Знак дворовая территория и жилая зона. Разрешено ли движение в жилой зоне и с какой скоростью? движение в жилых зонах

Понятие «жилой зоны» детально рассматривается в 17 разделе ПДД. За нарушение данных требований предусмотрены довольно ощутимые штрафы, вплоть до лишения прав на 12 месяцев, поэтому их изучению нужно уделить внимание. В этой статье постараемся разобраться с вопросами:

  • что такое жилая зона, какими знаками обозначается;
  • правила передвижения, стоянки и остановки в пределах таких территорий;
  • какие наказания и штрафы предусмотрены по КоАП.

Точная дефиниция приводится в Градостроительном Кодексе РФ.

Документ этот достаточно объемный, поэтому дадим термин, касающийся непосредственно водителей:

«Специально обустроенная территория, где действуют особые требования ПДД. Въезды и выезды обозначены соответственно знаками 5.21 и 5.22».

Уже из названия понятно, что подобные площади находятся в пределах спальных районов, в зонах застройки многоэтажными или частными домами. Основное преимущество в передвижении здесь предоставлено пешеходам и велосипедистам, поэтому действуют серьезные ограничения, относящиеся:

  • к скорости передвижения транспортных средств;
  • к правилам ;
  • к выезду и въезду.

Необходимо также отметить, что данные требования актуальны для дворовых и придомовых территорий, правда, ГК РФ и ПДД не дают расшифровки терминов «придомовая или дворовая территории». Таким образом, ориентироваться нужно на знаки 5.21 и 5.22. Если же их нет, то обычно вывешивается знак ограничения скорости 3.29 до 20 или 5 километров в час.

Важным моментом является и то, что патрульные машины ГИБДД и ДПС редко заезжают во дворы домов, поэтому водители часто пользуются этим, превышая скорость и размещая свои транспортные средства на детских площадках и газонах.

Жители домов могут проучить нарушителей, сообщив об этом, например, через форму обращения на официальном сайте ГИБДД.

Правила движения, стоянки и остановки в пределах знака 5.21

Данный знак предусматривает выполнение следующих правил:

  • Наличие знака подразумевает ограничение скорости до 20 км/час.
  • Преимуществом обладают пешеходы, то есть водитель обязан их всегда пропускать. Правда, пешеходам запрещается специально загораживать проезжую часть и создавать помехи в движении.
  • Придомовые территории не предназначены для сквозного проезда, ими нельзя пользоваться для сокращения маршрута. Кстати, так поступают многие водители, желающие «срезать» или проехать через дворы, при этом они не придерживаются скоростных ограничений.
  • Также не разрешается использовать такие зоны для совершения различных маневров: разворотов, езды задним ходом.

Если же вам по тем или иным причинам необходимо проехать через двор, то данный маневр не будет считаться сквозным проездом при условии, что вы совершите остановку длительностью не менее пяти минут.

Кроме всего прочего в жилых зонах запрещены:

  • учебная езда;
  • стоянка с заведенным мотором;
  • стоянка для машин, относящихся к категории «С», то есть грузовых весом более 3,5 тонны (при условии отсутствия отдельных разрешающих знаков и разметки).

Последний пункт говорит о том, что даже если вам нужно перевезти мебель, то грузовая машина не может находиться дольше 5-ти минут в пределах придомовой территории. Однако данное требование не распространяется на грузовые ТС со специальной табличкой, а также транспорт коммунальных служб.

Выезд из жилой зоны приравнивается выезду из любой другой прилегающей территории, соответственно, нужно придерживаться следующих требований:

  • давать приоритет всем участникам дорожного движения, которые перемещаются по , - пешеходам, водителям других транспортных средств, мотоциклистам, велосипедистам - причем вне зависимости от направления их движения;
  • запрещается при выезде пересекать (если таковая имеется), то есть поворачивать можно исключительно направо.

Ну и особого внимания заслуживает распространенное нарушение - или площадках. Оставлять транспортное средство можно только в специально отведенных местах для парковки.

