Изучаем основные положения федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей. Многодетные семьи ждут федеральный закон о государственной поддержке

Валентина Матвиенко поручила сенаторам приступить к разработке нормативного акта

Валентина Матвиенко. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

В Совете Федерации разрабатывают закон, закрепляющий в федеральном законодательстве статус многодетных семей. С таким предложением обратился к палате регионов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе ежегодных Рождественских парламентских встреч. Спикер палаты Валентина Матвиенко согласилась с инициативой немедленно, больше того, поручила коллегам начать разработку единого закона о поддержке многодетных.

Валентина Матвиенко: «В ОСНОВУ ЗАКОНА О МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ БУДЕТ ПОЛОЖЕНА ПРАКТИКА РЕГИОНОВ РОССИИ»

Многодетным семьям необходим единый юридический статус, однако унифицировать на федеральном уровне меры поддержки таким семьям не стоит. Об этом сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос нашего издания.

Она отметила, что работа над законом о многодетных семьях сенаторами уже ведется. «На это потребуется время -нам предстоит непростая работа. Лучше не торопиться и сделать качественный закон», - считает Валентина Матвиенко. При этом подчеркнула, что улучшение демографии определены Президентом России как один из важнейших приоритетов государства. По ее убеждению, «пришло время вернуться к единому закону о поддержке многодетных семей». «У них должен быть единый юридический статус - сейчас в разных регионах он регламентируется по-разному. Нам предстоит внимательно изучить региональную практику и заложить её в основу единого закона», - считает спикер Совета Федерации.

Между тем Валентина Матвиенко отметила, что «абсолютной унификации» мер поддержки многодетных не будет. По ее словам, возможность региональной поддержки семей с тремя и более детьми останутся.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСГАРАНТИИ

«Сейчас меры поддержки многодетных разбросаны по разным законам. Но мне представляется, что сегодня надо проанализировать, достаточны ли эти меры. И собрать их в один закон», - пояснила .

Заниматься подготовкой законопроекта будут комитеты Совета Федерации по социальной политике и по науке, образованию и культуре, курировать работу - вице-спикер . Подключиться к работе готовы и в Госдуме - об этом сообщил заместитель председателя палаты .

«Такой единый закон, систематизирующий меры поддержки многодетных семей, в первую очередь станет удобным инструментом для родителей, позволит им лучше знать свои права и гарантии, - считает Галина Карелова. - Нужно единое понимание статуса многодетной семьи, систематизация действующих гарантий».

Сенатор напомнила о том, что за последнее время появилось много новых мер поддержки и льгот для многодетных семей: «Они прописаны в Жилищном, Трудовом, Налоговом и Земельном кодексах, в пенсионном законодательстве, во всех базовых социальных законах и множестве других, в указах президента. Даже опытным юристам нужно время, чтобы сориентироваться в этом обилии правовых норм. Что же говорить о гражданах, не имеющих специального образования».

По ее мнению, сведение всех мер поддержки в единый закон даст возможность по-новому взглянуть на государственные гарантии, предоставляемые многодетным семьям, увидеть пробелы и повторы в системе и, возможно, инициировать дополнительные правовые нормы, касающиеся семей с детьми. «Нам есть на что опираться, - констатировала сенатор. - Есть Национальная стратегия действий в интересах детей, есть указ Президента РФ о проведении Десятилетия детства. Эти документы лягут в основу концепции нового закона».

В СЕМЬЯХ ИНИЦИАТИВУ ОЦЕНИЛИ

«Тему поддержки многодетных семей не раз поднимали на самом высоком уровне, - напомнила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре . - И обратите внимание: отношение к семьям с тремя и более детьми в обществе изменилось - я больше нигде не слышу каких-то пренебрежительных высказываний о них. Наоборот, люди осознали: именно многодетные семьи - залог успешного демографического развития нашей страны. Вырабатывая меры поддержки таких семей, мы заботимся о будущем нашего государства. И, разумеется, сложно переоценить значение того, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил определить статус многодетной семьи именно в федеральном законе, а Валентина Ивановна Матвиенко добавила, что в этом же едином законе нужно объединить все меры поддержки таких семей. Как сопредседатель Национальной родительской ассоциации, могу сказать, что защита многодетных семей - один из приоритетов государственной политики».

По ее словам, предложение патриарха и спикера Совета Федерации уже нашло отклик в обществе. «Я встречалась со своими избирателями из Зеленограда, которые присутствовали на Рождественских парламентских встречах, и знаете, они были в хорошем смысле слова потрясены. Одна многодетная мама мне рассказала, насколько им важно, что о них говорят на таком уровне, что о них заботятся, что скоро у них будет «свой», отдельный закон», - рассказала Зинаида Драгункина. И подчеркнула: мощный импульс дальнейшей работе в интересах семьи и детей придал Президент России .

«На итоговом заседании Координационного совета по реализации Нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы глава государства предложил ряд новых конкретных мер поддержки российской семьи и детей, - напомнила сенатор. - Это подтверждает постоянное личное внимание главы государства к вопросам семьи, материнства и детства, физического и нравственного здоровья детей, защите традиционных семейных ценностей».

