Что такое копирайт? Раскладываем по полочкам Что означает copyright

Copyright как понятие

Копирайт (copyright - "право на воспроизведение") - это форма защиты интеллектуальной собственности. Право на копирайт не приобретается по схеме, которая используется для получения патента. Процесс оформления патента - сложный и трудоемкий. В отличие от него, согласно американскому "Закону о Копирайте" (Copyright Act), копирайт возникает немедленно после окончания работы над авторским произведением, вне зависимости от того, где и когда эта работа была опубликована и была ли опубликована вообще, а также были ли зарегистрированы права автора на его творение. Однако, "Управление по делам копирайта США" (US Copyright Office) предлагает услуги по регистрации копирайтов, что в случае судебного разбирательства позволяет обосновать законность права владения интеллектуальной собственностью. Впрочем, никаких разрешений не требуется, чтобы автор начал использовать знак копирайта - (C). Копирайт защищает литературные, музыкальные, хореографические, графические, архитектурные произведения, фотографии, игры и т.д. Произведение, защищенное копирайтом, а также любая его часть не может быть использовано без разрешения собственника.

Копирайтом, однако, не могут быть защищены идея, процедура, процесс, принцип и т.д. - поскольку, например, запрет на использование той или иной идеи исключит ее из пользования человечеством и сделает невозможным создание новых и оригинальных работ на ее основе. Консалтинговая организация IPWatchdog иллюстрирует этот принцип следующим примером: роман о Второй Мировой войне может быть защищен копирайтом, но сама идея написания новых романов на эту тему копирайтом защищена быть не может. Закон декларирует, что произведения, защищенные копирайтом, могут быть использованы для критики, комментариев, сообщений средств массовой информации, обучения и преподавания, а также научных исследований. Однако, при этом, произведение должно использоваться "честно", с использованием ряда правил, наиболее известным из которых является корректная ссылка на источник и прямое цитирование не более двух абзацев оригинального текста.

3DNews Copyright

  • Обозначение — (а также и сокращенное 3DNews) — является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей OOO «3ДНьюс».
  • Все материалы, размещенные на сайте 3DNews − Daily Digital Digest , являются интеллектуальной собственностью сайта.

Тем не менее:

Мы разрешаем использовать, цитировать, транслировать, переводить любые единичные наши материалы в сети Интернет при выполнении следующих условий:

  • Запрещено автоматическое копирование и создание полной копии наших разделов. Использовать можно только отдельные материалы.
  • Новости можно публиковать через сутки после выхода на нашем сайте, обзоры — через 3 суток.
  • Обязательно в верхней части страницы указание автора и прямая ссылка на оригинал на нашем сайте.
  • При перепечатке многостраничного материала с нашего ресурса прямая кликабельная ссылка на 3DNews обязательно должна стоять на каждой странице.
  • Материалы раздела "Энциклопедия" перепечатывать запрещается.
  • Сайтам, желающим регулярно брать материалы с 3DNews, рекомендуется обратиться за письменным разрешением в редакцию - .
  • Мы разрешаем использовать наши RSS-ленты всем без ограничения: /webmaster .

Мы разрешаем использовать и переводить любые единичные наши материалы (новости, обзоры, фотоматериалы, графические материалы, результаты тестирования и др.) в любой бумажной прессе при условии ссылки на наш сайт как на источник (текстовой — сайт, либо графической — наш логотип) и обязательном указании фамилии автора материала.

Стала ведущей. Под "индустрией контента" в этом материале понимается набор отраслей экономики, главным экономическим показателем деятельности которых является прибавочный продукт от "нематериальных" активов. Например, это кино-, звукозаписывающая индустрия, информационные технологии, медиа, издательская, игровая и развлекательная отрасли, медицина, наука и другие. Во многом деятельность этого ряда экономических сфер общества регулируется "копирайтом ". Что же это такое "копирайт"?

