Вступил в силу закон о хранении персональных данных на территории россии. Что гласит закон о защите персональных данных

ТАСС-ДОСЬЕ. Федеральный закон (ФЗ) РФ номер 242 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях" был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 21 июля 2014 года. Согласно данному закону, с 1 сентября 2015 года хранение и обработка персональных данных россиян в интернете допускаются только с использованием серверов, расположенных на территории России.

Соответствующий законопроект был внесен в Государственную думу 24 июня 2014 года межфракционной группой депутатов: Вадимом Деньгиным, Андреем Луговым (оба - ЛДПР) и Александром Ющенко (КПРФ). Был принят в третьем чтении 4 июля 2014 года. 325-ю голосами "за" и 65-ю голосами "против" - не поддержали закон 60 депутатов КПРФ, из всей фракции "за" голосовал только Ющенко. Законопроект был одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года.

Закон вносит поправки в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года, ФЗ "О персональных данных" от 27 июля 2006 года. и ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 года.

Согласно поправкам, операторы интернет-сайтов "обязаны обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ". Доменные имена и сетевые адреса, которые не будут соблюдать положений закона, будут внесены в специальный реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Вести его должен Роскомнадзор, а основанием для включения в список будет имеющий законную силу судебный акт. Кроме того, нарушение закона повлечет штраф в размере до 10 тыс. рублей или ограничение доступа к данному ресурсу. После устранения нарушений доступ предполагается восстанавливать. Исключение из закона сделано для личной информации, которая передается в рамках международных соглашений: так, при сборе личных данных для выдачи виз российским гражданам иностранные государства могут хранить их на своей территории. Также в августе 2015 г. Минкомсвязи разъяснило, что закон не коснется систем бронирования авиабилетов.

При обсуждении законопроекта в Госдуме член комитета нижней палаты парламента по информационной политике Роман Чуйченко ("Единая Россия") назвал документ вынужденной мерой, которая призвана усилить информационную безопасность страны и граждан. По его словам, "вызвана она усложнением международной ситуации".

В первоначальном тексте закона было указано, что он вступает в действие 1 сентября 2016 г. 31 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому новые положения вступят в силу на год раньше, с 1 сентября 2015 г.

Закон вызвал негативную реакцию крупных интернет-компаний и торговых ассоциаций: в частности, они сомневались в целесообразности и возможности переноса серверов с личными данными в сжатые сроки. Летом 2015 г. о начале переноса личных данных в Россию сообщили компании Aliexpress, Booking.com, Ebay, PayPal, Uber и др. При этом 16 июля 2015 г. глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал отсрочить применение наказаний за нарушение законодательства: по его словам, первые проверки могли пройти через определенный срок после вступления в силу документа.

Персональные данные - это любая информация о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес проживания, семейное и социальное положение, данные о доходах, образовании, состоянии здоровья и профессии. В 2014 году в мире произошло 1158 крупных случаев потери, кражи или публикации личной информации. При этом 90% утечек личных данных можно было избежать, если бы заранее были приняты меры организационного и технического плана по их безопасности.

Продолжение

Новой головной болью для компаний, юристов и IT-специалистов стал федеральный нормативный акт от июля 2014 № 242-ФЗ, согласно которому с сентября 2017 должны были вступить в силу изменения в Закон № 152-ФЗ «О персональных данных». В декабре 2014 вступление в силу нововведений было передвинуто на более ранний срок – на первое число сентября 2015.

Закон о защите персональных данных с 1 сентября 2018

Что является целью документа о сохранности информации? Нормативный документ о защите субъектов индивидуальных сведений изначально был принят для того, чтобы обеспечивать сохранность информации о личной жизни и регулировать работу операторов по обработке и использованию сведений о физических лицах.

Уполномоченным органом, контролирующим соблюдение положений Закона, утвержден Роскомнадзор, находящийся в составе Министерства связи, главой которого является Никифоров Николай Анатольевич, назначенный Президентом страны.

Федеральный закон с изменениями: что такое?

Каждому основополагающему нормативному акту при его утверждении присваивается определенный номер и наименование. Для того, чтобы при внесении очередных изменений не менять его установленные общеизвестные параметры принимаются федеральные законы об изменениях в основной нормативный акт. Они также позволяют проследить, когда и какие были внесены корректировки и дополнения.

Последняя редакция

Сегодня текст нормативного документа, регулирующего использование персональных сведений, по мнению экспертов и пользователей требует многочисленных доработок, так как многие его положения изложены в обобщающих вариантах без детальных пояснений. Новый закон, ужесточающий требования к операторам, стал причиной острой необходимости в разработке новых изменений, касающихся детализации отдельных понятий нормативного документа.