Возможные штрафы за нарушения в дворовой зоне

Если человек нарушил какое-либо из выше перечисленных требований, его ожидают следующие штрафы:

  • 1500 рублей или 3000 для Москвы и СПб - несоблюдение правил въезда/выезда, сквозная езда, непредоставление приоритета пешеходам, стоянка с работающим мотором (12.28 КоАП);
  • стоянка на газоне, детской площадке - для каждого региона определена своя сумма штрафа (в Москве до 5 000 рублей).

Особняком стоит - здесь действуют те же нормы, что и для дорог общего назначения:

  • то есть при превышении на 20-60 км/час нужно платить денежный штраф;
  • если же вы превысили на 80 и более, то предусмотрено лишение ВУ.

Кроме того, выезжая из жилой зоны в нарушение правил - с пересечением сплошной или непредоставлением преимущества - штрафы назначаются по соответствующим статьям КоАП.

С каждым годом движение в мегаполисах становилось более интенсивным, ведь число машин неуклонно растет. Приобретая новый автомобиль, многие даже не задумываются о том, где будут его парковать, будучи уверенными, что достаточно оставить его во дворе.

А ведь это крайне важный вопрос не только с точки зрения недовольных соседей, но и с точки зрения закона. Мы часто отвечаем на вопросы автолюбителей о том, как законно парковаться во дворе, и чего следует избегать, чтобы не получить справедливое наказание.

○ Правила парковки во дворах.

Начать следует с определения того, что такое эта самая «дворовая территория». Сразу отметим, что Правила Дорожного Движения дают не желаемого четкого понятия. При этом раздел 17, посвященный движению в жилых зонах, распространяется на дворовые территории, о чем прямо сказано в п. 17.4:

  • «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.»

Поэтому остается лишь довольствоваться общим правовым определением дворовой территории, как пространства, ограниченного зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. Но есть одно существенное отличие - она не обозначается знаком 5.21 (жилая зона) и 5.22 (окончание жилой зоны), а потому водителю нужно быть внимательным и понимать что в остальном здесь действую все правила движения и парковки транспорта в жилой зоне.

Так п. 17.2 ПДД ясно говорит:

То есть главное и самое частое нарушение по данному пункту парковка грузовиков и стоянка с работающим двигателем. Последнее особенно актуально в холодный период для любителей «прогреть двигатель», загрязняя окружающую среду и мешая спать жителям прилегающих домов.

Стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов касающихся парковки, которые актуальны во дворах. П. 1.2 ПДД дает определение остановки и стоянки, что весьма важно ведь п.17.2 говорит именно о стоянке автотранспорта:

  • «"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
    "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.»

КоАП РФ установил дополнительные запреты парковки, которые касаются и дворовых территорий. Обычно проезды здесь узкие, а потому паркующиеся умудряются мешать не только проезду других автомобилей, но и обычным пешеходам и матерям с колясками, что уж говорить о технических службах. Тем не менее, ч.8 ст. 20 .4 КоАП устанавливает отвесность за нарушение правил пожарной безопасности. То есть, если оставленная машина будет мешать проезду пожарников можно готовиться оплатить штраф.

○ Штрафы за неправильную парковку во дворе.

КоАП РФ так же не дает определения дворовой территории, но устанавливает ответственность за нарушение правил движения в жилой зоне в ст. 12.28 КоАП РФ

То есть, если вашу машину обнаружит инспектор ГИБДД, припаркованную с нарушением вышеописанных правил, можно готовиться заплатить штраф в 1000 рублей, а в столичных городах и все 3000 . Ровно так же накажут за парковку на тротуаре по дворе, ведь часто из-за припаркованных машин просто нельзя провезти детскую коляску.

Но этим дело может не ограничиться. Надо признать, что не так часто ГИБДД патрулирует дворы, особенно в маленьких городах, но если же произошло что – то опасная ситуация окажется серьезнее. Например, в случае пожара и невозможности проезда служебной машины к возгоранию, нерадивому автолюбителю могут применить ч.8 ст. 20.4 КоАП:

  • «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей ; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

Но это возможно лишь в случае, если нарушение зафиксирует пожарная инспекция, она легко назначит штраф до 2000 рублей.