Немного истории

Хотя по последнему пункту - "цитирование" - также возникает большой вопрос. Например, в международных договорах, как уже отмечалось выше, компьютерная программа признаётся литературным произведением. Однако "цитирование" её кода даже в полемических и информационных целях, если он не открытый и не разрешён правообладателем, считается запрещённым. Эта ситуация становится особенно актуальной, когда речь заходить про обнаруженные уязвимости в популярном, но проприетарном программном обеспечении (ПО). Проблема касается миллионов людей, но её решение отдаётся на усмотрение узкой группе.

Проприетарное ПО - программы с закрытым кодом, предназначенные для коммерческого распространения, охраняемяе копирайтом и лицензией правообладателя, запрещающей изменение, передачу в общественный доступ, иследовательские действия над продуктом.

Как долго действует копирайт?

В Беларуси копирайт действует в течение всей жизни автора плюс 50 лет после его смерти. За границей этот срок "после смерти автора" может варьироваться от 50 до более 100 лет. Это очень большой срок. И это значит, что в общественное достояние произведение современных авторов не попадёт ни при нашей жизни, ни, возможно, даже при жизни наших детей. Многие творческие сообщества во всем мире считают подобные сроки действия копирайта слишком большими, мешающими гармоничному развитию общества, и создают альтернативные подходы, например, свободные лицензии: Creative Commons , GPL , MIT и другие.

Общественное достояние

Когда заканчивается срок действия копирайта, произведение попадает в общественное достояние. Это значит, что экономические права по данному произведению уже не действуют. Всякий, кто пожелает, может использовать произведение в своих целях. В том числе, издавать, изменять, продавать. Ввиду сегодняшних сроков копирайта, вопрос актуального и богатого общественного достояния стоит очень остро. Если копирайт будет увеличивать сроки своего действия, а такая тенденция существует, насколько богатым останется культурный ландшафт нашего общества? Из чего смогут черпать сегодняшние и будущие творцы идеи и вдохновение, если формы окружающего ландшафта могут быть приватизированы? Творцу приходится все большие и больше становиться менеджером или бухгалтером, заключающим договоры и подсчитывающим расходы на использование оригиналов произведений. Это правильно? На эти вопросы ещё предстоит ответить нашему поколению.

...а в Беларуси

На сегодня копирайт - это немалый пласт законов, договоров, соглашений. Во главе стоит закон "Об авторском и смежных правах". Ряд определений и норм закреплено в статьях Гражданского кодекса. Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс осуществляют охрану копирайта. Также наша страна является участником международных организаций и договоров. Например, Беларусь ратифицировала Бернскую Конвенцию, также является членом Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС). Во многом сегодняшний беларусский копирайт взят из типовых документов ВОИС и выписок Бернского Союза.

Календарь

Копирайт существовал не всегда. Он принимался различными странами в своё время.

  • В Венеции принят в 1491 году (для монополизации книгоиздания),
  • В Англии - в 1710 году (для продолжения монополии книгоиздателей),
  • США - 1787 году. Интересный факт, США присоединились Бернской конвенции только в 1989 год. До этого они очень настойчиво игнорировали международные нормы.
  • Российская империя - 1828 год.
  • Пруссия - 1837 год.
  • Бернская конвенция - 1886 год (сейчас в неё входит более 160 стран). Является базовым соглашением в области международного копирайта.
  • Всемирная конвенция о копирайте (ЮНЕСКО, Париж) принята в 1952 году.
  • В Китае не спешили и приняли закон лишь в 1990 году. Как его выполняют на международном уровне, всем известно. Заметим, что Китаю невыполнение копирайта не помешало добиться бурного экономического и интеллектуального роста.
  • Соглашение ТРИПС (1994 год) - это приложение к учредительному документу ВТО, касающееся торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, и принуждающее многие страны-члены ВТО выполнять невыгодные для себя условия, особенно развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь
  • Договор ВОИС по копирайту - 1996 год, в котором уделено много внимания интернету .

Заключение. Функции закона

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

  • правообладателями часто являются различные предприятия (издательства , радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;
  • если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Субъективные авторские права

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права. Условность этого деления обусловлена различием источников и концепций авторского права в странах общего права (common law) и континентальной системы права .

