О работе полиции и прокуратуры: заговор против народа. Омбудсмен - кто это? Омбудсмен в России

Следственный комитет

Следственный комитет РФ - орган в России, созданный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начавший свою деятельность 15 января 2011 года. До недавнего времени всеми следственными делами занималась прокуратура, хотя основной ее функцией оставался надзор за соблюдением законов. В этом и состоит парадоксальность ситуации, которая существовала в Советском Союзе и до недавнего времени в постсоветской России - обвинительная сторона в суде вела и следствие по уголовным делам. Это не совсем правильно с точки зрения правовой системы, потому сейчас все следственные дела ведет отдельный орган. В компетенции Следственного комитета РФ находятся следственные дела по таким видам преступлений, как убийства, дела, связанные с нанесением тяжких телесных повреждений, крупными экономическими преступлениями и т. д.

Прокуратура поддерживает обвинение в суде, и это означает, что суды в РФ носят состязательный характер. В судебном процессе участвуют две стороны: сторона обвинения и сторона защиты. Прокуратура в судах выступает в лице государственного обвинителя, отвечая за надзор, она предъявляет претензии к гражданам или организациям, в случае если видит или считает, что какие-либо законы в РФ были нарушены.

Суды (рис. 2) являются отправной точкой в тех случаях, если человека обвиняют в чем-то или он защищает свои права. Суд осуществляет арбитражную функцию - решает, кто виноват, а кто прав. Причем решает независимо. В древнеримской мифологии существовала специальная богиня - Фемида, которая, держа в руках весы, взвешивала, кто прав, а кто виноват, причем глаза у нее были завязаны, потому что она была непреклонна, независима и не стояла ни на чьей стороне (рис. 3).

Рис. 3. Фемида - богиня справедливости ()

Сейчас судебная система РФ проходит специфическую реформу, связанную с внедрением в практику так называемых судов присяжных. Сейчас суды присяжных действуют во всех субъектах РФ. Исторический опыт показал, что именно суд присяжных, который состоит из коллегии независимых граждан, без юридического образования и не связанных с правоохранительными органами, чаще всего принимают самые справедливые решения.

Суды являются теми организациями, которые изменяют статус граждан или организаций. До того момента пока не было принято решение судьи, к гражданину действует презумпция невиновности.

Презумпция невиновности - состояние, при котором каждый гражданин РФ считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. При этом человек не должен доказывать свою невиновность, наоборот, обвинительная сторона должна доказать вину человека.

Судьи - это специально подготовленные люди, имеющие юридическое образование, прошедшие подготовку в правоохранительной системе. Все судьи в РФ назначаются на свои должности по указу Президента. Президент РФ отвечает за каждое решение в суде России, потому что оно принято на основании решения чиновника, назначенного на эту должность, исключительно по его подписи. Потому статус судьи необычайно высок.

Самая многочисленная структура правоохранительных органов, с которой человек сталкивается практически каждый день, - Министерство внутренних дел. Полиция - система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Милиция (сейчас полиция) существует в России давно и имеет множество подразделений (рис. 4).

Рис. 4. Полиция РФ ()

Федеральная служба по наркоконтролю

Федеральная служба по контролю над наркотическими средствами создана не очень давно, но выполняет много важных функций. В ней сейчас работает боле 30 тыс. чел. Россия не является страной-потребителем наркотиков, но является страной-транзитом. Из стран Юго-Восточной Азии наркоторговцы пытаются провозить этот товар в Европу и далее в Америку. Наркотрафик - очень серьезная угроза мировой стабильности в целом, ведь оборот денег за продажу наркотиков огромен, и это может влиять даже на политику некоторых государств. Главным щитом в России против ввоза наркотических средств является Федеральная служба по наркоконтролю. Потому эта организация очень важна.

Полиция делится на две основные части: криминальную полицию и полицию общественной безопасности.

Криминальная полиция занимается следствием по особо тяжким уголовным делам: ограблениям, бандитизму, грабежам, кражам, преступлениям, связанным с общественной безопасностью, преступлениям против личности и имущества граждан. Этот отдел является сообществом следователей и оперативных сотрудников, которое занимается отслеживанием, розыском, поиском, допросом с лицами, нарушающими закон. Граждане, нарушающие закон не один раз, называются рецидивистами. Ведение базы данных по таким лицам, профилактическая работа с такими людьми - это все деятельность криминальной полиции России.

Полиция общественной безопасности - структурное подразделение, занимающееся безопасностью граждан. Именно с этими сотрудниками полиции обычный гражданин сталкивается почти каждый день. Люди их видят при исполнении ими служебных обязанностей. К таким обязанностям относится ношение специальной формы, патрулирование улиц, охрана остановок общественного транспорта, вокзалов и мест скопления граждан во время общественных мероприятий. Сотрудники полиции ведут каждодневную службу, выполняя работу по соблюдению законности на улицах городов, по предотвращению каких-то противоправных действий или по немедленному реагированию на совершенное противоправное действие. Если что-то происходит, то люди, как правило, звонят в полицию, и на место приезжает дежурный наряд.

В рамках МВД существуют специальные подразделения, которые занимаются детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста. Это, в первую очередь, комиссия по делам несовершеннолетних, сотрудники которой занимаются детьми, не достигшими совершеннолетия и нарушающими закон, либо детьми, которые проживают в неблагополучных семьях. Государство в лице этих сотрудников пытается соблюсти их права. Вследствие особой специфики, как правило, люди таких профессий имеют не только юридическое образование, но могут быть и профессиональными педагогами. В состав таких комиссий входят еще и врачи, чтобы защита прав ребенка была комплексной.

