Как оформить условие о компенсации за коммунальные услуги. О закупках коммунальных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Определение цены на закупку коммунальных услуг

Закупки коммунальных услуг заказчики могут проводить у единственного поставщика, но с некоторыми оговорками. О том, как закупить такие услуги и по какому ОКПД2, читайте в материале.

Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ

В ст. 93 Закона о контрактной системе говорится, какие закупки заказчики могут проводить у едпоставщика. Среди коммунальных ресурсов это:

  • поставка водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения - п. 8 ст. 93 44-ФЗ;
  • заключение контракта на энергоснабжение, поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком - п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

Если цена договора меньше 100 тыс. руб., у едпоставщика можно закупить любые товары, работы и услуги, в том числе коммуналку.

Обратите внимание на термин «гарантирующий поставщик». Это компания, которая, на оптовом и розничном рынках, заключает контракты на ее передачу с сетевыми компаниями, реализует электроэнергию потребителям и ведет расчеты.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Коды на коммунальные услуги по 44-ФЗ

Найти коды ОКПД2 можно в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Коды по электроэнергии, газу, кондиционированию воздуха находятся в разделе D, а раздел E содержит коды по водоснабжению, водоотведению, утилизации и рекультивации отходов.

Как провести закупку коммунальных услуг

Без связи, электричества, тепла, воды и регулярного вывоза мусора работать невозможно, поэтому коммуналку закупают все заказчики, в любое время года, при любых обстоятельствах. И несмотря на частоту закупок, все равно допускают ошибки. А еще тратят лимиты малых закупок на коммуналку, хотя могут сберечь эту возможность под действительно неотложную закупку.
Из статьи вы узнаете:
☆ По каким пунктам закона закупают разные коммунальные услуги;
☆ Как планируют и обосновывают коммуналку;
☆ Что написать в коммунальном контракте;
☆ Когда откажут в регистрации контракта в ЕИС и как правильно закрыть коммунальный контракт.

Обоснование закупки по 44-ФЗ коммунальных услуг

Как обосновать закупку коммунальных услуг? Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане. В общем случае нужно опираться на наличие госпрограмм, проведение мероприятий в рамках них, а также на собственные потребности, необходимость закупки для нормального функционирования учреждения и т.д.

Относительно коммунальных услуг в обосновании нужно писать именно о потребностях госзаказчика.

Если проводится закупка у едпоставщика, в обоснование включается соответствующий пункт ст. 93 Закона о контрактной системе.

Надо ли включать в план закупок коммунальные услуги

Как по 44-ФЗ провести закупку коммунальных услуг: расчет НМЦК

Мы рассмотрели, как отразить коммунальные услуги в плане закупок по 44-ФЗ. Перейдем к другому важному этапу - расчету НМЦК. Цена формируется тарифным методом. Для водоснабжения и водоотведения правила прописаны в п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, для тепловой энергии - ч. 1 ст. 8 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, а для электрической энергии - п. 3, 4 ст. 23.1 Закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ. Учтите, что тарифы на коммунальные услуги могут меняться. Используйте актуальные показатели.

Закупка коммунальных услуг по 223-ФЗ

Закупка коммунальных услуг по 223-ФЗ проводится в соответствии с положением заказчика. Он вправе сам определить, какие виды закупок осуществляет у единственного поставщика.

Закупка коммунальных услуг у единственного поставщика

Коммунальные услуги делят на:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • отведение сточных вод;
  • электро- и газоснабжение;
  • отопление;
  • сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Они закупаются у естественных монополий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если поставщик - не монополист, проводите закупку на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Как провести закупку у едпоставщика по 44-ФЗ

Приемка и оплата коммунальных услуг по 44-ФЗ

Согласно позиции Минэкономразвития, коммунальные услуги - это услуги длящегося характера. В контракте может быть указан один этап, но поскольку приемка и оплата происходят помесячно, они приравниваются к этапам. Соответственно, отчет делается после каждой приемки и оплаты.

Порядок заказчик и поставщик устанавливают в договоре. Что касается экспертизы, ее можно не проводить по следующему основанию. Согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт на закупку коммунальных услуг у едпоставщика может быть заключен в любой форме. Стороны вправе не включать в него порядок и сроки приемки. Так как контрактом не предусмотрена приемка, то и в экспертизе необходимости нет.