В том, что в государственной сфере и в обществе произошел поворот в сторону проблем детей, активизировалась работа по их преодолению, важную роль играл президентский статус Национальной стратегии, утвержденный указом главы государства 1 июня 2012 года, в День защиты детей, считает Зинаида Драгункина. «В 2018 году мы вступили в Десятилетие детства, объявленное в нашей стране указом Президента России. Важно обеспечить преемственность с принятыми стратегическими документами в сфере детства и с учетом новых вызовов, объединяя усилия государства и общества, выстроить дальнейшую эффективную работу в интересах семьи и детей. Каждый ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и искренне любимым, иметь возможность реализовать свои способности, состояться в жизни, созидать будущее своей страны. Благополучие семьи и детей - приоритетная сфера наших общенациональных интересов», - заявила она.

МНОГО ДЕТЕЙ - ЭТО СКОЛЬКО?

СПРАВКА Существующие меры господдержки многодетных семей

2011 год. Бесплатное предоставление земельного участка многодетным семьям, проживающим на территории региона не менее пяти лет. Предельные размеры участка устанавливаются региональным законом.

2012 год. Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада.
Размер выплаты устанавливается в регионе. При этом в федеральном законодательстве закреплен нижний порог субсидии: 20 процентов среднего размера родительской платы за государственные и муниципальные детсады в данном субъекте на первого ребенка, 50 процентов - на второго, 70 процентов - на третьего.

2014 год. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем (взамен бесплатного предоставления земельного участка). Основания - граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания встать на этот учет.

2017 год. Программа поддержи многодетных семей с 1 января 2018 года. О начале ее реализации объявил Президент России Владимир Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

В действующем законодательстве предусмотрены различные «бонусы» для семей с тремя и более детьми, в том числе выделение им земельных участков с проведенной инфраструктурой, выплата дополнительных пособий, предоставление автомобилей, начисление материнского капитала за рождение третьего ребенка, льготный проезд на общественном транспорте, бесплатное питание в школе. Проблема в том, что по большей части поддержка данной категории граждан регулируется региональными законами, и, соответственно, причитающиеся им льготы и пособия существенно разнятся от одного субъекта Федерации к другому.

«Идея единого закона для многодетных семей возникла не спонтанно, - напомнила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова . - Важно, чтобы многодетные семьи, приезжая, к примеру, из Новосибирска в Москву, имели те же самые льготы и скидки при посещение музеев или проезде в метрополитене».

Почему же до сих пор не удалось сделать лучшие практики шаблоном? «В данном случае важно вспомнить об указе президента от 1992 года о мерах социальной поддержки многодетным семьям», - сказала сенатор. Именно этот документ предписывает, что статус многодетной семьи определяют власти субъектов Федерации, они же закрепляют это понятие в региональных законах. То есть в одном регионе многодетной может считаться семья с тремя детьми, а в соседнем - с пятью. Этот же указ подразумевает, что в каждой области, крае и республике могут быть свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки многодетных. Также документ определяет минимальный список льгот, но это носит скорее декларативный характер, поскольку в нем не содержится конкретного механизма их реализации. «Проблема в том, что указ не является федеральным законом и не подлежит отмене, - отметила Елена Попова. - В связи с этим мы договорились промониторить и выбрать лучшие практики субъектов в этой сфере. Именно они и попадут в единый федеральный закон».

При этом сенаторы не забывают и о принятой в 2016 году законодательной инициативе о разграничении полномочий между различными уровнями власти. «Исходя из этого, мы не всегда можем спустить регионам новые обязательства, - отметила сенатор. - Зачастую мы просто даем им право принять на своей территории дополнительные законы».

Еще одна проблема, по мнению Елены Поповой, - это отсутствие контролирующего органа, который мог бы отслеживать политику в отношении многодетных на всей территории России и указывать регионам на недостатки в их практиках. «Есть, конечно, контрольно-счетные палаты и координационные советы по оказанию помощи многодетным семьям, но они действуют далеко не везде, - пояснила она. - А в Министерстве труда и социальной защиты даже нет обособленного департамента, который бы отвечал за поддержку многодетных. Но если мы говорим о том, что семьи с тремя и более детьми - это оплот России, что впереди - демографический провал и без увеличения числа многодетных мы эту проблему не решим, конечно, эту ситуацию нужно менять». Здесь также мог бы помочь единый федеральный закон.

НЕЛЕГКАЯ РАБОТА

Легкой работы по созданию указанного нормативного акта не будет, прогнозируют в Совете Федерации. «Скорее всего, нам придется создавать специализированную рабочую группу и перед ней будет поставлена достаточно сложная задача - проанализировать множество законов и аргументировать, почему те или иные практики лучшие», -отметил председатель Комитета по социальной политике . При этом сенаторы пообещали не забыть о главном - прописать источники финансирования тех бонусов, которые попадут в единый федеральный закон.

«Важно, чтобы этот закон содержал конкретные меры поддержки, - призвал член Общественной палаты, руководитель рабочей группы по мониторингу законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав детей и укрепления традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко . - Если же он просто будет повторять указ президента от 1992 года, то мало что изменит в ситуации, связанной с улучшением положения многодетных семей».

В частности, по мнению эксперта, «было бы очень хорошо», если бы в федеральном законе было предусмотрено реальное пособие на каждого ребенка в многодетной семье, выплачиваемое до тех пор, пока младший не достигнет совершеннолетия. «В качестве положительного примера можно привести Сахалинскую область, в которой в 2011 году были введены дополнительные меры поддержки многодетных семей, в том числе выплата регионального пособия на каждого ребенка. Благодаря этому в области достигнуты существенные успехи, связанные с ростом рождаемости, - пояснил он. - Конечно, грандиозным достижением будет, если такие меры будут закреплены федеральным законом». Не менее важно, по его мнению, закрепить на федеральном уровне критерии многодетности.