В странах общего права т.н. "моральные права" (англ. moral rights является калькой французского правового понятия droits moraux ) это совсем не то же самое, что личные неимущественные права в континентальном праве. Общее право развивалось на основе свободы права собственности (хотя англ. Property – это только указание на неопределенный круг обязанных лиц, противостоящих управомоченному, а также на возможность отчуждения права или по крайней мере договорного отказа от его осуществления). Поэтому property распространяется не только на одни вещи. Моральные права тоже, скорее, property . В связи с этим автор может взять на себя обязательства впредь моральные права не осуществлять

Неимущественные авторские права

включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором , Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Объекты авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

  • письменной (рукопись , машинопись , нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок , эскиз , картина , план , чертёж , кино -, теле -, видео - или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой , оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура , модель , макет , сооружение и так далее);

Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  5. Авторское право также не распространяется на идеи , концепции , принципы , методы , процессы , системы , способы , решения технических, организационных и иных задач, открытия , факты , языки программирования

Авторское право и право собственности

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Свободное использование произведений

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

  1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  2. использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  3. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  4. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  5. воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  6. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Без согласия автора, путем репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

  1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещенные в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Без согласия автора с выплатой вознаграждения

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

Разные взгляды на авторское право

По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.

  1. Полное признание имущественных прав автора. Именно этой позиции соответствует современное законодательство об авторском праве, в том числе и российское.
  2. Полное признание имущественных прав автора, но со свободным использованием произведений, если автор это явно не запрещает. Такой подход типичен для российских электронных библиотек - произведения выкладываются на сайты без ограничений, но немедленно убираются, если автор потребует этого.
  3. Признание за автором только неимущественных авторских прав, и ограниченных имущественных. Такая ситуация сложилась в движении свободного программного обеспечения (но в отличие от предыдущего пункта, только для тех работ, авторы которых это разрешили). Эта идеология является господствующей и основообразующей в Википедии (хотя и не все авторы Википедии её разделяют).
  4. Отрицание и имущественных и неимущественных авторских прав. Приверженцы этой позиции видят в плагиате легитимный протест против культурного истеблишмента и авторитетов. Такую позицию декларировало, например, движение ситуационистов .

Критика законодательства об авторском праве

Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы.

Казусы авторского права

  • Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony (англ.), использовав музыку Rolling Stones из песни The Last Time. The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром » заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив копирайт.

История авторского права

Становление авторского права в России

Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г . Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.

Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 г. книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, т.к. в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 г . и отменена через 13 лет.

В 1828 г. появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т.Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

В XIX в. Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов.

В 1830 г. вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.

20 марта 1911 г. приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, т.к. этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

29 октября 1917 г . в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет. 26 ноября 1918 г. декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства. 30 ноября 1925 г. во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права". 16 мая 1928 г. приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.

В 60-80-х гг . отношения, связанные с правами автора, регулировались:

  • Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
  • Типовыми авторскими договорами;
  • Разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК);
  • Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.

3 августа 1992 г. , в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.

9 июля 1993 г . президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 г. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ..

Защита авторских прав

Знак охраны авторского права

  • Знака охраны авторского права : © или (С) или (C) Copyright
  • Имени правообладателя
  • Года первой публикации произведения. Если произведение содержит части, впервые опубликованные в разное время, допускается перечисление лет через запятую.

Например:

© Корпорация XYZ, 2006 или © 2002-2008 Корпорация XYZ

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Нарушение авторских прав

Регистрация авторских прав

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Технические средства защиты

Свободное распространение защищённых авторским правом произведений

Примечания

См. также

Литература

  • Авторское право: учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2004. .
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912.
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.32
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.5.
  • Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г.
  • Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма. - 2000. - с.14.
  • Копцева О.В. "Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете", 2009 г.
  • Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г. - С. 4.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С.36-37.
  • Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г. - С.51.

Ссылки

Международные конвенции и договоры

  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  • Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

Сегодня так и слышатся со всех сторон такие слова, как «копирайт», «рерайт», «копирайтер». Но что они означают? Что такое копирайт и рерайт?