Возмещение коммунальных услуг по 44-ФЗ

Если заказчик арендует помещение, у него может возникнуть обязанность возмещать балансодержателю расходы по оплате коммунальных услуг. Как сказано в письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 г. № Д28и-3339 заказчик вправе компенсировать соответствующие траты на основании выставленного счета в соответствии с пунктом 23 статьи 93 Закона №44-ФЗ. То есть проводить закупку у едпоставщика. Договор возмещения коммунальных услуг по 44-ФЗ может быть заключен в любой форме.

Суммы, предусмотренные на компенсацию коммунальных услуг, включаются в план и план-график закупок. Также у заказчика есть возможность заключить договоры напрямую с поставщиками коммунальных услуг в рамках Закона №44-ФЗ, в этом случае отпадет необходимость что-либо возмещать балансодержателю.

По поводу договора на возмещение затрат на коммунальные услуги по 44-ФЗ существует противоречивая судебная практика. По одному из мнений возмещение расходов закупкой не является и Законом №44-ФЗ не регулируется (постановления Восьмого ААС от 23.09.2009 № 08АП-5241/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2007 № Ф08-4408/07).

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводятся в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ (за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).

При этом согласно пункту 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

В этой связи следует отметить, что возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды.

Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при заключении контракта на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

В случае если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями), переданным ему в безвозмездное пользование или оперативное управление, то такой заказчик вправе заключить контракт на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг по содержанию и ремонту указанного нежилого помещения, услуг по водо-, тепло-, газо — и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

При этом отмечаем, что в объеме закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ учитываются только закупки, осуществленные на основании указанной нормы. Закупки, осуществленные на основании других пунктов части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе до 100 тыс. рублей, в объеме закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не учитываются.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупках коммунальных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет - обоснование. Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Прежде чем подписать контракт, независимо от выбранного пункта статьи 93 ФЗ 44, закупки необходимо включить в план закупок и план график.

В каких случаях заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком?

Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение. Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Позицию подтверждают Минфин в письме от 12.09.2017 № 24-02-08/58934 и Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021


Как провести закупку у единственного поставщика?


1. Внесение закупки в план закупок и в план-график

Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:

  • лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
  • услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
  • услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);

Срок внесения изменения в план закупок и план - график

Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение - закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.

2. Расчет цены контракта с единственным поставщиком

Для расчета цены контракта используйте один или несколько методов:

  • метод анализа рынка;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Заказчик вправе применять другие методы расчета цены контракта с едпоставщиком, если перечисленные методы использовать невозможно. В этом случае в обоснование цены включите обоснование невозможности применять основные методы, согласно в частях 1 и 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и в письме Минэкономразвития от 13.10.2014 № ОГ-Д28-7883.
Е сли неверно выберете метод расчета НМЦК, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. по части 1 статьи 7.29.3 КоАП.

3. Составление контракта

При составлении контракта укажите существенные условия согласно Закону № 44-ФЗ. Но при закупке у единственного поставщика предусмотрены следующие исключения:

  • ответственность заказчика и контрагента;
  • график исполнения контракта, даже если контракт заключаете на срок более чем три года и цена составляет более 100 млн руб.;
  • порядок и срок оплаты товара, работы или услуги, порядок и срок приемки;
  • условие, что уменьшите цену контракта с физическим или юридическим лицом на размер налогов и других обязательных платежей в бюджеты.

Кроме этого, заказчик не обязан использовать типовые контракты.
Перечисленные выше исключения действуют только при закупках по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44-46 и 51-53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупках у единственного поставщика по другим основаниям включайте все существенные условия, согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Обязательно необходимо включать в контракт расчет и обоснование цены. Исключение - закупки, при которых не готовите обоснование невозможности проводить конкурентную закупку, а именно на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 54 части 1.
При таких сделках расчет и обоснование цены включать в контракт не обязательно. Однако если включить, нарушения закона не будет - часть 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2016 № А36-2054/2016.
Рассчитывать и обосновывать цену заказчик обязан, когда формирует план-график, поэтому расчет и обоснование необходимо подготовить, даже если нет обязаности включать сведения в контракт. (пункт 1 части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ и пиьсма Минэкономразвития от 11.02.2017 № Д28и-142 и от 26.04.2017 № Д28и-1859)

4. Подготовка отчета - обоснования

Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:

  • невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
  • цену контракта;
  • другие существенные условия контракта.

Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.