Закон о персональных данных с 1 сентября 2018

Необходимость в принятии корректировок в Закон озащите личных сведений связана с последними событиями (санкции со стороны стран Европы и Америки, включение РК в состав Российской Федерации, нестабильная ситуация на территории ДНР, ЛНР).

Соблюдение требований нормативного акта о сохранности личных данных россиян должны осуществляться не только при обработке информации интернет-компаниями, но и банками, работодателем, работниками полиции, в школе и в ином общественном предприятии.

О хранении на территории РФ

С внесением корректировок изменился порядок хранения персональной информации. В частности, все сведения о гражданине России должны аккумулироваться только с применением российских баз данных. Это означает, что сбор, запись, накопление, систематизация, обновление, уточнение и извлечение данных или отдельных их частей, находящихся под защитой, должно осуществляться на дата-серверах, которые располагаются на российской территории.

Исключением является обработка данных, необходимая для соблюдения условий международных соглашений (например, договор РФ и Латвийской республики о взаимодействии по гражданским и семейным делам), для осуществления правосудия, научной и литературной деятельности, для исполнения обязанностей государственных органов.

О передаче третьим лицам

Передача личных сведений третьим лицам допускается только при получении согласия ее собственников (работников организации, пользователей информационных и телекоммуникационных сетей интернета и иных). Согласие о предоставлении личных данных оформляется в любой, подтверждающей этот факт форме. Если персональные сведения обрабатываются наемными работниками, то они обязаны ознакомится с соглашением об их неразглашении в соответствии с положениями НПА и Трудового кодекса.

Закон о персональных данных с 1 января 2018 с комментариями

Обойти новое требование можно при помощи такой технической функции, как обезличивание охраняемых данных. Также в Закон о сборе личной информации не внесен никакой запрет на перенос сведений за границу. Получается, что теоретически место локализации сведений должно быть в России, но их можно хранить в продублированном виде и на иностранном сервере.

Более подробно закон о конфиденциальной информации и защите персональных данных с пояснениями о внесенных изменениях можно бесплатно изучить на справочных и правовых сайтах (Консультант Плюс, Гарант, Википедия). Там же можно скачать образец соглашения о неразглашении персональной информации.

Если же нужна только суть, итоговый анализ или краткое содержание нормативного документа, то рекомендуется прочитать реферат, также подойдет аудио- и видео-презентация на тему о персональных сведениях. В книгах можно найти перевод закона на английский язык, который будет актуальным при ознакомлении с положениями нормативного акта иностранными лицами.

Изменения и основные положения

Сегодня при заключении различных договоров или оказании услуг, которые требуют указания личных сведений требуется получить согласие о раскрытии личных сведений. Причем к личной информации относится как адрес и паспортные данные, так и иные виды, в частности, переписка в соцсетях, сведения о здоровье, регистрация в онлайн-ресурсах.

Кого касаются принятые дополнения? Новшества поставили в затруднительное положение не только компании, предоставляющие услуги с использованием личных сведений, но и их пользователей. Так как для получения доступа к услугам им теперь постоянно придется заполнять либо заявление о согласии, либо ставить обязательную галочку в пункте «Соглашение об использовании персональных данных». А это приводит только к непониманию и недоверию к оператору услуг. Так как каждый раз возникает вопрос: «Зачем нужен этот пункт? Не будет ли использовано это согласие не в моих интересах?».

Штраф: сколько заплатишь о разглашении?

Чаще всего нормативные документы о защите личной информации нарушают коллекторы, хакеры, банковские служащие, работники ЖКХ. Куда жаловаться и как могут наказать за нарушение конфиденциальности? Нарушение законодательных требований о сохранении личной информации пользователей влечет ответственность в форме штрафа, блокировки и удалении сайта, увольнения, ограничения свободы или ее лишения на срок до двух лет.

Работу с индивидуальными сведениями сотрудников регулирует закон о защите персональных данных (Полное название Федеральный Закон «О персональных данных») и Гражданский Кодекс Российской Федерации. Обладая конфиденциальными сведениями о наемном работнике, работодатель обязан, помимо всего, обеспечить их сохранность в соответствии с законом. Чтобы более подробно разобраться в данном вопросе, начнем, как говорится, «от печки» — для начала рассмотрим перечень персональных данных, подлежащих защите.

