Объект с массовым пребыванием людей пожарная безопасность. Места массового пребывания людей. Объекты с массовым пребыванием людей
Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее - объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Аналогичные положения были закреплены и в пунктах 16, 43 ранее действовавших Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), отмененных приказом МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313».
Отметим, что СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения иное понятие «массового пребывания людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».
ППР РФ, как показано выше, устанавливают для своего применения более расширенное понимание термина «массового пребывания людей».
В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре». Данное требование существенно не отличается от пункта 16 ППБ 01-03, в котором было определено практически то же самое, только иными словами, а именно: «В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара».
Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте». правило противопожарный режим
Ранее пункт 16 ППБ 01-03 требовал проводить такие практические тренировки для «всех задействованных для эвакуации работников», что предполагало необходимость определить круг «всех задействованных для эвакуации работников», а потом именно с ними и проводить такие занятия.
Теперь же в отработке планов (схем) эвакуации должны участвовать все лица, осуществляющие какую-либо деятельность на объекте с массовым пребыванием людей.
Пункт 25 ППР РФ, точно так же, как и пункт 42 ППБ 01-03, запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.
В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить:
- а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
- б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.
Точно такие же положения ранее содержались в пунктах 19 и 50 ППБ 01-03.
Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах.
В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.
На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.
При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.
Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».
Ранее такие же требования были изложены в пункте 50 ППБ 01-03, только елка должна была устанавливаться просто «с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка». Теперь же имеется уточнение «ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».
Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:
- а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;
- б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
- в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
- г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
- д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
- е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».
Ранее, в пункте 50 ППБ 01-03, содержались аналогичные требования, но с добавлением, что «допускается использовать только помещения, … не имеющие на окнах решеток».
Теперь же ППР РФ такого требования больше не содержат и, к нашему ужасу, теперь можно даже детский садик по всему периметру наглухо затянуть глухими оконными решетками…
Конечно, окна не являются эвакуационными выходами и относятся только к аварийным выходам, при этом «аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара» (см. п.п. 6.19 и 6.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также п. 4.2.8 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), однако автора этого обзора данное обстоятельство никак не утешает… И лично я бы не хотел участвовать в мероприятии с массовым пребыванием людей, которое проходит в помещении с глухими решетками на окнах (личное авторское мнение).
Заметным нововведением является пункт 38 ППР РФ, определяющий, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».
Ранее пункт 55 ППБ 01-03 привязывал количество фонарей не к числу людей, а к числу работников дежурного персонала: «В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала».
Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений. При этом пункт 43 ППБ 01-03, позволявший при определении максимально допустимого количества людей в помещении (при отсутствии норм проектирования) принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел - не вошел в состав новых ППР РФ.
Умалчивают новые ППР РФ и относительно каких-либо технических характеристик для требуемых «электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».
Опасаемся, что исходя из известного принципа «что не запрещено - то разрешено», какие-либо объекты с массовым пребыванием людей будут ограничиваться закупкой самых простых брелков-фонарей со светодиодом…
По-прежнему ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ, ранее п. 56 ППБ 01-03).
Также как и в ППБ 01-03 (пункт 61) новые ППР РФ (пункт 43) определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Пункт 107 ППР РФ, как и раньше пункт 149 ППБ 01-03, требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
По-прежнему руководитель организации при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей в торговых залах, обязан принять дополнительные меры пожарной безопасности, направленные в том числе на ограничение доступа посетителей в торговые залы, а также назначить ответственных за их соблюдение (п. 119 ППР РФ, ранее п. 163 ППБ 01-03).
Так как объекты с ночным пребыванием людей часто относятся к объектам с массовым пребыванием людей, рассмотрим пункт 9 ППР РФ, а именно: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».
Указанный пункт новых ППР РФ ограничивается требованием наличия «телефонной связи» и больше не требует обеспечения «прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов» организаций с массовым пребыванием людей, как это требовалось ранее пунктом 39 отмененных ППБ 01-03.
Следует заметить, что указанный пункт ППР РФ содержит также и некоторую неопределенность по отношению к количеству требуемых «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».
Ранее пункт 129 ППБ 01-03 определял более четко, для кого нужны такие средства защиты, а именно: «Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала».
Теперь же формулировка пункта 9 ППР РФ позволяет предположить, что средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения требуются не только для обслуживающего персонала, но и вообще… для любого человека на объекте с ночным пребыванием людей.
А если так, то неужели при заселении в гостиницу или при госпитализации в больницу меня будут обучать применению «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения»?..