Что называют копирайтом?

Определений копирайта существует множество, но все они сводятся примерно к следующему. Термин этот произошел от английского copyright и переводится как «авторское право». Изначальное его значение - право на владение авторским текстом. Однако часто под словом «копирайт» подразумевается «копирайтинг» (от англ. copywriting), то есть сам авторский текст. Поэтому для простоты и понятности далее будем называть копирайтом любые оригинальные авторские статьи.

Итак, что такое копирайт? Обобщенно - это написание уникального текста. Именно на уникальность делается особенный упор.

Некоторые ошибочно считают копирайтом только рекламный, то есть продающий текст. Однако это неверно хотя бы потому, что ни в одном из вариантов перевода не упоминается о рекламной или какой-либо другой направленности текста.

История возникновения копирайта

Чтобы полнее ответить на вопрос, что такое копирайт, обратимся к истории.

Время возникновения копирайта можно соотнести с моментом появления письменности, если говорить о нем, как о рождении уникального текста. Однако примерно в том виде, который он имеет сейчас, копирайтинг появился лишь в конце XIX столетия в странах Европы. В связи с расширением торговли владельцы мастерских и магазинов поняли необходимость описания и рекламы товара.

Как известно, спрос рождает предложение, и по всей Европе стали открываться рекламные агентства. Однако писать тексты самостоятельно было некогда, и для этого нанимали специальных людей. Их не вводили в штат и платили совсем немного. Таких создателей текстов и можно назвать первыми копирайтерами.

И только во второй половине XX века копирайт вышел за пределы чисто рекламных текстов и стал проникать во все сферы деятельности человека.

Чем рерайт отличается от копирайта?

Что такое копирайт и рерайт, есть ли разница и в чем она? Ключевое различие этих двух вариантов создания текста - в уникальности.

Рерайт, или рерайтинг, - переработка чужого текста с помощью перефразирования, применения синонимов, изменения структуры без внесения собственных мыслей и идей. Необходим он для того, чтобы уже опубликованный в Интернете текст поисковые системы определяли как уникальный.

Рерайт бывает поверхностный и глубокий. Поверхностный рерайт может сводиться к простой замене слов на синонимы. При глубоком рерайте в получившемся тексте практически невозможно узнать исходный. Это связано с тем, что меняется структура, стиль, способ подачи. От оригинального текста остается только смысловая наполненность. Поэтому бывает сложно отличить правильный копирайт от рерайта высокого качества.

Что же касается затрачиваемого времени, то рерайт требует намного больше усилий, так как исполнителю приходится обрабатывать, осмысливать и переписывать чужие идеи и мысли. Однако начинать рекомендуется все же именно с рерайта, так как очень сложно с первого раза написать хороший оригинальный текст, не пользуясь конкретным источником.

Знак копирайта

Кроме самого копирайта, понимаемого как создание уникального текста, можно услышать про так называемый значок копирайта. Что это такое и для чего он нужен?

Знак копирайта выглядит как буква «с», заключенная в круг. И обозначает он защиту частной интеллектуальной собственности от незаконного копирования. То есть, ставя этот знак после своей публикации, вы как бы заявляете свои права на нее. Однако ваш текст можно будет копировать цитированием с указанием источника и имени автора.

Как поставить знак копирайта? На некоторых ноутбуках есть специальная клавиша. В принципе, можно обойтись и без нее. Один из самых простых способов поставить знак копирайта в Word - это открыть вкладку «Вставка», в меню выбрать «Символ» и во всплывающем окне со знаками выбрать необходимый. Еще один способ: удерживая клавишу Alt, набрать на цифровой панели справа 0169. Также можно перевести клавиатуру на английскую раскладку, написать букву «С» и взять ее в скобки, а потом нажать Enter.

Выглядит знак копирайта так: .

Виды копирайтинга

Чтобы ответить на вопрос, как сделать копирайт, нужно разобраться в существующих видах этого способа создания текстов.