Оформляя трудовые отношения с новым сотрудником, работодатель собирает и обрабатывает его персональные данные. Под персональными подразумеваются индивидуальные сведения о конкретном человеке. В том числе:

  • личностная информация: ФИО, возраст, половая принадлежность, фотоизображение;
  • сведения о полученном образовании и профессиональных навыках;
  • национальность и расовая принадлежность;
  • отношение человека к наркотическим, алкогольным, психотропным веществам;
  • сведения об этапах прошлой жизни (служба в рядах вооруженных сил, отбывание наказания, предыдущие места работы и т.п.);
  • принадлежность к политическим и религиозным течениям;
  • материальное положение;
  • сведения о месте проживания;
  • информация о родственных связях и семейном положении;
  • оценивающая характеристика личности;
  • данные о физическом и психическом состоянии сотрудника и его сексуальной ориентации;
  • наличие хобби, увлечений.

Получив необходимые сведения о своем сотруднике, наниматель обязан, согласно Федеральному Закону о защите персональных данных, обработать и сохранить их. Обрабатывая индивидуальные данные сотрудников, руководитель предприятия должен соблюдать некоторые правила, предусмотренные законом:

  1. Собирать и обрабатывать можно только те сведения личного характера, которые влияют на эффективность сотрудничества в рамках трудовых отношений, более качественное выполнение трудовых обязанностей и сохранение жизни и здоровья наемного работника.
  2. База данных работника складывается из информации, полученной от самого сотрудника и от сторонних лиц. Запрос сведений у третьих лиц может быть осуществлен только с согласия самого работника, оформленного в письменном виде.
  3. Сведения о вероисповедании, принадлежности к каким-либо политическим течениям, личной жизни, не могут быть материалом для обработки по месту трудоустройства.
  4. Также не обрабатывается информация о принадлежности к профсоюзным организациям и прочим объединениям.
  5. Запрещается принимать решения, ущемляющие личные права наемного рабочего, на основе автоматизированных или электронных данных.
  6. Обязанность по организации защиты персональных данных на предприятии лежит на работодателе.
  7. Руководитель предприятия обязан издать приказ о защите персональных данных своих сотрудников. Образец данного документа приведен ниже.
  8. Сотрудник под роспись знакомится с порядком обработки его индивидуальных сведений.
  9. В целях защиты своих персональных данных и на основе трудового права работник может не передавать нежелательную для него информацию.

Организация защиты персональных данных на предприятии

При обработке и использовании персональных данных своих сотрудников, у работодателя появляются обязанности:

  • не распространять полученные сведения;
  • предоставлять допуск к конфиденциальной информации только уполномоченным на то представителям;
  • какую-либо передачу информации осуществлять только с согласия ее владельца, оформленного в письменном виде.

Помимо прочего, работодатель не имеет права собирать и обрабатывать информацию, не относящуюся к выполнению трудовых обязательств сотрудника.

Относительно вопроса об индивидуальных сведениях работников в Трудовом Кодексе РФ есть статья 89 о защите персональных данных.

Согласно закону РФ о защите персональных данных, работник имеет право:

  • знать, как обрабатывается и хранится информация о его личности;
  • иметь доступ к базе своих персональных сведений;
  • вносить изменения в информационную базу, если таковые имеют место быть;
  • защищать свое право в судебных заседаниях в случае нарушения работодателем положений о защите персональных данных;
  • иметь представителей по защите своих прав.

Приказ о защите персональных данных образец

Защита персональных данных работника - трудовое право

К защите индивидуальных сведений граждан наше законодательство подошло очень серьезно. Нарушение права по защите личных данных, предусмотренное Конституцией РФ, карается законом. В первую очередь, наказаны будут лица, допустившие нарушения прав работника, а также и руководитель данного предприятия.

Уполномоченный сотрудник, который нарушил закон «О персональных данных», воспользовавшись своим служебным положением, подвергается наказанию в виде:

  • денежного штрафа в размере 100 000 – 300 000 рублей;
  • материального взыскания, составляющего сумму дохода за 12-24 месяца;
  • содержания под стражей до 0,5 года;
  • запрета занимать определенные должности.

Также, согласно статье 137 УК РФ, лица, виновные в распространении охраняемых законом сведений, несут ответственность в виде:

  • денежного штрафа в размере до 200 000 рублей;
  • материального взыскания, составляющего доход за 1,5 года;
  • от 120 до 180 часов обязательных работ;
  • выполнения исправительных работ сроком до 12 месяцев;
  • заключения под стражу до 4 месяцев.


Помимо всего, сотруднику, разгласившему охраняемую информацию, будет вынесен выговор, либо произойдет перевод его на другую должность, а возможно и увольнение .