КСТАТИ

Льготы для многодетных семей

(из указа Президента РФ, 1992 год)

1. Скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

2. Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет.

3. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

4. Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.

5. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

6. Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.

7. Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

8. Содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Получить государственную помощь может только социально незащищенная категория граждан. К такой в России относятся многодетная семья.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с большим количеством потребностей, государство предлагает разные программы по поддержке подобных семей.

Наибольшим спросом пользуется новый закон о жилье многодетным семьям (МС)в РФ в 2019 году. Поскольку он решает самую важную проблему таких видов семей — размещение большого количества граждан на одной жилой площади.

Что это такое

На законодательном уровне государством предоставляется ряд возможностей по обеспечению льготников жильем.

К таким относятся и многодетные семьи — здесь нет разделения по размеру дохода. Поскольку на помощь могут претендовать семьи с количеством детей, которое установлено в законодательстве региона.

Важно понимать, что и само определение условий программы по распределению льгот возлагается на местную власть.

Ведь количество жилого фонда и возможностей выдачи жилья зависит от положения отдельного населенного пункта.

Плюс, из года в год положения об оформлении помощи могут изменяться. Поэтому гражданам, которые хотят получить такие виды финансирования, следует проверять наличие льгот и условия получения пособий — обычно их ставят в очередь.

Помощь в жилищном плане может оказываться на таких уровнях:

  • субсидирование покупки жилья;
  • оплата части стоимости;
  • помощь в кредитовании по ипотеке;
  • предоставление облегченных условий по кредиту.

Важные термины

При рассмотрении вопроса о предоставлении жилья многодетным семьям, следует изучить ряд понятий:

Понятие Обозначение
Многодетная семья Образование, в котором супруги воспитывают большое количество детей. В зависимости от региона проживания устанавливается свое количество детей для признания семьи многодетной
Жилая площадь Предусматривает квадратные метры, которые входят в жилой фонд населенного пункта. Он должен соответствовать всем нормам для проживания людей
Земельный участок Площадь, которая может использоваться в качестве земли для ведения хозяйства или строительства дома
Субсидия Возможность получения денежных пособий для социального класса граждан страны

Основания для получения

Для того, чтобы получить помощь в плане жилья, многодетная семья должна соответствовать ряду требований. В разных регионах основания для оформления программы могут отличаться.

Но стандартные варианты предполагают такие факторы:

  1. У семьи нет прав собственности на жилые помещения или же занимаемая площадь не соответствует установленным нормам по квадратуре или же квартира признана аварийной.
  2. Доходы семьи меньше установленного прожиточного минимума на каждого из членов семьи.
  3. Последние пять лет семья проживает в одинаковых условиях и не ухудшала их. Этот пункт препятствует тому, чтобы обманным путем получить новую жилищную площадь.
  4. Есть регистрация по месту своего проживания в течение определенного времени. Так, для Москвы такой срок должен быть не менее 10 лет.
  5. У всех членов семьи должно быть гражданство Российской Федерации.

Также семье необходимо официально получить статус многодетной. Но сама процедура отличается в разных регионах и ее алгоритм нужно уточнять в социальных органах.

Присвоение статуса

Чтобы получить свидетельство о многодетности семьи, необходимо пройти достаточно длительную процедуру. Основной особенностью в России у этой процедуры является количество детей для признания семьи многодетной.

Все зависит исключительно от региона проживания. В Москве достаточно иметь троих детей, а вот в Краснодарском крае нужно родить не менее пяти .

Изначально обращаются в орган социальной защиты населения, где сотрудники проведут консультацию с родителями и помогут собрать документы. Поскольку без подтверждения оснований для оформления такой помощи, ничего провести нельзя.

Фото: механизм оформления статуса многодетной семьи

После подачи документов, комиссия будет рассматривать возможность предоставления статуса многодетной семьи. Когда решение будет принято, гражданам вышлют оповещение.

Тогда им нужно будет оформить свидетельство о многодетности в том же отделе соцзащиты и на его основании получают все льготы и компенсации.

Образец заявления на принятия на учет многодетной семьи на получение земельного участка можно .

Что касается пакета документов, то нужно запастись:

  • заявлением на проведение процедуры;
  • паспортные документы супругов и свидетельства о рождении на всех детей, которым нет 18 лет;
  • фотографии родителей;
  • свидетельство о браке — или документ о смерти родителя;
  • справка с места жительства, которая подтверждает проживание детей на одной жилищной площади;
  • на детей-студентов предоставляют документы с места получения образования;
  • справку о том, что второй родитель не получал такой же статус многодетной семьи.

Если семья воспитывает усыновленных детей, то необходимо предоставить документы об их усыновлении .

Законодательное регулирование

Важно отметить, что законодательство на федеральном уровне не содержит понятий о многодетной семье. Поскольку большинство моментов оформления и получения статуса такой семьи возложено на местные власти и региональное законодательство. Именно там и нужно искать точные положения.

Но все же существует и несколько федеральных нормативно-правовых актов, по которым проводится обеспечение многодетных семей жильем.

Так, государство и правительство выпускает проекты программ по предоставлению помощи, а уже региональные власти устанавливает особенности получения таких возможностей по улучшению жилищных условий.

Можно выделить несколько нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон №81 “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”.
  2. Федеральный закон №161 “О содействии развитию жилищного строительства”.
  3. Федеральный закон №138 “О внесении изменений в статью 16 ФЗ О содействии развитию жилищного строительства и Земельный кодекс Российской Федерации”.