Принято различать два основных вида: обычный копирайт и SEO-копирайт. В чем же их различие?

В этом отношении любое литературное произведение, оригинальная мысль или еще неизвестная в Интернете новость будет считаться копирайтом.

SEO-копирайт основан на других принципах. Копирайтер, пишущий подобные тексты, ориентируется на поисковые системы, а для этого пользуется так называемыми «ключами». «Ключи» - это те фразы, которые люди чаще всего набирают в поисковых системах, для получения необходимой информации. Публикация уникальных текстов с использованием этих ключевых фраз позволяет сайту подниматься по лестнице популярности в различных поисковиках.

Практически все тексты, публикуемые в Интернете, преследуют одну цель - увеличить популярность сайта. В связи с этим любой копирайт или рерайт на сегодняшний день имеет SEO-направленность.

Копирайт сегодня

Что такое копирайт сегодня? Рынок реализации контента, как уникального, так и не совсем, чрезвычайно велик. Существует множество бирж и сервисов, где можно заказать или написать текст.

В принципе, такие сайты располагают большим количеством готовых текстов и немалым числом копирайтеров, готовых создать статью на заказ. Биржа, таким образом, выполняет роль посредника, который следит за соблюдением правил и выполнением договоренностей как заказчиком, так и исполнителем.

Где можно заработать копирайтеру

Где можно выполнять копирайт статей и зарабатывать на этом? Как уже было сказано выше, для этого существуют биржи копирайта, вот самые популярные и подходящие для новичков:

  • Advego - давно существующая и хорошо зарекомендовавшая себя биржа. Однако из-за высокой конкуренции и большого количества исполнителей сложно начать работу и найти хорошего заказчика для длительного сотрудничества.
  • Etxt - немногим уступает по популярности предыдущей бирже. Здесь новичку намного проще получить заказ и начать работать. Цены сильно отличаются и зависят от сложности работы и рейтинга исполнителя. Основной минус - на первых порах придется выполнять заказы по очень низким ценам.
  • SDFF - особенность этой биржи в том, что цена на все заказы фиксированная, заказчик и исполнитель не общаются между собой. По сути, сама биржа выступает в роли заказчика. Большой плюс - в отличие от первых двух на этой намного проще и быстрее можно вывести деньги со счета, что немаловажно.

Новичку в сфере копирайта лучше выбрать одну из этих бирж, так как они давно существуют и успели хорошо себя зарекомендовать на рынке, а значит, нет риска стать обманутым мошенниками.

Заключение

Итак, что такое знак копирайта, сам копирайт и чем он отличается от рерайта, мы выяснили. Нет сомнения в том, что со все возрастающей ролью Интернета в нашей жизни будет развиваться и разрастаться такое направление фриланса, как копирайт. Все больше владельцы сайтов начинают осознавать ценность качественного, уникального, интересного и постоянно обновляющегося контента, следовательно, копирайтеры пока не рискуют остаться безработными.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня я в очередной раз хочу затронуть тему авторского права (другими словами, копирайта), которое довольно часто не выполняется на просторах .

Особенно плачевно дело обстоит с соблюдением требований международного положения о Copyright в рунете. Я уже писал об этой проблеме в статье про , а также в опусе про и некоторых способах защиты от него.

Но абсолютной защиты от этого зла нет и не будет, наверное, даже в будущем, во всяком случае до тех пор, пока такие крупные коммерческие организации, как Яндекс и Google, будут отстраняться от существующей проблемы.

Как только копирование чужих текстов (нарушение авторских прав) перестанет приносить результат (например, за счет или же простого неучета дублей при ранжировании), то и проблема копирайта в интернете решится сама собой.

Авторское право (копирайт) в интернете

К сожалению, надеяться на столь благоприятное развитие событий не приходится, тем более, что на постсоветском пространстве вера в светлое будущее почила в бозе. Мы надеемся только на себя, поэтому я и решил разведать, как именно можно официально закрепить копирайт (авторские права) на тексты за собой, ну и заодно узнать побольше об этом понятии.