Дворы часто оборудованы зелеными насаждениями, в том числе газонами. ПДД или КоАП не содержат определения газона или штрафа за парковку на нем. Эти вопросы решают органы местной власти, определяя размер штрафа за такие нарушения. В большинстве городов эта сумма фиксирована, так в Санкт – Петербурге рядовой автовладелец заплатит от 3000 до 5000 штрафа. В других регионах, как например, в Самаре, заставят оплатить ущерб насаждению. В любом случае так поступать не стоит.

Еще один аспект проблемы – сквозное движение через жилую зону. Официально оно запрещено п. 17.2 ПДД. Но мало кто из водителей хоть раз не пытался объехать «пробку» через ближайший двор. Правила запрещают лишь сквозной проезд, а само движение со скоростью 20 км в час разрешено П.10.2 ПДД:

  • «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.»

Значит нужно лишь избавить от понятия «сквозное». Достаточно остановиться на несколько секунд и вот, вы уже добропорядочный водитель, которых ничего не нарушил. Но остановку, конечно, нужно делать с учетом описанных правил.

В отсутствие автовладельца в любом из перечисленных случаев, авто могут эвакуировать, особенно если оно мешает проездку или работе уборочных или пожарных машин, а значит придется оплатить пребывание на штрафстояке.

Кроме того, нарушители часто уверены, что если их не застал сотрудник ГИБДД, то они обязательно останутся безнаказанными, но ч. 4 ст. 28.1 КоАП:

Теперь есть даже сайты, куда можно загрузить фото и видео доказательства нарушения.

А потому угрозы соседей нажаловаться на автовладельца, который по утрам по полчаса прогревает авто, вполне реальны.

Правила дорожного движения распространяются не только лишь на трассы, городские и проселочные дороги, но отдельной статьей в ПДД стоят правила о передвижении в границах дворовых территориях и жилых зонах населенных пт. Это такие же обязательные требования, которые нужно исполнять, как и другие правила, но почему-либо эти правила везде нарушаются как водителями, так и пешеходами (жильцами дворовых территорий).

Потому данная статья будет вполне посвящена выполнению
правил дорожного движения в наших городских дворах. Начнем с того, что посты
ГИБДД в жилых дворах не выставляются, даже не делаются выборочные рейды,
потому гласить о соблюдении каких-то правил во дворах не приходится, поточнее
сказать их просто никто даже и не знает. Более того, водители, которые когда-то
учили правила и как-то сдавали их, спустя пару лет езды по безграничным
дворам сами уже не помнят, что им можно, а что нет. А ведь верный порядок
передвижения по жилым зонам сначала исходит от водителей, а пешеход
начнет их соблюдать так же, как и на улице.

В русских правилах дорожного движения есть особый
раздел, в каком говорится о правилах езды на тс в жилых
дворах, он так и именуется «Движение в жилых зонах». Не считая того, о правильном
передвижении говорится и на других страничках ПДД, потому в данной статье будут
приведены полностью все пункты правил, которые относятся конкретно к
передвижению во дворах. Также для острастки будут указаны вероятные меры
наказания за нарушение тех либо других правил. Некие водители запоминают
правила только тогда, когда лицезреют числа с нулями за штраф либо срок, на который
они могут лишиться прав.

В чем отличие
дворовой местности и жилой зоны

Большая часть водителей не знают о том, что дворовая
территория и жилая зона имеют некие значительные различия, и для каждого из
этих понятий есть правила, потому стоит твердо осознать отличие меж этими
определениями. В правилах дорожного движения в пт 17.4 говорится, что все
пункты этого раздела, именуемого «Движение в жилых зонах» вполне
переносятся и на формулировку «дворовые территории». Все же, сами понятия
не однообразные и это различные площади, хотя и там, и там живут люди. Для различия
в правилах движения есть даже различные зрительные знаки, это значит, что жилая
зона отличается от дворовой местности. Что касается понятия
«дворовая территория», то точной формулировки и пояснения в ПДД просто нет.