Таким образом, мы столкнулись с тем, что при прочтении конкретных пунктов ППР РФ, требуется их толкование. Многие с надеждой ожидают разъяснений со стороны Департамента надзорной деятельности МЧС РФ о порядке применения новых ППР РФ. Однако большинство пожарных экспертов и юристов считают, что толкование новых «Правил противопожарного режима» Департаментом надзорной деятельности МЧС РФ - вне закона. Объяснение простое: МЧС не имеет права трактовать нормативные правовые акты на свое усмотрение.
Толковать нормы может только нормотворец. ППР РФ находится в статусе Постановления Правительства РФ, а не в ранге приказа МЧС (как это было с ППБ 01-03).
Поэтому, говоря о ситуации с принятием новых ППР РФ, многие эксперты предполагают, что в будущем они вполне могут получить разъяснения порядка их выполнения со стороны Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел.
Такие руководящие разъяснения (в Российской Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения
Главная / Прокуратура разъясняет / Правовое просвещение
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, а также формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).
Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на другом объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются категории мест массового пребывания людей:
Перечень таких мест в пределах территорий субъектов Федерации или муниципальных образований определяется соответственно региональными или местными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ России, МВД России и МЧС России.
В зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности.
Все места массового пребывания людей независимо от категории оборудуются системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения.
В целях поддержания правопорядка в таких местах организуется их физическая охрана.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р (ред. от 4 марта 2015 года) утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией.
Все о пожарной безопасности 0-1.ru
Классификатор темы: | |||
последняя | В обсужденнии 0 реплик | ||
Граждане форумчане! Кто-нибудь знает, что относится к "зданиям и сооружениям с массовым пребыванием людей"? Где есть определение этого понятия. Нужен документ, а не простые умозаключения. | |||
ППБ 01 п.43 | |||
ППБ 01-03 п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек — зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культо-вые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проекти-рования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. СП 5.13130.2009 3.71 помещение с массовым пребыванием людей: Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоян-ным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2. СНиП 2.04.05-91* проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений пред-лагалось ввести: |
|||
Спасибо, Andorra1 ®! |
Новые Требования к Антитеррористической Защищенности Мест Массового Пребывания Людей!
Я так поняла, что любое здание и сооружение, в котором есть помещение, в котором собирается более 50 человек, попадает под эту формулировку. Таким образом, общежитие, гостиница, пансионат и т.п. здания, где нет больших залов под эту формулировку не попадают?
Не совсем так, — мне видится, что если в есть в здании ПОМЕЩЕНИЕ рассчитанное на одновременное пребывание 50 человек, то здание попадает в категорию зданий “ с массовым пребыванием людей”
По П Р О Е К Т У НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ»:
Обратите внимание, в проекте НПБ, ГОСТИННИЦА будет зданием с массовым пребыванием людей, если в ней 50 мест, а не только будет иметь вывеску “Гостиница” , то же относится к больницам (50 коек);
А вот Н Е К О Т О Р Ы Е здания по определению попадают в категорию зданий с массовым пребыванием людей:
-пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспорт-ных узлах;
-станции метрополитена;
-здания культовых учреждений;
-здания выставочных комплексов и художественных галерей;
-здания музеев федерального подчинения;
Но это только П Р О Е К Т НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ», так сказать для ассоциации по аналогии…
Наверное, кто то сейчас предложит что то более, радикальное..
Ув.Волжанин ®
спасибо за документ!
Странный вопрос, здание общественное, а нём может быть, а может и не быть помещение с массовым пребыванием людей, т.е. свыше 50 чел.
Вопрос может быть и странный, но к сожалению в ГОСТ Р 53315-2009 (Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности) есть очень важное и дорогостоящее в реализации требование, которое отнесено именно к "зданиям с массовым пребыванием людей ".
Прямого определения, что же это за зверь такой - здание с массовым пребыванием людей
- ни в данном ГОСТе, ни в других НТД естественно нет, понимай как хочешь.
Косвенные упоминания-пояснения обнаружены в следующих документах: ППБ 01-03, Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП "О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы", Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ.
Цитата: ППБ 01-03
16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек)
в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
Цитата: Правительство Москвы
Перечень
критериев зданий и сооружений, подлежащих оборудованию структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений
3. Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек
Цитата: Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ
Комментарий к статье 84, частям 1, 5, 6, 8
Одним из вопросов, возникающих при проектировании системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), является определение размеров зон пожарного оповещения, времени начала оповещения в зонах оповещения, а также очередности оповещения. В нормах все эти параметры предлагается определять «исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре», и за непонимания такой трактовки норм проектировщики стремятся к созданию большого количества зон оповещения (столько, сколько позволяет оборудование), что усложняет работу диспетчера при полуавтоматическом управлении системой.
Части здания, в которых находятся люди, не способные к самостоятельной эвакуации, рекомендуется выделять в отдельные зоны оповещения из-за особенностей текста оповещения. Другой причиной деления здания на зоны пожарного оповещения является ограниченная пропускная способность эвакуационных путей и выходов. При одновременном движении большого количества людей в направлении выходов образуются людские потоки, с увеличением плотности потоков скорость их уменьшается, образуются «пробки», в результате время эвакуации увеличивается, и люди не успевают покинуть здание до начала воздействия на них опасных факторов пожара опасных факторов пожара (ОФП). Для того, что бы избежать таких явлений, здания с массовым пребыванием людей (1000 человек и более)
оборудуются системами 4 и 5 типов, для создания которых необходимо разделение здания на зоны пожарного оповещения и установления специальной очередности оповещения.
Т.е. строго говоря, Правительство Москвы в постановлении N375-ПП дало прямое определение. Однако какую силу имеет данное постановление в сравнении с НТД, выпускаемыми Федеральными Ведомствами? Какую силу оно имеет за пределами Москвы? Вопросы риторические.
Короче наши законотворцы как всегда на высоте
«Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» в «зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах» необходимо применять кабельные изделия в исполнении нг(A)-HF.
Поэтому, при выборе типа исполнения кабелей для электропроводок в здании, сооружении или отдельном помещении (так же и во многих других случаях) необходимо проверить, не имеет ли строящееся (реконструируемое) здание признаки массового пребывания людей.
К сожалению, в различных нормативно-технических документах (НТД) используются различные, противоречащие друг другу определения зданий и помещений с массовым пребыванием людей. Например, в действующих в настоящее время НТД (январь 2017 года) имеем:
Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (действует с 01.09.2014г.), пункт Б.20 в Приложении Б:
Б.20 : Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.).
Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (действует с 01.05.2009г.):
3.71 помещение с массовым пребыванием людей : Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м 2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м 2 .
Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ":
5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей
, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)
То есть в Постановлении Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 имеется более «жесткое» требование, чем в приведенных выше сводах правил. В соответствие с этим документом при наличии на объекте 50 и более человек все здание отнесено к зданию с массовым пребыванием людей, не зависимо от его площади.
В предыдущих Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС №313 от 18 июня 2003 года, (утратили силу 22.07.2012 на основании приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306)
во втором абзаце пункта 16 было записано:
«На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников».
Это требование не было учтено при разработке многих нормативных документов, что привело к путанице в классификации зданий.
В некоторых городах действуют свои правила классификации зданий и сооружений.
Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 6 мая 2008 года N 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы» (с изменениями на 25 августа 2009 года), которое действовало с 06.05.2008 по 24.03.2016
в пункте 3 Приложения к Постановлению было записано:
«Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек».
При столь широком диапазоне требований к классификации зданий сложно выбрать такие технические решения, которые устроили бы всех участников строительства и реконструкции зданий.
Но, что бы исключить замечания к проекту электроустановки здания следует выбирать наиболее «жесткие» требования и относить к зданиям с массовым пребыванием людей такие здания, в которых может находиться 50 и более человек. При этом в пояснительной записке к проекту следует ссылаться на Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ", что бы исключить непонимание со стороны заказчиков и инстанций, согласующих проект электроустановки.
Следует учитывать, что в Постановления Правительства очень часто вносятся изменения. Поэтому необходимо всегда использовать последнюю редакцию постановлений, сверяя тексты, в информационных системах Консультант плюс, КОДЕКС, ТЕХЭКСПЕРТ и других.
Из стандарта было бы рационально убрать термин «с массовым пребыванием людей» и вместо него ввести количественные критерии, например, для применения кабелей в исполнении нг(A)-HF:
Отдельные помещения в общественных, административных и производственных зданиях (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы, кассовые залы, залы ожидания и др.), в которых могут находиться 50 и более человек, если на каждого человека приходится менее 1 м 2 площади помещения;
Производственные, общественные и административные здания (включая офисные), в которых может находиться 100 и более человек;
Общественные здания и здания-комплексы высотой более 55 метров;
Жилые здания высотой более 75 метров.
Примечание. Высоту зданий определять в соответствие с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009.
В этом случае удалось бы избежать ошибок, вызванных неоднозначной трактовкой термина «с массовым пребыванием людей».
К (Все статьи сайта)