Сразу оговорюсь, что приемлемого решения проблемы я для себя не нашел, но возможно, что описанное ниже наведет именно вас на истинный путь джедая (борца с темной стороной силы). Точнее говоря, то решение, что имеет быть сейчас, меня не устраивает чудовищной волокитой и, возможно, пустой тратой времени и денег. Судебная система у нас, мягко говоря, не так эффективна, как в штатах, где на копирайтах делают целые состояния или приумножают уже существующие.

Однако, само понятие авторского права на интеллектуальную собственность зародилась именно в буржуляндии и термин Copyright перешагнул порог в две сотни лет . Первые законодательные акты на эту тему были приняты еще в конце восемнадцатого века. Сначала под защиту попали интеллектуальные права литераторов, чьи книги выходили в печать.

Затем под знак копирайта подвели композиторов, художников, фотографов и, наконец, кинематографистов. Ну, а в конце двадцатого века, в связи с бурным развитием компьютеров, под защиту попали и программные продукты.

Слово Copyright , собственно, и обозначает авторское . Но в наши дни вы можете встретить производное от него слово , что в свою очередь обозначает человека пишущего уникальные тексты (например, в таких биржах как , или ) в противовес . В связи с этим иногда под копирайтом понимают заказ на написание уникальных текстов (в противовес, например, рерайту или уже упомянутому копипасту).

На самом деле то, во что сейчас превратился закон о копирайте, не устраивает многих людей в мире, которые в общем-то ничего не имеют против того, чтобы автор интеллектуальной собственности получал заслуженное вознаграждение, но во многих случаях ограничения, наложенные интеллектуальной собственностью, сильно надуманы и замедляют в целом прогресс человечества.

Как говорится, любое благое начинание можно превратить в инструмент неограниченного обогащения. В этом случае я согласен, что лейблы и прочие крупные владельцы просто зарвались и хотят получить бесконечно много денег за труд, который по-любому столько не стоит.

Но вот относительно защиты авторских прав владельцев сайтов в интернете я придерживаюсь диаметрально противоположного мнения. И тут есть ряд причин, которые разительно отличают ограничения на Copyright от лейблов (киномагнатов и прочих власть- и деньго-предержащих) и ограничение на тиражирование от автора уникальных текстов выложенных в интернет.

Ну, сидите сами. Не надо быть Робин Гудом, чтобы украсть у меня текст (который я, между прочим, пару дней честно писал, вычитывал и всячески причесывал) и сделать его доступным людям на своем заштатном, малоизвестном и никем не почитаемом ресурсе (ГС). Он и у меня на сайт доступен всем желающим для прочтения, осмысления и выражения своего мнения в комментариях. Зачем?

А я вам скажу. За тем же, за чем и совершается любая другая кража — попытка обогащения за счет других. Воровство, оно и в Африке воровство. Но в то же время под закон о копирайте попадет и обычный пользователь скачавший трек бесплатно и не там, где это разрешено правообладателем. Он вор? Да нет, конечно. Но с точки зрения закона, во втором случае обычный человек будет противостоять монстру индустрии, а в первом случае (кража теста с сайт) — вероятность понести заслуженную кару не в пример меньше.

Ведь я не монстр индустрии, а обычный вебмастер, каких тысячи, а тот кто может (и, по моему мнению, должен) вмешаться — бездействует . Я говорю о поисковиках, ведь сайты не появляются сами по себе — они являются плодом труда, пота и даже слез вебмастеров, которых при этом безжалостно обирают копипастеры (как липку обдирают). Поисковики зарабатывают очень много денег на агрегации информации с интернет проектов и одновременно не хотят потратить малую толику на наведение порядка в «датском королевстве».

Не знаю как, не знаю возможно ли это в принципе, но я бы вступил в , когда он появится. Для нас (владельцев интеллектуальной собственности в виде текста или на сайтах) поисковики выполняю роль государства (мы полностью от них зависим), но очень странного государства, где вор и праведник стоят на одной чаше весов.