Основные моменты новых законов о жилье многодетным семьям

Главными изменениями становится возможность получения помощи от государства, если доход на каждого из членов семьи не превышает размер минимального уровня для проживания. Это одно из ключевых изменений, которое произошло на законодательном уровне еще 1 августа 2016 года.

Инициативами от правительства страны были разного рода программы по предоставлению жилой площади или земельных участков. Однако не все они были приняты и не все были поддержаны большинством депутатов и президентом страны.

Основная возможность по получению земельных участков предусматривает оформление в собственность тех земель, которые находятся на балансе населенного пункта.

И в соответствии с этим возможна выдача квадратных метров и их оформление по субсидии или добавляя материнский капитал.

Федеральные законодательные акты (Проект ФЗ № 98035393-2)

Это закон “О государственной поддержке многодетных семей”, который подразумевал под собой возможность увеличения рождаемости на территории страны.

Поскольку благодаря этому закону каждая многодетная семья должна была иметь троих несовершеннолетних детей для получения льгот.

Данное законодательство определяет возможность оформления жилых квадратных метров для многодетных семей в первоочередном порядке. Но все же нормы распределения жилой площади оставались за местной властью.

По этому же закону каждой семье положено получить земельный участок, размер которого начинается от 0,15 га. На этих участках семьи могут открывать фермерские и сельскохозяйственные предприятия для получения материальной выгоды.

При этом многодетные родители имеют право на льготное налогообложение, что должно стимулировать желание работать на своей земле.

Но президент России не поддержал этот федеральный нормативно-правовой акт и в дальнейшее рассмотрение он принят не был. Поэтому такая возможность расширения жилой и предпринимательской площади для многодетных семей стала невозможной.

И при оформлении пособий на данный закон опираться нельзя, ведь он недействителен и остается только проектом федеральных властей.

Предоставление земельных участков (ФЗ-138 от 14.06.11)

По этому нормативно-правовому акту граждане со статусом многодетной семьи могут получить какие-либо земельные участки. Вся передача земли будет проводиться на бесплатной основе.

Согласно закону, выдача земельных участков осуществляется на основании решений федеральных государственных органов, которые выдают площади из реестра недвижимости Федерального фонда.

Благодаря этому семьи оформляют землю в собственность и могут на ней осуществлять строительство собственного ЖС.

Что же касается размеров участков и условий предоставления, то здесь государство предоставило возможность установления правил местным властям. И в каждом отдельном регионе нужно уточнять свои особенности.

Отдельные положения закона касаются Москвы и Санкт-Петербурга. Для них предусмотрена выдача участков для многодетных семей на территории пригорода, а не в самом населенном пункте.

Указы Президента (№ 431 от 05.05.92)

Основным документом такого плана является Указ президента №431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей”.

В соответствии с этим документом государство предоставляет местной власти возможность распределять жилые помещения и земельные участки.

На территории России сегодня отсутствует единый федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей. Принятие соответствующего документа в России ожидается с конца 1990-х. Именно тогда был написан законопроект, который был призван урегулировать взаимодействие в этой сфере. Однако официально утвержден этот документ так и не был. Одна из причин его отклонения кроется в том, что положения проекта ФЗ о многодетных семьях содержались во многих других, уже действующих нормативных актах России. Другая причина более тривиальна - отсутствие денег в бюджете на финансирование всех программ господдержки семей, которые растят значительное число детей.

В данный момент основные условия оказания поддержки и помощи многодетным семействам определены в Указе Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (№ 431), который был издан почти четверть века назад. Этот документ, датированный 1992 годом, определяет общие положения государственной социальной поддержки, а планирование и проведение конкретных мероприятий возлагаются на органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Таким образом, сегодня во всех регионах функционирует свой закон о многодетных семьях.

По сути, в действующем отечественном законодательстве не зафиксировано такого понятия, как «многодетная семья», не дано его определение. В каждом субъекте Российской Федерации оно свое и закреплено нормативным актом соответствующего региона. Традиционно многодетной считается такая ячейка общества, в которой воспитывается не менее трех детей. Интересно, что многие льготы предоставляют тем, кто оформил официальный статус многодетности.

Улучшение жилищных условий

Льготы для семейств с больших числом детей, предполагающие улучшение условий проживания, содержатся в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации. Механизм реализации этих прав чаще всего расписан в официальных документах регионов.

  1. Получение социальной квартиры или дома по договору найма. Это право реализуется, когда у семьи отсутствует собственное жилье и доход в перерасчете на каждого из ее членов оказывается ниже прожиточного минимума. Чтобы получить квартиру или дом по договору найма, надо встать в очередь и принести документы, подтверждающие низкий доход семьи и отсутствие жилья. Такое право, кстати, распространяется и на те семьи, которые не обеспечены социальной нормой жилья, то есть менее 10 м2 на каждого человека.
  2. Получение социальной выплаты для приобретения жилья. Многодетным родителям могут быть выданы бюджетные средства на покупку собственной квартиры или дома. Субсидия может составлять 30-50% от стоимости дома или квартиры (размер зависит от региона проживания нуждающейся пары с детьми и, соответственно, законодательства того или иного субъекта РФ). Если семья стояла в очереди на выделение социального жилья внаем, то, получив субсидию, она теряет свою очередь.
  3. Получение земельного участка под строительство жилого дома. Это право появилось благодаря внесению изменений в ФЗ № 161 «О содействии развитию жилищного строительства». Законодательно закреплено, что родители с тремя и более детьми имеют право на получение участка под возведение собственного жилья. Размеры земельных наделов определяются региональными нормативными актами (как минимум 6 соток). Участок выделяется семье бесплатно и только один раз.