Все же, дворовая территория может заходить в площадь жилой зоны, в свою
очередь жилая зона также может быть определенной частью дворовой местности.
Видимо потому в правилах дорожного движения, в разделе 17 были внесены
объединяющие пункты правил и для территорий и для зон, хотя различие от этого
понятнее не стало. Но другие разделы правил движения нельзя подводить под
единую черту, они касаются только определенной местности, о которой конкретно
речь идет в раздельно взятом пт правил.

Сам символ «Жилая зона» сейчас не так и нередко можно
повстречать на русских просторах, некие водители вообщем его никогда не
лицезрели, а другие молвят, что раз в жизни лицезрели. Беря во внимание такую загадочною
уникальность знака «Жилая зона», стоит приостановить внимание в этой статье на
обычном и нередко встречаемом знаке «Дворовая территория».

Парковка во дворе

Начнем с того, что молвят правила о правильной парковке во
дворе дома. Для начала необходимо сказать, что все правила движения по
дорогам распространяются и на жилой двор, но при всем этом беря во внимание особенность
места, добавляются еще специальные:

  • запрещено стоять во дворе с заведенным движком;
  • также и грузовым
    автомобилям запрещено парковаться во дворах.

В правилах так и написано, что стоянка во дворе при
работающем движке воспрещается. Казалось бы, как отличить стоянку от
временной остановки и как это систематизировать. Все же есть точное
ограничение, если в течение 5 минут в автомобиль никто не садится либо же
авто не находится под загрузкой, но при всем этом работает движок, то это
считается стоянкой. Тут могут многие возмутиться и напомнить о прохладном
времени года. Да и здесь действуют те же правила, если, например, зимой вы на
дворовой стоянке прогреваете автомобиль более чем 5 минут, то это прямое
нарушение ПДД, если вы будете увидены ГИБДД, то получите соответственный
штраф.

Также в дворовых территориях запрещена парковки и стоянка
грузовиков, с общей массой превосходящей 3.5 тонн, это авто автоматом
относящиеся к С категории тс. Справедливости ради стоит
отметить, что для их парковки во дворах есть либо должны быть особые места
с разметкой и знаком. Тем паче запрещено размещение автомобилей на газонах,
для этого также предусмотрен штраф, его величина регулируется по Закону РФ и в
зависимости от региона, но измеряется он тыщах рублей.

Правила выезда из
дворовых территорий

Стоит знать, что для выезда из дворовых территорий либо жилых
зон есть определенные правилами движения требования. Выезжая из дворовой местности, шофер
должен пропустить всех, кто в этот момент учавствует в передвижении
рядом, впереди либо сзади автомобиля. При всем этом полностью непринципиально кто, как и
куда двигаются участники движения, также непринципиально пешие они, либо, например, на
велике, нужно пропустить всех.

Проезд насквозь чрез
жилую зону

По правилам дорожного движения проезд через дворовые
местности и жилые зоны сквозняком запрещен, но при всем этом кто может вас в этом
обличить, если вы проезжая, остановитесь во дворе и не выключая движок
двинетесь через 10 секунд далее. В таком случае никто и никак не обвинит вас в
нарушении правил и штрафовать вас не за что.

Скорость проезда в
жилой зоне

По действующим правилам пункт 10.2 передвигаться в жилых
зонах и дворовых территориях позволено со скоростью менее чем 20 км/ч. Если
вы превысите скорость и будете пойманы, вам угрожает штраф по систематизации
«превышение высокоскоростного режима», но с пометкой на дворовой местности. Тем не
наименее, эта пометка вам никак не поможет, поэтому как строгость схожа для
всех нарушений, зависимо от превышенной скорости шофер может быть
оштрафован либо же лишится прав вообщем, если скорость будет, например, 80 км/ч.

Во дворе пешеход
главный

Согласно правилам дворового движения, в дворовых территориях
пешеходы имеют право передвигаться не только лишь по тротуарам и пешеходным
дорожкам, да и по проезжей части двора. Даже в данном случае они имеют большее
преимущество, чем автомобиль, потому водителю необходимо уступить пешеходу дорогу в
жилой зоне.