Думаю, что в финансовом плане поиску не выгодно отделять зерна от плевел, но с моральной точки зрения и с точки зрения чистоты поисковой выдачи сделать это было бы здорово.

Знак Copyright — что означает и зачем его ставить на сайт

Но это мы помечтали, а теперь пора вернуться к суровым реалиям действительности. Почти все вебмастера, пытаясь застолбить свои авторские права, прописывают в футере конструкцию типа:

© сайт, 2009-2012 | Все права защищены

Причем делают это и авторы текстов и их плагиаторы. Лично я поставил знак копирайта © на свой блог просто потому, что все делали именно так. Кстати, символ © можно вставить в текст используя специальную таблицу символов, которая проживает в Виндос по следующему адресу: Пуск - Программы - Стандартные - Служебные - Таблица символов.

Как вы уже знаете, в этой таблице приведены , и для записи каждого из них используется два байта (четыре цифры в шестнадцатеричной системе счисления).

Но это все не суть важно, а важно то, что для многих из этих символов (в том числе и для знака копирайта) предусмотрен набор горячих клавиш (он отображается в правом нижнем углу таблицы при выборе нужного символа). Для ввода в текст символа Copyright достаточно будет удерживать клавишу Alt и набрать 0169 на цифровой клавиатуре — желаемый знак появится.

Но, т.к. мы все с вами считаемся вебмастерами, то негоже будет применять «ламерские» способы для вставки этого значка. Мы ведь с вами «великий и ужасный» Html изучали и поняли, что для ввода некоторых спецсимволов в этом языке гипертекстовой разметки имеется . И в случае знака копирайта можно использовать два варианта:

Или ©

Спецсимволы начинаются с амперсанда «&», а заканчивается обязательно точкой с запятой «;». В общем, ничего сложно тут нет. Во многих CMS () можно будет настроить текст в поле, отведенном под Copyright из админки, но по-любому всегда можно покопаться в шаблоне. Например, в папке со своей темой WordPress вы найдете файлик footer.php, где и сможете застолбить свои авторские права на все тексты своего блога.

По принятым стандартам сначала вводится значок ©, затем имя обладателя интеллектуальной собственности или торговая марка, ну, а в конце указывается временной промежуток, на протяжении которого уже действует этот копирайт. Все, теперь вы предупредили всех нечистых на руку копипастеров о том, что этот контент принадлежит вам.

А указание фразы «Все права защищены» означает, что вы обладаете доказательной базой авторства (например, заверенные у нотариуса копии текстов), которая может использоваться при судебном разбирательстве.

Вообще, общепринятые мировые нормы закона о Copyright довольно примечательны, ибо гласят, что любой продукт интеллектуальной собственности (произведение) попадет под действие этого закона сразу же после создания. Т.е. написали вы текст новой статьи и сразу же стали правообладателем. Однако, в случае возникновения судебного разбирательства по поводу авторства, нужно будет доказать свою претензию.

Знак копирайта является так называемым уведомлением о распространении, но вы вовсе не обязаны это делать, ибо по умолчанию ваша новая статья сразу попадает под действие закона об авторстве. Кроме этого, многие (и я в том числе) для закрепления авторских прав используют не только знак ©, но еще и описание правил распространения — .

Теперь довольно трудно будет доказать, что копипастера не предупреждали, хотя, еще раз повторюсь, авторское право вступает в силу сразу после создания произведения и какого-то дополнительного патента получать на это не требуется. Нужно будет только иметь доказательство того, что именно вы являетесь первоисточником, а не копипастером.

Для этого можно перед публикацией статьи заверить ее у нотариуса, но это довольно муторно. Можно, говорят, отправить самому себе заказное письмо с этим текстом и не вскрывать его до судебного разбирательства (дата отправки будет служить доказательством).

Ну и, как мне кажется, Оригинальные тексты из тоже могут служить доказательством, ибо дата и время добавления проставляются. А вы как думаете?

Сколько нужно заплатить за защиту копирайта

Кстати, есть еще и возможность официально зарегистрировать свое произведение в специально ориентированной на это организации Copyright.ru . Не могу отделаться от мысли, что все это сделано в основном для вытягивания денег, но чем черт не шутит...

В общем у них (Российское общество по управлению авторскими правами) можно зарегистрировать копирайт на множество видов интеллектуальной собственности, включая и тексты сайта:

Я так понимаю, после этого у вас появится на руках имеющий юридическую силу документ с подтверждением авторства. Но вам придется распечатать все страницы своего сайта и принести в их офис. Кроме этого заполнить ряд заявлений, после чего комиссия будет принимать решения по закреплению прав на эти материалы именно за вами.

Понять что-то на их сайте оказалось выше моих сил, поэтому я написал в техподдержку и довольно быстро получил ответ:

В следующем письме я получил подробную инструкцию по регистрации авторского права и бланки заявок в виде прикрепленных вордовских файлов. Кроме этого там были указаны расценки на услуги:

Очень трудно представить количество листов необходимых для распечатки текстов сайт. Решил уточнить некоторые моменты и продолжил пытать техподдержку:

1. Нужно распечатывать все уже имеющиеся материалы? Может уйти огромное
количество бумаги.
2. Как быть с вновь появляющимися статьями? Каждую неделю распечатывать и
привозить их к Вам в офис?
3. Часть материалов с сайт перекопирована на других сайтах с нарушением копирайта и никакие увещевания не помогают их оттуда убрать. Как в этом случае определяется авторство?

Ответ был таков:

1. Да, всё верно. При таком порядке регистрации нужно распечатывать всё, что Вы представляете на регистрацию.

2. Либо периодически регистрировать дополнения, либо зарегистрировать сайт как СМИ; в таком случае регистрация авторских прав уже не так важна.

3. Вам необходимо, во-первых, позаботиться и найти доказательства Вашего авторства. То есть, допустим, если статьи писали фрилансеры — найти и распечатать переписку с ними, где указана дата создания материалов. Любые предварительные материалы, наброски также подойдут, если можно установить дату их создания.

Далее Вам нужно обеспечить доказательства нарушения: найти, записать все ссылки на статьи с нарушениями, сделать скрины и распечатать. Можно также заверить у нотариуса, это было бы очень хорошо. Когда все эти документы будут собраны, нужно написать претензию каждому нарушителю вашего копирайта. Здесь уже наши специалисты могут Вам помочь. Стоимость написания претензии — 5 тыс. р.

Пять тысяч за выкатывание одной претензии меня просто убили. Надо сначала, получается, стать миллионером, а уже потом думать о защите своей интеллектуальной собственности. Хотя я уже писал, что обычное общение с вебмастерами-копипастерами, их хостерами и даже с техподдержкой поисковиков снимает многие проблемы. Похоже, что я уже пару сотен тысяч сэкономил того и не зная.

В общем, осталось только выяснить в этой конторе, что именно мне даст регистрация в качестве СМИ. Да, еще вспомнил — в качестве защиты своих авторских прав они также предлагают установить на сайте их баннерок, наверное, в качестве амулета или оберега:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Апорт - поисковая система, которой уже нет
Нигма - поисковая система Nigma с уклоном в математику, химию, поиск музыки и многое другое
Копипаст - что это такое, подтверждение авторства в поисковых системах и способы защиты текстов от копирования Защита текста от копирования в tynt.com и другие способы снижения негативных последствий растаскивания материалов
Проверка уникальности текстов в онлайн сервисах антиплагиата и с помощью программ, помогающих найти сайты плагиаторов
Управление репутацией в поисковых системах (методы SERM)
Копирайтер и SEO копирайтинг - кто и что это такое, с чего начать и как правильно оптимизировать тексты Сравнение сайтов в SEObuilding.RU для бесплатного анализа потенциальных доноров при покупке ссылок
ВебАртекс - новая возможность заработка на размещении статей и упрощение поиска качественных площадок для продвижения Топвизор - мониторинг и проверка позиций сайта, анализ трафика, а так же создание семантического ядра в онлайн сервисе TopVizor