз пишет, - сказал мне Назар, успокоившись. - Ему виднее.

Под мелодичные мотивы восточной музыки мы мчались на «Kia Rio» по Профсоюзной улице и с дельным видом осуждали приезжих. Мол, заполонили всю столицу! При этом водила приехал в Москву из солнечного Азербайджана , а я из Курска .

Таксист снова распалялся и, отрывая руки от руля, восклицал:

Как они тут работают, не понимаю! Языка не знают! Города не знают! Вести себя не умеют, слушай. Один недавно поспорил с клиентом. И четыре раза пырнул его ножом. Это что, нормальное поведение?

- Мне кажется, что нет, - ответил я искренне.

А, как приехал, сразу позвонил в профсоюз мигрантов. Мне там сказали, что это все чушь собачья. Никаких смс они не рассылали. Скорее всего, это сообщение водила отправил с чужого номера сам себе. Чтобы - в случае чего - показывать инспекторам.

«ПРИХОДИТЕ К НАМ РАБОТАТЬ»

На следующий день я продолжил свой эксперимент и снова вызвал такси. Только уже через «Uber». Водитель оказался с российскими правами. Что не удивительно. В Москву он приехал из Дагестана (республика России, - прим. авт). Наверное, поэтому он вел себя на дороге словно абориген. А я, пока ждал его, случайно нажал в приложении на кнопку «Попробуйте себя в качестве водителя». И через секунду прочитал: «Зарабатывайте хорошие деньги. Вы решаете сами, сколько и когда работать. Без офисов и начальников». Я вернулся на прежнюю страницу, но уже через несколько минут мне на мобильник позвонил диспетчер и предложил работу.

- Увы, но у меня иностранные права, - соврал я, ожидая ответа.

Ничего страшного, - сказали в компании «Uber». - Они же международного образца? Вы нам подходите...

На самом деле, водительское удостоверение международного образца - это не какая-то отдельная категория, а такие же иностранные права, только с английским переводом. Вряд ли в российской ГИБДД есть сотрудники, умеющие читать иероглифы. И для того, чтобы японец мог ездить на своем авто по Москве, такой документ и оформляется. И, согласно закону от 1 июня, ни таксистам, ни водителям автобусов с троллейбусами он не подходит.

(Кстати, в ГУП «Мосгортранс » из 16 тысяч водителей полторы тысячи иностранцы - и 80% из них сдали экзамены с вождением и получили российские права).

«НЕЛЕГАЛЫ КАК ЕЗДИЛИ, ТАК И ЕЗДЯТ»

Таксист с 18-летним стажем Евгений Бокарев уверен, что иностранные права абсолютно не пугают их владельцев. Несмотря на принятый закон. Потому что в итоге так получается, что штрафовать некого.

Большая лизинговая компания сдает в аренду машины какой-нибудь фирме, - рассказывает Евгений. - Эта фирма накручивает цену и тоже их сдает - уже в субаренду. Третья компания - совсем мелкая - предлагает иномарки таксистам. Те берут их. Например, за 2500 рублей в сутки. Но потом оказывается, что последняя компания - примитивная однодневка, с которой и взять-то нечего. Прилетает штраф из ГИБДД, но платить его некому. При этом сам таксист - физическое лицо. Его тоже могут наказать. Но сумма штрафа гораздо меньше.

Я позвонил в столичное управление ГИБДД, но там от комментариев упорно отказываются.

Если по хорошему проверять водителей такси, то половина из них работает нелегально, - заявил Бокарев. - Путевки оформляют сами - бланки есть в свободной продаже. Печати медосмотра покупают через интернет (одна стоит 700 рублей). Подписи механиков, которые должны осматривать машины, тоже поддельные. Главное, что нужно иметь на руках - разрешение на таксомоторную деятельность. Если работаешь сам на себя, оформляешь ИП и получаешь его в Дептрансе (делается в течение трех недель бесплатно). Если на компанию, то это ее заботы.

Во дворах часто встречаются брошенные машины такси. Особенно сейчас. Это связано с законом об отмене иностранных прав?

Не думаю. Гастарбайтеры и раньше бросали автомобили. Им обещали золотые горы, зарплаты до 160 тысяч рублей (в объявлениях). А на деле они не могут даже окупить аренду машин. Вот и бросают их где попало. От злости. Сейчас этот рынок раздули до крайности. В Москве и по области около 120 тысяч таксистов. Для сравнения, в советское время было 18 тысяч.

ОБУЧЕНИЕ НЕ ДОРОЖАЕТ

По словам председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, за прошедшую неделю в Москве не вышли на работу около 30 тысяч водителей. Все они - приезжие ребята. Львиная доля от этого количества - легальные таксисты. Потому что нелегалам (по сути) бояться нечего. Они и до 1 июня возили пассажиров незаконно. В области тоже штат водителей ощутимо сократился (на 25-30%). Об этом сообщил «КП » руководитель Ассоциации таксистов Подмосковья Андрей Титов .

Казалось бы, сейчас все эти люди ринутся переучиваться на права, а значит и стоимость обучения должна повыситься. Но, обзвонив пять-шесть автошкол, я выяснил, что все как раз совсем наоборот.

Мы даже готовы предоставлять скидки мигрантам, - рассказали мне в одной из компаний. - Именно тем, которые работают водителями. Все равно учить их особо не нужно. Ездить умеют.

Минимальная стоимость учебы, которая мне попалась, 18500 рублей. Наибольшая - 32000 (в этом случае количество занятий максимальное и проходят они в удобное для будущих водителей время).

В таксомоторных парках мне в основном говорили, что водителей с иностранными правами они в принципе стараются не брать.

У меня, например, в принципе такая политика, что я не беру водителей с иностранными документами, - заявил «КП» руководитель 6-го таксомоторного парка Александр Саная. - У нас 1100 машин. И все водители с российскими правами.

А у нас 800 машин, - рассказал руководитель компании «Формула такси» Виталий Прокин. - С принятием закона на работу не вышли 5% водителей. Все они приехали в Москву из Беларуси . Видимо, кто-то из них вернется на родину. Кто-то будет переучиваться.

Понятно, что руководители других частных фирм, организующих пассажирские перевозки, не намерены признаваться, что у них работают водители с иностранными правами. Потому что теперь это незаконно.