Да и для пешеходов есть правила передвижения, пешеход не
должен создавать на проезжей части двора помехи движению, которые не имеют
особого обоснования. К примеру, просто стоять на проезжей части и не
пропускать автомобиль, либо поставить там диванчик и услаждаться природой, это
будет нарушением. Также начинающим автовладельцам стоит знать, что учиться
вождению во дворах запрещено, не считая того, это реально небезопасно и себе, и для
окружающих.

Предусмотренные
законом штрафы за нарушения в жилых зонах

В случае нарушения высокоскоростного режима в жилой зоне, штраф
будет зависеть от той скорости, на которую шофер превысил, как и в случае с
обыденным превышением от 100 рублей и до нескольких тыщ либо же прямо до
лишения на полгода прав. Вообщем существует таблица, регламентирующая превышение
скорости в км/ч с подходящим наказанием. В случае других вероятных
нарушениях в дворовых зонах, сейчас предусмотрен штраф в размере 500
рублей, хотя это условно и за некие нарушения штраф может быть больше.

Стоит раздельно напомнить, что еще с июля месяца 2012 года,
были пересмотрены штрафы для городов С.-Петербург и Москва, тут размеры
штрафов существенно больше от 3000 рублей, для других городов 1500 рублей.

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в «Движение в жилых зонах» есть строки: «В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств ». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами .

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют .

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками и . Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в . Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает :

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч ».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях и .

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

8 комментариев

  1. Ольга

    Добрый день, прошу проконсультировать. При въезде во двор и движении автомобиля (для последующей парковки) по узкой дороге, расположенной вдоль жилого дома в жилой зоне, автомобиль натыкается на стоящий автомобиль со включенным двигателем.

    Кто должен уступить? Автомобиль, въезжающий для дальнейшей парковки, или автомобиль, стоящий на дороге, и имеющий возможность сдать назад на два корпуса, и пропустить на парковку?

  2. Сергей Д.

    Здравствуйте Ольга.

    Обстоятельства, подобные вашим, выходят за рамки ПДД. В этой ситуации никто никому и ничего не должен.

    В общих случаях встречного разъезда (), уступить должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. Но на узкой дороге при равных правах единственный рациональный метод – договориться. Каким образом это сделать – уже другой вопрос.

    Наиболее действенный способ – диалог «на равных». Как вариант – выйти и объяснить свое пожелание.

    Много раз замечал, когда водителям понятны намерения друг друга, и никто из них не выпендривается, то разногласий, обычно, не возникает, и они очень быстро находят какое-то решение.

  3. Маргарита

    Добрый день! Помогите разобраться в ситуации, при движении автомобиля во дворе со скоростью около 10 км в час пешеходом был создан опасный момент, женщина выгуливающая собаку на поводке резко сменила траекторию движения и начала метаться по полосе, даже после подачи звукового сигнала приближающийся автомобиль она проигнорировала. Пришлось прибегнуть к экстренному торможению в непосредственной близости от неё. Видеорегистратор все это заснял. Если бы наезд произошёл, можно ли было бы доказать невиновность?

  4. Сергей Д.

    Здравствуйте Маргарита.

    Добрый день! Подскажите, сосед ставит свою машину прямо перед дверью подъезда и выйти с детской коляской просто невозможно. Я знаю, что согласно СП «Градостроительство...» минимальное расстояние от окон жилого дома до парковки 10м (машина стоит в 2х метрах от окон).

    Пробовали вызывать ГИБДД, но те говорят, что это прилегающая территория, а на прилегающей территории стоянка машин допускается в любом месте, если не создает помех для движения других машин. Помехи данная машина для других машин не создает, но препятствует путям движения пешеходов с колясками. Можно ли как-то наказать данного водителя?

  5. Сергей Д.

    Здравствуйте Олег.

    Сначала есть смысл попробовать договориться, чтобы сосед соблюдал интересы не только свои, но и других жильцов подъезда.