Для многодетных введены также льготы на земельный налог и оплату жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, семьи могут получить скидку на платежи по налогу за земельный участок и услуг ЖКХ - вплоть до 100%. Размер такой социальной льготы зависит от региона проживания ее получателя.

Социальная поддержка семей с тремя и более детьми

  1. Однократная выплата при рождении каждого ребенка, которая ежегодно индексируется. В текущем году она составляет 14 497,80 рублей.
  2. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (выплачивается помесячно и зависит от дохода матери или другого родственника, который будет находиться в декретном отпуске на этот период).
  3. Пособие по уходу за ребенком до 3 лет (выплачивается помесячно в размере 50 рублей плюс региональный коэффициент).
  4. Пособия на детей до достижения 18 лет (устанавливаются региональным законодательством).
  5. Денежные выплаты на третьего и последующего ребенка вплоть до 3 лет (действуют не во всех субъектах Российской Федерации).
  6. Дополнительная выплата на детей до 16 лет (для учащихся - до 18 лет).

Кроме того, многодетным в качестве мер социальной поддержки полагаются:

  • безвозмездное получение товаров и услуг (детское питание - до 3 лет, школьное питание, лекарства - до 6 лет, посещение учреждений культуры - 1 раз в месяц, проезд на общественном транспорте) - набор товаров и услуг зависит от региона проживания ребенка;
  • первоочередность при поступлении в объекты социальной инфраструктуры (зачисление в детский сад, прием в больницу или детский лагерь).

Если семья не только многодетная, но и малоимущая, то она имеет также право на получение юридической помощи на безвозмездной основе.

Трудовые права многодетных родителей и налоговые льготы

Для родителей, имеющих несколько детей, безусловно, важны не только пособия и льготы, но и трудовые гарантии, которые позволят им получать преимущественные права на своих рабочих местах. Эти права регулируются, прежде всего, Трудовым кодексом Российской Федерации, законом РФ № 1032-1 «О занятости населения» и другими ФЗ. Во-первых, они имеют право на дополнительный неоплачиваемый отпуск. Если такая норма прописана в коллективном договоре, то работающий родитель трех и более детей может взять в удобное ему время «каникулы» за свой счет на срок, не превышающий 14 дней.

Во-вторых, на досрочную пенсию для матерей с пятью и более детьми. Такие льготы есть также у женщин, которые имеют двух детей и отработали более 12 лет на Крайнем Севере. В обоих случаях выйти на пенсию можно будет уже с 50 лет. В-третьих, на включение отпуска по уходу за ребенком вплоть до достижения им 1,5 лет (максимально - 6 лет в общей сложности) в пенсионный стаж многодетной матери. И в четвертых, на помощь в поиске работы от государственных органов занятости. Родителям с тремя и более детьми должны помогать в поиске надомной работы, с гибким графиком или неполным рабочим днем.

В регионах Российской Федерации возможны факультативные трудовые льготы для многодетных родителей, которые регулируются местным законодательством. Налоговый кодекс Российской Федерации также содержит положения, касающиеся социальной льготы для многодетных семей. Есть два основных налоговых права для этой категории граждан:

В части регионов многодетные родители могут не платить также транспортный налог за один из автомобилей. Такие льготы должны быть обязательно закреплены нормативным актом субъекта Российской Федерации.

Для того, чтобы решить демографические проблемы России, необходимо проанализировать их особенность, с учетом месторасположения. Основные характеристики Ниже приведены статистические данные, которые характеризуют многодетные семьи в РФ: количество многодетных от общего количества домохозяйств, в том числе и те, где дети воспитываются только одним родителем составляет всего 8,5 %, а от общего количества семей с детьми, этот показатель находится на уровне 15,4 % за последние несколько лет, наблюдается тенденция увеличения количества семей с тремя и более детьми, однако, это движение медленное в зависимости от региона проживания, количество многодетных семей на территории всей России, отличается по субъектам, например, в Московской области, Санкт – Петербурге этот показатель находится на минимальном уровне, а вот, субъекты федерации, которые входят в состав Южного федерального округа, наоборот, отличаются высоким уровнем рождаемости и количеством многодетных семей от общего количества семей, в которых есть дети, семьи с тремя детьми составляют 23%, семьи с пятью и более детьми – всего 4,5% Основная проблема того, что в России минимальное количество многодетных семей, заключается в том, что рождение каждого ребенка постепенно «тянет» всю семью к порогу бедности, особенно, если речь идет о неполной семье. По всем социальным и экономическим параметрам, такие семьи сильно отличаются степенью риска и бедностью от семей с одним и двумя детьми. Как показывает статистика, многодетные семьи в 60% входят в категорию бедных, в первую очередь, из-за жилищно-бытовых вопросов и ряда иных проблем: почти половина многодетных семей имеет проблемы с приобретением сезонной одежды и обуви для детей многие семьи в случае необходимости не имеют возможности приобретать лекарственные препараты, назначенные врачом почти 25% всех многодетных семей ограничивают себя в приобретении продуктов питания четверть детей из многодетных семей имеют только неполное среднее образование, так как необходимо работать для обеспечения младших членов своей семьи Главная проблема 80% всех многодетных семей заключается в решении жилищного вопроса.