Отстаивать права о защите своих индивидуальных сведений гражданин будет в судебном заседании. Доказав нарушения норм законодательства относительно персональных данных, работник может рассчитывать на возмещение материального и морального ущерба.

С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.

Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".

2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.

3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.

4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.

5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:

  • исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
  • получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
  • знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
  • отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
  • выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
  • обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.

6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.

Кого коснутся новые штрафы

Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.

Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.

Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.

Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил

1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.

Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.

Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.

Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.

Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.

Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.

Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.

3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.

Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.

В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .

На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.

За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .

Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.

6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .

Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.

Ответственность для государственных и муниципальных органов власти

Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.

В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре

Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.

Что делать сайтам

Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).

Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.

А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».

Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.

Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.

Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.

Принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)» затрагивает не только о местах хранения баз данных с персональными данными россиян, но и другие аспекты, относящиеся к законодательству о персональных данных.

В 152-ФЗ изменения коснулись ст. 18 «Обязанности оператора при сборе персональных данных» (оператор при сборе персональных данных россиян, в том числе через интернет, должен хранить их в базах данных, расположенных на территории РФ), а также ст. 22 «Уведомление об обработке персональных данных» (о том, что нужно уведомлять контролирующий орган Роскомнадзор о месте хранения баз данных).

Также в принятом законе Роскомнадзор наделяется полномочиями вести реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных, возможностью блокировать ресурсы. И, нужно сказать, что формально контролирующий орган уже наделен таким правом по 139-ФЗ. Например, 8 июля Роскомнадзором был заблокирован сайт telkniga.com с номерами сотовых телефонов россиян.

На кого повлияет закон о хранении персональных данных на территории РФ?

Прежде всего, закон должен коснуться крупных российских компаний, хранящих персональные данные за границей. Им необходимо будет переносить свои дата-центры на территорию России, что потребует больших финансовых затрат. Ведь хостинг на зарубежных ресурсах значительно дешевле. Поэтому можно предположить, что некоторые компании захотят сэкономить и попытаться обойти закон. Например, создавать копии лишь части базы данных и продолжать хранить основную базу за границей. Технически очень сложно определить, что данные хранятся не на территории России. Отсюда возникает вопрос, каким образом контролирующий орган будет отслеживать выполнение закона, это кажется нетривиальной задачей. Но многие российские компании, для которых важен имидж, которые стремятся соблюсти все требования законодательства, будут размещать базы данных на территории нашей страны.

Рассмотрим, на кого еще может распространяться принятый закон. Согласно 152-ФЗ, законодательство о персональных данных распространяется на российских операторов и, в соответствии с , на представительства иностранных юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории РФ. То есть на иностранные компании, осуществляющие сбор персональных данных россиян, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», действие 152-ФЗ не распространяется.

Если же взять какой-нибудь отель в Турции, на сайте которого происходит сбор персональных данных россиян, то доступ к нему будет ограничен из-за несоблюдения требований нашего законодательства. Но одно дело, когда это касается сайта какого-то небольшого отеля, а другое — когда речь идет о сайте крупной компании. Отелю для выполнения российского законодательства не имеет смысла переносить базу данных на территорию РФ с рациональной точки зрения, так как для него это будут слишком большие финансовые затраты. Но такие корпорации, как Microsoft, IBM, EMC и многие другие, захотят продолжить работать на российском рынке и постараются сохранить клиентов, создавая дата-центры или арендуя уже существующие. И в этом можно увидеть положительный момент: создание дата-центров на территории России повлечет развитие отечественной IT-индустрии.

Как изменится контроль над обработкой персональных данных?

Подписанный закон также вносит изменения в , выводя из-под действия этого закона контроль и надзор за обработкой персональных данных, за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это значит, что если сейчас Роскомнадзор может прийти в компанию с проверкой только один раз в три года (это регулируется 294-ФЗ), то c вступлением закона в силу с 1 сентября 2016 года он может делать это в любой момент. При этом станет необязательной публикация Роскомнадзором плана проверок на следующий год, и, следовательно, компании даже не будут знать, когда к ним придут с проверкой. Для обычных компаний малого и среднего бизнеса это изменение более существенно по сравнению с изменениями, касающимися хранения персональных данных на территории России.

В последнее время российское законодательство активно меняется, особенно в области персональных данных. И есть вероятность того, что закон, который вступит в силу 1 сентября 2016 года, все же претерпит некоторые изменения. Тем более что сейчас в нем действительно много неясных моментов, помимо перечисленных.

Елена Республиканская , эксперт продукта