    Дело касается нарушения санитарных норм, а эти вопросы рассматривают пожарная инспекция, инженерная служба района, санитарная инспекция, экологическая служба. ГИБДД станет разбираться только в случае нарушения водителем ПДД.

    Доброго Дня. Возле дома из парадной в 10 метрах проходит дорога она же тротуар по которой осуществляют движение и авто и пешеходы. Ведя двух детей в садик мне увеличением оборотов двигателя а потом просигналила машина с сзади, дабы я её пропустил. Но безопасное место было для меня и детей через 10-15 метров между припаркованными машинами и парадной, что я сделал. И попросил объяснить водителя для каких целей он подает сигнал, ведь он нарушает пункт 17 и препятствует моему движению.

    После длительного общения как юридического аспекта, так и человеческого, мы разошлись полюбовно. Но осадок остался. С человеческой можно было прижать с детьми куда нибудь раньше, родитель выбирает безопасность, и по возможности уступает транспорту. Разве не так. А с юридической В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами.

  6. Сергей Д.

    Здравствуйте Александр.

    К сожалению, взаимное уважение в обществе «хромает». Этому есть рациональное объяснение, но сейчас не об этом.

    Автомобилем управляют разные люди. Вот, вы пообщались, и друг друга поняли. В другом случае более безопасным может стать вариант быстро прижаться с детьми там, где придется, чтобы избежать последствий чужого неадекватного поступка.

    С юридической стороны пешеход во дворе имеет преимущество перед водителем, но здравый смысл подсказывает, что иногда выгоднее пропустить автомобиль вперед, тем более, если рядом с вами дети.

    Использовать свой приоритет целесообразно в том случае, когда есть уверенность что вам уступают дорогу. В противном случае, в последствии, можно будет долго выяснять, кто был прав.

Что такое «жилая зона» (далее - ЖЗ)? ПДД не определяет понятия ЖЗ в чистом виде. Но водитель может самостоятельно – в рамках толкования права – дать понятие этому участку. Так, п.17.1 ПДД гласит, что жилая зона – это территория, которая на своем въезде имеет установленный знак «Жилая зона» (5.21), а на выездах – знак «Конец жилой зоны» (5.22).

Таким образом, ЖЗ – это не застроенная территория с компактным проживанием и высокой плотностью населения. Это участок, на въезде в который стоит одноименной знак. Соответственно, конец ЖЗ – это место установки одноименного же знака. Очень часто оба указанных знака размещаются на одной опоре, устанавливаясь изображениями в противоположные друг другу стороны.

ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДВИЖЕНИЮ В ЖИЛОЙ ЗОНЕ

Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?

1. Максимально допустимая скорость в жилой – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.

2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что ЖЗ – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.

3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.

К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО В ЖИЛОЙ ЗОНЕ?

В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).

1. В ЖИЛОЙ ЗОНЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ

К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения - это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.

2. В ЖЗ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА УЧЕБНАЯ ЕЗДА.

Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.

3. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА С ЗАВЕДЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ.

Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.

Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:

  1. Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
  2. Не нарушить ПДД.

Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.

4. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С РАЗРЕШЕННЫМ МАКСИМАЛЬНЫМ ВЕСОМ БОЛЕЕ 3500 КГ ВНЕ МЕСТ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗНАКАМИ И/ИЛИ РАЗМЕТКОЙ.

Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:

Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ЖЗ

Всегда, выезжая из ЖЗ, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра, уступить дорогу иным участникам движения.

Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЖИЛАЯ ЗОНА ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ?

Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.

Каковы аргументы в пользу такой позиции?

  1. Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
  2. Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
  3. Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.

Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.

ЖИЛАЯ ЗОНА И ДВОРОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

А как быть с дворовой территорией?

Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.

На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.

Здесь запрещено (отметим еще раз):

  • сквозное движение;
  • стоянка с запущенным силовым агрегатом;
  • учебная езда;
  • стоянка «настоящих» грузовых ТС вне спецплощадки, обозначенной разметкой/знаками.

Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД В ЖЗ

КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.