Какие льготы у многодетных семей в России

Социальное обслуживание населения. Термины и определения.” под номером ГОСТ Р 52495-2005, сообщающее, что многодетной считается, имеющая троих и больше детей. При этом Семейный кодекс в 54 статье говорит, что ребенок – лицо, которому еще не исполнилось 18 лет. Нужно уточнить, что в состав многодетной семьи не включают детей, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, и детей, которых обеспечивает государство, т.е.

Федеральный закон о многодетных семьях

Многодетные семьи в России, как и во многих Европейских странах, относят к той части населения, которые нуждаются в особой государственной защите и поддержке. В первую очередь, это связано с очень низким, а где-то даже отрицательным уровнем естественного прироста населения в стране, что, как известно, вредит стабильности социального характера в обществе и развитию экономики. Для поддержки и государственной защиты многодетных семей в Российской Федерации была сформирована законодательная база, которая в случае необходимости постоянно дополняется необходимыми нормативными правовыми документами, как на федеральном, так и на местном уровне.

Права и льготы многодетных семей в 2019 гг

Как поддерживают многодетные на государственном уровне, какие льготы и пособия предоставляются родителям в семьях с тремя и более детьми. Какие права у родителей в трудовом и социальном плане. Каков размер выплат и компенсаций многодетным в 2019 годах (скачать размер пособий). Рассмотрим эти и другие важные вопросы, связанные с многодетной. Начнем с того, что воспользоваться льготами и компенсациями может семья, имеющая официальный, подтвержденный документами, статус многодетно й и для этого сначала нужно подтвердить свои права на получение пособий и льгот - а для этого надо получить удостоверение многодетной семьи. Какая считается многодетной или малоимущей Первый признак многодетной семьи - наличие трех и более детей.

Льготы для многодетных семей в г

больше, чем в 2008 году, и теперь в Москве 53,6 тыс. многодетных семей. Такая ситуация обусловлена тем, что в Москве созданы наиболее комфортные условия для многодетных семей. Помимо общефедеральных льгот для семей, имеющих трех и более детей, в столице есть дополнительные программы и возможности. В 2008 году Правительство Москвы фактически изменило статус многодетной семьи. Раньше родители получали льготы, пока старшему ребенку не исполнится 16 лет, — после этого все выплаты заканчивались.

Закон города Москвы
"О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"
23 ноября 2005 года № 60

Настоящий Закон в целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, регулирует отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

Статья 2. Основные понятия

1.Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

2. Малообеспеченная семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума в городе Москве в расчете на душу населения, установленного Правительством Москвы.

3.Студенческая семья - семья, в которой оба родителя или одинокая мать (отец) обучаются по очной форме в учреждениях высшего профессионального образования.

4.Социальный патронаж - форма оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации.

Статья 3. Меры социальной поддержки семей с детьми

К мерам социальной поддержки семей с детьми относятся:

1) единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты;

2) оказание натуральной помощи;

3) предоставление льгот;

4) организация социального обслуживания.

Статья 4. Право детей, оставшихся без попечения родителей, на денежные выплаты

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на ежемесячную денежную компенсационную выплату в порядке, установленном Правительством Москвы.

Глава 2. Денежные выплаты

Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату денежных выплат

1. Органами, осуществляющими назначение и выплату денежных выплат, установленных настоящим Законом (за исключением выплаты, предусмотренной статьей 19 настоящего Закона), являются органы социальной защиты населения районов города Москвы (далее - органы социальной защиты) по месту жительства одного из родителей (усыновителя, опекуна, попечителя).

2. Органами, осуществляющими назначение ежегодной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, являются уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 6. Единовременные денежные выплат ы

1. К единовременным денежным выплатам относятся:

1) дополнительное пособие по беременности и родам;

2) единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка;

3) единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей;

4) дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям.

2. Дополнительное пособие по беременности и родам устанавливается женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

3. Дополнительное пособие по беременности и родам выплачивается за период продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

4. Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун) ребенка.

5. В случае рождения (усыновления) двух и более детей, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка выплачивается на каждого ребенка.

6. При рождении мертвого ребенка единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка и единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей не назначаются и не выплачиваются.

7. Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более живорожденныхдетей (усыновлением в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей (усыновитель, опекун) ребенка.

8. Получение единовременных денежных выплат одного вида не лишает семьи права на получение других видов единовременных денежных выплат.

9. Единовременные денежные выплаты устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи.

10. Дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям назначается в соответствии с Законом города Москвы от 28 января 2004 года № 4 «О молодежи».

Статья 7. Ежемесячные денежные выплат ы

1. К ежемесячным денежным выплатам относятся:

1) ежемесячное пособие на ребенка;

2) ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет;

3) ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста;

4) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми;

5) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям;

6) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет;

7) ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте многодетным семьям;

8) ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей;

9) ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию;

10) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям-инвалидам в возрасте до 18 лет;

11) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей.

2. При наличии права на ежемесячные денежные выплаты, указанные в пунктах 10 и 11 части 1 настоящей статьи, назначается одна из них.

3. Ежемесячные денежные выплаты, указанные в пунктах 2-11 части 1 настоящей статьи, назначаются независимо от среднедушевого дохода семьи.

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка».