Отчет-обоснование нужен

Пункты 3, 6, 9, 10-14, 17-18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Отчет-обоснование не нужен

Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

5. Согласование закупки с контрольным органом

Когда не состоялась конкурентная закупка и заключаете контракт с единственным поставщиком, согласуйте сделку с контрольным органом. Контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закрытой закупки согласуйте в любом случае. Согласовывать сделку с единственным поставщиком по результатам открытой закупки нужно также всегда, кроме трех исключений:

  • автономное учреждение проводит закупку по части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юрлицо проводит закупку по части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • не состоялся запрос котировок.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок согласовывать не нужно. (пункт 24-25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)

6. Опубликование извещения

При закупке у единственного поставщика опубликуйте в ЕИС извещение. Обязанность предусмотрена только при сделках по пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При закупках по другим основаниям извещение публиковать не нужно.
Обязательные сведения указываются в извещении:

Информация о заказчике

Наименование, местонахождение, почтовый адрес.
Номер телефона и e-mail.
Ответственный сотрудник

Условия контракта

Наименование и описание объекта закупки.
Количество и место поставки товара (при закупке товара).
Место, где контрагент выполнит работы или окажет услуги (при закупке работ или услуг).
Сроки, в которые контрагент обязан поставить товар или завершить работу, либо график услуг.
Цена контракта.
Источник финансирования

Ограничения

Ограничения при закупке только среди СМП и СОНО

Обеспечение контракта

Размер обеспечения исполнения контракта.
Порядок, в котором контрагент предоставит обеспечение.
Требования к обеспечению.
Включите сведения в извещение, если предусмотрели обеспечение контракта

Банковское сопровождение

Напишите сведения о банковском сопровождении контракта либо укажите, что банковское сопровождение не предусмотрено

Разместите извещение в ЕИС необходимо минимум за пять календарных дней до даты, когда заключите контракт. При закупке с гостайной публиковать извещение не нужно. Требование публиковать вместе с извещением проект контракта с единственным поставщиком в Законе № 44-ФЗ не установлено. (пункт 1, 2, 4, 8 статьи 42 и в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
Если нарушите срок публикации извещения на один рабочий день, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., организация - 10 000 руб. При нарушении более одного рабочего дня штраф для должностного лица - 15 000 руб., для организации - 50 000 руб. Если нарушите порядок публикации извещения, штраф также составит 15 000 и 50 000 руб. Наказание предусмотрено частями 1.2-1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, контролеры могут оштрафовать за нарушение сроков заключения контракта.

7. Заключение контракта

Заключайте контракт с едпоставщиком в сроки по плану-графику. При этом соблюдайте ограничения, которые указаны в таблице.

Случай

Срок для заключения контракта

Не ранее пяти календарных дней с даты публикации извещения

Не состоялась электронная закупка

Не ранее чем через 10 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговые протоколы электронных конкурсов или аукциона. При запросе котировок и запросе предложений срок - семь календарных дней

Получили согласование ФАС на сделку с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закрытой закупки или открытой бумажной закупки

Не позднее 20 календарных дней с даты, когда получили согласование

Открытая бумажная закупка не состоялась и сделку с едпоставщиком не нужно согласовывать (кроме запроса котировок)

Не позднее 20 календарных дней с даты публикации протокола о несостоявшейся конкурентной закупке

Не состоялся запрос котировок

Не ранее семи календарных дней с даты, когда разместили в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок, и не позднее 20 календарных дней с даты, когда подписали этот протокол

Сроки перечислены в части 10 статьи 83.2, пунктах 24-25.3 части 1, части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если заключите контракт с нарушением сроков, ответственный сотрудник заплатит штраф 50 000 руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.

8. Уведомление ФАС

Если заключили контракт с единственным поставщиком по пунктам 6, 9, 34 или 50 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сообщите об этом контрольному органу в сфере закупок. Для этого направьте уведомление в одну из организаций:

  • ФАС - при закупках для федеральных нужд;
  • контрольный орган в сфере гособоронзаказа - при закупках в рамках ГОЗ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, который контролирует закупки, - при закупках для региональных нужд;
  • орган местного самоуправления, который контролирует закупки, - при закупке для муниципальных нужд.

К уведомлению приложите копию контракта и обоснование его заключения. Направьте документы в контрольный орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения контракта. Такие правила установлены в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если не вовремя направите документы контролерам, работника контрактной службы оштрафуют на 15 000 руб., а организацию - на 100 00 руб. по части 1 статьи 19.7.2 КоАП.