Если ребенок не достиг совершеннолетия, это не значит, что он может делать все что хочет, даже нарушать закон. Уже с 11 лет к ребенку могут применяться соответствующие государственные санкции. Если ребенок совершает противоправное действие и оно признано опасным для общества, то государство, в лице судьи, может принять решение направить такого ребенка в специальное воспитательное учреждение (спецшколу или спецтехникум), где, обучаясь, дети находятся под присмотром сотрудников правоохранительных органов. При этом их права ограничены, вещи их досматриваются, они живут по специальному расписанию, изолированно от родителей. Это является серьезным наказанием для таких детей.

Так выглядит правоохранительная система в России. Ее структура будет рассматриваться более подробно в старших классах.

Список литературы

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - 11-е изд. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 224 с.: ил.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. - М.: Дрофа.
  3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. - М.: Мнемозина.
  1. Pravo.vuzlib.org ().
  2. Genproc.gov.ru ().
  3. Supcourt.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 19 Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса. Ответьте на вопросы 1-4 на с. 139.
  2. Как вы считаете, насколько эффективен суд присяжных в РФ? Запишите положительные и негативные факторы, влияющие на решение в таких судах.
  3. Проведите исследование: как часто ваши одноклассники видят полицейских при выполнении ими служебных обязанностей?
  4. *Проведите игру в виде судебного процесса. Распределите роли между одноклассниками: судья, прокурор, адвокат, присяжные, преступник, свидетели. Судья и присяжные не должны знать итогового заключения, адвокат и прокурор должны всеми силами пытаться победить в процессе. Насколько адекватно сможет вынести приговор судья?

Особенности института Омбудсмена как государственного правозащитного органа

Колопов Альберт Сексенбаевич,

соискатель Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики.

Статья описывает и анализирует отличительные возможности института омбудсмена в сравнении с институтами гражданского общества и государственными органами власти, которые призваны защищать и соблюдать права человека. Анализируемые особенности позволяют раскрыть сущность данного правозащитного института.

На основе проведенного исследования подчеркивается, что, несмотря на отсутствие у омбудсмена властных полномочий, он наделен разнообразными формами воздействия в случае обнаружения нарушений законности и прав граждан, которые на практике оказываются весьма действенными.

Ключевые слова: институт Омбудсмена, государственные органы, защита прав человека, практика правоприменения, судебная система, правоохранительная система.

This article describes and analyzes the distinctive possibilities of the Ombudsman in in the field of human rights protection and compares it with civil society institutions and the state authorities which are designed to protect and respect human rights. The comparison has revealed the nature of this human rights institution . Based on the study , it is emphasized that despite the lack of the Ombudsman the powers he is endowed with other varied forms of impact in case of detection of violations of the law and the rights of citizens which in practice are very effective.

Keywords: Ombudsman institut, public bodies, human rights protection, law enforcement, judicial system, law enforcement system.

Роль омбудсмена – защищать людей от нарушения их прав, злоупотреблений власти, несправедливых решений, для того чтобы усовершенствовать администрацию и сделать их действия более открытыми, а должностных служащих – более ответственными перед обществом.

Характерной особенностью деятельности омбудсмена как независимого посредника между гражданами и государственными органами является то, что он не имеет права самолично отменить некорректные решения органов или должностных лиц. Однако, несмотря на отсутствие у омбудсмена вышеуказанных полномочий, он наделен разнообразными формами воздействия в случае обнаружения нарушений законности и прав граждан, которые на практике оказываются весьма действенными.

Хотелось бы подчеркнуть главное и значительное отличие института омбудсмена от правоохранительных органов и органов прокуратуры . Омбудсмен не наделен официальной властью, как выше отмечено, аннулировать или исправлять решение, издавать приказ о тех или иных действиях . Он осуществляет контроль и расследование нарушений прав человека с точки зрения не только законности, но и целесообразности, добросовестности.Юридическая сила его обращений основывается на убедительности доводов и его способности завоевывать доверие парламента, государственных органов, СМИ. Омбудсмен не обязан основывать свои решения только на правовых доводах, а может обосновывать их моральными аргументами, не помещая в юридические рамки.

В отличие от судов , к омбудсмену не предъявляются требования основывать решения только на правовых соображениях; он может включать в свои заявления, постановления больше дискреционных размышлений об оправданности и целесообразности поведения административных органов, не маскируя их в «одеяния» традиционного юридического анализа.

Служба не вправе юридизировать свою деятельность до уровня, когда она станет недоступной гражданину. Уполномоченный использует критерий справедливости при оценке административных актов. В отличие от судов он не обязан основывать свои решения только на правовых доводах и может обосновывать свои решения моральными аргументами, не маскируя их в одеяния традиционного юридического анализа.

Тем не менее омбудсмен не вмешивается, если вопрос еще находится на рассмотрении суда (нижестоящего или апелляционного), за исключением случаев, когда речь идет о неразумной отсрочке разбирательства дела.

Обращения омбудсмена к органам управления не являются с точки зрения права обязательными для этих органов. Это связано с тем, что правовые гарантии, которые обеспечивали бы рассмотрение рекомендаций омбудсмена, отсутствуют. Юридическая сила его обращений основывается не на законе, а на убедительности доводов омбудсмена и его способности завоевывать доверие парламента, административных органов, прессы. Большую роль в поднятии престижа омбудсмена играет общественное мнение.

К примеру Парламентский уполномоченный Великобритании не является судом апелляции и не наделен правом изменять решения правительства. Он может только сконцентрировать внимание общественности и парламента на тех требованиях, недовольствах, которые выдвигаются в обоснованной жалобе, путем подачи каждой палате парламента специального доклада по делу. Уполномоченный не наделен никакой исполнительной властью, он может только убеждать правительственный департамент изменить свое прежнее решение или дать рекомендации о возможной компенсации в тех случаях, когда жалобщик понес убытки (моральные, материальные) и принятие нового решения не заменит их. Таким образом, восстановить положение жалобщика может только аппарат исполнительной власти.

Омбудсмен обладает неприкосновенностью, с тем чтобы гарантировать его независимость, не подвергаясь давлению со стороны представителей органов власти при принятии решения.

Все органы государственной власти обязаны всячески содействовать омбудсмену, в том числе обеспечивать свободный доступ практически к любой документации. Воспрепятствование ходу расследования омбудсмена в отношении должностного лица – является нарушением закона.

Если же говорить о нарушениях прав человека, то бывает так, что формально закон не нарушен, но по каким-то признакам ведь произвол чиновника настолько разнообразен, толи по половым признакам, по цвету кожи, по партийной принадлежности могут быть гонения и их не видно, юрист или прокурор, или суд могут не найти здесь каких-то процессуальных нарушений, нарушений закона. Но они есть. И в этом случае должен вступить в свои права омбудсмен в защиту гражданина, исходя из требований Конституции, от произвола чиновника, от исполнительной власти, оставив процессуальные нарушения Генеральному прокурору, суду, вопросы следствия – органам предварительного следствия, вступить диалог, спор с исполнительной властью, с чиновником и сделать все, что ему предписано сделать. В этом плане роль омбудсмена очень велика.

Необходимо отметить, что без наделения института Омбудсмена реальными правами влиять на ситуацию, его существование останется только лозунгом.

Опыт деятельности правозащитных структур в мире дает все основания утверждать, что они не только играют позитивную роль в защите прав и свобод человека и гражданина, но и являются составляющей частью гражданского общества, необходимым элементом демократии, часто выполняя роль связующего звена в налаживании равноправного партнерства и взаимодействия власти и гражданского общества.

Не секрет, что доверие к государственным институтам защиты прав человека, включая правоохранительные органы, суд, прокуратуру в значительной степени подорвано.

Принцип нейтральности запрещает или ограничивает право омбудсменов заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. В законодательстве большинства субъектов РФ отсутствует закрепление данного принципа, тем не менее, он соблюдается Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, т.к. Уполномоченный в своей деятельности должен руководствоваться идеей приоритета прав человека;

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.

Важной задачей уполномоченного по гражданским правам Польши является внесение предложений по исправлению законодательства, где этого требует жизнь. На практике возможны разные интерпретации закона. Функция уполномоченного – поднимать на щит то толкование, которое в пользу гражданина.

А важный принцип в работе польского уполномоченного основан на традиционной позиции омбудсмена не заниматься какой бы то ни было политикой. Это касается как политики в точном значении этого слова, так и политики внутри отдельных сфер управления. Он лишь сигнализирует об ошибках, пробелах, разного рода упущениях, в частности, и процедурного характера, но не решает их сам по существу, не дает указаний, как данный вопрос должен быть рассмотрен. Таким образом, он занимается не делами, как другие правоохранительные органы, а правами путем обращения в соответствующие компетентные инстанции и добиваясь от них рассмотрения дел в соответствии с законом.

Отсюда вытекает, что уполномоченный не является заместителем органов управления и органов правосудия (не действует вместо них, не выручает их в работе); не замечает также учреждения социальной помощи. Он не предпринимает никаких действий в сфере распределения благ (квартир, автомобилей, телефонов). Уполномоченный не является адвокатом, которого можно нанять. В его компетенцию не входят дела о наследстве, имущественные дела, семейные, т.е. там, где граждане взаимодействуют между собой. Сфера его деятельности – отношения между гражданином и органами государства, общественными организациями, учреждениями и.т.д.

Таким образом сфера контроля омбудсмена достаточно широкая и в различных странах неодинаковая. В большинстве случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, но и, что очень важно, особенно для государств, в которых контроль за соответствием закону действий администрации осуществляется в рамках системы административных судов, может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и вынести решение о человечности, справедливости, целесообразности их действий.

Результатом контрольных мероприятий, прежде всего являются реализация прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации;

Основным в существовании этой формы контроля является ее простой и понятный для граждан способ работы. Он связан с непосредственным доступом населения к омбудсмену и подкрепляется принципом бесплатного производства.

Вместе с тем надо помнить, что каждый омбудсмен работает в условиях, характерных для его стран. И, исходя из этих условий, организация и способы функционирования ведомства омбудсмена различны, т.е. это связано со спецификой отдельных стран при применении к собственным, иной раз совершенно оригинальным правовым и административным система, классической модели омбудсмена, что влечет за собой многообразие форм данного института. В этой связи при исследовании института омбудсмена, его теоретических аспектов и мировой практики, видимо следует выделять и подчеркивать особые черты, которые отмечают эти контрольные институты в различных странах, с тем, чтобы анализируя их, лучше познать этот многогранный институт, сделать определенные выводы и предложения применительно к своей стране.

Полномочия польского омбудсмена распространяются на широкий круг органов, организаций, должностных лиц. Общественные организации также не исключены из сферы его юрисдикции. Любые государственные и общественные структуры, нарушающие права граждан, могут оказаться предметом расследования Уполномоченного Польши. Единственное ограничительное положение закона-запрет нарушать судебную независимость. Польский омбудсмен не разрешает вопросы, относящиеся к обороноспособности государства, его безопасности и вооруженным силам. Хотя закон не запрещает уполномоченному вести выяснительное производство, если по делу есть иные производства.

Несмотря на то, что омбудсмен юстиции не наделен официальной властью аннулировать или исправлять решение или издавать приказ о тех или иных действиях, его вмешательство может опосредованно привести к желаемому результату в случае установления очевидных ошибок и нарушений. Рекомендации или предложения омбудсмена юстиции заставляют должностные лица позаботиться об улучшении своей деятельности и исправлении недостатков. Мнение омбудсмена, как правило, учитывается и способствует единообразному толкованию и применению законов. Критика несовершенных административных процедур по конкретному делу в действительности нацелена на усовершенствование механизма управления в целом и лучшую защиту гражданских прав в будущем.

Нередко расследования омбудсмена юстиции приводили к изменениям практики правоприменения. В частности, одно из исследований, проводимых омбудсменом юстиции, затрагивало вопрос об обязанности административных органов перед принятием решения предоставлять сторонам возможность прокомментировать материалы, на которых предполагается основывать это решение. Данное расследование касалось значительного числа органов во всех уголках Швеции. Оно завершилось формулированием рекомендаций правительству по внесению дополнений в законодательство.

В настоящее время восстановление нарушенных прав граждан и предотвращение будущих нарушений выступают главными задачами деятельности омбудсмена. В случае нанесения ущерба гражданину государственным служащим омбудсмен юстиции требует возмещении ущерба. С другой стороны, расследования необоснованных и неоправданных жалоб способствуют защите самих публичных служащих от несправедливых обвинений в небрежности или нарушениях обязанностей. Помимо совершенствования законодательства и практики правоприменения институт омбудсмена в Швеции оказывает непосредственное воздействие на повышение чувства ответственности государственных органов и служащих, которые осознают, что они находятся под наблюдением народа.

Наряду с восстановлением нарушенных прав граждан, цель деятельности омбудсмена, основывающейся на принципах законности, справедливости, демократии, гуманности и гласности - предотвращение нарушений. Основными показателями эффективной деятельности омбудсмена являются:

2.Отсутствие повторных обращений со стороны граждан.

3.Результативность предложений государственным органам по изменению правил, организации и методов работы.

4.Привлечение виновных лиц к ответственности, как реакция на ежегодные и специальные доклады (отчеты) омбудсмена.

5.Доверительное отношение граждан к омбудсмену, выражающееся в ежегодном увеличении подаваемых жалоб и обращений.

6.Систематическое и объективное освещение средствами массовых коммуникаций деятельности омбудсмена.

7.Плодотворная превентивная деятельность омбудсмена.

8.Настойчивость омбудсмена при осуществлении своих функций.

9.Конструктивное сотрудничество с государственными, общественными и международными организациями.

10.Повышение правосознания граждан как результат активной просветительской деятельности омбудсмена.

Как свидетельствует опыт, потребность в таком институте возникает тогда, в первую очередь, когда существующие институты не позволяют реализовать эффективный контроль в сфере государственного управления, и возникает необходимость дополнительной защиты прав гражданина от административного произвола. Граждане повседневно сталкиваются с государством, и в возникающих конфликтах они должны знать и уметь, как защищать свои интересы и права,

Процесс политико-экономической трансформации в странах СНГ на рубеже XX-XXI в. в. обуславливает повышенный интерес к проблемам, связанным с взаимоотношениями власти и индивида. Характеристика этих отношений непосредственно связана с пониманием прав и свобод человека, без уважения которых не может существовать демократическая политическая система. Проводимые реформы не достигнут своей цели, если следствием их не станет изменение статуса личности.

В Конституции Кыргызстана зафиксирован достаточно широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. Однако их формальное провозглашение не имеет ценности без наличия эффективного правового механизма обеспечения и защиты прав.

Вместе с тем существует реальная система реализации и защиты прав, которая, в свою очередь, подразделяется на специфические механизмы, связанные между собой и позволяющие системе эффективно работать. Можно выделить три основных механизма (подсистемы) системы защиты прав человека: судебный, институт омбудсмена, и неправительственные правозащитные организации. Изучение системы защиты прав человека имеет культурный, политический и юридический аспекты. .

Судебная подсистема является старейшим механизмом правозащитной системы. Но ее нельзя изучать в отдельности от органов внутренних дел, прокуратуры, исполнения наказания, которые тесно взаимосвязаны и работают, дополняя друг друга. Эти институты, в свою очередь, играют несколько иную роль в защите прав человека, нежели неправительственные организации и омбудсмен.

Правоохранительная система представляет собой классическую «государственную» защиту прав человека, которая стала первым правовым регулятором взаимоотношений между индивидами, властью и гражданином. Конечно, характер правоохранительной системы может сказать о многом, но только лишь по ее наличию нельзя судить о характере политического режима. Этого нельзя сказать об институте омбудсмена и неправительственных организациях. Уже само по себе наличие указанных структур говорит о начавшейся демократизации общества и политической системы.

Институт омбудсмена, также как и судебная система, является институтом «государственной» защиты прав человека, тем не менее, он воплощает собой признание необходимости контроля за самим государством, являясь «признаком» демократической политической системы. Именно институт омбудсмена фиксирует нарушения прав человека всеми ветвями власти, тем самым «контролируя качество» взаимоотношений власти и индивида.

Неправительственные правозащитные организации, являясь структурами гражданского общества, свидетельствуют о развитости последнего. Изучение современного состояния «третьего сектора» может помочь спрогнозировать возможность коэволюционного развития демократических институтов и гражданского общества в современной России. Кроме того, оценка взаимоотношений государства и неправительственных организаций характеризует степень значимости и влиятельности гражданского общества.

Появление и развитие правозащитных механизмов на Западе неразрывно связано с формированием правового государства и политико-правовых традиций западноевропейского общества. Другими словами, условием эффективной защиты прав человека является: с одной стороны - наличие развитой политической и правовой культуры, с другой - правового государства, дающего юридическую возможность гражданам защищать свои права посредством специальных механизмов.

Литература

1. «Деятельность института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в сфере защиты прав человека» Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной 8-летия создания института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республике. С. 8.

2. «Деятельность института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в сфере защиты прав человека» Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной 8-летия создания института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республике. с. 9.

3. В.В.Бойцова «Служба защиты прав человека и гражданина Мировой опыт».

4. Н.Ю.Хаманева «Охрана прав граждан в зарубежных странах: Институт Омбудсмена: (Сравнительный аспект) Сборник обзоров.

5. «Устойчивое развитие прав человека в условиях эффективно действующего института омбудсмена» материалы международной конференции г. Астана 2007 г.

6. Н.Хаманева «Место и роль института омбудсмена в системе правового контроля». Правоведение-1992. №2 с. 84

Поступила в редакцию 18.03.2016 г.


«Деятельность института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в сфере защиты прав человека» Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной 8-летия создания института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республике. С. 8.

Н.Ю.Хаманева «Охрана прав граждан в зарубежных странах: Институт Омбудсмена: (Сравнительный аспект) Сборник обзоров с. 52-53.

Н.Хаманева «Место и роль института омбудсмена в системе правового контроля». Правоведение-1992. №2 с. 84.


СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ 1
: СОКРЫТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ- ПОСТАВЛЕНО НА ПОТОК...


В АДРЕС Управления Министерства внутренних дел города Твери, в период с февраля 2016 года по январь 2017 года поступило 14 заявлений на возбуждение дел об административных правонарушениях- 8 заявлений на возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных требованиями статьи 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», остальные заявления на возбуждение дел об административных правонарушениях- подавались в соответствии с требованиями статей 6.4, 7.22, 7.23 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Подавались заявления на возбуждение дел об административных правонарушениях в адрес УМВД России по городу Твери (на имя начальника) гражданином Российской Федерации А.Э. Усмановым- директором ОБЩЕСТВА с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ».
Подавались заявления на возбуждение дел об административных правонарушениях А.Э. Усмановым- руководителем юридического лица и гражданином России- в отношении не правовых действий собственников жилья- квартир №, № 44, 41, 38, 46, 50 дома 17 по улице Новикова в городе Твери, откровенно и цинично нарушающих не только требования Федеральных законов России (закона о тишине, административного Кодекса РФ., Жилищного Кодекса России и т. д.), но и огромного множества положений, правил, инструкций о эксплуатации многоквартирных домов и производстве в этих домах различной степени сложности ремонтов…
ТРЕБОВАНИЯМИ статьи 28.7 «Административное расследование» Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрен единственно возможный порядок проверки уполномоченными лицами фактов совершения кем бы- то ни было административных правонарушений. И порядок таков: на следующий день, после получения уполномоченной инстанцией (в нашем случае- УМВД РФ по городу Твери) заявления гражданина или юридического лица на возбуждение дела об административном правонарушении, сотрудник полиции выносит ОПРЕДЕЛЕНИЕ- на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. С этого начинается проверка факта совершения кем бы- то ни было административного правонарушения. Не выполнение данного требования Кодекса России «Об административных правонарушениях» ведет к лишению гражданина (юридического лица), обратившегося в полиции в суд первой судебной инстанции, ибо, оговоренное выше Определение на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, может быть обжаловано в суд, в рамках действующего в государстве законодательства. Поэтому, собственно, в самом ОПРЕДЕЛЕНИИ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, лицо, начавшее административное расследование, в обязательном порядке, обязано ознакомить конфликтные стороны с их правами и обязанностями (делается в ОПРЕДЕЛЕНИИ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ соответствующая запись),- если ОПРЕДЕЛЕНИЕ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ не вынесено уполномоченным на то лицом, то перед нами факт лишения гражданина или юридического лица права на судебную защиту,- нет ОПРЕДЕЛЕНИЯ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, нет оснований для обращения в суд…
С ЭТОГО момента следует начать разговор о нарушении не только УМВД России по городу Твери (его руководителем и сотрудниками!) статьи 140 Уголовного Кодекса России,- гражданину, юридическому лицу, в случае не выноса сотрудником полиции ОПРЕДЕЛЕНИЯ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, откровенно и цинично, с целью укрывательства чужих правонарушений, не предоставлен процессуальный документ, вынос которого не только строго обязателен, но и обязателен к предоставлению лицу, подавшему заявление на возбуждение дела об административном правонарушении в течении ОДНИХ СУТОК- для последующего обжалования данного процессуального документа (ОПРЕДЕЛЕНИЯ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ) в суд первой судебной инстанции.
Отказ в предоставлении гражданину или юридическому лицу ОПРЕДЕЛЕНИЯ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ- указывает так же на тот факт, что никакой проверки по заявлению на возбуждение дела об административном правонарушении, сотрудниками полиции не проводилось, ибо для этой цели и существует такой процессуальный документ, как ОПРЕДЕЛЕНИЕ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ- с этого, собственно, начинается процессуальное движение по делу об административном правонарушении. Это ОПРЕДЕЛЕНИЕ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ дает право на производство проверки по факту административного правонарушения- сбор соответствующих документов и формирование так называемого дела об административном правонарушении, где само ОПРЕДЕЛЕНИЕ на возбуждение дела об административном правонарушении так же подшивается в материалы проверки. Отсутствие этого документа указывает только лишь на факт совершения уполномоченным сотрудником полиции не законных действий и формировании материала проверки, состоящего из документов, не имеющих никакой юридической силы
Таким вот образом получается: в УМВД РФ по городу Твери подано 14 заявлений на возбуждение дел об административных правонарушениях. Проверка по этим делам никем не проводится, ибо ни А.Э. Усманов, ни ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ, не получили от УМВД России по городу Твери (соответствующих инстанций) ни одного ОПРЕДЕЛЕНИЯ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, делая все для того, чтобы скрыть чужие правонарушения, совершая свое- уголовное.
Достигнутые результаты? Есть такие! Не хотелось бы об этом говорить, но сами сотрудники полиции профанируют свою деятельность, а работу правоохранительных органов обесценивают, лишая полицию заработанного у людей за многие годы службы уважения. К сожалению, сегодня все выглядит именно так: ни одна из конфликтных квартир долбеж стен, не смотря на законодательный запрет, не прекратила. Люди нашли способ противостоять сотрудникам полиции- их просто не пускают в квартиры: иди, родной, бог подаст!.. А как же быть, с повсеместным контролем соблюдения законов государства, возложенных на полицию? Не то время, ибо сегодня сотрудник полиции, скорее всего, лицо- совершающее преступление, укрывающее чужие правонарушения… Проблема! И с ней- что- то следует делать!
ДЕЙСТВИЯ должностных лиц полиции, в нашем случае, указывают так же на нарушение последними требований статьи 286 «Превышение должностных полномочий» УК. Российской Федерации- содержание статьи дается цитатой: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,- НАКАЗЫВАЕТСЯ…
ПО ОКОНЧАНИИ проверки фактов совершения кем бы- то ни было административного правонарушения, в соответствии с действующим законодательством государства (Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»), сотрудник полиции выносит ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении- при наличии оснований; может вынести ОПРЕДЕЛЕНИЕ- о прекращении дела об административном правонарушении или- передать документы в суд первой судебной инстанции. Любой из вынесенных сотрудником полиции документов- в нашем случае- так же направляется в адрес гражданина или юридического лица, подавшего заявление на возбуждение дела об административном правонарушении в полицию,- право обжалования этих документов дано гражданам и юридическим лицам требованиями статей 30.1- 30.3 Кодекса России «Об административных правонарушениях»,- которые имеют возможность теперь обращаться с жалобой в суд первой судебной инстанции. Не предоставление сотрудником полиции гражданину или юридическому лицу, оговоренных выше процессуальных документов, опять- таки факт нарушения сотрудником правоохранительной инстанции статей 140, 286 Уголовного Кодекса РФ. – совершение должностным лицом правоохранительной инстанции преступления, вызванного укрывательством чужого административного правонарушения! Так, и только так!

СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ 2: ПРОКУРОР- ПРЕСТУПНИК. КУДА ЖЕ БЕЗ НЕГО?!.

СОГЛАСНО требований статьи 140 «Отказ в предоставлении информации гражданину» Уголовного Кодекса Российской Федерации (дается цитатой): неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан,- НАКАЗЫВАЕТСЯ…
СУДЬЯ Пролетарского районного суда города Твери С.В. Беляева, рассмотрев жалобу директора ОБЩЕСТВА с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ» А.Э. Усманова (гражданина Российской Федерации)- дело № 12- 284 2016- на ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении первого заместителя прокурора Пролетарского района города Твери, советника юстиции С.В. Белякова от 15 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса России «Об административных правонарушениях», по обращению директора ЦЕНТРА ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ, определила- возвратить жалобу директора ЦЕНТРА ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ А.Э. Усманова на ОПРЕДЕЛЕНИЕ первого заместителя прокурора Пролетарского района города Твери, советника юстиции С.В. Белякова от 15 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП. России, заявителю без рассмотрения.
Основания для подобного решения судьи Пролетарского районного суда города Твери С.В. Беляевой (дело № 12- 284 2016)? Дается цитатой: … как следует из представленных суду материалов, обжалуемое ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вынесено первым заместителем прокурора Пролетарского района города Твери, советником юстиции С.В. Беляковым 15 ноября 2016 года. Жалоба на указанное ОПРЕДЕЛЕНИЕ подана в почтовое отделение связи 1 декабря 2016 года, поступила в районный суд 2 декабря 2016 года. При этом, данных о вручении заявителю копии обжалуемого ОПРЕДЕЛЕНИЯ, в материалах дела не имеется. Сведений о том, каким образом заявителю стало известно о принятом прокурором решении, предоставленные материалы не содержат. При таких обстоятельствах, установить, соблюден ли заявителем срок подачи жалобы, не представляется возможным. Ходатайство о восстановлении срока обжалования ОПРЕДЕЛЕНИЯ заявителем не подано. Принимая во внимание, что КоАП РФ не предусмотрено право рассмотрения жалобы на ОПРЕДЕЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении, поданной с пропуском установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП России срока, полагаю необходимым возвратить указанную жалобу заявителю без рассмотрения…
С ЭТОГО момента есть полные основания для утверждения, что первым заместителем прокурора Пролетарской районной прокуратуры города Твери, советником юстиции С.В. Беляковым совершено уголовное правонарушение, предусмотренное требованиями статьи 140 УК. Российской Федерации- должен был предоставить директору ЦЕНТРА ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (гражданину РФ) А.Э. Усманову ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, но должностное лицо прокуратуры- именно этого и не сделало… Что же сделал, в нашем случае, С.В. Беляков- первый заместитель прокурора Пролетарского района города Твери, советник юстиции? Догадаться не трудно- он лишил гражданина и руководителя права на обжалование вынесенного им ОПРЕДЕЛЕНИЯ, зная, что его предоставление этого документа строго обязательно, так как гражданин и руководитель А.Э. Усманов имеет право обратиться в суд, обжалуя ОПРЕДЕЛЕНИЕ прокурора. Судья об этом говорит. Она так же говорит о том, что удивлена должностным поведением первого заместителя прокурора Пролетарского района города Твери, советника юстиции С.В. Белякова- он ничего никому не дал, однако гражданин взял и обжаловал ОПРЕДЕЛЕНИЕ прокурора, «которое, собственно, не получал»- нет документов подтверждающих факт подобного получения ОПРЕДЕЛЕНИЯ гражданином, не смотря, что законодательно ему дано право обжаловать то, что ему не дали, в суд. Перед нами тот самый «маразм, что крепчал», перед нами факт совершения первым заместителем прокурора Пролетарского района города Твери, советником юстиции С.В. Беляковым не только преступления, предусмотренного статьей 140 Уголовного Кодекса РФ., но и факт нарушения должностным лицом прокуратуры еще одной статьи- статьи 286 «Превышение должностных полномочий» УК. Российской Федерации- содержание статьи дается цитатой: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,- НАКАЗЫВАЕТСЯ…
КАК нарушалось господином прокурором С.В. Беляковым уголовное законодательство? Просто, цинично и нагло, пренебрегая, действующим в Российской Федерации законодательством. Чтобы не быть голословным, скажем: прокуратура Пролетарского района города Твери, получив заявление гражданина и директора ЦЕНТРА ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ А.Э. Усманова- на возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном требованиями статьи 5.59 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в жестком соответствии с правовой нормой, нашедшей отражение в статье 28.7 «Административное расследование» Кодекса России «Об административных правонарушениях», в течении суток с момента получения заявления на возбуждение дела об административном правонарушении, должна была начать административное расследование, направив в адрес заявителя ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ- в документе непременно должны была быть сделана запись прокурором, указывающая на права сторон- участников административно- правового конфликта. Картина будет не совсем полной, если не сказать, что вынесенное подобным образом ПОСТАНОВЛЕНИЕ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, податель заявления и сторона отвечающая по конфликту могут обжаловать в суд первой судебной инстанции… Опять- таки, первый заместитель прокурора Пролетарского района города Твери, советник юстиции С.В. Беляков, в нашем случае, не вынося обязательного к выносу процессуального документа, знал, что делал- прокурор лишал гражданина и руководителя права на обращение в суд первой судебной инстанции- нет документа и обжаловать в суд, в общем- то, нечего. Такова нынешняя практика не только прокурора С.В. Белякова, но всех прокуратур государства, злостно и цинично нарушающих, действующее в России Административное законодательство.
НЕ ПРАВ советник юстиции- первый заместитель прокурора Пролетарского района города Твери С.В. Беляков. Не прав, ибо подобным образом это должностное лицо откровенно и цинично нарушает не только требования статьи 140 УК. РФ., но и требования статьи 286 Уголовного Кодекса России, бросая, тем самым, вызов Конституции Российской Федерации- лишая гражданина права на судебную защиту (статья 47 Основного закона государства).
ЗАВЕРШАЕТСЯ административное расследование, если верить Кодексу России «Об административных правонарушениях», выносом должностным лицом прокуратуры документов, сопровождающих проверочное дело в суд. Если все же оснований для возбуждения дела об административном правонарушении так и не нашлось, то прокурор своим ОПРЕДЕЛЕНИЕМ прекращает административное расследование или выносит то самое ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Что будет, если нарушить имеющийся процессуальный порядок административного расследования, скажем, не вынести ОПРЕДЕЛЕНИЯ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ? Не поверите, будет факт совершения должностным лицом прокуратуры уголовно- наказуемых действий- речь об этом шла выше. Да, откровенно и цинично будут нарушены требования статей 140, 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Будет совершено уголовное преступление! Кем? Прокурором- лицом, в обязанности которого входит следить за соблюдением законности на вверенной ему государством территории- Пролетарский район города Твери, в нашем случае. Не вынес первый заместитель прокурора Пролетарского района города Твери, советник юстиции С.В. Беляков ОПРЕДЕЛЕНИЯ на возбуждение дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (выносится в течении суток с момента получения заявления на возбуждение дела об административном правонарушении), какие- то документы в проверочном деле собирал… Хотите знать статус этих «проверочных документов», да и самого проверочного дела? Все эти документы не имеют никакой юридической силы, так как получены в результате нарушения должностным лицом прокуратуры, действующего в государстве уголовного и административного законодательства- перед нами так называемые документы ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТА! Круто!
Гражданин и руководитель ЦЕНТРА ЮРИДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ А.Э. Усманов обратился в прокуратуру Пролетарского района города Твери с заявлением на возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном требованием статьи 5.59 Кодекса России «Об административных правонарушениях». Думал, что административное правонарушение будет пресечено, законность- восстановлена. Не тут- то было- первый заместитель прокурора Пролетарского района города Твери, советник юстиции С.В. Беляков оценил ситуацию и выработал методу защиты от закона совершенного уже правонарушения. Что он сделал? Получил документы и не стал их рассматривать. Доказательства? Чего тут доказывать- прокурор даже не возбуждал дела об административном правонарушении и не НАЧИНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. Если не так, то пусть должностное лицо прокуратуры Пролетарского района города Твери немедленно направит в адрес А.Э. Усманова ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонарушении и НАЧАЛЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, тем более, последний имеет право обжаловать этот документ в суд…
КАК ни поверни, а факт нарушения С.В. Беляковым- советником юстиции, первым заместителем прокурора Пролетарского района города Твери- статей 140, 286 Уголовного Кодекса России более, чем очевиден! Господа, это- то самое шило, что в мешке теперь не утаишь!

Власть в каждом государстве подразделяется на три ветви. Органы, которые относятся к законодательной ветви власти, осуществляют законотворческую деятельность, к исполнительной относятся органы власти, которые осуществляют управление государственными делами на основании принятых законов. Судебная власть – сложная структура судов разных уровней, которые привлекают людей к ответственности, разрешают споры между субъектами прав (юридическими и физическими лицами), восстанавливая закон и порядок.

Правоохранительная деятельность, которой занимается полиция, и деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства — важная составляющая обеспечения соблюдения законности и правопорядка в государстве. Прокуратура является неофициально четвертой ветвью власти, а полиция является органом исполнительной власти. Какие еще есть отличительные черты между двумя органами власти и есть ли между ними что-то общее?

Прокуратура – понятие и характеристика

Под прокуратурой подразумевается система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан , как выполняются законы на местном и государственном уровне. Кроме того, на прокуратуру возложены обязанности по выявлению нарушений закона и принятию соответствующих мер к нарушителям. Выявление нарушений законодательства осуществляется с помощью проведения соответствующих проверок деятельности предприятий и организаций, органов власти на всех уровнях, а также в работе правоохранительных органов, органов предварительного следствия и органов дознания.

Основанием для этого может распоряжение государственных органов, а также обращение юридических и физических лиц о нарушении их прав и свобод. На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.

Полиция – понятие и характеристика

Главной задачей деятельности полиции является борьба с преступностью и охрана общественного порядка . Полиция относится к системе органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции направлена на то, чтобы защищать права граждан, жизнь и здоровье, их право собственности, а также противодействовать преступности и обеспечивать общественную безопасность.

Для выполнения своих функций органам полиции предоставляются широкие полномочия. Они могут задержать преступника на установленный законодательством срок до выяснения обстоятельств, могут проникнуть на частную территорию, если этого требует безопасность людей и защита их прав и свобод. Закон предоставляет полицейским применять физическую силу и специальные средства, если это необходимо для задержания преступника.

Какие есть отличия между полицией и прокуратурой?

По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.

Характер деятельности

Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.

Предмет деятельности

Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного. Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.

Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью. В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия. В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом.

Взаимодействие с судом

Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд. В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.

Этот документ позволит вам разобраться в том, какими вопросами занимаются разные правоохранительные органы и куда лучше всего нести заявление, если вам нужна помощь. Чаще всего гражданину может помочь полиция, однако есть случаи, когда идти в полицию может оказаться не просто бессмысленно, но и вредно.

Чтобы заявление рассмотрели быстро – самое надежное обратиться в правильный правоохранительный орган и правильное его подразделение. Правильный правоохранительный орган (полиция, суд, СК, прокуратура) определяется по компетенции (подследственности). Правильный отдел – по правилам территориальности (место, где совершилось происшествие, о котором вы хотите сообщить или место, где вы живете).

Общая информация

Если вы стали жертвой или свидетелем правонарушения, крайне важно определить компетентный государственный орган, уполномоченный принимать решения по вашей проблеме. Конечно, если вы обратитесь не по адресу, ваше обращение не должно быть оставлено без внимания и в течение 7 дней со дня регистрации (в случае, если вы заявляете о преступлении – 3 дней) будет передано в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Однако подача заявления сразу же в компетентный орган имеет очевидные преимущества (см. инструкцию "Как и куда подать заявление о преступлении").

Если ваше заявление содержит информацию о совершении условно «бытового» административного правонарушения, такое заявление в большинстве ситуаций подается в полицию (подробнее см. ст. 28.3 КоАП РФ). В пределах своих полномочий возбуждать производство по делу об административном правонарушении может также прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Более того, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Иными словами, по вашему заявлению прокурор может возбудить любое дело об административном правонарушении (см. инструкцию "Как писать заявление в полицию").

Компетенция правоохранительных органов

Установлена следующая компетенция расследования наиболее распространенных преступлений.

Следственный комитет России:

1) причинение тяжкого вреда здоровью;

2) похищение;

3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

6) ряд экологических преступлений;

7) возбуждение ненависти или вражды, а также преступления экстремистского характера;

8) преступления по превышению должностных полномочий или их злоупотреблениями, взятки и служебный подлог;

9) преступления против представителей власти;

10) тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Полиция

1) причинение вреда здоровью различной тяжести;

2) преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабеж, хищения и другие);

3) хулиганство;

4) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации технических средств;

5) наряду с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) расследует дела, связанные с изготовлением и распространением наркотиков.

Суд

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность частного обвинения. В этом случае мировой судья по заявлению гражданина возбуждает уголовное дело. При этом заявитель самостоятельно осуществляет обвинение и доказывает виновность другого гражданина в совершении преступления.

Всего уголовным кодексом предусмотрено три состава преступления, обвинение по которым носит порядок частного: побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью и клевета. Подробнее о порядке частного обвинения вы можете узнать .

Общий надзор в прокуратуре

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В органы прокуратуры можно подать любое обращение или жалобу на неисполнение законодательства любым из органов власти. Единственным исключением является суд.

Основные функции органов прокуратуры:

– надзор за исполнением законов государственными органами и частными юридическими лицами;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди всех правоохранительных органов прокуратура является самым «универсальным» с точки зрения отстаивания закона, однако важно помнить, что прокуратура не имеет полномочий по возбуждению уголовных дел.

Территориальность: в какой конкретно отдел правоохранительного органа обращаться?

Территориальная подследственность по уголовным делам определяется, как правило, местом совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст.152 УК РФ). Значит заявление нужно нести в соответствующий орган, работающий на территории, на которой совершено преступление. Территориальная подследственность по делам об административных правонарушениях также определяется местом совершения правонарушения.

В случае если вы подаете заявление о преступлении, существует определенная подследственность среди правоохранительных органов, предусмотренная ст.151 УПК РФ (см. – компетенция).

Если место совершения административного правонарушения или преступления входит в границы подследственности одного отдела полиции, а заявление подано на территории другого отдела, то все имеющиеся материалы после регистрации передаются в нужный орган. Одновременно принимаются необходимые меры для того чтобы сохранить следы правонарушения или преступления.

Примеры:

    Вы обратились в отдел полиции с заявлением, в котором сообщили, что сотрудник ГИБДД потребовал от вас взятку в размере 1000 рублей. В таком случае полиция обязана принять и зарегистрировать ваше заявление, однако в течение 3 дней оно будет перенаправлено в Следственный комитет России.

    Предположим, вы проживаете в Центральном районе Петербурга. Выйдя из офиса, где вы работаете, расположенного в Невском районе, вы обнаружили, что лобовое стекло на вашем автомобиле разбито. Если вы обратитесь с сообщением об этом в Центральный отдел полиции, который расположен рядом с вашим домом, такое заявление полиция обязана будет зарегистрировать и перенаправить в Невский отдел полиции, так как именно там было совершено правонарушение.

Совет

Большая часть преступлений, с которыми сталкиваются граждане в быту, расследуется сотрудниками полиции. Поэтому в случае, если у вас что-то украли, вашего родственника похитили или вашему здоровью причинили вред – обращайтесь в отдел полиции. При этом куда важнее оперативно обратиться в любой ближайший отдел, чтобы преступника задержали по «горячим» следам, чем искать правильную подследственность.

Важно: единственным исключением является статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий в случае, если вы подозреваете в совершении преступления полицейского. В такой ситуации необходимо обращаться непосредственно в Следственный комитет России.