Статья 8. Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет

Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет устанавливается матери, уволенной в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Статья 9. Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом

Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста, устанавливается одному из родителей (усыновителю, опекуну), не состоящему в трудовых отношениях, в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

Статья 10. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми

1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми устанавливается на детей:

1) одиноких матерей (отцов);

4) в возрасте до полутора лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами.

2. Категории одиноких матерей (отцов), семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, определяются в соответствии с правовыми актами города Москвы, регулирующими порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

3. На каждого ребенка, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет) и отнесенного к одной или более категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается одна ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни.

4. Право на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка, а также отчим либо мачеха - на детей из многодетных семей.

Статья 1 1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям

Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям устанавливается на каждого ребенка из многодетной семьи, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет).

Статья 12. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет

1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет устанавливается на детей:

1) одиноких матерей (отцов);

2) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

3) из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов;

4) из многодетных семей;

5) из студенческих семей;

6) являющихся инвалидами.

2. На каждого ребенка в возрасте до трех лет, отнесенного к одной или более категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, может быть установлена одна ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимостипродуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет.

Статья 13. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте многодетным
семьям

1. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте устанавливается многодетным семьям:

1) имеющим пять и более несовершеннолетних детей, из которых не менее трех детей в возрасте до 16 лет (обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, - до 18 лет);

2) имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет, независимо от факта их учебы или работы.

2. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте назначается на многодетную семью, указанную в
части 1 настоящей статьи.

Статья 14. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей

1. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей, устанавливается на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования - до 23 лет).

2. Право на ежемесячную компенсационную выплату имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель, отчим, мачеха).

Статья 15. Ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию

Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается к пенсии матерям, родившим 10 и более детей, независимо от вида получаемой пенсии.

Статья 16. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям-инвалидам в возрасте до 18 лет

Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни устанавливается к пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет в порядке, установленном Правительством Москвы для ежемесячных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям пенсионеров.

Статья 17. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей

Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни устанавливается к пенсии детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей, в порядке, установленном Правительством Москвы для ежемесячных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям пенсионеров.

Статья 18. Ежегодные компенсационные выплат ы

1. К ежегодным компенсационным выплатам относятся:

1) ежегодная компенсационная выплата к Международному дню семьи;

2) ежегодная компенсационная выплата ко Дню знаний.

2. Ежегодные компенсационные выплаты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи и выплачиваются семьям, имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет.

Статья 19. Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения

Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения устанавливается детям из многодетных семей на период обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Статья 20. Размеры денежных выплат, порядок их назначения и выплаты

Размеры денежных выплат, порядок их назначения и выплаты устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 21. Основания для отказа в назначении денежных выплат, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении единовременных денежных выплат являются:

1) нахождение ребенка на полном государственном обеспечении;

2) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах.

2. Основаниями для отказа в назначении ежемесячных денежных выплат являются обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, а также получение в установленном законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).

3. Выплата ежемесячных денежных выплат приостанавливается в случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячной денежной выплаты в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством или приобретение им дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.

4. Выплата ежемесячных денежных выплат прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 16 лет (обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, -
18 лет, а детьми, указанными в статье 14 настоящего Закона, - 23 лет);

2) снятие получателя ежемесячной денежной выплаты или ребенка, на которого она назначена, с регистрационного учета в городе Москве;

3) смерть ребенка или объявление его судом умершим.

5. Ежегодные денежные выплаты не назначаются, если при наступлении обстоятельств, указанных в частях 1 и 2, пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, не соблюдается условие, установленное частью 2 статьи 18 настоящего Закона, о количестве и возрасте детей в семье.

6. Положения настоящей статьи не распространяются на ежемесячные компенсационные выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих пенсию, и на детей, получающих пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей, предусмотренные статьями 16, 17 настоящего Закона, которые назначаются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством Москвы, а также не распространяются на ежегодную компенсационную выплату на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, предусмотренную статьей 19 настоящего Закона.

Статья 22. Обязанность получателей ежемесячных и ежегодных денежных выплат

Получатели ежемесячных и ежегодных денежных выплат обязаны в месячный срок извещать органы, предоставляющие эти выплаты, о наступлении обстоятельств, влияющих на право их получения.

Статья 23. Удержание излишне выплаченных сумм

1. Излишне выплаченные суммы денежных выплат удерживаются или возмещаются получателем, если переплата произошла вследствие предоставления им заведомо неполных и (или) недостоверных сведений, влияющих на право и (или) размер денежной выплаты, либо неисполнения им обязанности, предусмотренной статьей 22 настоящего Закона.

2. Удержания ежемесячных денежных выплат производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты оставшаяся задолженность возмещается получателем или взыскивается с него в судебном порядке.

3. Суммы денежных выплат, излишне выплаченные получателю по вине органа, предоставившего денежную выплату, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

Глава 3. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот

Статья 24. Категории детей и семей с детьми, которым оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы

Меры социальной поддержки в форме натуральной помощи и льгот устанавливаются следующим категориям детей и семей с детьми:

1) дети первых трех лет жизни;

2) дети, не достигшие семилетнего возраста;

3) дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

4) дети до 15 лет, страдающие хроническими заболеваниями;

5) многодетные семьи;

6) семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

7) матери, родившие и воспитавшие 10 и более детей;

Статья 25. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот детям первых трех лет жизни

1. Новорожденные дети обеспечиваются комплектами детского белья.