Аренда нежилых помещений включает в себя не только ежемесячную фиксированную оплату сумм за само помещение. Арендаторы также должны возмещать расходы на водоснабжение, тепло и электроэнергию, уплаченные арендодателем.

Поэтому часто встает вопрос о приеме к вычету суммы НДС, входящих в затраты арендодателя на оплату коммунальных услуг. Давайте разберемся что такое возмещение коммунальных услуг по 44 ФЗ и как происходит данная финансовая операция.

Варианты компенсации

Взяв в аренду нежилое помещение, арендодатель пользуется обычно всеми видами коммунальных услуг:

  • Электроэнергия;
  • Водоснабжение;
  • Водоотведение;
  • Газоснабжение;
  • Вывоз мусора.

За все эти услуги оплату производит собственник имущества (арендодатель), а арендатор возмещает ему потраченные суммы. Компенсация за коммунальные услуги может быть отражена документально двумя способами:

  • В составе договора аренды;
  • Отдельным договором или соглашением.

В первом случае оплата за водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, включена ежемесячную сумму за аренду помещения.

Но здесь могут возникнуть определенные неточности. Ведь размеры потребления коммунальных услуг могут изменяться, также как и тарифы. Определить сумму, потраченную именно на это, не получится. Возникает необходимость в корректировке договора. Но ФЗ 44 допускает корректировку не более чем на 10%.

Во втором случае условия о выплате коммунальных прочих услугах закрепляются отдельным договором. Это юридический документ, который должен грамотно быть составлен.

Как составить договор

В начале договора указываются стороны, между которыми заключен договор. Затем оказывается предмет договора, которым и является возмещение услуг арендатором за коммунальные услуги. В целях избежания спорных вопрос, лучше перечислить все виду услуг, за которые будет происходить возмещение. Договор должен содержать права и обязанности сторон.

Для арендатора должны быть обозначены даты внесения ежемесячной платы, обязательство не выполнять без ведома арендодателя перепланировок и внесения изменения в коммуникационные системы помещения.

Арендодатель, в свою очередь должен своевременно выставлять счета на оплату коммунальных услуг, информировать об изменении тарифов. К его же обязанностям может относиться и мероприятия по устранению предписаний контролирующих органов, а проведению ремонтных работ. Кроме этих условий, в договоре должны быть прописан период, в течении которого будет действовать договор.

Указывается порядок внесения изменений в договор – обычно это делается при помощи соглашения, которое будет являться приложением к основному договору. Необходимо также и прописать, как будут решать конфликтный ситуации – путем переговоров. Возможно какие-то моменты в суде.

Что может стать причиной досрочного расторжения документа. В конце документа ставятся реквизиты обеих сторон договора, подпись руководителей и печать организаций. Договор составляется в двух экземплярах и имеет юридическую силу для сторон с даты его подписания.

Такой договор составляется на основании ГК РФ и не попадает под действие 44 ФЗ, так как арендатор не приобретает услуги, а лишь компенсирует расходы по уплате.

Кроме всего, арендатор может заключить самостоятельный договор на поставку электроэнергии. В таком случае арендатор расплачивается с поставщиком электроэнергии без участия арендодателя.

Но Гражданский кодекс говорит о том, что отношения арендатора и компании, поставляющей электричество, носят вторичный характер. Так как электроустановки принадлежат арендодателю, его разрешение – это необходимое условие заключение договора между арендатором и поставщиком электроэнергии.

Это закреплено в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2002 и ФАС Центрального округа от 21.01.2003.

Возможные риски

Налоговое законодательство России обуславливает некоторые налоговое риски, возникающие при действиях по компенсации коммунальных услуг арендатором.

Суммы, уплаченные как компенсация понимаются органами налоговой службы как выручка от коммерческой деятельности бюджетных учреждений и подлежит НДС. В данном случае налоговая использует следующий метод в части снижения доходов на суммы, равные затратам по оплате коммунальных услуг.

Суммы, уплаченные арендодателями из бюджета, не подлежат понижению облагаемой базы по налогу на доход. Если коммунальные платежи производятся через внебюджетный счет, то они снижаются.

Система государственных закупок была введена совершенно недавно. Этот механизм предназначен для борьбы с коррупционными преступлениями в нашей стране. В советские времена в этом не было острой необходимости. А законодательная база тех лет значительно отличалась от сегодняшней.

Читайте и другие полезные материалы на нашем сайте.