2. На детей первого, второго года жизни бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

3. Дети в возрасте до полутора лет не включаются в число проживающих в жилом помещении при начислении платы за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

4. Дети первых трех лет жизни обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами.

5. Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, устанавливается Правительством Москвы.

Статья 26. Предоставление льгот детям, не достигшим семилетнего возраста , и семьям, имеющим детей, не достигших семилетнего возраста

1. Детям, не достигшим семилетнего возраста, предоставляются следующие льготы:

1) бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте;

2) бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.

2. Отдельные категории семей (студенческие семьи, семьи военнослужащих, опекунов и другие), предусмотренные Правительством Москвы, пользуются льготами по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Статья 27. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот детям, обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, студентам образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования

1. Обучающиеся в 1-4 классах образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием (завтраком).

2. Обучающиеся из социально незащищенных семей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием по решению общественной комиссии образовательного учреждения.

3. Обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования очной формы обучения обеспечиваются льготным или бесплатным горячим питанием в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Обучающиеся в государственных общеобразовательных учреждениях «Школа здоровья» обеспечиваются трехразовым горячим питанием в соответствии с Законом города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 «Об общем образовании в городе Москве».

5. Обучающиеся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатными учебниками.

6. Обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).

7.Обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студенты, обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, имеют право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы.

Статья 28. Оказание натуральной помощи детям до 15 лет, страдающим хроническими заболеваниями

Детям в возрасте до 15 лет, страдающим хроническими заболеваниями, перечень которых утверждается Правительством Москвы, бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

Статья 29. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот многодетным семьям

1. Многодетным семьям в зависимости от категории детей оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы:

1) бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в том числе адаптированных молочных смесей) - на детей в возрасте до трех лет;

2) бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до шести лет;

3) бесплатное двухразовое питание детей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;

4) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) детей в возрасте до 16 лет (обучающихся в образовательных учреждениях - до 18 лет) в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»;

5) по приему детей в государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы в первую очередь.

2. Многодетным семьям оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы:

1) по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях в размерах, установленных Правительством Москвы, а родителям, имеющим 10 и более детей, - освобождение от оплаты их содержания в государственных дошкольных образовательных учреждениях;

2) по установлению размера платы за жилое помещениеи коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы;

3) право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актамигорода Москвы;

4) право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы, а один раз в месяц - бесплатное посещение музеев;

5) преимущественное право на получение садовых участков;

5) право на бесплатное пользование услугами бань, находящихся в ведении Правительства Москвы.

Статья 30. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, и детям-инвалидам в возрасте до 18 лет

1. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются следующие льготы:

1) право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядкеи на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актамигорода Москвы;

2) по установлению размера платы за жилое помещениеи коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы.

2. Родители освобождаются от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

3. Дети-инвалиды и их родители (лица, сопровождающие ребенка-инвалида), опекуны и попечители, осуществляющие уход за детьми-инвали-дами, имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в соответствии с Законом города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

4. На детей-инвалидов бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

5. Дети-инвалиды обеспечиваются изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами, за исключением предусмотренных федеральным законодательством социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами.

6.Дети-инвалиды имеют право на бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.

Статья 31. Предоставление льгот матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей

Матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей, предоставляются следующие льготы:

1) бесплатное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептам врачей государственных учреждений здравоохранения;

2) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения.

Статья 32. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот иным категориям семей с детьми

1. Отдельные категории семей с детьми имеют право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

2. Дети в возрасте от семи до 18 лет имеют право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, а один раз в месяц - бесплатное посещение музеев.

3. Порядок и условия проведения мер оздоровительного характера для детей в период летних и зимних каникул устанавливаются Правительством Москвы.

Глава 4. Организация социального обслуживания

Статья 33. Учреждения социального обслуживания

Социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания города Москвы:

1) центрами социальной помощи семье и детям;

2) комплексными центрами социального обслуживания;

3) центрами социального обслуживания;

4) центрами психолого-педагогической помощи семье и детям;

5) социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних;

6) социальными приютами для детей и подростков;

7) иными учреждениями, созданными Правительством Москвы, уставной деятельностью которых является предоставление социальных услуг.

Статья 34. Виды социальных услуг

1. Государственные учреждения социального обслуживания города Москвы, указанные в статье 33 настоящего Закона, в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы оказывают социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, со-циально-правовые, социально-бытовые и иные социальные услуги.

2. Семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставляется социальный патронаж.

Статья 35. Категории семей и детей, которым оказываются социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания

В государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы, указанных в статье 33 настоящего Закона, обслуживаются: многодетные семьи; неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; молодые семьи; семьи несовершеннолетних родителей; малообеспеченные семьи; опекунские семьи; семьи пенсионеров, воспитывающих несовершеннолетних детей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, находящиеся в социально опасном положении, и иные категории семей и детей.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 36. Порядок разрешения споров

Отказ в предоставлении мер социальной поддержки может быть обжалован в соответствующий вышестоящий орган и (или) в суд.

Статья 37. Финансирование мер социальной поддержки

Финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных насто-ящим Законом, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 9 настоящего Закона.

2. Статья 9 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2006 года в отношении лиц, занятых уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до трех лет, а с 1 января 2007 года - в отношении лиц, занятых уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста.

3. Правовые акты города Москвы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие оказание социальной поддержки семьям с детьми, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

4. Лица, которым денежные выплаты были установлены до 1 января 2006 года, сохраняют право на их получение в соответствии с законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

5. Правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума